Ребенок не спит в детском саду 2 года что делать комаровский

Обновлено: 05.07.2024

Сон имеет решающее значение для развития, здоровья и благополучия ребенка. Но, к сожалению, сон также может стать проблемой для семьи. Когда ребенок постоянно от-казывается ложиться спать, изо всех сил пытается заснуть или часто встает ночью, это может привести к стрессу и конфликту, которые в конечном итоге утомляют и ребенка, и родителей. Что делать? Разбираемся вместе

Почему ребенок не хочет спать? Разбираемся в причинах

как налдадить сон ребенка.jpg

Когда дети выходят из младенческого возраста, они все еще нуждаются в большом количе-стве сна, чтобы расти и поддерживать свое физическое и эмоциональное здоровье. По дан-ным Национального фонда сна, малышам обычно требуется от 11 до 14 часов сна. Дети в возрасте от 3 до 5 лет должны стремиться спать от 10 до 13 часов. Дети в возрасте от 6 до 13 лет должны спать от 9 до 11 часов, а подростки - от 8 до 10 часов.

Однако эти диапазоны являются лишь ориентировочными и могут не подходить для каждо-го ребенка. Если ребенок спит чуть больше или чуть меньше, это, скорее всего, не повод для беспокойства.

Но дети могут сопротивляться отходу ко сну по ряду причин, даже если они явно уста-ли. Некоторые дети, особенно с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), могут быть слишком возбуждены и им трудно успокоить свой разум и тело, чтобы подгото-виться ко сну. Другие дети могут отказываться от сна и капризничать, потому что это спо-соб привлечь внимание родителей (даже отрицательное). Дети могут беспокоиться о чем-то или грустить. Некоторые исследователи даже предполагают, что дети протестуют против отхода ко сну из-за эволюционного несоответствия, которое заставляет их подсознательно бояться одиночества в темноте.

Регулярный сон неизменно улучшает внимание и настроение, а также снижает импульсив-ность и гиперактивность. С другой стороны, дети и подростки, которые постоянно плохо спят, подвергаются большему риску депрессии, беспокойства, раздражительности и более низкой успеваемости.

Это важно!

В большинстве случаев проблемы со сном — это этап, из которого дети вырастают с под-держкой и пониманием. Однако, возможно, стоит обсудить с врачом постоянные проблемы.

Ситуации, когда не хотеть спать - нормально

  • Нарушен режим сна. Если ваш ребенок спит днем, поздно просыпается, и засыпает, вос-становление режима может занять определенное время. Это нормальная реакция организма, и все, что нужно — постепенно восстановить режим сна так, чтобы он соответствовал цир-кадным ритмам. Составьте график сна, введите ритуалы перед засыпанием и постепенно переводите время подъема на более раннее.
  • Ребенок вырос и уже не спит днем. Обычно ребенок в возрасте одного года спит днем не менее двух раз. В среднем с полутора лет начинается переход на новый режим с одним дневным сном продолжительностью около 2,5 — 3 часов. Такой режим, с постепенным со-кращением продолжительности сна, обычно сохраняется до 6−7 лет, когда ребенок, как правило, уже обходится без дневного отдыха. Иногда дети отказываются от сна днем раньше — в 3−4 года. И это абсолютно нормально, ведь, как мы сказали выше, по-требность в сне снижается с возрастом! Если ваш ребенок отказывается спать днем и чув-ствует себя хорошо, вам не стоит беспокоиться.

Как наладить сон ребенка? Советы психолога

сон ребенка_советы.jpg

Если ребенок гиперактивен по вечерам, расслабляющий и последовательный распорядок перед сном может помочь ему успокоиться и мысленно подготовиться ко сну.

Если дети отказываются от отхода ко сну, чтобы привлечь внимание, это сигнал для родите-лей проводить с малышом как можно больше времени как в период подготовки ко сну, так и в течение всего дня. Добавьте в свои повседневные ритуалы игры, совместное творчество, приготовление еды, а перед сном читайте малышу сказки, беседуйте о том, как прошел ваш и его день.

Причиной проблем с засыпанием могут стать смартфоны. И подростки могут быть особенно восприимчивыми, потому что их повышенное стремление к социальному одобрению и об-щению может побудить их неоднократно проверять сайты социальных сетей на наличие об-новлений или писать друзьям до поздней ночи.

В этом случае стоит ввести определенные правила — например, сделать спальню зоной, свободной от смартфона, и предложить подросту оставлять его в другой комнате, когда он собирается спать. Но делайте это ненасильственно: мягко объясните, почему это правило соответствуют его интересам. И главное: родителям также важно следовать тому же правилу запрета телефонов в спальне.


Наиболее распространенными проблемами засыпания у малышей 2-3 лет являются:

Согласно опросам американских родителей, 20-30% маленьких детей испытывают серьезные проблемы со сном и / или пробуждениями в течение ночи (Mindell et al 2006).

По мнению исследователей, проблемы со сном возникают, по крайней мере, из-за двух причин:

Во-первых, дети могут научиться ассоциировать засыпание с определенными формами стимуляции ( например, приемы успокаивания ) или с определенной внешней средой сна. Если они не получают эти формы стимуляции, то дети испытывают трудности с засыпанием и / или продолжительностью сна (Moore et al 2006).

Маленькие дети часто испытывают беспокойство, когда их отделяют от своих родителей (Jenni et al 2005, Ainsworth et al 1978). Кроме того, большинство детей также испытывают ночные страхи. Если ваш ребенок боится, ему нужна ваша помощь. Детям не всегда хватает полноты и скорости созревания мозга , а также когнитивных ( познавательных ) навыков, чтобы хорошо справляться с тревожными эмоциями, и нет никаких доказательств того, что ночные страхи или беспокойство в связи с разделением от родителей уменьшатся в результате специальной "тренировки сна".

Фактически, исследования показывают, что игнорирование страхов вашего ребенка может привести к кошмарам и эмоциональным проблемам.

Недавние исследования показывают, что многие родители отправляют своих детей в постель слишком рано, задолго до того, как они готовы уснуть. Организм ребенка еще не продуцировал достаточное количество мелатонина, ключевого гормонального регулятора сна (LeBourgeois et al 2013). Другой сценарий заключается в том, что вы сами знаете, сколько времени вашему ребенку нужно спать. Но внутренние часы вашего ребенка настроены на другой график, который включает в себя засыпание позже и пробуждение позже, чем позволяет его или ваш образ жизни. Во всех случаях , за последние 2-3 часа перед сном старайтесь избегать стимулирующих действий или игр (Glaze 2004).

Исследование американских детей школьного возраста сообщает, что дети с аллергией чаще страдают от бессонницы (Stein et al 2001). Они также чаще страдают от шумного сна. Если у вашего ребенка аллергия и проблемы со сном, обратитесь к врачу.

Попробуйте держать дневник сна в течение определенного периода времени. Рассмотрение этой информации в течение нескольких дней или недель может помочь вам найти некоторые шаблоны. Как только вы увидите шаблоны, вы сможете найти решение. Кроме того, если вы пойдете к педиатру вашего ребенка о проблемах со сном вашего ребенка, принесите дневник сна. Вот что вы должны отслеживать:

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Особенно часто проблемы с дневным сном бывают у детей постарше. Почему это происходит?

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Тихий час в детском саду обязателен для всех малышей. Но одни дошкольники засыпают днем легко, как в раннем детстве, а другие страдают, ворочаются, плачут, спят некрепко или не спят совсем. Особенно часто проблемы с дневным сном бывают у детей постарше. Почему это происходит?

Сон дошкольников: какой он в норме?

Достаточное количество сна необходимо ребенку для здоровья, роста, развития и хорошего настроения, поэтому взрослые беспокоятся о том, чтобы у детей была возможность выспаться. В 3–5 лет, когда малыши уже обычно ходят в детским сад, им требуется примерно 10–13 часов сна ночью. 1–2 часа дневного сна для большинства детей остается потребностью, идущей из младенчества, — но не для всех.

Согласно статистике, в 3 года днем спят около 90% детей. Половина четырехлеток спит днем в среднем 5 дней в неделю, а уже в 5 лет только четверть детей спят не менее 4 раз в неделю. К 6 годам, как правило, большинство детей перестают спать днем.

При этом некоторые сомнологи и педиатры советуют как можно дольше сохранять у ребенка привычку к дневному сну, желательно до 5–6 лет. Это связано с тем, что детскому организму тяжело бодрствовать весь день. В ответ на долгое бодрствование в организме начинает накапливаться кортизол (гормон стресса), ребенку становится трудно регулировать свое поведение, он испытывает упадок сил и капризничает. Поэтому главное преимущество тихого часа — в возможности вывести кортизол из организма, а еще ограничить поток получаемой информации и дать время на ее переработку. В детском саду это особенно важно перед вечерними занятиями.

В то же время многое зависит от режима дня в семье или даже в стране. Например, в Швеции дети очень рано (в 7–8 часов) ложатся спать вечером, поэтому в шведских детских садах детей не принято укладывать спать днем. Но и приходят за ними обычно раньше, чем у нас.

Возможные причины отказа и способы решения

Когда ребенок только привыкает к саду, ему может мешать заснуть новая обстановка, отсутствие привычных домашних ритуалов. Рядом нет близкого человека (мамы, папы, бабушки, няни), поэтому засыпать страшно. У более старших детей возможны и другие причины: например, ребенок поздно встает утром и приходит в сад позже других детей. Или у него сбился ритм сна и бодрствования после выходных.

Период адаптации в детском саду. Первые недели в детском саду ребенок психологически адаптируется к новому ритму жизни, к новым людям, правилам и занятиям. В это время, даже несмотря на видимую усталость и желание спать, он может не хотеть ложиться, ведь он впервые надолго остается вне привычной обстановки и без близких людей. Ему также может быть сложно наладить контакт с другими детьми. Когда он привыкнет к новой ситуации и убедится, что после сна бывают интересные занятия или прогулки, а вечером он обязательно вернется домой, то будет сам ложиться спать с удовольствием.

Страх отделения от мамы в первые месяцы посещения детсада также повышает тревожность малыша и отгоняет сон. Сложнее всего пережить разлуку детям младшей группы — в этом возрасте им каждый раз кажется, что мама ушла навсегда.

В период адаптации родителям важно проводить больше времени с ребенком вне сада, играть и общаться. Поэтому лучше вначале не оставлять ребенка на целый день, а постараться забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы постепенно приучить его ходить в сад с радостью.

Шумное соседство. Возможно, ребенку мешает спать активный сосед. Здесь опять же на помощь может прийти воспитательница. Именно она наблюдает за обстановкой во время тихого часа и может лучше других знать причину, по которой ребенок не спит. Она же может попросить самых активных и бодрых вести себя тише. Или организовать для них тихий досуг в соседней комнате — в детских садах все чаще идут на создание таких мини-групп для бодрствующих детей на время тихого часа, особенно в старших группах.

Ритуалы перед сном. Домашние ритуалы, предшествующие дневному сну (качание на руках, присутствие мамы, любимая песня), далеко не всегда возможны в условиях детского сада. А без них ребенок может просто не настроиться на сон. Поэтому лучше заранее дома отказаться от ритуалов перед дневным сном и приучить ребенка засыпать самостоятельно. А семейные традиции укладывания, такие как совместное чтение, разговоры, тихие игры, лучше перенести на вечер.

Позднее пробуждение утром. Причиной отказа от дневного сна может быть также поздний подъем — в таком случае к тихому часу ребенок просто не успевает устать. Оптимальное время бодрствования в возрасте 3–6 лет — примерно 6 часов. Дневной сон в детском саду длится обычно с 13:00 до 15:00. Если ребенок, например, просыпается по утрам в 8:30, то в 13:00 (через 4,5 часа) он просто еще не хочет спать.

Чтобы найти оптимальное время утреннего подъема, начните будить ребенка в 6:30–7:00. Когда он снова начнет регулярно спать днем в детском саду, можно постепенно сдвинуть время утреннего подъема на чуть более позднее.

Нехватка навыков самообслуживания. В детском саду нужно самим переодеваться в пижаму, а затем одеваться обратно. Если у ребенка еще не до конца сформированы эти навыки, то он начнет беспокоиться задолго до тихого часа, и тогда ни о каком сне речи идти уже не будет.

Научиться быстрее переодеваться в детском саду помогут домашние тренировки. Можно превратить процесс в игру: одеваться наперегонки или придумать считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Лучше не покупать одежду со сложными застежками или мелкими пуговицами, в которых ребенок запутается, лучшее решение — липучки везде, где это возможно, одежда на резинках и с широким воротом.

Физический дискомфорт. Иногда ребенку трудно заснуть, потому что он плохо себя чувствует, переел за обедом, ему холодно или слишком жарко в спальне. Некоторые дети отказываются спать, потому что боятся заснуть слишком крепко и проснуться в мокрой постели; возможно, с ними такое уже случалось в детском саду, и они столкнулись с негативными комментариями по этому поводу.

Выяснить причины нежелания спать в саду может помочь сюжетно-ролевая игра — например, ситуации, связанные со сном в детском саду, можно разыграть дома с куклами или зверями. Пусть игрушки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то — няней. Часто проблемы в отношениях с другими детьми или воспитателем, а также некомфортные условия для сна выявляются именно в процессе такой игры.

Когда малыш готов к отмене дневного сна

Чем старше становится ребенок, тем меньше ему нужно спать днем и тем легче он переносит эпизодические пропуски дневного сна. Однако преждевременный отказ от него увеличивает нагрузку на нервную систему. Из-за этого могут появиться вечерние капризы, частые ночные пробуждения, или ребенок начнет просыпаться утром слишком рано.

Некоторым детям после четырехлетнего возраста дневной сон нужен лишь раз в 2–3 дня — в зависимости от степени усталости. Если ребенок в дни без тихого часа не капризничает, у него нет всплесков активности по вечерам, трудностей с засыпанием и слишком ранних подъемов, это тоже означает, что скоро ребенок будет готов к окончательному отказу от дневного сна.

Если родители чувствуют, что ребенок больше не нуждается в дневном сне, им предстоит договориться с воспитателями детского сада о том, как он будет проводить это время. Тихо лежать в кровати больше часа у малышей не получается, значит, надо искать способ тихо во что-то играть, рисовать, собирать конструктор или рассматривать картинки в книжке. В хорошем детском саду для детей старших групп стараются предусмотреть такую возможность.

Ребенок не спит в детском саду: что делать?

Полноценный дневной сон очень важен для здоровья и нормального развития маленького ребенка. Дети, спящие днем, чаще бывают в хорошем настроении, чем те, которые отказываются от дневного сна. Им легче приспосабливаются к переменам и усваивать информацию. Дневной сон помогает ребенку отдыхать физически и накапливать энергию.

Кроме того, сон позволяет вывести из организма кортизол. Это гормон стресса, который вырабатывается, чтобы обеспечить организм дополнительной энергией. Но он же мешает человеку уснуть. Если ребенок не спал днем, то кортизол начинает накапливаться в организме. Поэтому чем меньше ребенок спит днем, тем сложнее его уложить вечером, и наоборот, чем лучше он спит днем, тем лучше спит ночью. На первый взгляд это парадоксально, но на самом деле сон порождает сон!

По статистике в 3 года примерно 90% детей спят днем. В 4 года 50% детей спят днем в среднем 5 дней в неделю, в 5 лет только 25% детей спят днем не менее 4 раз в неделю, а к 6-ти годам дневной сон, как правило, отсутствует у большинства детей.

По мере взросления продолжительность дневного сна постепенно сокращается, и ребенку становится все легче переносить эпизодические пропуски дневного сна. Однако следует помнить, что преждевременный отказ от дневного сна увеличивает нагрузку на нервную систему ребенка. Это может проявляться в вечерних капризах, частых ночных пробуждениях или слишком раннем утреннем подъеме.

  • на протяжении всего дня сохраняется хорошее настроение;
  • после дневного сна ребенок очень долго не может уснуть вечером;
  • ребенок долго не может заснуть или вообще не засыпает на дневной сон;
  • без дневного сна малыш ложится вечером спать в соответствии с возрастными нормами сна и хорошо спит всю ночь.

Первые 1–2 месяца в детском садике ребенок переживает адаптационный период. Он впервые надолго остается без близких людей, вне привычной домашней обстановки. Ему может быть сложно наладить контакт с другими детьми.

Страх отделения от мамы (страх сепарации) повышает тревожность малыша, поэтому родителям важно обеспечить ребенку психологическую поддержку, больше времени проводить вне сада в совместных играх и объятиях. Родителям важно быть уверенными в том, что они все делают правильно, и по возможности избавиться от чувства вины за то, что ребенок ходит в детский сад.

Лучше не торопиться оставлять ребенка на целый день. Сначала постарайтесь забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы постепенно приучить его с радостью ходить в садик.

Рекомендуется установить контакт с воспитателем. Приучить ребенка спать в детском саду будет легче, если процесс будет контролироваться не только родителями, но и воспитателем. Именно воспитатель наблюдает за обстановкой во время тихого часа и может понять, почему не удалось уложить ребенка и он не спал. Возможно, ребенку мешает спать активный сосед.

Причиной отказа от дневного сна может быть также позднее пробуждение. В этом случае ко времени дневного сна ребенок просто не успевает устать. Оптимальное время бодрствования в возрасте 3–6 лет – около 6 часов. Дневной сон в детском саду длится обычно с 13:00 до 15:00. Если ребенок пробуждается в 8:30, то в 13:00, то есть через 4,5 часа, заснуть ему будет почти невозможно, ребенок просто еще не хочет спать.

Необходимо найти оптимальное время утреннего подъема. Начните будить ребенка в 6:30–7:00. Когда он начнет регулярно спать днем в саду, можно постепенно сдвинуть время утреннего подъема на чуть более позднее, если 6:30 для семьи слишком рано.

Для облегчения адаптации к детскому саду и улучшения сна нужно помнить о соблюдении режима сна и бодрствования в выходные дни. Примерно одинаковое в течение всей недели время засыпания, подъема и продолжительности дневного сна позволит ребенку легче привыкнуть к режиму детского сада.

Если все вышеперечисленное не помогает, то, вероятно, ребенок действительно готов к окончательному отказу от дневного сна. Обычно в детских садах воспитатели разрешают детям просто спокойно лежать в кроватке или даже тихо играть во время сна вне спальни. В других детских садах воспитатели требуют обязательно закрывать глаза и спать. Разрешить эту ситуацию можно только в личной беседе с воспитателем.

Также важно знать, что иногда дети нуждаются в дневном сне лишь раз в два-три дня в зависимости от степени усталости. Если ребенок в дни без дневного сна не капризничает, у него нет всплесков безудержной активности по вечерам, трудностей с засыпанием и слишком ранних подъемов, то переживать не стоит.

Помимо отказа спать в детском саду родители дошкольников могут сталкиваться с такими ситуациями, как тяжелое утреннее пробуждение, сложное вечернее укладывание и невозможность приучить ребенка соблюдать режим в выходные. О решении этих проблем можно почитать здесь.

Читайте также: