Реализация творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет ДОУ на создани е благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развити е способностей и творческого потенциала каждого ребенка .

ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Делается акцент на отсутствие жѐсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в ДОУ . Особое значение уделяется формированию предметно-развивающей среде как фактору развития дошкольников. [ 1 , с.2-4 ]

Продуманная развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает:

-реализацию образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, с учѐтом индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

- двигательную активность детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможность для уединения . [3]

И нновационная модель предметно- пространственной развивающей среды группы включ ает следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

-его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

-развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

-изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.) [2]

В нашей группе среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметное содержание, окружающее ребенка, постоянно пополняется и обновляется, сочетается с событиями социальной жизни и традициями группы, приспосабливается к новообразованиям возраста.

Организация центра направлена на развитие художественн ой деятельност и (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.). В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.

Центр художественного творчества способствует формированию творческой личности, развитию самостоятельно го творчества ребёнка.

В соответствии с методическими рекомендациями по организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО в условиях ФГОС ДО материалы и оборудование для продуктивной деятельности в группе представлены двумя видами:

-материалами для изобразительной деятельности и конструирования;

-оборудование общего назначения.

Набор материалов для продуктивной деятельности включает материалы для рисования, лепки, аппликации и конструирования. Предусмотрено наличие алгоритмов выполнения работ, различных техник изобразительной деятельности.

Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) используется при реализации образовательной программы.

В группе предусмотрен стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов.

Для развития художественно-эстетического восприятия центр художественного творчества оснащен предметами народного искусства, где имеются образцы прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в различных традициях (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки и др. ), собранием красочных книг и иллюстраций о народном творчестве, репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм, куклами в национальных костюмах . Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы.

Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (восковые и масляные карандаши, гуашь, сангина, уголь, акварельные карандаши, гель с блёстками, гелевые ручки, штампики, ватные палочки, шаблоны и др.) , ручного труда и художественного конструирования (бумага разной фактуры и цвета, кусочки ткани, пластилин, глина, цветочно-травочные элементы и др.)

Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного творчества в том числе художников Мордовии: Ф.В.Сычкова, В.Е.Попкова, А.А.Мухина, В.Д.Илюхина, А.И.Коровина, художников книжной графики В.Д.Фалилеева , произведений детского творчества) способствует творческой активности детей , приобщает детей к национальной культуре и искусству .

При организации центра учитывались гендерные различия детей – предоставлять материалы и оборудование для ручного труда и художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Все предметы доступны детям, многофункциональны, позволяют детям заниматься самостоятельной дизайнерской деятельностью, побуждают и развивают творчество.

2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с

Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая среда в ДОУ: учебно-методи- ческое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с

Девочка приложила к лицу руки в красках

Постижение окружающего мира дошкольниками начинается с предметного восприятия и постепенно заменяется образным. И среди универсальных способов осуществления этого перехода можно назвать продуктивную деятельность. Её организация имеет некоторые особенности в зависимости от возраста воспитанников детского сада, а также образовательных целей конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса.

Содержание понятия

Группа детей рисует

Практическая деятельность помогает ребятам социализироваться

Цели продуктивной деятельности в детском саду

Миссией продуктивной деятельности в детском саду является:

  • развитие воображения, мышления (в младшем и среднем дошкольном возрасте сравнивать объекты, а в старшем анализировать, систематизировать);
  • создание оптимальных условий для физического развития;
  • воспитание целеустремлённости (дети настойчиво стараются добиваться своих целей при выполнении рисунка, заучивании движений танца и пр.);
  • расширение сферы познания (если в младшем дошкольном возрасте этот аспект связан с изучением материалов для продуктивной деятельности, то в среднем и старшем — это варианты создания конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним);
  • развитие общей мускулатуры и мелкой моторики;
  • воспитание инициативности (малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, поют и танцуют в свободное время).

Задачи продуктивной деятельности в детском саду

Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения:

Дети играют с большими блоками конструктора

В конструировании и других видах продуктивной деятельности дети осваивают предметный мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале — это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах


Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию конструированию аппликации Способствует воспитанию умственному нравственному эстетическому Физическому

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей.

  • рисованию
  • конструированию
  • аппликации

Способствует воспитанию

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности .

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности .

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале — это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Продуктивная деятельность также тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца .

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале — это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

Продуктивная деятельность также тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца .

Окружающая жизнь дает детям впечатления, которые потом отражаются в их рисунках. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В процессе работы развивается: Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; Сенсорное восприятие, глазомер; Логическое воображение; Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.); Художественные способности и эстетический вкус. Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками; Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В процессе работы развивается:

  • Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • Сенсорное восприятие, глазомер;
  • Логическое воображение;
  • Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
  • Художественные способности и эстетический вкус.
  • Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
  • Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

В создании поделок с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата .

Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительно целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительно целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

 Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Занятия рисованием в значительной мере способствуют и подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками. Обучение рисованию, аппликации, конструирование способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное — развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.

Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Занятия рисованием в значительной мере способствуют и подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

Обучение рисованию, аппликации, конструирование способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное — развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.

Одной из задач образовательной области

является задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей . Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность — это деятельность, в результате которой появляется определенный продукт. В дошкольном учреждении к продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация.

Кроме развития творчества , в продуктивных видах деятельности: — развиваются личностные качества ребенка; — развиваются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие); — развивается эмоциональная сфера; — формируются эстетические представления об окружающем мире .

Необходимые условия для творческого развития: — эстетизация образовательного пространства; — проблематизация содержания продуктивной деятельности (выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения каждым ребёнком окружающего мира и своего бытия в этом мире); — взаимосвязь деятельности, которая организована педагогом, с самостоятельным экспериментированием и самостоятельным творчеством ребенка; — интеграция продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности.

Необходимые условия для творческого развития: — эстетизация образовательного пространства; — проблематизация содержания продуктивной деятельности (выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения каждым ребёнком окружающего мира и своего бытия в этом мире); — взаимосвязь деятельности, которая организована педагогом, с самостоятельным экспериментированием и самостоятельным творчеством ребенка; — интеграция продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности.

Следует помнить, что для развития творчества дошкольнику необходима совокупность определенных знаний, умений и навыков . Среди них — знание основных форм, структуры, цвета, величины; пропорциональных отношений в предметах и между ними; знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании.

Следует помнить, что для развития творчества дошкольнику необходима совокупность определенных знаний, умений и навыков . Среди них — знание основных форм, структуры, цвета, величины; пропорциональных отношений в предметах и между ними; знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании.

Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности: 1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества. Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда. 2 . Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве. 3. Этап преобразований . Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников. 4. Этап альтернатив . Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.

Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности:

1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества. Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.

2 . Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований . Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

4. Этап альтернатив . Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.


Педсовет

Новизна — использование новых тем и различных техник выполнения детских работ с учетом современных условий и субкультуры детей, в совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми с использованием игровых ситуаций и ИКТ.

Для решения поставленной цели мной были определены следующие задачи:

1. Проанализировать методическую литературу.

2. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы.

3. Поддерживать у детей творческие проявления, самостоятельность, побуждать использовать разнообразные техники и их сочетания, поощрять экспериментирование с разнообразными материалами.

4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, чтобы создать благоприятные условия для этой деятельности в кругу семьи.

2. Теоретическое обоснование.

Изучением процесса развития и содержания продуктивной деятельности дошкольников занимались известные психологи и педагоги. Их исследования показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве.

Л.С. Выготский утверждал, что воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом, который необходимо расширять. О.М. Дьяченко в своих исследованиях к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Важно отметить, что в процессе продуктивной деятельности формируется познавательная активность и социальная мотивация.

3. Практическая часть

Тема опыта работы выбрана не случайно.

Наблюдая за процессом игры детей младшего возраста с различным материалом, педагог обратила внимание на особый интерес детей к продуктивным видам деятельности. Но, у детей не хватало личного опыта и знаний. Кроме этого постоянно обновляется изобразительный, конструктивный, пластический материал, преобразуются техники использования инструментов. Это дало возможность и стимул выбрать направление работы по развитию творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

3.1. Формы и модели взаимодействия с детьми

К совместной работе привлекается не более 6-10 детей, однако, творческий процесс заразителен и непредсказуем, поэтому я предусматриваю количество мест для всех желающих. Во время работы дети свободно перемещаются по групповой комнате.

Свою деятельность осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций: на одних — дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментируют.

Работа с детьми осуществляется в следующих формах:

  • продуктивная совместная деятельность педагога с детьми
  • самостоятельная деятельность детей
  • творческие выставки детских работ;

Модели взаимодействия с детьми:

  • объект-субъектная – создаю развивающую предметно-пространственную среду, в которой дети действуют свободно и самостоятельно;
  • субъект-субъектная – позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

3.2. Методы и приемы

Содержание продуктивной деятельности я строю на основе интеграции.

Для мотивации творческой деятельности использую методы и приемы

  • наглядный;
  • словесный;
  • практический;
  • репродуктивный;
  • эвристический;
  • исследовательский

включаю разнообразные игры, игровые приемы и ситуации, использую ИКТ

3.3. Структура системно-деятельностного подхода

Продуктивная совместная деятельность с детьми строится на основе системно-деятельностного подхода и имеет определенную структуру:

1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей). Например, к детям приходит в гости девушка ненка Пуйне.

2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Даю детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создаю проблемную ситуацию (затруднение). Например, украсить одежду ненке Пуйне.

3. Проектирование решение проблемной ситуации. С помощью подводящего диалога помогаю воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например, «Где мы можем узнать какие деревья считаются редкими? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня.

5. Проведение итогов и анализа деятельности. Что мы делали? Чему научились?

3.4. Техники продуктивной деятельности

Для активизации творческого воображения и мышления используются разнообразные техники, такие как рисование разными материалами, работа с природным и бросовым материалом, использование пищевых продуктов и т. д.

Обязательно в конце каждого мероприятия проводится с детьми анализ детских работ.

Вовлекаем родителей в активную творческую деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей.

4. Заключение

Данный опыт работы показал, что он помогает многогранному, всестороннему творческому развитию детей, развивает их способность к планомерной организации деятельности и достижению поставленной цели. А используемые разнообразные техники и игровые ситуации позволяют постоянно аккумулировать интерес детей, раскрывают их творческий потенциал.

4.1. Результат опыта работы

1. Составлено примерное перспективное планирование совместной продуктивной деятельности педагога с детьми среднего и старшего возраста. Данное планирование отправлено на всероссийский конкурс.

2. Создана и постоянно совершенствуется РППС группы, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, способствующая творческому развитию дошкольников.

3. Повысился уровень развития творческих способностей воспитанников. Работы детей приобрели яркость, разнообразие и оригинальность. Дети стали участниками и призерами конкурсов.

4. Родители стали активными участниками творческого процесса,. познакомились с разнообразными техниками, получили новую информацию. Стали использовать предлагаемый материал дома с детьми и представляют свои работы на творческих выставках детского сада и города.

4.2. Перспективы дальнейшей работы

В перспективе педагогической деятельности — составление и реализация перспективного планирования совместной продуктивной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста. Используя разнообразные техники, игровые ситуации и ИКТ. А также планирую дальнейшее распространение моего опыта на педсоветах, метод. объединениях и конкурсах.

Читайте также: