Реализация плана воспитательной работы школы

Обновлено: 03.07.2024

Реализация воспитательных цели и задач в 2007-2008 учебном году осуществлялись посредством плана, включающего представленные направления и формы воспитательной работы с обучающимися.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию и развитие личности каждого учащегося, стимулирование его творческой активности осуществлялось, таким образом, в ходе учебной деятельности (воспитательная функция урока), внеурочной жизни школьного и классного коллективов, общения с учителем, общения учеников друг с другом и целенаправленной воспитательной деятельности.

Спортивно-оздоровительная работа в школе осуществлялась в рамках образовательного процесса - формирование физической активности личности, мотивации к здоровому образу жизни и улучшению качества здоровья, а также в рамках организованной внеурочной спортивной деятельности, направленной на формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании и развитии своих физических способностей. Учащиеся МОУ СОШ № 53 принимали участие практически во всех районных спортивных соревнованиях и в некоторых из них добились определенных успехов: 4 м. в первенстве района по футболу на снегу, 3 м. (девушки) и 3 м. (юноши) в соревнованиях по волейболу, 2 м. в легкоатлетической эстафете на приз И. Газизулина.

На высоком уровне были проведены конкурсы чтецов среди обучающихся начальной школы и 5 – 6 классов, организованные зав. библиотекой Закировой Л.А. и зам. директора по УВР Нестеровой З.А. Мероприятия проходили в читальном зале школьной библиотеки, который оформлялся в соответствии с тематикой конкурса (наглядность, тематические книжные выставки и др.). Выразительное чтение наизусть ребята сопровождали демонстрацией собственных рисунков, отражающих содержание произведения. Все это способствовало раскрытию и выражению творческих способностей детей, привитию любви к поэзии, развитию нравственных качеств личности.

Нужно отметить, что немаловажная роль в воспитательной работе отводилась библиотеке школы. В течение всего учебного года Закировой Ларисой Алексеевной оформлялись тематические книжные выставки, приуроченные к памятным датам, велась работа с активом читателей. Массовая работа включала также помощь классным руководителям в подборе материалов к классным часам, проведение бесед, классных и литературных часов, викторин на базе школьной библиотеки и библиотеки ДК ЖД.

Важным в оценке воспитательной работы школы являются результаты участия обучающихся в конкурсных и воспитательных мероприятиях различных уровней.

Еще одной составляющей в/процесса является целенаправленная воспитательная деятельность, которая включает организацию взаимоотношений в классном коллективе, развитие общественной активности учащихся, организацию сотрудничества и сотворчества педагога и учеников. Коррекция индивидуального развития учащихся осуществлялась классными руководителями в ходе ежедневной индивидуальной работы с детьми и их родителями, проведения классных часов и психологических практикумов с использованием диагностик и психологических параметров личности, трудовых мероприятий. Особо можно отметить работу классных руководителей учащихся начальной школы: Алферова О.М., Ерина Н.Ф., Логинова Е.В., Абильдинова Т.А., Зубкова Н.А., Горюнова М.В., Смердова О.Н., Борисова Н.В.; таких классных руководителей как Хусаинова Э.Т. (5 1 класс), Рудских О.В. (5 3 класс), Алябьева А.С. (6 2 класс), Айдакова Т.В. (8 2 класс), Бокова Н.А. (9 1 класс).

Однако и здесь имеются определенные недостатки, чаще всего воспитывающая деятельность сводилась к контролю за посещаемостью, не уделялось достаточного внимания текущей успеваемости учащихся (своевременные меры по ликвидации задолженностей, помощь учащимся, имеющим одну или две тройки), не проводились в системе тематические классные часы и мероприятия, направленные на выполнение поставленных воспитательных задач на учебный год, не осуществлялось сотрудничество классных руководителей с учащимися в планировании, подготовке и проведении, последующем анализе в/мероприятий. Были случаи, когда классные руководители не только не могли организовать класс на участие в каком-либо общешкольном или районном мероприятии, но даже не информировали детей о предстоящем деле.

Немаловажной проблемой является организация самообслуживания в школе. В классах отсутствуют графики дежурств, всю работу по обслуживанию кабинета берет на себя, закрепленный за ним, учитель-предметник. Считаю необходимым, в рамках трудового воспитания, ежедневно назначать дежурных (самоуправление!) для уборки с доски и мусора после урока в каждом учебном кабинете, а также поливки цветов после окончания всех занятий в своем классном кабинете, проведении генеральных уборок раз в месяц силами учащихся. Органам самоуправления (министерство труда) проводить смотр классных кабинетов с целью соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Абсолютно формально и неэффективно осуществлялось во втором полугодии дежурство по школе. Выход один: ужесточить требования к дежурному классу и дежурному классному руководителю, а дежурному администратору быть более внимательным и требовательным в решении проблем сменной обуви, чистоты кабинетов, тщательности уборки школьных помещений. Кроме того, никогда в школе не будет должного порядка, пока каждый учитель на своем уроке не будет следить за сменной обувью, за чистотой и сохранностью школьной мебели и школьного оборудования. Эти правила должны быть строго обязательны, и выполняться каждым учителем. Только тогда можно будет эффективно решить проблему чистоты и порядка в образовательном учреждении.

Вывод: несмотря на имеющиеся проблемы в осуществлении воспитательного процесса (в/ работа системно не оформлена, отсутствуют определенные механизмы для отслеживания ее эффективности, пассивность отдельных классных руководителей, их нежелание организовать и заинтересовать учащихся внеурочной деятельностью, невнимание к решению вопросов самоуправления), есть и положительные результаты, достигнутые в ходе реализации поставленных задач воспитания. Это наличие школьных традиций, проведение разнообразных воспитательных мероприятий по направлениям, которые обеспечивали возможность удовлетворения потребностей детей в физическом развитии, творческой, коммуникативной, познавательной деятельности, достаточная степень активности учащихся в этих мероприятиях. Диагностика обучающихся с 1 по 11 класс по методике Н.П. Капустина показала, что общий уровень их воспитанности по школе составляет 3,4 балла (хороший уровень) . Хотя школа не всегда результативно участвует в районных смотрах, конкурсах и призовые места учащиеся занимают редко, однако в сравнении с прошлым годом есть определенные успехи.

осуществлять совместную с педагогами и обучающимися деятельность, направленную на укрепление и совершенствование традиций образовательного учреждения;

привлекать классных руководителей к организации и проведению общешкольных мероприятий, с последующим их моральным и материальным стимулированием;

всемерно способствовать активизации учащихся на участие во внутришкольных конкурсах и проводить планомерную работу по их подготовке к участию в конкурсных мероприятиях разных уровней;

классным руководителям сформировать в классах ученические активы и организовать их работу, а зам. директора по ВР создать условия для развития ученического самоуправления в школе и совместно с педагогами-консультантами координировать его работу;

внести в расписание учебных занятий обязательное проведение классных часов раз в неделю;

способствовать дальнейшему удовлетворению:

- познавательных потребностей учащихся через деятельность школьного НОУ, организацию и проведение КТД данной направленности в классе и школе, организацию участия детей в интеллектуальных турнирах, предметных олимпиадах;

- коммуникативных потребностей школьников через проведение вечеров отдыха, классных часов дискуссионного и тренингового характера;

- потребности в творческой деятельности через проведение праздников, конкурсов, выставок творчества обучающихся, организацию работы объединений художественно-эстетической направленности;

- потребности в физической активности и физическом развитии через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, организацию игр и конкурсов на переменах для учащихся 1 – 6 классов, организацию работы спортивных секций;

через изучение передового педагогического опыта создания и функционирования воспитательных систем, осуществить коллективную разработку и утверждение модели, концепции и программы в/ системы школы, системообразующей деятельностью которой будет являться гражданско-правовое и военно-патриотическое воспитание;

разработать и реализовать целевую программу, направленную на совершенствование здоровьесберегающей среды, формирование и развитие навыков ЗОЖ;

разработать и реализовать целевую программу, направленную на формирование социальной компетенции межвозрастного взаимодействия обучающихся (организация социально-досуговой деятельности в подшефном классе, создание волонтерских групп).

2.2 Оценка деятельности классных руководителей

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в осуществлении воспитательного процесса. Именно классный руководитель играет важнейшую роль в формировании и становлении личности ребенка, прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает и контролирует повседневную жизнедеятельность учащихся своего класса.

В 2007 – 2008 учебном году в школе трудились 22 классных руководителя, что составляет 100% от количества классов-комплектов. Данные приведенной ниже таблицы свидетельствуют о наличии квалифицированных кадров, имеющих достаточный опыт работы в осуществлении воспитывающей деятельности на основе действующего законодательства, локальной нормативной документации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая справка о реализации воспитательных планов классных руководителей за 2020-2021 учебный год.

Аналитическая справка

за 2020-2021 учебный год

На методическом объединении классных руководителей в 2020-2021 учебном году рассматривались решение важнейших вопросов жизнедеятельности школы, вопросы освоения современных методик, форм, видов, средств, новых педагогических технологий в воспитании детей. Методическое объединение классных руководителей способствует сплочению коллектива, сохранению и развитию традиций школы, стимулирует инициативу и творчество педагогов, активизирует их деятельность в научно-исследовательской и поисковой работе, выявляет и предупреждает недостатки, затруднения и перегрузки в работе.

В этом учебном году работа методического объединения была разнообразной и насыщенной. ШМО в учебном году работало над темой «Создание оптимальных педагогических условий для развития и воспитания компетентного

В 2020-2021 учебном году было проведено 5 заседаний, на которых рассматривались, обсуждались, делились опытом классные руководители Колоскова О.В., Стаханова Л.Н., Скрыльникова О.А., Федулова И.Н., Шадаева Н.В., Евсеева Е.М., Тимофеева Т.Д. вместе с заместителем директора по воспитательной работе Ковальковой Е.Н. и соцпедагогом Ионовой С.М.

Проведено 5 заседаний ШМО по следующим темам:

Классные руководители в течение всего учебного года работали по следующим направлениям:

Участие классных руководителей в профессиональных конкурсах.

Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, викторинах, научно-практических конференциях различного уровня.

Контроль за посещаемостью обучающимися учебных занятий.

Проверка обеспеченности учащихся учебниками и учебными принадлежностями.

Мониторинг состояния здоровья обучающихся.

Регулярное проведение бесед с обучающимися по технике безопасности в быту, в общественных местах.

Регулярное проведение с обучающимися бесед по правилам дорожного движения.

Проведение родительских собраний

Классные руководители имеют большой опыт классного руководства, успешно решают проблемы работы с классом, семьей и могут поделиться опытом воспитания подрастающего поколения. Все классные руководители организовывали интересные мероприятия, проводили тренинги, деловые игры, консультации, открытые тематические классные часы, коллективные творческие дела, являлись творцами интересных дел для детей, организовывали повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Анализ планов воспитательной работы показывает, что классные руководители используют различные формы проведения классных часов – это: викторины, конференции, диспуты, игры, соревнования, экскурсии, встречи, анкетирования, заочные путешествия, устные журналы. С помощью различных форм внеклассной воспитательной работы классные руководители формируют познавательный интерес у учащихся, любовь и уважение, умение видеть прекрасное, прийти на помощь в любое время, быть нужным людям, быть интересной, творческой, интеллектуальной личностью.

Классными руководителями были проведены открытые мероприятия:

Тимофеева Т.Д. Классный час "Настоящий друг"

Как положительную сторону следует отметить практику повышения педагогического мастерства через разработку своей темы по самообразованию. В течение учебного года на заседаниях МО, семинарах, практических занятиях классные руководители делились вопросами, связанными с темой самообразования.

В ходе взаимных посещений внеклассных мероприятий, при организации открытых коллективных творческих дел, классные руководители учились анализировать свою работу, правильно оценивать ее результаты, устранять недостатки. При анализе классных часов были даны рекомендации:

1. Продолжить работу по формированию коллектива и выстраиванию доброжелательных отношений в коллективе.

2. Продолжать работу по совершенствованию используемых методик.

В течение года в классах проводились различные диагностики с участием социального педагога Ионовой С.М.: определение психологического климата в классе, мониторинг изучения уровня воспитанности учащихся, отношения к жизненным ценностям, анкетирование родителей и знакомство с сайтом школы, мониторинг родителей по вопросам воспитания учащихся.

Классные руководители вели большую профилактическую работу по предупреждению вредных привычек и формированию культуры ЗОЖ.

Проанализировав участие учащихся в различных конкурсах, соревнованиях, есть основания считать, что классные часы и коллективные творческие дела, планируемые классными руководителями, оказывают существенное влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка. С этой целью классные руководители проводили родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями. Консультации.

ШМО оказывает практическую помощь классным руководителям по различным направлениям работы.

В 2020–2021 учебном году классные руководители регулярно повышали свою профессиональную компетентность, регулярно участвуя в профессиональных конкурсах различного уровня, отражающие опыт своей работы и школы.

Классные руководители вели большую профилактическую работу. Но имеются случаи правонарушений у детей. В течении года эта деятельность проводилась как с учащимися, так и с их родителями.

В школе стало хорошей традицией проведение мероприятий, посвященных Дню Матери, Дню Учителя, Новому году, День 8 Марта, Дню Защитника Отечества, Дню Победы и т.д. Все они проходили на высоком уровне с привлечение родителей. Классные руководители стараются привлечь учащихся к общественно- полезной деятельности, потому что ребят положительно воздействует совместная работа, особенно любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневного дежурства в классах до благоустройства территории.

Исходя из анализа работы ШМО за 2020 -2021 учебный год в плане реализации воспитательных планов, необходимо в 2021-2022 учебном году:

активнее вести работу с учащимися, направленную на укрепление их здоровья и формирование здорового образа жизни, на повышение охвата школьников дополнительным образованием (вовлекать детей в деятельность кружков и спортивных секций), на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних;

привлекать родителей к организации проводимых мероприятий;

к участию в конкурсах, проектах различного уровня привлекать большее число учащихся;

разнообразить формы и методы работы со школьниками, проводить мероприятия не только развлекательного, но и познавательного характера, направленных на формирование положительных нравственных качеств;

больше внимания уделять изучению личности школьника;

план воспитательной работы составлять с учетом особенностей каждого класса.

Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Это знает каждый из ШМО. Именно поэтому школьная жизнь каждого классного коллектива интересна и полна событий.

совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Задачи воспитательной работы:

Продолжить создавать условий для успешного перехода на ФГОС второго поколения;

Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;

Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;

Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними;

Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.

Продолжить работу по поддержке социальной инициативы, творчества, самостоятельности у школьников через развитие детских общественных движений и органов ученического самоуправления.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны

здоровья и жизни детей;

• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах

социально значимой деятельности;

• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка

исследовательской и проектной деятельности;

• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик

• Развитие различных форм ученического самоуправления;

• Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;

• Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и

дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи;

Образ выпускника начальной школы:

Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

2.Общекультурная компетенция - Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально

окрашенного отношения к произведениям искусства.

3.Коммуникативная компетенция - Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками:

умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.

Основные направления воспитания и социализации:

Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности,

уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к

сознательному выбору профессии.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об

эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Планируемые результаты:

• У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;

• Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического

самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности;

• Максимальное количество учащихся включено в систему дополнительного образования.

Организация занятий в кружках направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

• Повышено профессиональное мастерство классных руководителей и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в классах.

• Система мониторинга эффективности воспитательного процесса позволяет своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их

• Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию

творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.

Система дополнительного образования

Вся внеурочная деятельность в школе направлена на формирование социальной компетентности учащихся, развитие их творческого потенциала.

Цель воспитания — это личность, свободная, талантливая, физически здоровая, обогащенная научными знаниями, способная самостоятельно строить свою жизнь.

Однако потребности личности в достижениях связываются не только с учебной деятельностью. В соответствии с этим направленность внеурочной воспитательной работы можно охарактеризовать следующим образом:

направленность на сотрудничество с людьми, оказание помощи и поддержки окружающим, ответственности за общее дело;

направленность на формирование коммуникативной компетентности, способности к эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе;

направленность на формирование высокой и устойчивой самооценки, чувства собственного достоинства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из желаний богатств не получается. Они получаются из ясного плана действий, основанного на таких же ясных устремлениях.


План ВР охватывает весь период обучения ребенка в школе. Он является общепедагогическим, подразумевает активное включение в воспитательный процесс всех педагогов школы, родителей и ученических коллективов. Предусматривает взаимодействие с внешкольными организациями и учреждениями.

Цель воспитания и социализации обучающихся: формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющую ориентироваться в современных социокультурных условиях, воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи воспитательной работы:

Продолжить создавать условий для успешного перехода на ФГОС второго поколения;

Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;

Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;

Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними;

Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.

Продолжить работу по поддержке социальной инициативы, творчества, самостоятельности у школьников через развитие детских общественных движений и органов ученического самоуправления.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;

• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;

• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;

• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;

• Развитие различных форм ученического самоуправления;

• Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;

• Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи;

Основные направления воспитания и социализации:

Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Планируемые результаты:

• У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;

• Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности;

• Максимальное количество учащихся включено в систему дополнительного образования.

Организация занятий в кружках направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

• Повышено профессиональное мастерство классных руководителей и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в классах.

• Система мониторинга эффективности воспитательного процесса позволяет своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их

• Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию

творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.

Система дополнительного образования

Вся внеурочная деятельность в школе направлена на формирование социальной компетентности учащихся, развитие их творческого потенциала.

Цель воспитания — это личность, свободная, талантливая, физически здоровая, обогащенная научными знаниями, способная самостоятельно строить свою жизнь.

Однако потребности личности в достижениях связываются не только с учебной деятельностью. В соответствии с этим направленность внеурочной воспитательной работы можно охарактеризовать следующим образом:

направленность на сотрудничество с людьми, оказание помощи и поддержки окружающим, ответственности за общее дело;

направленность на формирование коммуникативной компетентности, способности к эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе;

направленность на формирование высокой и устойчивой самооценки, чувства собственного достоинства

Читайте также: