Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности план по самообразованию в доу

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность: Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Творческими людьми вырастают только те дети, условия, воспитания которых позволили развить эти способности. Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Оценить 3790 1

Управление образования

Администрации города Новочеркасска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №18

Принят на заседании Утверждаю

Педагогического совета МБДОУ заведующий МБДОУ детского сада №18

Протокол от 28.02.2019 №3 ____________ Бойцева А.А.

Приказ от 28.02.2019 №_____

План по самообразованию на тему:

Коломиец Евгения Владимировна

Воспитатель МБДОУ детского сада №18

Индивидуальный план самообразования

Актуальность: Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Творческими людьми вырастают только те дети, условия, воспитания которых позволили развить эти способности. Задача взрослого – разбудить,сохранитьиразвитьвребенкеподаренноеемувдетствеумениерадоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но ичувствами.

Художественное конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детеймоторикиинакоплениясенсорногоопытадоформированиядостаточносложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественногоразвитияимеханизмовуправленияповедениемребенка.Какговорил В.А.Сухомлинский:«Истокиспособностейидарованиядетейнакончикахпальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческоймысли.Другимисловами,чембольшемастерствавдетскойруке,темумнее ребенок.

Цель: Создание комплексной системы по художественному конструированию детей, направленное на развитие творческих способностей дошкольников.

Задачи:

Изучить педагогическую и методическую литературу по даннойтеме.

Повысить собственный уровень знаний, профессиональногомастерства.

и компетентности путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

Разработать перспективный план работы сдетьми.

Использование детских поделок в группе илидома.

Развитие художественно-творческих способностей и детскоготворчества.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

изучение литературы по теме;

самоанализ и самооценка ООД в своейгруппе;

проведение открытого мероприятий для анализа со стороныколлег;

обобщение результатов на заседании педагогического советаДОУ;

Форма отчета по проделанной работе:

отчет о проделаннойработе;

презентация по теме для педагоговДОУ;

План работы

Цель: пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность

Формировать представления детей об эстетических признаках объектов окружающего мира (цветовая гамма), особенностяхматериала.

Осваивать способы работы с различнымиматериалами.

Развивать умение планировать, создавать конструкции по условию по пооперационным картам,схемам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

МАОУ детского сада

___________ Т.В. Кирсанова

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2017-2018 учебный год

Тришиной Юлии Юрьевны

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.

Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;

Участие в семинарах и вебинарах, ОД, конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ;

Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционного рисования и применять их на практике

Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;

Повысить заинтересованность воспитанников к нетрадиционным методам рисования;

Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;

Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;

Обобщение опыта работы по теме самообразования;

Организовать в группе ДОУ предметно- развивающего пространства и условий для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и неизвестного материала

Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательного процесса по данной теме создает условия для всестороннего развития детей, развития творческих способностей ребенка

Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач воспитания, который оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его художественно- эстетическое развитие. Одним из видов творчества является рисование. Нетрадиционные методы рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

Актуальность использования нетрадиционных методов рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы, а знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но в индивидуальной работе и в подгрупповой работе с детьми, а также в свободной деятельности детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата

Таким образом, актуальность темы заключается в том, что рисование с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Развитие потребности у детей к созданию нового и необычного продукта творческой деятельности;

Формирование у детей умения использовать полученные знания в творческой деятельности;

Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными средствами рисования;

Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать

- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно – творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник и методов рисования;

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Для ДОУ/группы:

- пополнена предметно-развивающей среды (зона художественно-эстетического развития).

Доступность, непрерывность, взаимосвязь, соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в ДОУ

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме

Выставки творческих работ детей, рассматривание иллюстраций.

Выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ детей с родителями.

Презентация педагога по теме самообразования.

Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;

выступление на фестивалях и конференциях, педсоветах и родительских собраниях, показ открытых Од и размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества

Перспективы при продолжении работы на следующий год

Продолжить подборку картотеки по данной теме;

Изучить новинки методической литературы;

В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных выставок творческих работ

Срок реализации программы

1сентября 2016г по 1 сентября 2017г.(один год)

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Учет возможных рисков

Возможные риски:

- Недостаточное количество материалов для различных техник рисования.

- Непонимание важности проблемы родителями

Механизм их преодоления:

- Подготовить совместно с родителями различных материалов для рисования

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

Поэтому творчество, развитие художественно-творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.

1. Поддерживать интерес детей к художественному творчеству.

2. Расширять тематику детских работ, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники).

3. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

4. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

5. Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ различными традиционными и нетрадиционными техниками.

6. Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребёнка.

7. Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребёнка.

8. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

9. Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами.

Самообразование 2017г-2018г

Содержание работы

Сроки выполнения

Теоретический этап

Изучение методической литературы по данной проблеме

Изучение статей в журналах:

Изучение методик по технологии педагогов в Интернете

Практический этап

Изучение опыта педагогов ДОУ

Планирование деятельности и перспективы развития

Начальная диагностика детей

Консультации для родителей

Консультация для воспитателей

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Итоговая диагностика детей

Самоанализ проделанной работы

Отчет о проделанной работе

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ

Самоанализ о проделанной работе в 2017г-2018г

Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли;

- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям;

- дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции;

- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

- дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Поначалу дети затруднялись в выборе нужного изобразительного материала, иногда неудачно комбинировали техники, образы получались недостаточно выразительными, иногда чересчур декоративными (особенно у девочек).

В ходе работы с родителями, на начальном этапе воспитатель столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие художественно-творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.

Воспитатель ознакомила родителей с особенностями проводимого исследования, разъяснила, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находились их дети в начале исследования, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. После проведения цикла специально организованных занятий с детьми, предоставила родителям результаты экспериментально – исследовательской работы. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ.

Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества.

Залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых технологий обучения изобразительной деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самостоятельно выражаться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Результаты диагностики развития художественно-творческих способностей детей (по М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) свидетельствуют о положительной динамике:

Ноябрь 2017года: низкий уровень – 22 чел. (87%); средний уровень –

4 чел.(13%); высокий уровень – 0 чел.(0%).

Апрель 2018года: низкий уровень – 10 чел. (40%); средний уровень – 16 чел.(57%); высокий уровень – 1 чел.(3%).

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной

Отчет по самообразованию

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной

Развивать потребность к созданию нового, необычного

продукта творческой деятельности

Обогащать творческие стремления детей преобразовывать мир, развивать в

детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность,

индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Формировать эстетический вкус. Развивать творчество, фантазию.

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник

Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.

Формировать умение работать коллективно и радоваться результату

Если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной

деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, то

формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для

ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок

отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную

фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции

составляют основу психического здоровья и эмоционального

благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего

настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес

ребенка к изобразительному творчеству.

Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого

ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность

проявить себя. В “центре искусства” подобрала дидактические и

развивающие игры; папки с рисованием по схемам, различный

иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”,

“Филимоновские”, “Жостово” и др, создала условия для самостоятельной

деятельности, различный иллюстрированный материал, были приобретены

подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. Во время работы

пробуждаю в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность,

неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту,

приносить людям радость.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который

вызывает у него радость, изумление, удивление. И я выбрала направлением в

своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Всю

работу строю в определенной системе, использую традиционные и

нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность в процессе которой

создается что-то новое, в результате поиска, использования личного опыта, а

также знаний и умений, которые ребенок получил в процессе обучения.

Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и

интегрированные занятия. Тематика таких занятий направлена на

формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на

воспитание чувства любви к родному краю, Родине.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться

его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование

нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство, поможет

преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым,

необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям

ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень

эффективный(сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей.

Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и

напоминают игру. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию

воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,

выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы

изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно

решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился

выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных

техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая

активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому

необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как

можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной

жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие

способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует

со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного

наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа

адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом,

необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит,

слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его

воображения.

С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей

интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую

активность. «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.

Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений

он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит

на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания

материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник

является универсальность их использования. Технология их выполнения

интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому,

нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они

открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и

самовыражению в целом.

Для развития творческих способностей детей в моей работе были

использовали следующие способы нетрадиционного рисования:

дисков, ватные палочки, гуашь.

"Рыбки золотые" пластилинография

"Паровозик из Ромашково" коллективная работа: рисование детьми на

отдельных дощечках вагонов с последующим добавлением элементов в

"Рыжий кот" рисование от пятна

"Мальва" аппликация, коллективная работа

"Рябинка" отпечатки листьев красками, ягодки ватными палочками

"Снеговик" рисование на цветной бумаге белой краской

"Масленица" коллективная работа, элементы выполнены с использованием

элементов Дымковской и Тверской игрушки

"Дерево в цвету" аппликация из пуговиц

"Волшебные цветы" раскрашивание акварелью по рисунку, сделанному

"Выставка кошек" обрывание бумаги

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей

жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его

разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени

Голубева Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих

способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар.

науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С.

Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т.

Читайте также: