Развитие личности в процессе трудовой деятельности дошкольника кратко

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Якимова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольника."
Раздел: дошкольное образование

Значение трудового воспитания в развитии личности

дошкольника.

формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. Для того

удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребёнка

обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого

конструирование и различные виды рукоделия, - в отличие от бытового труда,

привлекательности для ребёнка.

Формирование предпосылок трудовой деятельности и положительного

отношения к ней более целесообразно осуществлять в процессе занятий с

организации их самостоятельной практической работы.

процесс приносит радость.

реальное, поставить чёткую цель и добиться качественного результата. Он

Получение результата становится для ребёнка критерием, по которому он

может судить о себе, своих возможностях. Поэтому очень важно, чтобы

немного опережать возможности детей, чтобы они смогли овладеть новыми

способами, или же основываться на уже приобретённых детьми навыках и

Педагогу важно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах,

одобрять и поощрять проявления настойчивости, терпения, желание довести

работу до конца; поддерживать усилия детей на выполнение настоящего дела

и получение практического результата.

детей дошкольного возраста

В современных условиях формирования растущей личности будущего

дошкольного возраста. В системе дошкольного образования посильный труд,

связанный с жизнью ребенка в детском саду и дома, с его интересами и

потребностями является одним из основных видов деятельности и важным

Главная задача трудового воспитания - формирование правильного

отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить в труде

цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий

поставленной цели. При этом необходимо строго учитывать особенности

Каковы же основные условия формирования у ребенка сознательного

отношения к труду, для формирования умения сознательно ставить цель

планировать работу и достигать результат?

вначале ставится педагогом. Цель, поставленная перед ребенком педагогом,

должна быть рассчитана на возможность ее осуществления, быть посильна

деятельности имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей,

их стремление достичь высокого результата работы.

Мотивы трудовой деятельности следует рассматривать в развитии, по

умений и навыков работы. Мотивы делят на внешние и внутренние, личные и

2) Планирование труда. В трудовой деятельности ребенка большое

предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов,

преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется

педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать

времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять дети с 5 лет. Умение

действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности.

Но уже со второй младшей группы можно приучать детей к определению

последовательности работы (элементарное планирование): перед прогулкой

убрать игрушки (кукол посадить на свои места, кубики сложить в коробки);

перед мытьем рук сначала закатать рукава, затем намочить руки водой, затем

намылить мылом, потом смыть мыло под водой и насухо вытереть руки

маленького ребенка постепенно подготавливается возможность для перехода

дошкольного возраста. Следует отметить, что без обучения у детей долго не

манипулирование предметами для труда.

Очень важным моментом в планировании труда является определение

последовательности умывания, дежурства, одевания на прогулку, процесса

закаливания). При отсутствии навыков планирования ребенок становится на

путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает

ребенка планировать свою деятельность, необходимо дать ему пример. Важно

Детям предлагаются вопросы: «подумай, как ты будешь это делать? С чего

начнешь работу? Какие инструменты тебе будут нужны? Сколько и какие

дошкольного возраста выполняют предложенную работу самостоятельно и

целесообразную направленность усилий на достижение результата. В этом

состоит особенность труда.

В труде результат - обязательный компонент деятельности. Но его

воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты

усилий, которая необходима для достижения цели. Большое педагогическое

значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов

их деятельности. Определенное воздействие на детей оказывает подведение

дошкольного возраста, очень важно помнить о том, что добиваться от детей

достижения. Эти достижения следует отмечать и доводить до сведения всех

Вне зависимости от реализуемой в ДОУ или в группе образовательной

природе, ручной труд.

1. Труд по самообслуживанию (навыки одевания, еды, пользования

туалетом). Начинается со второй младшей группы. Перечень КГН и навыков

самообслуживания достаточно полно приведен в «Программе воспитания и

2. Хозяйственно - бытовой труд. II младшая группа - дежурство по

кукольного белья, уборка игрушек, мытье стульчиков - со средней группы. Во

организуется совместно с педагогом (кормление рыбок, поливка растений,

рыхление, расстановка игрушек). В старшем возрасте дети самостоятельно

наводят порядок в игровых уголках, стирают кукольное белье, моют детскую

3. Труд в природе (в уголке природы и на участке). Начиная со второй

понимать значимость действий человека по отношению к живым объектам.

4. Ручной труд. Используется в старшем дошкольном возрасте.

Современные педагогические технологии в организации труда детей

позволяющие оптимизировать процесс обучения детей трудовым навыкам и

умениям. В качестве таких технологий можно использовать:

(умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку),

растений, перевалка или пересадка растений, уход за животными уголка

· модели по организации хозяйственно-бытового труда,

· схемы и алгоритмы трудовых действий (на огороде, на участке),

(умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку).

Они могут быть вначале работы цветными, более узнаваемыми, а

затем - все более схематичными.

фартук, приготовить рабочее место, подобрать необходимый инструмент).

почвы к посадкам).

· Модели уход за животными уголка природы (отдельно по каждому

животному в зависимости от его потребностей, особенностей проживания и

· Схемы и алгоритмы трудовых действий на огороде, на участке (схема

подготовки земли к перекопке, схема последовательности посадочных работ,

схема ухода за огородными растениям) (на каждую грядку с растением - своя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.
Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
Со времён становления дошкольного воспитания знание о труде рассматриваются как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку-труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе, помогать взрослым и заботиться о малышах.

Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи:

Первая группа задач направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребёнок; воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.
Вторая группа задач направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребёнка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.
Третья группа задач направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.

Все названные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе детского сада.
Центральным звеном в содержании программы трудового воспитания дошкольников выступают знания о труде. Это обусловлено тем, что именно знания о труде обеспечивают, с одной стороны, успешное развитие познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, а с другой – выступают внутренним условием воспитания трудовой направленности детской личности, воспитания нравственных отношений к миру.
Формирование усложняющих знаний о труде, которые раскрывают детям в младших группах отличие трудовой деятельности от всякой другой – нетрудовой, и дают возможность в дальнейшем организовывать, руководствуясь приобретенными знаниями, собственную элементарную трудовую деятельность. Дети получают знания о результатах труда в разных трудовых процессах взрослых, о том, что эти результаты труда удовлетворяют различные потребности детей и взрослых, а также знания о том, что трудовой процесс включает постановку цели, последовательно выполняемые трудовые действия с инструментами по обработке материала или предмета труда.
Программа средней группы предполагает освоение знаний о составе (структурных компонентах) трудового процесса: постановка цели и её мотивация; отбор материалов и инструментов в соответствии с их качеством; получение итогового результата труда соответствующего поставленной цели и позволяющего удовлетворить потребности детей и взрослых. Дети осваивают первые обобщенные знания о видах труда и профессиях: труд няни, повара, прачки дворника.
Программа старших групп предполагает освоение детьми знаний о видах труда по созданию разнообразных предметов, о коллективном труде людей, формах его организации, о направленности коллективного труда. Формирование знаний об отношениях человека к труду, к своим обязанностям.
Программа старших групп предполагает освоение детьми обязанностей дежурных по столовой, занятиям, уголку природы: освоение всех простейших способов организации коллективного труда в повседневной трудовой деятельности (общий, совместный труд).
В соответствии с теорией социального наследования, позволяющей рассматривать становление трудовой деятельности в дошкольном возрасте как процесс овладения трудовым опытом предшествующих поколений, основными критериями для определения уровней освоения детьми программного содержания стали: полнота, дифференцированность и обобщенность знаний о трудовом процессе, его направленности, компонентах (от целеполагания до получения результатов) и последовательности их включения в трудовой процесс; овладение социально закрепленным способом осуществления трудового процесса (самостоятельность, целеполагания, отбора материала и трудового оборудования). Выполнения трудовых действий, получение промежуточных и итоговых результатов в соответствии с целью, самостоятельность оценки труда; наличие интереса, бережного отношения к результатам труда, значимая и осознаваемая мотивация такого отношения, самостоятельность суждений.
Процесс социализации личности ребенка-дошкольника неразрывно связан с познанием окружающего мира и прежде всего мира взрослых. Знания о социальных явлениях, важнейшим из которых является труд, призваны сыграть ведущую роль в становлении личности дошкольника.
Ознакомление детей с трудом взрослых является основополагающим явлением общественной жизни.
Трудовое обучение в детском саду является средством трудового воспитания. Трудовое обучение это необходимый этап в подготовке детей к самостоятельной трудовой деятельности. Его цель - научить правильно организовывать и качественно осуществлять различные виды труда, доступные детям дошкольного возраста. Воспитатели широко используют при руководстве повседневным трудом детей приёмы обучения отдельным, наиболее сложным действиям при выполнении ребёнком трудового задания.
Единицей трудовой деятельности выступает трудовой процесс, основными компонентами которого являются цель и мотивы труда, предмет труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда. Этими компонентами труда и должны овладевать дети, так как человек, освоивший деятельность сознательно определяет её цель, мотивирует, планирует и контролирует её выполнение. Отсюда обучение дошкольников трудовой деятельности должно быть направлено на освоение ими целостных трудовых процессов. Это обуславливает необходимость формирования общетрудовых (умение принять и самостоятельно поставить цель труда; умение спланировать основные этапы работы: умение отобрать предметы труда и трудовое оборудование в соответствии с целью трудового процесса; умение организовать рабочее место; умение поддерживать порядок на рабочем месте; умение оценить результат с точки зрения соответствия цели трудового процесса и т.д.) и специальных умений (намыливать, тереть и т.п.), а также требует обучения детей специальным действиям самоконтроль.
Трудовое обучение целостным трудовым процессам оказывает существенное воздействие и на освоение детьми системных знаний о труде, а также оно осуществляет в повседневной жизни и на занятиях и может быть индивидуальным и групповым.
Обучение должно проходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными потребностями детей.
Следует оказывать ребенку только необходимую помощь, не торопиться делать за него.
Главная задача - показать рациональные способы организации и осуществления труда, акцентировать внимание на наиболее сложных трудовых действиях и способах самоконтроля.

Читайте также: