Ресурсное обеспечение судебной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Органы судейского сообщества являются важным институтом обеспечения независимости судей.
Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.
Основные задачи органов судейского сообщества:
содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
защита прав и законных интересов судей;
участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Организационное обеспечение деятельности органов судейского сообщества
Для организационного обеспечения деятельности органов судейского сообщества создано подразделение Судебного департамента - Управление обеспечения деятельности органов судейского сообщества, где функционируют отделы по обеспечению деятельности Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

В территориальных органах Судебного департамента определены должностные лица, осуществляющие функцию секретарей советов судей субъектов Российской Федерации, секретарей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

4.Иное (социальное, медицинское, санаторно-курортное, жилищное).

Субъекты д-ти: Президент РФ, ФС РФ, ВС РФ, КС РФ, Судебный департамент при ВС РФ (раньше – Минюст), Правительство РФ

Ст. 1 ФЗ: Судебный департамент – федеральный гос. орган (НЕ ОРГАН ИСП. ВЛАСТИ), осуществляющий обеспечение кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера д-ти всех судов РФ, за исключением высших судебных инстанций, направленное на создание условий для полного и независимого осуществления правосудий

Создание единогоинформ. пространства - осуществление мероприятий по созданию совокупности баз и банков данных, создание информ. систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей

Суд.департмант возглавляет Ген. Директор, назначаемый на должность Председателем ВС РФ с согласия Совета Судей. Гусев Александр Владимирович – ген.дир в настоящий момент.

Суд.департамент

1.Разрабатывает проекты законов по вопросам судоустройства и обеспечения д-ти судов

2.Разрабатывает предложения о финансировании суд.системы и вносит в Правительство

3.Разрабатывает предложения по совершенствованию д-ти судов

4.Организует строительство и ремонт зданий суд.органов

5.Информационное правосудие

Финансовое обеспечение д-ти судов

Исключительно за счет федерального бюджета. Деньги распределяются с указанием отд. статей расходов. Контроль за использованием целевых средств Суд.департаментов осуществляется Счетной палатой. Суды общей юрисдикции судов РФ, все арбитражные суды, окружные и флотские суды являются юр. лицами. Для финансирования районных судов и гарнизонных судов деньги поступают в управление суд.департамента.

Материально-техническое обеспечение

Общепринятые предметы + особые атрибуты и символы

Правила проектирования судов общей юрисдикции.,утвержд. Госстроем РФ 25 декабря 2012 г., П-ие Правительства от 8 мая 2015 г. № 449 (хранение вещ.доков в судах)

П-ие ЕСПЧ от 17 июля 2014 г., в 1995 г. – впервые использована решетка в деле Чикатило; дело гр-на Титоренко (Украина) в ЕСПЧ

Организация кадрового обеспечения судебной д-ти

Кадровый состав суда – 1)судьи, 2)работники аппаратов судов, занимающие должности ГГС, 3)работники аппарата суда по охране и обслуживанию зданий и транспорта

− Определение потребности судов в кадрах

− Подготовка кадров для судебной системы

− Формирование кадрового состава аппарата судов

− Формирование кадрового резерва на должности судей

− Формирование кадрового состава судебного корпуса;

− Повышение квалификации судей и работников аппарата судов;

− Организация и ведение кадровой работы

− Система судебных органов в государстве;

− Численность населения гос-ва;

Общая штатная численность федеральных судей в РФ ежегодно устанавливается в законе о федеральном бюджете на очередной календарный год. ФЗ от 25.12.1999 г. устанавливает количество мировых судей.

Работники аппаратов судов:

Реестр должностей ГГС, утв. Указом Президента от 31.12.2005 г. – все должности ГГС во всех органах: начальник и заместитель начальника отдела, помощник судьи, помощник Председателя суда, секретарь, секретарь суд.заседания, консультант, специалисты; в арб. судах + – рук-ли секретариата, советник Председателя суда. Администратор входит в штат Судебного департамента.

Должности аппаратов судов

Категории: специалисты, обеспечивающие специалисты, руководители помощники

Группы: главная, ведущая, старшая, младшая

Приказ суд.департамента от 31 июля 2017 г. № 139: необходимость руководствоваться требованиями справочника. Требования к ГГС подразделяются на базовые (проф. образование).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Осуществление независимого и беспристрастного правосудия, повышение его доступности, обеспечение самостоятельности судов находится в тесной связи с организационным и материально-техническим обеспечением судебной деятельности.

Обеспечение судов кадрами, финансами, транспортом, мебелью, средствами связи, оргтехникой и другими материально-техническими и иными ресурсами относится к гарантиям самостоятельности и независимости судебной власти в системе разделения властей. Это обеспечение, с одной стороны, должно исключать материальную зависимость судов от органов законодательной и исполнительной власти, а с другой - не должно отвлекать внимание судей на выполнение не свойственных правосудию функций.

Организационное обеспечение деятельности судов - деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим направлениям:

Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей:

для федеральных судов → осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

для мировых судей → осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Организационно-правовое обеспечение: разработка и внесение в соответствующие органы предложений, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей; изучение и обобщение организации работы судов и разработка мер по её совершенствованию; внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению судов; разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппарата судов; сбор, обработка и анализ судебной статистики; организационно-методическое обеспечение делопроизводства и работы судебных архивов;

- информатизация и информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, взаимодействие с органами судейского сообщества, с Советом судей РФ, его Президиумом, комиссиями судей, обеспечение безопасности судей и охрана зданий судов.

Мероприятия по кадровому обеспечению и государственной службе: определение потребностей судов в кадрах; осуществление работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, органов и учреждений Судебного департамента; обеспечение судов различной информацией правового характера (законами, иными нормативными правовыми актами, судебными решениями, специальной литературой и т.п.); методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности, психодиагностического опроса кандидатов на должность судей; создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в системе Судебного департамента и в федеральных судах; контроль за исполнением законов и нормативных актов о государственной гражданской службе; аттестация государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационную работу в судах и системе Судебного департамента; работу по защите государственной тайны и секретного делопроизводства; обеспечение работы Центральной наградной комиссии, созданной приказом председателя Верховного Суда РФ.

Финансово-экономическое обеспечение: разработка и представление в Правительство РФ согласованных с Советом судей РФ предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год; обеспечение судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализацию финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов и других мероприятий); контроль за использованием средств федерального бюджета.




Материально-техническое обеспечение: мероприятия по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами, в том числе: обеспечение судов транспортом, мебелью, средствами связи, предметами государственной символики, оргтехникой; разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, а также информационного обеспечения судебной деятельности; организацию строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов;

Организационное и техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества: координация мероприятий по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента пленарных заседаний Совета судей РФ, заседаний Президиума Совета судей РФ, заседаний Высшей квалификационной коллегий судей РФ, совещаний, семинаров и иных мероприятий с органами судейского сообщества; комплексный анализ информации о потребностях в области организации материально-технического обеспечения органов судейского сообщества субъектов РФ, о состоянии работы территориальных управлений Судебного департамента в субъектах РФ в части организационного и технического обеспечения деятельности органов судейского сообщества; контроль за выполнением структурными подразделениями Судебного департамента при Верховном Суде РФ поручений органов судейского сообщества;

Обеспечение социальных прав и гарантий судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов: защита социальных прав и гарантий судей и государственных служащих; принятие мер по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организация медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством; организация страхования имущества, жизни и здоровья судей;

Иные направления обеспечения деятельности судов: формирование общественного мнения о деятельности судов и органов судейского сообщества в целях повышения авторитета судебной власти и престижа профессии судьи; организация взаимодействия со средствами массовой информациипо вопросам судебной проблематики; взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов; обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда; принудительное исполнение судебных решений; организация охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей; развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и повышения его эффективности.

Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

· законность → обеспечение деятельности судов осуществляется только на основе закона, в рамках, установленных законами и в порядке, предусмотренном законами;

· невмешательство → органы и должностные лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, не вправе оказывать какое-либо воздействие на судей и принимаемые ими решения;

· создание условий для полного и независимого осуществления функций судебной власти;

· полное и всестороннее удовлетворение судов в кадровых, финансовых и иных ресурсах.

Осуществление независимого и беспристрастного правосудия, повышение его доступности, обеспечение самостоятельности судов находится в тесной связи с организационным и материально-техническим обеспечением судебной деятельности.

Обеспечение судов кадрами, финансами, транспортом, мебелью, средствами связи, оргтехникой и другими материально-техническими и иными ресурсами относится к гарантиям самостоятельности и независимости судебной власти в системе разделения властей. Это обеспечение, с одной стороны, должно исключать материальную зависимость судов от органов законодательной и исполнительной власти, а с другой - не должно отвлекать внимание судей на выполнение не свойственных правосудию функций.

Организационное обеспечение деятельности судов - деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим направлениям:

Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей:

для федеральных судов → осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

для мировых судей → осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Организационно-правовое обеспечение: разработка и внесение в соответствующие органы предложений, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей; изучение и обобщение организации работы судов и разработка мер по её совершенствованию; внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению судов; разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппарата судов; сбор, обработка и анализ судебной статистики; организационно-методическое обеспечение делопроизводства и работы судебных архивов;

- информатизация и информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, взаимодействие с органами судейского сообщества, с Советом судей РФ, его Президиумом, комиссиями судей, обеспечение безопасности судей и охрана зданий судов.

Мероприятия по кадровому обеспечению и государственной службе: определение потребностей судов в кадрах; осуществление работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, органов и учреждений Судебного департамента; обеспечение судов различной информацией правового характера (законами, иными нормативными правовыми актами, судебными решениями, специальной литературой и т.п.); методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности, психодиагностического опроса кандидатов на должность судей; создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в системе Судебного департамента и в федеральных судах; контроль за исполнением законов и нормативных актов о государственной гражданской службе; аттестация государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационную работу в судах и системе Судебного департамента; работу по защите государственной тайны и секретного делопроизводства; обеспечение работы Центральной наградной комиссии, созданной приказом председателя Верховного Суда РФ.

Финансово-экономическое обеспечение: разработка и представление в Правительство РФ согласованных с Советом судей РФ предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год; обеспечение судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализацию финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов и других мероприятий); контроль за использованием средств федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение: мероприятия по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами, в том числе: обеспечение судов транспортом, мебелью, средствами связи, предметами государственной символики, оргтехникой; разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, а также информационного обеспечения судебной деятельности; организацию строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов;

Организационное и техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества: координация мероприятий по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента пленарных заседаний Совета судей РФ, заседаний Президиума Совета судей РФ, заседаний Высшей квалификационной коллегий судей РФ, совещаний, семинаров и иных мероприятий с органами судейского сообщества; комплексный анализ информации о потребностях в области организации материально-технического обеспечения органов судейского сообщества субъектов РФ, о состоянии работы территориальных управлений Судебного департамента в субъектах РФ в части организационного и технического обеспечения деятельности органов судейского сообщества; контроль за выполнением структурными подразделениями Судебного департамента при Верховном Суде РФ поручений органов судейского сообщества;

Обеспечение социальных прав и гарантий судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов: защита социальных прав и гарантий судей и государственных служащих; принятие мер по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организация медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством; организация страхования имущества, жизни и здоровья судей;

Иные направления обеспечения деятельности судов: формирование общественного мнения о деятельности судов и органов судейского сообщества в целях повышения авторитета судебной власти и престижа профессии судьи; организация взаимодействия со средствами массовой информациипо вопросам судебной проблематики; взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов; обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда; принудительное исполнение судебных решений; организация охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей; развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и повышения его эффективности.

Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

· законность → обеспечение деятельности судов осуществляется только на основе закона, в рамках, установленных законами и в порядке, предусмотренном законами;

· невмешательство → органы и должностные лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, не вправе оказывать какое-либо воздействие на судей и принимаемые ими решения;

· создание условий для полного и независимого осуществления функций судебной власти;

· полное и всестороннее удовлетворение судов в кадровых, финансовых и иных ресурсах.

Под организационным обеспечени­ем деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, фи­нансового, материально-технического и иного характера, направ­ленные на создание условий для полного и независимого осуществ­ления правосудия.

Хотя данное определение содержится в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" [822] , оно, безусловно, мо­жет быть отнесено и к иным подсистемам судебной власти, а не только подсистеме судов общей юрисдикции. Выше уже было отме­чено 2 , что принцип адекватного ресурсного обеспечения судебной власти выступает одной из составляющих принципа независимо­сти судебной власти, поэтому в дальнейшем понятия "организаци­онное" и "ресурсное" обеспечение будут использоваться как обоб­щающие или родовые, а иные перечисленные понятия - как харак­теризующие один из видов организационного (ресурсного) обеспе­чения.

Обратим внимание на содержательную сторону понятия органи­зационного (ресурсного) обеспечения судебной деятельности. Исхо­дя из приведенного выше легального определения, содержание это­го понятия составляют четыре элемента:

1) мероприятия кадрового характера (очевидно, как в части обес­печения осуществления судебной власти непосредственно, т. е. в сфере отбора, подготовки и переподготовки судей, так и в части кадрового обеспечения аппарата судов, и, наконец, соответствую­щие мероприятия по обеспечению деятельности Судебного депар­тамента при Верховном Суде РФ);

2) мероприятия финансового характера: а) мероприятия по обес­печению судей и работников аппаратов судов соответствующим де­нежным содержанием; б) мероприятия по обеспечению судов со­ответствующим финансированием текущего характера; в) меро­приятия по обеспечению судов соответствующим финансировани­ем на капитальное строительство и т.

п.; г) соответствующие мероприятия по обеспечению деятельности Судебного департамен­та при Верховном Суде РФ;

3) мероприятия материально-технического характера (фактиче­ское обеспечение судов и Судебного департамента при Верховном Суде РФ оргтехникой, расходуемыми канцелярскими и иными ма­териалами, а также теплом, светом, водой и т. п.;

4) проведение иных мероприятий, направленных на создание ус­ловий для полного и независимого осуществления правосудия. Ана­лиз содержания ст. 37-38,44 Федерального конституционного зако­на от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации" [823] и ст. 11и12,15-18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О судеб­ных приставах" [824] позволяет сделать вывод о том, что к числу иных мероприятий должны быть отнесены также мероприятия: а) по ор­ганизации охраны и конвоирования лиц, содержащихся под стра­жей к месту рассмотрения дела судом; б) по обеспечению установ­ленного порядка деятельности судов, включая безопасность судей и работников суда внутри здания суда; в) по принудительному ис­полнению судебных решений. Кроме того, к числу таких мероприя­тий должны быть отнесены и меры по обеспечению безопасности судей (за пределами зданий судов) и членов их семей (ст. 1-2 и др. Федерального закона от 20 апреля 1995 г. "О государственной защи­те судей, должностных лиц правоохранительных и контролирую­щих органов" 3 ). Однако, в отличие от первой группы мероприятий, эти мероприятия осуществляются непосредственно не Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и соответствующими ин­ституциями Верховного, Высшего Арбитражного и Конституцион­ного судов РФ (о чем см. ниже), а органами и должностными лицами системы исполнительной власти Министерства юстиции, Мини­стерства внутренних дел, Министерства обороны, в случае необхо­димости - ФСБ и др. Судебный департамент и подобные ему инсти­туции участвуют в данных мероприятиях опосредованно, напри­мер, оборудуя специальные помещения для содержания лиц под стражей в зданиях судов, сообщая календарь судебных заседаний органам внутренних дел (Министерства обороны), в которых долж­ны принимать участие такие лица, информируя службу судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности внутри суда о внутреннем распорядке, размещении кабинетов су­дей и залов судебных заседаний, опять-таки о календаре судебных заседаний и т.

п. Минимальна роль названных органов в процессе принудительного исполнения судебных решений, но не надо забы­вать, что именно они должны обеспечить суд необходимыми ресурсами, в том числе, например, коммуникативными средствами И множительной техникой.

Существует и другая точка зрения на содержание четвертого на­правления деятельности по обеспечению судов. Авторы "Коммента­рия к законодательству о судебной власти в Российской Федерации" (М-, 2000. С. 273) полагают, что речь идет о мероприятиях типа изу­чения международного опыта по вопросам организационного обес­печения судов [825] . Думается, такой подход может быть охарактеризован в качестве узкого смысла понятия "организационное обеспечение дея­тельности судов". Первый, на наш взгляд, раскрывает содержание данного понятия в широком смысле. Научно-аналитическое направ­ление заслуживает самостоятельного места в классификации. Без этого направления работы невозможно нормальное повседневное функционирование судебной системы, в большей степени (учитывая характер компетенции) конституционной и арбитражной юстиции, несколько в меньшей - общей. В рамках научно-аналитического на­правления, в свою очередь, следовало бы выделить в качестве обяза­тельных составных элементов следующие:

- собственно аналитическое (естественно, как и собственно на­учное и др. Термины используются в данном случае только для удобства изложения), заключающееся в постоянном изучении судебной практики и соответствующей группы источников права как в содержательном, так и в статистическом планах;

- собственно научное, заключающееся как в формировании предложений по совершенствованию судебной практики и со­ответствующей группы источников права;

- компаративное, заключающееся в исследованиях сравнитель­ного страноведческого характера и сравнительного историче­ского характера;

- информационное, заключающееся в формировании постоянно поддерживающегося в актуальном состоянии "информацион­ного поля", содержащего информацию об источниках права, судебной практике, имеющихся исследованиях и т.

- социологическое, психологическое и иные прикладные направ­ления, связанные с изучением как личности судьи и работника суда, так и его социального статуса, отношения к судье и т. п.

Вопрос о том, как организовано обеспечение судебной системы в конкретной стране, далеко не праздный, поскольку достаточно точно отражает отношение общества к роли и месту судебной вла­сти в государственном механизме.

Как справедливо отмечают авторы "Комментария к Федерально­му конституционному закону "О судебной системе Российской Фе­дерации" в России за последнее столетие были опробованы различ­ные модели организационного обеспечения правосудия, и все они подвергались справедливой критике [826] . Основных моделей было две: названные функции осуществляли или органы юстиции, или выс­шие судебные органы. В случае совмещения в высшем суде функции организационного обеспечения нижестоящих судов и присущей им функции судебного надзора высшие судебные органы оказыва­лись таковыми не только в процессуальном смысле этого слова, но и в административном. Такое положение дел характеризовалось усилением зависимости судей нижестоящих судов от вышестоящих (в особенности от руководства последних) и приводило в конечном счете к искажению идеи беспристрастности суда или даже ее заме­не идеей демократического централизма. Передача полномочий по организационному обеспечению судов Министерству юстиции [827] также не привела к желаемому результату, напротив, суды попали в еще большую зависимость, но теперь уже от органов исполни­тельно-распорядительного типа. К 1991 г. стало очевидным, что не­обходимо иное решение.

Но прежде чем перейти к анализу найденного в начале 90-х годов XX в. законодательного решения, необходимо сделать несколько за­мечаний. Для того чтобы в полной мере осознать сложившееся к 1991 г. положение дел, необходимо напомнить, что все предыду­щие решения принимались в условиях действия принципиально иной конституционной реальности, поскольку Россия была частью союзного государства - СССР, с одной стороны, а с другой - обе госу­дарственные модели были построены на основе коммунистической идеологии и принципа полновластия советов народных депутатов.

Применительно к рассматриваемым вопросам такой подход дикто­вал существование целого ряда принципов, неприемлемых в усло­виях господства либеральной идеологии идей правового государст­ва и разделения властей, а именно: выборы судей соответствующим представительным органом власти (за исключением народных су­дей, избиравшихся населением соответствующей территории), под­отчетность судов соответствующему представительному органу власти (и, применительно к народным судьям, - населению, их из­бравшему), обязательная принадлежность судей к коммунистиче­ской партии или, в крайнем случае, ее молодежной организации и, наконец, передача функций по материально-техническому, орга­низационному и иному ресурсному обеспечению судов либо выс­шим судам, либо исполнительным органам власти соответствую­щей территории (неважно кому, лишь бы сохранялось действие принципа демократического централизма, а точнее - жесточайше­го централизма, прямого подчинения нижестоящих органов выше­стоящим и наличие у последних неограниченных контрольных пол­номочий). Провозглашение же в конституционных актах союзного и республиканского уровня и текущем законодательстве идеи неза­висимости судей по сути имело фасадный характер. В этих условиях было неважно, какой именно орган осуществляет организационное обеспечение судов, важно, что данное полномочие позволяло госу­дарству обеспечивать дополнительный контроль над судебной дея­тельностью. Также напомним, суд не признавался самостоятельной ветвью государственной власти, а считался одним из многих право­охранительных органов, правовая природа которых характеризо­валась как исполнительно-распорядительная, в силу чего наделе­ние Министерства юстиции соответствующими полномочиями было вполне естественным.

Иными словами, дефекты конструкций обеспечения судов, ис­пользовавшихся до 1991 г., состоят не только и не столько в очевид­ной административной зависимости нижестоящих судов от выше­стоящих или от органов юстиции [828] , сколько в отсутствии задачи по обеспечению независимости судей и судов вообще.

Не случайно функция, известная сегодня как организационное обеспечение су­дов, ранее формулировалась как организационное руководство ими (п. 1 упомянутого Положения о Министерстве юстиции СССР). Именно поэтому решение вопроса об освобождении судебной вла­сти из недр советской власти, обретение ею независимости как от законодательной, так и от исполнительной ветвей государственной власти одновременно означало решение вопроса о максимально эф­фективном способе ее обеспечения за пределами этих двух ветвей государственной власти.

Острота проблемы обусловлена российской и советской истори­ей недавнего времени. В зарубежных странах функции по обеспече­нию судебной власти [829] чаще всего осуществляются именно мини­стерствами юстиции, а в части обеспечения специализированных судов вообще - профильными министерствами (Франция, ФРГ и многие другие). Рецепция принципа разделения властей и незави­симого осуществления судебной власти в этих странах не привела к отказу от подобных моделей, напротив, они считаются наиболее эффективными. В странах англосаксонской правовой семьи чаще встречается другая организационная модель обеспечения судебной системы - посредством органов (специальных или собственно аппа­ратов судов), подотчетных высшему органу судейского самоуправ­ления (США) или подотчетных высшему суду, точнее его старшему судье (например, лорд-канцлеру [830] в Великобритании). В России же вопрос об организационном обеспечении судебной деятельности на протяжении почти пяти лет был одним из основных вопросов су­дебной реформы, о чем свидетельствует, в частности, его обсужде­ние на II, III и IV Всероссийских съездах судей, многочисленных за­седаниях Совета судей Российской Федерации и региональных съездах (конференциях) судей. Совета по судебной реформе при Президенте РФ [831] .

Современные модели организационного (ресурсного) обес­печения судебной власти в Российской Федерации. Законода­тель нашел решение вопроса о формировании трех относительно самостоятельных систем организационного обеспечения трех под­систем судебной власти. Учитывая, что решение этой проблемы для Конституционного Суда РФ и подсистемы арбитражных судов прак­тически совпадает и, кроме того, появилось в 1991-1992 гг. [832] , а для судов общей юрисдикции - только в 1996 г., рассмотрим эту мо­дель первой.

Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ часть 1 статьи 30 настоящего Федерального конституционного закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

ГАРАНТ:

См. Положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ часть 2 статьи 30 настоящего Федерального конституционного закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

2. Обеспечение деятельности других судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Читайте также: