Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Научный стиль неоднороден по своему составу: в зависимости от цели и адресата выделяют подстили.

Таблица 1

Характерные особенности научных текстов:

- собственно-научных: создаются специалистами для специалистов с целью ознакомления с новыми достижениями (отличаются академичностью изложения, точностью, убедительной аргументацией, строгой логичностью, лаконизмом);

- научно-информационных: содержат вторичную информацию, их цель – дать точное описание научных открытий (их основная черта – сжатая полнота: излагается сущностная информация, открытие);

- научно-учебных: создаются для неспециалистов; цель – донести учебный предмет (не науку в целом), отличается от собственно-научных особым языковым отбором, целенаправленностью изложения и оценивается с точки зрения восприятия, усвоения и запоминания;

- научно-популярных: адресованы неспециалистам; цель – в популярно-доходчивой форме ознакомить с научным знанием, привлечь внимание к научной проблеме; это гибридный подстиль, в котором своеобразно переплетаются качества научного и публицистического стилей (характерен отход от требований понятийной точности, логичности, объективности и использовании образности, выразительности, оценочности).

Научные тексты подразделяют на первичные (первоисточники, оригиналы – монографии, статьи, научные доклады) и вторичные (создаются на основе первичных текстов – конспекты, аннотации, рефераты). В практике вуза используются разнообразные научные тексты: студенты слушают лекции преподавателей, штудируют учебники, изучают монографии, пишут конспекты, рефераты, аннотации, курсовые и дипломные работы.

В научном тексте первичном или вторичном выделяют части – заголовок, вводную часть (формулируется цель, задачи, гипотеза, обосновывается выбор темы, актуальность ее, описываются методы исследования), основную часть (состоит из глав – теоретической и экспериментальной; название параграфов часто совпадают с формулировкой задач), в которой раскрывается тема, аргументируются исследования. Важную функцию выполняет заключение: в сжатом виде представить исследование, с логически вытекающими из него выводами. Заключение, по выражению Трофимовой Г.К., представляет отчет о проделанной работе, где указывается практическая, реальная польза вывода. Вся работа завершается смысловым повтором в объеме одной двух страниц. И.Н. Лёвина предупреждает: у неопытных авторов смысловые повторы, как правило, представляют собой механическое перенесение предложений или фрагментов из начала или середины текста в конец, а потому подобные композиционные приемы иногда удивляют и вызывают протест: зачем многократно повторять одно и тоже?

Следует иметь в виду, что концевые смысловые повторы – не сложение смысловых повторов по абзацам, параграфам и главам, они должны содержать некоторую обработку, обобщение, т.е. быть средством интеграции.

Чем более опытен и талантлив исследователь, тем в более неожиданной, легкой и красивой форме может получить воплощение заключительный повтор.

Основные свойства научного текста – связность, цельность и логичность. Подчеркнутая логичность – одна из главных черт научной речи. Цельность (целостность) текста проявляется на уровне содержания (единство темы), функции (стилистическое единство: в научном тексте не должно быть языковых средств из разговорного, например, стиля) и формы (структурное единство).

Целостность текста определяется наличием границ текста (начала и конца), завершенностью и связностью, проявляющейся в том, что все компоненты текста непосредственно или опосредованно взаимосвязаны в некоторую структуру.

Связность текста проявляется в объединении таких его аспектов, как содержание, оценка содержания, композиция содержания, а также связь предложений, абзацев, сверхабзацев.

Помощь студентам

Сферы учебной и научной деятельности отличаются тем, что в них преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Ведущее место в научном стиле занимает монологическая речь, в то время как в учебной сфере преобладает диалогическая форма общения.

Речевыми жанрами, воплощающими научный стиль языка, являются научные статьи, монографии, диссертационные работы, трактаты, доклады на конференциях, симпозиумах, конгрессах. К жанрам учебной сферы относятся так называемые вторичные тексты, создаваемые в результате компрессии первоисточника: план, тезис, аннотация, реферат, рецензия, конспект.

План – это самый простой вид компрессии. Планы бывают вопросные, назывные и тезисные. В вопросном плане используются вопросительные слова. Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения. Тезисный план отражает ключевые предложения текста.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они могут быть первичными (краткое изложение содержания публичного выступления) и вторичными (на основе работы другого автора). В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Тезисы раскрывают решение проблемы, вопросов, а план их только называет. Как правило, предложения с тезисами строятся с употреблением отглагольных сказуемых, безличных предложений.

Аннотация – краткая характеристика содержания статьи, книги. Она даёт общее представление об источнике, но не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают информационные (даётся описание без оценки), рекомендательные (даётся характеристика и рекомендации для практического применения), групповые (характеристика нескольких произведений). В практике вуза аннотация используется при написании дипломного проекта.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в именительном падеже. Аннотация состоит из двух частей: в первой даётся библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы и положения. В конце может указываться адресат. Схема аннотации: кто, о чём, из каких частей, как, для кого. Используются стандартные речевые клише: В книге исследуется (что?); показано (что?); рассматривается; анализируется; В работе нашли отражение…Книга рассчитана (на кого?); предназначена (для кого?). Текст аннотации помещается на обратной стороне титульного листа источника.

Особенность реферата заключается в его объективности, он не должен отражать субъективных взглядов. В отличие от аннотации, реферат может содержать иллюстративный материал. Объём реферата от 5 до 15 печатных листов. Перед началом работы, выбрав тему, необходимо наметить план и подобрать литературу.

Различают рефераты продуктивные, содержащие творческое, или критическое, осмысление научной работы (это реферат-обзор, реферат-доклад) и репродуктивные, воспроизводящие содержание первичного текста (это реферат-конспект, реферат-резюме). Реферат-конспект содержит фактический материал в обобщённом виде, иллюстрации, сведения о методах исследования, о полученных результатах, о возможности применения. Реферат-резюме приводит только основные положения, связанные с темой текста. Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, даёт сопоставление разных точек зрения. Реферат-доклад содержит анализ информации первоисточника и объективную оценку состояния проблемы.

В композиционном плане реферат должен иметь три главных компонента:

1) вводную часть (библиографическое описание),

2) собственно текст, включающий вступление, основную часть и заключение,

3) выводы и справочный аппарат.

В реферате используются свои речевые клише: в статье, помещённой…; статья носит название..; книга посвящена теме, проблеме…; выбор темы закономерен; автор затрагивает, касается, останавливается, ставит вопрос, опровергает, приводит факты…; к недостаткам работы можно отнести…

Реферат должен иметь титульный лист, план-оглавление, введение, основную часть, заключение, библиографию. На титульном листе должно быть название вуза, кафедры, тема реферата, данные о студенте и руководителе, указание на место и год написания.

Рецензия – письменный разбор текста, который предполагает комментирование основных положений работы: толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы. В структуру рецензии входят: введение (проблемы и задачи), характеристика и краткое содержание, оценочная часть (достоинства и недостатки), выводы. Алгоритм написания рецензий и отзывов включает: 1) предмет анализа; 2) актуальность темы; 3) формулировку основного тезиса; 4) краткое содержание работы; 5) общую оценку; 6) достоинства, недочёты; 7) выводы.

Курсовая работа – это одна из важнейших научных работ в вузе для студента, результат его первого научного исследования. Первыми ступенями на пути к ней являются практические работы студента, отчёты, выполнение расчётно-графических заданий. Цель курсовой работы – выявить навыки самостоятельной научной работы студента. Курсовая работа защищается на кафедре и является как бы репетицией защиты будущей дипломной работы.

Требования к курсовой работе: актуальность тематики, изучение и анализ научной литературы по теме исследования, характеристика, описание анализа опытов, обобщение результатов исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций, культура оформления курсовой работы. Объём её может составлять 35-40 печатных страниц. Из этого объёма около 10% занимает вводная часть, от 5 до 10% – заключение.

Подготовка к исследованию, проведение опытов, оформление – таковы три этапа написания курсовой работы. Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, главы, заключение, литература, список приложений. Правила оформления курсовой работы: 1) цитаты указываются со ссылкой на источник и пишутся в кавычках; 2) таблицы нумеруются арабскими цифрами; 3) каждая новая глава начинается с новой страницы; 4) текст состоит из вводной и основной частей, заключения.

Дипломная работа – это самый главный труд, итог всех лет обучения, экзамен на зрелость и заявка на будущие профессиональные успехи. Структура дипломной работы следующая: титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения. Объём аннотации, текста будущего выступления на защите перед комиссией, около одной печатной страницы. Дипломная работа должна быть написана правильным литературным языком, по нему судят об уровне профессиональной и общекультурной подготовки студента.

При оформлении работы важна рубрикация текста, т.е. его членение на логически самостоятельные составные части. Рубрикация текста выражается в нумерации, которая может быть различной: с использованием прописных и строчных букв, римских и арабских цифр. Номера глав обозначаются римскими цифрами, номера параграфов – арабскими. Цитирование может быть точным, косвенным или в виде ссылки. Точное цитирование предусматривает обязательное указание источников с их страницами. Косвенное цитирование как соотношение между прямой и косвенной речью. Ссылка представляет собой упоминание автора и источника. Библиография – это список использованной литературы, который помещается после заключения на отдельном листе. Все источники располагаются в алфавитном порядке, каждый источник занимает отдельную строку под своим порядковым номером и должен быть описан согласно установленным ГОСТам.

В негуманитарных вузах выпускной квалификационной работой является дипломный проект, который, кроме текстовой части, включает в себя множество чертежей, плакатов и другие демонстрационные материалы. Требования к дипломному проекту те же, что и к дипломной работе.

Научный стиль отличается единством норм отбора и организации языковых средств. Разумеется, между произведениями гуманитарных, технических, медицинских и других наук можно обнаружить языковые различия, но они касаются в основном терминологии. Очень невелики и жанровые различия: стилистические особенности статьи, тезисов, монографии, диссертации и т.д. отражают характер постановки и решения вопросов в соответствующих произведениях, а не в их функциональных особенностях.

Все жанры по-своему концентрируют черты научного стиля: номинативный строй повествования, сквозную логическую линию связи композиционных частей, выделенных в самостоятельные текстовые единицы.

Композиция — это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.

В научном стиле, как и в каждом функциональном стиле, существуют свои определенные правила текстовой композиции. Текст воспринимается обычно от частного к общему, а создается от общего к частному.

Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части — описательную (обзорную), в которую включается и введение, и основную, в которую входит и заключение.

В описательной (обзорной) части отражается ход научного исследования. Во введении обосновывается актуальность научного исследования, формулируется предмет исследования, цели и методы, излагается (если необходимо) история вопроса и прогнозируется ожидаемый результат. В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение. Для научных произведений обязателен справочно-библиографический материал, который помещается в конце работы. Выбор композиции научного произведения, ее детализация зависят от ряда факторов: от области науки, жанра, от вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования и т.д.

Основные черты научно-учебной литературы: предметно-логическая последовательность, постепенно развертывающаяся манера изложения, определенная сжатость, мотивированная тем, что, с одной стороны, излагается только часть накопленной информации о предмете данной науки, а с другой — именно эта часть является базовой, в ней предмет изложения рассматривается равномерно и разносторонне.

Для учебной сферы деятельности наиболее актуальны учебно-научная и научно-информативная литература. Поэтому более подробно остановимся на тех жанрах научного стиля, которые в первую очередь необходимы студентам. С учебниками, учебными пособиями, словарями как жанрами они знакомятся еще в рамках школьной программы. Методические пособия, предназначенные для студентов, предполагают, что с помощью учебников обучаемые уже осмыслили теоретические основы той или иной науки как системы, и задачей методических пособий становятся практические рекомендации по организации целенаправленной самостоятельной работы.

Конспекты, тезисы, рефераты как жанры

В процессе обучения в вузе студенты пишут конспекты, тезисы, рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы; должны приобрести навыки написания отзыва, рецензии, научной статьи, аннотации и др.

Каждый из этих жанров имеет свои особенности и специфические черты. Их композиции и языковому оформлению посвящены специальные учебные пособия и справочники, на которые мы опирались в данной работе и в которых студенты найдут более подробную информацию (Демидова А. К. Письменный научный текст. Оформление научной работы. — М., 1991; Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. — М., 2001; Борикова JI.B., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. — М., 2000).

Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения или прослушивания лекции. Конспекты бывают пяти типов: (1) плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); (2) текстуальные (состоящие из цитат); (3) свободные (сочетающие цитаты и самостоятельный текст); (4) тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам); (5) конспект-схема (схематическое фиксирование информации — синтагматическое или парадигматическое). Составление конспектов способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Аннотация — это краткое, обобщенное описание текста книги, статьи, рукописи. Перед текстом аннотации приводятся выходные данные (автор, название, время и место издания) в номинативной форме. Аннотация обычно состоит из двух частей: в первой формулируется основная тема книги, статьи; во второй — перечисляются основные положения. Субъект действия в аннотации не называется; он известен из контекста. Активно используются глагольные и причастные конструкции.

Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку. — М.: Высшая школа, 2001. — 239 с.

В пособии содержатся основные сведения о нормах современного русского произношения, об особенностях происхождения гласных, согласных, их сочетаний, отдельных слов и словосочетаний.

Произносительная норма современного русского языка представлена в виде имеющихся вариантов, определены основные тенденции развития нормы, показаны отклонения от нормы, связанные с воздействием родного языка или диалекта. Включен словарь-справочник нормативного произношения.

Для студентов, преподавателей, учащихся школы, для всех, кто стремится научиться говорить правильно, кому дорога чистота русской речи.

Рецензия — это критический отзыв о конкретном произведении, статье, предполагающий: (1) комментирование основных положений работы (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, выраженной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы); (2) обобщенную аргументированную оценку; (3) выводы о значимости работы.

Отзыв дает самую общую характеристику без подробного анализа (в отличие от рецензии), но содержит практические рекомендации.

_________________________________________________________________________

Примерный план написания рецензий и отзывов

Предмет анализа (В работе автора. В рецензируемой работе. Названная работа позволяет заполнить известный пробел в. ).

Актуальность темы (Работа посвящена актуальной теме. Актуальность темы вполне очевидна. ).

Формулировка основного тезиса (Центральным вопросом работы является. В статье рассматривается вопрос о. Обращение к проблеме. вполне обоснованно. ).

Краткое содержание работы.

Общая оценка (Оценивая работу в целом. Автор систематизировал и обобщил материал. Автор углубляет наше представление об исследуемом явлении. Несомненным достоинством работы является. ).

Недостатки, недочеты (Вместе с тем, вызывает сомнение положение автора о том. Работа построена нерационально, следовало бы сократить. Представляется нецелесообразным. Недостатком работы является. Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора. ).

Выводы (Работа может быть оценена положительно. В целом статья имеет важное значение. Работа отвечает требованиям, предъявляемым к научным сочинениям подобного жанра. ).

Реферат — это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и т.п.). Это самостоятельная учебно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Структурно реферат должен включать три части: (Г) общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы);

описание основного содержания; (3) выводы референта.

Требования к написанию реферата

Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста.

Реферативное изложение должно быть сжатым.

Реферат — это не конспект, он должен содержать оценочные элементы (типа: нельзя не согласиться. автор удачно иллюстрирует. ).

Обобщенная модель реферата

Статья, работа называется (озаглавлена, опубликованная

Тема статьи, работы посвящена вопросу (представляет собой анализ, обзор. )

Сущность проблемы сводится к. (заключается в. представлена как. )

Статья, работа состоит из . (частей, глав, начинается с. заканчивается. )

Во введении формулируются. (представляется освещение вопроса в . литературе)

В начале статьи, работы определяются цели и задачи, далее представлена характеристика проблемы (общая характеристика частей, глав)

В основной части дается научное описание. (затрагиваются вопросы, классифицируются факты, опровергается мнение. )

Автор ссылается на. (примеры, мнения, факты, изложенные в. )В заключении автор подводит итог (делает выводы, утверждает. )

Таким образом, в статье убедительно доказано (получили подтверждение. нашло отражение. )

Основная ценность работы заключается.

Недостатком работы является. (вызывает сомнение, нельзя согласиться с. )

Оценивая работу в целом, можно рекомендовать. (согласиться, не согласиться с позицией автора. )

16. Научный стиль, речевые нормы научной сферы деятельности

Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров. среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и пр.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также научно-популярная литература.

Основные черты научного стиля определяются филологами:

1) логической последовательностью;

2) упорядоченной системой связей между частями высказывания;

3) стремлением авторов к точности, однозначности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания.

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, с увеличением числа различного рода научных контактов, таких как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Употребление в одном, становящемся терминологическим значении характерно и для существительных, и для прилагательных, например тело, сила, движение, кислый, тяжелый и т. п.

Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается, в частности, в меньшем использовании синонимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же слов.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка. Можно выделить ряд общих языковых особенностей:

1) предварительное обдумывание высказывания;

2) монологический характер, строгий отбор языковых средств;

3) тяготение к нормированной речи.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук и жанровых различий.

Научный стиль имеет разновидности (подстили):

4) научно-публицистический и учебно-научный.

Научному стилю присуща сухость, он лишен эмоциональной окраски и образности.

При синтаксических построениях чаще используются существительные, чуть реже – глаголы, названия действий. Прилагательные используют терминологическую функцию, указывают на различные признаки. Синтаксис в научном стиле часто сложный, осложняется дополнительно однородными членами и дополнительными членами предложений.

Средний объем предложений в научном стиле 28,5 слов в предложении (для сравнения – в художественном или повествовательном тексте – 17,2 слова).

Можно сделать вывод, что доминантой научного стиля является понятийная точность (поэтому используется системно организованная в каждой части отрасли научного знания терминология), подчеркнутая логичность речи, приводящая в текстах-рассуждениях к широкому употреблению специальных текстовых скреп типа: из этого следует, это приводит к …, следовательно, таким образом и т. д. Точность научного стиля меньше связана с точным соответствием конкретной действительности, является более абстрактной, обобщенной, чем точность делового стиля.

Читайте также: