Развитие внеурочной деятельности в условиях сельской школы

Обновлено: 05.07.2024

Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении последних лет привлекательными стали нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Оптимальной формой организации развивающей среды, способствующей установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, являетсявнеурочная деятельность.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план начальных классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС заключается в отсутствии единообразной модели для малокомплектной сельской школы. А ведь практика работы сельских школ показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами, так как большую часть мероприятий им приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа по сути является единственным культурным центром села..

Как же организована внеурочная деятельность в нашем образовательном учреждении?

Для начала мы проанализировали наши возможности, кадровый потенциал учителей школы, ведь необходимо изменение менталитета учителя, умение мыслить и действовать по – новому, преодолевая сложившиеся представления и стереотипы. Потребовалась большая разъяснительная работа с родителями, о преобразованиях, которые идут в школу вместе с ФГОС.

Цель внеурочной деятельности МКОУ Колодеевская ООШ: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, творческих способностей, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, приобретения жизненно важных ориентиров.

Принципы организации ВУД в школе:

учет личных интересов и склонностей ребенка;

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на положительный опыт организации внеурочной деятельности других образовательных учреждений;

опора на традиции и ценности воспитательной системы МКОУ Колодеевская ООШ.

В 2015-2016 учебном году в школе реализуются следующие направления внеурочной деятельности начального общего образования :

социальное - работа классного руководителя

Психофизиологические особенности ученика начальной школы (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) - приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для них еще очень актуальны виды деятельности, в первую очередь, игровая деятельность, поэтому при организации внеурочной деятельности педагогами нашей школы используются такие формы работы: целевые прогулки, экскурсии, подвижные, спортивные и развивающие игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторины , инсценирование сюжетов, познавательные беседы, занятия по разработке детских творческих проектов, занятие художественным творчеством, конструирование, общественно полезный труд на участке и т.д.

В тоже время для полноценной организации ВУД в школе сегодня имеются ограниченные ресурсы: кадровые, материально-технические. Главными проблемами школы для организации ВУД являются маленькая наполняемость классов.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления: тематические мероприятия ДОЛ, создаваемых на базе МКОУ Колодеевская ООШ.

План внеурочной деятельности начального общего образования МКОУ Колодеевская ООШ ( на 4 года)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

При организации внеурочной деятельности в нашей школе использовался накопленный опыт внеклассной работы в начальных классах. В школе уже имелась модель внеурочной деятельности, которая после небольшой доработки была приведена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.
СЛАЙД 3

Внеурочная деятельность в школе осуществляется через:
- учебный план образовательного учреждения
- внутришкольную систему дополнительного образования
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей
- организацию деятельности групп продленного дня
- классное руководство.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное, духовно-нравственное.

Стандарт предполагает организацию учебной деятельности в образовательном учреждении, как первой, так и второй половины дня. В первой половине дня ученики изучают учебные предметы. Во второй половине дня – работа группы продленного дня, в рамках которой организована внеурочная деятельность по разнообразным направлениям развития личности. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. На внеурочную деятельность для обучающихся 1-ых классов отводится 8 часов в неделю, т.е. в среднем по одному- два часа каждый день, для второклассников-четвероклассников – 2-3 часа в неделю.

Для реализации программ воспитательной работы классного руководителя и программ внеурочной деятельности школы активно привлекаются социальные партнеры.

Социальные партнеры по реализации программ внеурочной деятельности:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Щеглова А.М.

Планируя работу по внеурочной деятельности в образовательном учреждении, поставлено несколько целей:

- разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников в условиях монопоселения;

- создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.

Исходя из многополярной цели, которую перед собой ставит учреждение в целом, я выстроила свою цель: подготовить школьника самостоятельно действующего в общественной жизни.

Актуальность состоит в ориентировании мною школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. [1]

С 1 сентября 2015 года я перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО).

Согласно ФГОС СОО, в Базисном учебном плане нашей школы было отведено 5 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Я работаю в условиях:

-расслоения населения по уровням обеспеченности и уровням образованности;

- резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;

-ограниченности общения со сверстниками;

При организации дополнительного образования в школе я провела анализ по следующим направлениям:

1.Проанализировала цели и задачи школы.

2.Выявила (при помощи анкетирования) запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.

3.Провела беседу с учителями - предметниками, в ходе которой мои коллеги определились с выбором одного из направлений, в котором они являются специалистами.

4.Изучила дополнительные услуги, предлагаемые учреждением культуры.

5.Изучила основные нормативные документы по организации внеурочной деятельности детей (законы, приказы, инструкции, распоряжения).

Перед началом учебного года мною была проведена большая подготовительная работа. В июне был проведён мониторинг родителей будущих пятиклассников с целью выявления направлений внеурочной деятельности, где учитывались интересы родителей и детей, ярмарка объединений кружковой и внеурочной деятельности. Изучив запросы детей и родителей, учитывая возможности ОУ, опыт и интересы педагогов, дети выбрали наиболее продуктивные виды деятельности.[1]

По итогам этого опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, были составлены рабочие программы по направлениям. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе, или в учреждении культуры мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. некоторые дети записаны на несколько занятий.

В результате было составлено расписание внеурочной деятельности в школе.

В Федеральном стандарте предлагается пять направлений развития личности детей, что мы и постарались включить в учебно-воспитательный план через реализацию следующих направлений:

Занятия этого объединения позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей Курской области, с разными видами декоративно – прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в с. Становое).

Работая в объединении, деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. На моих занятиях учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Планируя работу в данном направлении , мною поставлена перед учениками цель:

- развитие творческих способностей школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки, через приобретение дополнительных знаний по трудовому обучению, полагая в основу своей работы любовь и уважение к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Реализация поставленной цели может быть полностью достигнута при решении задач:

- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;

- учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд. [ 4 ]

Работая в данном направлении второй год, считаю, что цель в основном достигается поэтапно: в классе сложился сплочённый коллектив, где ребята не отказывают друг другу в помощи, очень увлечённо выполняют групповые работы, оценивая свой вклад в общее дело. Выполняемая работа требует терпения, взаимовыручки, трудолюбия, что ребята по прошествии полутора лет демонстрируют на занятиях. Конечно, детей больше всего заинтересовывает конечный продукт своего труда, творческие способности детей безграничны.

Выставки детских работ проходят как на базе школы, так и на окружном и муниципальном уровне. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей, оформления зала для проведения праздничных утренников, стендов школы.

При проведении занятий использую информационные технологии, которые позволяет повысить качество внеурочной деятельности:

-использую компьютерные презентации;

-провожу тестирования с использованием компьютерных программ;

-использую информационные ресурсы не только как наглядность, но и для закрепления и расширение теоретических знаний, практических навыков, контроля усвоения материала;

-участвую вместе с детьми в различных конкурсах;

-выхожу вместе с детьми в Интернет для поиска и использования информации в учебном процессе.

Применение мультимедийных технологий позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, что важно для учащихся средней школы.

Диагностическое сопровождение внеурочной деятельности ребёнка предполагает изучение результативности формирования универсальных учебных действий, которые заложены в требованиях стандарта второго поколения.

Итак, внеурочная деятельность – это здорово (да ещё когда позволяет занимаемая площадь, условия, материальная база)… внеурочная деятельность помогает ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. [3]

Детское творчество неисчерпаемо.

Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.

Таким образом хочу сделать вывод о том, что внеурочная деятельность играет важную роль в повышении качества образования. В процессе внеурочной воспитательной работы для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмом повышения качества образования.

1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 176 c.

2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.

3. Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика. - М.: ВАКО, 2015. - 288 c.

4. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 128 c.

При организации внеурочной деятельности следует учитывать особенности региона, социума и, в частности, специфику сельской школы. В этой связи целесообразно остановиться на особенностях, возможностях и проблемах организации внеурочной деятельности сельских школьников.

Замкнутость социального пространства, удаленность многих сельских школ от культурных центров создают особые проблемы при организации внеурочной деятельности детей:

- большая загруженность учащихся бытовым трудом, что снижает возможности для самообразования и развития детей во внеурочное время;

- учащиеся видят вокруг себя мало высоких уровней жизненных образцов, поэтому часто наблюдается занижение требований к своему развитию и образованию;

- низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы и большой загруженностью учителей;

- отсутствие в большинстве сел учреждений дополнительного образования, культурно-образовательных и спортивных центров и соответственно специалистов-организаторов внеурочной деятельности, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей;

- необходимость организации психолого-педагогической и социальной поддержки разных категорий детей, в том числе с особыми потребностями и проблемами в развитии при отсутствии специалистов коррекционных учреждений на селе, психологов, социальных педагогов и других специалистов;

- ограниченность, обедненность социальных контактов школьников, что затрудняет успешность их социализации;

- большая степень ответственности сельской школы за организацию летнего отдыха детей, каникулярного времени школьников;

- ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона и др.

Задача школы независимо от условий – помочь детям освоить различные формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для разностороннего развития. Поэтому организация школой внеурочной деятельности сельских детей имеет гораздо большее значение, так как учащиеся (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединения по интересам, посещать желаемые кружки и секции в различных учреждениях. Несмотря на вышеизложенные трудности и проблемы, сельская школа имеет и благоприятные условия для организации внеурочной деятельности сельских школьников:

-повседневные тесные связи учащихся с жителями села;

-включенность учащихся в производственные и социально-экономические проблемы села;

-территориальная приближенность школы к предприятиям, учреждениям, хозяйству села;

-хорошее знание жителями, педагогами, учащимися особенностей друг друга;

-раннее привлечение детей к домашнему труду;

-систематическое освоение детьми опыта практического сельскохозяйственного труда и др.

-устойчивые положительные традиции, культура, атмосфера общинности на селе;

-непосредственная близость детей к живой природе;

В условиях сельской школы имеются благоприятные условия для осуществления интеграции, развития интегративных связей в самых различных аспектах. Малочисленность коллектива школы и классов позволяет гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности школы и учебное расписание, оперативнее изучать и быстрее реагировать на потребности каждого ребенка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнеров.

Важно подчеркнуть, что интеграция педагогических средств в сельской школе позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс, жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, сделать более увлекательной учебу и интересным досуг.

В ФГОС второго поколения особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности, которую можно рассматривать как средство интеграции. К такой деятельности могут приобщаться дети с начальной школы. Особенно привлекательны для учащихся проекты с краеведческим содержанием. Дети разного возраста могут объединиться в поиске сведений о жизни и творчестве своих земляков, сборе материалов о местных событиях, о способах защиты окружающей природы и т.д.

Многим видам внеурочной деятельности можно придать исследовательский характер, привлекая детей к исследованию проблем, важных для села, способствуя тем самым формированию гражданской ответственности за свое дело, выявлению и развитию профессиональных интересов.

Для расширения контактов детей, их социального общения, важным является организация взаимодействия детей и родителей. Тем более в концепции ФГОС особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как важными союзниками и заказчиками на образовательные услуги. В условиях села для такого взаимодействия в целом имеются благоприятные условия. Хотя здесь сегодня значительно больше проблемных семей, чем в городе, тем не менее, многие родители детей учились в этой школе, все взрослые и дети на селе хорошо знают друг друга, постоянно общаются, родители хорошо информированы о том, что происходит в школе. Участие родителей в решении проблем детей, в организации внеурочной деятельности позволяет родителям стать единомышленниками, союзниками педагогов, выработать взрослым единые подходы к обучению и воспитанию ребенка.

Можно также отметить еще несколько факторов и условий, которые необходимо учитывать при организации внеурочной деятельности детей на селе:

- благоприятные условия и возможности включить в процесс обсуждения дополнительного образования школьников, программ и планов внеурочной деятельности детей всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей), социальных партнеров, выпускников;

- относительная стабильность коллектива учителей и детей, сохранение традиций в школе, имеющие как положительные стороны (хорошее знание особенностей друг друга, способствующих взаимопониманию и взаимоподдержке, семейный характер отношений, преемственность), так и создающие определенные проблемы (формирование стереотипов, корпоративности, замкнутости, тормозящие инновационные процессы);

- некоторая облегченность и мобильность отслеживания результатов воспитательной работы и внеурочной деятельности детей, возможность наблюдения за судьбами выпускников;

- общественный контроль за деятельностью школы, учителей, детей.

На построении внеурочной деятельности учащихся в сельской школе отражается ее малочисленность, которая имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. В сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи.

Малая наполняемость классов позволяет педагогу организовать аналитическую и рефлексивную деятельность каждого ребенка. Ученик имеет возможность в кругу хорошо знакомых людей высказаться, поразмышлять о своих успехах, что побуждает его к осознанной дальнейшей деятельности и реализации своих способностей. Педагог и ученик, вместе рассуждая, определяют ресурсы для развития, конкретные шаги для достижения успеха, что является стимулом для проявления способностей ребенка.

В то же время малочисленность школы создает определенные проблемы в организации внеурочной деятельности. Затруднен и ограничен выбор форм внеурочной деятельности в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Одна из идей ФГОС — это формирование у детей коммуникативной компетентности, однако малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, затрудняет развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.

При организации внеурочной деятельности учащихся важно учитывать проблемы и трудности, которые объективно существуют в сельской школе, а также обеспечить реализацию ее ресурсов, опираясь на достоинства и благоприятные условия как самой школы, так и ее социума. Именно с этих позиций важно определить концептуальные основы и методику организации внеурочной деятельности сельских школьников.

Читайте также: