Решение логических задач с помощью нескольких таблиц вычислительные таблицы план урока

Обновлено: 14.05.2024

Автор: Кузнецова Лариса Ивановна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Сторожевое
Населённый пункт: Усманский район, Липецкая область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц"
Раздел: среднее образование

МБОУ СОШ с. Сторожевое Усманского района Липецкой области

учитель информатики Кузнецова Лариса Ивановна,

урок информатики в 6 классе

Раздел программы

Информационное моделирование

1. Организационный момент (2 мин)
Слайд 1. Здравствуйте! Я очень рада приветствовать вас всех. Улыбнемся друг другу и начнем урок. А урок мы начнем с записи домашнего задания.
2. Домашнее задание (2 мин)
Слайд 2. §11 (с.71-76), задание 2 практической работы №12 (на компьютере или в тетради), РТ: №130. Дополнительное задание: №133 в РТ. У каждого из вас на столе лежит оценочный лист, в который вы будете заносить баллы по итогам выполнения заданий на разных этапах урока. Слайд 3.
3. Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала (7 мин)
Слайд 4. Чтобы успешно работать с новой темой, давайте кратко повторим ранее изученный материал Обсуждаются вопросы: 
Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы

Год рождения

Успеваемость

Математика
4 5 4 4
Информатика
5 4 5 5
Русский язык
5 5 4 5
Литература
4 4 5 5

Человечки
Незнайка Пончик Торопыжка Пилюлькин Всего Квас, л
2

3
Газировка, л
1

6
Сироп, л
1

3
Касторка, л
0

13
Как решать логические задачи C табличным способом решения логических задач вы познакомились еще в пятом классе.
Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного

соответствия:
1) в этих множествах одинаковое количество объектов; 2) каждый объект 1-го множества связан заданным свойством только с одним объектом 2-го множества; 3) каждый объект 2-го множества связан заданным свойством только с одним объектом 1-го множества. Возвращаясь к этой теме, рассмотрим более сложную задачу с помощью нескольких таблиц. Разбор задачи вместе с учителем Слайд 10. С. 112 РТ № 129
5. Физкультминутка для глаз (2 мин)
Слайд 11. Ребята! Наши глаза довольно продолжительное время были в напряжении, поэтому давайте сейчас их немножко побалуем, проведем разминку для глаз. Слайд 12. (Проводится электронная физкультминутка для глаз.) А теперь давайте поработаем в парах и выполним зад.1 практической работы № 12 ПК – 2 ученика, один занимает основное место, второй консультирует и сменяет первого через 2 минуты
7. Компьютерный практикум. Работа в парах (15 мин)
Слайд 13. (Ученики закрепляют навыки построения таблиц и знакомятся с выполнением вычислений в текстовом редакторе Word) с. 186 ПР №12 Задание 1. Клумбы
С помощью таблицы решим следующую задачу. Слайд 14. На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, её стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров. Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб? Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб? Составляется таблица (ООО) и в неё заносятся данные из условия задачи. (п.1-2)
Клумба

Размеры
Сторона 1, м Сторона 1, м Сторона 1, м Периметр, м 1 5 5 7 2 3 4 5 3 4 3 3 4 4 4 4 5 7 5 7
Итого:
Выполняются п.п. 3-6 задания 1 практической работы 12: 3.Ответ на первый вопрос можно получить, вычислив значение последнего столбца таблицы: периметр треугольника. Для этого:
1)
установите курсор в ячейку, предназначенную для периметра первой клумбы;
2)
в разделе
Работа с таблицами
на вкладке
Макет
в группе
Данные
щелкните на кнопке
Формула;

3)
числа, подлежащие суммированию, находятся левее ячейки, в которой должен быть помещен периметр; в диалоговом окне вам будет предложена формула =SUSUM(LEFT); если эта формула верна, щелкните на кнопке
ОК;

4)
перейдите в следующую ячейку и повторите действия пункта 3; если будет предложена неподходящая формула – измените ее, выбрав подходящую в диалоговом окне;
5)
аналогичным образом вычислите периметр остальных треугольников. 4. Для ответа на второй вопрос просуммируйте периметры всех треугольников. Для этого: 1) установите курсор в первую нижнюю ячейку таблицы; 2) для нахождения суммы чисел, находящихся над ячейкой с курсором, используйте формулу =SUSUM(ABOVE). 5. Под таблицей запишите ответ на вопрос, поставленный в задаче. 6. Сохраните документ в личной папке под именем Клумба.
7. Самостоятельная работа
Слайд 15. Ученикам, которые раньше других справятся с выполнением практической работы, предлагается самостоятельно выполнить задание в РТ на с.111 № 127
Самопроверка
Слайд 16.
8. Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия
Слайд 17.
А теперь посмотрите в свои оценочные листы и выставьте итоговый балл. Если Вы недовольны полученной оценкой, можно придти после уроков в кабинет информатики, поработать и улучшить свой результат. Сегодня на уроке закрепили знания об информационных табличных моделях, узнали, что такое вычислительные таблицы, производили вычисления в таблицах. Все ли получилось у вас? Какие трудности встречались в процессе работы? Достигнуты ли цели урока? Наш урок заканчивается. Спасибо всем за работу. До свидания.
Литература
Слайд 18. 1. Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 229 с.: 2. Информатика. Методическое пособие. 5-6 класс/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Бином. 2014 3. Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. Электронное приложение. 6, 7 класс

• метапредметные — умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации;

• личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Решаемые учебные задачи:

• расширить представление учащихся о табличных моделях как разновидности информационных моделей;

• актуализировать и расширить представление о табличном способе решения логических задач;

• сформировать умения создания вычислительных таблиц.

Регулятивные УУД:

ставить цель, планировать достижение этой цели;

планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели.

уметь находить способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения;

оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекцию либо продукта, либо замысла.

Познавательные УУД:

использовать средства информационных и коммуникационных технологий для создания вычислительных таблиц в документах;

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;

синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД :

аргументировать свою точку зрения;

выслушивать собеседника и вести диалог;

развивать логическое мышление,

признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Планируемый результат

1 . Организационный этап (1 мин)

- приветствие учащихся;

- определение отсутствующих;

- определение внешней готовности учеников к работе;

- эмоциональный настрой на работу.

- учащиеся приветствуют учителя;

- сообщают об отсутствующих;

- демонстрируют готовность к уроку .

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)

Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.

Любое ли словесное описание можно заменить таблицей?

Приведите примеры таблиц, с которыми вы сталкивались в жизни или на уроках в школе.

Заголовок таблицы может быть любым, либо вообще отсутствовать.

Заголовки граф и строк быть могут составлять целые предложения.

В таблице могут не указываться единицы измерения, либо прописывать в каждой строке.

Ячейки таблицы могут быть пустыми.

- демонстрируют знания по пройденной теме, задают уточняющие вопросы;

- отвечают на вопросы фронтального опроса;

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

- организует подводящий к теме диалог:

Учитель задает вопросы:

Каким словом вы бы могли охарактеризовать этот текст?

К какому типу можно отнести эту задачу?

Каким способом лучше решить эту задачу?

- предлагает учащимся сформулировать тему урока, цель урока; (в помощь на экране ребус и пример вычислительной таблицы)

t1573125753aa.jpg

- обеспечивает мотивацию и принятие учащимися целей урока;

- игра "Фантазёр" . Просит назвать 5 способов применения навыков по этой теме в жизни.

- воспринимают, анализируют и определяют тему и цель урока; - называют способы применения знаний по этой теме.

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные УУД:

- формирование логического мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка,

4. Э тап выявления места и причины затруднений, этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации )

- предлагает посмотреть на условие задачи

- выяснить, о скольких группах объектах идет речь, как они связаны между собой. Таблицу, какого вида нужно изобразить?

- участвуют в диалоге;

- формулируют алгоритм решения задачи и способы решения.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- предлагает выполнить решение аналогичной задачи:

- выполняют решение задачи, вступают в диалог, дискуссию

Коммуникативные :

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умение слушать и понимать речь других.

Познавательные :

- формирование мыслительных операций.

6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5 мин)

- предлагает решить задачу и сравнить ее с эталоном.

Задача: на завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня — сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.

- учащиеся самостоятельно решают задачу, проверяют ее по образцу. Находят ошибки, выявляют затруднения.

Познавательные :

- развитие познавательной активности.

- формирование навыков решения задач.

Регулятивные :

- умение использовать полученные знания на практике.

7. Этап включения в систему знаний и повторения

- предлагает учащимся сесть за компьютеры и выполнить практическую работу 12 по созданию вычислительных таблицы в текстовом редакторе ( стр. 186-188 учебника Информатика. Босова Л.Л. 6 класс.)

t1573125753ab.jpg

- регулирует их работу, оценивает.

- работают за компьютером;

- получают оценку за свою работу

Регулятивные УУД:

- умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач.

Регулятивные УУД:

- умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.

8. Коррекция

- выслушивает учащихся, задает наводящие вопросы

- оценивают собственные работы;

- отмечают, что у них получилось и что можно было бы сделать лучше

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок

- благодарит ребят за успешное сотрудничество на уроке

- подводит итог урока, задавая вопросы:

Можете ли вы назвать тему урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Просит учащихся продолжить фразы:

Сегодня я узнал….

Я выполнил задания…

Я почувствовал , что…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Расскажу дома, что…

- вспоминают, что нового они узнали на данном уроке;

- рассказывают, чему они научились на уроке, какой этап урока им показался наиболее интересным и полезным

- умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Познавательные :

- умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные :

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение слушать и понимать речь других.

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объясняет домашнее задание.

Базовый уровень: §11 (4,5) – пересказ

Стр. 78 №14 – письменно. Подготовиться к самостоятельной работе.

Задание творческого характера:

Придумать логическую задачу и решить ее табличным способом.

Записывают домашнее задание

Информатика: Учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Информатика: методическое пособие для 5-6 классов/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель математики и информатики

с.Синодское, 2018 г.

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика. 6 класс. ФГОС.

Учитель: Ромахина К.П.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: организовать деятельность обучающихся по открытию способа решения логических задач.

Задачи урока:

Предметные: определять понятия; уметь классифицировать и анализировать объекты; строить логические рассуждения; уметь делать выводы и представлять информацию в табличном виде.

Метапредметные: формирование умения самостоятельно планировать пути достижения цели; соотносить свои действия с планируемыми результатами; формирование основ информационно коммуникативной компетентности.

Личностные: стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний; формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развитие умения преодолевания трудностей; формирование умения оценивать себя.

Решаемые задачи: 1. Сформировать представление о таблице, как очень удобной форме связи между объектами;

2. Формирование умения решать логические задачи с помощью нескольких таблиц.

Оборудование: персональные компьютеры для обучающихся, карточки с заданиями, презентация, учебник Босова Л.Л. Информатика 6 класс ФГОС, интерактивный комплекс (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска).

Планируемые учебные результаты:
Предметные: развитие представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах;
Метапредметные: формирование умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации;
Личностные: формирование способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Решаемые учебные задачи: расширить представление о табличных моделях как разновидности информационных моделей; актуализация и расширение представлений о табличном способе решения логических задач; формирование умения создания вычислительные таблицы.

Данная разработка является частью комплекса: Полный комплекс.




В данном уроке рассказывается о вычислительных таблицах, их составных частях, взаимооднозначном соответствии классов объектов, а также приводится пример решения логической задачи с помощью таблицы. В практической части рассматривается создание и редактирование вычислительных таблиц в текстовом процессоре Microsoft Word.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы"

· соответствие классов объектов;

На прошлом уроке мы узнали, что одной из форм смешанных информационных моделей является таблица.

Таблицы используются, когда нужно описать ряд объектов, у которых можно выделить одни и те же свойства.

Иногда некоторые свойства объектов таблицы вычисляются, из других свойств, записанных в этой же таблице, такие таблицы называются вычислительными.

Примером вычислительной таблицы будет таблица Пифагора. В ней числа, в ячейках равны произведениям чисел в заголовках соответствующей строки и столбца.



Результаты своих вычислений ребята могут представить в виде таблицы

Рассмотрим таблицу расхода кормов на ферме, за первое полугодие две тысячи пятнадцатого года


Данный тип таблиц удобен для ведения различных учётов.

Ещё одним важным применением таблиц является решение логических задач. Важное свойство классов объектов, которое можно при этом использовать: взаимно-однозначное соответствие.


Чтобы классы объектов находились во взаимно-однозначном соответствии, должны выполняться три условия:

- В рассматриваемых классах должно быть одинаковое количество объектов;

- каждый объект первого класса должен быть связан рассматриваемым свойством лишь с одним объектом второго класса;

- и наоборот, каждый объект второго класса должен быть связан рассматриваемым свойством лишь с одним объектом первого класса.

Следовательно, в составленной таблице типа ООО, в каждой строке и каждом столбце будет лишь одна единица, обозначающая связь между двумя объектами

Для примера решим одну задачу с помощью таблицы:

Маша, Таня, Петя и Коля недавно праздновали дни рождения. Им исполнилось 9,10,11 и 12 лет. Им подарили: мяч, машинку, куклу и самокат. Определить кому из ребят что подарили и сколько лет им исполнилось, если среди ребят нет ровесников, и каждому из них досталась по одному подарку.

А также известно, что:

· Петя и Коля не получили мяч;

· Маша получила куклу;

· Коля получил не машинку;

· самокат достался кому-то на одиннадцатилетие;

· мяч достался десятилетней девочке;

· Пете не девять лет.


- Петя и Коля не получили мяч

- Маша получила куклу

- Коля получил не машинку

На основании первого утверждения мы можем поставить знак минус, в строке мяч, под именами мальчиков. На основании второго утверждения, мы можем полностью заполнить строку кукла, и столбец Маша, в части подарки. Теперь, если мы посмотрим на строку, мяч, мы увидим, что его могла получить только Таня, теперь мы можем заполнить её столбец в части подарки. На основании третьего утверждения, мы можем сказать, что, Коля мог получить только самокат, соответственно Пете досталась машинка.

Теперь перейдём к части возраст. Здесь у нас есть три утверждения:

- самокат достался кому-то на одиннадцатилетние;

- мяч достался десятилетней девочке

- Пете не девять лет.

Из первого утверждения, так как самокат достался коле, можно сказать, что ему исполнилось одиннадцать лет. Так же из второго утверждения можно сказать, что Тане исполнилось десять лет.

Из третьего утверждения, следует что Пете может быть только двенадцать лет, следовательно, маше –девять.


Перейдём к практической части урока. Сегодня мы научимся создавать вычислительные таблицы в текстовом процессоре.

На фабрике по производству воздушных шаров заинтересовались объёмами продукции. Всего на фабрике 3 цеха. По каждому цеху известны объёмы продукции за первое и за второе полугодье 2015 года. Нас попросили найти увеличение объёмов продукции во втором полугодье, по сравнению с первым полугодьем по каждому цеху, а также по всей фабрике, а результаты представить в виде вычислительной таблицы.


Для этого на вкладке вставка, щёлкнем по иконке таблица и выберем размер таблицы четыре на шесть. Затем в первой строке объединим последние три ячейки. Для этого выделим их, установив курсор в первую из них, а затем, удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместим курсор в последнюю из них. Теперь щёлкнем по любой из них правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выберем команду объединить ячейки.

На этом уроке мы рассмотрели вычислительные таблицы. Мы узнали, что вычислительные таблицы – это таблицы, в которых одни свойства объектов вычисляются из других.

Классы объектов находятся во взаимно-однозначном соответствии, если:

в рассматриваемых классах одинаковое количество объектов;

каждый объект первого класса связан рассматриваемым свойством лишь с одним объектом второго класса;

каждый объект второго класса связан рассматриваемым свойством лишь с одним объектом первого класса.

Читайте также: