Ресурсное планирование деятельности доу

Обновлено: 03.07.2024

2. Годовой план работы ДОО (из опыта работы МДОУ №23).

Управление образовательным процессом.

Содержание методической работы можно рассмотреть с точки зрения реализуемых в ней направлений деятельности (отражают обобщенные задачи).

Управление образовательным процессом – это целенаправленное воздействие на образовательный процесс для обеспечения его оптимального функционирования и развития. Содержание управления образовательным процессом определяется функциями планирования, организации, контроля, анализа и регулирования.

Планированиеобразовательного процесса предполагает создание целостной системы педагогического планирования, элементами которой выступают образовательная программа (стратегический план) и планы организации образовательной работы (в группах и педагогов-специалистов) – перспективный и календарный (тактические планы). Стратегическое планирование представлено основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной ДОУ на основании примерной (характеризует модель образовательного процесса конкретного ДОУ) и реализуемых вариативных программ дошкольного образования.

Планово-прогностическая функция
в целостной системе управления ДОУ

Планирование и прогнозирование – важнейшие стадии управленческого цикла на всех уровнях управления. Функция планирование самая технологичная, конструктивная и методически насыщенная.

Планирование и прогнозирование работы ДОУ заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития учреждения в определенных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа.

Планирование можно определить как деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ, их достижения посредством способов, средств и воздействий, направленных на перевод учреждения в новое качественное состояние.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

• объективная оценка уровня работы дошкольного учрежденияв момент планирования;

• четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;

• выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей и получить планируемый результат.

В деятельности каждого ДОУ существует ряд обязательных документов, которые составляют его нормативную базу:

• программа развития;

• образовательная программа;

• годовой план работы.

Составление данных документов предполагает определенный алгоритм действий.

Алгоритм действий руководителя
в рамках планово-прогностической функции, предложенный П.И. Третьяковым

1. Сформулировать концептуальные положения, составить прогноз.

2. Определить текущие задачи, сроки реализации, ресурсное обеспечение.

3. Составить перечень показателей ожидаемых результатов по критериям качества.

4. Разработать методику действий.

5. Выявить положительные и отрицательные факторы.

6. Предусмотреть возможные трудности и отклонения процесса, пути их преодоления.

Что такое ЦЕЛЬ?

“Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления цели всякого рода деятельности и отыскивания соответствующих средств, ведущих к конечной цели”. (Аристотель)

“Наличие потребности и стремления в достижении будущего результата является одним из признаков понятия “цель”. Цель- это осознанный желаемый результат”.

(Третьяков П.И. “Оперативное управление качеством образования в школе” М.: Изд. Скрипторий, 2004 г. с. 212)

Цель должна обладать пятью основными свойствами:

• полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности;

• операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью);

• реальностью (соответствием возможностям);

• побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности).




Эти свойства цели как бы задают характеристику ожидаемому результату, которую можно будет проверить.

ДЖ.Л. Моррисей предложил алгоритм формулировки цели, подчеркнув, что она начинается с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие, и отражает следующие требования:

• определить конечный результат;

• конкретизировать заданный срок достижения результатов;

• установить максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени

• указать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работы, необходимую для подтверждения факта достижения целей;

оговорить, что и когда должно быть сделано, не вдаваясь в детали

Цели делятся на стратегические, тактические и оперативные.

• Стратегическиецели и задачи формулируются на долгосрочный ожидаемый результат. Они представлены в концепции, в программе развития ДОУ.

• Тактические задачи определяют как промежуточные результаты. Эти задачи сформулированы в образовательной программа и годовом плане ДОУ.

• Оперативные задачи направлены на получение результата на текущий момент. В личном плане работы руководителя, воспитателя и плане работы творческой группы педагогов представлены оперативные задачи.

• Любое планирование деятельности ДОУ начинается с анализа достигнутых раннее результатов работы коллектива.

• Такой анализ помогает определить цели и задачи, наметить систему мероприятий по продвижению учреждения к развитию и совершенствованию образовательного процесса в ДОУ.

Документы, составляющие нормативную базу ДОО

В качестве основного, целевого решения для всего коллектива дошкольного образовательного учреждения выступает план работы на годи образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий – программа развития ДОУ

Лекция 2. Планирование, как одно из направлений методической работы в ДОУ.

1. Управление образовательным процессом (Планирование, организация, контроль образовательной деятельности)

2. Годовой план работы ДОО (из опыта работы МДОУ №23).

Управление образовательным процессом.

Содержание методической работы можно рассмотреть с точки зрения реализуемых в ней направлений деятельности (отражают обобщенные задачи).

Управление образовательным процессом – это целенаправленное воздействие на образовательный процесс для обеспечения его оптимального функционирования и развития. Содержание управления образовательным процессом определяется функциями планирования, организации, контроля, анализа и регулирования.

Планированиеобразовательного процесса предполагает создание целостной системы педагогического планирования, элементами которой выступают образовательная программа (стратегический план) и планы организации образовательной работы (в группах и педагогов-специалистов) – перспективный и календарный (тактические планы). Стратегическое планирование представлено основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной ДОУ на основании примерной (характеризует модель образовательного процесса конкретного ДОУ) и реализуемых вариативных программ дошкольного образования.

Планово-прогностическая функция
в целостной системе управления ДОУ

Планирование и прогнозирование – важнейшие стадии управленческого цикла на всех уровнях управления. Функция планирование самая технологичная, конструктивная и методически насыщенная.

Планирование и прогнозирование работы ДОУ заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития учреждения в определенных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа.

Планирование можно определить как деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ, их достижения посредством способов, средств и воздействий, направленных на перевод учреждения в новое качественное состояние.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

• объективная оценка уровня работы дошкольного учрежденияв момент планирования;

• четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;

• выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей и получить планируемый результат.

В деятельности каждого ДОУ существует ряд обязательных документов, которые составляют его нормативную базу:

• программа развития;

• образовательная программа;

• годовой план работы.

Составление данных документов предполагает определенный алгоритм действий.

Алгоритм действий руководителя
в рамках планово-прогностической функции, предложенный П.И. Третьяковым

1. Сформулировать концептуальные положения, составить прогноз.

2. Определить текущие задачи, сроки реализации, ресурсное обеспечение.

3. Составить перечень показателей ожидаемых результатов по критериям качества.

4. Разработать методику действий.

5. Выявить положительные и отрицательные факторы.

6. Предусмотреть возможные трудности и отклонения процесса, пути их преодоления.

Что такое ЦЕЛЬ?

“Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления цели всякого рода деятельности и отыскивания соответствующих средств, ведущих к конечной цели”. (Аристотель)

“Наличие потребности и стремления в достижении будущего результата является одним из признаков понятия “цель”. Цель- это осознанный желаемый результат”.

(Третьяков П.И. “Оперативное управление качеством образования в школе” М.: Изд. Скрипторий, 2004 г. с. 212)

Цель должна обладать пятью основными свойствами:

• полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности;

• операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью);

• реальностью (соответствием возможностям);

• побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности).

Эти свойства цели как бы задают характеристику ожидаемому результату, которую можно будет проверить.

ДЖ.Л. Моррисей предложил алгоритм формулировки цели, подчеркнув, что она начинается с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие, и отражает следующие требования:

• определить конечный результат;

• конкретизировать заданный срок достижения результатов;

• установить максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени

• указать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работы, необходимую для подтверждения факта достижения целей;

оговорить, что и когда должно быть сделано, не вдаваясь в детали

Цели делятся на стратегические, тактические и оперативные.

• Стратегическиецели и задачи формулируются на долгосрочный ожидаемый результат. Они представлены в концепции, в программе развития ДОУ.

• Тактические задачи определяют как промежуточные результаты. Эти задачи сформулированы в образовательной программа и годовом плане ДОУ.

• Оперативные задачи направлены на получение результата на текущий момент. В личном плане работы руководителя, воспитателя и плане работы творческой группы педагогов представлены оперативные задачи.

• Любое планирование деятельности ДОУ начинается с анализа достигнутых раннее результатов работы коллектива.

• Такой анализ помогает определить цели и задачи, наметить систему мероприятий по продвижению учреждения к развитию и совершенствованию образовательного процесса в ДОУ.

Документы, составляющие нормативную базу ДОО

В качестве основного, целевого решения для всего коллектива дошкольного образовательного учреждения выступает план работы на годи образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий – программа развития ДОУ

В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству.

  • профессиональных умений руководителя,
  • способностей оперативно принимать решения,
  • способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост.
  • умения руководителя осознавать себя и свои личные цели,
  • правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя;
  • умения создавать собственные управленческие концепции развития.
  • способность проанализировать ситуацию;
  • умение выявить основные тенденции жизнедеятельности учреждения (увидеть перспективы развития);
  • умение определить пути развития учреждения (способы и средства достижения).

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учитывать:

– тенденции социальных преобразований в обществе,
– запросы родителей,
– интересы детей
– профессиональные возможности педагогов.

  • недостаточное осознание руководителями значения и сущности планирования в системе управления;
  • трудности в совершенствовании механизма планирования (определении целей, структуры и содержания);
  • необходимость создания новых разновидностей планов и технологий планирования.

Квалифицированное составление плана одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.

Система планирования в ДОУ.

Планирование включает в себя целеполагание, разработку планов, а так же анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды ДОУ (потребностей, потребителей и т.д.).

  • неумение чётко определить специфику целей и содержания планирования (как способ управленческой функции в ДОУ), её взаимосвязь с другими функциями управления;
  • нечеткость в определении методов и форм планирования деятельности ДОУ;
  • отсутствие взаимосвязи между планированием деятельности и механизмами его реализации, влекущее за собой нерациональное использование времени, кадров и ресурсов;
  • заведомая невыполнимость планируемых целей и результатов;
  • непродуманность и неразработанность структуры планов.

Поэтому процесс планирования должен создать плановую систему, в которой хорошо видны:

1) основное содержание плана;
2) его временной разрез;
3) ответственное за его выполнение лицо или группа лиц.

  • привлечение родителей к разработке стратегических (долгосрочных планов);
  • обеспечение работников ДОУ всех уровней информацией, необходимой для качественной разработки планов;
  • определение алгоритма и видов деятельности, необходимых педагогическим работникам ДОУ для качественной разработки планов;
  • распределение функциональных обязанностей педагогических работников ДОУ в процессе планирования;
  • выработка оптимального набора форм планирования.

Данная система состоит из нескольких слоёв или уровней планов: стратегического, тактического и оперативного.

Уровневая система планирования и перечень соответствующей плановой документации.

Первый уровень – стратегическое, или долгосрочное, планирование – определяет основные стратегические (долгосрочные) цели образовательного учреждения, а также политику (направление действий) и стратегию (оптимальные пути) получения и использования ресурсов для достижения этих целей.

  • включение в его содержание основных проблем деятельности образовательного учреждения;
  • создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;
  • долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);
  • нацеленность на придание деятельности учреждения стройности и внутреннего единства;
  • заложенная объективная необходимость руководства активизировать и модернизировать работу учреждения.

Второй уровень планирования, тактическое планирование – это краткосрочная стратегия достижения цели, разрабатываемая на уровне руководителей среднего звена.
Основной задачей является разработка дополнительных планов и конкретных указаний по обеспечению целей и налаживанию процесса реализации стратегического планирования.

  • определение мероприятий, которые необходимо провести в рамках образовательного учреждения (какие?);
  • определение исполнителей (кто?);
  • обеспечение реализации мероприятий (каким образом?).

Третий уровень, оперативное планирование – представляет собой разработку конкретных действий людей и структур с учетом всех необходимых условий.
Таким образом, планирование деятельности ДОУ необходимо рассматривать как сочетание стратегического, тактического и оперативного уровней. Именно такое планирование представляется наиболее комплексным и системным.

  • создание долгосрочного плана:
  • дает основу для принятия решений(что и как организация хочет достичь);
  • способствует снижению риска при принятии решений;
  • помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования.

Тактическое планирование гарантированно обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов.

Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учетом всех необходимых ресурсов.

  • определение понятной и реально достижимой для работников ДОУ иерархии планируемых целей, задач и мероприятий;
  • создание стройной системы целеполагания (цели, главные/второстепенные задачи, контрольные мероприятия), конкретизирующей основные целевые программы и указания органов управления образованием;
  • установление чёткой взаимосвязи между анализом итогов работы за год и проектированием работы на следующий период;
  • выстраивание системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;
  • чёткое прогнозирование результатов деятельности на планируемый период и др.

Годовой план ДОУ: структура, содержание, анализ.

Годовой план ДОУ – координированная система решений, рассчитанная на обеспечение эффективной деятельности ДОУ в течении определенного времени: недели, месяца, года.

  • анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
  • планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
    • обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
    • обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
    • создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
    • научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
    • взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
    • укрепление материально-технической и финансовой базы.
    • все виды ресурсов ДОУ, их состояние, способы и возможности использования;
    • кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.
    • составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе);
    • поэтапное обсуждение выполнения частей плана с коллективом, которое помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, и четко представить себе цели своей последующей деятельности.
    • Первая часть плана представляет собой:
    • анализ выполнения годового плана (оценивается уровень выполнения каждой задачи предыдущего учебного года; выявляются причины невыполнения годовых задач).
    • задачи на новый учебный год.

    Оформление анализа годового плана

    • анализ состояния здоровья воспитанников;
    • анализ заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья;
    • анализ результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
    • общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни);
    • резервы планирования деятельности на новый учебный год.
    • анализ результатов выполнения программы по всем направлениям.
    • анализ уровня познавательного развития детей, социально­-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др.;
    • общие выводы;
    • резервы повышения уровня выполнения программы.
    • анализ уровня готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу);
    • анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс;
    • общие выводы;
    • резервы повышения результативности работы по данному подразделу.
    • результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;
    • заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства);
    • анализ методической работы в ДОУ;
    • анализ научно-методической обеспеченности образовательно-воспитательного процесса;
    • общие выводы, выявленные тенденции;
    • резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
    • анализ системы взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей);
    • выполнение планов совместной работы ДОУ и школы;
    • результаты взаимодействия с другими организациями;
    • общие выводы.
    • итоги административно-хозяйственной работы,
    • материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
    • проследить динамику развития образовательного, обеспечивающего и управленческого процессов;
    • выявить достижения и недостатки в работе;
    • определить противоречия и проблемы по основным направлениям работы ДОУ, учитывая которые, сформировать цели и задачи на следующий учебный год;
    • оформить полученные результаты в виде текстов и графиков, отражающих и прослеживающих динамику развития планируемых процессов жизнедеятельности ДОУ.
    • наметить конкретные меры по коррекции планирования и управления, сориентированных на поиск способов выполнения годовых задач.

    Вторая часть плана включает – основные направления и действия (мероприятия).

    Состоит из следующих разделов:

    • инструктажи (ОТ, ТБ, ПБ и др.);
    • производственные собрания;
    • повышение квалификации и социальной активности педагогов(курсы, семинары, конференции и др.)
    • методические объединения;
    • подготовка и проведение аттестации педагогических работников;
    • изучение работы воспитателей (с детьми, с родителями, с коллегами)
    • консультации с обслуживающим персоналом.
    • деятельность совета по развитию ДОУ;
    • педагогические советы;
    • семинары, консультации, коллективные просмотры занятий, конкурсы;
    • работа с молодыми воспитателями.
    • родительские собрания (общие/групповые);
    • лектории и консультации для родителей;
    • дни открытых дверей;
    • занятия педагогического всеобуча;
    • оформление выставок и др.
    • воспитательная работа с детьми (праздники, развлечения, КВН, спартакиады и др.);
    • оздоровительная работа с детьми (спортивные праздники, секции, клубы, факультативы, походы и др.)
    • итоговый;
    • оперативный;
    • фронтальный;
    • тематический.
    • ремонт помещений;
    • укрепление материально-технической базы;
    • работа на территории ДОУ;
    • работа по охране жизни и здоровью детей и др.

    Таким образом, алгоритм годового планирования может быть представлен следующим образом:

    1-й этап. Планирование ежемесячно повторяемых дел (н-р, проведение педсоветов; первичной, полугодовой и итоговой педагогической диагностики дошкольников; подготовку и проведение праздников и др.);
    2-й этап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционно сложившимися мероприятиями ДОУ (н-р, проведение праздников, конкурсов, выставок);
    3-й этап. Запланировать новые мероприятия под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год.

    В связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) возникла необходимость пересмотра подходов к планированию образовательной деятельности. Дошкольным учреждениям следует проанализировать планирование педагогов с учетом принципов, заложенных в ФГТ: интеграции и комплексно-тематического подхода; с учетом десяти образовательных областей и восьми видов деятельности. Однако не стоит одномоментно ломать и рушить то, что наработано годами. Необходимо внести изменения в существующее планирование. Авторские коллективы выпустили новые редакции программ, мониторинг, но методические пособия остались прежние. Как педагогу сориентироваться в таком большом потоке информации?

    Несмотря на разнообразие трактовок данного понятия, определение В.И. Логиновой наиболее точно характеризует сущность планирования в соответствии с учетом современных требований. Планирование отражает реализацию образовательной программы с учетом специфики группы. Таким образом, педагог заблаговременно определяет порядок, последовательность осуществления образовательной работы, отмечает необходимые условия, используемые средства, формы и методы работы с детьми конкретной группы. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательной работы в целом.

    Любая деятельность, в том числе и планирование, основывается на определенных принципах:

    • коллегиальности (планирование осуществляется совместно педагогами группы, во взаимосвязи с педагогами ДОУ и родителями);
    • систематичности, последовательности, регулярности педагогических воздействий;
    • взаимодействия разных видов детской деятельности;
    • непрерывности;
    • интегративности (ребенок видит мир целостно, поэтому необходима интеграция содержания образовательных областей);
    • практичности, реальности;
    • учета конкретных условий.

    Таким образом, план долженбыть: целенаправленным, реальным и прогностичным, экономичным, максимально ясным, удовлетворять требованию единства и непрерывности, точным и гибким. Анализ планов педагогов ДОУ позволил выявить недостатки планирования.

    Планирование часто осуществляется по предметному принципу, отдельным разделам, направлениям, педагог не предусматривает интеграции содержания, интегрированных форм работы с дошкольниками (комплексных и интегрированных мероприятий).

    Цели и задачи часто ставятся нечетко, без учета специфики группы. Иногда это просто переписывание задач из имеющейся методической литературы.

    Педагоги, как правило, планируют однообразные формы и методы работы — рассматривание, внесение игрушки и пр. Отсутствует дифференцированный подход, разноуровневые задания не находят отражения в планах педагогов.

    С позиции менеджмента в образовании планирование должно быть представлено со стратегического, тактического и оперативного направлений.

    Стратегическое планирование включает программу развития ДОУ, основную общеобразовательную программу дошкольного образования, модель выпускника.

    Тактическое планирование включает годовой учебный план учреждения, рабочие программы специалистов, индивидуальные программы развития воспитанников.

    Оперативное планирование включает календарно-темати-ческие планы педагогов и диагностические карты развития детей.

    При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Представляем вашему вниманию разработанный нами алгоритм планирования.

    1. Аналитический этап:

    • изучение вариантов существующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов;
    • анализ содержания реализуемой программы, методического обеспечения, условий для реализации программы, диагностического обеспечения в соответствии с реализуемой программой.

    2. Организационный этап:

    • разработка проекта Положения о планировании образовательного процесса;
    • составление и утверждение учебного плана, расписания периодов непрерывной непосредственной организованной деятельности;
    • разработка циклограмм совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов с учетом режима дня, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
    • создание циклограмм деятельности специалистов сопровождения, системы взаимодействия с педагогами групп;
    • разработка календарно-тема-тического планирования (годового, недельного и пр.).

    3. Практический этап:

    • ведение календарного планирования;
    • семинары, консультации по содержанию календарных планов.

    4. Заключительный этап:

    • анализ планирования, выявление недостатков, внесение изменений;
    • рассмотрение Положения о планировании на педагогическом совете, утверждение приказом заведующего.

    На первом этапе целесообразно создать в ДОУ творческую группу по разработке системы планирования, в задачи которой входит изучение вариантов существующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов и разработка проекта положения о планировании.

    На этапе анализа существующего планирования важно обратить внимание на следующие моменты:

    • перечень программ, реализуемых в образовательном учреждении;
    • обоснование соответствия выбранных программ виду ДОУ. Приоритетное направление развития воспитанников в ДОУ может обеспечиваться реализацией одной или нескольких парциальных программ;
    • обоснование обеспечения целостности педагогического процесса, единства принципов и подходов в процессе воспитания и образования при использовании набора программ. Принципы взаимодействия взрослых и детей в педагогическом процессе, предусмотренные различными программами должны быть идентичными;
    • в тех случаях, когда образовательная программа по одному или нескольким разделам дополняется парциальной программой, необходимо установить, что содержание, методы и приемы организации развития ребенка в данном виде деятельности дополняют друг друга, не содержат противоречий в основных концептуальных принципах, исключают дублирование содержания;
    • набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка в соответствии с требованиями СанПиН. Необходимо предусмотреть интеграцию видов детской деятельности и образовательных областей с целью исключения перегрузки и выполнения программы.

    В каждом ДОУ должны быть созданы соответствующие условия.

    Соответствие развивающей среды, материально-технической базы требованиям программы. Предметно-развивающая среда должна предусматривать оптимальное расположение оборудования, детской мебели для развития воспитанников в организованных формах обучения "и свободной деятельности. Кроме того, дается оценка обеспеченности образовательного процесса дидактическим и методическим материалом по реализуемой программе.

    На втором этапе разрабатывается проект Положения о планировании образовательного процесса, устанавливающей единые требования к форме и содержанию планирования образовательной работы в ДОУ с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой общеобразовательной программы.

    Например, в Положении может быть определена документация педагогов по следующим разделам.

    Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности:

    • организованная (все периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности);
    • совместная по основным направлениям (познавательноречевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное);
    • самостоятельная (создание условий, пополнение предметно-развивающей среды в разных видах деятельности).

    Планирование на день также осуществляется в утверждений в ДОУ форме. Планируется первая и вторая половина дня, где указываются следующие формы организации деятельности:

    • работа с родителями, совместная деятельность с детьми (например, работа и труд в уголке природы, работа с книгой, ситуация общения);
    • организованная деятельность (периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности согласно расписания);
    • прогулка (все пять обязательных частей: наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная работа по развитию движений, самостоятельная деятельность; 1 раз в неделю планируется целевая прогулка или экскурсия).

    Планирование реализуетсяпедагогами группы совместно на основе циклограммы и ка-лендарно-тематического планирования на неделю. Для удобства и обеспечения полноты реализации программы целесообразно разработать и принять в установленном порядке табличную форму планирования.

    Учебный план состоит из таблицы, в которой определены образовательные области, рассчитано количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности, объем образовательной нагрузки, пояснительной записки.

    Он включает инвариантную и вариативную части, взаимосвязанные и дополняющие друг друга. В инвариантной части обозначены образовательные области в соответствии с реализуемой программой. В вариативной части отражаются дополнительные образовательные услуги с соответствии со спецификой и возможностями ДОУ, региональными особенностями. В соответствии с ФГТ инвариантная часть составляет не менее 80%, вариативная часть — не более 20% от общего нормативного

    времени, отводимого на освоение основной общеобразовательной программы.

    Вариативная часть должна соответствовать виду учреждения. Ее содержание органично дополняет инвариантную часть.

    Заключительная ступень второго этапа — координация педагогической деятельности с помощью составления циклограмм (взаимодействие между участниками образовательного процесса; совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов).

    На третьем этапе вводится принятая форма планирования, проводятся промежуточные опросы, заслушиваются мнения педагогов, вносятся изменения с целью достижения единства и полноты планирования образовательного процесса.

    В соответствии с ФГТ планирование образовательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детей и родителей, отраженного в разных формах:

    • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
    • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
    • самостоятельную деятельность детей;
    • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    В процессе планирования учитываются потребности всех участников образовательного процесса, создаются условия для реализации активной родительской позиции.

    На четвертом этапе педагогическим советом проводится анализ планирования педагогов, заслушиваются отчеты членов творческой группы о положительных моментах новой формы планирования и подводятся итоги.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система планирования работы по развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности.

    В данном материале представлена моя разработка планирования театрализованной деятельности детей для средней группы.

    Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности

    Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проя.


    Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

    Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом.

    Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

    Материалы муниципального семинара по планированию образовательного процесса, 2008 г.


    Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности

    Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольник.

    Система планирования работы по театрализованной деятельности в ДОУ, с учетом его коррекционной направленности.

    В работе обобщены и систематизированы материалы по развитию пантомимичех навыков, планирование рассчитано на 2 года пребывания детей в ДОУ, разбито на 6 этапов.

    Планирование образовательной деятельности в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы Учреждения. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов ДО вносит в действующую структуру планирования значительные изменения.

    Обязательной педагогической документацией воспитателя является план деятельности с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.

    Планирование образовательного процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, основной общеобразовательной программы, методов и приемов общения и воспитания.

    Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, формы организации деятельности детей. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

    Правильно составленный план деятельности вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.

    Необходимым условием успешного планирования является хорошее знание программы , знание детей своей группы (изучать каждого ребенка в динамике его развития), совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе (единый подход к детям, единые требования к ним).

    Однако существует несколько требований, которые необходимо соблюдать при планировании:

    · Объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

    · Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с основной общеобразовательной программой дошкольного образования Учреждения, по которой организуется образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ;

    · Четкое представление результатов деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

    · Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

    Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, что и как предстоит сделать для достижения целей и решению поставленных задач. Кроме того план может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.

    Как бы ни был оформлен план образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным принципам, мы их заимствовали в ФГТ:

    К содержанию образования:

    - соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    - сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

    - соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

    - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

    - строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

    К построению образовательного процесса

    - основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    - предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

    - предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

    А сейчас предлагаю Вашему вниманию модель перспективного плана образовательной работы.

    Перспективное планирование – позволяет учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, позволяет планировать на основе анализа полученных результатов, обеспечивая единство работы воспитателей .

    Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).

    Структура плана образовательной работы такова:

    · темы месяца планируются с учетом возраста детей, сезонных явлений, традиционных мероприятий, праздников.

    В конце недели обобщаются все виды детской деятельности, проводится итоговое мероприятие, которое дает ощущение целостности и законченности определенного периода. В качестве итогового мероприятия могут выступать: создание разнообразных альбомов, рукописных книг, тематических выставок поделок и детских рисунков, спектакли, викторины, концерты, соревнования, КВН и др.

    Тема: ___________

    Цель: _______________

    Сроки:_________________

    Итоговое мероприятие: ________________

    Образовательные области

    Совместная деятельность

    Игровая деятельность , включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры

    Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками )

    Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

    Познавательно- исследовательская деятельность ( исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

    К онструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

    Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

    Музыкальная деятельность ( восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

    Восприятие художественной литературы и фольклор

    Двигательнаядеятельность (овладение основными движениями) формы активности ребенка

    Самостоятельная детская деятельность

    Взаимодействие с родителями по реализа-

    ции ООП

    В соответствии с ФГОС ДО планируем образовательную работу, охватывая следующие образовательные области:

    Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

    Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

    Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

    Освоение образовательных областей проходит через все виды детской деятельности.

    (Показ слайдов – виды деятельности)

    Таким образом, прослеживается интеграция всех образовательных областей и видов детской деятельности в течение недели.

    Календарный план образовательного процесса– это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательной работы в целом.

    Организация образовательного процесса предполагает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования через деятельность с детьми в следующих разделах:

    Совместная деятельность с детьми разделена на подразделы – НООД и деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментах.

    НООД – взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующего в совместной деятельности, но партнера – инициатора. При этом он не обязывает детей копределенного рода активности, демонстрируя образцы её организации, в то же время, взрослый как партнер, поощряет и учитывает детскую инициативу в развертывании деятельности.

    Деятельность в режимных моментах : предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.

    Этот раздел самый насыщенный разнообразной деятельностью.

    · индивидуальный диалог с каждым ребенком;

    · совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

    · чтение или рассказывание;

    · дидактические упражнения, развивающие игры;

    · наблюдения (в группе, на воздухе);

    · психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;

    · труд (различные виды);

    · познавательная пятиминутка и др.

    Зная их педагог,

    · во-первых, не упустит основных доминант в работе с детьми,

    · во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.

    При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.

    Совместную деятельность взрослых и детей , осуществляемую в ходе режимных моментовпрописываем согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вечер.

    Утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.

    Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

    Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.

    Дата день недели

    Совместная деятельность воспитателя с детьми

    Самостоятельная детская деятельность

    Взаимод. с родителями по реализа-

    Деятельность в режимных моментах

    Индивидуальная деятельность с детьми

    Следующим разделом является самостоятельная детская деятельность, она включает в себя:

    1) свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

    2) организованную воспитателем деятельность воспитанников, направленную на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

    Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

    Воспитатель создает разнообразную предметно-развивающую игровую среду, которая обеспечивает ребенку познавательную активность, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

    Признаками самостоятельной деятельности являются то, что ребенок самостоятельно переносит усвоенное на занятиях, в общении с педагогом в собственную новую деятельность, применяет для решения новых задач.

    Индивидуальная деятельность с детьми планируется во всех разделах плана.

    Индивидуальная работа с детьми заключается в конкретизации общих целей воспитания с возрастными и индивидуальными особенностями, в гибком использовании методов и форм воспитания, а также организация оптимальных условий для развития отдельного ребенка.

    Планирование задач, содержания и методов индивидуальной работы с детьми выполняют воспитатели на основании результатов повседневных наблюдений за ребёнком, анализа его деятельности и бесед с родителями.

    В разделе взаимодействие с родителями по реализации ООП. Для объединения усилий по реализации целей и задач образовательных областей на основе темы недели, воспитатель планирует обращение к родителям с просьбами по продолжению дома начатой работы с детьми в детском саду: придумать сказку, нарисовать, вырезать, прочитать и т.п. Также это позволяет родителям устранить дефицит общения с детьми, избежать стихийности воспитательных воздействий, научиться вовлекать детей в деятельность.

    Надеемся, что выстроенная нами модель образовательного процесса с использованием инновационных форм организации детской деятельности поможет каждому воспитателю грамотно спланировать образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста и реализовать требования ФГОС ДО.

    Читайте также: