Развитие творческих способностей через проектную деятельность в доу

Обновлено: 07.07.2024

Известно, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности является инструментом исследования его бессознательных процессов, облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения, обеспечивает развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации. Следовательно возможно воздействие на развитие творческого воображения средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.
Важное новообразование дошкольного детства - воображение, с которым связывают зарождение личности. Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческого воображения и его направленности. Это способность ребёнка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Условием развития творческого воображения дошкольника является вовлечение в активные формы изобразительной деятельности: использование в работе нетрадиционных материалов и оригинальных техник; тематическое рисование, художественно-дидактические игры; развитие способности на основе ассоциаций ,используя разнообразный изобразительный материал. Практика показала, что нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий и самовыражению в целом.
Роль педагога в проектной деятельности.
Метод проектов позволяет развивать познавательную мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых.

В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Это объясняется тем, что дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит мне как педагогу. Я определяю проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым
Цель: Создание условий для развития творческой активности ребенка через совместную проектную деятельность.
Задачи: Провести диагностическое обследование с целью определения, уровня развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
Разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности;
Организовать предметно – развивающую среду, для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
Развивать художественно – творческие способности посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка аппликация), в том числе используя нетрадиционные способы.



Условия развития творческих способностей у детей раннего возраста.
Для того что бы развить художественно творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я обыграю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Нередко в работе использую нетрадиционные способы рисования. Такой метод доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.
Нетрадиционные способы развития творческих способностей у детей раннего возраста.
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Дети раннего возраста недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. Такой метод рисования для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию.



Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.




Рисование пеной для бритья . Такой метод рисовая -процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности. Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!



Как показала практика моей работы, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности . К тому же, технологии проектной деятельности позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах. Вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Колоссальными способностями повышения качества дошкольного образования обладает внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Одной изинновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей,являетсятехнология проектной деятельности.

Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников.

Проект в детском саду – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Стержнем проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей, что развивает в детях уверенность в своих возможностях и создает умение самостоятельно искать пути решения задач. Надо помнить, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Основной цельюпроектной деятельностив дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка.

Общие задачи развития :

- формирование творческого воображения и творческого мышления;

- развитие познавательных способностей;

- развитие коммуникативных навыков;

- обеспечение психологического здоровья.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

При реализации проекта применяется все многообразие методов развития творческих способностей детей. Используются такие формы работы с детьми, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-фантазирования, игры со строительным и природным материалом, рисование (в том числе нетрадиционное, лепка (из пластилина, глины, соленного теста, аппликация, чтение и т. д.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. И эта тема является темой моего самообразования.

Планирование любой проектной деятельности начинается с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что будет в результате?

Работа с детьми ведё тся поэтапно: сначала создается положительная мотивациядетей, затем дошкольники вводятся в проблему, слушают рассказ о ее важности, вживаются в игровую ситуацию. Затем вырабатывается план по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности, подбираются необходимая информация и нужные материалы. Дальшевыполняется практическая часть проекта. После происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Необходимо отметить, что на каждом этапе используются личностно-ориентированные технологии, так как способности и возможностидетей разные.

Считаю важным условием развития творческой личности является уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их в жизнь дошкольного образовательного учреждения (организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды).

Необходимо привлекать родителей к работе над проектом, так формируются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. А родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Проектную деятельность осуществляю на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса. Я и ребенок выступаем как равноправные партнеры.

В практике ДОУ использую следующие типы проектов :

Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Особое место в детсадовской проектной деятельности занимают проекты творческие. Их реализация подразумевает, что после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника. Этот тип проекта подходит даже для маленьких детей.

По продолжительности проекты делятся на :

- Краткосрочные (1-4 недели)

- Среднесрочные (до 1 месяца)

- Долгосрочные (полугодие, учебный год)

При этом каждый из этих видов проектной деятельности имеет следующие общие особенности:

- в ходе проектной деятельность решается проблемная ситуация, которая не может быть решена прямым действием. Именно это является отличительной чертой проектной деятельности от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация решается максимально быстро.

- участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;

- проектная деятельность имеет адресный характер. Так как в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Для моей работы представляет интерес творческая проектная деятельность. Остановимся на ней подробно.

Творческая проектная деятельность важна для воспитания дошкольника тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, его уникальное видение мира, свойственное этомудошкольнику, стимулирование его познавательную активность, повышает чувство уверенности, значимости мнения ребёнка в данном проекте, то и развивается креативность и творческая активность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

И более подробно я расскажу о творческих проектах, которые были проведены в нашей группе, в ходе которых дети расширили свой кругозор, получили возможность развить речь, мышление, свой творческий потенциал. Представляю вашему вниманию фотоотчет о наших проектах (презентация).

Вывод:в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть своё творческое начало и креативность, показать всем свою индивидуальность. Ребёнку метод проектов даёт возможность : экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это доступный, инновационный и перспективный метод, который занял свое достойное место в системе дошкольного образования.

1 Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике [Текст] / Л. Д. Морозова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

6. Метод проектов в дошкольном образовании : Учебно-методическое

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Обобщение педагогического опыта на тему:

«Формирование познавательно-творческих

способностей детей дошкольного возраста

Воспитатель: Пейль Ольга Антоновна

п.Боровский 2015 г.

Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного и творческого развития детей.

Природные возможности каждого ребёнка велики. Если не создавать соответствующие условия для реализации познавательного и творческого направления - эти возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания и творческой деятельности.

В процессе современного образования и воспитания дошкольника мы должны стремитсья к модели современного выпускника детского сада, которая включает в себя самостоятельную, способную логически и творчески мыслить личность, психологически готовую к обучению в школе.

Исходя из вышесказанного, я всю свою работу с детьми решила строить, используя проектный метод.

Цель: Создание условий для формирования познавательно-творческих способностей дошкольников через проектную деятельность.

Задачи:

• Развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления;

• Развитие речи и активизация словарного запаса через продуктивные виды деятельности;

• Совершенствование технических навыков и умений.

Мы работаем сообща с воспитанниками, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Для выполнения вышеуказанных задач в нашей группе создана предметно-развивающая среда, которая пополняется и изменяется по мере изменения темы недели. А тема недели плавно перетекает в тему будущего проекта.

В соответствие с ФГОС вся среда в группе разделена на пять центров.

Центр познавательного развития включает в себя:

зону конструктивной деятельности содержащую разные виды конструкторов: ЛЕГО, деревянный конструктор, пластмассовый, мягкие модули, звездочки, различная бумага, и т.д. Дети по схемам конструируют различные постройки и предметы.

экологический уголок или уголок природы и исследовательской деятельности, в котором находится много комнатных растений, природный материал, дидактические игры, альбомы, выносной исследовательский центр (различные материалы, приспособления для опытов, для игр с водой, песком, воздухом и т.д.)

зону развивающих дидактических игр , в которой находятся игры по всем разделам программы. Много игр сделанных своими руками.

Центр физического развития. Содержит различные атрибуты для спортивных игр, картотеку упражнений, подвижных игр, пальчиковых игр, различных видов гимнастик.

Оборудование: мячи, массажеры, скакалки, обручи, атрибуты, сделанные руками родителей.

Театральная зона, музыкальная зона, зона художественного творчества и зона книги объединены в центр художественно-эстетического развития.

театральная зона содержит разные виды театров, как покупных, так и сделанных самими детьми, родителями и мной: куклы БИ-БА-БО; деревянный театр, пальчиковый, на ложках, конусный, театр на фланелеграфе, фигурки из глины, куклы на карандашах из киндер сюрпризных коробочек и т.д. Так же здесь присутствуют альбомы с фотографиями видов театров, знаменитых актеров, подобрана художественная литература про балет, про оперу и т.д.

Центр речевого развития включает в себя:

зону книги содержит большой запас художественной литературы, которая обновляется почти каждый день по теме недели. Дети очень внимательно и аккуратно относятся к книгам. Книги помещены на полках в виде библиотеки.

зону дидактических игр , включающую в себя игры на речевое развитие.

информационная зона, в которой размещаются различные плакаты и альбомы по теме недели. Обновляется каждый день. Дети с утра первым делом идут к центру, по тому, что размещено в центре они догадываются, чем мы будем заниматься в этот день.

Центр социально-коммуникативного развития , включает в себя:

зону патриотического воспитания , где находятся символы России, альбомы с национальными костюмами, государственными праздниками, предметами национальной культуры.

Хочу еще отметить, что в процессе многих проектов, мы с детьми и родителями создавали мини-музеи:

Таким образом, педагог должен быть готов всегда прийти на помощь к детям и готов быть к импровизации деятельности, а иначе нельзя.

Вся наша образовательная деятельность строится на игре, на наблюдениях. Дети узнают что-то новое и сразу включают в ход свои ручки, ножки и головку. Начинают творить. Рисуют, лепят, конструируют, что-то сочиняют, клеят. Получается результат нашей познавательной творческой деятельности.

Как мы строим работу над проектом? С начала мы определяем тему проекта, выявляем проблему (проблемную ситуацию), ставим цель с вытекающими задачами. Вместе с детьми и родителями определяем план работы, распределяем обязанности, обязательно при этом надо учитывать принцип последовательности в работе. Нужно заметить, что игры, наглядный материал, беседы, наблюдения, образовательная деятельность - все должно соответствовать теме проекта, иначе результат не будет положительным.

Далее идет непосредственная работа над проектом. Я могу наблюдать со стороны за работой детей, только иногда направлять их в нужное русло, но и есть моменты, когда мы вместе работаем над проектом с детьми и родителями.

Итогом проекта в основном являются групповые праздники, презентации, выставки детского творчества в различных видах. После мы анализируем, что получилось, а что нет в результате нашей работы.

Использую несколько форм проектов:

• познавательные – по временам года…

• творческие – макеты зон обитания животных, генеалогическое древо и т.д.

В результате нашей проектной деятельности мы закончили массу проектов:

Результаты проектной деятельности моей группы можно увидеть в виде презентации на сайте нашего дошкольного учреждения.

В своей работе с педагогами нашего ДОУ я использовала консультации, семинары, показ открытой образовательной деятельности, открытые родительские собрания в нетрадиционных формах.

Работа с родителями ведется в разных формах:

различные фотовыставки, выставки поделок;

Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Так как дошкольник самостоятельно еще не может найти ответы на все вопросы, которые его интересуют, то ему на помощь спешат взрослые: родители и педагоги. Они стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. Одним из таких методов является проектная деятельность. Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников. Метод проектов является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой; является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в социальную среду способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности реализует принцип сотрудничества детей и взрослых позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

Изучив соответствующую методическую литературу, затрагивающую вопросы технологии проектирования и использования метода проектов в ДОУ, я стала внедрять проектный метод в свою воспитательную работу с детьми.

Работая с воспитанниками 4-6 лет, я разработала и внедрила ряд проектов.

Обоснование проблемы: наблюдая за детьми 5-го года жизни, я выявила, что дети плохо ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, с трудом выстраивают последовательность действия героев. Неосведомленность родителей о важности совместного творчества с детьми, нежелание родителей привлекать детей к совместному выбору сказок с детьми, не внимание родителей к книгам в семье.

Узнать, как русские народные сказки, влияют на творческое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Организовать творческую выставку рисунков и поделок на повышение интереса детей к русским народным сказкам.

Повысить стремление родителей использовать сказки для формирования личности ребенка, его творческих способностей.

• Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

• Провести анкетирования родителей, с целью выявления знаний в вопросах знакомства детей с русскими народными сказками.

• Расширить представления детей о русских народных сказках, воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Повышение компетентности родителей и воспитателей в вопросах знакомства детей с русскими народными сказками.

Работа по проекту проходила в три этапа.

Результаты работы над проектом показали, что у детей повысился интерес к русским народным сказкам, слову, речи. На более высокий уровень поднялось мышление и воображение. Дети быстро ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, легко выстраивают последовательность действия героев.

Тип проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Актуальность: задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения детей с миром природы и посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Проблема: зимующие птицы нуждаются в помощи людей в холодный период времени, нужно узнать, чем их можно покормить.

Цель: формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста, через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку.

Задачи:

1.Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах.

2.Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

3.Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах.

5. Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам, сочувствовать и помогать им в зимнее время года.

6. Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.

7. Привлечь внимание родителей, педагогов к проблеме подкормки птиц в зимнее время.

Работа с детьми:

5. Чтение художественной литературы о зимующих птицах.

6. Разучивание стихотворений.

8. Загадывание загадок.

Работа с родителями:

6. Конкурс кормушек.

Предполагаемый результат:

2. Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Итоги реализации проекта:

Обоснование проблемы: проект знакомит детей с разнообразием мира насекомых, с особенностями строения, условиями их жизни, их пользе и вреде. Находясь на прогулке, некоторые дети с интересом рассматривают муравьев, некоторые заботливо строят им домишки, некоторые топчут ногами. Многие дети с удовольствием наблюдают за муравьями и хотят их взять в руки, гоняются за красавицами бабочками, а некоторые даже ловят их. В ходе бесед с детьми я выяснила, что они не знают, принесут ли своими действиями пользу или вред насекомым. Не знают о том, что опасно брать пчел, шмелей и ос в руки…. Поэтому участие детей в проекте дает возможность сформировать представления о насекомых их пользе, вреде, внешнем виде, их жизни в природе.

Актуальность: знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. В рамках проекта дошкольники смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? На сколько велика их роль в природе?

Цель проекта: развитие познавательного интереса к миру насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

1. Развивать внимание, любознательность, интерес к живой природе, умение видеть красоту природы.

2. Развивать речь детей, активизировать словарный запас, словесно-логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.

3. Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

4. Применить нетрадиционную технику рисования.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: 3 недели

Возраст детей: 5-6 лет.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель

Роль родителей в реализации проекта:

Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.

Изготовление эмблемы насекомых к развлечению

Методы и формы работы: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, настольные игры, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, дидактические игры, заучивание стихотворений, пословиц, песен

Работа по проекту включает три этапа.

1. Информация для родителей о начале проекта.

2. Совместно с родителями наполнение библиотеки книгами, открытками о насекомых, плакатами, изготовление масок, костюмов насекомых

3. Подбор иллюстративного, аудио и видео материалов

- Муравей сидел около… .

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Гусеница сидела на…

  • Слушание шумов в царстве растений (жужжание пчелы, шмеля, комара, мухи
  • Прогулка: Наблюдение по маршруту экологической тропы (под березой и сосной за муравейником; на клумбе за пчелами, бабочками, мушками; под камнями за жуками – черной жужелицей).
  • Ситуация:

Блоха встретила сороконожку и испуганно закричала:

- Остановись! Остановись немедленно!

- Что случилось? – испугалась сороконожка.

- Да у тебя на тридцать девятом ботинке шнурок развязался.

- Что могло бы случиться с сороконожкой, если бы блоха не предупредила бы ее?

- разорять дома муравьев

Итоги реализации проекта:

В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.

По итогам работы было отмечено:

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым. Воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе привело к формированию отзывчивой и гуманной личности.

В ходе реализованных в течение учебного года проектов я убедилась, что метод проектов актуален и эффективен, так как дает воспитанникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что очень важно для успешного адаптирования к ситуации школьного обучения и окружающего мира. Я считаю, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. //М: Мозаика- Синтез, 2008. — 112 с.

Читайте также: