Развитие профессиональных компетентностей педагогов школы как фактор повышения качества образования

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие профессиональных компетентностей педагогов школы как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями.

Выступление на педагогическом совете зам.директора по УВР Юрцевич Е.В.

Октябрь 2016г.

Качество системы образования не может быть

выше качества работающих в ней учителей

Поэтому основным направлением работы в школе считаем развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Обратим внимание на подходы к определению профессиональной компетентности.

Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Особенно остро звучит проблема повышения профессиональной компетентности педагога в свете введения Профессионального стандарта с 1 января 2017 года.(Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2014 года №1115-н)

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Профстандарты с 2017 года будут применяться в качестве:

Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

Инструмента роста качества российского образования.

Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу , школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).

Инновационная деятельность педагога.

Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Аттестация педагогов, повышение квалификации

Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, проблемные группы, социально-психологическая служба.

Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы.

Методический совет школы – коллективный общественный орган, координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:

Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)

Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)

Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)

Среди приоритетных направлений деятельности методической службы выделяем: о рганизацию работы педагогического коллектива над единой методической темой.

Каждое предметное методическое объединение также строит свою работу в соответствии с единой методической темой школы. В школе создано 9 предметных МО, приоритетными направлениями, работы которых являются:

– совершенствование методического и профессионального мастерства учителей, развитие их творческого потенциала;
– создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
– организация взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию учеников;
– освоение современных методик и технологий обучения.

В последнее время школьные методические объединения уделяют большое внимание рассмотрению вопросов, связанных с введением ФГОС, подготовкой к ГИА, работой с со способными и одаренными обучающимися.

Позволяют повысить качество проведения современного урока и такие формы работы с педагогами, как:

тематические педсоветы

инструктивно-методические совещания по методической теме

открытые уроки на муниципальном и школьном уровнях

внутришкольные методические семинары

Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. Средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность изучаемого процесса.

Посещение уроков администрацией, руководителями ШМО, взаимопосещение, анализ диагностических анкет показывают, что рекомендации педагогических советов и ИМС используются учителями в практике своей работы. Вместе с тем еще остаются проблемы с организацией этапов целеполагания и рефлексии, рациональным распределением времени работы учащихся на уроке. Низка доля посещения уроков у своих коллег молодыми специалистами.

Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога в межаттестационный период, который имеет более широкую структуру.

Структура написания плана профессионального развития педагога, включает в себя следующие направления:

Изучение психолого-педагогической литературы

Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

Работа над темой самообразования

Участие в системе школьной методической работы

Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Руководство повышением квалификации других учителей

Работа в составе органов управления школой ( Указываются органы, в составе которых работает учитель (профсоюзный комитет, Управляющий совет, ПМПК, ШСП), а также его функциональные обязанности)

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность . В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: внедрение ФГОС ООО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов ,апробация учебников нового поколения.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства. За два последних года в конкурсах профессионального мастерства приняли участие 8 педагогов (13,5%) на краевых, муниципальных конкурсах. Имеем 6 призовых мест.

Считаем, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов, высокой стоимости конкурсов.

В школе проведено более 15 районных заседаний проблемных групп и творческих лабораторий, районных предметных семинаров с участием учителей школы.Однако , администрации школы известно только о 8 педагогах имеющих личные кабинеты на сайтах пед.сообществ и публикующих свои материалы в электронных СМИ, транслируя тем самым свой опыт работы. Два педагога школы (3%) обобщили свой опыт на районном уровне. Этого совсем не достаточно для формирования положительного имиджа образовательной организации и своего педагогического сообщества.

Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации по приоритетным направлениям , определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой образования: внедрение ФГОС НОО, подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ, моделирование вопросов современного урока, организация работы с одаренными детьми. Ежегодно обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют в научно-практических семинарах, вебинарах и интернет-конференциях до 30% педагогов .

Управляя развитием профессиональной компетентности педагога, мы не останавливается только на традиционных формах работы. К новым формам работы с педагогами можно отнести:

активные формы при проведении инструктивно-методических совещаний, педагогических советов: методический ринг, мозговой штурм, организованный диалог, проблемная ситуация, работа в малых творческих группах;

методическую неделю, включающую в себя проведение панорамы открытых уроков, педагогические чтения по теме самообразования педагогов, тематический педагогический совет;

школьные конкурсов профессионального мастерства , проведение которых дает педагогу возможность распространения инновационного опыта среди коллег, способствуют профессиональному самоопределению молодых педагогов.

Следует отметить, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Можно выделить два пути осуществления профессионального развития учителя:

– посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;
– за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.

Отсюда вытекает необходимость мотивации педагогов и создания благоприятных условий для их педагогического роста.

Диагностика, проведенная руководителем школы в рамках изучения вопроса мотивации профессионального развития педагогов, позволила определить приемы и методы, способствующие повышению мотивации профессионального развития для различных категорий педагогов нашего образовательного учреждения, а также выстроить модель руководства мотивацией профессионального развития педагогов. Данная модель будет реализована при условии создания определенной среды, обеспечивающей атмосферу вдохновения и желания продуктивно работать. В качестве приоритетных направлений создания мотивационной среды можно выделить следующие:

– формирование устойчивой мотивации профессионального развития (акцент на ценностно-мотивационные аспекты профессиональной деятельности и потребность в саморазвитии педагога);
– психологическое сопровождение профессионального развития педагогов;
– обновление и развитие системы повышения квалификации педагогов и обучения их в образовательном учреждении;
– усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, планирование его профессиональной карьеры.

От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

А мир меняется. Меняется и образование. Но никакие изменения в образовании невозможны без кординальных изменений профессионального сознания учителя. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его професиональной компетентности.

Развитие профессиональной компетентности-это развитие творческой индивидуальности,формирование восприимчивости к педагогическим инновациям,способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность,педагогическое общение,достигает стабильно высоких результатов в общении и воспитании учащихся.

Основная цель современного образования-соответствие актуальным и перспективным потребностям личности,общества и государства,подготовка разносторонне развитой личности -гражданина своей страны,способной к социальной адаптации в обществе,началу трудовой деятельности,самообразованию и самосовершенствованию.А свободно мыслящий,прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную,творчески мыслящую,конкурентно способную личность учителя,способную воспитывать личность в современном, динамично меняющимся мире.

Уровень професиональной компетентности учителя является одним из условий повышения качества образования в школе.Восточная мудрость гласит

Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший- выращивает рис,

Дальновидный-воспитывает работника Сегодня нужен учитель с высоким уровнем нравственности,профессионализма,способный к самореализации,саморегуляции,самоопределению в любой педагогической ситуации.

Основные компетенции современного учителя:

Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций);

Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

Уметь сценировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы;

Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев;

Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность;

Владеть проектным мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся;

Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею;

Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий;

Уметь организовать понятийную работу учащихся;

Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике;

Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процесе.

Методическая компетентность учителя математики-высокий уровень сформированности методических,предметных и общепедагогических компетенций в совокупности с индивидуальным стилем учебно-педагогической деятельности в процессе обучения математики.Индивидуальный стиль учителя математики-это особенности принимать эффективные решения в совокупности с наличием типических личностных качеств педагога.

Представляю презентацию некоторых мероприятий и проектов,направленных на глубокое изучение математики,развитие интереса и повышение мотивации:

1.Работа в методических обьединениях,творческих группах.

2.Исследовательская ,экспериментальная деятельность.

3.Инновационная деятельность,освоение новых педагогических технологий.

4.Различные формы педагогической поддержки.

5.Активное участие в педагогических конкурсах,мастер-классах,форумах,фестивалях и конференциях.

6. Обобщение собственного педагогического опыта.

8.Разработка курсов лекций,семинарских занятий,контрольных и зачетных работ,эллективные курсы по решению задач повышенной сложности.

9.Составлять комплекты справочных материалов и методических указаний по всем разделам математики.Давать открытые уроки, мастер-классы на различных семинарах.

10.Большое внимание уделять работе с одаренными детьми.Проводить математические конкурсы,турниры.Заниматься проектной деятельностью.

Обучающиеся в результате осмысления предложенного текста получат возможность самостоятельно искать способы измерения длин отрезков,задумаются о необходимости введения единиц измерения,извлекут нужную информацию из текста для обобщения и теоретического вывода.

-Сейчас!-сказал попугай.Сейчас,удав,я измерю твой рост в попугаях.

-В попугаях? -хором удивились слоненок и мартышка.

-Как это ?-растерялся удав.

-А так,-сказал попугай.-Сколько попугаев в тебе поместиться,такой у тебя и рост!

И попугай пошел по удаву от хвоста к голове.

Попугай шел и считал шаги Он говорил:

Дойдя до головы,попугай спрыгнул на землю и сообщил удаву:

-Твой рост будет ровно тридцать восемь попугаев!Вот какой у тебя рост!

-Ух ты!-восхитился удав.-Тридцать восемь!

-А чем еше можно мерить рост?-спросила попугая мартышка.

-И мартышками можно?

Мартышка подскочила к удаву и стала по нему кувыркаться.

-Все!-разочаровано сказала мартышка.-Он уже весь кончился!

-Пять мартышек!-обьявил попугай.

-А теперь. давайте слоненками!-предложил слоненок.

-Два-вздохнул слоненок.-Только два.

-Ура!-прошептал счастливый удав.-Ура. -закричал он изо всех сил.-Спасибо вам друзья!Ну как бы я измерил свой рост,если бы не вы?

-Тебе бы просто ну совсем нечем было бы его измерить!-сказал попугай.

-А теперь,-сказал удав,-теперь я знаю,что мой рост.

-Два слоненка!-сказал слоненок.

-Пять мартышек!-сказала мартышка.

-Тридцать восемь попугаев!-сказал попугай.

-Эге!-вдруг задумался удав.-А в попугаях-то я гораздо длиннее.

Обучающимся предлагаются вопросы:

В.Сделайте вывод,о необходимости введения единиц длины.

В.Часто встречается необходимость измерить что-то в жизни?

В.Какие единицы длины знаете?

В.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а)Необходимо выбрать эталон измерения длины.

б)Для измерения длины нужно ввести единицы длины.

в)Единицы длины нужны для определения площади предметов.

В.Какую математическую величину можно измерить этими животными?

В.Мартышка,слон, попугай.Какие это единицы измерения?

В.что необходимо брать за единицу длины измерения отрезков в тетради?

а)1 см, б)1 мартышку,в)1 парсек.

В.В километрах измеряют расстояние

а)до Луны? б) между молекулами,в) до Каширы.

В.Измениться длина предмета,если ее измерять разными единицами длины?

В результате работы с текстом и выполнения задания обучающиеся сделают правильные выводы о необходимости введения единиц длины,обобщат пройденные знания ,смогут приступить к решению более сложных заданий .

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи : изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему : комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие:

создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности : самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности :

Система повышения квалификации.

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.

Самообразование педагогов.

Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.

Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Остановимся на некоторых пунктах подробнее.

Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации раз в пять лет и профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования педагогов и приоритетным направлениям, определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой образования. Важнейшей формой повышения квалификации, обеспечивающей профессиональный рост учителя в условиях введения ФГОС ООО, остается семинар. Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС :

обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

принятие идеологии ФГОС общего образования;

освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

систематическое повышение квалификации;

изучение современных психологических и педагогических методик;

участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;

просмотр телепередач, чтение прессы.

знакомство с педагогической и методической литературой.

использование интернет – ресурсов;

демонстрация собственного педагогического опыта;

внимание к собственному здоровью.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет егоинновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие вконкурсах профессионального мастерства :

Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.

Педагоги школ активно участвуют в различных конференциях, семинарах, съездах и т. д., они не только распространяют свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвуют в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т. к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Аннотация. В данное время школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. Компетентностный педагог-это педагог, который знает основы педагогической науки и нормативное обеспечение, теории и методики обучения и воспитания, владеет практикой их применения.

Профессиональная компетентность учителя- решающий фактор обеспечения качества образования. Повышение компетентности педагогов необходимое условие развития современной школы. Под профессионализмом и педагогическим мастерством учителя принято считать его профессиональную компетентность

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Профессиональная компетентность- это качество действий учителя, обеспечивающих эффективное решение педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей, владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование, использование методических идей, методической литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с учащимися, осуществление оценочно ценностной рефлексии.

Компетентностный педагог-это педагог, знающий основы пед науки и нормативное обеспечение, теории и методики обучения и воспитания, владеющий практикой их применения.

Критерии компетентности учителя, составляющие компетентности:

  • · Педагогическая деятельность (Уровень обученности Уровень сформированности ОУУН Инновационная работа Самообразование, исследовательская работа Образование, квалификация Самоанализ, самодиагностика).
  • · Психолого-педагогическое общение (Психолого-педагогическое общение: Интерес, мотивация Сознательное обучение Отношения: учитель ученик Учет индивидуальных особенностей ученика)
  • · Личность учителя (Эмоциональность Выразительность речи Творческое начало личности Организаторские способности Чувство юмора Настойчивость, дисциплинированность).

Критерии оценки учителя учениками: 1. Профессиональное мастерство 2. Ответственность 3. Чувство юмора 4. Организаторские способности 5. Творческие способности 6. Выразительность речи 7. Остроумие 8. Эмоциональность 9. Уважение к ученикам 10. Умение понять ученика и найти с ним общий язык 11. Доверие к ученикам 12. Доброта 13. Справедливость 14. Отходчивость 15. Строгость 16. Не обзывать учеников.

Цель школы: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Основные задачи: создание условий для развития и самореализации учеников; усвоение продуктивных знаний, умений; развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. В данное время в образовательной системе созданы все условия для повышения профессиональной компетентности учителя. Существуют различные формы и направления повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы.

Эффективность и качество образовательного процесса напрямую зависит от развития учительского потенциала, от того, насколько каждый педагог компетентно выполняет свои обязанности, насколько успешно он может реализовать себя в своей педагогической деятельности, которая настолько многогранна, сложна и индивидуальна, что на первый взгляд кажется, что единых подходов к ее оценке просто не существует. Таким образом, профессия педагога постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Поэтому система развития профессионализма педагогов должна представлять собой связную комбинированную систему различных уровней. Только непрерывное повышение профессиональной компетентности может способствовать самореализации личности педагога, его креативных способностей и способствовать постоянному росту его профессионального мастерства. И только такой педагог, саморазвивающийся и самосовершенствующийся, готовый меняться и работать в изменяющихся условиях способен перевести образовательный процесс на новое качество и давать обучающимся качественное образование

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • · Система повышения квалификации.
  • · Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
  • · Самообразование педагогов.
  • · Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
  • · Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, форумы, съезды учителей.
  • · Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
  • · Овладение информационно-коммуникационными технологиями. Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
  • · Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Педагогов разделяют по стажу и опыту работы на категории:

1. Начинающие педагоги- 1-2 года. Они отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.

2. Молодые специалисты-2-5 лет. Эти испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу.

4. Профессионалы- 10-20 лет. Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.

5. Эксперты свыше 20 лет. Стадия профессионального становления. Склонны в своей деятельности к интуитивному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.

Развитие профессиональной компетентности это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

1. Иванов Н.С., Макаренко Т.А. Имидж учителя как основа его профессионализма // Современное состояние и перспективы развития научной мысли сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 195-197.

2. Макаренко Т.А. Развитие профессионально важных качеств будущего педагога посредством организации профессионального пространства вуза // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя сборник материалов научной конференции. Под редакцией: И.С. Алексеевой (ответственный редактор), А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой. 2013. С. 552-557.

Читайте также: