Ребенок как субъект и объект педагогического процесса кратко

Обновлено: 25.06.2024

Ребёнок как субъект воспитания.

Воспитание — целенаправленный и сознательно контролируемый процесс социализации личности, взаимодействия детей с окружающей естественно-социальной средой (прежде всего с взрослыми), результатом которого считается утверждение конкретных сторон и свойств личности.

Субъектом воспитательного процесса считается индивид с развивающимся самосознанием, стабильной системой мотивов (убеждений, потребностей, идеалов, интересов), активно участвующий в сознательной деятельности. Субъект — это всегда сознательно действующее лицо и никак иначе, ведь в своих действиях, в актах собственной творческой деятельности он обнаруживается и проявляется, учреждается и определяется. Тем, что он делает, можно определить, кем он является; по направлению его деятельности можно определить и формировать его самого. Можно сказать, что быть личностью - это значит быть создателем себя самого и окружающего мира, быть субъектом общения, деятельности, самосознания и созидания.

Однако ребенок является не только субъектом, но ещё и объектом воспитания.

Объект воспитательного процесса — это индивид, который не выходит за рамки уже реализованных способностей и ролевых предписаний. Он не ставит перед собой цель расширить среду деятельности, преумножить, разнообразить её. Ему достаточно того, что уже было накоплено в результате предыдущего опыта.

Ребёнок как объект воспитания.

Образ ребенка, образ человека — данные понятия пока отсутствуют в российской педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый идеал школьника, а никак не настоящий образ. Любой учитель видит образ ребенка лишь через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-воспитанника. Зачастую учителя видят в ребенке не субъект воспитания, а объект, что в корне неправильно. Необходимо видеть личность, субъект воспитания, который невозможен в отсутствии описанных выше шести свойств личности. Данная проблема настолько принципиальна, что в западных странах появилось своеобразное движение антипедагогов, которые желают защитить ребенка от любых воспитательных действий. По их мнению, учитель обязан дружить с детьми, а не воспитывать. У них имеется антипедагогический образ ребенка и антипедагогическая модель человека. По их мнению, ребенок сам чувствует, что ему необходимо. Они не признают ребёнка только объектом воспитательного действия.

Личная активность ребенка – неотъемлемая часть воспитательного процесса, однако сама активность, формы её проявления и степень воплощения, обязаны быть созданы у ребенка на базе исторически сформировавшихся образцов. Однако это не означает их слепого воссоздания. Необходимо научиться творчески их использовать, привносить что-то новое, свежее. Следовательно, важно строить педагогический процесс так, чтоб педагог руководил деятельностью малыша, организуя его функциональное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных действий. Преподаватель-педагог может и должен помочь растущему поколению пройти этот независимый и всегда неповторимый путь морально-нравственного и социального становления.

Главная задача воспитания — осуществить взаимодействие, которое обладало бы наибольшим воспитательным потенциалом.

Разные авторы выделяют различные свойства, и у разных людей ядро личности получается разным. Некоторые педагоги и психологи на разных этапах становления ребенка выделяют разные ядра личности.

Но необходимо выделять не свойства, а процессы, которые протекают в личности: самовыражение, самопознание, самоопределение, самореализация, самоутверждение, саморегуляция.

Вывод по лекции

Таким образом, социально-педагогическая деятельность - особый вид общественной и педагогической деятельности, которая осуществляется в условиях реальной среды и предполагает работу как с личностью, так и со средой.

Социализация - усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе.

Вопросы для самопроверки

2. Что понимается под предметом и объектом социальной педагогики?

3. Перечислите принципы социально-педагогической деятельности.

4. Развитие и социализация личности младшего школьника в семье.

5. Пути социализации личности в семье.

6. Влияние стиля родительского поведения на социальное развитие ребенка.

7. Особенности процесса развития и формирования человеческой личности.

8. Понятие об индивидуальном развитии личности и его движущих силах.

9. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Возникновение и становление социальной педагогики как теории и практики

Дополнительная:

2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2004.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия,1999. - 240 с.

4. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. и др. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

5. Гранкина, Р. М. Социализация личности школьников : программа спецкурса / ПГЛУ. - Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 1999. - 41 с.

6. Гуров, В. Н. Социализация личности : социальный педагог, семья и школа : учеб. пособие : социальным педагогам, практическим психологам, учителям. - Ставрополь : Изд-во СКИУУ, 1993. - 184 с.

7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 390 с.

Интернет-ресурсы:

Тема 17. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И СПОСОБНОСТЯМИ

План лекции

1. Образовательная среда как пространство взаимодействия ее субъектов

2. Уровни и типы взаимодействия субъектов образовательной среды

3. Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей

4. Технология сотрудничества как педагогическая стратегия активного обучения

5. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Содержание лекции

Образовательная среда как пространство взаимодействия ее субъектов

На личностное и социальное развитие каждого человека большое влияние оказывает систематическое образование в учебных заведениях, условия педагогического процесса, та среда, находясь в которой он взаимодействует с преподавателями, сверстниками, предметным миром, включаясь в различные виды деятельности. На протяжении всей жизни образование является социальным институтом, как одним из социальных подструктур общества. Современное образовательное учреждение требует создание условий, включающих в себя обучение, воспитание и развитие личности, направленных на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и практической деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью.

Перечисленные требования подводят к необходимости создания в учебных заведениях образовательной среды, способствующей удовлетворению вышеперечисленных требований. Образовательная среда стала предметом обсуждения в государственных учреждениях, научных центрах, объединениях, вузах, общественных организациях нашей страны (С.К.Бондырева, С.И.Иванилова, В.В.Рубцов, В.И.Панов, И.М.Слободчиков, Б.Д.Эльконин, В.А.Ясвин и другие), так и в зарубежной психологии (А.Бандура, К.Левин, К.Роджерс и др.).

Современное учебное заведение представляет собой сложный организм с большим количеством субъект-объектных, субъект-субъектных, связей разного уровня и характера, где важную группу отношений составляют отношения между учащимися и педагогами, между педагогами, между сверстниками. В основе социальной ситуации развития большинством авторов образовательная среда рассматривается и как социокультурное пространство, и как система необходимых и важных для индивида социальных групп и отношений, определяющих для него установки поведения в обществе, нормы, ценности, идеалы (В.И.Слободчиков, Д.И.Фельд-штейн, Д.Б.Эльконин, и др.).

Проблема изучения среды, которая окружает человека на протяжении всей его жизни, имеет важное значение, поскольку это окружение выступает как один из факторов, определяющих его развитие.

В современной педагогике среда рассматривается как:

условия, в которых протекает жизнь человека, его окружение, совокупность людей, связанных общностью этих условий, обстановки [18, с.1255]

окружающее человека социальное пространство, зону непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия, а также включает в её структуру феномены социальной и личной жизни человека: опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п. [3].

Итак, в педагогическом аспекте среда понимается как окружение человека, условия, при которых он взаимодействует с этим окружением. Данные условия оказывают определенное влияние на развитие личности и могут активизировать или тормозить данный процесс.

Единого мнения по вопросу трактовки данного понятия среди ученых пока не сложилось.

С опорой на положения философии и социологии Н.Б. Крылова понимает образовательную среду как часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие и где ребёнок включается в культурные связи с обществом, приобретает опыт самостоятельной культурной деятельности [3].

Однако в большинстве современных исследований (В.И. Панов, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин и др.) образовательная среда трактуется с позиции взаимодействия личности с окружающей средой, которая представлена совокупностью различных условий:

• совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности. [14., с.4];

• система влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей, творческого потенциала, обеспечивающих удовлетворение потребностей учащегося, использование образовательных технологий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся [7, с.85].

Итак, при формулировке определения образовательной среды мы опираемся на точку зрения В.А. Ясвина и рассматриваем данное понятие как совокупность условий, влияний и возможностей, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей обучаемых и обеспечивающих активную позицию обучаемых в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие.

Основные характеристики образовательной среды

Важно отметить, что образовательная среда формируется осознанно и целенаправленно. На это указывает С.В. Тарасов, отмечая, что психолого-педагогические условия, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, специально организуются [14, с.4].

Данная специально организованная специфическая деятельность проектируется, формируется для самореализации личности, тогда, как считает И.Г. Шендрик, образование правомерно рассматривать как процесс освоения субъектом образовательной среды, представляющей собой совокупность прообразов культуры.

Еще одной характеристикой данного феномена, по мнению В.И. Слободчикова, является взаимодействие различных субъектов, компонентов образовательного процесса: обучающего и обучаемого отдельных институтов, программ, образовательных деятельностей, в результате чего начинают выстраиваться определенные связи и между ними [10. с.183].

Т.А. Осипова с опорой на теорию развивающего образования (В.В.Давыдов и др.) утверждает, что образовательную среду можно характеризовать двумя показателями: насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ её организации) [7, с.80].

Выделяя требования к образовательной среде, В.С. Кукушин считает, что она должна быть: обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной, экологичной, эстетичной, диалоговой, гуманной, одухотворяющей [4, с.94].

Обобщая результаты анализа различных точек зрения по вопросу характеристик образовательной среды и признавая правомерность высказанных положений, мы считаем необходимым добавить еще несколько моментов. На наш взгляд, важными характеристиками образовательной среды являются интегративность и вариативность.

Интегративность отражает взаимосвязь субъектов образовательного процесса (педагогов, обучаемых, социальных партнеров и других лиц), различных условий (пространственно-временных, психолого-педагогических, социально-педагогических, социокультурых, дидактических и пр.). Взаимосвязь данных составляющих обеспечит целостность и эффективность процесса развития личности.

Вариативность образовательной среды означает возможность изменений в ее составе, поиск и определение оптимальных сочетаний разных условий для обеспечения полноценного развития личности обучаемых и реализации их способностей и возможностей.

В качестве основных характеристик образовательной среды как педагогического феномена выступают: целенаправленность, специальная организация специфической педагогической деятельности, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, интегративность и вариативность.

2. Уровни и типы взаимодействия субъектов образовательной среды

Во-первых, это взаимодействие, при котором его участники не выступают по отношению друг к другу как субъекты и не осознают себя и другого в качестве таковых. Иначе говоря, каждый из участников взаимодействия не придает особой ценности ни себе, ни партнеру. Представляется правомерным охарактеризовать такую ситуацию как субъектно-отчужденное или предсубъектное взаимодействие.

Вследствие этого для решения сиюминутных задач наиболее очевидной для педагога и единственно доступной ему представляется система принуждения по отношению к учащимся, которую он, не задумываясь, и использует.

Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им [3].

Одной из ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада, с другой. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции этого понятия. В философии развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. В психологии под развитием понимается изменение в структуре психики. В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.

Биологическое развитие связано с изменениями: морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое созревание).

Социальное развитие связано с изменениями: психическими (память, воля, мышление, характер); духовными (изменение сознания, нравственное развитие); интеллектуальными (углубление и расширение знаний) [5].

Развитие человека – очень сложный и противоречивый процесс. Столкнувшиеся в конфликте противоположные начала – противоречия, внутренне присущие процессу развития, – являются движущими силами этого процесса.

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

. функции, назначе­ние предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предмета­ми, для чего они . установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические .

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе и тем потенциалом, которым он располагает.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.

Длительные исследования позволили выявить общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению.

Развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности; среды (социальной, биогенной, абиогенной); воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека. В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит это развитие.

Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека, в которой можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Необходимые условия – внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обусловливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации).

Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами [3].

Дискуссионным остается вопрос о приоритетном значении тех или иных факторов (среды или наследственности), оказывающих влияние на развитие человека. Представители первого направления (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.) возводят в абсолют наследственные факторы и отрицают роль среды и воспитания в развитии личности. Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвиций и др.) Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К.Д. Ушинский утверждал, что чел……

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

. функции, назначе­ние предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предмета­ми, для чего они . установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические .

2. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учебное пособие для студентов вузов / Л.И. Гриценко. – М.: Академия, 2005. – 240 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2006 – 256 с.

4. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов педвузов / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

5. Педагогика : учебное пособие для студентов педвузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. –640 с.

6. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2004. – 432 с.

7. Педагогика: учебное пособие для студентов педвузов / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 600 с.

8. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.

9. Профессиональная педагогика: учебник / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. – М., 2010. – 456 с.

10. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993 – Т. 1. – 608 с; Т. 2. – М

Примеры похожих учебных работ

Психологический практикум учебное пособие для студентов всех форм обучения

. Джус, К.Я., Порхачева, Л.В. Психологический практикум: Учебное пособие для студентов всех форм обучения [Текст]/К.Я. . запахами, предметами, населенный людьми. Диагностика развития когнитивных процессов представляет систему исследовательских приемов. .

Учебно-исследовательская практика студента

. процессу развития интереса студентов к выбранному профилю обучения, повышение учебной . документации по педагогической практике студентов старших курсов . выражения, унижающие достоинство человека. Не допускать . возможности социализации детей с ОВЗ .

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для .

. психологической подготовки и др. В процессе изучения курса закладываются педагогическая компетентность, способствующая формированию у студентов целостного представления о личностных особенностях человека, развитию умения учиться. В результате .

Развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях .

. процесс развития быстроты у детей . возможностей человека выполнять . развитию детей. Предъявляя высокие требования его сердечно-сосудистой системе, нервно-мышечному аппарату, ко всем сторонам психики. Большое достоинство футбола с точки зрения педагогики .

Таблица -1 Динамика показателей физического развития у исследуемых детей

. чтобы преодолевались у детей с данным отклонением недостатки в развитии, нарушение здоровья. Оптимизация коррекционно - развивающего процесса предполагает использование специфического содержания, форм, средств и методов педагогического воздействия с .

Объектом педагогики воспитания является ребенок как растущий человек, как формирующаяся личность, как развивающаяся в своей автономии индивидуальность и как субъект, способный к осознанию себя таковым, проявляющим осознанную волю и осмысленное отношение.

Как ни странно, но вопрос объекта педагогической науки порождал многие годы дискуссии и разногласия. Подытожил эти разногласия В. Б. Ежеленко, обратив внимание педагогов на первопричину педагогики как практики.

Человечество в ходе своего развития и в силу своего динамического восхождения вверх, всегда было недовольно человеком. Поиск человека среди людей, как эстафета, тянется в нашу эпоху. Культура все выше поднимает планку требований.

Ребенку надо успеть передать за очень краткий миг детства весь основной запас достижений культуры, в контексте которой появляется на свет ребенок. Сам ребенок, разумеется, не способен одолеть всю сумму культурных достижений. Генетический фонд не передает от родителей через генетический механизм даже частично достижения культуры, ведь культура существует только лишь благодаря ее постоянному воспроизводству.

Общество уполномочивает педагога-профессионала оказывать соответствующую помощь, чтобы через воспроизводство культуры в непосредственной жизни протекал процесс освоения ребенком уровня жизни.

Воспитание, конечно, вводит ребенка в контекст современной культуры, но т. к. культура существует благодаря своему постоянному воспроизведению, а к тому же, в силу динамичности культуры, ее достижения умножаются, то такое введение ребенка в современную ему культурную жизнь может быть произведено только в ходе совместной деятельности и взаимодействия ребенка с педагогом, которые вместе совершают ежеминутное восхождение к высотам культуры.

С педагогической точки зрения, детство есть период интенсивного усвоения достижений культуры в непосредственной практической жизни ребенка через активное взаимодействие его с окружающей действительностью на уровне культуры.

Противоречие это решаемо, если сменить традиционно укрепившийся в практике воспитания детей тон обращения с ними: пренебрежительно-насмешливому, снисходительно-фамильярному следует противопоставить тон серьезного уважения и нежного внимания к личности ребенка как формирующегося субъекта жизни, овладевающего высокими достижениями культуры.

Ребенок как феномен природы несет в себе абсолютно все черты мирового устройства — точно так же, как человек вообще. Сложность мирового устройства предопределяет трудности профессиональной работы педагога и, несомненно, объективно придает профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми, чрезвычайную тонкость и филигранность.

И объект, и предмет исследования являют собою сложнейшее образование социально-исторического плана, и, составляя один из элементов целостной системы единого мира, обладают теми же общими характеристиками мира, какими отличается все мировое устройство, а следовательно, и каждый из слагаемых его.

Внутренний мир ребенка обладает характеристиками, свойственными общему мировому устройству, а поведение ребенка — индивидуальное проявление общих характеристик, с которыми педагогу приходится смириться.

Прежде всего, отметим амбивалентность, свойственную объектам мира. Противоречия, заложенные в сущности каждого явления, требуют основательного анализа любого воспитательного факта и явления. Ребенок несет в себе противоречия развития, противоречия поведения, противоречия отношений. Он не хорош и не плох, соткан из острейших противоречий социального, духовного и физического развития. Гармоничность личности выковывается в горниле таких противоречий. И воспитательный процесс существует как постоянное преодоление противоречий, а деятельность педагога — содействие их разрешению. И бесполезно ожидать идеальной гармонии, развитие ребенка только и совершается за счет противоречий, требующих своего разрешения.

Бесконечно многообразен мир. И нет ни одного ребенка, повторяющего другого. Идентичность личности исключена в этом мире. Многообразны формы занятий с детьми, многообразны ежедневно повторяющиеся ситуации, которые ни в коем случае не воспроизводят по сути своей прошлые ситуации, многообразны взаимоотношения, виды и стили профессиональной работы, формы деятельности и формы проявления социальных отношений. И каждый день — это новый день и иначе прожитая жизнь, обусловленная педагогической организацией.

Динамичность свойственна всем явлениям мира, в той же степени она присуща любому элементу воспитательного процесса. Поразительно и непостижимо в своей стремительности динамическое развитие ребенка, который ежедневно предстает — одновременно — таким же, как вчера, но уже не таким, каким он был вчера. Педагог не может не учитывать в работе с детьми такую подвижность развития, а значит, не должен выстраивать воспитательный процесс как застывшую конструкцию, но обязан способствовать динамике воспитательной работы с детьми.

Любого, кто вступает в сферу воспитательного процесса, ожидает опасность подмены внутреннего развития личности — его духовного становления и обогащения — внешними показателями. Легко заметить движения тела, действия, слова, фиксировать предметные результаты активности человеческого организма. Движения души скрыты и не подвластны прямому наблюдению, их присутствие фиксируется опосредованно путем анализа внешних проявлений. Потому одна и та же поведенческая картинка (например, дети послушны и исполнительны) имеет различные профессиональные характеристики.

Воспитание — это содействие новообразованиям в структуре тела и души ребенка, его организма и личностного внутреннего мира, его формы взаимодействия с миром и содержания этого взаимодействия. И поэтому сущностными показателями реальности воспитательного процесса выступают физические, психические и социальные новообразования в личностной структуре воспитанника. Они становятся постоянными объектами педагогического внимания. Они же служат и критериями профессиональной оценки деятельности педагогов. Признаком успешности воспитания станут те сущностные показатели, которые соответствуют высоким достижениям современной культуры, свидетельствующим о развивающейся способности ребенка к жизнедеятельности в современных условиях жизни, позволяющей ему осуществить предназначение человека быть homo sapiens, homofaber и homo moralis. Однако эти существенные отличия человека от животного нуждаются в специальном культивировании и развитии.

Арт-объект в детском саду

Арт-объект в детском саду В последнее время очень модным стало размещать арт - объекты в городах, скверах, парках и различных людных местах. Вот и наш город не остался.

Адаптация персонала как объект исследования Согласно основному закону нашей страны Конституции РФ каждый ее гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Психологическая культура как объект изучения Динамичные изменения, происходящие в современном, обществе (Ю. М. Арский, В. П. Зинченко, В. А. копылов, А. И. Ракитов, А. Тоффлер и др., вызывают.

Личность– человек как общественное конкретное проявление общественной сущности чел-ка, его индивид-х, псих-х свойств (темперамент, хар-р, способности, интересы) и соц-ые функции (отношение к людям, труду, поведение и т.д.).Процесс формирования личности– становление чел-ка как социального существа, совершенствование его в процессе жизни, кот. происходит в руз-те и развития и воспитания.Развитие– качественное и количественное изменение, кот. проявляется в анатомо-физиологич. созревании организма, в усвоении знаний в деятельности и поведении. Развитие личности чел-ка происходит под влиянием сложных в/д природы, обстоятельств жизни и самого чел-ка, кот. своей деятельностью активно преобразует жизнь и тем самым преобразуя себя. Факторы развития личности Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, - воспитанник. Результат воспитания – развитие личности.

Одной из важнейших характеристик воспитания как педагогического процесса является решение проблемы субъекта и объекта воспитания.

Традиционная субъект- объектная педагогика отводит ребенку роль объекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт.

Субъект — это участник воспитательного процесса, который наделен полномочиями, является носителем определенной педагогической цели и ее исполнителем, то есть тот, кто воспитывает.

Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта, то есть тот, кого воспитывают.

Современная же педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту детской деятельности, к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Следует иметь в виду, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспитателю, а функция объекта — ребенку. В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют всегда взаимосвязано и весьма противоречиво.

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:

- открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;

- принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;

- проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;

- открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.

Общие основы педагогики:

4. Современная система образования в России.

Образование— это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

Сегодняшняя система образования в России - федеральная, централизованная.Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных ти­пов и видов.

Образование— одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

Система образования включает: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение); негосударственные образовательные учреждения;

Педагогическая психология:

5. Профессиональная подготовка и личностное развитие педагога дошкольной образовательной организации. Стили педагогического общения. Педагогический такт и эмпатия.

Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы. Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристи­ки. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Педагогический такт - это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ воздействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать с ситуацию и находить оптимальное решение.

Основными элементамипедагогического такта являются: Требовательность и уважительность к ребенку.Умение видеть и слышать его. Сопереживать ребенку. У мение самообладание. Деловой тон в общении. Внимательность и чуткость без подчеркивания этого. Простота и дружелюбность без панибратства. Юмор без злой насмешки.

Эмпатия - умение педагога точно чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакций на внешнюю среду, понимать душевно-эмоциональное состояние ближнего и обладать способностью к сопереживанию.

Педагогическая психология:

Личность– человек как общественное конкретное проявление общественной сущности чел-ка, его индивид-х, псих-х свойств (темперамент, хар-р, способности, интересы) и соц-ые функции (отношение к людям, труду, поведение и т.д.).Процесс формирования личности– становление чел-ка как социального существа, совершенствование его в процессе жизни, кот. происходит в руз-те и развития и воспитания.Развитие– качественное и количественное изменение, кот. проявляется в анатомо-физиологич. созревании организма, в усвоении знаний в деятельности и поведении. Развитие личности чел-ка происходит под влиянием сложных в/д природы, обстоятельств жизни и самого чел-ка, кот. своей деятельностью активно преобразует жизнь и тем самым преобразуя себя. Факторы развития личности Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, - воспитанник. Результат воспитания – развитие личности.

Одной из важнейших характеристик воспитания как педагогического процесса является решение проблемы субъекта и объекта воспитания.

Традиционная субъект- объектная педагогика отводит ребенку роль объекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт.

Субъект — это участник воспитательного процесса, который наделен полномочиями, является носителем определенной педагогической цели и ее исполнителем, то есть тот, кто воспитывает.

Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта, то есть тот, кого воспитывают.

Современная же педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту детской деятельности, к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Следует иметь в виду, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспитателю, а функция объекта — ребенку. В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют всегда взаимосвязано и весьма противоречиво.

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:

- открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;

- принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;

- проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;

- открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.

Общие основы педагогики:

4. Современная система образования в России.

Образование— это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

Сегодняшняя система образования в России - федеральная, централизованная.Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных ти­пов и видов.

Образование— одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

Система образования включает: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение); негосударственные образовательные учреждения;

Педагогическая психология:

5. Профессиональная подготовка и личностное развитие педагога дошкольной образовательной организации. Стили педагогического общения. Педагогический такт и эмпатия.

Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы. Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристи­ки. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Педагогический такт - это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ воздействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать с ситуацию и находить оптимальное решение.

Основными элементамипедагогического такта являются: Требовательность и уважительность к ребенку.Умение видеть и слышать его. Сопереживать ребенку. У мение самообладание. Деловой тон в общении. Внимательность и чуткость без подчеркивания этого. Простота и дружелюбность без панибратства. Юмор без злой насмешки.

Эмпатия - умение педагога точно чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакций на внешнюю среду, понимать душевно-эмоциональное состояние ближнего и обладать способностью к сопереживанию.

Читайте также: