Реализация совместной деятельности воспитателя с родителями социумом в доу анализ
Обновлено: 05.07.2024
Организация взаимодействия детского сада и социума как нельзя более позволяет использовать максимум возможностей для развития и воспитания детей.
Анализ образовательных потребностей и запросов детей и родителей, потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу нашего детского сада и социальными партнёрами, имеющими свои интересы в сфере образования.
Цель взаимодействия: Расширение социокультурного пространства деятельности дошкольника в решении образовательных задач.
Задачи:
- Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленной на активное освоение мира
- Расширение творческого взаимодействия детского сада с социальными партнёрами для создания единой социокультурной системы;
- Формирование способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
- Создание условий для развития индивидуальных особенностей и самостоятельности у ребенка-дошкольника, готовности к сотрудничеству и самореализации.
- Развитие социально-нравственных качеств личности, формирование духовной культуры и нравственных ценностей.
Педагогические условия эффективного взаимодействия:
- выделение (определение) объектов социума, совместно с которыми решаются задачи;
- подготовка педагогов к образовательной деятельности во взаимодействии с социумом;
- тесное взаимодействие с семьей;
- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы.
Алгоритм организации совместной деятельности с социальными партнерами:
- заключение договора о совместной работе
- составление плана совместной работы
- информирование родителей о проводимых мероприятиях
- Привлечение всех субъектов образовательного процесса к участию в мероприятиях.
- Анализ проведенной работы, определение результативности
- Прогнозирование дальнейшего сотрудничества.
Методическое сопровождение работы по воспитанию дошкольников во взаимодействии с социумом заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления образовательной и воспитательной деятельности детского сада.
Направлено на формирование у педагогов следующих компетенций:
- проектирование образовательного процесса исходя из поставленных целей и учета образовательных и воспитательных ресурсов социальных партнеров;
- владение методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
- умение прогнозировать результаты партнерства для развития ДОО, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности).
Основные направления методического сопровождения педагогов:
- Обеспечение педагогов информацией о новинках литературы; об основных направлениях развития, современных разработках в данном направлении
- Формирование банка данных о методической работе педагогов, их профессиональных качествах, педагогическом опыте;
- Изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;
- Прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание методической помощи педагогам.
- Создание условий для реализации вариативных образовательных программ, современных педагогических технологий;
- Методическое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- Организация повышения квалификации педагогов, обеспечение личностно-ориентированной стратегии, индивидуально- дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетенции;
- Выявление, систематизация, обобщение и распространение позитивного педагогического опыта.
В методической работе с кадрами используем разнообразные формы:
В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения Социальными партнерами детского сада являются:
- Территориальное отделение Мурманского областного краеведческого музея (далее - краеведческий музей)
- Детская районная библиотека
- Детская школа искусств
- Центр детского творчества
- Дом культуры
Конечно, в социальное окружение детского сада входит гораздо больше объектов, но эти мы выделяем особо именно в контексте творческой самореализации субъектов образовательного процесса ДОУ.
- Формировать чувства причастности к культурному наследию своего народа.
- Знакомить детей с исчезнувшими предметами быта, погрузить в атмосферу жизни ушедших поколений.
- Знакомить детей с устным народным творчеством поморов, их обычаями и традициями, праздниками и играми, песнями.
- Формировать чувства любви к малой родине на основе изучения культурных национальных традиций.
Программа включает в себя следующие направления:
- Познавательно-речевое
- творческое
- социально-коммуникативное
Наряду с познавательными экскурсиями детей привлекает практическая деятельность - под руководством поморских мастериц дети лепят козули, мастерят куклу-кувадку, куклу-постригушку, отгадывают загадки, разучивают поморские заклички, пословицы. С желанием участвуют в организованных праздниках - Красная горка, Святки, Масленица.
В те поморские игры, с которыми познакомились в музее, дети с удовольствием играют в детском саду, включают их в досуги, праздники.
В процессе работы был создан свой музей в ДОУ, где собрали предметы утвари поморов, оформили тематические экспозиции.
В ходе сотрудничества с музеем у детей сформировались представления о культуре Терского края, расширились знания об обычаях, традициях поморов, поморском ремесле, народных праздниках. Дети знают много поморских игр, поговорок, пословиц, загадок.
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с детской районной библиотекой.
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства в сотрудничестве с Детской школой искусств и Домом культуры.
Задачи: способствовать созданию образовательной системы с учреждениями культуры для приобщения к культурным ценностям, развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.
№ 1374 "Организация совместной деятельности родительской общественности, социума в реализации ООП ДОУ"
Организация совместной деятельности родительской общественности, социума в реализации ООП ДОУ.
Воспитатель Медведева Г.В.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Поэтому одной из приоритетной задачей государственной политики в области воспитания: развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ. бизнес-сообществ).
Наше дошкольное образовательное учреждение — это открытая социально-педагогическая система, в которой происходит взаимодействие с окружающей микросредой (социумом). Вследствие этого одной из актуальных задач нашего образовательного учреждения становится решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта, освоение им различных социальных ролей. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды. В детском саду дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина, физкультура и спорт и т.п. Поэтому детский сад является весьма важным этапом в их ознакомлении с социумом. Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.
Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
Взаимодействие с семьей.
Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в воспитании детей. Мы активно изучаем формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества. В планировании работы мы учитываем уровень педагогической культуры семей, а также социальный запрос родителей (интересы, нужды, потребности).В настоящее время сложились устойчивые формы работы ДОУ с семьёй, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Но, используя современные методы и приемы, они переходят в нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
Большое значение в воспитательно-образовательной деятельности помогает содружество с учреждениями района. Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Дополнительное образование.
Учреждения
Задачи, решаемые в совместной деятельности
Формы работы с детьми
Районная детская библиотека
Приобщение детей к культуре чтения детской литературы, знакомство с творчеством детских писателей
Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми, родителями. Организация выставок детской художественной и методической литературы. Литературные вечера
Приобщение детей к мировой и национальной культуре. Знакомство с различными музыкальными произведениями и инструментами, Развитие представлений о различных музыкальных жанров музыкального искусства
Беседы о различных музыкальных инструментах
Развитие познавательных процессов, формирование навыков учебной деятельности
Экскурсии по школе. Концерты, совместные развлекательные мероприятия. Посещение школьного музея
Историко-краеведческий музей района
Приобщение детей к русской национальной культуре. Расширение представлений о культуре быта русского народа
Организация экскурсий, проведение народных праздников, осмотр музейных экспонатов
Сохранение и укрепление здоровья детей. Раскрытие своих спортивных способностей. Стремление поддерживать здоровый образ жизни
Спортивные праздники, соревнования
Развитие творческих способностей дошкольников
Знакомство и разучивание народных танцев и танцев народа мира. Приобщение к танцевальному искусству
Выступление на концертах, участие в танцевальных коллективах
Всероссийское общество автолюбителей,
Формирование интереса к различным формам изучения и закрепления правил дорожного движения, формирование умений и навыков правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
Конкурсы, викторины, спортивные состязания, праздники
Информирование родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям
Опыт работы с социальными партнёрами освещается в средствах массовой информации (телевидение, районная газета).
Положительным результатом работы по взаимодействию с социум является желание выпускников детского сада продолжать занятия в творческих и спортивных коллективах, художественной школе, музыкальной школе, спортивных секциях, танцевальных коллективах, вокальных коллективах.
В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке, проведению и участию в совместных педагогических мероприятиях детского сада. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Выпускники ДОУ легко адаптируются в новых социальных условиях.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад с. Бобровка Красноармейского района Саратовской области
Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества образования в ДОУ
Заведующий ДОУ
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенных знаний, но в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
свободного гражданина (субъекта истории, общества);
творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из "закрытой", достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать "открытой системой".
Понятие "открытое дошкольное учреждение" включает широкий спектр признаков. Открытое дошкольное учреждение – это, прежде всего, "окно в мир"; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
партнерство со спонсорами, благотворительными организациями
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо
четко осознавать миссию ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:
для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
воспитания уважения к труду взрослых;
привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, культуры; с семьями воспитанников детского сада.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, округа, города и т.д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;
Следующий этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.
И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Задачи художественно-эстетического развития дошкольников успешно реализуются в процессе приобщения к театральному, музыкальному и декоративно-прикладному искусству. В нашем небольшом провинциальном городке есть етская музыкальная школа, дом культуры и центр народного детского творчества детей. Это тоже наши партнеры, с которыми налажено тесное сотрудничество.
Детская музыкальная школа постоянно приглашает наших детей со своими родителями на концерты учащихся. В дни весенних каникул для воспитанников подготовительной группы проводятся экскурсии с проведением мастер-классов. Тем самым обеспечивается преемственность в музыкальном воспитании, ведь музыкально-одаренные дети продолжают свое обучение в музыкальной школе.
Сказочные постановки, спектакли, игровые программы приобщают детей к театральному искусству. Мероприятия, проводимые Домом культуры, очень любят наши воспитанники и часто играют в них сами. Сотрудниками Дома культуры и Центра народного творчества проводиться большая творческая работа, которая позволяет нашим детям и их родителям принимать участие в районных и областных фестивалях и конкурсах.
Опыт работы нашей дошкольной образовательной организации по взаимодействию с учреждениями социума показывает, что активная позиция ДОО влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Читайте также:
- Кто такие гуцулы и где они живут и какие танцы исполняют кратко
- Как молчалин попал в дом фамусова горе от ума кратко
- Анализ стихотворения зинаида гиппиус знайте кратко
- Объясните почему деньги являются основным средством сбережения кратко
- Что такое петля обратной связи в информатике определение кратко