Развитие школы и педагогической мысли в феодальную эпоху

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
istoriya_pedagogiki.docx 21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль: Теория и история педагогики

Тема: Воспитание, школа и педагогическая мысль

в Западной Европе в эпоху средневековья

и эпоху Возрождения

Они владели основным источником богатства и властью в эту эпоху — огромными земельными наделами.

С установлением монополии церкви на образование в Западной Европе основными типами школ стали:

приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян;

монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала;

соборные или кафедральные — они открывались при епископских резиденциях.

С Развитием мануфактур, ремесла и торговли, с ростом городов стали возникать в XIII—XIV вв. новые типы учебных заведений:

Цеховые школы давали начальное образование сыновьям городских ремесленников.

Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей.

В школах указанного типа, содержание образования приобрело практическую направленность для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык.

В XII—XIII вв. в результате расширения торговых связей, развития мануфактур в духовную жизнь Западной Европы стала проникать арабская культура стали возникать учебные заведения светского типа, сочетающие общее образование со специальным, появляются первые университеты.

Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в XIV—XVI вв., в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов (возрождение интереса к нему и дало название эпохе), усилили потребность в новом характере и направлении образования. Это находит свое выражение в процессе его гуманизации , в решительном отказе от характерной средневековой школе суровой палочной дисциплины, целой системы телесных наказаний, жесткого режима.

К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего среднего образования — классического . Оно было порождено возросшим в эту эпоху интересом к духовной культуре античного мира. Поэтому ведущим направлением классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы. Основным учебным заведением, в котором молодежь получала такое образование, становится гимназия .

Ян Амос Коменский

Чешский педагог - гуманист , писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви , основоположник научной педагогики , систематизатор и популяризатор классно-урочной системы .

Делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода (по шесть лет каждый):

  1. От рождения до 6 лет – детство
  2. От 6 до 12 – отрочество
  3. От 12 до 18 – юность
  4. От 18 до 24 – возмужалость.

Для детей 6 лет предлагал материнскую школу. Для отрочества – школа родного языка. Для юношества – латинская школа, гимназия. Для возмужалых людей – академия, с факультетами: богословский, юридический и медицинский.

Выступал против механической зубрёжки, за сознательное учение.

Настаивал на систематичности обучения . Говорил, что надо идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному.

Большое значение придавал последовательности обучения : изучению нового материала должно быть подготовлено предыдущими знаниями.

3. Возникновение и развитие средневековых университетов. Цеховые, гильдейские и городские школы.

Феодализм был дальнейшей ступенью в развитии общества, возник в результате разложения рабовладельческого строя.

В феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и духовенство. Идеологическим оплотом господствующих групп феодального общества была церковь.

В Китае, Индии, на Ближнем Востоке, в Европе религиозные организации (церковь) стали в этот период монополистами в области обучения детей и взрослых: все содержание образования было пронизано религией.

Церковные школы в Западной Европе

В продолжении ряда веков большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. В среднеевропейских монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

Раньше всех сформировались монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первые принимались мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешние школы принимались приходящие (миряне).

В центрах церковного управления постепенно развивались соборные и кафедральные школы. Эти школы также делились на внутренние и внешние. Во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже именитых граждан.

И наконец в ряде приходских церквей создавались приходские школы. В них обучались только мальчики. Учили там чтению молитв на латинском языке, церковному пению, реже обучались письму.

Определенные сроки для обучения в школах не устанавливались.

В низшие школы первоначально принимались только дети духовенства. А с Х1 века, после того как духовенству было запрещено вступать в брак, в эти школы стали принимать детей горожан и некоторых крестьян.

Следует, однако, иметь ввиду, что основная масса народа не получала образования в школах.

В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества.

Воспитание светских феодалов

С семи лет воспитанник состоял пажем при госпоже своего сюзерена, затем был оруженосцем у господина и, наконец, завершив подготовку, посвящался в рыцари.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали как произведения латинских авторов, так и современную поэзию, а не только религиозные тексты и молитвы.

Возникновение и развитие средневековых университетов. Цеховые, гильдейсткие и городские школы

Экономическое развитие Европы Х11-Х111 веков выдвигало на первый план необходимость более глубоких и основательных знаний. В связи с этим стали возникать университеты. В Х11 в. были открыты университеты в Италии, Франции и Англии. В Средней Европе в Х1У веке открывается университет в Чехии (Прага) и несколько позже в Польше (Краков).




Как правило, средневековые университеты возникали по инициативе ученых и пользовались правом самоуправления. Они сами вырабатывали распорядок своей жизни, избирали должностных лиц, защищали свои права.

Основным видом занятий в университете были лекции: профессор читал по книге текст и его комментировал. Организовывались также диспуты. Обычно предварительно представлялись тезисы докладов, которые подлежали обсуждению.

Ремесленники и купцы, жившие в городах, не были удовлетворены церковными школами и вели борьбу с монополией церкви в области образования. Ремесленники открывали свои цеховые школы, где их дети обучались чтению и письму на родном языке, счету и религии; обучение же ремеслу велось дома в мастерской отца. Купцы также стали открывать свои гильдейские школы с такой же программой. Постепенно эти школы превратились в начальные городские школы, содержащиеся городскими самоуправлениями.

Рост производства, торговли, городов, морские путешествия 14-16 веков дали толчок развитию математики, астрономии, механики, географии. В эпоху Возрождения из грамматики выделяются литература и история, как зародыши самостоятельных наук; начинают усиленно изучаться греческий и латинский языки, усиливается значение родных языков.

Педагогика характеризуется большим вниманием к ребенку, как к развивающемуся человеку. Задачей воспитания становится развитие личности. Поэтому педагогика этого времени называется гуманистической.

В образовании на первый план выдвигается изучение классической античной литературы и природы вместо религии. Продолжают развиваться городские школы для детей купцов и ремесленников. Появляются школы для девочек. К концу эпохи Возрождения первоначальное обучение все чаще ведется на родном языке учащихся.

Педагоги - гуманисты эпохи Возрождения - выдвигали требования развития активности, самодеятельности и творчества ребенка.

Т. Мор уделяет достаточное внимание вопросам воспитания. На острове всем детям дается хорошее воспитание и первоначальное обучение. Свободное время граждане проводят в библиотеках и музеях, занимаясь самообразованием. Утопийцы владеют всеми науками своего времени.

Образование ведется на родном языке. В школах преподается чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Астрономия изучается с помощью наглядных пособий.

Т. Мор был сторонником афинской системы физического воспитания: развитие путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного, красивого тела. Наряду с физическим необходимо и трудовое воспитание детей. Они изучают в школах земледелие теоретически и знакомятся с ним практически, работая на окружающих город полях. Каждый утопиец обязан овладеть как минимум одним ремеслом.

ПЛАН

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ.

1. Церковные школы в Западной Европе.

2. Воспитание светских феодалов.

3. Возникновение и развитие средневековых университетов. Цеховые, гильдейские и городские школы.

Феодализм был дальнейшей ступенью в развитии общества, возник в результате разложения рабовладельческого строя.

В феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и духовенство. Идеологическим оплотом господствующих групп феодального общества была церковь.

В Китае, Индии, на Ближнем Востоке, в Европе религиозные организации (церковь) стали в этот период монополистами в области обучения детей и взрослых: все содержание образования было пронизано религией.

Церковные школы в Западной Европе

В продолжении ряда веков большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. В среднеевропейских монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

Раньше всех сформировались монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первые принимались мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешние школы принимались приходящие (миряне).

В центрах церковного управления постепенно развивались соборные и кафедральные школы. Эти школы также делились на внутренние и внешние. Во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже именитых граждан.

И наконец в ряде приходских церквей создавались приходские школы. В них обучались только мальчики. Учили там чтению молитв на латинском языке, церковному пению, реже обучались письму.

Определенные сроки для обучения в школах не устанавливались.

В низшие школы первоначально принимались только дети духовенства. А с Х1 века, после того как духовенству было запрещено вступать в брак, в эти школы стали принимать детей горожан и некоторых крестьян.

Следует, однако, иметь ввиду, что основная масса народа не получала образования в школах.

В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества.

Воспитание светских феодалов

С семи лет воспитанник состоял пажем при госпоже своего сюзерена, затем был оруженосцем у господина и, наконец, завершив подготовку, посвящался в рыцари.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали как произведения латинских авторов, так и современную поэзию, а не только религиозные тексты и молитвы.

Возникновение и развитие средневековых университетов. Цеховые, гильдейсткие и городские школы

Экономическое развитие Европы Х11-Х111 веков выдвигало на первый план необходимость более глубоких и основательных знаний. В связи с этим стали возникать университеты. В Х11 в. были открыты университеты в Италии, Франции и Англии. В Средней Европе в Х1У веке открывается университет в Чехии (Прага) и несколько позже в Польше (Краков).

Как правило, средневековые университеты возникали по инициативе ученых и пользовались правом самоуправления. Они сами вырабатывали распорядок своей жизни, избирали должностных лиц, защищали свои права.

Основным видом занятий в университете были лекции: профессор читал по книге текст и его комментировал. Организовывались также диспуты. Обычно предварительно представлялись тезисы докладов, которые подлежали обсуждению.

Ремесленники и купцы, жившие в городах, не были удовлетворены церковными школами и вели борьбу с монополией церкви в области образования. Ремесленники открывали свои цеховые школы, где их дети обучались чтению и письму на родном языке, счету и религии; обучение же ремеслу велось дома в мастерской отца. Купцы также стали открывать свои гильдейские школы с такой же программой. Постепенно эти школы превратились в начальные городские школы, содержащиеся городскими самоуправлениями.

Рост производства, торговли, городов, морские путешествия 14-16 веков дали толчок развитию математики, астрономии, механики, географии. В эпоху Возрождения из грамматики выделяются литература и история, как зародыши самостоятельных наук; начинают усиленно изучаться греческий и латинский языки, усиливается значение родных языков.

Педагогика характеризуется большим вниманием к ребенку, как к развивающемуся человеку. Задачей воспитания становится развитие личности. Поэтому педагогика этого времени называется гуманистической.

В образовании на первый план выдвигается изучение классической античной литературы и природы вместо религии. Продолжают развиваться городские школы для детей купцов и ремесленников. Появляются школы для девочек. К концу эпохи Возрождения первоначальное обучение все чаще ведется на родном языке учащихся.

Педагоги - гуманисты эпохи Возрождения - выдвигали требования развития активности, самодеятельности и творчества ребенка.

Т. Мор уделяет достаточное внимание вопросам воспитания. На острове всем детям дается хорошее воспитание и первоначальное обучение. Свободное время граждане проводят в библиотеках и музеях, занимаясь самообразованием. Утопийцы владеют всеми науками своего времени.

Образование ведется на родном языке. В школах преподается чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Астрономия изучается с помощью наглядных пособий.

Т. Мор был сторонником афинской системы физического воспитания: развитие путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного, красивого тела. Наряду с физическим необходимо и трудовое воспитание детей. Они изучают в школах земледелие теоретически и знакомятся с ним практически, работая на окружающих город полях. Каждый утопиец обязан овладеть как минимум одним ремеслом.


Оглавление

  • 1. Педагогика древнего мира
  • 2. Педагогика в эпоху феодализма
  • 3. История педагогики Древней Руси
  • 4. Педагогика России XIV-XVIII вв
  • 5. Педагогика XIX в
  • 6. Зарубежная педагогика конца XIX – начала XX вв
  • 7. Становление и развитие советской педагогики
  • 8. Дошкольное образование детей в России. Теория и практика
  • 9. Становление научной педагогики

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Педагогика в эпоху феодализма

В V–XVI вв. христианская церковь стала главной идеологической силой, и все развитие культуры и просвещения протекало в русле религиозной идеологии католицизма.

Во внешних школах — обучались мальчики 7—15 лет чтению, письму, счету, церковному пению.

Во внутренних школах изучались грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, т. е. семь свободных искусств.

Учащиеся запоминали тексты Священного Писания, некоторые произведения Аристотеля. Имелись специальные учебные пособия по предметам.

Тем не менее зажатое тисками теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На протяжении почти двенадцати веков оттачивались принципы догматического обучения. Среди деятелей церкви встречались образованные для своего времени философы: Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), Аквинат (1225–1274), которые создали обширные педагогические трактаты, но педагогическая теория далеко не ушла.

Воспитание сыновей светских феодалов носило сугубо военно-физический, рыцарский характер. Рыцари презирали все виды труда, порой не владели даже элементарной грамотностью. Основа воспитания — семь рыцарских добродетелей: умение ездить верхом, плавать, владеть копьем, фехтовать, охотиться, играть на музыкальных инструментах. Грамотность среди женщин-дворянок была распространена шире, чем среди рыцарей.

Во II половине Средневековья наблюдается расширение торговых связей, происходят крестовые походы. Следствием этого является расширение знаний по математике, астрономии, географии, медицине и другим наукам.

Рост городов привел к возникновению городских школ (магистратских, цеховых, гильдейских). Обучение шло на родном языке.

Средние века в Западной Европе это огромный временной пласт, охватывающий более двенадцати столетий. Обычно рассматривают­ся три периода: V—X вв. — раннее Средневековье; XI—XIV вв. — развитое Средневековье и XV—XVI вв. — позднее Средневековье, переходящее в эпоху Возрождения. На всех этапах осуществляла свое влияние религия и как идеология, и как культура, и как мо­раль, церковь как социальная структура. В оценке Средневековья оправдан формационно-классовый подход, ибо это феодальный строй, господствующей силой которого выступают светские и ду­ховные феодалы, а на другом полюсе — зависимое крестьянство. Средневековье представляется в своем существовании как арена постоянной борьбы за власть и господство над умами и сердцами людей, как непрерывная цепь завоевательных войн, походов и т. д. Вместе с тем, это эпоха, когда создавались непревзойденные образ­цы во всех областях науки, культуры, искусства, особенно в период позднего Средневековья и эпоху Возрождения. Все это отражается в теории и практике воспитания, образования, обучения.

Большое количество работ, посвященных этой эпохе, включа­ет и советская, и постсоветская история педагогики и как наука, и как учебный предмет.

Средневековое образование как утверждение религиозной мо­рали, идеологии, культуры включало целостную систему школь­ного образования. В раннем Средневековье школы обычно суще­ствовали при приходах, как подготовка священника низшего ран­га, и особенно при монастырях. Католическая церковь уделяла боль­шое внимание распространению монашества, созданию монас­тырей и школ при них, как внешних, так и внутренних. Монас­тыри имели библиотеки, в которых были книги, главным обра­зом, на латинском языке. Особенно плодотворным для развития школ и возрождения античной культуры был период правления (768—814) во Франкском государстве короля Карла Великого, который в 800 г. принял титул императора. Сосредоточием этой культуры и были монастыри. Монахами переписывались, а в мо­настырских школах изучались произведения Вергилия, Горация, Цицерона. Обучение в монастырских школах чтению и письму было наиболее важным. Овладев техникой чтения и письма, мо­нахи могли читать и переписывать Священное писание, духов­ные стихи, имеющиеся в монастырях книги, что считалось бого­угодным делом. Большое значение придавалось и обучению пе­нию. Изучение нотной грамоты, которая была необходима для богоугодного пения псалмов, так же, как и вообще учение, не давалось легко. Удары палкой, кулаком со стороны недовольного учителя обрушивались непрерывно. Очень часто применялось и наказание розгой. Суровость, жестокость наказаний в средневе­ковой школе — ее характерная особенность.

Организация и содержание образования сохраняются в основ­ных чертах и в период развитого Средневековья (XI—XIV вв.). Вме­сте с тем, монархические режимы ряда стран Европы стремятся сосредоточить власть в своих руках, на известную самостоятель­ность претендуют города, усиливается роль городской культуры. И, как следствие, подвергаются сомнению незыблемые ранее ре­лигиозные догматы.

В этих условиях служители церкви изыскивают новые способы утверждения веры не только путем расправы с инакомыслящими силами инквизиции, но и путем доказательств истинности самих божественных догм. Возникает новый вид средневековой учено­сти — схоластика, цель которой и заключалась в том, чтобы пред­ставить вероучение в форме научного знания.

Главным представителем и создателем этого направления в ут­верждении религиозных догм был Фома Аквинский(1225—1274). Уроженец Италии, он объездил всю Европу, выступал и препода­вал в Париже, Кельне, Риме. В качестве основы для своих логичес­ких построений доказательства бытия Божия, бессмертности души он использует логику Аристотеля, строя на ее основе утверждение о незыблемости религиозных догм, о Боге как конечной цели вся­кого знания. Учение Фомы Аквинского, его постулаты были при­няты церковью. Оно представляло собой как бы философию рели­гии, способствовало связям религии и науки, хотя и довольно ис­кусственным.

Укрепление в период развитого Средневековья городов приво­дит к усилению роли в обществе такого социального слоя, как ремесленники и купцы. Для их детей и были созданы цеховые и гильдейские школы. Обучение в них проходило на родном языке; наряду с чтением и письмом преподавалась арифметика, а рели­гия входила как обязательный предмет. Однако развитию этих школ мешало отсутствие квалифицированных учителей. Чаще всего в этой роли выступали недоучившиеся студенты, беглые монахи и т. д.

Поэтому особое значение для детей ремесленников, купцов, а также крестьянства имела семья. Она передавала опыт, знания осо­бенностей профессии, а также воспитывала нравственные каче­ства, используя традиции, обычаи, обряды.

Общие черты воспитания в семье заключались в том, что ог­ромное влияние оказывала религиозная вера, непререкаем был авторитет родителей, старшего, господина в конце концов, Слово старших было основным источником знания, пример старших — образцом поведения. Воспитание строилось на непререкаемости требований, суровости, физических наказаниях.

В период развитого Средневековья большое значение в разви­тии культуры и образования приобретают средневековые универси­теты. Сначала они возникают как корпорации (объединения) учителей и учащихся и лишь постепенно приходят к своей структуре высшего учебного заведения. Их возникновение было связано с потребностями экономического развития, укреплением городов, особенностями образования и науки. Первые университеты появи­лись в XII в. в таких странах, как Италия, Франция, Англия: это Болонский, Парижский, Оксфордский, Кембриджский универ­ситеты. Позже были открыты университеты в славянских странах — Пражский и Краковский.

Основное содержание и методы обучения в университете были как бы замкнуты в определенных рамках. Содержание определя­лось книгами по каждой специальности. Это творения Гиппократа и Галена на медицинском факультете, Аристотеля и средневеко­вых схоластов на богословском, труды главным образом по рим­скому праву на юридическом. Их интерпретацию, толкование осу­ществляли профессор на лекции, студенты на диспутах. Эти два метода можно считать единственными, тем более что долгое время даже для студентов медицинского факультета прикосновение к мертвому телу, изучение его считалось богохульством.

Стандартизированность, одинаковость содержания и организа­ции университетов порождали известный космополитизм, нару­шение связей университета со страной, городом, равнодушие к жизни своих соотечественников. Эти черты западноевропейских университетов отмечал и критиковал К. Д. Ушинский. В то же вре­мя особенностью жизни, быта студентов и профессоров была при­верженность университетским традициям, церемониям, знамена­тельным датам, строго установленной форме одежды и т.д.

Деятельность университетов в период развитого Средневековья и более позднее время — яркая страница развития культуры и об­разования в Западной Европе.

Девочки — дети знатных родителей — воспитывались в семье, а позже направлялись в женские монастыри, где обучались грамоте, основам ведения хозяйства и т. д. Приобщаясь к культуре, образо­ванию, они утверждали гуманистические нормы поведения в об­ществе, могли смягчить, даже своим присутствием, жестокость рыцарей—мужчин. Известно, например, что платок, брошенный женщиной между двумя готовыми к поединку рыцарями, мог пре­дотвратить дуэль и вызвать примирение.

В период Средневековья религия выступает в первую очередь как идеологическая основа жизни общества и отношений в нем, а также как основа морали и культуры. И все же влияние церкви на все сферы жизни было достаточно противоречиво и не так уж безраздельно. Люди, представители разных общественных групп, находились как бы между небом и землей, между богом, силу и власть которого они полностью принимают, и земными помысла­ми и устремлениями, утверждением жизни здесь, на этом свете. В полной мере диалектика этих связей проявляет себя в новый период существования Западной Европы — в период Реформации и эпоху Возрождения.

Реформация это религиозное движение, возникшее в XVI в. и направленное против католицизма, выступавшее, прежде всего, за изменение религиозных установлений и требований. Оно сфор­мировалось на основе многочисленных антикатолических выступ­лений, идеологии братских общин, которые проявляли себя уже в XV в. В результате Реформации возникает новое направление в хри­стианстве — протестантизм, основу которого составляет протест против жестокости требований к человеку в католической религии. Борьба за приоритеты в вере между протестантами и католиками — это кровавые страницы истории Западной Европы.

Деятели Реформации выдвинули требование, чтобы содержание Библии, Священного писания было доступно людям, поэтому они утверждали необходимость перевода Библии на родной язык и сами этим занимались. В XVI в. центром протестантизма стала Германия, и связано было это движение с именем Мартина Лютера (1483 —1546), который, по сути дела, заложил основы новой религии, но­вого религиозного учения, доступного и понятного всем людям. Деятельность Лютера отмечена реформацией целого ряда законода­тельных актов в церковных требованиях. Широкое распространение идей реформации во многом объясняется как религиозным созна­нием людей той эпохи, так и соответствием новых доступных и понятных массам духовно-религиозных установок повседневным интересам и чаяниям различных слоев населения.

Нельзя не отметить прогрессивные реформы на основе проте­стантизма в области школьного дела. Многие идеи о значении образования, о доступности школы и равенстве прав на образо­вание деятели Реформации заимствовали из учений и практики братских общин. В 1524 г. Лютер обратился ко всем немецким бур­гомистрам с призывом открывать доступные для всех начальные школы, в которых изучается Библия на родном языке, а также даются знания по географии, истории, природоведению, уделя­ется внимание преподаванию арифметики. Таким образом, в пе­риод Реформации выдвигается и в какой-то мере осуществляется требование о распространении начального обучения, причем на родном языке, о создании условий для равноправия в получении образования. Некоторые изменения вносятся и в высшее образо­вание. Возрастает количество университетов, они становятся бо­лее национально-локальными, хотя содержание образования пе­рестраивается медленно.

Таким образом, Реформация оказала влияние на развитие шко­лы и просвещения в Европе. Однако наиболее существенный про­рыв в педагогической науке произошел в эпоху Возрождения. Необ­ходимо связывать педагогический план эпохи Возрождения с изме­нением в экономических и культурных сферах. Это был период рас­цвета многих областей науки, искусства, литературы. Совершаются великие географические открытия, против незыблемых религиоз­ных догм о строении Вселенной направлены учения Коперника, Галилея, Джордано Бруно. Создаются великие произведения в об­ласти искусства, литературы, такие как величайшие творения Лео­нардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Петрарки, Боккаччо.

Утверждаются новые жизненные идеалы. Характеризуя особые изменения в ценностях жизни, Ф. Паульсен утверждает, что глав­ное в эпохе Возрождения это быстрый победоносный поворот в сторону земного мира, отступление на задний план забот об аде и рае, поворот от монастырского аскетизма к веселью и разгулу.

Название эпохи — Возрождение — означает преемственность ее идей с античной культурой, ее возрождение на новых основа­ниях. Ее называют также эпохой гуманизма, ибо ее деятели утвер­ждают ценность человека, право его на счастье, на земную лю­бовь, право на радость жизни.

Идеи эпохи Возрождения отражены в педагогических учениях ее представителей. Гуманизм как исходная основа определял цен­ность гуманитарного знания, особенно образцов античной куль­туры. Вместе с тем, в обучение включаются предметы, связанные с изучением природы, и природа рассматривается как сфера жиз­ни и развития подрастающего человека. Гуманистические идеи ре­ализуются практически отказом от жестокости в воспитании, как в школьном, так и в домашнем. Это отказ от жесткой дисциплины и телесных наказаний, введение таких средств воспитания, как игры, прогулки, развлечения.

Обучение в школе должно было заложить фундамент общей куль­туры, подготовить человека к жизни в цивилизованном обществе.

Сочинения Франсуа Рабле пользовались большой популярно­стью и были переведены на многие европейские языки.

Оценивая в целом значение учений педагогов-гуманистов в ис­тории педагогической мысли, можно утверждать, что хотя влия­ние идей педагогов эпохи Возрождения на последующую практи­ку школьного дела в Европе было сравнительно невелико, однако они внесли значительный вклад в историю развития педагогичес­кой мысли своей критикой схоластической учености, идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации про­цесса учения, уважения личности ребенка.

Их сочинения вошли в золотой фонд развития педагогики, обо­гатили ее не только своим содержанием, но и как блестящие об­разцы оригинальной и яркой формы педагогического знания.

Читайте также: