Реализация дополнительных проектов в доу

Обновлено: 30.06.2024

Использование инновационных педагогических технологий открыва­ет новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позво­ляя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуа­ции, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.

Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:

- творческое начало, воображение, изобретательность;

- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

- способность ставить проблемы и находить их решение;

- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

И более подробно я хочу рассказать о тех проектах, которые были проведены в нашей группе.

Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.

Задачи проекта : - уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);

- познакомить со средствами пожаротушения;

-способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

- расширить знания детей о профессии пожарного;

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;

-развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;

-привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;

- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;

Вид проекта: краткосрочный, творческий.

Время реализации проекта: 23.01.2012-27.01.2012 г.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели, музыкальные руководители.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

- Составление паспорта проекта.

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

- Подбор презентаций для просмотра.

- Изготовление дидактических игр.

- Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.

- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

1

2 этап. Выполнение проекта

- Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности;

- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения;

- Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).

- Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты, изготовлении книжек.

4

- Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком пожарной безопасности),

- экскурсия в пожарную часть.

- Проведение опытов, экспериментов

3 этап. Результаты

Этот проект помог родителям лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

В работе над данным проектом я знакомила детей с историей, культурой, традициями нашего народа, воспитывала патриотические чувства относительно своей Родины; приобщала к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект был направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила.

Проект включал в себя:

- выпуск с детьми стенгазеты ко дню защитников отечества;

- изготовление подарков для пап и дедушек;

- разучивание масленичных закличек;

- приготовление теста для блинов;

- изготовление вместе с детьми из соломы чучела Масленицы;

- сжигание на участке чучела Масленицы.

Реализуя данный проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

В своей работе я использовала нетрадиционные формы оздоровления детей:

-приёмы массажа биологически активных точек; самомассажу тела, лица; проведение утренних гимнастик с элементами босохождения, (в облегчённой одежде);

- закаливающие процедуры после дневного сна;

- ароматизация помещений (лук, чеснок),

- фитопитание (чаи, коктейли, отвары),

- полоскание горла отварами трав,

- изготовление аромомедальонов (чеснок).

- игры –драматизации по сказкам А.С.Пушкина совместно с родителями (Изготовление костюмов для драматизаций.)

10
11

12

- Конкурс чтецов отрывков из произведений А.С. Пушкина;

Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть что совершенствовать. Думаю, что совместно с родителями мы будем изучать и внедрять в практику работы индивидуальные исследовательские детско-родительские и детские проекты.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности.

ВложениеРазмер
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti.docx 30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации проектной деятельности в ДОУ

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности.

Этапы реализации метода проектов:

Деятельность участников проекта (по Т.А. Данилиной)

  1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
  2. Вводит в игровую (сюжетную)
  1. Формулирует задачу (нежёстко).
  1. Вхождение в проблему.
  2. Вживание в игровую ситуацию.
  3. Принятие задачи.
  4. Дополнение задач проекта.
  1. Помогает в решении задачи.
  2. Помогает спланировать деятельность
  3. Организует деятельность.
  1. Объединение детей в рабочие группы.
  2. Распределение амплуа.
  1. Практическая помощь (по необходимости).
  2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

9. Подготовка к презентации. 10.Презентация.

  1. Продукт деятельности готовят к презентации.
  2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами :

  • Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве — она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.
  • Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Педагог

должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности.

  • Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в ДОУ. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса.

Для проектирования (из опыта работы ДОУ) удобнее всего выделять один день в две недели. В этот день изменяется режим жизни детей: творческая работа начинается в 11 часов (после завтрака и прогулки). При этом желательно, чтобы в проектной деятельности участвовали оба воспитателя, поскольку на первых порах она должна реализовываться в ходе занятий с детьми по подгруппам (по 5—9 человек). Таким образом, каждая подгруппа детей занимается своим проектом.

Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу воспитателя, администрация должна способствовать выделению времени и места для специальных встреч педагогов, а также участвовать в этих собраниях. Итак, если администрация готова включиться в процесс внедрения проектной технологии в жизнь детского сада, то следующим этапом станет организация творческой группы педагогов. Создание творческой группы должно быть инициировано старшим воспитателем при поддержке заведующей.

Полноценная творческая группа должна реализовывать две основные функции: осуществлять мониторинг проектной деятельности и способствовать формированию личной философии профессиональной деятельности педагогов. Мониторинг проектной деятельности подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Формирование личностной философии профессиональной деятельности педагогов в большей мере связано с пониманием собственной роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к ситуации, с открытием новых профессиональных возможностей.

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

Ответы на вопрос Что мы узнали? дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие

проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:

  • Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
  • Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
  • Какое из занятий понравилось вам больше всего?
  • Что нужно изменить в организации следующего проекта?

В специальной книге дети могут оценить каждый этап реализации проекта, иллюстрируя повествование рисунками, текстами, записанными под диктовку. В книге о проекте должно быть также отмечено участие в его реализации родителей.

Подводя итоги, воспитатель продумывает, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребенка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.

Для документирования осуществляемых проектов ведется журнал тематических планов, например.

План тематического проекта

  1. Тема и ее происхождение
  2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта
  3. Необходимые материалы
  4. Вопросы детям по предлагаемому проекту:
  5. Что мы знаем?
  6. Что мы хотим узнать?
  7. Как нам найти ответы на наши вопросы?
  8. Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя.)
  9. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.

Типы проектной деятельности в ДОУ

Е.С. Евдокимова предлагает свой вариант классификаций типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

  1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
  3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
  5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
  6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Обращая внимание на классификацию типов проектной деятельности по доминирующему методу, важно отметить, что в практике современных дошкольных учреждений чаще используются следующие виды проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

Взаимодействие родителей и детей в совместной проектной деятельности

При взаимодействии взрослых и детей в проектировании, необходимо, чтобы этот процесс соответствовал некоторым признакам:

Во-первых, он должен отражать сотворческую позицию субъектов, взаимодействующих в проектировочном процессе. Этот признак выражается в критичности относительно своего и чужого опыта; в том, что цель каждого участника, взрослого и ребенка – процесс совместного поиска, где каждый занимающий сотворческую позицию выступает для другого гарантом развития.

Второй признак проявляется в том, что взаимодействие субъектов сотворчества связано не столько со взаимообменом опытом (у детей он часто вообще невелик), сколько со взаимным преобразованием и достраиванием друг друга как целостных личностей. Каждый участник становится катализатором для развития другого.

Третий признак заключается в том, что для субъектов развития в проек- тировочной деятельности каждая находка, каждый случай открытия нового становится лишь поводом, выходом в другое (иное) знание, но не правилом, не окончательной истиной.

До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения.

В дальнейшем активность взрослого в совместной проектной деятельности снижается, и он становится, по большей части партнером.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах. Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки. Можно видеть, что на втором этапе активность взрослого несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей детей. Родителю важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования.

Проектирование может являться материалом для выявления взрослыми и детьми собственных творческих уникальностей как субъектов развития образования. В отличие от других технологий воспитания и обучения

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектирование в ДОУ представляет собой интеграцию образовательных областей.

В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.

Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием и совместным творческим созиданием.

Цель работы: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ.

1) изучить проектный метод в системе развития и воспитания дошкольников;

2) разработать проект воспитания детей дошкольного возраста;

3) сделать выводы по результатам реализации проекта.

Содержание работы направлено на изучение и внедрение проектного метода в ДОУ.

Глава I . Проектный метод в деятельности ДОУ

§1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

- обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и

- помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь

на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их

- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие

ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

“Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

§1.2 Классификация и виды проектов

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

по составу участников;

по срокам реализации.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);

ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

Другими признаками классификации являются:

состав участников:

срок реализации:

краткосрочный – до 1 месяца;

средней продолжительности – до 3 месяцев;

долгосрочный – до 1 года.

§1.3 Цели и задачи проектного метода

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль

педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации

(вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности

В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие

решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской

§1.4 Внедрение проектного метода в ДОУ

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

- занятия с включением проблемных ситуаций,

- комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция: частичная или полная;

- метод проектов, как форма организации образовательного пространства.

Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Внедрение проектного метода в ДОУ даёт ребёнку возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Кроме того, метод проекта способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Список используемой литературы

2.Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

3.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

4.Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

5.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

6.Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.

8.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.

9.Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.

10.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.

11.Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГЛАВА I Теоретические аспекты технологии проектирования в дошкольной образовательной организации………………………………..

1.1 Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельность дошкольной образовательной организации…

1.2 Классификация проектов, используемых в работе дошкольной образовательной организации………………………………………………

1.3 Цели и задачи проектного метода………………………………..

1.4 Особенности внедрения проектного метода в дошкольные образовательные организации………………………………………………

1.5 Этапы работы над проектом…………………………………….

ГЛАВА II Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации………………………………………………

2.1 Постановка проблемы и обоснование проекта………………….

2.2 Механизм реализации проекта в подготовительной группе….

Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.[5]

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.[5]

Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.[3]

В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти - одновременно с разработками американских педагогов, педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Однако потом этот метод был осужден и забыт. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.[10]

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода. [1]

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг. Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина,Н.К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др. [ 10]

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом. [ 20]

Объект исследования : проектная деятельность в ДОУ.

Предмет исследования : использование метода проектов в процессе обучения и воспитании дошкольников.

Цель данной работы : выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1) изучить проектный метод как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ;

2) разработать проект физического воспитания дошкольников;

3) сделать выводы по результатам реализации проекта.

Гипотеза исследования : мы предполагаем, что целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности по физическому воспитанию будет способствовать укреплению здоровья дошкольников.

В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; диагностические, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам использования метода проектов в работе ДОУ.

Практическая значимость заключается в том, что показана эффективность применения метода проектов по физическому воспитанию дошкольников.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Читайте также: