Гумилев у камина анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Путь лирического героя Н. С. Гумилёва. |

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Н. С. Гумилёве. К какому направлению в литературе относится его творчество? (акмеизм).

Давайте вспомним, что такое акмеизм? (Акмеизм (франц. acmeisme , от греч. акте — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии начала 20 в., сложившееся в условиях кризиса буржуазной культуры и выразившее декадентское умонастроение)

Художественные принципы акмеизма:

Активное принятие земной жизни;

Обращение к вещному, предметному миру имеющему форму, вес и время;

Отрицание предельности и мистики;

Установка на живописную четкость образов, предметность;

До последнего времени - конца 80-х годов XX века - имя Николая Степановича Гумилева (1886-1921) находилось под запретом цензуры, его произведения с 20-х годов прошлого века в нашей стране не издавались.

Между тем, без знания творчества этого метра акмеизма великолепного поэта невозможно полноценно изучить всю литературу серебряного века.

Н. С. Гумилев родился в г. Кронштадте в семье военного врача. Существует легенда, что ночь рождения ребенка была штормовой, что предсказывало младенцу бурную жизнь. Так оно и получилось.

(исп., от conquistar - завоевать). В бывших испанских владениях в Америке: первые завоеватели страны и их потомки.

Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте представить себе лирического героя.

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду,

Я прохожу по пропастям и безднам

И отдыхаю в радостном саду.

Как смутно в небе диком и беззвездном!

Растет туман. но я молчу и жду |

И верю, я любовь свою найду. *

Я конквистадор в панцире железном.

И если нет полдневных слов звездам,

Тогда я сам мечту свою создам

И песней битв любовно зачарую.

Я пропастям и бурям вечный брат,

Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.

Кто лирический герой? (конквистадор)

Вы уже знаете значение слова конквистадор, а здесь в прямом ли значении употребляется это слово? (нет)

Что в стихотворении хочет завоевать лирический герой? (любовь)

Каким вы его себе представляете? (воин-завоеватель, ищет любовь, романтик)

Какие черты акмеизма вы видите в этом стихотворении? (зримость картин: пропасть, бездна. конкретность образов: конквистадор)

Сейчас мы с вами прослушаем ещё одно стихотворение, которое связано с темой путешествий.

Давайте посмотрим, каким здесь предстаёт лирический герой, меняется ли он.

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий.

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

И, взойдя на трепещущий мостик, Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт.

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так, что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса, -

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат

Меткой пулей, острогой железной Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?

В стихотворении подчеркивается мужество лирического героя, который пытается найти свое счастье за чертой бытия.

Гумилев избирает местом действия привычно прекрасные дали полярных и южных морей, крайне напряженные ситуации, заставляя персонажей стихотворения принимать картинные позы. Но сами эти персонажи служат воплощением мечты о сильном человеке, способном подчинить себе и других людей, и стихию. В них привлекает бесстрашие, способность удерживать в руках штурвал в штормовом море, способность не спасовать перед бунтом, дерзость помыслов и желаний, позволяющая открывать новые земли, зоркость взгляда.

Осенью 1908 г. Гумилев совершает свою первую поездку в Африку Африка занимала особое место в жизни и творчестве поэта. Стремление к неведомому, сопряженному подчас с опасностями, сопровождало Гумилева всю жизнь. С ранних лет его манит Восток, Африка, путешествия в тропические страны и даже желание достать парусный корабль и плавать на нем под черным флагом.

Ребята, как вы думаете, почему именно под чёрным флагом? (пираты, романтические герои)

Сейчас вы прослушаете стихотворение и попытаетесь найти в нём отражение африканской темы.

Жираф (здесь муз. композиция)

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелиться только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, как много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай. далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Беседа по вопросам.

А здесь, меняется ли лирический герой? Чем он в стихотворение “Жираф” отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке? (в предыдущих он путешественник, ищет любовь, а здесь он уже пытается сохранить любовь)

Если оно о любви, то почему называется “Жираф”?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом.

) Каково настроение стихотворения? (оно грустное, почти тревожное)

Где происходит действие? Как оно происходит? (Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. )

Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

Кто ведет повествование?

Каким вы представляете его себе?

Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг!

Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него - ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА. про ЖИРАФА. про черную деву. И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера.

Помогла сказка? (Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)

Какие черты акмеизма вы видите в этом стихотворении? (активное принятие земной жизни: природа - жираф, обращение к вещному предметному миру, имеющему форму, вес и время.)

25-го апреля 1910 г., Гумилев женился на Анне

Андреевне Горенко. После свадьбы молодые уехали в Париж. Осенью того же года Гумилев предпринял новое путешествие в Африку, побывав на этот раз в самых малодоступных местах Абиссинии.

В следующем году у Гумилевых родился сын Лев.

Давайте послушаем стихотворение, которое входит в этот сборник.

Сейчас вы прослушаете стихотворение и попытаетесь выделить двух героев и постараетесь понять, какие отношения между ними

Наплывала тень. Догорал камин, ^

Руки на груди, он стоял один,

Неподвижный взор, устремляя вдаль,

Горько говоря про свою печаль:

«Я пробрался вглубь неизвестных стран,

Восемьдесят дней шел мой караван;

«Цепи грозных гор, лес, а иногда

Странные вдали чьи-то города, i

«И не раз из них в тишине ночной

В лагерь долетал непонятный вой.

«Мы рубили лес, мы копали рвы,

Вечерами к нам подходили львы.

«Но трусливых душ не было меж нас,

Мы стреляли в них, целясь между глаз

«Древний я отрыл храм из под песка,

Именем моим названа река,
«И в стране озер пять больших племен Слушались меня, чтили мой закон.

«Но теперь я слаб, как во власти сна,

И больна душа, тягостно больна;

«Я узнал, узнал, что такое страх,

Погребенный здесь в четырех стенах;

И, тая в глазах злое торжество,

Женщина в углу слушала его.

Он - характер исключительный, сильный, стремится в мир ярких событий, мир мечты. Она - образ обыденного мира, рядовой персонаж, противостоящий лирическому герою. В тексте намечен конфликт между миром исключительным и обыденным.2 крайности никогда не будут вместе.

В 1918 году состоялся его развод с А А. Ахматовой.

Поэтика позднего Гумилева загадочна. Автор отходит от "чистого" акмеизма и возвращается — по крайней мере частично — к символизму, хотя в то же время некоторые черты акмеистической поэтики сохраняются и в его позднем творчестве. Однако сложный (и сугубо индивидуальный) синтез символистских и акмеистических принципов в сочетании со все более усложняющимся религиозным и философским осмыслением места и роли человека в бытии порождает немало трудностей при восприятии художественного мира позднего Гумилева. ^

Знакомо ли вам это имя?

Творчество Е.А.Евтушенко занимает значительное место в русской поэзии XX века.

известный поэт, прозаик, который собирал огромную аудиторию слушателей в 60е годы ,

Евтушенко объездил всю Россию и весь Земной шар в поисках своих тем и героев, в этом

он близок Гумилеву. Может быть поэтому, он выступал не только со своими стихами, но и со стихами Е1иколая Сергеевича Гумилева.

Ваша задача послушать и выяснить о чём это стихотворение, каким представлен лирический герой?

Шел я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы, —

Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку, |

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времен.

Остановите сейчас вагон.

Поздно. Уж мы обогнули стену,

Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, — конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

В красной рубашке, с лицом как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,

Дом в три окна и серый газон. Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.

Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковер ткала,

Где же теперь твой голос и тело,

Может ли быть, что ты умерла?

Как ты стонала в своей светлице,

Я же с напудренною косой
Шел представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода —
Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий,
И за мостом летит на меня
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здравье Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить.

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

Так о чём это стихотворение?

Каким представлен лирический герой?

Казалось бы, этот трамвай похож на любой самый обыкновенный вагон на рельсах. При

таком понимании "звоны лютни" и "дальние громы" — это поэтическое описание

обычных звуков, сопровождающих передвижение трамвая, а "огненная дорожка" — лишь

электрическая искра, однако сам жанр видения и все дальнейшее действие заставляют

обнаружить в этом описании нечто принципиально иное. Перед нами — мистический

трамвай, и "звоны лютни", и "дальние громы", и "огненная дорожка" приобретают в

данном контексте особый смысл. Все это следует воспринимать не метафорически, а

буквально: именно лютня, именно гром, именно огонь. В таком случае перед нами

оказывается некое мистическое чудовище, появление которого сопровождается криком

ворон, то есть традиционным знаком рока и опасности.

Зная дальнейшую судьбу поэта (1921 год арестован и расстрелян) можно только удивляться, сколь ясно он предощущал собственную гибель. Налицо предсказание будущего через прошлое. Ахматова писала: "Гумилев — поэт еще не прочитанный. Визионёр и пророк. Он предсказал свою смерть с подробностями вплоть до осенней травы" ( Визионер - человек с богатым творческим воображением , предвидящий будущее)

Однако в этом и других приводимых Анной Андреевной пророчествах Гумилева речь идет только и исключительно о нем самом. И визионером, и пророком он действительно был, но пророчествовал — лишь о себе.

Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и

вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.

Меняется ли лирический герой Гумилёва на протяжении его творчества?

Как именно, в какую сторону, от чего он шёл и к чему пришёл?

Мы с вами увидели, что герой Гумилёва эволюционирует, взрослеет вместе с

автором на протяжении своего жизненного пути. Путь начинает юный

путешественник, искатель приключений, романтик, а заканчивает умудрённый

опытом человек, который может и хочет вернуться назад, но дороги назад нет.

Д.З.: выучить одно стихотворение наизусть ИЛИ полностью проанализировать одно

стихотворение

Запись в тетради и на доске

Характеристика лирического героя

Воин-завоеватель, романтик, ищущий любовь

(зримость картин: пропасть, бездна. конкретность образов: конквистадор, капитаны)

Любовь в жизни героя уже присутствует, но он всё же одинок

активное принятие земной жизни: природа - жираф, обращение к вещному предметному миру, имеющему форму, вес и время.

Умудрённый опытом человек, философ

История создания

Гумилёв обожал путешествия. Он часто бывал в таких странах, о которых не могли мечтать даже известные люди того времени. Африка, Китай и другие государства посещал Гумилёв. Однако он скучал по Родине и по Ахматовой, которую любил.

Читайте по теме:

Поэт затрагивает тему страха. Это состояние может быть даже у здорового человека, но в бреду все страхи только усиливаются, выводя людей из состояния равновесия.

Композиция

Развивая линейно композицию, Николай Степанович доносил до читателей важные мысли. Он показывал героя, который болел и испытывал страх. В композиции важное место отведено стенам помещения, которые давят на лирического героя. Они противопоставляются свободным прериям, где охотники убивали львов.

По жанру стихотворение считается элегией. Герой вспоминает чудесные страны, грустит. Образ женщины предстаёт зловещим символом торжества злых сил.

Средства выразительности

Уже с первых строк поэт вводит тропы. Они создают обстановку помещения, в котором находится лирический герой.

Неподвижный взор устремляя вдаль,
Горько говоря про свою печаль:

«Я пробрался в глубь неизвестных стран,
Восемьдесят дней шел мой караван;

Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные вдали чьи-то города,

И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой.

Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы.

Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз.

Древний я отрыл храм из-под песка,
Именем моим названа река.

И в стране озер пять больших племен
Слушались меня, чтили мой закон.

Но теперь я слаб, как во власти сна,
И больна душа, тягостно больна;

Я узнал, узнал, что такое страх,
Погребенный здесь, в четырех стенах;

И, тая в глазах злое торжество,
Женщина в углу слушала его.

Н. Гумилев – мастер захватывающих историй о покорении новых земель, тонкий лирик, умеющий в нескольких словах передать свои переживания.

Неподвижный взор устремляя вдаль,
Горько говоря про свою печаль:

"Я пробрался в глубь неизвестных стран,
Восемьдесят дней шел мой караван;

Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные вдали чьи-то города,

И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой.

Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы.

Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз.

Древний я отрыл храм из-под песка,
Именем моим названа река.

И в стране озер пять больших племен
Слушались меня, чтили мой закон.

Но теперь я слаб, как во власти сна,
И больна душа, тягостно больна;

Я узнал, узнал, что такое страх,
Погребенный здесь, в четырех стенах;

Даже блеск ружья, даже плеск волны
Эту цепь порвать ныне не вольны. "

И, тая в глазах злое торжество,
Женщина в углу слушала его.

Стихотворение о любви к свободе, бесстрашии, тяге к приключениям. Человек тоскует по былым временам. Видимо, в данный момент он женат и поэтому вынужден оставить прежнюю захватывающую, полную приключений жизнь. Он чувствует себя как в оковах, он задыхается в четырех стенах, его душа рвется на волю. Пусть там опасности, но там настоящая жизнь.

Стихотворение о любви. О любви женщины к мужчине - сильному, волевому, одержимому.
Смысл в том, что только тогда, когда вы больны и обессилены, тогда вы по-настоящему наши.


2. Баевский В. С. Николай Гумилёв – мастер стиха // Николай Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография / РАН, Ин – т рус. лит. (Пушкин. дом); [сост. М. Д. Эльзон, Н. А. Грознова]. – СПб.: Наука, 1994. – С. 75 – 103.

3. Баевский, В. С. К истории русского свободного стиха / В. С. Баевский, Л. И. Ибраев, С. И. Кормилов, В. А. Сапогов // Русская литература. – 1975. – № 3. – С. 89 – 102.

4. Гумилёв Н. С. Сочинения: В 3 т. / [под ред. Н. А. Богомолова]. – Т. 1. Стихотворения; Поэмы. – М.: Художественная литература, 1991. – 589 с.

5. Гумилёв Н. С. Сочинения: В 3 т. / [под ред. Н. А. Богомолова]. – Т. 3. Письма о русской поэзии. – М.: Художественная литература, 1991. – 428 с.

6. Жовтис А. Л. О критериях типологической классификации свободного стиха // Вопросы языкознания. – 1970. – № 2. – С. 63 – 77.

8. Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2 кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 360 с.

9. Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2 кн. Кн. 2: Строфика. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 488 с.

Отчётливо сознавая сколь соблазнительно и в то же время опасно стремление придать каждому изолированно взятому элементу стиха смысловое значение, мы постарались избежать такого неоправданного микросемантизма и в ходе анализа стремились выявить смысловую выразительность всех основных компонентов стиховой структуры в их неразрывной взаимосвязи и единстве с идейно-образной тканью произведения.

Приведем текст полностью, цифрами обозначив слоговой объём междуударного интервала в каждой строке:

Наплывала тень. Догорал камин. 2.121.

Руки на груди, он стоял один, 0.321.

Неподвижный взор устремляя вдаль, 2.121.

Горько говоря про свою печаль: 0.321.

"Я пробрался вглубь неизвестных стран, 2.121.

Восемьдесят дней шел мой караван: 0.303.

Цепи грозных гор, лес, а иногда 0.1103.

Странные вдали чьи-то города. 0.301.

И не раз из них в тишине ночной 2.121.

В лагерь долетал непонятный вой. 0.321.

Мы рубили лес, мы копали рвы, 2.121.

Вечерами к нам подходили львы. 2.121.

Но трусливых душ не было меж нас, 2.103.

Мы стреляли в них, целясь между глаз. 2.1011.

Древний я отрыл храм из-под песка, 0.1103.

Именем моим названа река, 0.321.

И в стране озер пять больших племен 2.1011.

Слушались меня, чтили мой закон. 0.3011.

Но теперь я слаб, как во власти сна, 2.121.

И больна душа, тягостно больна; 2.103.

Я узнал, узнал, что такое страх, 2.121.

Погребенный здесь в четырех стенах; 2.121.

Даже блеск ружья, даже плеск волны 2.121.

Эту цепь порвать ныне не вольны" 2.103.

И тая в глазах злое торжество, 2.103.

Женщина в углу слушала его. 0.303.

Прежде чем перейти к анализу собственно стиха, по необходимости бегло коснёмся и других сторон художественной структуры произведения. На первый взгляд, Гумилёв ничуть не изменил романтизму своих ранних стихов. Однако произошла и внешняя, и внутренняя трансформация образа "конквистадора", выступающего здесь в непривычной для себя роли добровольного пленника и начинающего обретать более глубокий, драматический характер. В биографическом плане этому способствовал оказавшийся весьма неудачным для семейного строительства брак с А. А. Горенко (Ахматовой). Экзотический стих Гумилева в этих условиях окрашивается в дополнительные медитативно-лирические тона, несмотря на излюбленный прием "остраннения". Имитация взгляда со стороны, путем использования формы 3-го лица, усиливает драматизм ситуации, оттеняет остроту конфликта.

Традиционная, часто встречающаяся в поэзии Гумилева рамочная композиция членит стихотворный текст на три структурно-смысловых части: 1) вступление (или лирическая экспозиция), 2) монолог героя, в котором развертывается некий лирический сюжет, и 3) кульминационное заключительное двустишие - кода.

Во вступительной части (первые две строфы) поэт добивается эффекта присутствия, погружая читателя в мрачную атмосферу полутемного дома и рисуя беглый портрет героя, вполне соответствующий традиционным романтическим стандартам. Конкретность и зримость образных деталей заставляют поверить в реальность созданной картины. Каждая деталь здесь точна и экспрессивна, имеет свой вполне ощутимый подтекст. Это - и "наплывающая тень", и символично "догорающий камин", и соответствующая поза, и одиночество, и "неподвижность взора, устремленного вдаль", и горечь в голосе, и "своя печаль". Ими задается общий эмоциональный тон лирического самовыражения, сочетающий романтику и драматизм.

Исповедь героя заканчивается глубокой психологической паузой, маркированной многоточием недоговоренности. После столь напряженного и, в сущности, типично романтического монолога любая фальшивая нота могла превратить его в пародию. В соответствии с законами лирического жанра финал стихотворения, концентрирующий в себе основной заряд эмфатического воздействия, становится ключом к его разгадке. Замыкая композиционный круг, поэт возвращает нас к началу стихотворения: там, у камина, источник всей накопившейся душевной боли. Появление "в углу" роковой женщины, "таящей в глазах злое торжество", неожиданно ("он стоял один", скорее всего, переживая внутреннее одиночество), поэтически эффектно и в то же время глубоко мотивировано. Гумилев вовсе не озабочен расшифровкой ее образа. В контексте стихотворения женщина предстает непостижимой тайной, неким фантомом, несущим дьявольское, разрушительное начало. Одного ее демонического взгляда из угла достаточно, чтобы целостный образ-переживание обрел эмоциональную конкретность и получил свое художественное завершение совсем уже не в духе символизма. Новое неожиданное развитие получает тема дома как антитеза странничеству. Камин, традиционный символ домашнего уюта, становится символом несвободы, духовного плена, незримых и тем более мучительных семейных пут. Вся романтика "дальних странствий" превращается в иллюстрацию глубоко интимной любовной драмы. Ярко-динамический сюжет осложняется неоднозначным лирическим подтекстом. В результате экзотическая баллада превращается в один из шедевров любовной лирики. Хорошие стихи перерастают в высокую поэзию. Возможно, именно заключительные строки стихотворения вызвали, на первый взгляд, неадекватно эмоциональный отклик Анны Ахматовой, назвавшей их "страшными" [1; с. 220]. Возможно, она увидела в героине себя. Такого демонического образа Ахматовой мы не находим больше нигде и ни у кого. Однако биографический подтекст не отменяет широкого обобщающего смысла произведения.

Обращаясь к образно-языковой ткани текста, отметим в первую очередь почти полное отсутствие в нем метафор, за исключением ставших уже обиходными. Поэт опирается на привычные, обкатанные речевые формулы, понимая, что вычурная, экстравагантная метафорика в структуре данного текста была бы попросту неуместной. Однако эта внешняя простота не делает речевую палитру текста примитивной. Отсутствие метафор с лихвой компенсируется динамикой, яркостью и оригинальностью балладного сюжета, который сам по себе способен держать читателя в напряжении. Сдержанный тон и мужественная душевная прямота не предполагают в данном случае иных чрезвычайных средств языковой выразительности, кроме простой отточенности фраз. Эксплуатируя прямые значения слов, поэт стремится максимально насытить материальной плотью возникающие в воображении "видения". В этом кроется главная завораживающая сила идиостиля Гумилева в его лучших проявлениях.

Изосинтаксический стих, в котором границы стихов и полустиший чаще всего совпадают с окончаниями фраз и речевых тактов, почти полностью упраздняет конфликт "метр-синтаксис". Смысло-синтаксические связи обусловливают то, что еще более глубокой, чем цезурная, оказывается межстиховая пауза (исключение лишь 7-й стих), так что самая глубокая пауза приходится на конец строфы. Благодаря такой традиционной иерархии пауз Гумилев добивается того, что цезурованный стих не распадается окончательно на двустишия, а двустишия, в свою очередь, не склеиваются в четверостишия. В этой доступной на слух простоте ритма, в этой предельной размеренности речи есть что-то гипнотическое, как в движении маятника или стуке метронома. Поэт размеренно выдает слова скупыми пятисложными порциями - по два фонетических слова на каждое полустишие. Однако это накладывается на резкую смену картин и впечатлений, что создает выразительный художественный эффект и служит созданию образа, в котором резонируют высокое внутреннее напряжение и стоическая внешняя сдержанность, твердость.

Наконец, обратим внимание на рифму. Практически все рифмы акустически точные, а в морфологическом плане - именные (камин - один, вдаль - печаль, стран - караван, иногда - города, ночной - вой, рвы - львы, нас - глаз, песка - река, племен - закон, сна - больна, страх - стенах, волны - вольны, торжество - его). Вся цепочка рифмопар отличается подчеркивающим динамику лирического сюжета разнообразием лексического и звукового состава. Определенная тенденция прослеживается и в том, что в семи случаях из тринадцати Гумилев рифмует друг с другом слова, одинаковые по своему слоговому объему. Кроме того, в шести рифмопарах созвучие обогащается за счет совпадения одного или нескольких звуков в предударной части слов: стран - караван, иногда - города, песка - река, страх - стенах, волны - вольны, торжество - его. Все это делает рифму еще более ощутимой на слух и легко запоминающейся. Нельзя не заметить, что рифмующиеся друг с другом слова явственно обнаруживают прямые ассоциативные связи даже за пределами данного контекста, не контрастируют, а перекликаются по смыслу. В рифмопарах, взятых изолированно, совершенно отсутствует элемент неожиданности, новизны, но в своей совокупности они создают эффективную звуко-смысловую игру, поддерживающую содержательные и чисто эвфонические аспекты. Необычная, "новая" рифма была бы столь же неуместна в структуре стихотворения, как и вычурная индивидуальная метафора. Не будучи новаторской, она исправно исполняет свои основные обязанности: служит сигналом окончания стихов, объединяет их в двустишия и прочно цементирует вертикальные связи, выделяя из потока речи наиболее важные в смысловом и образном отношении слова.

Композиционно текст делится на две симметричные части (по двадцать одному стиху и по четыре предложения в каждой), активно коррелирующие друг с другом по принципу со-противопоставления.

. И когда женщина с прекрасным лицом,

Единственно дорогим во вселенной,

Я учу их, как улыбнуться .

И это о самом наболевшем личном - об Ахматовой.

В свою очередь, самые длинные семнадцати и тринадцатисложная строки входят в состав ритмически самого аморфного четверостишия, открывающего, вторую, программную, часть и выполняющего ключевую роль в смысловой композиции стихотворения. Только на этом отрезке (с 22-го по 25-й стих) анакруза варьируется от ноля до четырех, а междуударный интервал от одного до пяти слогов:

Я не оскорбляю их неврастенией,

Не унижаю душевной теплотой,

Не надоедаю многозначительными намеками

На содержимое выеденного яйца.

Курсивная функция полярных по слоговому объему стихов (7/17), на наш взгляд, вполне очевидна и заключается в ритмическом выделении психологически и программно наиболее важных строк.

. И представ перед ликом Бога

С простыми и мудрыми словами,

Ждать спокойно его суда.

Как мы могли убедиться, верлибр Гумилева сохраняет очевидную связь с метрической традицией, легко вписываясь в круг устоявшихся форм русской стихотворной речи.

Порядок чередования частей высказывания во всех четырех случаях остается неизменным. Однако параллелизмом синтаксических схем поэт не ограничивается, тесно соотнося его со стиховой сегментацией.

Функционально значимого, экспрессивного несовпадения стиховых рядов с границами синтагм не наблюдается. Примечательно, что все главные члены предложений первой части расположены исключительно в начале стихотворных строк, только в первом стихе подлежащему предшествует согласованное определение. Кроме этого, все глагольные формы, включая деепричастия, образуют здесь, своего рода, грамматическую анафору, начиная двенадцать стиховых рядов из двадцати одного.

Весь текст, благодаря системе различного рода повторов, выстраивается в одну сложную, многосоставную риторическую фигуру, призванную убедить нас в жизненности избранного поэтом творческого кредо.

Важную организующую функцию в тексте выполняют различного рода анафорические повторы: фонетические, лексические, грамматические - только восемь строк не имеют каких-либо поддающихся выявлению анафорических связей. Закономерное чередование женских и мужских клаузул в первой части стихотворения выступает в качестве еще одного ритмического определителя, привычно упорядоченного характера.

Рецензенты:

Кошелева Альбина Леонтьевна, доктор филологических наук, доцент; зав. сектором литературы Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, г. Абакан.

Читайте также: