Особенности педагогического процесса в старшей группе детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Ваши детки стали старше, в связи с этим у них увеличиваются их обязанности. Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.

Чтобы образовательный процесс быль правильно организован мы в своей работе опираемся на основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ:

· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

· СанПин 2.4. 1. 2660-10.

· Международная конвекция о правах ребенка.

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.

Хотим познакомить вас с целями и задачами на предстоящий учебный год по основным областям развития.

Формирование элементарных математических представлений .

К концу учебного года дети должны обучиться навыкам счета в пределах 10. Уметь количество предметов обозначать соответствующей цифрой.

Уметь сравнивать до 10 предметов по ширине и высоте, располагать их в возрастающей последовательности.

Уметь делить квадрат на 4 равные части, называть части.

Уметь ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.Уметь различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр).

Уметь последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Развитие речи.

Развитие речи осуществляется в следующих направлениях:

1.Развивающая речевая среда: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.

2.Формирование словаря : обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.

3.Звуковая культура речи : совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).

4.Грамматический строй речи : знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.

5.Связная речь : совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небылиц и загадок).

6.Подготовка к обучению грамоте : представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.

Художественно-эстетическое развитие:

Овладение техническими умениями изобразительного искусства.

В рисовании: применение различных материалов и инструментов (пастель, мелки, акварель, фломастеры), пользование палитрой, создание новых цветовых тонов и оттенков; различные способы рисования кистью (всем ворсом, концом кисти, примакиванием и т. д.).

В аппликации : использование различных материалов (бумаги, ткани, природных и бросовых материалов); освоение техники симметричного и ажурного вырезания, обрывной и объёмной аппликации, коллажа; вырезание кругов и овалов, коротких и длинных полосок и т. д..

В лепке: применение различных материалов (пластилин, тесто, снег, песок); создание объёмных и рельефных изображений (рисование пластилином, отпечатки, рисунок стекой); лепка конструктивным и смешанным способом, сглаживание поверхности предмета, вылепливание мелких деталей; создание многофигурных композиций.

В конструировании: освоение техники оригами, конструирования из природного и бросового материала, создание построек различного назначения из пластмассового, деревянного, металлического конструктора.

Познавательное развитие:

Сформированность представлений о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней и деятельности человека. О растениях, грибах, животных, как представителях живого в мире природы, их основных жизненных функциях и потребностях, среде обитания. О природных сообществах животных и растений, их взаимосвязи и особенностях приспособления к среде обитания и сезонным изменениям в не. Человеке как живом существе, его сходстве с другими живыми существами и отличиях, природоохранной деятельности человека. О ценности природы как среде жизни человека.

Социально-коммуникативное развитие:

Ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения, может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях; Под присмотром взрослого умеет пользоваться опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки) и электроприборами (магнитофон, телевизор, пылесос); Осторожен при общении с незнакомыми животными; Соблюдает правила дорожного движения, правильно ведёт себя в транспорте; Правильно ведёт себя на воде, на солнце; Не вступает в контакт с незнакомыми людьми на улице; В случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций, умеет привлечь внимание взрослого.

Ребёнок стремится познать разные виды трудовой деятельности взрослых и отразить свои представления в изобразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх; Понимает значимость разных профессий, труда родителей, важность использования техники, различных машин и механизмов в труде; Бережёт труд взрослых, старается оказывать посильную помощь в их трудовой деятельности; Самостоятелен в самообслуживании; Добивается результата труда, с небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи при создании поделок, экспериментировании с материалами, конструировании; У ребёнка сформированы основы культуры труда (бережное отношение к инструментам, рациональное использование материалов, уборка рабочего места).

Ребёнок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно общается с близкими взрослыми и сверстниками, сдержан по отношению к незнакомым людям; Соблюдает общепринятые нормы и правила культуры поведения; Чуток по отношению к другим, распознаёт различные эмоциональные состояния, охотно откликается на просьбу помочь, научить чему-либо; Интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, что хорошо и что плохо; Проявляет интерес к городу, стране, в которой живёт, знает её название, государственные символы некоторые достопримечательности и события городской жизни, гордится своей страной; Испытывает чувство гордости и удовлетворения от хорошо выполненной работы и одобрения старших.

Физическое развитие:

К концу года дети могут:

- ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.

- лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.

- прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку.

- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 метров, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 метра, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча.

- выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

- перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться и размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.

- знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.

- скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.

- ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами.

- кататься на самокате.

- участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр.

- продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и неимитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений.

На сегодняшний день в обществе продолжается работа над новой системой дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес.

В ходе формирования навыков обучения детей я придерживаюсь следующих принципов.

В основу этого принципа ставлю формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы. Ведь все полученные знания в детском саду помогают создать базу для освоения школьного материала.

Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Ведь любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда. На основе простейших действий с предметами, детям проще формировать более сложные мыслительные операции - анализ, рассуждения, сравнения, счёта. Принцип наглядности я использую при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.

Сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом педагогического процесса я провожу диагностику уровня знаний ребенка. И не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний. Здесь я стараюсь создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.

Принцип активного участия в процессе обучения

Особенности принципа — усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом. Во время

работы с детьми я использую приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление.

Если ребенок получит детально разжеванную информацию, в отсутствие личностного участия. На усвоение, которой не были затрачены его силы и время. То эта информация становится далекой и неинтересной. Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе, которой лежит познавательно-исследовательская деятельность.

Принцип последовательного обучения

Все знания детей я опираю на предыдущем опыте, и подкрепляю на практике. Это очень интересно и трудно одновременно и не всегда в полной мере получается мне внедрить знания, которые получил ребенок.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей

Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению. Проверка всего детского коллектива при помощи диагностики выявляет ребят, которые быстро схватывают учебный материал, на которых можно опираться в процессе обучения. В ходе диагностики знакомлюсь с состоянием здоровья каждого ребёнка, что позволяет скорректировать процесс обучения.

• Если ребёнок агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.

• Если ребёнок недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. То при ответе малыша проявляю терпение и учу этому всех детей.

• Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях. При работе с такими малышами включаю интеллектуальные задания в двигательную активность.

Принцип взаимосвязи обучения и развития

Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения.

Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед. Очень важно пробудить в детях тягу к самостоятельному познанию, тогда ребёнок сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалю детей, создаю ситуацию успеха – это самый верный стимул.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе

Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально – практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Возможность получения подобного.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста (воспитатель Кузьмина И. М.) Цель: сконструировать.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском саду

Здоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели и задачи

на предстоящий учебный год

по областям развития.

Ваши детки стали старше, в связи с этим у них увеличиваются их обязанности. Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение) . И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.

Чтобы образовательный процесс быль правильно организован мы в своей работе опираемся на основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

СанПин 2.4. 1. 2660-10.

Международная конвекция о правах ребенка.

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.

Хотим познакомить вас с целями и задачами на предстоящий учебный год по основным областям развития.

Формирование элементарных математических представлений .

К концу учебного года дети должны обучиться навыкам счета в пределах 10. Уметь количество предметов обозначать соответствующей цифрой.

Уметь сравнивать до 10 предметов по ширине и высоте, располагать их в возрастающей последовательности.

Уметь делить квадрат на 4 равные части, называть части.

Уметь ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.Уметь различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр).

Уметь последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Развитие речи.

Развитие речи осуществляется в следующих направлениях:

1. Развивающая речевая среда : содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.

2.Формирование словаря : обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.

3.Звуковая культура речи : совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).

4.Грамматический строй речи : знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.

5.Связная речь : совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небылиц и загадок).

6.Подготовка к обучению грамоте : представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.

Художественно-эстетическое развитие:

Овладение техническими умениями изобразительного искусства.

В рисовании: применение различных материалов и инструментов (пастель, мелки, акварель, фломастеры), пользование палитрой, создание новых цветовых тонов и оттенков; различные способы рисования кистью (всем ворсом, концом кисти, примакиванием и т. д.).

В аппликации : использование различных материалов (бумаги, ткани, природных и бросовых материалов); освоение техники симметричного и ажурного вырезания, обрывной и объёмной аппликации, коллажа; вырезание кругов и овалов, коротких и длинных полосок и т. д..

В лепке: применение различных материалов (пластилин, тесто, снег, песок); создание объёмных и рельефных изображений (рисование пластилином, отпечатки, рисунок стекой); лепка конструктивным и смешанным способом, сглаживание поверхности предмета, вылепливание мелких деталей; создание многофигурных композиций.

В конструировании: освоение техники оригами, конструирования из природного и бросового материала, создание построек различного назначения из пластмассового, деревянного, металлического конструктора.

Познавательное развитие:

Сформированность представлений о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней и деятельности человека. О растениях, грибах, животных, как представителях живого в мире природы, их основных жизненных функциях и потребностях, среде обитания. О природных сообществах животных и растений, их взаимосвязи и особенностях приспособления к среде обитания и сезонным изменениям в не. Человеке как живом существе, его сходстве с другими живыми существами и отличиях, природоохранной деятельности человека. О ценности природы как среде жизни человека.

Социально-коммуникативное развитие:

Ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения, может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях; Под присмотром взрослого умеет пользоваться опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки) и электроприборами (магнитофон, телевизор, пылесос); Осторожен при общении с незнакомыми животными; Соблюдает правила дорожного движения, правильно ведёт себя в транспорте; Правильно ведёт себя на воде, на солнце; Не вступает в контакт с незнакомыми людьми на улице; В случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций, умеет привлечь внимание взрослого.

Ребёнок стремится познать разные виды трудовой деятельности взрослых и отразить свои представления в изобразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх; Понимает значимость разных профессий, труда родителей, важность использования техники, различных машин и механизмов в труде; Бережёт труд взрослых, старается оказывать посильную помощь в их трудовой деятельности; Самостоятелен в самообслуживании; Добивается результата труда, с небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи при создании поделок, экспериментировании с материалами, конструировании; У ребёнка сформированы основы культуры труда (бережное отношение к инструментам, рациональное использование материалов, уборка рабочего места).

Ребёнок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно общается с близкими взрослыми и сверстниками, сдержан по отношению к незнакомым людям; Соблюдает общепринятые нормы и правила культуры поведения; Чуток по отношению к другим, распознаёт различные эмоциональные состояния, охотно откликается на просьбу помочь, научить чему-либо; Интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, что хорошо и что плохо; Проявляет интерес к городу, стране, в которой живёт, знает её название, государственные символы некоторые достопримечательности и события городской жизни, гордится своей страной; Испытывает чувство гордости и удовлетворения от хорошо выполненной работы и одобрения старших.

Физическое развитие:

К концу года дети могут:

- ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.

- лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.

- прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку.

- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 метров, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 метра, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча.

- выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

- перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться и размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.

- знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.

- скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.

- ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами.

- кататься на самокате.

- участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр.

- продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и неимитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений.

Автор: Шаехова Гузель Нафуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 107
Населённый пункт: Удмуртская Республика г. Ижевск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Особенности воспитания и обучения детей старшей группы
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей:

«Особенности воспитания и обучения детей старшей группы.

1. Особенности воспитания и обучения детей старшей группы.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной,

нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности

характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о

предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют

связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти

связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением

психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими

среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое

них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения,

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и

признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для

развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает

ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед

ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать

трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих

решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения

поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи,

поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений,

вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или

принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел,

оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится

воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя –

пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в

игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде,

словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших

дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед

дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и

форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создает в

группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и

интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни

детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в

разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом,

воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх,

головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.

возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта,

строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование,

Организованное обучение осуществляется у старших дошкольников преимущественно в

форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике,

подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию

художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В

самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаются возможности

для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания,

освоенного на занятиях.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное

общение со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в

общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При

этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта,

когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу равного

партнерства, когда воспитатель – равноправный участник детской деятельности, и по типу

Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и

другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые

позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью

взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится

с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть.

Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет

на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их

положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с

внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а

вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному

знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки

для становления у дошкольников способности

2. Характеристика возраста детей старшей группы

Пятилетний возраст характеризуется существенными изменениями в психическом

В течение пятого года жизни взрослый становится не только источником знаний, но

образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой

деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах.

Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с

мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения

сопереживание и взаимопонимание.

Обостренная познавательная потребность ведет к тому, что ребенок теперь уже может

задавать взрослому чрезвычайно разнообразные вопросы, охватывающие все области

знаний о мире. Взрослый для него источник новых знаний, эрудит, способный разрешить

Если у четырех-пятилетних детей в беседах с взрослым преобладают темы о животных,

машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах

поведения, о себе, своих родителях. Ведущими мотивами становятся личностные. Это

значит, что главный побудитель общения - сам человек, независимо от его конкретных

адресованных сверстнику (в особенности это характерно для тех, кто посещает детский

сад). Главное содержание общения - деловое сотрудничество, совместная игровая

деятельность. Общение теперь опосредуется предметной или игровой деятельностью.

Ребенок пристально наблюдает за действиями сверстников, оценивает их и реагирует на

оценку взрослого яркими эмоциями. Резко возрастает его сопереживание ровесникам (как

по количеству случаев, так и по интенсивности), но зачастую оно носит неадекватный

характер и проявляется в виде хвастовства, зависти, конкуренции, демонстрации

преимущества. Резко возрастают количество и острота конфликтов. Усиливается

напряженность в отношениях, чаще проявляются агрессивность и застенчивость.

Сверстник теперь предмет постоянного сравнения с собой, причем сравнения,

направленного не на поиск общности, а на противопоставление себя и другого.

Потребность в его признании, уважении становится главной в общении, как с взрослым,

так и с ровесником. Кроме того, активно - путем погашения конфликтов и решения

проблем в межличностных отношениях со сверстниками - формируется коммуникативная

Сюжетно-ролевая игра в 5-6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры

становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети

формируют устойчивые игровые объединения из 3 - 4 человек. В игре много действий,

которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не

только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим

участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа.

Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре

свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный

сюжет. Для детей в этом возрасте характерно стремление как можно больше узнать о том,

во что они играют. Эпизоды из сказок, кино и мультфильмов, и самое главное,

общественные сюжеты занимают в игре основное место.

Так, выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные,

импульсивные действия. В условиях игры он лучше сосредоточивается, больше

запоминает, чем по прямому заданию взрослого. Играя с детьми, учитывает их желания,

но одновременно отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует

совместные планы, то есть учится умению общаться. Играя с предметами-заместителями,

учится оперировать в мыслимом, условном пространстве. Практика действия в

воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения. С игрой

слиты первоначально продуктивные виды деятельности - рисование, конструирование.

Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет; строя что-либо из кубиков, вплетает это

в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной

деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Важнейшее новообразование этого периода - произвольное поведение

Впервые возникает вопрос: как надо вести себя? Ребенок начинает овладевать и управлять

своим поведением, сравнивая его с образцом. Он уже понимает, что умеет делать, а что не

умеет, знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми; осознает

не только свои действия, но и свои внутренние переживания - желания, предпочтения,

настроения; способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать

речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае,

если оно не противоречит его интересам. Благодаря коллективной игре с распределением

ролей дети становятся способны планировать и выполнять сложную последовательность

действий. Дети становятся способны преодолеть побудительную силу ситуативных

воздействий и стереотипных реакций. Возникает способность сознательно определять

свои действия. Детям становится доступно осознание правил действия скрытых в роли

или поведении взрослых.

Именно на этом возрастном отрезке произвольность становится центральной линией

развития психики ребенка. В общих чертах это можно определить как становление его

внутренней психической жизни, внутреннего плана действия, которые начинают

определять внешнее поведение.

Начинает формироваться устойчивая иерархия мотивов. Ребенок знает, чего он хочет, и

добивается своей цели; его поведение определяется не окружающей обстановкой, а

Изменения эти находят свое отражение и конкретизируются во всех сферах психического

развития - коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.

Мышление ребенка. Прежде всего, ребенок приобретает способность действовать в

плане общих представлений. Его мышление уже не наглядно-действенное, оно отрывается

от воспринимаемой ситуации, и открывается возможность устанавливать такие связи

между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном

опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между

событиями и явлениями.

У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир.

Ребенок начинает строить свою картину мира. Однако это не логические построения и не

действия с понятиями, а действия с образами. Наиболее характерная форма мышления -

наглядно-образное, т.е. операция не конкретными предметами, а их образами и

представлениями. Важное условие формирования этого вида мышления - способность

различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия,

осуществляемые на моделях, ребенок относит к оригиналу, что создает предпосылки

Одна из важнейших предпосылок образного мышления - игра. Именно в ней возникает

способность представить одну вещь посредством другой. Возможность создавать новые

оригинальные образы и действовать с ними во внутреннем плане - воображении - также

одно из главных новообразований этого периода.

В возрасте 5-6 лет происходит скачок в развитии словесно - логического мышления.

Благодаря становлению словесно - логического мышления ребенок становится способен

понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной

форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в

непосредственном опыте. Происходит постепенный отход от суждений, обусловленных

конкретными образами к логическим выводам, основанным на значении слов.

Необходимо помнить, что в 5-6 летнем возрасте психика ребенка в главных своих аспектах

Читайте также: