Развитие речи во внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

Оценить 140 1

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Актуальность воспитания гражданственнос ти и патриотизма обусловлено процессами в обществе. Патриоти. Подробнее.

В статье говорят о соблюдении требований к охране слабого зрения. Правила бережного отношения к глаз. Подробнее.

До школы ребенок усваивает огромное количество информации. В это время активно развивается речь, что. Подробнее.

Автор говорит о том, что все хотят, что бы их дети были развиты, успешны, креативны и что для развит. Подробнее.

Представлен конспект урока по теме "Самостоятельные и служебные части речи". Поставлены цели урока: . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

К сожалению, за несколько лет работы в школе, приходится отметить, что многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Зачастую речь их лаконична, суха, лишена образности, яркости.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.

Эта проблема стала для меня актуальной, поскольку у меня в классе обучаются слабоуспевающие дети (это две ученицы: одна – оставленная на повторный курс обучения со второго класса, вторая – ребенок с психическим недоразвитием) с низким уровнем развития речи.

Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание в своей работе обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

В методике развития речи я применяю инновационные методы, технологии. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении учащихся. Инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея инновационного подхода сводится к тому, что мы педагоги должны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Для этого я придерживаюсь более широких задач развития речи:

- поддержка детской инициативности;

- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;

- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом (Слайд 2).

Решению данных задач способствует использование инновационных технологий речевого развития:

Метод проектов (Слайд 3)

Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей. Я использую в работе с детьми проблемно – речевые ситуации .

Проблемно – речевые ситуации использую в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, палагаясь на имеющийся опыт). Это следующее задания для умения видеть проблемы (Приложение 1):

При этом ребенок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Происходит развитие речевого творчества.

Игровые технологии .

На уроках для развития речи я так же применяю игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.

Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.

На уроках я использую разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию (Приложение 2).

Так же для развития речи не менее важны кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества:

- предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.

Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ (Слайд 4)

Составление предложений из слов, по картинке,по схеме, по опорным словам;

Составление текста, рассказа по вопросам;

Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.

Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.

Сочинение по картинам

Речетворчество

На уроке решаются следующие речетворческие задачи:

– учить видеть, слышать и чувствовать текст;

– пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;

– развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы :

Прием свободных ассоциаций (Приложение 4):

Правила написания синквейна:

1 строка – существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырёх слов

5 строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

- это его простота, его могут составлять все;

- при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;

- это игровой приём;

- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Так же речетворчество предполагает сочинение сказок и загадок, стихов, что нравится детям. Данный прием я использую и на уроках литературного чтения (сочинить сказку, четверостишие), и на уроке окружающего мира (сочинение загадок), и на уроке музыки (сочинение коротких песенок, закличек) и на др.уроках.

Метод проектов

Этот метод способствует не только развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности, умения работать в коллективе, но и развитию речи, т.е. формирует у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Примеры тем проектов в начальной школе (Приложение 6)

А так же применяю другие методы, способствующие развитию речи (Слайд 6):

анализ содержания учебного текста и планирование высказывания;

различные виды пересказа, изложений, сочинений

Кроме того, на каждом уроке для развития речи я использую виды работ по развитию речи (Слайд 7):

Словарная и орфографическая подготовка.

Словарная работа – на каждом уроке, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь. (Тщательно анализируются новые слова: рассматриваем их значение, состав, произношение, написание).

Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Обогащению словарного запаса способствует изучение темы

Работа со скороговорками

Для развития речи младших школьников веду работу со скороговорками. Для снятия напряжения во время урока можно провести такую минутку:

Фонетическая зарядка. (Приложение № 7).

На каждом уроке литературного чтения провожу фонетическую зарядку: отрабатываем произношение звуков и интонацию.

На каждом уроке применяю игровые моменты ( считаю, что игра оказывает положительное влияние на учебную деятельность пассивных детей).

Упражнения по речевому этикету

Неотъемлемая часть работы по развитию речи – это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах)

Речевой этикет- неотъемлемая часть развития речи учащихся.

Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть развития речи. С первого дня пребывания ребёнка в школе я ставлю задачу по обогащению речи такими языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия , благодарности и т. д.

Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом – условие правильных взаимоотношений со сверстниками.

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.

Список используемой литературы

3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для начальных классов. – М: Издательство РОСТ

4. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: рабочие тетради для 1 – 4 классов. – М: Издательство РОСТ


Полный текст материала Статья "Развитие речи во внеурочное время" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей - сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития.

К сожалению, приходится отметить, что многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Зачастую речь их лаконична, суха, лишена образности, яркости.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.

Поэтому перед учителем встает задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Эту задачу нужно решать не только на уроках русского языка, литературного чтения, но и на других уроках, а так же во внеурочное время.

Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание нужно обратить на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

В методике развития речи применять инновационные методы, технологии. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении учащихся. Инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея инновационного подхода сводится к тому, что мы педагоги должны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Для этого надо придерживаться более широких задач развития речи:

  • поддержка детской инициативности;
  • формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;
  • развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом

Решению данных задач способствует использование инновационных технологий речевого развития:

  • Проблемное обучение
  • Игровые технологии
  • Компьютерные технологии
  • Речетворчество
  • Метод проектов

Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально - поисковой деятельности детей, использовать в работе с детьми проблемно - речевые ситуации .

Проблемно-речевые ситуации использую в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, полагаясь на имеющийся опыт). Это следующее задания для умения видеть проблемы:

При этом ребенок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Происходит развитие речевого творчества.

Игровые технологии

На уроках и во внеурочной деятельности применять игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.

Игра - есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень - на уровень мыслящей, творческой личности.

Так же можно использовать разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию.

Для развития речи не менее важны кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества: предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.

Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ

Составление предложений из слов, по картинке,по схеме, по опорным словам

  • Составление текста, рассказа по вопросам;
  • Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.
  • Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.
  • Сочинение по картинам

Речетворчество

Здесь решаются следующие речетворческие задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
  • развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

Правила написания синквейна:

  • 1 строка - существительное
  • 2 строка - два прилагательных
  • 3 строка - три глагола
  • 4 строка - фраза из четырёх слов
  • 5 строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
  • это его простота, его могут составлять все;
  • при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;
  • это игровой приём;
  • используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Так же речетворчество предполагает сочинение сказок и загадок, стихов, что нравится детям. Данный прием используется и на уроках литературного чтения (сочинить сказку, четверостишие), и на уроке окружающего мира (сочинение загадок), и на уроке музыки (сочинение коротких песенок, закличек) и на др.уроках.

Метод проектов

Этот метод способствует не только развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности, умения работать в коллективе, но и развитию речи, т.е. формирует у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации "дефицита" информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Работа со скороговорками

Для развития речи младших школьников вести работу со скороговорками.

Упражнения по речевому этикету

Неотъемлемая часть работы по развитию речи - это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах)

Речевой этикет - неотъемлемая часть развития речи учащихся.

Формирование навыков речевого этикета - неотъемлемая часть развития речи. С первого дня пребывания ребёнка в школе нужно ставить задачу по обогащению речи такими языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия, благодарности и т.д.

Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом - условие правильных взаимоотношений со сверстниками.

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.

Родной язык, его всестороннее развитие – это основа воспитания. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

Вывод: необходимо работать над повышением уровня развития речи обучающихся.

Цель: повышение уровня развития связной, грамматически правильной монологической речи.

воспитывать звуковую культуру речи;

формировать грамматический строй речи;

обучать связной речи;

способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей;

развивать мыслительную деятельность;

сохранять в ребенке стремление развивать свою речь и превращать это стремление в привычку;

учитывать индивидуальные особенности каждого ученика;

вовлечь учащихся в творческую и поисково-исследовательскую деятельность, активизируя процесс познания;

развить способности ориентироваться в реальном мире, в природных и социальных явлениях.

Задачи учителя заключаются в следующем:

- обобщить педагогический опыт о современных методах и приемах развития связной, грамматически правильной монологической речи детей младшего школьного возраста;

- организовать хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание художественных произведений в аудиозаписи);

- создавать условия для возникновения речевых ситуаций;

- способствовать правильному усвоению учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизации употребления слов;

- вести систематическую работу по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения, во внеурочной деятельности;

- поддерживать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи;

- сотрудничать с сельской библиотекой по повышению читательской культуры детей.

Звуковая культура речи – это правильное и четкое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, громкость, а также речевой слух.

Чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

Словесные игры развивают память, внимание, активизируют и расширяют словарь, способствуют проявлению и развитию творческих способностей.

Речевые разминки и упражнения со словами требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, обогащают словарь.

С целью активизации мыслительной деятельности на протяжении всей работы по совершенствованию речи школьников, используются пословицы, загадки, скороговорки. Не менее важно, что в пословицах и поговорках богатство мыслей и чувств раскрывается точным и ярким русским словом. Это оказывает положительное влияние на развитие речи, пробуждение чувств к родному языку.

Скороговорки – эффективный вид упражнений, который влияет на развитие фонематического слуха, совершенствует артикуляционно – речевые навыки обучающихся. Заучивание скороговорок обогащает, пополняет словарный запас детей.

Отработке техники чтения содействуют такие приемы, как заучивание стихотворений, пересказ прослушанного и прочитанного текста по вопросам, составление рассказа по картинкам.

Чтение учителя должно быть образцом выразительного чтения.

Совершенствование навыков речевого развития невозможно без расширения словарного запаса. Работа по обогащению словаря тесно связана с ознакомлением младшего школьника с миром вещей, предметов, явлений, их свойствами, качествами.

Праздники в классе имеют большое значение для развития речи детей. Дети могут читать стихи, прозаические произведения, разыгрывать сценки, рассказывать о каких – либо явлениях или событиях, проводить конкурсы, викторины. При этом оттачивается их речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества.

Музыкально – вокальное образование детей оказывает влияние на развитие их языка, связано с культурой слуха, а культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи.

Все мероприятия плана работы по методической теме способствуют выработке у детей правильного, отчетливого и чистого произношения слов, развивают умения слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки; данный материал способствует обогащению и активизации словарного запаса детей, развивает мышление, память, воображение; способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способными более внимательно относиться к своей речи, к речи других. Все это облегчает дальнейшее усвоение родного языка, благоприятствует воспитанию культуры речи.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Достижение метапредметных результатов через уроки музыки и внеурочную деятельность 1. Метапредметный подход – это хорошее владение теорией и практикой предмета. Метапредметные компетенции предполагают пересечение различных.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Читайте также: