Рф как правовое государство кратко

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация провозглашена правовым государством.

Правовым является такое государство, которое признает принци­пы разделения властей, независимость суда, законного управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им государственным ор­ганом.

Главное в идее правового государства — связанность государ­ства правом, подчинение государства праву, защита граждан от воз­можного произвола со стороны государства и его органов. Практи­чески это означает, что государство само ограничивает себя действу­ющими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, обще­ственные объединения и граждане. Его важнейшим принципом явля­ется верховенство права.

Основным принципом формирования и существования правового государства является “принцип разделения властей”. Теорию разде­ления властей создал выдающийся французский историк и философ Ш. Монтескье (1689—1755). Ее суть: в правильно устроенном госу­дарстве должны существовать три независимые друг от друга влас­ти — исполнительная, законодательная и судебная. Соединение их в руках одного лица неизбежно ведет к злоупотреблениям, несовмести­мо с политической свободой и в конечном счете может привести к деспотизму, диктатуре.

В большинстве цивилизованных западных стран государство стро­ится на основе этого принципа, который закреплен в конституциях (Франция, Англия, Италия, Германия, США и др.). В начале века прин­цип разделения властей начал реализовываться и в России. Однако после революции 1917 г. отношение большевиков к правовому госу­дарству было резко отрицательным. Как известно, партия большеви­ков выдвинула лозунг: “Вся власть советам”. Реализация его на прак­тике привела к тому, что Советы оказались придатком партийного ап­парата, который на деле осуществлял власть в стране.

“Мы отвергаем понятие правового государства. Если человек, пре­тендующий на звание марксиста, говорит всерьез о правовом государ­стве и тем более применяет понятие правового государства к советс­кому государству, то это значит, что он идет иа поводу у буржуазных юристов, это значит, что он отходит от марксистско-ленинского учения о государстве”.

Правящая элита большевиков во главе с И. Сталиным политичес­кую систему приспосабливала не к организации жизни общества на основе и в рамках закона, а главным образом к выполнению волевых решений ЦК партии и указаний высшего руководства. Правам лйч- ности не придавалось серьезного значения. Административная систе­ма широко опиралась на принуждение и страх. Человек рассматри­вался как “винтик” системы. Необоснованным репрессиям подверга­лись миллионы людей.

Неуважение к закону и злоупотребление властью были присущи и застойному времени. Управители всех уровней, в том числе из выс­ших эшелонов власти, действовали так, будто закон для них не писан. Росла преступность, очковтирательство, взяточничество, коррупция, нарушались права граждан, подавлялось инакомыслие. Падал авто­ритет суда и других государственных органов.

Начавшаяся в середине 80-х годов перестройка потребовала пре­образования тоталитарного государства, его командно-административ­ной системы в демократическое правовое государство. Необходимо отметить, что в рамках СССР работа по формированию правового государства проводилась непоследовательно, противоречиво, некомн- лексно и в конечном счете завершилась антидемократическим путчем во главе с ГКЧП.

Активная работа по формированию правового государства начала проводиться в Российской Федерации. Уже в Декларации о государ­ственном суверенитете РСФСР (12.06.1990 г.) было закреплено, что разделение законодательной, исполнительной и судебной власти яв­ляется важнейшим принципом функционирования Российской Феде­рации как правового государства.

Реализация “принципа разделения властей” состоит в том, чтобы четко разграничить сферы влияния государственных органов, опреде­лить их компетенцию и основные функции, обеспечить самостоятель­ность и относительную автономию (независимость) каждой ветви власти. По Конституции РФ этот принцип проявляется также в раз­граничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъек­тами: республиками, краями, областями, автономными округами, а также местным самоуправлением.

Законодательная власть: Федеральное Собрание (Парламент). Ее главная функция — формирование правовой основы общества и госу- 24

дарства на уровне закона. Или иначе: принятие законов, определяю­щих порядок функционирования всех государственных органов и дол­жностных лиц, предприятий и организаций, а также поведение граждан па основе принципа социальной справедливости. Вторая важная фун­кция — формирование бюджета и контроль за расходом финансов. Третья функция — формирование Правительства и контроль за его деятельностью. Компетенция законодательной власти должна ограни­чиваться реализацией названных функций.

Исполнительная власть: Президент, Правительство. Главная фун­кция этой власти — исполнительно-распорядительная деятельность по управлению всеми сферами деятельности общества, обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов граждан.^Правительство должно действовать в рамках принимаемых Федеральным Собрани­ем законов, иметь широкие полномочия и относительную самостоя­тельность в принимаемых решениях, периодически отчитываться пе­ред ним.

Судебная власть — органы правосудия. В демократическом пра­вовом государстве у суда особая роль — быть гарантом надежной защиты прав и законных интересов граждан от посягательств любых государственных органов и должностных лиц, включая Президента.

По своей природе любая власть обречена на то, чтобы командовать, ибо властвовать можно лишь над кем-то или над чем-то.

Главное при этом — пределы власти. Суд и выступает в качестве регулятора пределов власти, ограничителя беспредельных возможностей законода­теля и исполнительной власти. Именно в этом заключается главная функция и предназначение суда как самостоятельной ветви власти.

Механизм реализации судом властных полномочий на первый взгляд прост. Любой суд немыслим без процедур, а главная из них — гласная состязательность сторон. Суд обязан (без этого нет суда) выслушать в споре обе стороны. Командно-административная система всегда стре­милась управлять обществом, людьми односторонне, в приказном по­рядке, что приводило к безответственности должностных лиц. Не слу­чайно во времена расцвета сталинского террора было проведено толь­ко три открытых судебных процесса над “врагами народа”. Боялись гласности! Поэтому всех судили тайно или просто расстреливали по спискам. Так что судебная власть ио природе своей противостоит про­изволу. Сам ио себе закон — лишь свод правил. И только независи­мый авторитетный суд способен защитить законом интересы и права конкретного человека.

В Российской Федерации производится судебная реформа. Ее реализация направлена на превращение суда в третью власть, нарав­не с законодательной и исполнительной. Главный вопрос судебной реформы — реальное обеспечение принципа независимости суда, за­крепленного в Конституции РФ (ст. 167). Для его реализации уже 25

осуществлены следующие меры: введен порядок назначения судей; увеличен срок пребывания судей в должности — при нервом избра­нии на пять лет, а вторично — пожизненно; введена уголовная ответ­ственность за неуважение к суду и препятствование его деятельнос­ти; улучшена материальная обеспеченность судей и т.д.

Принцип независимости суда наглядно и убедительно демонстриру­ет Конституционный суд. Им были приняты решения о неконституци­онное™ Указа Президента об образовании Министерства безопасности и внутренних дел (отменен), порядка увольнения работников, достиг­ших пенсионного возраста по п.

1 — 1 ст. 33 КЗоТ (отменен), отменен ряд постановлений бывшего Президиума Верховного Совета РФ, как противоречащие Конституции и др. Следует отметить, что принятые меры лишь первые шаги на пути к преобразованию суда в независи­мую власть. В дальнейшем для решения этой задачи будут приняты новые законы, в которых будет закреплен правовой статус суда как независимой судебной власти.

Правовое государство — это прежде всего конституционное госу­дарство. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе как на высшем законодательном — конституционном уровне. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строит­ся механизм законности в правовом государстве. “Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации” (ст. 15).

Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые общественные отно­шения во всех сферах жизни регулируются законами. Всеобщие пра­вовые начала, дух права обеспечивает реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный, гарантированный правовой статус, юри­дическую защищенность.

Согласно Конституции России (ст. 19) в РФ все равны перед за­коном и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к обществен­ным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются лю­бые формы ограничения прав граждан но признакам социальной, ра­совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные воз­можности для их реализации.

Правовое государство обеспечивает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

вость — это реальное обеспечение прав человека. В распределительных отношениях — это соответствие между действием гражданина, его трудо­вым вкладом и оценкой их обществом. В отношениях принуждения, юри­дической ответственности справедливость также означает соответствие между мерой нарушения и мерой наказания. В сфере управления спра­ведливость состоит в установлении минимально необходимых пределов власти и гарантий для управляемых от злоупотребления властью.

Для правового государства характерны такие регулируемые за­коном взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосно­венность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого про­извола, считают признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью государ­ственной власти, а граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

В правовом государстве компетенция органов власти и управле­ния должна ограничиваться принципом “дозволено лишь то, что раз­решено законом”. Государственные органы и должностные лица на­делены властными полномочиями и выступают от имени государства, поэтому для предупреждения с их стороны произвола и беззакония они вправе совершать только такие действия, которые государство (через закон) дозволило или обязало совершить. Власть — это ис­точник опасности, и поэтому она должна четко дозироваться.

В правовом государстве действует еще один принцип, который нуждается в разъяснении. Его суть: “Разрешено все, что не запреще­но законом”. Некоторые понимают это как вседозволенность, акцен­тируя свое внимание на первой его половине “разрешено все”, забы­вая о законодательных запретах. Однако нельзя хулиганить, пьян­ствовать, воровать, нарушать трудовую дисциплину, родительские и сыновьи обязанности, обязательства имущественного характера и т.п.

Формирование правового государства связано с освобождением многих сторон жизни общества от чрезмерного вмешательства госу­дарственных органов и мелочной регламентации поведения людей. Если кому-либо разрешено делать все, что не запрещено (и запретов мало), то гражданину (предпринимателю) предоставляется право выбора вариантов поведения, возможность самореализации. Следует отметить, что такой метод правового регулирования используется в новом Российском законодательстве, в частности, в Законе о занятос­ти населения, Декларации прав и свобод человека и др.

Это правовое государство в идеале. Для его реализации потребу­ются годы и годы. Для формирования такого рода взаимоотношений

потребуются прежде всего знание и понимание гражданами своих нрав и обязанностей, умение пользоваться этими правами не только в своих, но и в общественных интересах. Жизнь и работа в условиях правового государства невозможна без знания законов, выражаю­щих интересы общества, определяющих гарантии прав и свобод граж­дан, дозволенного и запрещенного и т. д. Поэтому все законы должны быть опубликованы. “Закон подлежит официальному опубликова­нию. Неопубликованные законы не применяются. Любые норматив­ные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы офици­ально для всеобщего сведения” (ст. 15 Конституции РФ).

Идеи о правовом государстве как об идеальном типе существования народов зародились в период античности.

1. Признание суверенитета власти. Государство как публично-правовая организация само выступает источником права и правоприменителем. Между правом и законом не существует разницы.

2. Признание суверенитета народа. Процесс разделения сфер действия государства и права. Формируется концепция об естественных правах человека, неотъемлемых, неотчуждаемых и приобретенных человеком с рождения. Эти права побуждают государство гарантировать их соблюдение, ибо источником этих прав выступает человек, личность или общество. Основанием для таких прав выступает сама природа человека, а именно: право на жизнь, свободу, имя, достойное существование – естественные права. Государство законами определяет права человека, в которых содержатся естественные начала и гарантирует их защиту. (Конституция РФ, ст. 2, 15, 17, 18)

3. Признание верховенства права. Гос-во приобретает качественно иное состояние в правовой сфере. Суть этих состояний проявляется в том, что правовая сфера общества занимает приоритетное положение в сравнение с экономической, социальной, политической и другими сферами. Право приобретает статус доминанта в сравнении с государством и человеком, органами власти и гражданами (палата Лордов – однополые браки разрешены). На этом этапе государство приобрело свойство и качество сильного государства и гарантированно обеспечивает исполнение прав и свобод человека, следуя принципу справедливостей.

· Верховенство закона во всех сферах общественной жизни

· Деятельность органов и учреждений государства разделена по ветвям власти: законодательная, судебная, исполнительная

· Демократизм процедуры принятия законов.

· Реальность прав и свобод граждан, их правовая и социальная защищенность.

· Политический и идеологический плюрализм

· Стабильность законности и правопорядка в обществе

Для формирования государства с такими признаками в фундамент гос-ва необходимо заложить базовые начала (принципы):

· Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданинатт

· Принцип верховенства правового закона.

· Принцип равенства всех перед законом и судом

· Принцип взаимной ответственности личности и государства, государства и личности.

· Принцип гарантии невмешательства государства в дела личности и общества.

Конституционное положение ст. 1 основного закона является заявленным началом процесса формирования правового государства в РФ. РФ находится в начале пути создания правового гос-ва. На настоящий день РФ не является правовым государством ни по признакам, ни по принципам.

Единственный признак, который в полной мере реализован в РФ, политический и идеологический плюрализм и частично: верховенство закона, разделение деятельности государственных органов, реальность прав и свобод человека гражданина, стабильность законности и правопорядка в обществе. Не реализован принцип демократизма процедуры принятия законов.

Принципы формирования правового государства.

Признаки правового государства.

Этапы становления.

Идеи о правовом государстве как об идеальном типе существования народов зародились в период античности.

1. Признание суверенитета власти. Государство как публично-правовая организация само выступает источником права и правоприменителем. Между правом и законом не существует разницы.

2. Признание суверенитета народа. Процесс разделения сфер действия государства и права. Формируется концепция об естественных правах человека, неотъемлемых, неотчуждаемых и приобретенных человеком с рождения. Эти права побуждают государство гарантировать их соблюдение, ибо источником этих прав выступает человек, личность или общество. Основанием для таких прав выступает сама природа человека, а именно: право на жизнь, свободу, имя, достойное существование – естественные права. Государство законами определяет права человека, в которых содержатся естественные начала и гарантирует их защиту. (Конституция РФ, ст. 2, 15, 17, 18)




3. Признание верховенства права. Гос-во приобретает качественно иное состояние в правовой сфере. Суть этих состояний проявляется в том, что правовая сфера общества занимает приоритетное положение в сравнение с экономической, социальной, политической и другими сферами. Право приобретает статус доминанта в сравнении с государством и человеком, органами власти и гражданами (палата Лордов – однополые браки разрешены). На этом этапе государство приобрело свойство и качество сильного государства и гарантированно обеспечивает исполнение прав и свобод человека, следуя принципу справедливостей.

· Верховенство закона во всех сферах общественной жизни

· Деятельность органов и учреждений государства разделена по ветвям власти: законодательная, судебная, исполнительная

· Демократизм процедуры принятия законов.

· Реальность прав и свобод граждан, их правовая и социальная защищенность.

· Политический и идеологический плюрализм

· Стабильность законности и правопорядка в обществе

Для формирования государства с такими признаками в фундамент гос-ва необходимо заложить базовые начала (принципы):

· Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданинатт

· Принцип верховенства правового закона.

· Принцип равенства всех перед законом и судом

· Принцип взаимной ответственности личности и государства, государства и личности.

· Принцип гарантии невмешательства государства в дела личности и общества.

Конституционное положение ст. 1 основного закона является заявленным началом процесса формирования правового государства в РФ. РФ находится в начале пути создания правового гос-ва. На настоящий день РФ не является правовым государством ни по признакам, ни по принципам.

Единственный признак, который в полной мере реализован в РФ, политический и идеологический плюрализм и частично: верховенство закона, разделение деятельности государственных органов, реальность прав и свобод человека гражданина, стабильность законности и правопорядка в обществе. Не реализован принцип демократизма процедуры принятия законов.

Читайте также: