Ребенок боится воспитателя в детском саду что делать

Обновлено: 05.07.2024

Почему к одному воспитателю ребенок идет, а к другому – не хочет. Как избежать конфликтов с родителями.

Одна из проблем, с которой многие родители обращаются к старшему воспитателю в начале учебного года, – ребенок прекрасно общается с одним воспитателем и впадает в истерику, когда слышит имя второго воспитателя. Почему так происходит и как помочь педагогам не довести эту ситуацию до конфликта с родителями.

Когда ребенок начинает ходить в детский сад и новую возрастную группу, родители часто замечают, что с одним воспитателем ребенок ладит, а к другому не хочет идти. Если воспитатель не нравится ребенку или его родителям, сложностей не избежать. Дети в таком случае сопротивляются посещению группы, а родители ищут и находят поводы, чтобы подловить педагога на ошибке, обвинить в непрофессионализме, раздуть скандал.

Какие возможны негативные последствия конфликта, если его вовремя не решить

• Ребенок демотивируется, будет постоянно испытывать негативные эмоции в детском саду, а также прямо (скандалами, плачем, просьбами) и косвенно (болезнями, травмами, неспособностью адаптироваться) избегать посещения группы.

• Родитель будет испытывать нарастающий стресс, злиться на воспитателя, а часто и на ребенка, и искать способы повлиять на ситуацию с помощью заведующего или старшего воспитателя.

Воспитатель будет нервничать, начнет настороженно или негативно относиться к ребенку и его родителям, срываться и терять профессиональную мотивацию.

Что на это указывает: особенности эмоционального состояния ребенка замечают другие воспитатели, психолог, случайные наблюдатели. Например, он часто плачет, злобный, испуганный. Известно, что ребенок пережил резкие изменения в жизни: смерть родственника, появление брата или сестры, отчима, развод родителей, переезд, смена детского сада, группы, внезапное тяжелое заболевание члена семьи или самого ребенка. Ребенок с трудом приспосабливается к нормативным требованиям и режиму в детском саду.

Пять причин, почему ребенок может быть негативно настроен к воспитателю

1. Потребность быть с родителями. Любому ребенку нужно приспособиться не просто к новым условиям в группе и к отсутствию мамы, а к тому, что требования, тон, темп во взаимодействии с ним отличаются от домашних. Каждое различие (мама разрешает, а воспитатель нет) может вызвать дискомфорт и нежелание контактировать с педагогом.

2. Эмоциональные трудности. Это страхи, повышенная тревожность, невротизированность, травматический опыт ребенка в связи с пережитым от взрослых насилием. В этом случае ребенок будет воспринимать взрослого как опасного или плохого в ответ на самые незначительные требования и запреты.

3. Волевые сложности. Это избалованность, воспитание в условиях потворствующей опеки, когда все можно, все действия ребенка вызывают дома умиление. Такому ребенку будет сложно, даже если педагог мягко предъявит к нему требования.

4. Эффект ореола: влияние общего впечатления на восприятие частных особенностей. Если воспитатель сразу показался ребенку чужим, страшным (например, заговорил громким строгим тоном, то и замечать ребенок будет только недостатки. Эффект ореола может быть усилен действиями других взрослых : например, этой воспитательницей другая пугала детей или родители при ребенке обменялись негативными мнениями.

5. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков. Если ребенок еще не умеет строить отношения с ровесниками и взрослыми, проявляет агрессию, его пребывание в группе превратиться для него в постоянный источник недовольства. Тот из воспитателей, кто меньше уделяет внимания разрешению его конфликтов и реже защищает, может стать нелюбимым.

Рекомендации воспитателям :

4. Больше играйте с детьми. По возможности увеличьте время на свободные игры. В игре дети расслабляются, сбрасывают негативные эмоции, а взрослый организатор и участник игр становится детским любимцем.

5. Не перевоспитывайте родителей и не спешите давать им советы. Дождитесь, чтобы они сами спросили ваше мнение. Тем более, когда они сами пришли на разговор.

6. Не высказывайте ответные претензии и не оправдывайтесь перед родителями. Выслушайте и уточните претензии ребенка и родителей к вам. Спросите, как бы они хотели, чтобы вы действовали. Ответьте, сможете ли выполнить то, что они просят, или предложите свой альтернативный вариант. Ищите компромисс.

8. Уделяйте время и внимание своему имиджу. Старайтесь выглядеть привлекательно, транслируйте уважение к родителям и детям. Посмотрите на себя в зеркало и попробуйте улыбнуться глазами. Запомните это выражение лица. Используйте приемы активного слушания: кивайте, угукайте, не скрещивайте руки.

Пять причин, по которым родители винят воспитателя

1. Родители слышат от ребенка, что воспитатель ему не нравится. Ребенок жалуется или изменился в негативную сторону: стал боязливым, конфликтным. Даже если родители не отреагируют сразу, при первых же проблемах в детском саду эту информацию они используют против воспитателя.

2. Неприязнь к воспитателю. Может возникнуть на основе серьезной ситуации (педагог конфликтует, кричит на детей) и субъективного восприятия : не нравится такой тип внешности, слишком молодая / старая, слышали плохие отзывы, не устраивает образование / национальность. Даже помада на зубах и дорогой телефон могут вызвать неприязнь, которую родители намеренно или неосознанно транслируют ребенку.

3. Несоответствие действий воспитателя представлениям родителей, как надо обращаться с детьми. Большинство семей имеют систему убеждений, а реже – знаний о том, как надо общаться с ребенком. Сложности возникают, если у них есть нетипичные воспитательные установки и если педагог нарушает очевидные профессиональные нормы, например грубит детям.

4. Задетая самооценка. Воспитатель не признал ребенка талантливым, обладателем лидерских качеств, вольно или невольно занизил воспитательную компетентность родителей (сравнил с другими, дал совет). Эти действия задевают самооценку родителей.

5. Перенос собственных детских переживаний на воспитателя и ребенка. Родитель, который сам был психологически травмирован в детском саду, бессознательно оценивает происходящее в группе ребенка с позиции маленькой жертвы, которой все еще больно. Перенос могут вызвать действия воспитателя (такая же недовольная, как педагог из детства) и пустяк: тоже зовут Наталья Петровна.

Для старшего воспитателя. Как реагировать на претензии родителей к воспитателю :

1. Примите родителей в максимально комфортной обстановке.

2. Поросите родителей назвать главную причину сложностей с воспитателем.

3. Дайте обратную связь, но не оценивайте ни воспитателя, ни ребенка, ни родителей.

4. Назначьте повторную встречу с родителями через неделю.

5. Побеседуйте с воспитателем и узнайте его взгляд на ситуацию.

Для воспитателей. Как выстроить беседу с родителями, у которых есть к вам претензии.

1. Постарайтесь услышать родителей.

2. Не возражайте.

3. Положительно охарактеризуйте ребенка.

4. Не сражайтесь с родителями, а вовлекайте их.

5. Давайте родителям больше положительной информации о ребенке.

6. Обязательно что-то меняйте и делайте так, как просят требуют родители. Выберите из предложений то, на что вы готовы. пробуйте. Делитесь положительными сторонами этого опыта с родителями. Родители должны видеть, а не просто слышать, что вы готовы учитывать их пожелания.

Что на это указывает: многие дети не хотят идти к этому воспитателю, и это наблюдается из года в год. Об этом воспитателе можно услышать чаще негативные отзывы от родителей, чем положительные. Воспитатель часто нарушает профессиональную этику: проявляет агрессию к детям, запугивает их, жестоко наказывает, негативно высказывается о ребенке, его семье, своей работе. При этом с другими педагогами детского сада у этого ребенка нет никаких сложностей.

Пять особенностей воспитателя, из-за которых ребенок не хочет

ходить к нему в группу

3. Негативное отношение к родителям, которое воспитатель переносит на ребенка. Проблемные родители, которые постоянно критикуют воспитателя, жалуются, опаздывают в детский сад, асоциальные, с низкой культурой, фамильярные, со странностями – все это может сформировать у педагога негативное отношение и к ребенку.

5. Внешний облик и манеры. Иногда детей отталкивает некрасивая, с их точки зрения, одежда или прическа (слишком короткие волосы, серая кофта, длинные острые ногти, толстые очки, визгливый голос воспитателя. Но внешность не бывает единственной причиной, всегда есть какая-то причина, которая усиливает негативный эффект.

Для старшего воспитателя. Как работать с воспитателем, у которого есть трудности в общении с детьми.

1. Обсудите с воспитателем его педагогические установки.

2. Учитывайте влияние профессионального выгорания на деятельность воспитателя.

3. Мотивируйте воспитателя повышать квалификацию.

4. Поддерживайте в общении с педагогом доброжелательный настрой.

5. Регулярно транслируйте необходимость избегать агрессии.

6. Формируйте у воспитателя установку на результативную работу.

7. Расспросите у воспитателя о детях и семьях, с которыми у них сложности.

Детский психолог-консультант. Специалист в области возрастной психологии и детско-родительских отношений. Разработчик коррекционно-развивающей программы для работы с детьми группы риска.

— Личность воспитателя — это один из ключевых факторов, влияющих на адаптацию ребенка в детском саду. Он настолько значим, что способен свести на нет все старания родителей по подготовке ребенка к саду. Положительный настрой, правильно подобранный возраст, наличие навыков самообслуживания, правильно выстроенный режим — все это не поможет ребенку полюбить садик, если воспитатель жесткий человек — строгая, грубая — так характеризуют педагога дети.

В этой ситуации важнее слова и эмоции ребенка, а не звания, регалии и опыт воспитателя. Поэтому всегда прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок, будьте внимательны к его переживаниям, понаблюдайте в какие игры играет ребенок, как он ведет себя в игре. Все это может дать вам немало информации о реальном положении дел в саду. Параллельно постарайтесь выстроить с воспитателем хорошие человеческие отношения, используя при этом все доступные вам средства.

Принимайте активное участие в жизни группы — возглавьте родительский комитет, предлагайте свою помощь в организации праздников, мероприятий — что-то закупить, привезти. Если у вас золотые руки, всегда можно предложить свои поделки, помощь в оформлении группы, сшить одежду для куколок и т.п.

педагог-психолог Национального социально-педагогического колледжа

— Проблема актуальна и периодически встречается во взаимодействии с персоналом детского сада.

Детский сад — это система, у каждого воспитателя (в соответствии с опытом) формируется своя тактика поведения в воспитании и общении с детьми.

Человек старается выстраивать границы и рамки, чтобы сохранять свои ресурсы и правильно их распределять. Также и здесь, каждый воспитатель выстраивает такие границы и рамки с детьми. Если это молодая воспитательница, то таким образом, она, возможно, боится быть слишком мягкой и из-за чего дети не будут ее слушаться. С возрастным педагогом посложнее — это может быть и выстроенные границы, а может скрываться и профессиональное выгорание. Также, здесь возможны личные установки и шаблоны поведения, за которые воспитатель заходить не хочет, так как на них необходимо будет затратить много энергии несмотря на то, что результат может быть, очень даже продуктивный.

В детском саду (мы говорим о муниципальном садике) в каждой группе детей достаточно много. И, увы, индивидуальный подход здесь не уместен. Это отнимет у воспитателя значительные его ресурсы.

Итак, почему при просьбе заменить определенные напитки воспитатель далеко не всегда это делает? Именно из-за ресурсов, когда у воспитателя есть возможность и ресурсы — она дает ребенку чай взамен других напитков, а когда нет — соответственно игнорирует.

Второй момент (более серьезный) — ребенок боится воспитателя. В поведении каждого человека присутствует определенный стиль поведения. Выше, в общих чертах, мы это обозначили. Тут нельзя утверждать, что перед нами авторитарный стиль поведения (но и отрицать это тоже нельзя).

Обязательно стоит понаблюдать за своим ребенком: с момента начала посещения садика он стал более замкнутым, стал бояться, не хочет оставаться в группе, когда пришел в садик и т.д.

Если и после этого картина не меняется, то стоит обратиться к психологу детского сада, прийти на консультацию, обрисовать ситуацию и попросить понаблюдать, как происходит взаимодействие педагога с ребенком и остальными детьми. Процесс наблюдения дает очень хорошие возможности для понимания ситуации и дальнейшей ее коррекции.

Каждый ребенок индивидуален. И если стиль поведения воспитателя кардинально отличается от стиля поведения родителей, естественно, у ребенка будет отторжение и непринятие поведения воспитателя.

Как вариант, можно в один из вечером предложить ребенку поиграть в детский сад при помощи игрушек, распределить роли. Предложить ребенку быть в роли воспитателя и посмотреть на саму игру. Очень многое можно понять и увидеть, что именно тревожит ребенка, он несомненно, будет делать акцент, проигрывая это по несколько раз в игре.

Ситуацию, выходящую за рамки внутреннего равновесия, нужно решать конструктивным способом. Здесь есть три варианта действий:

1. Приспособиться к ситуации. Просто смириться и подстраиваться вам и вашему ребенку под стратегию поведения воспитателя. Но здесь есть очень тонкая грань между нормой — если идет полное принятие воспитателя (что очень сложно) и не нормой — уход в позицию жертвы.

2. Приспособить ситуацию под себя, как было описано выше: выстраивание конструктивного диалога с воспитателем и приход к сотрудничеству (в идеале) или хотя бы к компромиссу и/или обращение к психологу.

3. Уход от этой ситуации. Если не получаются первые два варианта, подойти к заведующей и попросить перевести ребенка в другую группу.

Более конструктивных вариантов решения ситуации нет, далее идут разрушительные способы, которые негативно будут сказываться как на ребенке, так и на вас. Ситуации подобного характера встречаются довольно часто, с нашей стороны важно без ущерба себе и своим близким (в данном случае, ребенку) решить ее.

клинический психолог, детский нейропсихолог, эксперт онлайн-института Smart

— В этом случае сложности с детским садом (которые описала мама ребенка) инициируются самой мамой, и решение вопроса следует искать в плоскости корректировки ее установок на взаимодействие с воспитателем и взглядов на питание ребенка.

Дело в том, что в соответствии с нормативными актами (СанПиН), регулирующими питание детей в детских садах, меню для каждой возрастной группы детей в детском саду должно разрабатываться не менее чем за две недели. Получается, что детское меню формируется заранее из расчета питательных веществ, положенных в сутки на каждого ребенка, а также калорийности и веса каждого блюда.

Просьбы мамы ребенка о замене напитка по сути являются просьбой к воспитателю нарушить закон и должностную инструкцию.

Мало кто из нас будет в восторге от таких предложений. Мама своими руками провоцирует негативное отношение воспитателя к ребенку, ведь теперь его присутствие в группе станет дополнительным раздражающим фактором для педагога. Кроме того, возможно в конкретных условиях этого детского сада заваривание чая может нести риск и для других детей, дети могут сбить горячий чайник или ошпариться кипятком.

С точки зрения закона, если ребенок не принимает какой-то отдельный вид продуктов или пропускает какой-либо прием пищи, родитель должен подтвердить это письменно.

В таком случае необходимо написать заявление на имя заведующего ДОУ. Заявление пишется в свободной форме. Возможно, в детском саду есть форма или образец такого заявления — тогда ее предоставят по запросу родителя.


Вопрос такой, ребенок очень боится воспитателя, из-за этого по утрам каждый плачет, когда идем в садик, когда приходим, то начинается истерика. Дома говорит, что она злая, кричит. Воспитатель тетенька лет 60, с совдеповскими замашками, при родителях с детьми сюсюкает, когда нас нет - орет (слышала много раз, как она орет, когда приходила забирать ребенка). Есть еще подменный воспитатель - милая, добрая женщина, вот ее ребенок любит, но она бывает редко.
В другую группу не перевестись, я узнавала, там по 30 человек также. Вот что делать? Очень переживаю, что дочка себе всю неврную систему испортит, и так уже спит плохо и все переживает с вечера, что завтра в садик, это для нее каторга..


У меня дочь очень боялась воспитателя. Заведующая предложила родителям найти на ее место другого, потому что мы всей группой писали заявление. У нас дети кто заикаться начал, кто в штаны ходить. Мы искали год нового воспитателя. В итоге мы ушли в другой садик, остальные дети привыкли к манере общения.



В другой садик переходите. У нас тоже иногда повышала голос, в итоге в подготовительной пришлось брать крышку от кастрюли и ложку. 20 человек и все орут, а ей надо информацию сказать родителям или родители спрашивают. но дети спокойно относились. Обожали воспитательницу, моя отказывалась ходить, на время отпуска, тоже дома сидела.


У нас тоже воспитательница орет на детей , заведующей по барабану , жаловались , писали на нее , ничего тетеньке не делается .


Аноним ,
Тоже была женщина лет 60, наказывала детей, рвала рисунки (некрасивые на ее взгляд). Родители писали заявление и тут же заменили на хорошую. :pozdr2: ребёнок от неё в восторге был.





Знаете, у нас в садике набирали сразу в 2 группы и я выбрала по отзывам к какому воспитателю я отдам ребёнка. Выбрала и пожалела: Воспитатель при родителях соловьем пела а на деле уставшая орущая женщина, все психолога из себя строить пыталась. А дело было в воспитателе - на детей орала. Я как-то пришла в обед ребёнка забирать и даже побоялась в группу дверь открыть, страшно стало.
Подвёл меня хороший отзыв :sad:


Ужас! При такой силы стрессе, перевела бы ребёнка в другой садик. Параллельно попробовала бы решить вопрос с заведующей и поменять воспитателя. Если бы не получилось, лучше пусть в частный ходит, психическое здоровье дороже и мое и ребенка


Ох, мне как психику переломал такой "чудо-воспитатель", мне 36, а до сих пор эта картинка перед глазами. Автор, переводите/няня/дом, что угодно, но не мучаите ребенка и себя, ради Бога, от такого стресса может столько всего повылазить - не разгребете потом (плохои сон - это цветочки). Я говорю, как "жертва" садичного режима и воспитателей. Но тогда у моих родителей выбора не было - или сад, или голодом сидеть. У Вас он есть.

Друзей очерчивайте круг. Не раскрывайте всем объятья: Порой размах широкий рук Весьма удобен для распятья.


Надо сделать так, чтоб воспитатель боялась вас. И заведующая заодно.
Отвела бы ребёнка на освидетельствование к детскому психиатру и с этой справкой сначала к заведующей, а потом в прокуратуру.
Пусть решают вопрос с кадрами.


Этого практически невозможно добиться, если заведующую кадр устраивает. А вот усугубить ситуацию легко. Сейчас воспитатель орет на всех. а изощренно третировать будет одного.

Автор, если всех родителей не поднять. то надо своего ребенка переводить. Оставлять нельзя. Дороже выйдет потом.



я раньше тоже так думала. Пока отец моего ребенка не пошел в детский сад и не обозначил свою позицию. Все стали очень понимающими. И шли навстречу с радостью.


у нас была громогласная воспитательница , но он не орала и не ругалась, она просто разговаривала так, что слышно в других группах. Моего это по началу пугало, рыдал при сдаче в садик сильнее, чем при др. воспитателях, но он стабильно 3 года рыдал, только в подготовительной группе привык.


У старшего была такая, что он логоневроз заработал, полтора года лечили. Это в минике.

Младшие жутко боялись свою первую воспитательницу. Забрала их из сада. По совокупности причин, эта причина была из наиважнейших. Пошли в 4 года к другой с радостью. А от первой на улице с криком шарахались, а на вид милейшая женщина, казалось бы.



Перестала бы ребёнка водить. Каждый день и каждый час у малышки стресс. Она плачет, сообщает об этом, но её поднимают и каждый день сного тащат в ад.
Вы бы что сделали, если бы на вас шеф на работе орал и подзатыльники отвешивал? Уволились бы да? А ребёнку, что делать?
Пока решаете проблемы с новым садом или группой, отдайте в частный.
И естественно жалобу заведующий на поведение воспитателя.


В свое время была конфликтная ситуация с воспитателем. Она вроде не орала, но дама была неприятная. Бывший учитель литературы средней школы с 40летним стажем. Сын не хотел идти, если была ее смена. Многие родители были ею недовольны. В итоге из садика ее убрали. Но у нас заведующая была отличная.



Это от ребенка зависит. Злая- незлая- моей пофиг. Может "не любить", но чтобы бояться пока не было такого, хотя там орут будь здоров, включая тренера, но она не воспринимает на личный счет, а вот я в свое время двух учителей также боялась, была очень нервным ребенком. Считаю, от таких педогогов переводить нужно. Иначе да, болезни на нервной почве полезут.


Ох, мне как психику переломал такой "чудо-воспитатель", мне 36, а до сих пор эта картинка перед глазами.


А мне почти 36 и до сих пор помню во что она была одета. Я боялась встать в сончас в туалет дабы не привлечь ее внимание к себе и начала ходить в штаны, от этого она орала еще громче и говорила, что "будешь вот так весь день до прихода родителей ходить" и запрещала менять штаны няне. Это мне было года 3-4. Сюсюкалась как мама говорит, воспитатель с детьми обеспеченных родителей. На остальных орала. Автор, если вы с голоду только не умираете всей семьей, то я бы не стала водить ребенка к такому воспитателю. Садик должен быть в удовольствие. И пусть наш садик старенький и на момент похода дочери там еще стояли шкафчики и кроватки 60-ых годов, но дочь туда бежала вприпрыжку и я очень благодарна всем воспитателям за это. Дети воспитателя обнимали вечером.

_________________



Цитата:
С нашей группы перевелось в др.сад уже 4 человека из-за этой злой.
Поднимался ли этот вопрос на родительских собраниях? Обращался ли кто-то из родителей этих детей к методисту или заведующей садом? Есть у Вас какая-либо информация на эту тему?

Понимаете, если воспитатель ведет себя некорректно по отношению к детям, трехлетки не могут ей противостоять в силу возраста. Защитить их - задача родителей. Учить самого ребенка справляться с этой ситуацией бессмысленно - это пока ему не по силам. Водить его на терапию, пока он вынужден взаимодействовать с этим воспитателем - тоже нет смысла. Наиболее приемлемый путь здесь - административный.

Цитата:
Такое ощущение, что отрывается на мальчиках за свою судьбу.
Это всего лишь предположение, его к делу не пришьешь.

Возможно, под влиянием разговора с заведующей воспитатель изменит модель взаимодействия с детьми, может быть, нет. К сожалению, не исключен вариант, что педагог станет более изощренным в общении с детьми и отрываться на детях не перестанет. тогда останется вариант - менять садик или хотя бы группу.

Читайте также: