Реализация проекта школа колледж предприятие

Обновлено: 08.07.2024

Цель проекта – профессиональная вузовская подготовка высококвалифицированных специалистов из числа представителей технически одаренной молодежи, осознанно выбравших для своей будущей профессиональной карьеры работу в Системном операторе, имеющих качественные базовые теоретические знания и специализированные практические навыки, позволяющие быстро адаптироваться к задачам компании.

Проект реализуется совместно несколькими заинтересованными сторонами:

Реализацию проекта можно условно разделить на три этапа: довузовский (школьный), вузовский и послевузовский. В определенной степени на каждом этапе задействованы и общеобразовательные школы, и вузы, имеющие профильные электроэнергетические кафедры, и электроэнергетические предприятия – потребители выпускников проекта.

В рамках каждого этапа проекта реализуется собственная программа мероприятий, однако все они тесно связаны друг с другом.

Основные задачи проекта:

  • на довузовском (школьном) этапе – формирование у выпускников школ осознанного выбора профильной (энергетической) специальности и вуза для продолжения обучения;
  • на вузовском этапе – отбор наиболее успешных студентов для практики и стажировки в филиалах системного оператора, других энергокомпаниях, а также дальнейшее трудоустройство;
  • на послевузовском этапе – эффективная профессиональная и социальная адаптация молодого специалиста на предприятии, а также корректировка и совершенствование системы подготовки в рамках проекта.

Довузовский (школьный) этап проекта

На начальной стадии отношения между участниками проекта выстраиваются следующим образом:

На довузовском этапе в проекте участвуют 15 школ в восьми городах – административных центрах регионов в пределах операционных зон филиалов Системного оператора[2].

В работе по профессиональной ориентации заинтересовано большинство общеобразовательных учреждений, но для этого у них, как правило, недостаточно собственных ресурсов. Откликаясь на предложение Фонда, школы действуют в интересах старшеклассников в соответствии с их потребностью в получении профориентационных знаний, способных помочь определиться с выбором будущей профессии.

В апреле-мае каждого учебного года проводится опрос по поводу приоритетных направлений продолжения образования. Форма опроса – произвольная для каждого общеобразовательного учреждения, задача – узнать потенциальное число абитуриентов профильных специальностей.

Особенности обучения и профориентации

Комментарии

Общеобразовательные дисциплины

Углубленный курс профильных для электроэнергетики общеобразовательных предметов и предметов, необходимых для сдачи ЕГЭ :

Количество часов – в зависимости от уровня подготовки школьников. Преподаватели – из школ и профильных кафедр вузов, заинтересованные в притоке в вуз хорошо подготовленных мотивированных студентов, сознательно выбравших будущую специальность. Работа преподавателей оплачивается в соответствии с тарифной сеткой, из расчета академического часа, на основе гражданско-правового договора

Специальный курс по электроэнергетике

Программа спецкурса разработана на основе преподаваемых в вузах аналогичных дисциплин.

Преподаватели профильных кафедр вузов. Программа посвящена популяризации знаний об электроэнергетике как одной из наиболее важных промышленных отраслей экономики и изучению основ ее функционирования. Школьники получают сведения об электроэнергетических системах и их элементах, силовом оборудовании, качестве электрической энергии и экономических аспектах функционирования энергосистемы

Научно-практическая деятельность

Выполнение практической работы по теме из списка тем научно-практических работ, заявленных в программе спецкурса

В рамках направления подготовки школьники тесно взаимодействуют с профильными кафедрами вузов, участвующих в проекте. Каждому учащемуся назначается консультант – преподаватель вуза, по рекомендации которого выбирается тема работы и осуществляется ее реализация

Экскурсионная программа

Знакомство с энергетическими предприятиями и кабинетные презентации компаний, экскурсии на профильные кафедры вузов, в научно-исследовательские институты и научно-технические лаборатории

Экскурсионная программа разрабатывается экспертами Фонда для каждого региона. Во время экскурсий старшеклассники встречаются как со специалистами технологического блока для знакомства с ключевыми энергообъектами, так и с представителями HR-структур, которые освещают социальную политику компании и карьерные перспективы

Научно-техническое творчество

В 2013 г. в региональном этапе конкурса инженерных решений участвовало 24 проекта из шести городов. Общая численность участников (команд и отдельных конкурсантов) – 51 человек. К межрегиональному этапу было допущено 17 проектов из шести городов.

В рамках конкурса инженерных решений учащиеся изготавливают технические устройства: макеты, масштабные модели, имеющие непосредственное отношение к электротехнике и электроэнергетике. Каждое устройство сопровождается техническим паспортом. Устройства изготавливаются из общедоступных материалов, поддержку и сопровождение работ обеспечивают учителя физики школ, а также преподаватели и сотрудники профильных кафедр вузов. Работы конкурсантов оценивает экспертная комиссия, в состав которой входят представители школ, вузов и Фонда.

Победители научно-практических мероприятий, проводимых Фондом,награждаются дипломами и ценными призами. Команды победителей могут награждаться экскурсионными поездками[3].

Дополнительный стимул развития научного потенциала школьников – грантовая программа Фонда, включающая образовательные и travel-гранты. Последние дают возможность принять участие во всероссийских и международных научных мероприятиях (конкурсах, конференциях).

Школа по своей инициативе отбирает научные мероприятия (конкурсы, конференции школьников и студентов, олимпиады, выставки научно-технического творчества и пр.), рекомендует старшеклассникам принять в них участие и оформляет заявку на грант. Фонд рассматривает заявку, осуществляет отбор и финансирует поездку школьников или команд на мероприятия, соответствующие его профилю (физика, математика, информатика и другие дисциплины технического цикла).

Таким образом, в течение учебного года старшеклассники каждого региона, задействованного в проекте, принимают участие более чем в 15 научно-практических конференциях и конкурсах.

Формирование сообщества юных энергетиков

К особенностям программы относятся:

  • создание условий для активного общения студентов и школьников между собой;
  • моделирующий практикум, в ходе которого в игровой форме отрабатываются методы проектирования энергообъектов или систем электроснабжения;
  • проведение деловой игры, направленной на формирование у школьников и студентов представления об электроэнергетике в целом, и определение своего профессионального места в ней.

Тренинги по командообразованию проводятся, в частности, среди школьников. Их особенность – погружение стандартных командных заданий в условный контекст электроэнергетики.

Работу школы обеспечивают шесть–восемь преподавателей вузов, они читают лекции и проводят практические занятия. Пять-шесть учителей сопровождают делегации участников. Все они работают на основании гражданско-правового договора.

Программа составляется для каждого из десяти дней работы школы, расписание включает учебные занятия, тренинги, досуговые и прочие мероприятия.

Участие в летней школе служит мотивирующим фактором для успешного обучения и активного участия в проектах Фонда. В число задач летней школы входит:

  • погружение учащихся в энергетическую тематику;
  • развитие интереса молодежи к научно-техническому творчеству по проблемам и перспективам развития электроэнергетики;
  • популяризация интерактивных форм обучения: деловая игра, моделирование, проектирование, самоуправление.

Команды города ЭМ занимались проектированием и строительством условной энергетической системы (четыре электростанции и три подстанции, объединенные воздушными линиями), а также решением ситуационных задач по обеспечению ее функционирования и разработкой инновационных энергетических и социальных проектов.

Результативность летней школы для участников определяется через анкетирование, где каждый из них оценивает уровень лекций, практикумов. Преподаватели оценивают активность школьников и студентов по определенной системе баллов. По результатам накопленных баллов лидеры награждаются призами.

В мероприятиях летней школы принимают участие Системный оператор и другие энергетические предприятия региона (в 2013 г. число компаний-участников составило девять). Они проводят презентации энергокомпаний, встречи с топ-менеджерами, реализуют экскурсионную программу на энергообъекты.

Основные результаты довузовского этапа

Основными результатами довузовского этапа являются повышение успеваемости и поступление в вузы.

Другой не менее важный результат довузовского этапа – качество подготовки вчерашних школьников, осознанно выбравших электроэнергетические профессии, додстаточно подготовленных и мотивированных на поступление в профильный вуз.

Поддержание интереса к работодателю

[2] Уральский федеральный университет; Ивановский государственный энергетический университет; Северо-Кавказский федеральный университет; Южно-Российский государственный технический университет; Национальный исследовательский Томский политехнический университет; Самарский государственный технический университет.


Аннотация

Практика может быть интересна руководителям образовательных организаций и предприятий, работникам служб занятости, организаторам профориентационной деятельности.

Актуальность

Цель и задачи

Обеспечение успешного профессионального самоопределения обучающихся на этапах выбора сферы профессиональной деятельности, профессионального образования и проектирования профессиональной карьеры.

Задачи:

2. Организация профориентационной диагностики и консультирования, психологического сопровождения.

3. Реализация инновационных подходов в области профессиональной ориентации молодежи, совершенствование форм и методов профориентационной деятельности.

4. Организация обучения по дополнительным образовательным программам и обучения с одновременным освоением нескольких видов образовательных программ, повышение конкурентоспособности будущих специалистов

6. Организация творческих конкурсов, чемпионатов, ярмарок компетенций, поддержка инновационных проектов творческой молодежи.

7. Оказание содействия выпускникам колледжа в адаптации к рынку труда и обеспечение их эффективного трудоустройства.

Средства и способы реализации практики

Организационные условия

Профориентационный блок охватывает ряд направлений:

организация деятельности в области профессиональной ориентации молодежи, трудоустройства, дополнительного образования на основе инновационных подходов;

развитие сотрудничества и партнерских связей между образовательными организациями среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, работодателями и общественными организациями Свердловской области по вопросам профессиональной ориентации молодежи, трудоустройства, организации дополнительного образования граждан;

развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций различного уровня;

представление общественности и популяризация педагогического опыта в области профессиональной ориентации молодежи и трудоустройства выпускников.

Система непрерывного сопровождения профессионального самоопределения включает в себя 4 этапа:

организация профориентационной диагностики и тестирования;

реализация программ дополнительного профессионального образования, направленных на профессиональное самоопределение и повышение мотивации к будущей профессиональной деятельности и включающей в себя прохождение профессиональных проб, знакомство с содержанием будущей профессии, подготовку к вступительным испытаниям;

организация участия школьников в олимпиадах профессиональной направленности, конкурсах, чемпионатах с целью ранней профориентации, в том числе по стандартам JuniorSkills;

организация профессионального обучения для школьников - освоение первой профессии.

реализация программ профессионального обучения, ориентированного на профессиональную саморефлексию и формирование индивидуальных карьерных маршрутов;

реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки – возможность получения дополнительных компетенций и квалификаций, с возможностью последующего подтверждения в центрах оценки квалификации.

организация участия студентов в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства, в том числе по стандартам WorldSkills Russia, участия в конкурсных отборах на получение стипендиальных грантов, учрежденных работодателями.

знакомство с реальными рабочими местами по полученной специальности (профессии) посредством реализации практико-ориентированного обучения: имитация и визуализация рабочего места, прохождение производственной практики на предприятии, участие в профессиональной деятельности и общественных мероприятиях на предприятии;

подготовка к участию в демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills Russia или в процедуре независимой оценки квалификации (в рамках государственной итоговой аттестации).

консультативная поддержка по определению карьерных маршрутов;

помощь в поиске места трудоустройства;

повторная профессиональная диагностика и помощь профконсультанта, психолога в первый год трудоустройства.

Интегративный подход Системы позволяет органично соединить элементы воспитательно-образовательного процесса с технологиями маркетинга, рекламы и PR, необходимыми для достижения целей профориентационной работы, привлечь ресурсы структурных подразделений колледжа и предприятий - социальных партнеров.

В Систему включены следующие проектные направления:

Направление 1. Познай себя: Я и мир профессий

Проектная идея: развитие диагностико-консультационной деятельности, включающей в себя проведение диагностики профессиональных склонностей, интересов и способностей, оказание консультационной помощи в выборе учебного заведения, профессии, специальности и места работы.

Психолог и профконсультант проводят индивидуальное профконсультирование, выполняющее информационную, диагностическую, формирующую и психологическую функции. Для профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подготовлен и используется комплекс оборудования и специализированного программного обеспечения на базе библиотечного медиацентра колледжа с возможностью инклюзивного образования для лиц с ОВЗ из числа слепых и слабовидящих.

Направление 2. Профпробы и профигры

Проектная идея: разработка и проведение практико-ориентированных профессиональных проб, мастер-классов и профессиональных игр.

В рамках работы по данному проектному направлению заключено 5 партнерских соглашений в области профориентационной деятельности с образовательными организациями Свердловской области (Приложение 3).

Организовано участие школьников 6−11 классов в проекте ранней профессиональной ориентации Билет в будущее, включая профессиональные пробы, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией, и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности.

В 2020 г. массовое распространение получил онлайн-формат проведения профориентационных мероприятий.

Направление 3. Шаг за шагом к накоплению капитала идентичности

Проектная идея: расширение спектра дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в Колледже для обеспечения возможности развития личностного и профессионального потенциала участников каждой целевой группы.

Колледж реализует практику одновременного освоения второй основной образовательной программы среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий по 3 специальностям и 3 программам повышения квалификации.

Направление 4. Инжиниринг талантов

Проектная идея: организация деятельности по поддержке одаренной молодежи и развитию их профессионального мастерства.

Направление 5. Старт Карьеры: Школа эффективного трудоустройства

Проектная идея: организация системы управления карьерой выпускников, развитие сотрудничества и партнерских связей с образовательными учреждениями, работодателями и общественными организациями Свердловской области в области профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.

Формирование, осуществление и развитие отношений с социальными партнерами в рамках содействия трудоустройству осуществляется по следующим направлениям.

Привлечение специалистов предприятий – социальных партнеров в качестве экспертов при проведении олимпиад и чемпионатов профессионального мастерства.

Совместное участие в деятельности по профессиональной ориентации молодежи и содействию трудоустройству - конференций, форумов, выставок, семинаров, круглых столов по вопросам занятости, трудоустройства и профориентации.

Предоставление оборудованных мест практик для обучающихся, их сопровождение с целью создания режима адаптации на предприятии, изыскание возможностей для последующего трудоустройства выпускников.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia и прохождение выпускниками процедуры независимой оценки квалификации с участием представителей предприятий-работодателей является логическим продолжением мероприятий по содействию трудоустройству.

Нормативная база практики

Соглашение в области профориентационной деятельности.

Индивидуальный план профессионального развития выпускника.

Заявка на подбор специалиста.

Соглашение о социальном партнерстве

Соглашение о сотрудничестве

Примеры соглашений о сотрудничестве и социальном партнерстве представлены в Приложении 8 и Приложении 9.

Критерии результативности

Удовлетворенность обучающихся и выпускников образовательных организаций, их родителей полнотой и качеством проведения мероприятий по содействию в профессиональном самоопределении и трудоустройстве с учетом потребностей и возможностей обучающихся, социально-экономической ситуации на рынке труда;

Сформированность у обучающихся общих и профессиональных компетенций, необходимых для профессионального самоопределения и успешного трудоустройства, повышение общей и профессиональной культуры обучающихся;

Обновление форм и методов профориентационной работы с применением современных технологий, ее практикоориентированная направленность;

Удовлетворенность обучающихся и выпускников колледжа выбранной профессией (специальностью);

Динамика трудоустройства выпускников по полученной специальности;

Удовлетворенность предприятий-работодателей качеством подготовки выпускников, адаптированных к современному рынку труда.

Данные о результативности

В 2020 г. проведены маркетинговые исследования: на выявление профессиональных намерений обучающихся, мониторинг результатов приема поступающих, индивидуальные перспективные планы профессионального развития выпускника 2020 года очной формы обучения. Всего в маркетинговых исследованиях приняли участие 1223 респондентов.

Удовлетворенность качеством услуг обучающихся, родителей демонстрируют результаты маркетинговых исследований: 88% родителей школьников свидетельствуют о получении исчерпывающей (достаточной) информации о мире профессий; 100% обучающихся отметили профориентационную диагностику как эффективную форму помощи в осознанном выборе профессии; все участники профессиональных проб, творческих конкурсов и олимпиад отметили их полезность для ранней профориентации.

Участники СКБ приобрели эрудированность и повысили общую культуру – 86%, приобрели инженерные навыки и навыки в области предпринимательства – 68%.

Слушатели подготовительных курсов: повысили общетеоретическую подготовку – 71%, сформировали практические навыки – 85%, почувствовали готовность к прохождению вступительных испытаний – 96%.

Спектр образовательных программ расширен за счет профессий и специальностей из списка наиболее востребованных и актуальных профессий ТОП-50.

На 8,6% увеличился контингент обучающихся по программам одновременного параллельного освоения второй основной образовательной программы.

32% обучающихся очной формы обучения осваивают программы одновременного параллельного освоения второй основной образовательной программы или программы повышения квалификации.

От 92 до 100% выпускников очной формы обучения имеют индивидуальные перспективные планы профессионального развития выпускника.

80% выпускников расценивают свои шансы на трудоустройство как более высокие в результате освоения второй основной профессиональной программы, остальные 20% выпускников считают, что полученные знания пригодятся в жизни.

В первый год после окончания колледжа трудоустраиваются от 68% до 96% выпускников.

По оценке работодателей, выпускники колледжа обладают уровнем самостоятельности решения профессиональных проблем на 83%, умением применять теоретические знания в практической деятельности – на 70%, готовностью к профессиональной деятельности в целом – на 85%.

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Ограничением для применения представленной практики может служить отсутствие в штате образовательного учреждения психолога, либо лиц с необходимым опытом работы педагогической деятельности.

Алгоритм внедрения практики

Подготовка организационно-управленческих условий реализации практики:

Формирование партнерской сети взаимодействия с работодателями.

Подготовка методической базы:

разработка программ профориентационной диагностики и консультирования, психологического сопровождения;

выбор и определение инновационных подходов в области профессиональной ориентации молодежи, совершенствование форм и методов профориентационной деятельности;

актуализация образовательных программ;

разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

Организация обучения по дополнительным образовательным программам и обучения с одновременным освоением нескольких видов образовательных программ, повышение конкурентоспособности будущих специалистов

Организация деятельности студенческого конструкторского бюро.

Организация творческих конкурсов, чемпионатов, ярмарок компетенций, поддержка инновационных проектов творческой молодежи.

Оказание содействия выпускникам колледжа в адаптации к рынку труда и обеспечение их эффективного трудоустройства.

Данные о тиражировании

В течение 2020 года была организована постоянно действующая рекламно-информационная кампания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Комнату № 1 – где злобный абориген постоянно смотрит на Вас через окно.

Комнату № 2 – где скрипучая дверь в ванную комнату постоянно открывается и закрывается, и где-то вздыхает женщина.

Комнату № 3 – где Ваша кровать начинает спонтанно двигаться, когда Вы пытаетесь уснуть.

Комнату № 4 – где обезглавленный призрак сидит у Вас в ногах, когда Вы просыпаетесь в полночь.

Во все времена люди трудились над созданием механизмов сотрудничества. Эти методы используются во многих сферах жизни человека и общества для достижения целей определенного лица или группы людей. Зачастую именно совместная деятельность организаций, государств, предприятий приносит эффективный результат в той или иной сфере. Сотрудничество – это совместно распределенная деятельность представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности.

Формы взаимодействия школы и вуза весьма многообразны. Многие из них имеют устойчивость и традиционный характер. В целом, взаимодействие школы в той или иной форме обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования и направлена на:

- обеспечение углубленного уровня подготовки;

- развитие творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и наклонностями;

- получение основ профессиональной подготовки по специальностям вузов;

В сотрудничестве средних и высших образовательных учреждений можно выделить следующие направления взаимодействия средних и высших образовательных учреждений:

1) учебно-методическое , которое содержит в себе: деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентацией; подготовку и апробацию учебников, учебных и дидактических пособий для учащихся, учителей и преподавателей вузов, работающих во взаимодействующих с вузами средних образовательных учреждениях; руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам; непосредственное обучение преподавателями вузов учащихся средних образовательных учреждений; личные профессиональные контакты учителей школы с преподавателями вузов по обмену опытом;

2) научно-методическое , которое характеризуется: работой факультативов и кружков на базе средних и высших образовательных учреждений; совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов; КВНов, разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования; совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов;

3) профориентационное .

Мы взяли направление более актуальное: это проблемы интеграции профориентационной работы школы и вуза, школы и производства. Совместную профориентационную деятельность образовательных учреждений определяют как комплекс организационных, психолого-педагогических и других мероприятий, проводимых совместно общеобразовательными учреждениями и вузами, техникумами, профессиональными училищами в целях оказания помощи учащимся в сознательном выборе профессии и подготовки их к будущей профессиональной деятельности.

В ходе неё осуществляется система профессиональной ориентации, включающая

- преоптацию (формирование первоначальных профессиональных представлений),

- профессиональный отбор (подбор),

- постоптацию (профессиональное продвижение).

А именно: создание и развитие внутрисистемных связей в образовании, осуществляемых через пропаганду профессий по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения; информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах; публикации в местной печати, выступления по радио и телевидению о работе взаимодействующих образовательных учреждений; подготовку и распространение в средних образовательных учреждениях материалов о профильном вузе; демонстрацию фильмов о профильном вузе в школе; выступление представителей учебных заведений в школе с лекциями о специальностях, по которым готовят студентов; обеспечение работы подготовительных курсов на базе взаимодействующего вуза; проведение установочных консультаций для учителей и учащихся школы по предметам вступительных экзаменов; беседы с учителями, учащимися и их родителями о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем; проведение предметных олимпиад для учащихся школы, изъявивших желание учиться в профильном вузе; проведение дней открытых дверей; предоставление услуг профдиагностики.

В системе работы нашей школы используются в основном: профагетация (встречи с представителями учебных заведений, экскурсии на предприятия города и в учебные заведения), проф.просвещение (информационные стенды, классные часы, демонстрация фильмов об учебных заведениях РК), участие в днях открытых дверей, олимпиадах и конкурсах, предлагаемых учебными заведениями, городских стенд мобах.

К недостаткам совместной профориентационной работы образовательных учреждений можно отнести;

- пассивная жизненная позиция, неготовность учащихся и выпускников осуществлять выбор, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свои действия;

- отсутствие у молодежи навыков самоопределения, планирования жизненного и профессионального пути;

- низкая информированность обучающихся о потребностях и перспективах развития рынка труда Восточно-Казахстанской области, о требованиях работодателей к молодым специалистам, о реальных условиях будущей работы (уровень оплаты труда, наличие социального пакета, особенностей производства, возможности профессионального роста, плюсы и минусы работы и т.д.);

- разобщенность и рассогласованность действий социальных партнеров на рынке труда и образования;

- отток выпускников в зарубежные ВУЗы (РФ).

- неправильный выбор профессии выпускниками: по каким либо объективным и субъективным причинам являются экономические трудности, плохое материальное положение большинства семей. Родители часто не в состоянии дать образование по склонностям и способностям детей. Не могут по этой причине обучать их в других городах. Следовательно, круг учебных заведений сужается, дети вынуждены учиться там, где ближе к дому. К объективным причинам мы относим недостаточную и иногда некомпетентную информацию о профессиях. Современная реклама учебных заведений акцентирует внимание на престижности и материальной выгоде, не учитывая востребованность конкретных профессий на рынке труда и игнорируя требования профессий к личности работника.

Рекомендации и задачи:

-оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

-выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

-получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

-дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства - учащихся с девиантным поведением, учащихся с особыми потребностями, и др.;

-выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

- проведение не только профориентационных (для 9-11 классов), но и учебных и ознакомительных (для начального и среднего звена) экскурсий в учебные заведения;

- проведение круглых столов с участием представителей Центра занятости по вопросам потребности и перспектив развития рынка труда в городе, области, стране в целом.

Таким образом, интеграция профориентационной работы школы и вуза, других образовательных учреждений, школы и производства является важнейшей составляющей педагогического процесса, имеющей общую цель: профессиональное самоопределение учащейся молодёжи и воспитание успешного гражданина с активной жизненной позицией

1) Личное пространство и самостоятельность. Вы ищете стабильность, работу, которая подвержена минимальному воздействию со стороны внешних факторов и которая обеспечивает постоянный доход. Врач, юрист, учитель, администратор, сотрудник офиса.

2) Стабильность без беготни и контакта с другими. Подчиняясь, Вы без труда переносите давление Вашего руководителя, так как комфорт на работе для Вас превыше всего! Госслужащий, инженер, специалист информационных технологий, финансист.

3) Вы очень активны, не можете сидеть, сложа руки, не выносите ограничений. Вы очень легко адаптируетесь к динамичной работе, в которой отсутствует рутина. Маркетолог, страховщик, продавец, курьер, водитель.

4) Вы подходите для работы, требующей постоянных встреч с людьми, и чем их больше, тем лучше для Вас. Вы понимаете – Ваш успех напрямую зависит от них, но Вы не знаете кто они. Звезда шоу бизнеса, политик, PR.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Комнату № 1 – где злобный абориген постоянно смотрит на Вас через окно.

Комнату № 2 – где скрипучая дверь в ванную комнату постоянно открывается и закрывается, и где-то вздыхает женщина.

Комнату № 3 – где Ваша кровать начинает спонтанно двигаться, когда Вы пытаетесь уснуть.

Комнату № 4 – где обезглавленный призрак сидит у Вас в ногах, когда Вы просыпаетесь в полночь.

Во все времена люди трудились над созданием механизмов сотрудничества. Эти методы используются во многих сферах жизни человека и общества для достижения целей определенного лица или группы людей. Зачастую именно совместная деятельность организаций, государств, предприятий приносит эффективный результат в той или иной сфере. Сотрудничество – это совместно распределенная деятельность представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности.

Формы взаимодействия школы и вуза весьма многообразны. Многие из них имеют устойчивость и традиционный характер. В целом, взаимодействие школы в той или иной форме обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования и направлена на:

- обеспечение углубленного уровня подготовки;

- развитие творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и наклонностями;

- получение основ профессиональной подготовки по специальностям вузов;

В сотрудничестве средних и высших образовательных учреждений можно выделить следующие направления взаимодействия средних и высших образовательных учреждений:

1) учебно-методическое , которое содержит в себе: деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентацией; подготовку и апробацию учебников, учебных и дидактических пособий для учащихся, учителей и преподавателей вузов, работающих во взаимодействующих с вузами средних образовательных учреждениях; руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам; непосредственное обучение преподавателями вузов учащихся средних образовательных учреждений; личные профессиональные контакты учителей школы с преподавателями вузов по обмену опытом;

2) научно-методическое , которое характеризуется: работой факультативов и кружков на базе средних и высших образовательных учреждений; совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов; КВНов, разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования; совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов;

3) профориентационное .

Мы взяли направление более актуальное: это проблемы интеграции профориентационной работы школы и вуза, школы и производства. Совместную профориентационную деятельность образовательных учреждений определяют как комплекс организационных, психолого-педагогических и других мероприятий, проводимых совместно общеобразовательными учреждениями и вузами, техникумами, профессиональными училищами в целях оказания помощи учащимся в сознательном выборе профессии и подготовки их к будущей профессиональной деятельности.

В ходе неё осуществляется система профессиональной ориентации, включающая

- преоптацию (формирование первоначальных профессиональных представлений),

- профессиональный отбор (подбор),

- постоптацию (профессиональное продвижение).

А именно: создание и развитие внутрисистемных связей в образовании, осуществляемых через пропаганду профессий по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения; информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах; публикации в местной печати, выступления по радио и телевидению о работе взаимодействующих образовательных учреждений; подготовку и распространение в средних образовательных учреждениях материалов о профильном вузе; демонстрацию фильмов о профильном вузе в школе; выступление представителей учебных заведений в школе с лекциями о специальностях, по которым готовят студентов; обеспечение работы подготовительных курсов на базе взаимодействующего вуза; проведение установочных консультаций для учителей и учащихся школы по предметам вступительных экзаменов; беседы с учителями, учащимися и их родителями о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем; проведение предметных олимпиад для учащихся школы, изъявивших желание учиться в профильном вузе; проведение дней открытых дверей; предоставление услуг профдиагностики.

В системе работы нашей школы используются в основном: профагетация (встречи с представителями учебных заведений, экскурсии на предприятия города и в учебные заведения), проф.просвещение (информационные стенды, классные часы, демонстрация фильмов об учебных заведениях РК), участие в днях открытых дверей, олимпиадах и конкурсах, предлагаемых учебными заведениями, городских стенд мобах.

К недостаткам совместной профориентационной работы образовательных учреждений можно отнести;

- пассивная жизненная позиция, неготовность учащихся и выпускников осуществлять выбор, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свои действия;

- отсутствие у молодежи навыков самоопределения, планирования жизненного и профессионального пути;

- низкая информированность обучающихся о потребностях и перспективах развития рынка труда Восточно-Казахстанской области, о требованиях работодателей к молодым специалистам, о реальных условиях будущей работы (уровень оплаты труда, наличие социального пакета, особенностей производства, возможности профессионального роста, плюсы и минусы работы и т.д.);

- разобщенность и рассогласованность действий социальных партнеров на рынке труда и образования;

- отток выпускников в зарубежные ВУЗы (РФ).

- неправильный выбор профессии выпускниками: по каким либо объективным и субъективным причинам являются экономические трудности, плохое материальное положение большинства семей. Родители часто не в состоянии дать образование по склонностям и способностям детей. Не могут по этой причине обучать их в других городах. Следовательно, круг учебных заведений сужается, дети вынуждены учиться там, где ближе к дому. К объективным причинам мы относим недостаточную и иногда некомпетентную информацию о профессиях. Современная реклама учебных заведений акцентирует внимание на престижности и материальной выгоде, не учитывая востребованность конкретных профессий на рынке труда и игнорируя требования профессий к личности работника.

Рекомендации и задачи:

-оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

-выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

-получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

-дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства - учащихся с девиантным поведением, учащихся с особыми потребностями, и др.;

-выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

- проведение не только профориентационных (для 9-11 классов), но и учебных и ознакомительных (для начального и среднего звена) экскурсий в учебные заведения;

- проведение круглых столов с участием представителей Центра занятости по вопросам потребности и перспектив развития рынка труда в городе, области, стране в целом.

Таким образом, интеграция профориентационной работы школы и вуза, других образовательных учреждений, школы и производства является важнейшей составляющей педагогического процесса, имеющей общую цель: профессиональное самоопределение учащейся молодёжи и воспитание успешного гражданина с активной жизненной позицией

1) Личное пространство и самостоятельность. Вы ищете стабильность, работу, которая подвержена минимальному воздействию со стороны внешних факторов и которая обеспечивает постоянный доход. Врач, юрист, учитель, администратор, сотрудник офиса.

2) Стабильность без беготни и контакта с другими. Подчиняясь, Вы без труда переносите давление Вашего руководителя, так как комфорт на работе для Вас превыше всего! Госслужащий, инженер, специалист информационных технологий, финансист.

3) Вы очень активны, не можете сидеть, сложа руки, не выносите ограничений. Вы очень легко адаптируетесь к динамичной работе, в которой отсутствует рутина. Маркетолог, страховщик, продавец, курьер, водитель.

4) Вы подходите для работы, требующей постоянных встреч с людьми, и чем их больше, тем лучше для Вас. Вы понимаете – Ваш успех напрямую зависит от них, но Вы не знаете кто они. Звезда шоу бизнеса, политик, PR.

Читайте также: