Ребенок дерется в детском саду что делать комаровский

Обновлено: 03.07.2024

Я очень бережна к злости маленькой дочки.

сказать НЕТ тогда, когда это важно.

Злость, спрятанная в тень, превращается внутри нас в неуправляемое чудовище. И когда оно вырвется на свободу, что станет для неё триггером, как она проявится — непредсказуемо.

Мои любимые герои в жизни — Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. Для меня так важно, чтобы сопротивление было проявлено — и проявление напряжения было максимально ненасильственным.

Но при этом чтобы у нас всегда оставался контакт с той частью здоровой агрессии, которая поможет нам защитить нашу жизненность, нашу внутреннюю и внешнюю территорию.

23 практических пункта-совета об агрессии детей разного возраста

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок дерется с родителями

Крохи всегда умиляют своих родителей. За одну беззубую улыбку им прощается многое. Но не все. И до поры до времени. Некоторые родители сталкиваются совсем не с тем поведением ребенка, о котором мечтали. Малыш в определенном возрасте начинает бить своих маму и папу. О том, что делать, если малыш дерется, притом с самыми близкими, рассказывает Евгений Комаровский.


Почему это происходит


Однако трехлетний драчун, который привык решать проблемы зубами и кулаками и дома, и в детском саду, уже более серьезно должен насторожить родителей. Одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психиатрического нарушения.


Психологи практически единодушны — основная причина детской неосознанной агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, которой располагают детские психологи, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье.

Чаще всего родители таких агрессивных деток жалуются на то, что малыш кусается, плюется, а также бьет взрослых и даже кидается разными предметами, которые попадаются под руку.


Комаровский о проблеме

Все аспекты детской агресси рассмотрим с доктором Комаровским в следующем видео.

Мягкие и демократичные педагогические меры в этой ситуации не работают, говорит Евгений Олегович. А если и работают, то в исключительных случаях. Это происходит потому, что агрессия — это не что иное, как инстинкт, один из самых сильных древних инстинктов человека. А с инстинктами никакими педагогическими методиками бороться невозможно.


Если укусил, Комаровский советует укусить в ответ, если ударил — сделать то же самое. Естественно, взрослым надо соизмерять силу, но и слишком щадящим ответ быть не должен, поскольку ребенок должен понять на собственном опыте, что такое больно и обидно.

Евгений Комаровский подчеркивает, что ответная, обязательно — контролируемая агрессия не может говорить о недостатке любви мамы к чаду, и даже наоборот.

Если вы его сильно любите, вы вряд ли захотите вырастить патологическую личность с ощущением собственной безнаказанности и вседозволенности.


Важно

Вне конфликтной ситуации, в которой вы по методу Комаровского дали жесткий отпор маленькому агрессору, поведение по отношению к ребенку изменяться не должно. Мама должна оставаться все той же доброй и ласковой, готовой всегда прийти на помощь. Тогда у ребенка, по мнению известного педиатра, начнет формироваться еще один очень полезный инстинкт - он научится уважать старших и сильных, поймет, что болевые реакции лучше не провоцировать, а также быстрее сможет провести параллель между своей болью от вашего укуса и вашей во время его агрессии.

Постепенно нападения на взрослых и ровесников станут все реже, а потом и вовсе сойдут на нет и забудутся.


Другие способы отучить от агрессии

Психологи предлагают множество методик. Некоторые основаны на удалении. Если малыш укусил маму, она просто перестает с ним общаться и дистанцируется. И так каждый раз, когда со стороны чада проявляется негатив.

В особо сложных случаях, когда дети не только дерутся, но еще и истерично кричат, бросают предметы, разбивают посуду и предметы мебели, лучше обратиться к специалисту за совместным поиском решения. Иногда ребенку требуется медицинская помощь.


Постскриптум

Евгений Комаровский не берется анализировать всех причин, которые толкают детей на агрессию к самым родным людям, но он указывает, что в 99% случаев речь идет не о психическом заболевании, а о недостатках воспитания. В семьях, где родители относятся к чаду разумно и в меру строго, неадекватные инциденты с участием ребенка практически не случаются.


  • Истерики
  • Истерики: советы психолога
  • Дерется в садике
  • Дерется с родителями

Елена Лисова

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

задать вопрос автору

Оценить статью можно здесь

"родители относятся к чаду разумно и в меру строго" - как определить категорию разумности и меру строгости?

Строгость и любовь выражаются не в том что мы говорим и что делаем, а в том КАК. Мать говорит: "Нельзя", а её интонация, поза, жесты, взгляд говорят: "Ой, моя прелесть, делай что хочешь, я тебя обожаю" Естественно, ребёнок больше ориентируется на невербальную информацию. Но, ведь мы не позволяем ребёнку выбегать на автостраду? И он не выбегает. Во всём есть мера дозволенного.

Наслаждайтесь своими детьми, пока они маленькие, ведь когда они вырастут и перестанут шкодить, плеваться, кусаться, появятся свои интересы, а на нас, на родителей, не будет времени. Вам будет этого не хватать!

Что за ерунду вы пишите?!

У меня ребенок 1,5 года начал драться со мной, бьет игрушками и ручонками, в основном он так реагирует на запреты, на слово нельзя. Ну не могу я его ударить в ответ, рука не поднимается, один раз шлепнула по попе, так мы вместе с ним ревели. Я 12 лет не могла забеременеть, поэтому, наверное, не могу и все дать ему отпор

Когда выше чадо подрастёт, Вы уже не сможете ничего изменить. Слепая любовь никому счастья не принесла. Пожалеете об упущенном воспитании и ребёнку судьбу попортите. Не любят в обществе таких вот неуправляемых..

Я считаю, что в эти первые моменты проявления агрессии нужно сразу же присекать, не гладить по головке, а тут же давать беспощадное наказание. Два часа, три часа ревёт – пусть ревёт и не подходить ни в коем случае! Не гладить, ведь эти поглаживания как гладильной доски приведут к циклическому кругу. Например, ваш ребенок опять устроил истерику и он знает, что если он поревет часик, то его пожалеют, ни в коем случае этого не делайте. Это немного жёстко, зато результат дисциплины будет на лицо!

Ужас, как жестоко! Считаю, что взрослый должен помогать ребенку пережить трудные эмоции, а не наказывать его за эти эмоции.

Тоже такого мнения.

Три часа орать, а потом что? Все поймет? Или агрессию в сердце поселится, обида? Нет, шлепнуть в ответ, а потом поговорить: вот видишь, и маме больно. Давай больше не будем обижать друг друга.

Видимо, у вас нет детей.

2-3 часа поревёт. -это не метод. У него будет болеть голова, он натрёт глаза и будет внутриглазное давление. Вы, наверное, не знаете об этом ничего. Надо другое искать.

Согласна целиком и полностью. Всё правильно! Родители должны нести ответственность за воспитание будущего члена общества, а то у нас сейчас ребёнка только, как игрушку воспринимают, не задумываясь, что из него вырастет в дальнейшем.

Любить надо, но знать что такое любовь и вседозволенность, иногда родители путают понятия.

К категории разумности приходят не все родители, современные родители считают, всё это пройдет.

Моя детка начала кусаться (как мява - кошка ее кусает, поэтому можно и деточке всех кусать) и драться. Вот немного растерялась, а потом говорю - попу съем. Деточка отвечает - попу не. Ну, тогда волосики - НЕ, коленку - не, брови - не. ушли от агрессии, стали учить новые слова. части тела, и где они располагаются. Гнев ушел, сидит хихикает.

Спасибо за статью, надеюсь, поможет.

Думаю, неправильно отворачиваться от ребенка в эту минуту: закрывать его в комнате, не разговаривать или оставлять его наедине с самим собой, все мы можем ошибаемся в проявлении эмоций в критических моментах.

Вы лучше скажите тогда , как правильно!

Марина, кто я по сравнению с доктором Комаровским? Просто мама. Ответ в этой статье есть и в видео. По-моему, доктор достаточно обширно рассматривает проблему.

Абсолютно согласна с докладчиком. Реакция должна идти сразу и незамедлительно!

Согласна, речь идёт об инстинкте. Как животные поступают со своими детёнышами? Они дают зеркальную реакцию, и те усмиряются. Ребёнок учится познавать мир, в том числе и себя, и вас! Если сделать так, то будет вот так - и это норма! А игнорировать - это, на мой взгляд, учить эмоциональному отчуждению! Это в корне неверный подход!

Шанти, а у Вас уж слишком жесткий подход: не зверенышей растим - деток. Истина где-то рядом.

У моего ребенка - никакой агрессии, ему просто нравится пинаться, царапаться: вот что настораживает. Полностью не согласен со статьей - считаю, что нельзя наказывать ребенка - он тогда решит, что именно так и надо себя вести, раз взрослые тоже так делают.

Александр, хорошо, что вы не видите агрессии. Все индивидуально - конечно, нельзя наказывать, Вы, как родитель, тоньше чувствуете своего ребенка. Но почему ему вдруг нравиться пинаться и царапаться? Вы не задумывались о глубинных причинах такого поведения? Откуда вдруг такие звериные инстинкты? Где он это подсмотрел?)

Моему сыну 3,5 года - он дерётся и кусается! Сначала я старалась объяснить, что мне больно! Видимо, плохо старалась. Почитав доктора Комаровского, я стала давать отпор: пару раз укусила его в ответ, пару раз шлепнула. Вроде, стало лучше, со мной он себя так больше не ведёт (или крайне редко!) Но вот с другими членам семьи - просто катастрофа! Муж максимум, что может, - прикрикнуть на сына, бабушка так и вовсе только уговаривает так не делать. Но и я сама бить не могу, только в крайних случаях. Если я и даю по попе, так малыш хохочет только, а сильнее дать боюсь. Так что теперь я ставлю сына в угол. Действует, правда, ненадолго. ((

Моему внуку 4 исполнилось. Кусает, бьёт, царапает, щиплет, плюёт, бросает игрушки- агрессия. Просто так- его это забавляет, веселит реакция моя. Объяснения не слушает, в угол не идёт.

А к какому специалисту обратиться, если ребёнку 6 лет, у него бывают приступы агрессии, и он кидается с кулаками на маму?

К психиатру обязательно и к неврологу, не тяните.

Ребёнок 1,4 года постоянно пытается причинить боль маме, в основном. Месяцев с 5, как только стали слушаться руки, всё пытался схватить за волосы. И сейчас эта проблема не прошла. Ещё и за лицо пытается ущипнуть, но без агрессии, если только спать хочет. А в основном, это как игра, может даже смеяться. Раньше хватал за волосы и пытался повернуть мою голову так, чтобы было видно моё лицо и реакцию. Причём, с любопытством смотрел, без злости, с папой реже, с чужими - никогда. Что это? Точно не недостаток внимания. Я всегда с ним. И по попе шлепала - не помогает. И раз его дернула за волосики, так потом, когда его ругаю, он стал сам себя за волосы дергать, еле отучили. Единственное - отпускает, когда я делаю вид, что плачу.

Ужас какой! Откуда у здорового ребёнка может быть гнев вообще? Мне кажется, это патология.

Считаю, что отсутствие негативных эмоций - признак нездоровой психики.

А как реагировать нам, родителям, на ребенка, который бьёт твоё чадо на детской площадке из-за того, что родители дома не могут правильно донести ребёнку, что так делать нельзя? Моей малышке всего годик, добрая, общительная, лучезарная девочка. И вот был у нас случай, как к ней подошёл мальчик и просто так ударил. Мама этого мальчика строго ему объясняла, что так делать нельзя. На что он выслушал её и спокойно пошёл играть дальше. Потом опять подошёл к нам и ударил лопаткой по лицу мою дочку, на что получил от меня сдачу. Я ему жёстко сказала, что нельзя бить девочку. Вот тогда он устроил ор на весь двор и больше подходил. Мама сделала мне замечание, что я не должна воспитывать её ребёнка. И я полностью с ней согласна - не должна! На это есть родители. Но смотреть и оставаться равнодушной, как бьют моего ребёнка я тоже не должна. Учить давать сдачи не хочу. Ещё успеет постоять за себя, а пока пускай наслаждается жизнью.

Такая же история. Малышка была очень скромная, всегда стояла среди деток, и любой мог отобрать у неё игрушку, толкнуть, ударить. Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите. Но. Нам исполнилось 1,8 годика и тут - резкие изменения в поведении! Малышка начала драться со мной, с детками на площадке. Как ни пытаемся объяснить - все бесполезно. Вижу, зла нет в её действиях, как-будто пытается так общаться с детьми, а сама не понимает, что делает неправильно. Родители начинают остерегаться общаться с нами - сами, конечно, адекватно реагируют, но мне очень неудобно. И любовью окружена дома, и строгость есть, слово "нельзя" знаем уже с 9 месяцев и сразу воспринимаем в серьез, а тут такое вытворять начала!

Даже насмешили, честно).

Не всем же ребенку потакать.

Дай Бог, чтобы вы не вырастили монстра))) А Комаровский, хоть и педиатр, понимает в воспитании детей намного больше, нежели некоторые мамочки))))


Если дети дерутся, чтобы привлечь внимание или восстановить справедливость

Если через короткое время дети попытаются устроить совместную игру, не стоит им разрешать это делать: объясните, что раз вместе они быть не могут — значит, должны играть по-отдельности.

Драка в детском саду и другие конфликты

Что делать, если вашего ребенка обидели или когда ваш малыш является зачинщиком драки

Человек может попасть в конфликтную ситуацию в любом возрасте. И главный вопрос — кем он из нее выйдет: победителем или проигравшим, с ощущением неприятного осадка внутри или с чувством, что все теперь в порядке.

Стоит понять, что конфликт — это не плохо. Ведь ссора дает опыт понимания ребенком того, что ему не нравится и поиска способов выхода из конфликта. По мнению психологов, существует определенная временная периодизация конфликтов. И в разном возрасте на них следует реагировать по-разному.

От 1 года до 2,5 лет дети обычно не являются зачинщиками конфликтов, но при этом становятся их участниками. У них могут забрать игрушку, их могут толкнуть, им могут высыпать на голову песок. Реакция на это может быть разной: от удивления до плача. В этот момент ребенка не обижают, как вам кажется, ему просто показывают, что кто-то другой легко может забрать что-то у него. Поэтому ребенку необходимо научиться реагировать на подобное поведение других людей. Учась этому, ребенок сначала будет пытаться уйти (убежать) от неприятности, затем попробует не отдавать личную вещь, прижав ее к себе. Возможно, он вступит в драку, чтобы отстоять свое. Таким образом ребенок получит бесценный опыт того, что личные вещи необходимо охранять. В такой момент родителю важно наблюдать, чтобы ребенка не травмировали другие дети. А мелкие стычки между детьми в таком возрасте — абсолютно нормальное явление.

Конфликты, которые провоцируют трехлетки, очень важны для жизненного опыта, с помощью которого дети учатся понимать, где заканчивается их территория и начинается чужая, как далеко он сможет зайти, куда его пустят, а куда — нет. А также — насколько далеко он сможет запустить в свою жизнь другого человека. Ведь именно в этом возрасте дети учатся разному взаимодействию с типажами людей.

Учить ли ребенка давать сдачи, если другие дети дерутся в детском саду?

Как помочь ребенку? Задача родителя — поговорить со своим обиженным чадом и спросить — что он хочет. Если тот желает, чтобы его принимали в игру — необходимо научить ребенка стать интересным для этой компании, предпринимать новые попытки стать таким человеком, с которым другим захочется играть. Убедите чадо никогда не опускать руки и стремиться общаться эффективно.

В будущем такому ребенку будет проще научиться руководить другими людьми, уживаться в коллективе, с честью и достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Что делать, если ребенка в детском саду бьет воспитатель?

Однозначно и сразу предупреждать рукоприкладчика о том, что при следующей подобной попытке вы сразу обратитесь в суд. Предупредите взрослого драчуна, что за побои законом предумотрена уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы на два года. И параллельно предупредите об этом заведующего детским садом.

Ребенок замахивается

Если ребенок начинает замахиваться на родителей, нужно срочно выяснить причину поведения и скорректировать ситуацию

Убираем панику

Итак, взрослый столкнулся с агрессией чада. Для начала не нужно паниковать. Специалисты утверждают, что проявления агрессии у детей связаны с инстинктом самосохранения. Малыш дерется не из-за вредности, таким способом из него выходит энергия. Задача родителя – не перекрывать ее поток, а направлять в другое, более позитивное русло.

Когда мы начинаем гневаться в ответ, ругать дерущегося малыша, то совершаем сразу несколько ошибок. Это:

  1. поток энергии у детей перекрывается, его эмоциям нет выхода;
  2. взрослый показывает пример, что на злость надо отвечать повторной злостью.


В результате неправильного поведения родителей дети выносят урок, что взрослые сильнее, а вот на того, кто слабее, можно нападать. Часто такие детки становятся зачинщиками всех драк, они дерутся в детском саду, школе. В группе детского садика они царапаются, щипают ребят. Не стоит этому удивляться – такой пример им показали взрослые.

Существует несколько мотивов, которые побуждают малыша использовать агрессию при разрешении спорной ситуации или защиты. Стоит разобраться, какая из них подходит к вашей, а потом уже принимать меры.

Гнев ребенка

Гнев – нормальная человеческая реакция, нельзя запретить ребенку испытывать подобные эмоции

Разбираемся с причиной

Агрессия в семье

Если ребенок сталкивается с агрессией дома, то она также становится основой его взаимодействия с другими

Как поступать родителям драчуна?

Когда родителей ребенка-драчуна спрашивают о том, что они делают с родным чадом после проявления агрессии, то они часто отвечают однотипно. Обычно драчунов ставят в угол, наказывают или ругают.


Задача взрослого – объяснить ребенку, как надо решать проблему. Можно обнять чадо, хотя это и непросто после нехорошего поступка. Не стоит молчать и игнорировать, иногда эмоциональная и искренняя реакция родителя запоминается лучше, чем холодное молчание.

Разработка действий

Что же делать родителям драчуна? Когда маленький ребенок дерется, то стратегия может быть следующей:

Советы педиатров

Как отучить ребенка драться? Врач-педиатр Комаровский Евгений высказывает следующее мнение: «У меня немного иное отношение к тому, почему дети показывают агрессию и как исправлять подобное поведение. В некоторых случаях оно отличается от советов психологов. Я считаю, что проявление агрессии ребенка к взрослым связано с проявлением неких инстинктов. При этом у него есть и другой инстинкт – ребенок будет уступать, если будет видеть, что тот, против кого он воздействует физически, сильнее. В этом случае нужно всегда на любой физически агрессивный акт, например, поднятие руки на маму, ответить контролем.

Психологические советы

Вот что советует психолог Бердникова Анна: «Чтобы верно отреагировать на агрессивный поступок своего ребенка нужно прислушаться к своим чувствам. Что я ощущаю? Это важно, так как наши чувства помогут нам понять, что же происходит в реальности. Во время агрессивной вспышки стоит прислушаться к себе. Что вы ощущаете? Обиду? Злость и стремление победить маленького негодяя, показать ему, кто здесь первый и главный?

Разговор с ребенком

Родителям очень важно отследить, какие чувства у них вызывает поведение ребенка

Меры и профилактика

Что же предпринимать, если ребенок дерется в детском саду, дома, на площадке с соседскими детьми? Рекомендации:

Дополнительные советы

Иногда дети оказываются жертвой драчунов, этот случай стоит разбирать отдельно. Из-за чего на ребенка нападают сверстники? Часто в семье растут два разных ребенка. Стоит учитывать темперамент малышей, особенности воспитания, лабильность нервной системы. Когда родители не справляются с драчуном самостоятельно, лучше обратиться к специалисту для консультации и выявления причин агрессии.


Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Основная причина — несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребёнка.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Основная причина — несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребёнка. Он хочет быть взрослым, даже чувствует себя таким. Однако огромное количество ограничений, правил и требований со стороны родителей не дают ему проявлять самостоятельность в полной мере. Это вызывает внутренний протест, который выливается в эмоционально-поведенческие отклонения, так пугающие родителей.

Кризис трёх лет характеризуется следующими психическими новообразованиями:

  • первичная самостоятельность;
  • новый уровень самосознания;
  • установление межличностных контактов, выстраивание новых, более сложных социальных отношений;
  • волевая регуляция деятельности.

Разобраться в том, что происходит в данный период с ребёнком, помогает возрастная психология. Она позволяет понять факторы, усугубляющие или облегчающие кризис, и даёт рекомендации, как вести себя родителям, чтобы не допустить негативных последствий.

Причины

Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.

Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.

Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.

Авторитарный стиль воспитания

Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.

Гиперопека

Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.

Социум

Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.

Внутрисемейные отношения

Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.

Темперамент

Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.

Состояние здоровья

У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.

Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Это интересно. В психологии ребёнка, переживающего кризисный период 3 лет, сравнивают с водителем-новичком. В первое время после сдачи экзаменов и получения прав новоиспечённый шофер осторожен, соблюдает все правила, не превышает скорость, советуется с опытными. Но вскоре осваивается, что притупляет чувство страха: начинает лихачить, испытывает возможности своего автомобиля, старается максимально смело проявить себя за рулём. Точно так же ведёт себя малыш. До 3 лет присматривается и привыкает. А затем пытается самореализоваться и самоутвердиться посредством протестов и нарушения всех требований и правил.

Сроки

Родители, столкнувшиеся с кризисом 3 лет, в первую очередь интересуются, сколько он длится и когда в норме должен закончиться. Однако данный вопрос слишком индивидуален, чтобы иметь однозначный ответ.

Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Психологи утверждают, что чем раньше ребёнка отдают в детский сад, тем раньше наступает кризис. Главное, чтобы это произошло до 4 лет, — тогда можно говорить о норме психического развития.

Во-вторых, он может закончиться в течение 3 месяцев, а может длиться до одного года. Это зависит от устойчивости нервной системы, темперамента ребёнка, поведения родителей и психологической помощи со стороны.

В-третьих, короткосрочный кризисный период сопровождается чаще всего яркими появлениями, а затяжной — более спокойными. Это норма. А вот если он продолжается более полугода и при этом ежегодно устраиваются неконтролируемые истерики, консультация психотерапевта обязательна.

Что делать

Самая главная рекомендация — уважать самостоятельность ребёнка. Позволять ему выполнять самому какие-то элементарные действия. При этом должны работать и запреты, которые нарушать категорически нельзя (совать что-либо в розетку, включать утюг, брать деньги, кусаться). К 3 годам у него уже должны быть посильные домашние обязанности. Он может убирать за собой игрушки, вытирать пыль, накрывать на стол. Да, его участие замедлит процесс, но поверьте: оно того стоит. Это позволит ему чувствовать себя самостоятельным и нужным. А значит, автоматически отпадёт необходимость доказывать свою взрослость и независимость.

  1. Сохранять спокойствие. Быть терпеливыми.
  2. В момент капризов переключать внимание на что-то другое, интересное: посмотреть любимый мультик, погулять, угостить конфетой. Использовать игровые приёмы.
  3. Иногда предоставлять право выбора в незначительных бытовых ситуациях: какой мультфильм посмотреть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
  4. Ругать и наказывать за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас.
  5. Анализировать произошедшее. Проговаривать с малышом, что он сделал не так и почему это плохо.
  6. Придерживаться единого стиля воспитания. Если мама не разрешает есть шоколад перед обедом, а папа балует дочку и позволяет ей это сделать, негативизм будет проявлять себя максимально ярко.
  7. Собственным примером показывать правильное поведение. Дети в 3 года склонны к слепому копированию. Вы ничего не добьётесь, если сами будете делать то, что им запрещаете.
  8. Проводите как можно больше времени вместе.

О кризисе 3 лет есть информация в работах Л. С. Выготского. Но они носят больше научный характер, содержат множество терминов и объясняют все явления сугубо с психологической точки зрения. Более доступно данный период представлен доктором Комаровским. Его тематические видео способны помочь родителям в преодолении детских протестов.

3 совета от доктора Комаровского

Минимум запретов

Единый стиль воспитания

Постоянство запретов

Список запретов должен быть постоянным и не меняться. Если сегодня ребёнку разрешили гулять допоздна, бесполезно требовать от него завтра идти домой своевременно, по режиму.

Коррекционные ролевые игры

Профессиональная помощь

  • страх самостоятельности и отказ от неё;
  • отстранённость от родителей;
  • склонность к садизму;
  • слишком частые и длительные истерики;
  • эмоционально-поведенческие отклонения, характерные для кризиса 3 лет, сказываются на физическом состоянии.

При интенсивных, часто повторяющихся гипобулических припадках (истериках или судорогах) ребёнок направляется к неврологу, который проводит физическое обследование. Он оценивает рефлексы, чувствительность, координацию, мышечную силу и тонус. Это необходимо для дифференциальной диагностики кризиса с неврологическими заболеваниями.

Если диагностируется неврологическое или психическое расстройство, назначается курс лечения с приёмом детских успокоительных препаратов и прочими методиками терапии. При их отсутствии реализуется психокоррекционная программа по преодолению кризиса. Она обычно состоит из следующих этапов:

  1. Работа с родителями: объяснение им сути кризиса 3 лет и рекомендации, как себя вести.
  2. Работа с факторами, усугубляющими и облегчающими кризис. Первые по возможности устраняются, на вторых делается акцент.
  3. Работа непосредственно с ребёнком. Это могут быть сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, изотерапия, символдрама, ролевые игры и т. д.

Обычно дело ограничивается 5-6 сеансами, в результате которых ребёнок становится более спокойным, а родители приобретают знания, как правильно себя вести в критических ситуациях.

Гендерные особенности

Преодолевая кризисный период этого возраста, родителям следует учитывать гендерные особенности малышей.

Девочки

К 3 годам разговаривают гораздо лучше мальчиков, поэтому во время кризиса используют свои вербальные возможности для манипулирования. В этом их надо сразу ограничивать: чётко обозначить, что допустимо говорить, а что — нет.

У девочек хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей нужно громко и чётко проговаривать.

Мальчики

Мальчики к 3 годам не всегда могут выразить переполняющие их эмоции словами. Поэтому они выливаются в агрессию и замкнутость. Чтобы не допустить этого, ежедневно проговаривайте с малышом, что произошло, что он чувствует и чего хочет.

У мальчиков к 3 годам уже развивается потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открытый люк, лазят по деревьям и заборам, суют что-то в розетки, разбирают (= ломают) бытовую технику. Родители во избежание травматизма должны чётко прописать для них территориальные ограничения.

Последствия

По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона, кризис 3-х лет способствует формированию независимости и волевых качеств. И это не единственные положительные последствия, среди которых также можно отметить:

  • первичную самостоятельность;
  • адекватную самооценку;
  • способность самоанализа;
  • социальную адаптацию.

Однако при недостаточном внимании и неправильном поведении родителей, а также из-за психологических проблем самого ребёнка кризис может иметь и негативные последствия. Во-первых, частые и слишком импульсивные истерики могут закончиться травмой и становятся причиной достаточно глубокого стресса. Во-вторых, из-за внутренних переживаний и чрезмерного эмоционального напряжения нередко развиваются:

  • невротические реакции;
  • энурез;
  • внутренние комплексы;
  • ночные страхи, кошмары;
  • заикание.

Затяжной детский кризис приводит к формированию истерического типа личности. Характерные для него симптомы становятся постоянными паттернами поведения.

Возрастной кризис 3 лет — обязательный этап в развитии и формировании полноценной личности. Его нельзя избежать или вылечить, как какую-то болезнь. Но сгладить и минимизировать негативные последствия родители в состоянии. Для этого придётся набраться терпения и разобраться в детской психологии.

Читайте также: