Рефлексивная деятельность учителя профильной школы

Обновлено: 07.07.2024

Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимоценку и взаимоотображения участников педагогического процесса, отображение педагогом своего внутреннего профессионального мира а также развития учащихся в рамках реализуемой им деятельности.

Рефлексирующий педагог – это педагог, который думает, анализирует и исследует свой опыт.

Цель педагогической рефлексии : оптимизация условий развития, саморазвития и продуктивной самореализации личности педагога в объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-педагогической деятельности и системы профессионально-трудовых отношений. Цель педагогической рефлексии зависит от того, на каком этапе деятельности она реализуется :

1. Этап определения цели педагогической деятельности.

Цель педагогической рефлексии – осуществит самооценку поставленной цели, в соответствии с требованиями к ней.

2. Этап выбора способа педагогической деятельности.

Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки выбранных путей деятельности и их возможностей.

3. Этап определения результатов педагогической деятельности

Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки собственной деятельности и прогнозирование ее конечного результата.

Функции педагогической рефлексии Проектировочная – предусматривает процесс моделирования и проектирования совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

Организаторская – предполагает использование и организацию наиболее эффективных и плодотворных методов и способов взаимодействия между участниками педагогического процесса, в рамках их совместной деятельности.

Коммуникативная – является важным условием организации продуктивного общения между участниками педагогического процесса. Общение участников педагогического общения предполагает процесс взаимодействия не только в рамках учебного процесса и на учебные темы, но и за его пределами на личные темы, с целью установления контакта между педагогом и учащимися, педагогом и коллегами, педагогом и родителями учеников. Важно – соблюдение правил педагогического общения.

Смыслотворческая - предполагает формирование осмысленности деятельности и взаимодействия.

Мотивационная - направлена на определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат.

Коррекционная – предусматривает побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

Театрализованная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ Актуальность темы заключается в том, что термин театрализация, обозначает.

Воспитательно — образовательная деятельность педагога Воспитательно - образовательная деятельность Развивающая задача: • Закрепляем представления детей о зиме показать как вода замерзая, превращается.

ФГОС направлены на модернизацию подхода к организации учебной деятельности таким образом, чтобы присутствовала включенность обучающегося в планирование, осознание результатов своей учебы, превращение его из объекта обучения в его субъект, полноправного организатора своей учебной деятельности. Перед педагогом стоит задача освоения инновационной деятельности: разработка новых методов структурирования и управления образовательным процессом (смена видов деятельности, благоприятная атмосфера общения, личностная значимость осуществляемой деятельности, инновационные педагогические технологии и др.). Это обстоятельство определяет возникновение противоречия между имеющимися стереотипами в профессиональной деятельности и выбором средств и способов освоения инновационной деятельности.

Современный учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целым рядом компетентностей:

  • в сфере построения образовательного процесса;
  • в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • в сфере общения;
  • при создании образовательной среды и использовании её возможностей и др.

Как показывает практика, не все упедагоги в полной мере готовы к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями ФГОС.И здесь важную роль играет рефлексия профессиональной деятельности.

Рефлексия от лат. reflexio― обращение назад.

Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.

Рефлексивная компетентность – это профессиональное качество личности, проявляющееся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.

Рефлексивная компетентность педагога включает:

  • готовность и способность учителя творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
  • умение обретать новые смыслы и ценности;
  • умение адаптироваться в непривычных ситуациях.

Рефлексия процесс творческий, результатом которого является появление нового взгляда, новой позиции, рождение нестандартной идеи или действия. Когда мы не можем решить какую-либо жизненную или профессиональную задачу, то реальной причиной этого чаще всего являются не внешние условия, а наш собственный опыт, создавший определенные установки и стереотипы. Понять, что же именно в своем собственном опыте мешает решить ту или иную проблему, что надо поменять в своем отношении к ситуации - это и есть задача на рефлексию. Таким образом, рефлексия несет в себе не толькоаналитический,но и серьезный развивающий потенциал.

Педагогическая рефлексия – инструмент профессионального развития учителя

Проектирование образовательного процесса по учебному предмету требует от педагога понимания, какие необходимы обновления в его профессиональной деятельности по обучению школьников в связи с введением новых стандартов. Освоение новых методов, приемов, технологий и форм организации образовательной деятельности требуют от учителя выхода за рамки привычной для него модели поведения, ее переоценки и переосмысления, преодоления стереотипов своего опыта. Эффективность реализации нового формата профессиональной деятельности существенно определяется степенью развития у педагога рефлексивной культуры.

Процесс рефлексивной деятельности педагога по анализу какой-либо области профессиональной деятельности можно представить в виде следующих этапов (шагов):

  1. выделение в педагогической ситуации принципиально новых условий;
  2. анализ имеющихся профессиональных знаний и умений на предмет соответствия новым условиям (через анкеты, вопросники, swot-анализ и другие формы);
  3. формулирование педагогической задачи, требующей решения, формирование запроса на необходимые элементы новых знаний и умений для решения задачи;
  4. выбор способов решения поставленной задачи.

Рассмотрим содержание этапов.

Этап 1. Анализ педагогической ситуации

Педагогическая ситуация — это совокупность условий, в которых учитель ставит педагогические цели и задачи, принимает и реализует педагогические решения.

Сделаем обобщение тех изменений, которые должны произойти в деятельности учителя по обучению школьников в связи с введением ФГОС.

Введение ФГОС предполагает:

осуществление нового целеполагания для учителей и учащихся

  • новые требования к подготовке учителя;
  • использование новых технологий обучения;
  • применение новых средств обучения;
  • обновление содержания образования;
  • постановку новых целей образования;
  • осуществление нового целеполагания для учителей и учащихся.

Также необходимы изменения и в деятельности педагога:

 изменения и в деятельности педагога

Этап 2. Анализ имеющихся профессиональных знаний и умений на предмет соответствия новым условиям

Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень - определение проблемы и выбор методического средства её решения.

Рассмотрим примеры некоторых педагогических инструментов и моделей, применяемых для рефлексии:

  • Всевозможные карты, анкеты (Приложение 1).
  • SWOT-анализ педагогической деятельности (Приложение 2).
  • Вопросникдля самоанализа, в котором отражены самые актуальные рефлексивные моменты: Что происходило? Что было важным, существенным для меня? Какую роль это может играть для моих будущих мыслей, действий?
  • ALACT- модель — голландская технология организации рефлексии, разработанная Ф. Кортхагеном под названием ALACT model (по первым буквам слов, обозначающих этапы рефлексии):

Looking back on the action – взгляд назад на произведенное действие; Awareness of essential actions – осознание существенных аспектов;

Creating of alternative methods of action – поиск альтернативных методов действия;

Trial - апробация нового действия.

Рассмотрим содержание каждого этапа данной педагогической рефлексии.

Этапы рефлексии

Характеристика

Вопросы для рефлексии

Выполнение любого педагогического действия учителя в рамках учебно-воспитательного процесса (простое приветствие)

Анализ произведенного действия.

Мысленное возвращение к действию, хода его выполнения в плане достижения поставленных целей.

Что я чувствовал?

Что хотели ученики?

Осознание различных аспектов педагогического действия

Осмысление и анализ действия (ситуации), выделение ее существен-ных черт, противоречий, выявление причинно-следственных отношений.

Что кажется Вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия (например, между ответами на группы вопросов этапа 2 Вы можете выявить)?

Поиск и выбор альтернативных способов действия

Поиск иных, отличных от реализованного способов достижения поставленных целей, оценка их с точки зрения возможностей детей и индивидуальных возможностей педагога.

Какие альтернативы можно предложить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий?

Апробация нового действия

Новая попытка достижения поставленной цели, осуществляемая новыми средствами в новой ситуации

Насколько удалось реализовать поставленную цель, используя другие средства достижения?

В рамках данной рефлексивной модели достигается осмысление достижения поставленных целей в ходе проведенных уроков и внеклассных мероприятий в образовательном учреждении.

Модель состоит из шести шагов:

Данную модель можно использовать для изучения ситуации самим или же при помощи коллеги. Чтобы начать, выберите ситуацию из прошлого для анализа. Выделите хотя бы минуту и вспомните ситуацию, которая дала вам интересный опыт и много пищи для размышлений.

На данном этапе не делайте никаких выводов и не вовлекайте эмоции, вам просто нужно выяснить что случилось.

Ответьте на следующие вопросы:

  • Когда и где это произошло?
  • Почему вы там были?
  • Кто еще там был?
  • Что случилось?
  • Что вы сделали?
  • Что сделали другие люди?
  • Каков был ваш результат?
  • Каков был результат других людей?
  1. Ощущения.

Ответьте на следующие вопросы:

  • Что вы чувствовали перед самой ситуацией?
  • Что вы чувствовали во время ситуации?
  • Как вы думаете, что другие люди чувствовали до и во время ситуации?
  • Что вы чувствовали после окончания ситуации?
  • Что вы думаете об этой ситуации сейчас?
  • Как вы думаете, что другие люди думают об этой ситуации сейчас?
  1. Оценка.

Ответьте на следующие вопросы:

  • Каков позитив от этой ситуации?
  • Каков негатив этой ситуации?
  • Что прошло хорошо?
  • Что прошло не очень хорошо?
  • Какой вклад сделали вы и другие люди для того, чтобы ситуация оказалась хорошей или плохой?
  1. Вывод

Проанализируйте информацию, которую имеете на этот момент. Она поможет вам правильно ответить на следующие вопросы:

Вы тщательно и со всех сторон проанализировали ситуацию и теперь многое вам стало ясно. Отныне, если такая ситуация повторится, вы будете подходить к ней более осознанно.

Вы должны составить подробный план действий и приготовиться к изменениям. Не пускайте все на самотек, а возьмите дело в свои руки и действуйте.

  • Матрица рефлексивной деятельности педагога:

Воспоминания по Блуму: Что я сделал?

Понимание по Блуму: Что было важным в том, что я сделал? Достиг ли я своих целей?

Применение по Блуму: Когда я делал это раньше? Где я смогу это снова использовать?

Оценивание по Блуму: Насколько хорошо я проделал работу? Что сработало? Что мне необходимо улучшить?

Творчество по Блуму: Что мне нужно делать дальше? Каков мой дальнейший план/намерение?

Этап 3. Формулирование педагогической задачи, требующей решения, формирование запроса на необходимые элементы новых знаний и умений для решения задачи.

В результате проведения анализа педагогической деятельности педагог сможет увидеть те направления и области профессиональной деятельности, в которых необходимы изменения или не хватает профессиональных знаний.

Обозначение в результате самоанализа четких позиций профессиональных затруднений (направление, тема) позволяет сформулировать педагогическую задачу, требующую решения, понять необходимость элементов новых знаний и умений для решения данной задачи. Это будет являться основанием для выбора направления самообразования (темы), повышения квалификации.

*Самоанализ готовности учителя к работе в новых условиях - введения ФГОС будет выполнен в практической работе.

Этап 4. Выбор способов решения поставленной задачи

После того, как учитель в результате самоанализа определил проблемную область своей деятельности, направление самообразования, он должен выбрать

способы преодоления выявленных затруднений.

  1. Составление плана по коррекции затруднений педагога.
  2. Осуществление методической подготовки по направлениям:
  • осмысление теоретических аспектов введения ФГОС;
  • изучение и овладение педагогическими технологиями, заложенными в ФГОС и др.
  1. Составление индивидуального плана самообразования.
  2. Участие в работе проблемно-творческих групп.
  3. Посещение уроков коллег.
  4. Посещение семинаров-практикумов по использованию активных и продуктивных технологий и методов обучения, которые дают возможность развивать умения учителей пользоваться широким спектром педагогических технологий, методических приемов и средств.
  5. Участие в сетевых педагогических предметных, проблемных объединениях.

Образовательный процесс настолько динамичен и изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда. То, что безотказно действует сегодня, уже завтра оказывается недостаточным или даже непригодным. Профессиональное саморазвитие учителя – сложный и противоречивый процесс самообразования, самосовершенствования личностных и профессиональных качеств, знаний и умений, что требует от учителя способности (умения) хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль своей деятельности и ее результатов.

Рефлексивная компетентность педагога является одним из основных механизмов развития профессиональной деятельности.

Список литературы:

Приложение 1.

Лист самооценки педагогической деятельности педагога

______________________________________________________________(ФИО), ___________________________________________образовательное учреждение, преподаваемый предмет) ____________________________________________________ (имеющаяся квалификационная категория)

Уважаемый педагог!

Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 4-х балльную шкалу:

4 – Вы абсолютно согласны с утверждением

3 – Вы скорее согласны с утверждением

2 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов


Ключевые слова: рефлексия, профессиональная компетентность, профессиональное самоуважение, рефлексивная культура, рефлексивные методы.

В соответствии с современной образовательной парадигмой учитель должен постоянно контролировать и корректировать свой личностный рост, осуществлять рефлексию результатов своей профессиональной деятельности.

Профессиональная самоидентификация учителя помогает ему осознать свою принадлежность к данной профессии и принять правила и критерии оценки деятельности, установленные в данном сообществе.

Профессиональное самосознание учителя включает профессиональную компетентность, способность к непрерывному образованию.

Профессиональное самоуважение подразумевает обретение уверенности в собственных силах, сведение к минимуму риска потери профессионального авторитета.

В соответствии с содержанием педагогической деятельности Н. В. Кузьмина выделяет пять компонентов, которые требуют рефлексии [3]:

 специальная компетентность — квалификация и опыт деятельности в области преподаваемого предмета;

 методическая компетентность — владение различными методами обучения;

 психолого-педагогическая компетентность — умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения;

 дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых — умение строить взаимоотношения с коллегами, учащимися;

 аутопсихологическая компетентность — знание о способах профессионального самосовершенствования, желание самосовершенствоваться.

Рефлексивный учитель умеет:

 обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт своих коллег;

 адаптировать, или изменять учебный план, формы и методы обучения соответственно конкретным условиям с целью достижения оптимальных результатов;

 прогнозировать последствия своих профессиональных действий;

 проявлять высокую профессиональную готовность при выполнении своих обязанностей в любых обстоятельствах.

Выделяют следующие функции рефлексии в педагогическом процессе [1]:

  1. диагностическая;
  2. коррекционная;
  3. организаторская;
  4. проектировочная;
  5. смыслотворческая;
  6. мотивационная;
  7. коммуникативная.

Исходя из функций рефлексии, выделяют следующие ее виды:

 солнышко с тучкой;

 тучку с дождиком;

 тучку с молнией.

 Что нового я узнал сегодня на уроке?

 Что было особенно интересным и познавательным?

В конце урока подводятся его итоги. Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я приобрел…
  8. я научился…

Учащиеся могут также выразить свои ощущения в конце урока.

  1. Больше всего мне понравилось …
  2. Урок навел меня на размышления …
  3. Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что …
  4. Я выбирал эти задания, потому что:

 они легче остальных;

Выделяют три уровня педагогической рефлексии:

Использование специальных методов организации рефлексии способствует формированию рефлексивной культуры личности. В качестве рефлексивных методов могут быть использованы следующие.

Все участники садятся в круг. Ведущий задаёт алгоритм рефлексии:

 Что нового Вы узнали?

 Что Вы почувствовали?

 Каковы причины этого?

 Как Вы оцениваете своё участие в занятии?

Все участники высказывают своё мнение. Ведущий завершает рефлексивный круг, обобщая полученную информацию.

Рефлексия позволяет учителю критически отнестись к себе и своей педагогической деятельности. Умение рефлексировать означает способность педагога анализировать сложившуюся педагогическую ситуацию, прогнозировать последствия своих профессиональных действий.

  1. Бизяева, А. А. Психология думающего учителя / А. А. Бизяева. — Псков. — 2004. 216 с.
  2. Корчажкина, О. М. Построение рефлексивной модели современного учителя / О. М. Корчажкина // Педагогика. — 2012. ‒ № 3. — С. 65–70.
  3. Метаева, В. А. Рефлексия как метакомпетентность / В. А. Метаева // Педагогика. ‒ 2006. ‒ № 3. — С. 56–61.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, группа, конец урока, педагогическая рефлексия, профессиональная компетентность, профессиональное самоуважение, рефлексивная культура личности, рефлексивный круг, учитель, функция рефлексии.

Ключевые слова

рефлексия, профессиональная компетентность, профессиональное самоуважение, рефлексивная культура, рефлексивные методы

Похожие статьи

Рефлексия в профессиональной деятельности преподавателя.

рефлексия, собственная деятельность, профессиональная деятельность, рефлексивная деятельность, рефлексия учащихся, современная педагогика, категория, продукт деятельности, педагогический процесс.

Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как.

рефлексивный тренинг, профессиональная деятельность, профессиональный рост, профессиональная рефлексия, задача, педагог, личностная рефлексия, упражнение, педагогическое взаимодействие, педагогическая.

Способность к профессионально-личностной рефлексии как.

Педагогическая рефлексия — это включенность субъекта педагогической деятельности в профессиональное, социальное и личностное бытие, поиск в нем своего места и смысла.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

– рефлексивные умения — способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального.

Педагогическое сопровождение становления рефлексивной.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, рефлексия, педагогическая рефлексия, ценностная рефлексия, педагогическое сопровождение, рефлексивно-ценностное сопровождение.

Использование рефлексивных технологий в развитии.

Рефлексия как этап современного урока | Статья в журнале.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий.

На взгляд Орлова Ю. М. [3], личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности.

Развитие рефлексивной компетенции у будущих бакалавров.

Рефлексивная компетенция, как отмечает Кушеверская Ю. В., характеризуется как системообразующий компонент профессионально-педагогической компетентности, определяемая как качество личности.

Рефлексия в профессиональной деятельности преподавателя.

рефлексия, собственная деятельность, профессиональная деятельность, рефлексивная деятельность, рефлексия учащихся, современная педагогика, категория, продукт деятельности, педагогический процесс.

Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как.

рефлексивный тренинг, профессиональная деятельность, профессиональный рост, профессиональная рефлексия, задача, педагог, личностная рефлексия, упражнение, педагогическое взаимодействие, педагогическая.

Способность к профессионально-личностной рефлексии как.

Педагогическая рефлексия — это включенность субъекта педагогической деятельности в профессиональное, социальное и личностное бытие, поиск в нем своего места и смысла.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

– рефлексивные умения — способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального.

Педагогическое сопровождение становления рефлексивной.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, рефлексия, педагогическая рефлексия, ценностная рефлексия, педагогическое сопровождение, рефлексивно-ценностное сопровождение.

Использование рефлексивных технологий в развитии.

Рефлексия как этап современного урока | Статья в журнале.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий.

На взгляд Орлова Ю. М. [3], личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности.

Развитие рефлексивной компетенции у будущих бакалавров.

Рефлексивная компетенция, как отмечает Кушеверская Ю. В., характеризуется как системообразующий компонент профессионально-педагогической компетентности, определяемая как качество личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Бобырь Тамара Сергеевна

Воспитатель предшкольного класса

КГУ Рентабельная средняя школа

Жаксынский район

РЕФЛЕКСИЯ УЧИТЕЛЯ

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

Одна из задач рефлексии – выяснить, что же на самом деле происходило на уроке. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия достаточно субъективна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании – одна из движущих сил рефлексии – её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов. Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.

1. Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной. Такая рефлексия отражает человеческую сущность: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

3. По типу урока: Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

4. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация по цели:

1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

2. рефлексия деятельности

3.рефлексия содержания учебного материала

Подробнее остановимся на каждом виде рефлексии. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

b) содержание и трудности учебного материала;

d) формы и методы обучения;

e) возрастные и психологические особенности учащихся;

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других.

В заключении хочется сказать, что организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования. Умение рефлексировать пригодится ребёнку не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем.Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желания что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- каковы результаты моей деятельности?

- как я этого достиг?

- можно ли сделать лучше?

- что я буду делать дальше?

Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

4. я выполнял задания…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

10. у меня получилось …

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

В конце урока наиболее полезно провести такую "игру": На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – ( работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.) . Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего. (Вариантов проведения рефлексии невероятно много). Главное, чтобы это было для ребенка интересно, увлекательно, полезно.

Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока.

Составление ассоциограмм. 1. Рефлексия "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Читайте также: