Развивающие педагогические технологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Педагогическая технология- это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

(Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу

1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и

Такое представление о педагогической технологии предполагает:

• возможность разработки различных выверенных педагогических технологий

специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый

• возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с

целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и

Другими словами, педагогическая технология- это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология также может рассматриваться как совокупность внешних и

внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих

принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность

(В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики

преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает

процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания

безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология

предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных

проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно

может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения

(дидактические технологии) и технологии воспитания.

Признаки технологий (по В.В Пикану):

• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее

лежит определенная методологическая, философская позиция автора.

• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций

выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму

конкретного ожидаемого результата;

• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся

на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации,

оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического

• элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны,

воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение

планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

• органической частью педагогической технологии являются диагностические

процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством.

Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство.

Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения

педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным

Доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - это условия успешности применения любой образовательной технологии.

Таким образом, педагогическая технология (в отличие от методики)

предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В педагогике можно различать взаимосвязанные общие и

частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например

процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких

задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности

учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа

учебной ситуации, организации начала урока и др.

Существуют различные классификации, выделяющие из множества видов педагогических технологий наиболее распространенные и актуальные типы.

Классификация педагогических технологий по видам деятельности педагога и учащихся:

Технологии организации общения. Включают приемы организации взаимодействия ребенка и взрослого с целью создания необходимых условий для развития индивидуальности и личности учащихся.

Педагогические технологии организации учебно-познавательной деятельности, содержащие эффективные приемы мотивации учебной деятельности, использования механизмов развития и стимулирования познавательных способностей.

Важным элементами данного вида являются обучение учащихся культуре определения понятий, а также технология обучения их решению задач разных типов.

Технологии диагностической и прогностической деятельности, основанные на развитии аналитических способностей педагогов, умении использовать диагностические методы для планирования и формирования прогноза педагогической работы.

Педагогические технологии инновационной деятельности, направленные на разработку новых программ, новых подходов в образовании, на создание условий для педагогического творчества.

Технологии организации воспитательного дела, помогающие каждому ребенку максимально реализовать личностный потенциал в процессе развития.

Виды педагогических технологий по структуре:

Процессуальная технология, в которой последовательно отражен педагогический план реализации цели. Весь процесс разделен на этапы, которые последовательно реализуются в деятельности педагога. Каждый этап имеет временные рамки, что позволяет наметить время достижения ожидаемого результата.

Формирующая технология, где все этапы, условия или приемы используются вне строгой временной последовательности.

Развивающие педагогические технологии, которые являются частью большого процесса и не имеют конечного результата. Например, в дошкольном учреждении обучение грамоте происходит в пределах обучения детей звукам, а обучение правильному письму реализуется только в начальной школе.

Педагогические технологии по степени охвата структур педагогической системымогут быть разделены на метатехнологии, макротехнологии, мезотехнологии и микроструктуры. Метатехнологии могут охватывать преобразованием всю систему образования, тогда как технология организации урока или работы мастерской в отдельной школе относятся к микротехнологическим разработкам. Технологии отдельной отрасли образования относятся к макротехнологиям, а те, что направлены на преобразование школы или отдельного образовательного уровня (начальная, средняя ступень) школы, - к мезотехнологиям.

Среди современных педагогических технологий исследователи также выделяют следующие технологии:

- Проблемное обучение

(Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся)

- Концентрированное обучение

(Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса)

- Модульное обучение

(Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки)

- Развивающее обучение

(Развитие личности и ее способностей;

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию)

- Дифференцированное обучение

(Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей)

- Активное (контекстное) обучение

(Организация активности обучаемых)

- Игровое обучение

(Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений)

- Обучение развитию критического мышления

(Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс)

  • Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
  • Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В приведенных определениях педагогической технологии отражаются новые подходы и системные преобразования, происходящие сегодня в образовании, стремление педагогики соответствовать тем требования, которые предъявляются к ней как к науке, формирующей поколения, которые должны интегрироваться в новый меняющийся мир.

Признаки педагогической технологии

С развитием педагогических технологий возникает проблема определения того, в чем ее отличие от традиционной методики. В педагогических исследованиях, в частности в работах Г. Е. Муравьевой, мы читаем следующие мнения по этому поводу:

  1. Технология – это методика с жестко запрограммированным результатом, которого можно достичь и определенными средствами, предназначенными для достижения этого результата.
  2. Технология и методика – равнозначные понятия, но в последнем большее внимание уделяется личности ученика и учителя и способам их взаимодействия.
    1. Методика – более широкое понятие, она может включать в себя несколько технологий. В этом случае чаще всего методика и рассматривается в качестве целостной педагогической системы.

    Технология – это каркас, методика – оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии – в построении образовательного процесса, обеспечивающего заданный результат.

    Педагогическая технология начинается с диагностируемого целеполагания, где цели должны быть представлены в действиях ученика или эталонах этих действий; затем образовательные цели трансфор­мируются в адекватные им учебные задачи (обобщенные цели де­ятельности), предъявляемые учащимся в виде учебных заданий и составляющие основу их учебной деятельности; далее (в различных вариантах) проектируются блоки диагностики; структуры учебного процесса, методического инструментария педагога, организующего его управляющую деятельность, к которому относятся активные методы и средства обучения, методы интенсификация обучения, новые технологии обучения, контроля, коррекции и оценки результата с использованием.

    Е.О. Иванова указывает на то, что к наиболее важным признакам педагогических технологий относятся:

    • педагогическая идея, то есть определенная методолоческая, философская позиция (технология процесса передачи знаний и технология развития личности);
    • фиксированная последовательность педагогических действий, операций, коммуникаций, выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом;
    • процесс взаимодействия учителя и учащихся с учетом их индивидуальных характеристик и дидактических принципов обучения;
    • воспроизводство любым учителем элемента педагогической технологии, что гарантирует достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
    • диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

    Основные методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям, (критерии технологичности) выделены Селевко Г .К.:

    • концептуальность – каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию;
    • системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью;
    • управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
    • эффективность – педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного результата при оптимальных затратах;
    • воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

    Классификация педагогических технологий

    Существует множество различных классификаций педагогических технологий. Эти классификации создавались в различное время, и каждая из них несёт в себе авторскую особенность.

    Классификации образователь­ных технологий выполняются по широкому спектру оснований: по видам педагогического воздействия на учащихся; по возможности сочетания с традиционной системой обуче­ния; по компонентам методической системы обучения; по технологическим моделям обучения; профессионально ориентированные технологии и др.

    Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп

    Классификация педагогических технологий

    по требуемым ресурсам

    • технологии, реализуемые на отдельных этапах урока
    • технологии, охватывающие отдельное занятие
    • технологии, реализуемые в масштабах учебного предмета
    • технологии, требующие реорганизации педагогического процесса в учебном заведении
    • технологии, реализуемые с помощью технических устройств
    • технологии, реализуемые с помощью печатных материалов
    • технологии, предъявляющие особые требования к расстановке мебели в аудитории

    по целевой ориентации

    СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    В условия, предъявляемые современными требованиями к образовательному процессу, хорошо вписываются известные педагогические технологии, направленные на развитие обучаемого, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации:

    1. Технология проблемного обучения – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся через поисковые методы, постановку познавательных задач.
    2. Технология модульного обучения – обеспечение гибкости учения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки через использование самостоятельной работы обучающихся с индивидуальной учебной программой.
      1. Технология развивающего обучения – развитие личности и способностей через вовлечение обучаемых в различные виды деятельности, ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека.
      2. Технология дифференцированного обучения – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов учащихся через применение методов индивидуального обучения, создания возможности усвоения материала на различных планируемых уровнях.
      1. Активное (контекстное) обучение – такая организация активности обучаемых, при которой активно используется моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности.
      2. Игровое обучение – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений через использование игровых методов, позволяющих вовлечь обучаемых в творческую деятельность.
      3. Обучение развитию критического мышления – обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс с использованием интерактивных методов обучения, вовлечение учащихся в различные виды деятельности, соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление, рефлексия.

      ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

      При программированном обучении учащийся осваивает содержание небольшими порциями. После каждой дозы информации получает задание, а после выполнения – указание о правильности выполнения. Если задание выполнено правильно – переход к следующей порции материала, если нет – даются соответствующие пояснения и указания.

      Ключевые элементы программированного обучения:

      • подача материала небольшими порциями;
      • установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
      • предъявление ответа для самоконтроля;
      • варьирование указаний в зависимости от правильности ответа.

      Реализация

      Основным компонентом программированного обучения является обучающая программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, изложенный по темам, которые разделены на небольшие части, именуемые кадрами, удобные для усвоения. В этом материале отражено не только содержание подлежащего изучению предмета, но и программа действий, которую должен выполнять учащийся для овладения учебным материалом.

      Достоинства:

      • индивидуализация обучения;
      • большая самостоятельность и активность учащихся;
      • наличие постоянной процессуальной обратной связи между педагогом и учащимися.

      Ограничения

      Данная технология эффективна лишь в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации. Нецелесообразно программировать учебный материал, который носит описательный, образный и эмоциональный характер. Более подходящим для программирования является материал, содержащий факты, понятия, законы, правила, алгоритмы и т.д.

      ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

      Сущность модульного обучения состоит в разделении учебного процесса на относительно самостоятельные содержательно-технологические единицы (модули), включающие целевую программу действий, банк информации, средства обучения, методическое руководство для учащихся и систему контроля.

      Ключевые элементы:

      • четкая структуризация содержания обучения;
      • законченность и относительная самостоятельность блоков содержания;
      • наличие визуально представленного методического руководства для каждого учащегося;
      • индивидуальная скорость работы с учебным материалом;
      • контроль усвоения каждой порции учебного материала каждым учащимся.

      Реализация

      Основными средствами реализации модульного обучения являются модульная программа и учебные модули. Модульная программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, который разделен на большие или меньшие части, именуемые модулями, удобные для самостоятельного усвоения. Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.

      Модульная программа состоит из отдельных модулей, каждый из которых, в свою очередь, состоит из необходимого количества учебных элементов + 3:

      УЭ – 0 содержит интегрированную дидактическую цель модуля,

      УЭ – n-1 содержит резюме или обобщение материала модуля,

      УЭ – n содержит задания для выходного контроля.

      Наиболее распространенным способом оформления модулей является таблица, состоящая из трех столбцов (смотри таблицу 3.2). В первом столбце записываются номера учебных элементов, во втором – размещается подлежащий усвоению учебный материал, в третьем – методические рекомендации для учащихся.

      Развивающее обучение – это способ организации учебно-воспитательной деятельности, ориентированный на потенциальные возможности учащегося и его всестороннее, полноценное развитие.

      Развивающее обучение выстраивается таким образом, чтобы сделать процесс обучения учащихся самостоятельным. т.е. у учащихся формируют навыки самостоятельного познания и стремление к развитию.

      Развивающее обучение является подходом к организации педагогического процесса, продуктивной технологией образования. Оно выстраивается с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и опорой на закономерности этого развития.

      Развивающее обучение обладает следующими характеристиками:

      1. Опора на совместную деятельность педагога и учащихся;
      2. Принятие учащегося в качестве субъекта образовательного процесса;
      3. Обучение строится на основании планирования и проектирования педагогической деятельности;
      4. Создание комфортного психологического микроклимата и оптимальных условий для раскрытия природного потенциала учащихся в образовательной деятельности;
      5. Приобщение учащихся к различным видам и направлениям деятельности;
      6. Деятельностный подход к развитию учащихся, т.е. развитие возможно только в ходе определенной деятельности;
      7. Формирование у учащихся знаний о собственных возможностях, как условие их дальнейшего продуктивного развития;
      8. Проявление активности в познавательной деятельности и ориентация на ее развитие.

      Теория развивающего обучения получила активное развитие во второй половине XX столетия. Основными трудами в данной области стали концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В их трудах обучение и развитие рассматриваются как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Рисунок 1. Технологии развивающего обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

      Современная система образования основывается на теории развивающего обучения. При этом, были разработаны различные технологии развивающего обучения, которые ориентированы на развитие самостоятельной личности, способной к продуктивной жизнедеятельности в социальном пространстве, наделенной нравственными ориентирами деятельности, волевыми и эстетическими качествами.

      Рисунок 2. Технологии развивающего обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

      Технология развивающего обучения Л. В. Занкова

      Технология развивающего обучения, предложенная Занковым, была основана на следующих принципах построения учебной деятельности на любом ее уровне и этапе:

      1. Высокий уровень сложности учебной деятельности. Только преодоление трудностей, стремление к достижению цели помогает раскрыть природный потенциал учащихся.
      2. Самостоятельное осознание учащимися хода своей интеллектуальной деятельности.
      3. Приоритетная позиция научной теории.
      4. Обучение основывается на опоре на эмоциональную сферу личности. Это означает, что обучение должно вызывать эмоции у учащихся. Положительные эмоции мотивируют к учебной деятельности, стимулируют к активному познанию.
      5. Педагог помогает развиваться каждому учащемуся, учитывая его потенциальные возможности.

      Развивающее обучение Занкова основывается на создании условий для активизации познавательной деятельности учащегося. Для этого, обучение строится на основе самостоятельной деятельности учащихся и их эмоциональных переживаний.

      Технология развивающего обучения Эльконина—Давыдова

      Данная технология основывается на формировании теоретического мышления учащихся. Они учатся видеть процессы и явления окружающего мира и отражать свой взгляд на них в словесной форме.

      Образовательный процесс выстраивается на основании организации на каждом учебном занятии коллективной мыслительной деятельности. Для этого, применяются методы дискуссии, а также делового обсуждения учащихся. Также, технология развивающего обучения Эльконина—Давыдова опирается на методы проблемного обучения при построении образовательной деятельности.

      Оценка учебных успехов учащихся реализуется, исходя из их потенциальных возможностей. Она отражает уровень индивидуального развития учащегося и его продвижения в учебной деятельности.

      Учебная деятельность носит целенаправленный характер. Она ориентирована на получение внутренних итогов развития учащегося, т.е. развитие его теоретического мышления и интеллектуальных способностей. Суть такого обучения заключается в проявлении активности учащегося в ходе познания, ориентированной на собственное изменение, преобразование своей личности, развитие своих навыков и способностей.

      Учебные задачи предлагаются педагогом в качестве проблемных ситуаций, которые стимулируют учащихся к поиску путей их разрешения. Поиск решения проблем является путем вывода личности на путь развития.

      Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе по В. Н. Зайцеву

      Данная технология основывается на концепции развивающего обучения. Она предполагает построение образовательной деятельности на основании преемственности всех уровней обучения т.е. дошкольного образования, начального школьного, среднего школьного, обучение в старшей школе.

      В основе данной технологии лежит развитие чтения младших школьников, как ведущий фактор успеваемости учащихся.

      Обучение, основанной на данной технологии, выстраивается в соответствии со следующими принципами:

      Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

      Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

      Основные требования (критерии) педагогической технологии :

      Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

      Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

      - взаимосвязью его частей,

      Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

      Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

      Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

      Структура образовательной технологии

      Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

      · Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

      · Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

      · Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

      Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

      Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

      К числу современных образовательных технологий можно отнести :

      · здоровьесберегающие технологии;

      · технологии проектной деятельности

      · технология исследовательской деятельности

      · информационно-коммуникационные технологии;

      · личностно-ориентированные технологии;

      · технология портфолио дошкольника и воспитателя

      · игровая технология

      · Здоровьесберегающие технологии

      Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

      Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

      В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :

      · от типа дошкольного учреждения,

      · от продолжительности пребывания в нем детей,

      · от программы, по которой работают педагоги,

      · конкретных условий ДОУ,

      · профессиональной компетентности педагога,

      · показателей здоровья детей.

      Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :

      1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

      2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

      3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

      4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

      5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

      7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

      2. Технологии проектной деятельности

      Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

      Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

      Классификация учебных проектов:

      Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

      Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

      4. Информационно-коммуникационные технологии

      Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

      Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи :

      · идти в ногу со временем,

      · стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

      · наставником в выборе компьютерных программ,

      · сформировать основы информационной культуры его личности,

      · повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

      Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

      Требования к компьютерным программам ДОУ:

      · Легкость для самостоятельных занятий детей

      · Развитие широкого спектра навыков и представлений

      · Развитие воображения, мышления, памяти

      · Говорящие словари иностранных языков

      · Простейшие графические редакторы

      · Обучение чтению, математике

      · Использование мультимедийных презентаций

      · предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

      · несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

      · движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

      · обладает стимулом познавательной активности детей;

      · предоставляет возможность индивидуализации обучения;

      · в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

      · позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

      Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий :

      · Недостаточная методическая подготовленность педагога

      · Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

      · Бесплановость, случайность применения ИКТ

      · Перегруженность занятия демонстрацией.

      ИКТ в работе современного педагога :

      1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

      2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

      3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

      4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

      5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

      1. Личностно - ориентированная технология

      Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

      Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

      В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

      · гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

      Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

      Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

      Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

      · постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

      · подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

      · оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

      · заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

      Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

      6. Технология портфолио дошкольника

      Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

      Существует ряд функций портфолио:

      · диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

      · содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

      · рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

      Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

      Педагогические технологии воспитателя ДОУ Цели (принципы) деятельности воспитателя ДОУ Виды работ, посредством которых реализовывалась каждая задача Результаты, достигнутые при решении.

      Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология.

      Педагогические технологии Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической.

      Педагогические технологии в работе воспитателя Педагогические подходы это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися,.

      Современные педагогические технологии настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых.

      Читайте также: