Религиозный канал влияния на экстремистскую и террористическую деятельность кратко

Обновлено: 04.07.2024

В наше время терроризм представляет непосредственную угрозу жизни и благополучию граждан любой страны мира. Особую же опасность несет религиозный экстремизм, истоки которого — в фундаментализме, завладевшем умами миллионов верующих.

Как выяснилось, общественные, государственные и научные институты были не готовы к такому мощному всплеску терроризма на основе духовных противоречий.


Что такое религиозный экстремизм

Это понятие подразумевает разновидность радикализма, развившегося на основе враждебного восприятия той или иной конфессиональной идеологии.

Происхождение термина

Значение понятия

В частности, радикализм на духовной почве находит выражение в нетерпимости к людям, исповедующим иные религии.

Экстремизм и терроризм

Если первое понятие трактуется как мировоззрение, то второе — деятельность на основе этого мировоззрения. Исламский фундаменталист не обязательно является террористом, если в своем радикализме он не выходит за рамки общепринятых норм поведения, то есть не совершает каких-либо насильственных действий по отношению к представителям иных религий.

Тем не менее, религиозный экстремизм и терроризм составляют единое целое.

религиозный экстремизм и терроризм

История явления

Терроризм с религиозными корнями зародился много тысяч лет назад, когда в Древнем Египте фараон Эхнатон объявил о смене культа бога Ра почитанием Атона, безжалостно подавив сопротивление приверженцев старой веры.

Значительно позже языческий Рим практиковал террор против христиан. Так, в 259 году прямо во время литургии римляне убили епископа Сикста II и сослуживших ему священников.

В Средние века во многих странах мира в среде различных культов возникли тайные секты, такие как сикарии, фидаи и ассасины. Считается, что именно они стали родоначальниками современных религиозно-террористических организаций.

Причины появления

Что же касается общих причин современного радикализма вообще и религиозного в частности, то среди них главная — неспособность государственных и общественных институтов решить возникшие в стране национальные, религиозные, экономические проблемы.

Иногда государство не в состоянии урегулировать мирным путем территориальные претензии, вызванные несовпадением этнических и религиозных границ, погасить в зародыше сепаратистские тенденции, обеспечить сохранение национальной, культурной или религиозной идентичности, уравнять в правах и материальном благополучии все этносы державы. Вполне вероятно, что в таком государстве рано или поздно возникнут протестные группы, избравшие методом достижения своих целей насилие.

Нидерланды включат в списки террористов детей от 9 лет // НТВ.Ru

Развитие и распространение

Бурное развитие и широкое распространение религиозного радикализма вызвано желанием определенных общественных формаций применить межрелигиозные разногласия для достижения власти, что неразрывно связано с финансовыми интересами.

Если не считать уже в значительной степени утратившую актуальность проблему противостояния католиков и англикан в Ольстере, то в мировой системе экстремистских структур, в число которых входит около 150 больших и малых группировок, основную роль играют исламистские террористические организации.

религиозный экстремизм и терроризм

Дальнейшая судьба

Перспективы будущего развития религиозного радикализма исследователями оцениваются по-разному. Некоторые утверждают, что уже вскоре, благодаря действиям сил мирового сообщества, он сойдет на нет. Большинство же склоняется к выводу, что терроризм, этот мощный инструмент, который используется не только против власти, но и зачастую самой властью, может временно закапсулироваться, чтобы в определенный его вождями момент нанести решительный удар.

Дело в том, что международный терроризм – это не только военная структура, но и генератор идеологических диверсий, а, как известно, подобному методу борьбы противостоять весьма трудно. Опыт контртеррористической борьбы свидетельствует, что любые попытки договориться с фундаменталистами обречены на провал, как и попытки остаться в стороне от проблемы.

На данный момент ни одна из предпосылок развития радикализма не устранена. Поэтому специалисты прогнозируют долгосрочный характер, более того, активизацию всех видов терроризма, в том числе и религиозного.

Современное положение

Если в середине прошлого века об угрозе человечеству со стороны ортодоксальных верующих никто не задумывался, то уже в его конце обусловленность террористических актов противостоянием различных конфессий начала нарастать лавинообразно. Уже в 1995 году четверть международных терактов и больше половины погибших было записано на счет религиозно ориентированных групп.

С наступлением XXI века радикализм такого рода едва ли не вытеснил все остальные его виды, подтверждение чему мы видим ежедневно в новостных лентах информационных агентств.

религиозный экстремизм

Экстремистская деятельность

Под этим термином понимаются практические шаги, направленные на реализацию идейных установок экстремистов.

Суть и признаки

Внутренняя суть явления религиозного радикализма — нетерпимость к верующим иных вероисповеданий или насильственное изменение существующего положения внутри одной конфессии. Крайние проявления духовного противостояния сопровождаются изоляционизмом, отвержением чуждых культур и насильственным навязыванием собственных стандартов этики, морали и религиозной практики.

Признаки религиозного радикализма включают, в первую очередь, фанатизм, с которым носитель одной религии заставляет следовать своим принципам представителей иных конфессий, невзирая их на интересы.

Человек, склонный к радикализму, зачастую утрирует элементы религиозной практики и церковных предписаний, заставляя окружающих так же чрезмерно демонстрировать свою приверженность вероучению.

В общении с людьми такие люди проявляют грубость и категоричность, а крайности в их поведении относятся не только к религиозной, но и к иным сферам жизни.

Экстремисты — люди весьма деятельные, причем деятельность их носит деструктивный характер, выражающийся в причинении в ходе своих протестных акций вреда как основам правопорядка, так и межличностным отношениям.

Террористы совершили нападение в Иране

Цель и идеология экстремистов

Главная цель духовного радикализма — возвышение собственной религии за счет подавления других. При этом зачастую ставится задача построения особого государства, как в случае с ИГИЛ, основанного на принципах принуждения всех его граждан к следованию принципам своего культа, замене гражданских правовых норм религиозными.

В основе идеологии таких движений лежит фанатизм, который, при отсутствии сдерживающих факторов, превращается в экстремизм и терроризм. Воссоздать общество в том виде, в котором оно существовало во времена зарождения религии – одна из идеологических основ фанатиков-фундаменталистов, которые для подтверждения своих принципов обычно апеллируют к авторитетным религиозным учениям. Претендуя на единственно верное их толкование, они в то же время отрицают все то, что не укладывается в канву их мировоззрения.

В процессе пропаганды своей идеологии экстремисты используют эмоциональное воздействие на людей, взывая к их чувствам, а не разуму. В этой связи важно отметить тенденции к наделению лидера движения харизмой и непогрешимостью, в то время, как сама их религиозность находится под большим вопросом.

Проявления экстремизма

Среди конкретных проявлений духовного радикализма есть как насильственные, то есть террор, так и ненасильственные, носящие пропагандистский характер. В числе последних — распространение соответствующих печатных и электронных материалов, показная благотворительность людей и структур, зарекомендовавших себя как экстремисты, организация обучения специалистов, нужных той или иной организации.

Практикуется также создание различных учреждений, центров, в которых попавших туда людей вовлекают в занятия экзотерическими дисциплинами, вследствие чего многие теряют волю и становятся членами тех или иных экстремистских структур.

Что же касается террористических актов, которые спровоцировало радикальное отношение к религии, то их примеры ужасают.

В 2017 году только с участием смертников были совершены 348 терактов в 23 странах мира. В них были задействованы 623 террориста, в том числе 137 женщин. В результате терактов за один год погибли 4 310 человек и около семи тысяч получили ранения.

Ответственность за эти трагедии приняли на себя различные группировки исламистов.

существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом

Возможные последствия

Последствия преступлений, совершенных духовными террористами, могут наступать как сразу после теракта, так и быть рассчитаны экстремистами на долгосрочные перспективы.

Среди них наиболее реальны:

Формы экстремизма

Социологи и политологи считают, что существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом, и выделяют несколько форм, в которых они проявляется.

Социальная

Социальный , или, как его называют, бытовой терроризм воплощается в постоянном запугивании, которое происходит в повседневности. Его признаки — уличный криминал, нестабильность социальной и экономической жизни, неустроенность быта, обилие в обществе маргиналов.

Этническая

Этническим радикализмом считают крайнюю форму борьбы с действительным или мнимым попранием интересов определенных этнических групп. В его основе заложен национализм, проявляющийся в различных формах — от бытовой этнофобии до шовинизма.

О профилактике экстремизма в молодежной среде — Кубанский молодежный .

Политическая

Политический терроризм подразумевает действия с целью нажима на политических лидеров или властные структуры, направленные на изменение проводимой ими политики либо принятие тех или иных решений, выгодных радикалам. Российский мартиролог политического терроризма включает убийства журналистов Дмитрия Холодова, Анны Политковской, генерала Льва Рохлина, лидера Чечни Ахмата Кадырова, общественных деятелей Галины Старовойтовой и Бориса Немцова.

Убийства же в современной России мусульманских лидеров, таких как Умар Идрисов и Магомед Долкаев из Чечни, Абубекир Курджиев из Карачаево-Черкессии, Курбанмагомед Рамазанов из Дагестана, Анас-хаджи Пшихачев из Кабардино-Балкарии, Илдус Файзов из Татарстана и многих других, имеют, в первую очередь, религиозно-политический подтекст.

Религиозная

Радикализм на почве веры ставит задачей перестройку мира в соответствии с религиозными убеждениями. Духовные радикалы отрицают сложившуюся в обществе систему религиозных ценностей, желая распространить свои верования на весь социум.

Несмотря на то, что терроризм ныне связывают, в основном, с исламом, религиозные радикалы встречаются не только в среде мусульман. В Германии зафиксированы случаи насилия в отношении эмигрантов со стороны немцев, позиционирующих себя как христиане, да и в России есть множество латентных экстремистов, под маркой православия пропагандирующих русский шовинизм.

Сектанты, также считающиеся христианами, призывают своих единоверцев игнорировать светский характер государства, отказываться от паспортов с ИНН. Неоязычники устраивают сходки в глухих местах, во время которых молят древних богов о ниспослании напастей на христиан. Сатанисты во многих городах России и других стран усиленно завлекают к себе молодежь, соблазненную практикой вседозволенности.

В Мьянме буддисты заставили сотни тысяч мусульман-рохинджа покинуть страну; индуисты уже много лет конфликтуют с мусульманами из Пакистана, претендующего на часть индийской территории.

В общем, духовный терроризм — это любое проявление агрессии со стороны верующих-радикалов, имеющихся сегодня едва ли не во всех культах планеты и желающих завоевать для своей веры статус если не единственной, то доминирующей.

существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом

Как бороться с экстремизмом и терроризмом

Противодействие экстремистской деятельности — трудная, но решаемая задача. Это длительная, кропотливая работа, сопряженная с риском. Нельзя забывать, что вера — это едва ли не самое мощное оружие в условиях нашей планеты, и фанатизм весьма серьезно противостоит борцам с терроризмом.

Методы борьбы

Исходя из многолетнего опыта, борьба с такого рода радикализмом исключительно методами репрессий решительного успеха не приносит. Если с бандитами надо сражаться, имея в руках боевое оружие, то выстрелить в идеологию невозможно. Поэтому ей нужно противопоставить силу убеждения, основанную на интеллекте и просвещении.

В последние годы мы видели не один пример, когда вполне благополучные молодые люди оставляли все и отправлялись сражаться за идеалы исламизма. Достаточно вспомнить дело студентки МГУ Варвары Карауловой. Чтобы избежать столь прискорбных случаев, нужно с детства прививать людям уважение к иным нациям, религиям, просто к ближним. Давать зачатки правовой грамотности, просвещать и убеждать в изначальном равенстве всех перед лицом Закона Божьего и человеческого.

Необходимо целенаправленно и систематически рассказывать на страницах прессы, в Интернете и телепередачах как о подлинных целях экстремистов, так и о деятельности не впавших в радикализм религиозных конфессий, информировать о добре, которое несут людям священнослужители, отвергнувшие фанатизм как смертный грех.

Большая роль в борьбе против разного рода радикалов отводится мониторингу СМИ, а также работе правоохранительных органов по отслеживанию и искоренению деятельности деструктивных групп, маскирующихся под вывеской религиозных организаций.

Огромная роль в этой работе отводится духовным лидерам всех конфессий Российской Федерации. Ведь именно они могут убедить своих прихожан в том, что любой радикализм не несет ничего, кроме зла.

религиозный экстремизм и терроризм

Методы профилактики

В долговременной перспективе на первый план выходит профилактика терроризма на межконфессиональной почве. В этом ключе социально-политическую обстановку, особенно в неблагополучных регионах, можно оздоровить, используя средства психологического контроля над потенциальными носителями радикальных идей.

Для этого в СМИ, в учебных заведениях, начиная с младших классов, нужно изобличать бесчеловечную природу духовного фанатизма, разъяснять всю утопичность надежды на завоевание мирового господства, на конкретных примерах показывать ущербность деструктивных организаций и, наоборот, всемерно пропагандировать идеологию гуманизма.

Видео

На этом видео — кадры самого масштабного за всю историю террористического акта, произошедшего 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.


В существующей политической ситуации, которая сложилась на данный момент во всем мире, нельзя не признавать того факта, что терроризм стал настолько большим и социально-политическим явлением, что представляет собой невероятную угрозу. Террористические организации обладают большими разветвленными структурами, в которые непосредственно входят тысячи людей. Они на основе своих убеждений пытаются экстремальными мерами противопоставить себя всему обществу, считая собственное мнение единственным верным. Нельзя также не признавать того, что большая часть подобных структур являются происламскими, то есть религиозный политический экстремизм и терроризм находятся на самом пике развития.

Историческая справка

Ку-клус-клан

Исламская вера на данный момент считается одной из самых крупных в мире. Однако в 20-м веке появилось новое направление данной религии, а именно религиозно-политический терроризм. Аль-Каида, Хезболлах, Исламский Джихад, Хамаз и многие другие организации начали появляться на международной арене, беря на себя ответственность за совершение массового террора.

Первоначально они начали формироваться на основе политических объединений, которые обещали принести в мир свободу и независимость. Однако через некоторое время стало понятно, что борьба только на политической арене не сможет принести каких либо весомых результатов. Их действия начали становиться все более агрессивными и силовыми, так что постепенно они стали считаться антигосударственными террористическими организациями. Особый пик их развития пришелся на 90-е годы 20-го века.

Именно в этот период угроза религиозного экстремизма и терроризма стала наиболее актуальной, потому что ее развитие было наиболее динамичным. Практически половина существующих в те времена террористических организаций прямо признавали, что свои действия они основывают на религиозных мотивах.

Террология

Со временем для изучения современного религиозного терроризма и иных существующих типов данного явления была создана особая наука - террология. Она достаточно молодая, поэтому полная теоретическая база ее еще не была сформирована до конца. Однако она пытается объяснить терроризм именно с позиции его как особого социального феномена. Помимо непосредственного изучения причин его возникновения и развития, а также существующих форм, отдельно создается система борьбы с этим явлением, а также меры профилактики религиозного экстремизма и терроризма.

Виды терроризма

Члены организации

На данный момент выделяют всего 6 видов различного терроризма в зависимости от целей, которые организации преследуют, а также их мотивации на совершение насилия.

Националистический терроризм

Преследует под собой создание своего особенного государства. Они пытаются "освободить" свой народ от угнетения и забытья. Довольно часто этот вид терроризма на международной арене завоевывает симпатии. Ярким примером этого являются события в Чечне. Ее террористы даже не называли себя таковыми - они были "борцами за свободу".

Терроризм с государственной поддержкой

Некоторые страны видят террористов в качестве дешевого способа вести войну с другими странами, причем при случае от террористов можно попросту отказаться, чтобы обелить страну. На данный момент считается, что весомую поддержку боевикам оказывают Иран, Ирак, Ливия и некоторые другие страны.

Левый и правый экстремизм

Левый экстремизм ориентирован на уничтожение капитализма и установление при помощи насилия коммунизма или социализма. Обычно его приверженцы непосредственно не нападают на людей, поскольку считают, что они угнетаемый класс, однако известны терактами на символические объекты и похищением богатых людей ради выкупа.

Правый экстремизм - в их цели включено уничтожение демократии для установления фашизма. Основное насилие направлено на иммигрантов. Группы входящих в подобные организации людей имеют антисемитские и расистские взгляды.

Иные виды

Терроризм с элементами анархизма - деятельность подобных групп ориентирована на нападение на власть. Так, на императора Александра 2 было совершено несколько нападений анархистов.

Самым страшным считается вид религиозного терроризма - его приверженцы исповедуют насилие, которое отвечает целям, желаемым Богом. Именно о нем дальше и пойдет речь.

Понятие

Знаки религий

На данный момент считается, что религиозный терроризм - это абсолютно незаконное применение насильственных действий в отношении личности или имущества, главной целью которого является сеяние страха в обществе. Причем отличительной чертой в данной ситуации является то, что совершающие теракты люди искренне верят, что совершение такого насилия является желанием Бога, а потому их действия являются богоугодными, поскольку они ведут Священную войну с погрязшими в грехах неверующими.

Именно подобная точка зрения часто ведет к тому, что религиозные террористы часто даже считают смерть не наказанием, а истинной наградой им за совершение теракта. Это и породило прослойку так называемых террористов-смертников, которые ценой своей жизни совершают теракты, надеясь на прощение и любовь Бога.

Религиозная пропаганда

Можно смело сказать, что религиозный терроризм - это один из самых неоправданных способов совершить масштабное преступление. Причем, что довольно сильно пугает, так это то, что подобные террористы вовсе не являются членами небольших сект или культов - они принадлежат ко вполне большим концессиям, которые искаженно начинают толковать содержание существующих священных писаний и текстов.

Такие люди являются фанатиками, поэтому их цели весьма размыты. Они действуют в том направлении, что им якобы показывает Бог, поэтому практически невозможно предсказать, где же именно будет следующий удар. Объекты нападений не имеют ни этнических, ни географических, ни социальных особенностей. Главной целью религиозного терроризма такие люди считают то, что через насилие они могут кардинально изменить мир не только в одном месте, но и на глобальном уровне.

Религиозные террористы не пытаются добиться справедливости для какой-либо страны или группы людей, у них даже нет политических принципов, но при этом именно их теракты считаются самыми масштабными из всех видов терроризма. Под определение врагов для них подпадает весь мир и все живущие в нем люди, за исключением тех, кого они считают истинно праведными, то есть членов своей концессии или секты.

Примеров религиозного терроризма и подобных организаций весьма много. Даже после смерти Усамы бен Ладена мало существует людей, которые не знали бы это имя как величайшего из террористов. У мусульман действует радикальная группировка Хамас, у шиитов есть Хезболла, даже в Америке и Японии есть подобные организации - "Ку-клукс-клан" и "Аум Сенрике".

Характерные черты

Исламские боевики

У любой религиозной террористической организации можно выделить несколько характерных черт:

  1. Широкая идеологическая основа. Она позволяет активно использовать теракты и иные подобные методы борьбы. Именно поэтому исламский экстремизм имеет столь большую значимость - распространенность самой религии по всему миру.
  2. Повышенная общественная опасность целей религиозного терроризма - они не только сформулированы весьма путано и неясно, но и отличаются масштабностью, вроде ведения религиозной войны и уничтожения мирового зла.
  3. Неограниченная готовность при необходимости применить насилие - все теракты объясняются религиозными причинами, а потому теракты являются священным действием. Все остальные люди считаются "неверными" или "порождением сатаны", поэтому их уничтожение нельзя считать неправедным. Все это ведет к тому, что терроризм начинает отличаться масштабностью - временами с применением средств массового уничтожения.

Условность религиозного терроризма

Выделение в отдельную форму терроризма религиозного терроризма - это весьма условное явление. В первую очередь потому, что сама по себе структура организации состоит из людей, происходящих из различных слоев общества. У каждого из них свой статус и социальное положение, поэтому действовать исключительно из религиозных причин вся организация попросту не может. Фанатики являются действительно серьезной проблемой, однако такого количества их попросту не хватит. Мотивация у террористов вовсе не исчерпывается религиозными мотивами, поэтому надо учитывать, что обязательно есть и другие. Однако зачастую именно религиозный фактор в них начинает доминировать или вообще служит довольно значимым обстоятельством для того, чтобы начать совершать насилие. Именно это и выделило религиозный экстремизм в совершенно отдельный вид.

Борьба

Последствия теракта

Причины религиозного терроризма опасны первым делом тем, что мотивация людей, которые совершают преступления, зачастую оказывается попросту радикальной. Когда человек начинает искренне верить, что после совершения теракта их ждет прекрасное посмертное существование, то он менее всего может быть опровергнут рациональным воздействием. Именно поэтому прописывать все более строгие наказание в Уголовном кодексе попросту не имеют смысла - религиозные фанатики попросту не будут их воспринимать на том уровне, что и обычный человек. Они будут считать, что страдают за свою веру, а воспитательного воздействия это совершенно не окажет.

Первым делом правильный способ борьбы с религиозным терроризмом - это непосредственная борьба с их идеологией. Государство должно стараться дискредитировать их идеи, а также организовывать межконфессиональные воздействия. Сам религиозный терроризм строится на условной структуре, потому что ни в одном из священных текстов нельзя найти прямой призыв к терроризму. Они, наоборот, строятся именно на том, чтобы сделать ценность человеческой жизни высшим приоритетом. Однако религию всегда можно использовать таким образом, чтобы с ее помощью можно было воздействовать на общество, так что переделать догматы и укоренить их в сознании весьма просто, ведь на начальном уровне они имеют множество неточностей, так что толковать их можно в различные стороны.

Одиннадцатое сентября и другие теракты

Теракт 11 сентября

Пожалуй, самым ярким примером религиозного терроризма можно назвать теракт, совершенный 11 сентября 2001 года. Террористы направили украденный самолет на большой торговый центр, располагающийся в знаменитых небоскребах - "башнях-близнецах". Всего в атаке в Нью-Йорке погибло почти 3 тысячи человек. Данное событие широко признано одной из величайших трагедий, которые только происходили в мире.

Однако это вовсе не значит, что только мусульмане совершают теракты. Примечательным примером является японская секта "Аум Сенрике". Ее адепты в 1995 году выпустили в людном метро ядовитый газ зарин. Несмотря на то, что умерло 12 человек, почти 5 тысяч еще получили ранения разной степени тяжести.

Профилактика

Сейчас большинство людей, которые начинают свою деятельность в террористических структурах, входят в них в возрасте от 15 до 25 лет. Именно в это время неокрепшая молодежная психика является очень чувствительной к пропаганде, а потому их можно увлечь идеей. Причем имеется тенденция вербовать их через различные интернет-сайты, что не может не пугать. Именно поэтому столь важна профилактика религиозного терроризма. В данной сфере проводятся следующие мероприятия:

Управа Савеловского района города Москвы



В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований.

На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств.

В 1948 году Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других.

Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других.

Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе.

В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу.

Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами (социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр.), имеют общие интересы и требования и, следовательно, общие задачи, что является не менее важной предпосылкой для обеспечения общественной солидарности и пресечения раздоров и бедствий в обществах на религиозно-конфессиональной почве, залогом стабильности и безопасности гражданского общества.

В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа.

Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества.

Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще.

Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру - общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др., и это основа не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации.

Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России.

В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации.

О сущности религиозного экстремизма и фундаментализма и мерах по противодействию этим явлениям

Молодежь как демографическая группа общества находится в числе наиболее уязвимых для распространения экстремизма. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.

Наибольшую опасность как национальной безопасности Российской Федерации, ее культурно-цивилизационному и социально-политическому устройству несут организации, принадлежащие к направлениям исламского радикального фундаментализма (претендующего на установление своего влияния не только в традиционно мусульманских регионах, но и на всей территории страны) и новым религиозным движениям деструктивного характера. Основные мировые религии, такие как христианство, буддизм, ислам, основаны на терпимости и человеколюбии, не являются агрессивными по своей сути, не призывают напрямую к вражде к инаковерующим. Однако есть религиозные течения, которые прямо оправдывают насилие и жестокость.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же, проявляющийся в религиозной сфере, получил название религиозного экстремизма.

Формы религиозного экстремизма:
• внутриконфессиональный (направлен на глубокую деформацию конфессии);
• иноконфессиональный (направлен на устранение других конфессий);
• личностно-ориентированный (направлен на деструктивную трансформацию личности);
• этнорелигиозный (направлен на преобразование этноса);
• религиозно-политический (направлен на изменение политической системы);
• социальный (направлен на изменение социально-экономической системы).

Данные виды религиозного экстремизма зачастую носят смешанный характер и не проявляются в чистом виде. Цель религиозного экстремизма: коренное реформирование существующей религиозной системы в целом или какого-либо значения ее компонента. Реализация этой цели связана с задачами глубокой трансформации сопряженных с религиозной системой социальных, правовых, политических, нравственных и других устоев общества.

Сущность религиозного экстремизма - отрицание системы традиционных для общества морально-этических ценностей и догматических устоев и агрессивная пропаганда мировоззренческих аспектов, противоречащих традиционным общечеловеческим ценностям. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.
Характерные черты религиозного экстремизма: крайняя нетерпимость к инакомыслию, ко всем инаковерующим и особенно к неверующим, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, ксенофобия.

Религиозный экстремизм проявляется не только в религиозной среде. Он часто бывает направлен против светского государства, существующего общественного строя, действующих в нем законов и норм, в частности, регулирующих государственно-конфессиональные отношения, в наиболее крайних формах ориентируясь на теократическое правление. Религиозный экстремизм имеет проявления в сфере политики, культуры, межнациональных отношений. В этих случаях он выступает в качестве религиозной мотивации или религиозного идеологического оформления экстремизма политического, националистического и т.д. Лозунги, призывы, идеологические акции экстремистских религиозных организаций обращены, как правило, не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей, рассчитаны на некритическое, эмоциональное восприятие, слепую приверженность к обычаям и традициям, на эффект толпы. А действия, порой крайне жестокие,
направлены на то, чтобы сеять страх, подавить противника психологически, вызвать шок в обществе.

Социальную среду религиозного экстремизма составляют в основном маргинальные и обездоленные слои и группы общества, испытывающие чувство неудовлетворенности своим положением и неуверенности в будущем, опасения подрыва или утраты своей национальной или конфессиональной идентичности.

Религиозный экстремизм, как и другие формы экстремизма в обществе, могут порождаться социально-экономическими кризисами и их последствиями, такими как безработица и падение жизненного уровня людей, социально-политические деформации и потрясения, национальная дискриминация, исторические обиды и религиозная рознь, стремление социальных, политических и этнократических элит и их лидеров использовать религиозный фактор для достижения своих целей и удовлетворения личных политических амбиций. Источниками религиозного экстремизма могут выступать и различные компоненты общественного бытия народов.

Среди основных причин, способствующих росту религиозного экстремизма в Российской Федерации, следует выделить внутренние и внешние: социально-экономические, политические, культурно-образовательные, противоправная деятельность иностранных специальных служб и различных экстремистских центров.

Характерной чертой современного экстремизма и, как следствие, терроризма, с которым столкнулась Россия, является слияние этнического экстремизма и криминального терроризма. При этом религиозный фактор зачастую используется в качестве идеологической и организационной основы при реализации практических интересов политических субъектов.

Несмотря на акцентированность в общественно-политическом дискурсе связи исламских радикальных организаций и экстремистских политических стратегий, на первое место по степени общественной опасности следует поставить деструктивные религиозные организации. В политико-правовой сфере они являются лидерами по количеству совершенных преступлений, финансовых махинаций и коррупционности. В культурно-цивилизационной плоскости именно подобные религиозные организации представляют наибольшую опасность традиционным духовно-ценностным основаниям российского общества.

Религиозно-политический экстремизм – это вид экстремистской деятельности, направленный на возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти, насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение территориальной целостности страны. Соединение религиозной нетерпимости с политической деятельностью и порождает религиозно-политический экстремизм.

Использование террористических, насильственных способов борьбы сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких народных масс, в том числе и представителей тех религиозных учений, последователями которых объявляют себя участники экстремистских организаций и групп. Поэтому религиозно-политический экстремизм относится к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т. е. не соответствующей нормам законности и этики, разделяемым большинством населения.

Общественно-опасная деятельность экстремистских религиозных организаций, политический экстремизм, должны встретить активное противодействие институтов государства и гражданского общества. Должна вестись постоянная разъяснительная, профилактическая работа по предупреждению экстремистких проявлений во всех сферах политической и религиозной жизни общества. Только при целеноправленной, постоянной работе по профилактике и противодействию религиозному экстремизму и фундаментализму возможна безопасность и населения и государства от экстремистких и террористических преступлений.

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Опрос: Терроризм

Ссылки на сайты борьбы с терроризмом

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОМ ТЕРРОРИЗМЕ


Одним из наиболее существенных изменений современного терроризма в условиях глобализации и нелинейной социокультурной динамики является все большее приобретение им религиозного характера. Глобализация несет в себе угрозу потери идентичности и самостоятельности, а с помощью терроризма совершается попытка вернуть систему ценностей, утрачиваемую в условиях глобализации.


Рассматривая эволюцию терроризма с позиций волновой теории, можно предположить, что последняя волна терроризма является религиозной. Существовало четыре волны современного терроризма, каждая из которых была обусловлена политическими событиями, подчеркивающими уязвимость действующего правительства.

Первая волна, анархистская, началась в 1880 г., а ее корни восходят к 1861 г., когда Александр II отменил крепостное право.

Вторая волна терроризма, антиколониальная, началась с окончанием первой мировой войны, когда образуются новые государства, такие как Ирландия, Израиль, Кипр, Йемен, Алжир, и возникают территориальные межевые споры, которые не получается урегулировать мирным путем.

Третья волна, новая левая, была спровоцирована войной во Вьетнаме, которая окончилась в 1975 г.. В этот период молодежь на Западе начинает сомневаться в ценностях существующей системы.

Четвертая волна терроризма, религиозная, началась в 1980-х гг..

Религиозный фактор, так или иначе, присутствовал и в предыдущих 3 волнах, но ранее целью было создание независимого государства, а сейчас - утверждение с помощью религии новых принципов и нового миропорядка.

Несмотря на то, что у терроризма с религиозными корнями долгая история, в XX веке преобладает терроризм с этнонационалистической /сепаратистской и идеологической мотивацией. Терроризму, полностью или частично мотивированному религией, в котором насилие воспринимается исполнителями терактов как священный долг или сакраментальный акт, присущи иные средства легитимации и самооправдания, чем терроризму, имеющему светские корни. Такая отличительная особенность приводит к тому, что религиозный терроризм отличается большими кровопролитиями и разрушениями.

То, что религия выступает в качестве главной движущей силы международного терроризма в 1990-х гг., подтверждается фактом, что большинство серьезных терактов десятилетия – как в терминах политических результатов и последствий, так и по числу вызванных смертей - имеют религиозное измерение и/или мотивацию.

Отличительной чертой современных террористических группировок становится не просто присутствие, но преобладание религиозного аспекта. Причины, по которым в терактах, совершенных религиозными террористическими группировками, гибнет больше людей, заключаются в разнице систем ценностей, в механизмах легитимации и оправдания, в концепциях морали, в мировоззрении, которые присущи религиозному террористу в отличие от его светского аналога.

Можно согласиться с тем, что религиозный терроризм принимает трансцендентальное измерение, а его исполнители не сдерживаются никакими политическими, моральными, практическими ограничениями, которые значимы для нерелигиозных террористов.

В то время как светские террористы в своих терактах редко совершают убийства без разбора, поскольку такая тактика не совпадает с их политическими целями и поэтому считается если и не аморальной, то приводящей к обратным результатам, то религиозные террористы, напротив, стремятся к уменьшению числа своих врагов как категории. Поэтому религиозные террористы рассматривают широкомасштабное насилие как морально оправдываемое и как необходимое для достижения своих целей. Религия, передаваемая священными текстами и духовной администрацией, служит как основа легитимации. Это и объясняет, почему клерикальные санкции так важны религиозным террористам и почему перед совершением теракта им так важно, получить одобрение духовенства.

Религиозные и светские террористы также различаются в своих приверженцах. Светские террористы стремятся произвести впечатление на своих уже существующих или потенциальных сторонников. Сюда можно отнести всех сочувствующих, членов общин, которых террористы пытаются защитить, пострадавших, за которых они выступают. Религиозные террористы являются одновременно и активистами, и приверженцами того, что они считают тотальной войной. Они не стремятся привлечь последователей, кроме самих себя.


Таким образом, ограничение насилия, которое налагается на светских террористов, чтобы вызвать поддержку приверженцев, не существенно для религиозных террористов. Более того, такое отсутствие ограничений ведет к разрешению насилия практически без границ, против бесконечной категории мишеней. А именно: всякий, кто не исповедует религию террористов, сам становится мишенью.

Почему именно религиозный терроризм выходит на первый план в условиях глобализации и нелинейной социокультурной динамики? Обострение исламистского терроризма обусловлено двумя основными причинами.

Во-первых, существуют острые противоречия внутри мусульманских сообществ. Террористы стремятся урегулировать эти противоречия с помощью терактов, поскольку законная действующая власть оказывается неспособной разрешить ситуацию.

Во-вторых, теракты совершаются как ответ исламского мира на процессы глобализации, которые несут в себе угрозу потери идентичности и самостоятельности.


Крушение биполярного мира, кризис идеологий ХХ века (фашизм, коммунизм, либерализм), а также существующие культурные разрывы, вызванные глобализацией и нелинейной социокультурной динамикой общественного развития, привели в целом к возросшей роли религии в общественной жизни современного мира. Это объясняется тем, что глобализация несет в себе угрозу потери идентичности. Религия же помогает восполнить утрачиваемую нишу идентичности и вернуть систему ценностей.

Религия сегодня становится важным институтом, влияющим на политическую, социальную, а в некоторых случаях и экономическую жизнь стран и народов. Одним из наиболее существенных изменений современного терроризма в условиях глобализации и нелинейной социокультурной динамики является все большее приобретение им религиозного характера.

Таким образом, терроризм, мотивированный религией, приобрел ряд существенных особенностей.

Во-первых, исполнителями терактов на религиозной почве насилие воспринимается как священный долг или сакраментальный акт. Следовательно, те средства легитимации и самооправдания, концепции морали и мировоззрение, которые присущи терроризму, имеющему светские корни, не применимы к религиозному терроризму.

Во-вторых, подобная отличительная особенность приводит к тому, что терроризм, мотивированный религией, несет в себе гораздо большие кровопролития и разрушения.

В-четвертых, если светские террористы стремятся не к большему числу жертв, а к более громким заявлениям в СМИ, то религиозные террористы стремятся именно к уменьшению числа своих врагов как категории. Поэтому религиозные террористы рассматривают широкомасштабное насилие как морально оправдываемое и как необходимое для достижения своих целей.

В-пятых, религиозные террористы не ищут приверженцев или последователей, они сами выступают и активистами, и приверженцами того, что они считают тотальной войной. Светские же террористы, напротив, стремятся произвести впечатление на уже существующих или потенциальных сторонников.

В-шестых, для светских террористов насилие представляется путем к коррекции недостатков существующей системы. Религиозные террористы не считают себя частью этой системы, они являются ее аутсайдерами и стремятся к коренному изменению существующего устройства путем уничтожения самой системы.


В настоящем исследовании авторами рассмотрены теоретические основы религиозного экстремизма. Изучена деятельность экстремистских религиозных организаций. Проанализирована статистка проявления религиозного экстремизма. Приведены способы борьбы с религиозными экстремистскими организациями.

Ключевые слова: религия, экстремизм, противодействие экстремизму, религиозный экстремизм.

Перед существенным рассмотрением такого феномена как религиозный экстремизм, хотелось бы в качестве введения представить картину отношения общества к данному явлению. Нами было проведено исследование в виде опроса ста респондентов, которые поделились своим мнением о приведенном виде экстремизма. Итак, по результатам опроса, большинство (76 %) слышали, но никогда лично не сталкивались с проявлениями религиозного экстремизма. Остальные поделились поровну (по 12 %) — на тех, кто лично сталкивался с религиозным экстремизмом и тех, кто о нем никогда не слышал. Из чего можно сделать вывод, что весомый процент населения посвящен в обсуждаемую тему, и не малая часть опрошенных свидетельствуют о том, что проблема существует и в реальной ближайшей действительности: с религиозным экстремизмом сталкивался каждый восьмой. 15 из 99 человек даже сталкивались с вербовкой в секту. При этом большинство людей не считают религиозный экстремизм насущной проблемой в России.

Признаками религиозного экстремизма являются:

  1. Фанатичные нетерпимость и жесткость, которые вынуждают человека бессознательно следовать своим личным суждениям и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей.
  2. Постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция принудить других действовать так же.
  3. Отрицание общепризнанных норм нравственности и права, приоритетностей, ведущий к неуместности и несвоевременности использования тех или иных религиозных предписаний.
  4. Грубые и резкие способы общения с людьми, в жестком и категорическом подходе.
  5. Идеологическое содержание в виде приверженности к крайним религиозной и иных сферах социальной жизни.
  6. Социальная опасность, которая выражается в причинении значимого ущерба основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений либо в создании опасности причинения такого вреда.
  7. Динамичный характер, выражающийся, в незаконных и наносящих вред обществу приемах и формах выражения протеста против введенного порядка в той или иной сфере общественных отношений [14].

С. В. Розенко выделяет следующие условия, способствующие формированию такого явления, как религиозный экстремизм:

  1. Сложное социально-экономическое положение в стране.
  2. Внушительное общественное неравенство среди населения.
  3. Падение уровня образованности в обществе.
  4. Провокационный характер деятельности средств массовой информации.
  5. Развитие Интернета [15].

Исходя из жизненного опыта наших респондентов, наиболее влиятельными условиями являются идеологическое воздействие на население через интернет и СМИ и падение уровня образованности в обществе — 55 и 54 человека из 97 соответственно выбрали данные жизненные обстоятельства как самые существенные.

Основными методами религиозно-экстремистских организаций являются: распространение литературы, видео-аудиокассет, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Причины религиозного экстремизма в обществе могут быть различны: социальные, экономические, политические, религиозные, психологические и др. Но явной причиной религиозного экстремизма является низкий уровень информированности граждан о специфике различных конфессий или полное отсутствие знаний о религии. Д. Б. Петров акцентирует внимание на следующих причинах:

  1. Персональные причины (причины, сопряжённые с физиологией, психологий и работой сознания).
  2. Сексуальность и гендер (религиозный экстремизм формируется как реакция на гендерное равенство в мире).
  3. Тяжёлая обстановка в семье.
  4. Психологические причины (для развития радикальных взглядов в человеке необходим период накопления, когда планируются будущие насильственные действия, а контекстом зачастую становятся примеры мучеников из религии, исповедуемой человеком).
  5. Идентификация личности (будучи преданным членом определённой этнической группы, человек принимает и религию, исповедуемую группой, а также религия может использоваться как сигнал о несогласии и неудовлетворённости обществом).
  6. Секуляризация (переход внушительной части современного мира к научному атеизму привёл к увеличению влияния экстремистских групп в большинстве классических религий).
  7. Неблагополучная гражданская жизнь и плохое гражданское управление (религиозный экстремизм чаще всего возникает в местах, где жизненная ситуация нестабильна и потенциально опасна).
  8. Отрицательная реакция на доминирующую культуру и модернизм (экстремистские убеждения возникают как негативная реакция на ненавистную господствующую культуру, а также как защитная реакция отдельных субъектов на модернизм).
  9. Личный уровень (некоторые экстремисты испытывали нездоровую неприязнь к окружающей их культуре и так как они не могут найти способ выражения данной неприязни, то находят сторонников в своих радикальных взглядах) [10].

По результатам опроса, наиболее частыми причинами вступления в организации религиозно-экстремистской направленности считаются причины, связанные с физиологией, психологией и работой сознания, неблагополучная обстановка в семье и потребность в идентификации.

В нашем исследовании мы привели в пример две организации, связанные не только с религиозным экстремизмом, но и с религиозным терроризмом, так как некоторые организации, относящиеся к религиозному экстремизму, используют в своей деятельности террористические акты для достижения личных целей. Под религиозным терроризмом понимается тактика или стратегия религиозных организаций, заключающаяся в систематическом и религиозно обоснованном использовании террористических актов для достижения своих целей.

В настоящее время существует Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, созданный ФСБ России, куда входят 36 организаций [5]. Если взглянуть на список, то можно увидеть, что большинство организаций оттуда- исламистские, из чего следует, что религиозный экстремизм- достаточно насущная проблема для ислама.

Несмотря на, казалось бы, первенство в списке религиозно-экстремистских организаций течений Ислама, мониторинг проявления религиозного и национального экстремизма в Санкт-Петербурге показывает, что во втором по численности населения городе России преобладают религиозные организации, основанные на Православии.

Например, отличительной чертой облика мусульманина является: во-первых, присутствие бороды, при этом следует отметить, что усы либо коротко подстрижены, либо отсутствуют, во-вторых, короткая стрижка волос на голове. Также примером типичных признаков внешнего облика подозреваемых, связанных с экстремистской деятельностью, основанной на идеях радикального ислама, представляют сосредоточенный, однако вместе с тем отрешенный от каких-либо обыденных событий взгляд, угрюмое, часто враждебное выражение лица и т. д. Замечается намеренное подражание акценту, жестикуляции, а также привычек и манер действия лидеров и влиятельных представителей организованных групп экстремистской направленности.

Они могут иметь при себе такие вещи религиозного толка как: религиозная литература, коврик для осуществления религиозных обрядов, веточка дерева арак, масляные благовония, личные записи религиозного толка и т.

Одежда, лиц, являющихся членами религиозных экстремистских организаций, также может быть подвержена воздействию религиозных норм, которые определяют, что мусульманам следует носить свободную одежду, не подчеркивающую контуры тела. Одним из самых распространенных вариантов мужской одежды является свободная рубашка либо до колен, либо до ступней, с воротником и т. д.

Качествами, присущими личности религиозных экстремистов, представляются фанатизм и деструктивное поведение. Вышеуказанные особенности в определенной степени характерны для каждого человека, но под воздействием, они могут деформироваться и принимать крайние, извращенные формы. К таким факторам можно отнести недостатки национально религиозного воспитания, неудовлетворенность базовых потребностей, эмоционально-волевые деформации, вызванные стрессовыми ситуациями, а также негативно-социальные интересы и социально-культурную среду [7].

И, наконец, необходимо обсудить способы противодействия религиозному экстремизму. В этой части статьи мы опишем какие методы борьбы с религиозными экстремистскими организациями и профилактики экстремизма используются органами правопорядка и безопасности в Российской Федерации.

Одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти страны является обеспечение правопорядка и безопасности населения в условиях террористической и экстремистской угрозы. Противодействие религиозному экстремизму и радикализму является одной из первостепенных задач, стоящих перед органами обеспечения безопасности и правопорядка. Необходимость конкретно борьбы с экстремизмом и его религиозным проявлением обоснована в том числе направлением политики Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации издан Указ о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 02. 07. 2021 № 400. Исследование борьбы с экстремизмом позволяет совершенствовать как сами уголовно-правовые методы борьбы с таким общественным феноменом, так и формировать целостную общегосударственную систему противодействия религиозному экстремизму, в частности.

Стоит уделить внимание существующим и используемым в настоящее время органами правопорядка и безопасности Российской Федерации методам борьбы с религиозным экстремизмом:

  1. Насильственное противоборство, что выражается в жесткой борьбе с ячейками, социальными группами, создающие угрозу для национальной безопасности.
  2. Информационная борьба против проявлений экстремизма. Многие исследователи выделяют, что Российская Федерация использует, в большинстве этот способ [12].

В целом, исследователи склоняются к тому, что наиболее эффективен метод информационной борьбы. Насильственное противоборство или проведение операций по ликвидации экстремистских угроз является скорее свидетельством о совершенности системы общей превенции экстремизма. Если уж использовать такой метод, то целью должны быть не рядовые исполнители, а организаторы и заказчики. Насильственный метод борьбы достаточно часто используется США, стоит вспомнить недавний момент в начале 2020 года, когда их силами был ликвидирован командующий иранской группировки шиитских ополченцев вблизи международного аэропорта в Багдаде. Однако именно такое действие вызвало международный кризис и обострило отношения между странами. Это свидетельствует о том, что такой способ достаточно устарел и должен использоваться только в крайних случаях. К тому же, не исключаются возможные жертвы среди гражданского населения, что также повышает опасность использования данного метода.

Мы придерживаемся мнения, что правильная превенция угрозы экстремизма является более эффективной, чем искоренение последствий. К информационной борьбе относят такие методы как разъяснительные работы в школах, высших учебных заведениях, разъяснение о антигуманистической природе экстремизма в средствах массовой информации, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что респонденты так же разделяют наше мнение. Из перечисленных способов борьбы с религиозным экстремизмом к в качестве наиболее эффективных были выбраны: разъяснительные работы в школах и высших учебных заведениях (64,6 %), пропаганда гуманистической идеологии и гуманистических ценностей (49,5 %) и разъяснение об антигуманистической природе экстремизма в СМИ (44,4 %).

Однако и информационный метод борьбы с экстремизмом имеет ряд проблем. Ввиду недостатка критериев, отчетливо определяющих что же считать экстремизмом, осложняется организация противодействия этому явлению, более того, имеют место случаи, когда, из-за отсутствия критериев для определения экстремизма, возникает опасность дестабилизации всего общества. Так, в 2009 году Комсомольская правда, в которой было описано, что российский историк А. И. Долженко пришел к выводу о том, что Ветхий Завет содержит пропаганду и призывы к убийствам, насилию, геноциду, что относит Ветхий Завет к религиозной экстремисткой литературе. Если бы экспертами действительно было установлен факт религиозного экстремизма, то к уголовной ответственности были подвергнуты невиновные лица, имеющие какое-либо отношение к Ветхому Завету, т. е. издатели или книжные магазины, где продавался Ветхий Завет.

В качестве итога скажем, что оценка методов борьбы, применяемых для предотвращения религиозной экстремистской деятельности, показывает, что наиболее эффективным является информационное противодействие экстремизму. Однако, организация системы общей превенции религиозному экстремизму является сложным процессом, ввиду отсутствия в законодательных актах критериев, отчетливо определяющих те или иные действия как экстремистские. Необходимо установить перечень признаков экстремистской деятельности, чтобы иметь возможность более точно применять методы информационной борьбы.

Основные термины (генерируются автоматически): религиозный экстремизм, Российская Федерация, Ветхий Завет, информационная борьба, национальная безопасность, экстремистская деятельность, агрессивное отношение, результат опроса, религия, том.

Читайте также: