Религия как социальное явление кратко

Обновлено: 05.07.2024

На протяжении многих лет исследователи занимались изучением религии. Ее определение мы можем обнаружить в трудах таких известных ученых как Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и др. Рассмотрим их взгляды на определение религии.

Также Дюркгейм пишет о первостепенной роли религии в жизни индивида и общества. Основная социальная функция религии особенно явно прослеживается в традиции исполнения ритуалов – функция отражения и укрепления общественных связей. Религия формирует, интерпретирует и передает из поколения в поколение правила и нормы, которые должен усвоить каждый, и тем самым делает человека существом моральным и общественным. Религия – это необходимый структурный элемент общества, его душа.

По Веберу религия является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определения его значения и целей[40]. Он представляет религию, как первичную основу ценностей, основу смыслополагания для любого события и происшествия в жизни человека. Определенная картина мира, которую рисует нам религия, помогает ориентироваться в нем и регулировать собственное поведение, т.к. кроме всего прочего религия обеспечивает человека еще и определенным набором норм и ценностей. Именно религия создает моральные нормы поведения человека.

Кроме того, как замечает М. Вебер, религия также влияет на отношение индивида к окружающей действительности и даже на экономическое поведение. Так, например, буддизм пропагандирует уход от мира и преимущественно созерцательное к нему отношение. В то время как протестантизм напротив призывает к преобразованию и завоеванию человеком мира[41].

З. Фрейд считал религию социальной иллюзией, которая в некоторой степени даже вредна для общества, т.к. ограничивает способность человека к критическому мышлению[44]. Религия, по его мнению, защищает людей от страха беспомощности, и если бы они научились опираться только на собственные силы, то инфантильная привязанность к Богу была бы преодолена[45].

Как социальный феномен религия выполняет в обществе определенный набор функций:

1. Мировоззренческая – религия призвана наполнить жизнь человека неким особым значением, смыслом.

2. Компенсаторная – состоит в возможности компенсировать человеку его зависимое положение в мире и облегчать переживание личных неудач, обид, страха.

3. Коммуникативная – заключается в общении верующих между собой, а также их общении с богами, духами, ангелами и другими посредниками в общении между людьми. Общение осуществляется также в обрядовой деятельности.

4. Регулятивная – создание набора определенных ценностей и норм, которые усваиваются человеком и выступают своеобразной программой поведения для него.

5. Интегративная – религия дает человеку возможность почувствовать себя частью единой общности, скрепленной общими ценностями и целями, самоопределиться внутри общественной системы.

6. Политическая – часто религия используется политическими лидерами для сплочения либо разделения людей в политических целях, для оправдания собственных действий.

7. Культурная – религия содействует распространению культуры определенной общности людей.

8. Дезинтегрирующая – также религия может быть использована для разжигания вражды и даже войн на религиозной почве [47].

Кроме перечисленных, существуют еще и так называемые латентные функции религии, среди которых существует своя градация. Но, к сожалению, с развитием современного общества происходит рационализация некоторых функций религии: духовная ориентация сознания сменяется материальной, а символическое мировосприятие – деловым. Происходит постепенная секуляризация общества и сознания отдельных его членов, религия все чаще служит целям политики, экономики, бизнеса, оправдывая действия определенных слоев общества.

Но все же не каждая система верований может полноправно считаться религией, для этого она должна включать в себя некоторые элементы. Эти основные элементы выделил Л. Джонстоун:

1) Религия предполагает наличие группы верующих. Хотя она может быть связана с глубоко индивидуальными переживаниями, но все же исследование религии должно опираться на изучение определенных общностей.

2) Религия ассоциируется с понятиями, которые считаются священными, связанными с чем-то сверхъестественным – с какой-то силой, обладающей неограниченными возможностями.

3) Религия подразумевает определенную совокупность верований – вероисповедание. Именно оно и несет в себе объяснения всех явлений, которые считаются священными.

4) Религия предполагает особую совокупность действий и ритуалов – образцов поведения по отношению к сверхъестественным силам.

5) Религия включает в себя систему заповедей или норм, которые определяют, как следует вести себя верующим при различных обстоятельствах[48].

В связи с отличительными чертами, которыми обладают различные религии, в социологии был разработан ряд классификаций. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

1) Классификация по наименованиям: христианство, католицизм, мусульманство и т.д.

2) Классификация Вебера: распределение в зависимости от подхода религии к спасению души. В своем анализе различных мировых религий Макс Вебер обратил особое внимание на следующие моменты:

- нужно ли для спасения души человеку обучиться пассивному созерцанию мира либо активному управлению своей судьбой?

Но, тем не менее, до сих пор не решенным остается вопрос, способно ли рациональное мышление (философия, этика, социальная мысль и т.д.) стать достойной альтернативой религии, дав людям ответы на вопросы о смысле бытия.

Кроме того, религиозный вакуум, возникший в результате падения влияния традиционных религий, ведет общество к постепенному возврату в эпоху суеверия: магии, астрологии, оккультизму и т.д. Эти верования сегодня буквально получили новую жизнь. Также в спектр заменителей религии входят идеологические мифы и социальные утопии. Такой сложный процесс, как секуляризация, еще не был достаточно изучен, т.к. приобретает свои специфические формы в каждом обществе в зависимости от его особенностей. Понятие секуляризации дает достаточно прочную основу для анализа роли религии в современном мире и перспективы ее развития в будущем.

Как показывает мировой опыт, религиозные сообщества – не самый сильный фактор для преодоления кризисных ситуаций. Несомненно, они всегда были источниками духовности, морали и ценностей, но, в то же время, разжигали войны во имя своих святынь. Кроме того, на сегодняшний день религиозные сообщества сильно разобщены, конкурируют между собой, и каждое из них претендует на исключительность, хотя за частую проповедует устаревшие для современного мира верования, далекие от нынешних понятий о справедливости. Мировое развитие диктует религии необходимость достаточно радикальной трансформации.

Об упадке религии также говорится и в прогнозах Вебера. Он считал, что угрозу для современного мира представляет господство технологии и бюрократии, результатом которого будет ограничение человеческого опыта, сужение сознания до прагматических интересов полезности и комфорта. Технократия будет гасить силу человеческого воображения, религиозный экстаз и уподобит общество железной клетке. По Веберу развитие в этом направлении – деиллюзионизация – будет своеобразным расколдовыванием общества. Наука ведет мир к торжеству расчета, но религия продолжает существовать вопреки всем прогнозам.

Э. Дюркгейм рассматривал религию, как сохраняющийся в той или иной мере специфический человеческий феномен. Он предполагает, что в религии заключено нечто вечное, лежащее в основе всех преходящих символов, в которых выражается религиозное сознание в разные исторические эпохи. Дюркгейм видит в религии присущий человеку способ восприятия общества[52].

С каждым годом общество усложняется, неизбежно меняются самые существенные стороны человеческой жизни. Люди устремляются к новым ценностям, включая понимание смысла религии. Религиозное сознание проявляется в новых, Часто неожиданных и непривычных формах. Например, христианская религия, организованная в масштабе целого общества, оказалась впоследствии неспособной приспособиться к социальным и культурным изменениям в обществе. Возможно, расцвет различных культов, движений и новых религий, наблюдаемый на сегодняшний день, является возвратом религии к исторически нормальной форме существования.

Сегодня многих исследователей волнует вопрос о том, насколько удалось церкви сохранить свое влияние и престиж. Влияние религиозных организаций на правительство и общество было существенно во все времена. Сейчас повсеместно продолжается процесс утрачивания церковью своего влияния. И хоть оно и уменьшается в каждом аспекте, традиционные формы религии еще долго будут обретать все новых и новых последователей.

На протяжении многих лет исследователи занимались изучением религии. Ее определение мы можем обнаружить в трудах таких известных ученых как Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и др. Рассмотрим их взгляды на определение религии.

Также Дюркгейм пишет о первостепенной роли религии в жизни индивида и общества. Основная социальная функция религии особенно явно прослеживается в традиции исполнения ритуалов – функция отражения и укрепления общественных связей. Религия формирует, интерпретирует и передает из поколения в поколение правила и нормы, которые должен усвоить каждый, и тем самым делает человека существом моральным и общественным. Религия – это необходимый структурный элемент общества, его душа.

По Веберу религия является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определения его значения и целей[40]. Он представляет религию, как первичную основу ценностей, основу смыслополагания для любого события и происшествия в жизни человека. Определенная картина мира, которую рисует нам религия, помогает ориентироваться в нем и регулировать собственное поведение, т.к. кроме всего прочего религия обеспечивает человека еще и определенным набором норм и ценностей. Именно религия создает моральные нормы поведения человека.

Кроме того, как замечает М. Вебер, религия также влияет на отношение индивида к окружающей действительности и даже на экономическое поведение. Так, например, буддизм пропагандирует уход от мира и преимущественно созерцательное к нему отношение. В то время как протестантизм напротив призывает к преобразованию и завоеванию человеком мира[41].

З. Фрейд считал религию социальной иллюзией, которая в некоторой степени даже вредна для общества, т.к. ограничивает способность человека к критическому мышлению[44]. Религия, по его мнению, защищает людей от страха беспомощности, и если бы они научились опираться только на собственные силы, то инфантильная привязанность к Богу была бы преодолена[45].

Как социальный феномен религия выполняет в обществе определенный набор функций:

1. Мировоззренческая – религия призвана наполнить жизнь человека неким особым значением, смыслом.

2. Компенсаторная – состоит в возможности компенсировать человеку его зависимое положение в мире и облегчать переживание личных неудач, обид, страха.

3. Коммуникативная – заключается в общении верующих между собой, а также их общении с богами, духами, ангелами и другими посредниками в общении между людьми. Общение осуществляется также в обрядовой деятельности.

4. Регулятивная – создание набора определенных ценностей и норм, которые усваиваются человеком и выступают своеобразной программой поведения для него.

5. Интегративная – религия дает человеку возможность почувствовать себя частью единой общности, скрепленной общими ценностями и целями, самоопределиться внутри общественной системы.

6. Политическая – часто религия используется политическими лидерами для сплочения либо разделения людей в политических целях, для оправдания собственных действий.

7. Культурная – религия содействует распространению культуры определенной общности людей.

8. Дезинтегрирующая – также религия может быть использована для разжигания вражды и даже войн на религиозной почве [47].

Кроме перечисленных, существуют еще и так называемые латентные функции религии, среди которых существует своя градация. Но, к сожалению, с развитием современного общества происходит рационализация некоторых функций религии: духовная ориентация сознания сменяется материальной, а символическое мировосприятие – деловым. Происходит постепенная секуляризация общества и сознания отдельных его членов, религия все чаще служит целям политики, экономики, бизнеса, оправдывая действия определенных слоев общества.

Но все же не каждая система верований может полноправно считаться религией, для этого она должна включать в себя некоторые элементы. Эти основные элементы выделил Л. Джонстоун:

1) Религия предполагает наличие группы верующих. Хотя она может быть связана с глубоко индивидуальными переживаниями, но все же исследование религии должно опираться на изучение определенных общностей.

2) Религия ассоциируется с понятиями, которые считаются священными, связанными с чем-то сверхъестественным – с какой-то силой, обладающей неограниченными возможностями.

3) Религия подразумевает определенную совокупность верований – вероисповедание. Именно оно и несет в себе объяснения всех явлений, которые считаются священными.

4) Религия предполагает особую совокупность действий и ритуалов – образцов поведения по отношению к сверхъестественным силам.

5) Религия включает в себя систему заповедей или норм, которые определяют, как следует вести себя верующим при различных обстоятельствах[48].

В связи с отличительными чертами, которыми обладают различные религии, в социологии был разработан ряд классификаций. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

1) Классификация по наименованиям: христианство, католицизм, мусульманство и т.д.

2) Классификация Вебера: распределение в зависимости от подхода религии к спасению души. В своем анализе различных мировых религий Макс Вебер обратил особое внимание на следующие моменты:

- нужно ли для спасения души человеку обучиться пассивному созерцанию мира либо активному управлению своей судьбой?

Но, тем не менее, до сих пор не решенным остается вопрос, способно ли рациональное мышление (философия, этика, социальная мысль и т.д.) стать достойной альтернативой религии, дав людям ответы на вопросы о смысле бытия.

Кроме того, религиозный вакуум, возникший в результате падения влияния традиционных религий, ведет общество к постепенному возврату в эпоху суеверия: магии, астрологии, оккультизму и т.д. Эти верования сегодня буквально получили новую жизнь. Также в спектр заменителей религии входят идеологические мифы и социальные утопии. Такой сложный процесс, как секуляризация, еще не был достаточно изучен, т.к. приобретает свои специфические формы в каждом обществе в зависимости от его особенностей. Понятие секуляризации дает достаточно прочную основу для анализа роли религии в современном мире и перспективы ее развития в будущем.

Как показывает мировой опыт, религиозные сообщества – не самый сильный фактор для преодоления кризисных ситуаций. Несомненно, они всегда были источниками духовности, морали и ценностей, но, в то же время, разжигали войны во имя своих святынь. Кроме того, на сегодняшний день религиозные сообщества сильно разобщены, конкурируют между собой, и каждое из них претендует на исключительность, хотя за частую проповедует устаревшие для современного мира верования, далекие от нынешних понятий о справедливости. Мировое развитие диктует религии необходимость достаточно радикальной трансформации.

Об упадке религии также говорится и в прогнозах Вебера. Он считал, что угрозу для современного мира представляет господство технологии и бюрократии, результатом которого будет ограничение человеческого опыта, сужение сознания до прагматических интересов полезности и комфорта. Технократия будет гасить силу человеческого воображения, религиозный экстаз и уподобит общество железной клетке. По Веберу развитие в этом направлении – деиллюзионизация – будет своеобразным расколдовыванием общества. Наука ведет мир к торжеству расчета, но религия продолжает существовать вопреки всем прогнозам.

Э. Дюркгейм рассматривал религию, как сохраняющийся в той или иной мере специфический человеческий феномен. Он предполагает, что в религии заключено нечто вечное, лежащее в основе всех преходящих символов, в которых выражается религиозное сознание в разные исторические эпохи. Дюркгейм видит в религии присущий человеку способ восприятия общества[52].

С каждым годом общество усложняется, неизбежно меняются самые существенные стороны человеческой жизни. Люди устремляются к новым ценностям, включая понимание смысла религии. Религиозное сознание проявляется в новых, Часто неожиданных и непривычных формах. Например, христианская религия, организованная в масштабе целого общества, оказалась впоследствии неспособной приспособиться к социальным и культурным изменениям в обществе. Возможно, расцвет различных культов, движений и новых религий, наблюдаемый на сегодняшний день, является возвратом религии к исторически нормальной форме существования.

Сегодня многих исследователей волнует вопрос о том, насколько удалось церкви сохранить свое влияние и престиж. Влияние религиозных организаций на правительство и общество было существенно во все времена. Сейчас повсеместно продолжается процесс утрачивания церковью своего влияния. И хоть оно и уменьшается в каждом аспекте, традиционные формы религии еще долго будут обретать все новых и новых последователей.

1. Происхождение религии. Социальные, гносеологические и психологические предпосылки религии.

2. Религиозное сознание, его особенности и структура.

3. Религиозная деятельность и религиозные организации.

4. Функции религии.

1. Происхождение религии. Социальные, гносеологические и психологические предпосылки религии. С религией каждый из нас сталкивался в обыденной жизни и потому имеет свое, сложившееся в повседневной практике, представление о ней. Религия как элемент духовной культуры тесно связана с политикой. Поэтому суждения о религии всегда зависят от подхода к ней. В науке выделяют три основных подхода к объяснению феномена религии и ее роли в жизни человека и общества – теологический (богословский), научный и философский. Нас будет интересовать научно-философский анализ религии и ее конкретных форм.

Научный подход к религии свидетельствует, что она есть социальный феномен, а ее форма и содержание зависят от социальных условий и каждая конкретная религия несет на себе существенные черты различных исторических эпох. Поэтому можно сказать, что религия есть универсальное духовное явление в жизни общества, которое объединяет с помощью вероучения, моральных и других ценностей определенные группы людей в религиозные организации.

Исключительная роль религии в истории общества несомненна. Атеизм как массовое, обыденное явление – это детище культуры ХХ века, причем только ее европейской формы. Подавляющее большинство современного человечества – это религиозное человечество. Источники, религиозные и светские, называют разное количество людей, исповедующих те или иные религии, но примерное число представителей разных конфессий таково:

Христиане – около 1500 млн. чел.;

Мусульмане - около 1000 млн. чел.;

Буддисты - около 300 млн. чел.;

Индуисты – около 700 – 900 млн. чел.;

Др. национальные религии – около 350 млн. чел.;

Новые религии – более 100 млн. чел.;

Атеисты и неверующие - 1100 млн. чел.

Всего же население Земли достигло 6 млрд. чел. Как видите, большинство современного населения планеты – верующие. Тем более – прошлые эпохи, когда все население было верующим, а атеистические взгляды были достоянием лишь отдельных представителей образованных слоев общества. Можно сказать, что вся сознательная история человечества, сохранившаяся в письменных памятниках культуры – это история религиозного человечества. Но ведь религия возникла раньше письменности. Как можно судить о древних верованиях, о том, когда они возникли и что собой представляли, если человечество их не зафиксировало в памятниках письменной культуры?

О наличии у древнего человека религиозных представлений можно судить лишь косвенно, на основании археологических данных, в основном по характеру захоронений. До неандертальца признаков религиозности не обнаружено, а вот у кроманьонца уже были развитые религиозные представления. На их стоянках найдены фигурки женщин-прародительниц – первые произведения искусства религиозного характера. Поэтому мы можем сказать, что религия возникла 30 – 50 тыс. лет назад. Именно в это время возникает чисто человеческая форма коллективности, и сознание человека становится способным к абстрактному мышлению, без которого невозможны религиозные представления.

Религия – сложное социальное явление, порождаемое целой группой причин, которое принято подразделять на социальные, гносеологические и психологические предпосылки религии.

Социальные причины религии.Религия – социальное явление, поэтому ее корни следует искать в условиях общественного бытия. Глав­ная причина - бессилие человека перед стихийной силой общественного развития, силой социальной закономерности. В первобытном обществе - это бессилие перед силой природы и рода, в развитом обществе - пе­ред стихией общественного развития. Это бессилие может быть реаль­ным, связанным с низким уровнем общественного развития, или мнимым, иллюзорным, когда человек не осознает своих реальных сил.

С возникновением классов и государства социальные корни рели­гии подкрепляются классовыми: появляются господствующие религии, которые поддерживаются государством. Социальные корни являются главными, определяющими среди причин, поддерживающих и воспроизводящих конкретную религию, или способствующих появлению новой.

Гносеологические причины религии - причины, коренящиеся в осо­бенностях и закономерностях процесса познания. Познание имеет свои закономерности, которые ведут к правильному или ложному отражению объекта. Существует возможность отрыва фантазии от действительности, абстракции от реальности. Наше мышление смотрит на продукт своей де­ятельности как на самостоятельную реальность. Нам трудно установить, а иной раз и невозможно, земные корни абстрактных представлений. Идеальное начинает мыслится как самостоятельная реальность. К тому же де­ятельность человека носит целеполагающий характер, т.е. любому деянию всегда предшествует идеально поставленная цель. Проблема вза­имоотношения материального и идеального не всегда решается в пользу первичности материального, а религиозные представления всегда исхо­дят из примата идеального над материальным. Поэтому они могут быть результатом тех действительных трудностей, которые предстают перед человеком в силу закономерностей человеческого познания: активности сознания, абстрагирующей деятельности сознания, целеполагающего ха­рактера человеческой деятельности.

Психологические предпосылки религии являются главными среди причин, порождающих индивидуальную религиозность. Люди не только фиксируют отражаемый мир в сознании, но и переживают его. Так возни­кает религиозное чувство. Одним из главных чувств, порождающих не­обходимость в религиозном утешении, является страх – перед смертью, потерей близких, социальными неурядицами и т.п. Это имеет в виду из­вестное выражение, что страх породил богов.

2. Религиозное сознание, его особенности и структура.Из курса философии вы знаете, что процесс отражения общест­венного бытия в общественном сознании не является зеркальным, а осуществляется в определенных формах, которые называются ценност­ными, или формами общественного сознания. Нас интересует особеннос­ти религиозного сознания. На уровне общественного бытия оно порож­дает религиозную идеологию и религиозную психологию и имеет специ­фические черты: особая форма отражения (бытие отражается в фанта­стическом виде) и особый объект отражения (наиболее активно отра­жаются силы и процессы, гнетущие человека).

Среди особенностей религиозного сознания следует указать сле­дующие:

- фантастическое отражение действительности, удвоение мира на мир реальных и сверхъестественных сущностей;

- признаки реальности сверхъестественного;

- относительная самостоятельность религиозного сознания, кото­рая проявляется в следующих чертах: наибольшая удаленность религии от общественного бытия и изменений в нем, отставание от изменений в общественном бытия, активная преемственность и медленная изменяе­мость религиозного сознания.

Все формы общественного сознания ведут к обоснованию своего понимания и познания мира. Но религия – единственная, которая глав­ной ценностью признает не познание мира, а веру. Поэтому главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Под сверхъестественным религия понимает все то, что стоит над ми­ром реальных вещей и явлений. Каким образом в религиозном сознании осуществляется признание реальности сверхъестественного? Только верой. Поэтому религиозная вера - обязательный признак религиозно­го сознания и главная его ценность.

Вера является компонентом всякого, а не только религиозного сознания, как выражение высокой степени убежденности. Но религиоз­ная вера может исходить не только из знания, но и из отрицания своей связи сним. Вера рассматривается как переживание, а ее аргумен­тация - как низшее по отношению к ней, ибо вера не испытывает нужды в аргументации. Христианский Катехизис, написанный митрополитом Филаретом, говорит, что знание строится на опыте, а вера - на до­верии к изрекаемой истине, знание принадлежит уму, а вера - сердцу. Апостол Павел указывал, что вера есть уповаемой извещение вещей, уверенность в невидимом как бы в видимом. Вопрос о структуре религиозного сознания в современной науке является спорным. Существует несколько точек зрения на этот вопрос, поэтому он может быть по-разному изложен даже в учебниках.

Мы будем исходить из того, что в религиозном сознании можно найти группы идей и чувств, имеющих общность, т.е. идей и чувства, находящихся во всех религиях. Именно они и составляют структуру религиозного сознания.

Вера в группу идей и эмоций, связанных с представлением о ре­альности сверхъестественных существ и сущностей, утверждающая воз­можность общения человека с ними называется анимизмом. В каждой ре­лигии есть анимистические идеи и чувства. Они составляют анимистическийэлемент религиозного сознания.

Идея реальности сверхъестественного находит выражение в мифах, отражающих явления природы и общественной жизни. Это мифологическийэлемент религиозного сознания.

В религиозном сознании имеются представления о сверхъестествен­ных качествах отдельных предметов и явлений - это фетишистский элемент религиозного сознания.

Представления о сверхъестественном характере действий, культа составляют магический элемент религиозного сознания.

Следует отметить также, что степень зрелости, развитости религиозных представлений у разных людей и даже разных слоев общества не одинакова. Поэтому различают в религиозном сознании два уровня: обыденный, включающий повседневные религиозные представления рядо­вых верующих, и богословский, или теологический, где положения ве­роучения рассматриваются и аргументируются с помощью философии.

3. Религиозная деятельность и религиозные организации. Религия - сложный социальный комплекс, включающий не только представления, но и реальные действия и организации. Религиозные отношения - не только отношения людей к богу, а своеобразные отноше­ния людей друг к другу. Религиозная деятельность имеет раздвоенный характер: во-первых, она направлена на реальный мир с целью удов­летворения реальных потребностей, а - во-вторых, на сверхъестествен­ный мир, с целью удовлетворения представлений о загробной жизни и т.п. Такая деятельность выступает как культ-совокупность религиозных дей­ствий в виде разного рода обрядов и церемоний, связанных с отноше­нием людей к сверхъестественному. Цель культовых действий - влияние человека на потусторонний мир. В культе применяются различные ис­кусства, что усиливает его эмоциональное воздействие. Для рядовых верующих различия между религиями проявляются именно в области культа.

На основе религиозных представлений и культа происходит обобщение верующих, формируются религиозные организации, через дея­тельность которых осуществляется постоянное воспроизводство рели­гии. В пределах религиозных организаций возникает стабильность ве­роучений и культов.

В процессе исторического развития религиозные организации при­обрели разнообразные формы. В условиях первобытного общества рели­гиозная организация совпадала с политической. На фазе классового развития выделяются локальные религиозные направления. В ранних го­сударствах возникают храмовые организации, в более развитых общест­венных системах образуются церковь, которая занимает особое место в государстве. Развитие церквей сопровождалось появлением монасты­рей, монашеских орденов, политических религиозных партий.

Осуществление религиозного культа тоже имеет свою историю. В доклассовом обществе культ носил характер коллективной деятельнос­ти. С усложнением общественной жизни появляются жрецы, маги. В раз­витых классовых обществах появляется специфическая профессиональная группа - духовенство, которая монополизирует культовую деятельность.

4. Функции религии. Поскольку религия, прежде всего, выступает как форма общест­венного сознания, главной ценностью которой является вера в сверхъ­естественное, основной функцией религии является мировоззренческая. Религия, прежде всего, влияет на принципы деятельности че­ловека. Мировоззрение - обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место человека в нем и отношения человека к нему и сво­им собственным возможностям. Мировоззрение реализуется в виде норм и установок деятельности. Структурным ядром мировоззрения является либо философское, либо религиозное сознание. Религиозное сознание включает, как было указано выше, религиозную идеологию и психологию, которые обрабатывают материал других форм общественного соз­нания и создают на базе их религиозную философию, религиозную эти­ку и эстетику, религиозное правовое и политическое сознание, рели­гиозную картину мира. На основе этого возникает установка их дея­тельности, религиозное понимание ценностей. Поэтому верующие ищут в священных книгах ответы на все вопросы.

Религия создает определенную систему норм и ценностей, кото­рые призваны закреплять веру в сверхъестественное. Ассимилировав многие общечеловеческие ценности, религия выполняет регулятивнуюфункцию.

На основе общности вероучения человек приходит к осознанию своего единства с определенной группой. Т.е. религия объединяет людей по религиозному признаку (или разъединяет) - в этом состоит ее интегративная функция.

Религия формирует определенные нормы общения людей и воспри­ятия ценностей культуры – нормативная функция, - а такие определяет на их основе формы общения верующих - коммуникативная функция ре­лигии. Но центральной, специфической для религии остается компенсаторная функция - религия призвана дать утешение и воздаяние за страдания человека в земной жизни.

С высоты исторического опыта, полученного цивилизованным человечеством на начало XXI века, можно уверенно утверждать, что религия наконец предстала в качестве органического компонента общественной истории, человеческого осознания мира и самоосознания. С XVIII века, когда начались серьезные исследования религии, она, особенно на фоне быстро прогрессирующей науки и рационального мышления, часто подавалась как характерная черта неразвитой, примитивного сознания, как своего рода предрассудки, фантастическое искажение реального положения дел. В русле такого ее понимание возникло убеждение, что вместе с прогрессивным развитием знания и науки религия рано или поздно будет устранена из истории, уступив место правильном, хорошо разработало и разумно организованном знанию о человеке и мире. Однако впоследствии выяснилось, что попытки подавать религию как результат фантастического воспроизведения действительности человеком, как оскорбления человеческого воображения, что навеянные страхом перед непонятными природными и социальными явлениями, не учитывали всей ее сложности. Так же оказались неоправданными попытки представлять религиозную человека подавленной, человеком с рабским сознанием, пассивную и наполненная страхами ожидания мести или наказания со стороны богов. Ведь вряд ли кто сможет подать именно такими людьми создателей Венеры Милосской, Парфенона, Софии Киевской и др. Так же вряд ли кто осмелится утверждать, что христианские месіонери, которые йщли в дикие земли, неся нецивилизованным народам медицинскую помощь, приобщая их к культуре и письменности, были покорными, запуганными, рабами в душе.

С другой стороны, было бы неоправданным очерчивать религии, религиозных людей и религиозные организации исключительно в положительных тонах. Современной молодежи, наверное, хорошо известны те публичные скандалы, которые вспыхнули по поводу обвинения целой группы американских католический священников в сексуальных домогательствах, направленных до детей, посещавших их приходы. Так же и в общественной истории можно найти примеры религиозного фанатизма, невежества, антигуманизма, попыток превратить человека в бессловесное, безропотное существо. К негативных проявлений религии можно отнести также и то, что она, объединяя людей, в то же время их разъединяет, разводит и даже противопоставляет различные религиозные объединения друг другу. Такие противостояния групп верующих иногда достигают остроты силовых конфликтов, вражды, насилия.

Довольно часто в обсуждениях проблем религии люди формулируют неприятные для ее сторонников вопрос: почему религиозные люди все равно часто акцентировано на вопросах материальных, социальных, финансовых? Почему они нарушают не просто моральные нормы, но божественные заповеди? Почему религия не только объединяет людей, но и конфликтно противопоставляет их друг другу? Почему, наконец, существует много религий? При обсуждении и осмыслении таких вопросов мы обращаемся к тому, как проявляет себя религия в общественной истории. Мы знаем, что во многих религиях считается, что религия, как предоставлена людям богом истина, стоит над историей, что историческая неизменность их ведущих положений свидетельствует об их истинности и непоколебимую силу, о том, что они являются высшими за любую человеческую мысль. Но многочисленные исследования, в том числе - изучение современных этносов, находящихся на архаичной стадии развития, свидетельствуют, что в ходе истории происходят определенные изменения и в наборе ведущих утверждений определенных религий, и в их толковании, и в религиозных ритуалах и обрядах. Например, так называемый христианский “Символ веры” был сформулирован и принят лишь на Никейском христианском соборе в 325 году, то есть почти через 300 лет после смерти Христа.

При попытках понять явление религии прежде всего бросается в глаза то, что она существует в обществе, выполняя определенные соборные (собирает, объединяет людей) функции. Человек не выживает и не может выжить и жизненно утвердиться вич-на-один с естественным миром. Общество производит целый ряд таких потребностей, которые уходят далеко за пределы индивидуальных интересов и чисто биологического приспособления к условиям выживания. Социализированная человек входит в особый тип отношений с себе подобными: на место ее природного индивидуализма и эгоизма приходит осознание (а то и интуитивное ощущение) человеческого единства. Религия является одной из форм интеграции людей на основе их общего приобщение к определенным образом воображенной фундаментальных основ бытия. Социально-историческую обусловленность имеют не только конкретные составляющие религии, но и ее реальные виды и типы. Разные религии возникали в разные времена, в разных регионах земного шара и за различных социальных обстоятельств. К тому же здесь давались о себе знать не только исторические, но и психологические факторы, даже индивидуальные различия религиозного опыта. Так, западно-европейская культура в целом является демонстративным, обращенной наружу. Христианство в западной Европе приобрело многих форм и проявлений, а богословие (теология) - чрезвычайной разветвленности. Православие (восточная ветвь христианства) в сравнении с католицизмом возникает значительно более консервативным, гораздо более прочувствованным, внутренне поглощенным. В мусульманстве однозначно считается, что Бог (Аллах) не имеет и не может иметь никакого конкретно-чувственного определения и обнаружения. Через это здесь были исключены любые изображения Бога, а ударение в богопознании падал на букву, на слово. Отсюда следует чрезвычайно утонченная каллиграфия, а также настаивание на тождества знания и веры: только через знания (а не созерцания) можно приблизиться к первых истин мира. Храмовое строительство также имеет определенные этнические, региональные, географические особенности, что, в конечном итоге, предоставляют культовым сооружениям рис своеобразии и неповторимости (при некоторых общих для них в пределах определенной церкви канонам).

Многочисленные современные данные археологии (поиски материальных памятников старины), наук о древние культуры (палеології), этнографии (науки об истории различных этнических групп и человеческих сообществ), истории, психологии свидетельствуют, что религиозные представления сопровождают всю известную нам более-менее сложившуюся как человеческую историю. Однако некоторые исследователи ХХ в. на конкретном материале доказывали, что самые отдаленные от нас по уровню развития и способом отношение к миру человеческие общности не имеют религиозных представлений (американская исследовательница М.Мід). Однако вряд ли указанные показания могут ставить под сомнение неразрывную связь религии и человеческой истории. Для прояснения данного вопроса можно обратиться к известной аналогии (параллели) между индивидуальным развитием человека и развитием исторических эпох; например, эпохи древних цивилизаций сравниваются с детством человека. В индивидуальном развитии человека четко выделяется начальный период, когда вообще отсутствуют стабильность сознания, довольно хаотичным возникает ее содержание. Учитывая это, можно утверждать, что развитые мифологические представления предусматривают уже высокий уровень сознания. Современные исследователи истории и культуры считают, что собственно человеческая культура и история появляются лишь тогда, когда осознается различие между явлениями физическими и психическими. Этот момент, собственно, и подтверждается появлением таких образов в содержании сознания, которые не копирует действительность, а выражают некоторые внутренние запросы сознания. То есть, проблему, заостренную фактам отсутствия религиозных представлений на самых ранних уровнях проявлений человека, можно перевернуть и сказать: наличие религиозных представлений можно рассматривать как признак относительной сформированности собственно человеческих основ истории.

Религия в предыдущем очерчивании предстает перед нами как сложное, противоречивое социально-историческое явление, которое затрагивает важные, сокровенных человеческих вопросов. В религиозных представлениях и натхненнях содержатся в то же время и творческие импульсы, и некоторая відчудженість, отстраненность от привычной жизненной реальности. Сегодняшнюю человека с ее высокой технической вооружению не могут не поражать предметы древних культур и цивилизаций: многочисленные, часто - огромные каменные скульптуры, выполненные с высокой степенью совершенства, храмовые и культовые сооружения, которые имеют грандиозные масштабы, цели территории, упорядоченные многочисленными архитектурными ансамблями. Таких памятников очень много, хотя, как мы понимаем, было гораздо больше. Что заставило людей, которые, как нам представляется, были довольно примитивными, обреченными к тому же бороться за элементарное выживание, - что заставило их отдавать безумные усилия такого рода деятельности? - На этот вопрос сегодня есть только одна приемлемая ответ: люди делали это не ради сиюминутных повседневных нужд, не ради самих себя, а ради установления связей с теми силами и энергиями, которые они считали могущественными, первыми принципами бытия себя и мира. Если такой ответ оправдана хотя бы частично (а у ученых нет сомнения в том, что грандиозные сооружения древности в своем большинстве являются культовыми, религиозными), то было бы нелепо отрицать жизненную энергетику религии. Однако, как уже было отмечено, ее обнаружения в реальной истории человечества возникают довольно противоречивыми.

Итак, религии принадлежит достойное место в системе человеческой социальной истории. Она сопровождает человечество на всех основных этапах его цивилизованного существования, ярко демонстрируя при этом свою социально-историческую природу. То есть она имеет разнообразные культурные и региональные формы проявления, а также возникает исторически переменной.

На протяжении многих лет исследователи занимались изучением религии. Ее определение мы можем обнаружить в трудах таких известных ученых как Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и др. Рассмотрим их взгляды на определение религии.

Также Дюркгейм пишет о первостепенной роли религии в жизни индивида и общества. Основная социальная функция религии особенно явно прослеживается в традиции исполнения ритуалов – функция отражения и укрепления общественных связей. Религия формирует, интерпретирует и передает из поколения в поколение правила и нормы, которые должен усвоить каждый, и тем самым делает человека существом моральным и общественным. Религия – это необходимый структурный элемент общества, его душа.

По Веберу религия является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определения его значения и целей[40]. Он представляет религию, как первичную основу ценностей, основу смыслополагания для любого события и происшествия в жизни человека. Определенная картина мира, которую рисует нам религия, помогает ориентироваться в нем и регулировать собственное поведение, т.к. кроме всего прочего религия обеспечивает человека еще и определенным набором норм и ценностей. Именно религия создает моральные нормы поведения человека.

Кроме того, как замечает М. Вебер, религия также влияет на отношение индивида к окружающей действительности и даже на экономическое поведение. Так, например, буддизм пропагандирует уход от мира и преимущественно созерцательное к нему отношение. В то время как протестантизм напротив призывает к преобразованию и завоеванию человеком мира[41].

З. Фрейд считал религию социальной иллюзией, которая в некоторой степени даже вредна для общества, т.к. ограничивает способность человека к критическому мышлению[44]. Религия, по его мнению, защищает людей от страха беспомощности, и если бы они научились опираться только на собственные силы, то инфантильная привязанность к Богу была бы преодолена[45].

Как социальный феномен религия выполняет в обществе определенный набор функций:

1. Мировоззренческая – религия призвана наполнить жизнь человека неким особым значением, смыслом.

2. Компенсаторная – состоит в возможности компенсировать человеку его зависимое положение в мире и облегчать переживание личных неудач, обид, страха.

3. Коммуникативная – заключается в общении верующих между собой, а также их общении с богами, духами, ангелами и другими посредниками в общении между людьми. Общение осуществляется также в обрядовой деятельности.

4. Регулятивная – создание набора определенных ценностей и норм, которые усваиваются человеком и выступают своеобразной программой поведения для него.

5. Интегративная – религия дает человеку возможность почувствовать себя частью единой общности, скрепленной общими ценностями и целями, самоопределиться внутри общественной системы.

6. Политическая – часто религия используется политическими лидерами для сплочения либо разделения людей в политических целях, для оправдания собственных действий.

7. Культурная – религия содействует распространению культуры определенной общности людей.

8. Дезинтегрирующая – также религия может быть использована для разжигания вражды и даже войн на религиозной почве [47].

Кроме перечисленных, существуют еще и так называемые латентные функции религии, среди которых существует своя градация. Но, к сожалению, с развитием современного общества происходит рационализация некоторых функций религии: духовная ориентация сознания сменяется материальной, а символическое мировосприятие – деловым. Происходит постепенная секуляризация общества и сознания отдельных его членов, религия все чаще служит целям политики, экономики, бизнеса, оправдывая действия определенных слоев общества.

Но все же не каждая система верований может полноправно считаться религией, для этого она должна включать в себя некоторые элементы. Эти основные элементы выделил Л. Джонстоун:

1) Религия предполагает наличие группы верующих. Хотя она может быть связана с глубоко индивидуальными переживаниями, но все же исследование религии должно опираться на изучение определенных общностей.

2) Религия ассоциируется с понятиями, которые считаются священными, связанными с чем-то сверхъестественным – с какой-то силой, обладающей неограниченными возможностями.

3) Религия подразумевает определенную совокупность верований – вероисповедание. Именно оно и несет в себе объяснения всех явлений, которые считаются священными.

4) Религия предполагает особую совокупность действий и ритуалов – образцов поведения по отношению к сверхъестественным силам.

5) Религия включает в себя систему заповедей или норм, которые определяют, как следует вести себя верующим при различных обстоятельствах[48].

В связи с отличительными чертами, которыми обладают различные религии, в социологии был разработан ряд классификаций. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

1) Классификация по наименованиям: христианство, католицизм, мусульманство и т.д.

2) Классификация Вебера: распределение в зависимости от подхода религии к спасению души. В своем анализе различных мировых религий Макс Вебер обратил особое внимание на следующие моменты:

- нужно ли для спасения души человеку обучиться пассивному созерцанию мира либо активному управлению своей судьбой?

Но, тем не менее, до сих пор не решенным остается вопрос, способно ли рациональное мышление (философия, этика, социальная мысль и т.д.) стать достойной альтернативой религии, дав людям ответы на вопросы о смысле бытия.

Кроме того, религиозный вакуум, возникший в результате падения влияния традиционных религий, ведет общество к постепенному возврату в эпоху суеверия: магии, астрологии, оккультизму и т.д. Эти верования сегодня буквально получили новую жизнь. Также в спектр заменителей религии входят идеологические мифы и социальные утопии. Такой сложный процесс, как секуляризация, еще не был достаточно изучен, т.к. приобретает свои специфические формы в каждом обществе в зависимости от его особенностей. Понятие секуляризации дает достаточно прочную основу для анализа роли религии в современном мире и перспективы ее развития в будущем.

Как показывает мировой опыт, религиозные сообщества – не самый сильный фактор для преодоления кризисных ситуаций. Несомненно, они всегда были источниками духовности, морали и ценностей, но, в то же время, разжигали войны во имя своих святынь. Кроме того, на сегодняшний день религиозные сообщества сильно разобщены, конкурируют между собой, и каждое из них претендует на исключительность, хотя за частую проповедует устаревшие для современного мира верования, далекие от нынешних понятий о справедливости. Мировое развитие диктует религии необходимость достаточно радикальной трансформации.

Об упадке религии также говорится и в прогнозах Вебера. Он считал, что угрозу для современного мира представляет господство технологии и бюрократии, результатом которого будет ограничение человеческого опыта, сужение сознания до прагматических интересов полезности и комфорта. Технократия будет гасить силу человеческого воображения, религиозный экстаз и уподобит общество железной клетке. По Веберу развитие в этом направлении – деиллюзионизация – будет своеобразным расколдовыванием общества. Наука ведет мир к торжеству расчета, но религия продолжает существовать вопреки всем прогнозам.

Э. Дюркгейм рассматривал религию, как сохраняющийся в той или иной мере специфический человеческий феномен. Он предполагает, что в религии заключено нечто вечное, лежащее в основе всех преходящих символов, в которых выражается религиозное сознание в разные исторические эпохи. Дюркгейм видит в религии присущий человеку способ восприятия общества[52].

С каждым годом общество усложняется, неизбежно меняются самые существенные стороны человеческой жизни. Люди устремляются к новым ценностям, включая понимание смысла религии. Религиозное сознание проявляется в новых, Часто неожиданных и непривычных формах. Например, христианская религия, организованная в масштабе целого общества, оказалась впоследствии неспособной приспособиться к социальным и культурным изменениям в обществе. Возможно, расцвет различных культов, движений и новых религий, наблюдаемый на сегодняшний день, является возвратом религии к исторически нормальной форме существования.

Сегодня многих исследователей волнует вопрос о том, насколько удалось церкви сохранить свое влияние и престиж. Влияние религиозных организаций на правительство и общество было существенно во все времена. Сейчас повсеместно продолжается процесс утрачивания церковью своего влияния. И хоть оно и уменьшается в каждом аспекте, традиционные формы религии еще долго будут обретать все новых и новых последователей.

На протяжении многих лет исследователи занимались изучением религии. Ее определение мы можем обнаружить в трудах таких известных ученых как Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и др. Рассмотрим их взгляды на определение религии.

Также Дюркгейм пишет о первостепенной роли религии в жизни индивида и общества. Основная социальная функция религии особенно явно прослеживается в традиции исполнения ритуалов – функция отражения и укрепления общественных связей. Религия формирует, интерпретирует и передает из поколения в поколение правила и нормы, которые должен усвоить каждый, и тем самым делает человека существом моральным и общественным. Религия – это необходимый структурный элемент общества, его душа.

По Веберу религия является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определения его значения и целей[40]. Он представляет религию, как первичную основу ценностей, основу смыслополагания для любого события и происшествия в жизни человека. Определенная картина мира, которую рисует нам религия, помогает ориентироваться в нем и регулировать собственное поведение, т.к. кроме всего прочего религия обеспечивает человека еще и определенным набором норм и ценностей. Именно религия создает моральные нормы поведения человека.

Кроме того, как замечает М. Вебер, религия также влияет на отношение индивида к окружающей действительности и даже на экономическое поведение. Так, например, буддизм пропагандирует уход от мира и преимущественно созерцательное к нему отношение. В то время как протестантизм напротив призывает к преобразованию и завоеванию человеком мира[41].

З. Фрейд считал религию социальной иллюзией, которая в некоторой степени даже вредна для общества, т.к. ограничивает способность человека к критическому мышлению[44]. Религия, по его мнению, защищает людей от страха беспомощности, и если бы они научились опираться только на собственные силы, то инфантильная привязанность к Богу была бы преодолена[45].

Как социальный феномен религия выполняет в обществе определенный набор функций:

1. Мировоззренческая – религия призвана наполнить жизнь человека неким особым значением, смыслом.

2. Компенсаторная – состоит в возможности компенсировать человеку его зависимое положение в мире и облегчать переживание личных неудач, обид, страха.

3. Коммуникативная – заключается в общении верующих между собой, а также их общении с богами, духами, ангелами и другими посредниками в общении между людьми. Общение осуществляется также в обрядовой деятельности.

4. Регулятивная – создание набора определенных ценностей и норм, которые усваиваются человеком и выступают своеобразной программой поведения для него.

5. Интегративная – религия дает человеку возможность почувствовать себя частью единой общности, скрепленной общими ценностями и целями, самоопределиться внутри общественной системы.

6. Политическая – часто религия используется политическими лидерами для сплочения либо разделения людей в политических целях, для оправдания собственных действий.

7. Культурная – религия содействует распространению культуры определенной общности людей.

8. Дезинтегрирующая – также религия может быть использована для разжигания вражды и даже войн на религиозной почве [47].

Кроме перечисленных, существуют еще и так называемые латентные функции религии, среди которых существует своя градация. Но, к сожалению, с развитием современного общества происходит рационализация некоторых функций религии: духовная ориентация сознания сменяется материальной, а символическое мировосприятие – деловым. Происходит постепенная секуляризация общества и сознания отдельных его членов, религия все чаще служит целям политики, экономики, бизнеса, оправдывая действия определенных слоев общества.

Но все же не каждая система верований может полноправно считаться религией, для этого она должна включать в себя некоторые элементы. Эти основные элементы выделил Л. Джонстоун:

1) Религия предполагает наличие группы верующих. Хотя она может быть связана с глубоко индивидуальными переживаниями, но все же исследование религии должно опираться на изучение определенных общностей.

2) Религия ассоциируется с понятиями, которые считаются священными, связанными с чем-то сверхъестественным – с какой-то силой, обладающей неограниченными возможностями.

3) Религия подразумевает определенную совокупность верований – вероисповедание. Именно оно и несет в себе объяснения всех явлений, которые считаются священными.

4) Религия предполагает особую совокупность действий и ритуалов – образцов поведения по отношению к сверхъестественным силам.

5) Религия включает в себя систему заповедей или норм, которые определяют, как следует вести себя верующим при различных обстоятельствах[48].

В связи с отличительными чертами, которыми обладают различные религии, в социологии был разработан ряд классификаций. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

1) Классификация по наименованиям: христианство, католицизм, мусульманство и т.д.

2) Классификация Вебера: распределение в зависимости от подхода религии к спасению души. В своем анализе различных мировых религий Макс Вебер обратил особое внимание на следующие моменты:

- нужно ли для спасения души человеку обучиться пассивному созерцанию мира либо активному управлению своей судьбой?

Но, тем не менее, до сих пор не решенным остается вопрос, способно ли рациональное мышление (философия, этика, социальная мысль и т.д.) стать достойной альтернативой религии, дав людям ответы на вопросы о смысле бытия.

Кроме того, религиозный вакуум, возникший в результате падения влияния традиционных религий, ведет общество к постепенному возврату в эпоху суеверия: магии, астрологии, оккультизму и т.д. Эти верования сегодня буквально получили новую жизнь. Также в спектр заменителей религии входят идеологические мифы и социальные утопии. Такой сложный процесс, как секуляризация, еще не был достаточно изучен, т.к. приобретает свои специфические формы в каждом обществе в зависимости от его особенностей. Понятие секуляризации дает достаточно прочную основу для анализа роли религии в современном мире и перспективы ее развития в будущем.

Как показывает мировой опыт, религиозные сообщества – не самый сильный фактор для преодоления кризисных ситуаций. Несомненно, они всегда были источниками духовности, морали и ценностей, но, в то же время, разжигали войны во имя своих святынь. Кроме того, на сегодняшний день религиозные сообщества сильно разобщены, конкурируют между собой, и каждое из них претендует на исключительность, хотя за частую проповедует устаревшие для современного мира верования, далекие от нынешних понятий о справедливости. Мировое развитие диктует религии необходимость достаточно радикальной трансформации.

Об упадке религии также говорится и в прогнозах Вебера. Он считал, что угрозу для современного мира представляет господство технологии и бюрократии, результатом которого будет ограничение человеческого опыта, сужение сознания до прагматических интересов полезности и комфорта. Технократия будет гасить силу человеческого воображения, религиозный экстаз и уподобит общество железной клетке. По Веберу развитие в этом направлении – деиллюзионизация – будет своеобразным расколдовыванием общества. Наука ведет мир к торжеству расчета, но религия продолжает существовать вопреки всем прогнозам.

Э. Дюркгейм рассматривал религию, как сохраняющийся в той или иной мере специфический человеческий феномен. Он предполагает, что в религии заключено нечто вечное, лежащее в основе всех преходящих символов, в которых выражается религиозное сознание в разные исторические эпохи. Дюркгейм видит в религии присущий человеку способ восприятия общества[52].

С каждым годом общество усложняется, неизбежно меняются самые существенные стороны человеческой жизни. Люди устремляются к новым ценностям, включая понимание смысла религии. Религиозное сознание проявляется в новых, Часто неожиданных и непривычных формах. Например, христианская религия, организованная в масштабе целого общества, оказалась впоследствии неспособной приспособиться к социальным и культурным изменениям в обществе. Возможно, расцвет различных культов, движений и новых религий, наблюдаемый на сегодняшний день, является возвратом религии к исторически нормальной форме существования.

Сегодня многих исследователей волнует вопрос о том, насколько удалось церкви сохранить свое влияние и престиж. Влияние религиозных организаций на правительство и общество было существенно во все времена. Сейчас повсеместно продолжается процесс утрачивания церковью своего влияния. И хоть оно и уменьшается в каждом аспекте, традиционные формы религии еще долго будут обретать все новых и новых последователей.

Читайте также: