Решение педагогических задач по организации социального партнерства школы с родителями обучающихся

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Багрийчук Елена Петровна

Организация: МОУ СОШ №24

Населенный пункт: Московская область, Г.о. Подольск

В основе данного проекта лежит идея не просто активного привлечения родителей к совместным с детьми мероприятиям, а взаимодействия родителей, детей и учителя как партнеров, имеющих равные права и в равной степени отвечающих за результаты деятельности.

Концепция формирования педагогического партнерства как способа организации педагогического процесса не нова. В отечественной педагогике на работах и практике Василия Александровича Сухомлинского выросла теория сотрудничества [1]. Антон Семенович Макаренко разработал систему воспитания детей в коллективе и через коллектив, при этом важнейшая роль в формировании отношений между родителями, школой и детьми и век назад, и в настоящее время, отводится учителю. Автором идей педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет.

Исходя из данного определения была разработана модель социально-педагогического партнерства нашего класса, то есть тот идеал, к которому мы в процессе сотрудничества будем стремиться.


Мы предположили, что в основе данной модели должны лежать следующие принципы:

Цель проекта: создание условий для сплочения детско-родительского коллектива через партнерские отношения между родителями, детьми и учителем.

  1. Изучение контингента родителей и детей класса, их удовлетворенности образовательным процессом, образовательным учреждением, учителем.
  2. Определение взаимной полезности участников, выявление готовности к совместной работе.
  3. Планирование и проведение совместно с родителями мероприятий по сплочению детско-родительского коллектива.
  4. Поощрение активных участников.

Гипотеза: партнерские отношения между родителями, образовательной организацией в лице учителя и детским коллективом можно построить, если между участниками распределить обязанности, наделить их правами и разделить ответственность за результат деятельности.

1. Подготовительный этап. На этом этапе происходит изучение детско-родительского коллектива через анкетирование, выявление родительских интересов, раскрытие родительского потенциала, выявление готовности к совместной работе, определение взаимной полезности участников, изучение возможностей (ресурсов) друг друга, формирование родительского актива.

2. Основной этап. Планирование совместной деятельности. Проведение мероприятий, анализ деятельности, поощрение активных участников. На этом этапе ключевым является понятие общего вклада – то есть, разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению.

3. Заключительный этап. Подведение итогов совместной деятельности. Награждение активных участников.

Формы совместной работы с родителями:

  1. Привлечение родителей к проведению праздников, мастер - классов, часов общения.
  2. Привлечение родителей к организации экскурсий.
  3. Привлечение родителей к общественно - полезному труду.
  4. Индивидуальные консультации для родителей.
  5. Занятия для родителей.

Так становиться понятно, что в основе любого взаимодействия лежат доброжелательные, открытые доверительные межличностные отношения. Каждая сторона должна приложить усилия в процессе сближения и от действий каждого субъекта сотрудничества будет зависеть: быть партнерству в данном классе или не быть.

На подготовительном этапе (1 класс) в начале второй четверти с помощью анкетирования изучалось мнение родителей об образовательном процессе в школе. Большинство родителей дали положительные ответы на все вопросы, выявили лояльное отношение и к учителю, и к школе в целом. Анализ интересов и предпочтений родителей в проведении совместной деятельности с ребенком показал, что наиболее популярны:

- посещение театра, кинотеатра, цирка;

- совместная работа по изготовлению поделок;

- совместные соревнования, игры;

- посещение экскурсий, путешествия.

В процессе выявления взаимной полезности было установлено, что в классе есть много творческих и активных мам, есть папы с интересными профессиями - пожарный, полицейский, военный.

На основном этапе (со второго полугодия 1 класса) было запланировано проведение ряда мероприятий, где активными участниками были дети, а ответственность за проведение и результат мероприятий ложилась на родителей и учителя в равной степени, каждая сторона отвечала за свою часть общего дела. Главным условием совместной деятельности является добровольность. На основе доброжелательного отношения, взаимного уважения, понимания друг друга.

Совместно с родителями были спроектированы и проведены такие мероприятия:

- посещение театра Натальи Сац;

Оценить результаты нашего проекта непросто. В результате такого сотрудничества выиграли все. Пойдем от того, что дает детям партнерство между семьей и образовательным учреждением? Знания в предметных областях, развитие социальных и учебных навыков, и рост самоуважения, и гордость за родителей, и психологическую комфортность в детской среде, и обретение материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но главное, я соглашусь с И.А. Хоменко – при таком подходе могут лучшим образом измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, будет счастливо реализована и в семье [2].

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Школа сегодня открыта для диалога и взаимодействия с семьей, сотрудничества с другими социальными институтами в деле образования Человека, созидания личности ребенка, подрастающего поколения к созданию семьи, воспитанию собственных детей. Охарактеризуйте работу школы по взаимодействию с семьей и общественностью. Что может сделать школа для формирования у детей уважительного и заботливого отношения к родителям?

Выступление психолога

2) Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Учитель берет новый класс. А мы все находимся в такой ситуации. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании школьников. Сделать родителей активными помощниками школе, инициаторами, активными участниками всех дел, дать им почувствовать, что они члены нашей школьной семьи, очень важно на этом этапе. Кем должен стать родитель? Заказчиком? Помощником? Участником? Контролером? Назовите формы привлечения родителей к организации учебной и внеучебной деятельности.

2) Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Учитель берет новый класс. А мы все находимся в такой ситуации. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании школьников. Сделать родителей активными помощниками школе, инициаторами, активными участниками всех дел, дать им почувствовать, что они члены нашей школьной семьи, очень важно на этом этапе. Кем должен стать родитель? Заказчиком? Помощником? Участником? Контролером? Назовите формы привлечения родителей к организации учебной и внеучебной деятельности.





 Основные направления взаимодействия семьи и школы: 1. Изучение условий семейного воспитания. 2. Информирование родителей о содержании учебно – воспитательного процесса. 3. Психолого – педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. 5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Основные направления взаимодействия семьи и школы:

1. Изучение условий семейного воспитания.

2. Информирование родителей о содержании учебно – воспитательного процесса.

3. Психолого – педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Формы работы с родителями: Традиционные Нетрадиционны е Родительские собрания тренинги Различные конференции круглые столы Индивидуальные консультации практикумы Посещение на дому родительские чтения и т. д

Формы работы с родителями:

Традиционные

Нетрадиционны е

Родительские собрания

Различные конференции

круглые столы

Индивидуальные консультации

Посещение на дому

родительские чтения

Формы работы с родителями Массовые Индиви- дуальные Групповые Индивидуальные : посещение семьи, консультации. Content Layouts Групповые: родительский комитет, совет класса, консультация, беседа… Массовые: родительское собрание, праздники, посещение театра, экскурсии…

Формы работы с родителями

Индивидуальные : посещение семьи, консультации.

Групповые: родительский комитет, совет класса, консультация, беседа…

Массовые: родительское собрание, праздники, посещение театра, экскурсии…

Управляющий совет Родительский комитет Комиссия по стимулированию Инициативная группа Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом Мы доверяем своим родителям!

Управляющий совет

Родительский комитет

Комиссия по стимулированию

Инициативная группа

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

Мы доверяем своим родителям!

 Алгоритм проведения родительского собрания Этап подготовки родительского собрания Этап проведения родительского собрания 2.1. Вступление 2.2. Дискуссия 2.3. Практическая часть 2.4. Награждения, поощрения 3. Этап завершения родительского собрания

Алгоритм проведения родительского собрания

  • Этап подготовки родительского собрания
  • Этап проведения родительского собрания

2.1. Вступление

2.2. Дискуссия

2.3. Практическая часть

2.4. Награждения, поощрения

3. Этап завершения родительского собрания

 Решение педагогического совета 1. Отметить положительную работу педагогического коллектива гимназии по привлечению родителей к образовательному процессу 2. Классным руководителям при планировании системы работы с родителями учащихся исходить из особенностей конкретной семьи и ее проблем с учетом современных требований деятельностного (компетентностного) образования. 3. Продолжать искать оптимальные формы совместной работы школы – семьи в интересах личности ребенка. 4. Создать копилку передового педагогического опыта в работе с родителями учащихся по классам. 5. Установить 22 марта 2019 года День открытых дверей для родителей ( посещение уроков родителями)

Решение педагогического совета

1. Отметить положительную работу педагогического коллектива гимназии по привлечению родителей к образовательному процессу

2. Классным руководителям при планировании системы работы с родителями учащихся исходить из особенностей конкретной семьи и ее проблем с учетом современных требований деятельностного (компетентностного) образования.

3. Продолжать искать оптимальные формы совместной работы школы – семьи в интересах личности ребенка.

4. Создать копилку передового педагогического опыта в работе с родителями учащихся по классам.

5. Установить 22 марта 2019 года День открытых дверей для родителей ( посещение уроков родителями)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЗАДАЧИ: 1.Создание документационного обеспечения взаимодействия школы и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципального уровня и уровня школы.

2.Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу взаимодействия с семьями учеников на основе социального партнерства.

3.Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы учебного учреждения.

4.Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом школы в процессе повседневного общения и специально- организованных мероприятий.

5.Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания.

6.Внедрение эффективных технологий сотрудничества школы с семьями в практику психолого- педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ школы И СЕМЬИ:

- Установление интересов каждого из партнеров;

- Согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности;

-Совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение);

-Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование);

-Владение педагогами методами обучения родителей;

-Использование активных форм и методов общения;

-Обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия;

-Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и школы.

-Контингент детей и родителей;

-Образовательный и творческий потенциал социума;

-Ф АКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ школы И СЕМЬИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН

Цель: Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы учреждения.

ПЕДАГОГИ Опрос; Анкетирование; Интервьюирование ; Наблюдение; Изучение медицинских карт; Психологические методики ; Общение на Интернет – форуме;

РОДИТЕЛИ Получение информации о деятельности школы через: Информационные брошюры; Презентация; Сайт; Общение на Интернет – форуме; Общение с родителями выпускников и родителями детей; Средства массовой информации.

Цель: Повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс.

Консультирование посредством использования различных форм (лекции, семинары-практикумы, видеотека и аудиотека, газеты, информация на сайте и т.д.);

Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (игротеки, традиции, праздники, дни отрытых дверей, викторины и т.д.);

Участие в планировании деятельности школы и определения перспектив ее развития, Родительский комитет, Участие в Совете учреждения, Волонтерство, Трансляция опыта семейного воспитания, Издание семейных газет, журналов, Защита семейных проектов и т.д.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ Цель: Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами учебного учреждения.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия используются: Опрос, книги отзывов; Оценочные листы, экспресс- диагностика; Самоанализ педагогов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ Для отслеживания и оценки отсроченного результата используются: - Учет активности родителей; Наблюдения; Итоговые заседания Педагогического Совета учреждения; Анализ реализации Плана взаимодействия с родителями.

Работа с родителями: Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий (праздников, консультаций, и т.д.);

Проведение работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей с использованием активных форм и методов общения;

Вовлечение родителей в образовательный процесс, привлечение родительской общественности к активному участию в деятельности школы;

Участие родительской общественности в стратегическом, перспективном и календарном планировании образовательной деятельности воспитанников;

Работа по предупреждению нарушений родителями прав ребёнка в семье. Работа с педагогами: Выстраивание эффективного взаимодействия с родителями на основе нормативно- правовых документов разного уровня; Включение инновационных форм и методов в деятельность педагогического коллектива по взаимодействию с семьей на основе их запросов и потребностей; Создание картотеки конспектов мероприятий совместной деятельности педагогов детей и родителей.

Работа с педагогами и родителями:

Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами учреждения.

Изучение, оценка и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников.

Анализ документационного обеспечения процесса взаимодействия с родителями на основе социального партнерства (плана деятельности школы, календарных планов воспитательно-образовательной работы педагогов, планов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, протоколов родительских собраний).

Корректировка документационного обеспечения процесса взаимодействия с семьями воспитанников, плана повышения профессиональной компетентности педагогов на основе проведенного анализа.

Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.

Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.

В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.

Первый этап – ЗНАКОМСТВО

На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон .

Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а школа – на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми.

Общие ценности понимаются здесь как принципы (способы) достижения цели. В современном обществе особую актуальность приобретают гуманистические (общечеловеческие) ценности – толерантность, уважение, свобода выбора. Однако в настоящее время есть немало семей, которые довольно иронично относятся к демократическим принципам общения с детьми и настаивают на жесткой дисциплине и предельной нагрузке на детей, чтобы те не оказались вовлеченными в сомнительные мероприятия вне школы. (Рост конкурса в кадетские училища демонстрируют эту родительскую обеспокоенность достаточно явно.)

На первом этапе также большое значение имеет определение взаимной полезности участников – т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. Многие директора школ иногда забывают, что в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временны’е, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность. Кроме того, необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Несмотря на то, что она вроде бы кажется очевидной (обучение ребенка), очень важно, чтобы родители знали о том, что в школе, например, работают уникальные специалисты, или что

школа участвует в интересных проектах, или что именно в этой школе не забывают выпускников и т.д.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов

Из-за того, что они просто не подходят друг другу. Именно поэтому большинство проблем между школой и ребенком решаются переходом ученика в другую школу. ДРУГУЮ.

Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности .

Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.Здесь важно понятие общего вклада – т.е.

разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают довериек образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трехосновных факторов:

Третий этап – собственно ПАРТНЕРСТВО
Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность , которая понимается здесь как наличие свободы иосознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности).
Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору(с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). В тех образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитии
партнерства преждевременно.
Именно поэтому, на мой взгляд, принудительное создание попечительских советов и других формальных объединений противоречит идее социального партнерства в принципе. Пока участники сами не дозрели до необходимости формализовать свою деятельность, создавать эти структуры совершенно бесполезно.
Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность , т.е. нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.
Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер(например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентациядетей и родителей на долговременную работу
со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.
И третий признак партнерских отношений – это взаимная ответственность , основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе).
Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Кроме того, к развитию ответственности родителей приводит и осознанность выборов, о которых было сказано выше. Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья,
и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцировано. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.
Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением?
Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов.
Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье . А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

Социальное партнерство - (англ. partnership) -
особый тип совместной деятельности между субъектами
образовательного процесса, характеризующийся доверием,
общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью
отношений, а также признанием взаимной ответственности
сторон за результат их сотрудничества и развития.

Социальное партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Однако в большинстве публикаций на эту тему культивируется идея создания Попечительских (или управляющих) советов, различных формальных и неформальных общественных объединений, призванных помочь школе выполнять свои прямые обязанности[1].

Но так ли уж важно, чтобы полноценность образовательного процесса была подтверждена “формальными признаками демократии”? К этому ли надо стремиться? Не секрет, что в России есть немало школ, куда родители мечтают отдать своих детей, и в этих школах напрочь отсутствуют какие бы то ни было “управляющие советы”. Более того – эти родители имеют счастливую возможность спокойно заниматься своей работой, будучи уверенными, что их чадо получит достойное образование.

Таким образом, необходимо разграничить две проблемы – создание полноценно функционирующего образовательного учреждения и создание демократической структуры в образовательном учреждении. Как показывает практика, эти две вещи могут и не совпадать.

По моему глубочайшему убеждению, попечительские советы (или иные формальные структуры) могут быть исключительно итогом работы школы с родителями, а никак не их целью или – тем более – началом.

Наша цель – создать механизм построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.

Поэтому мы должны ясно представлять себе этапность такой работы и ее основные проблемы, если мы хотим выстроить именно партнерские отношения с родителями, т.е., отношения с разделенной ответственностью за конечный результат [2].

В построении партнерских отношений можно выделить три этапа. (Приложение 1)

Первый этап – ЗНАКОМСТВО

На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон.

Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а школа – на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми.

Общие ценности понимаются здесь как принципы (способы) достижения цели. В современном обществе особую актуальность приобретают гуманистические (общечеловеческие) ценности – толерантность, уважение, свобода выбора. Однако в настоящее время есть немало семей, которые довольно иронично относятся к демократическим принципам общения с детьми и настаивают на жесткой дисциплине и предельной нагрузке на детей, чтобы те не оказались вовлеченными в сомнительные мероприятия вне школы.

На первом этапе также больше значение имеет определение взаимной полезности участников – т.е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. Многие директора школ иногда забывают, что в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.

Кроме того, необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Несмотря на то, что она вроде бы кажется очевидной (обучение ребенка), очень важно, чтобы родители знали о том, что в школе, например, работают уникальные специалисты, или что школа участвует в интересных проектах и т.д.

К примеру, с середины октября до конца декабря 2009 года учащиеся 2-4 классов нашей школы приняли участие в VIII Всероссийской Интернет-олимпиаде. Было сформировано 7 команд, в которые входили ребята, их родители и классные руководители. В первых турах участие родителей оставляло желать лучшего. Но туру к третьему активность родителей резко возросла. Каждый вторник и четверг в 14.00 в кабинет информатики приходили не только дети с педагогами, но и родители со своими энциклопедиями, ноутбуками, многие дети советовались с родителями по телефону. Ближе к окончанию олимпиады родители, не зная окончательных результатов, выражали сожаление, что она заканчивается и задавали вопросы, о том, будем ли мы еще участвовать в подобных мероприятиях. В результате наши команды, родители, педагоги получили сертификаты об активном участии и достижении высоких результатов (Приложение 2).

Так же на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный “ценностный аудит”.

Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

Здесь важно понятие общего вклада – т.е., разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Пример появления такого доверия – Интернет-олимпиада, благодаря которой на имидж школы начали “работать” отзывы активных родителей, которые делились своими впечатлениями со своими знакомыми, другими родителями.

Формирование доверия происходит также при наличии поддержки родителей. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической помощи семье.

С этой целью в декабре 2009 г. в школе была создана социально-психологическая служба, в состав которой входят психологи, социальный педагог, классные руководители, логопед, по необходимости к работе в ней привлекались инспектора ПДН. СПС помогает более эффективно и системно работать с трудными детьми, асоциальными семьями.

Если семья ощущает такую заботу на себе, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает.

В процессе совместной деятельности также особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности.

Это достигается при проектировании совместной деятельности с родителями, регулярной поддержки родителей и мониторинга. Так называемые родительские собрания необходимо превратить в “круглые столы” или “совещания”, на которых будут решаться стратегические вопросы, а не производиться сбор денег “на нужды школы”. Необходимо разработать вариант договора между школой и родителями, в котором должны быть определены “зоны ответственности” каждой из сторон. С 1 сентября этого года договор между родителями и школой будет заключаться с родителями 1-х классов, в соответствии с введением стандартов второго поколения.

Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е., их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап – собственно ПАРТНЕРСТВО

Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах совместной деятельности. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). В образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения, говорить о развитии партнерства преждевременно.

В нашей школе с прошлого учебного года работа Совета родителей носит системный характер. Заседания Совета родителей проводились не формально, по плану, а довольно часто (практически ежемесячно). Причем в половине случаев инициаторами заседаний являлись сами родители.

Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность, т.е., нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.

Учитывая возраст учащихся и статус школы, в этом учебном году для них была разработана и апробирована на практике военно-патриотическая игра “Зарничка”, посвященная 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В подготовке и проведении игры кроме детей и педагогов приняли участие родители. Участвуя в игре, ребята могли проявить свои способности, креативность, творчество, на минутку отвлечься от учебной деятельности.

Открытие игры состоялось 25 февраля 2010 года. 12 мая 2010 года в спортивном зале школы состоялось торжественное закрытие игры “Зарничка-2010”. Родители учащихся выступили спонсорами игры, причем это предложение исходило от них. Каждому классу был вручен кубок, каждому участнику – медаль: либо за 1, 2 ,3 место, либо за участие (Приложение 3).

Наши дети, возглавляемые классными руководителями, активно включились в данную игру. И результат превзошел все ожидания. Мы видели глаза детей, классных руководителей и родителей – одним словом неподдельный восторг! По рассказам классных руководителей, родителей мы знаем, что наши дети стали смотреть фильмы о ВОв; при упоминании о Белорусском фронте сообщали родителям, что ним командовал маршал Жуков; в праздничные дни дети просматривали каждый концерт с ожиданием любимой песни “Синий платочек” (и, дождавшись, с воодушевлением подпевали исполнителям); провели совместно со своей семьей очень большую поисковую работу (писали и звонили родственникам на большую землю с просьбой (и даже требованием) предоставить информацию об истории семьи, причем для многих родителей было новостью, что их предками был пройден такой славный путь защитника Отечества).

На последнем заседании Совета родителей родители выразили желание, чтобы данная игра стала традиционной, они готовы оказать всестороннюю помощь.

Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением?

Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

Своеобразным итогом социального партнерства в школе в этом учебном году стала традиционная родительская конференция по теме “Содержание, формы и методы работы с учащимися школы по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 65-летию Великой победы”. В ходе конференции были показаны выступления победителей игры “Зарничка”: в конкурсе чтецов – учащихся 1д класса, в фестивале-конкурсе военной песни – учащихся 2б класса, а также устный журнал “От Мурманска до Берлина”, подготовленный учащимися 4-х классов. В этом учебном году Совет родителей принял активное участие в жизни школы и предложил много разумных решений, помогающих педагогическому коллективу школы в воспитании наших детей. Родители участвовали в Международных олимпиадах, конкурсах, различных мероприятиях. Мы работали с родителями в самом тесном контакте. Поэтому, по традиции, на конференции были вручены благодарности самым активным родителям.

Итоги работы школы в прошедшем учебном году дают нам основания полагать, что начало социальному партнерству в школе положено, по крайней мере, первые два этапа функционируют.

Читайте также: