Развитие координации и гибкости у детей дошкольного возраста в двигательной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, конкретной цели. Прежде всего, это точность, соразмерность, способность правильно дозировать силу, направленность, скорость, расстояние движений. В процессе координации движений всегда согласуется работа мышечных движений и тех или иных органов чувств.

Координация движений имеет важное значение для многих видов трудовой деятельности (это так же и письмо, и рисование, и игра на музыкальных инструментах, и т.д.). Однако надо иметь в виду, что координация движений — это очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др.

Существует огромное количество упражнений и подвижных игр с мячом, которые можно использовать как в зале, так и на улице. В данном случае мы использовали упражнения и игры для улицы в различное время года.

Упражнения с мячом.

2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд).

3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз подряд).

4. Бросание мяча друг другу с хлопком.

5. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.

6. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.

7. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.

8. Бросание мяча друг другу и ловля в движении.

9. Отбивать мяч о землю двумя руками стоя на месте (не менее 10 раз подряд).

10.Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5-6 м.

11. Отбивать мяч о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед.

12. Отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком о землю.

В представленном далее материале собраны игровые упражнения, и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста, которые мы используем при проведении физкультурных занятий, спортивных развлечений, во время прогулок, а также при прохождении образовательного маршрута на станциях терренкура. Они способствуют развитию у детей ловкости, координации движений и других полезных физических качеств.

3. И.П. — мяч в левой руке. Передача мяча перед собой в правую, а за спиной в левую (по кругу). То же в другую сторону.

4. И.П. — руки в стороны мяч, в правой руке. Удар мяча об пол под ногой, поймать мяч левой рукой. То же в другую сторону.

Расстояния в парах между детьми в игре с мячом 2-2, 5 м. далее можно его увеличить.

  1. Передача мяча над головой от первого до последнего, то же между ног (не катить а передавать). В двух и более колоннах проводится в форме соревнований.

Подвижные игры с мячом.

На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.

Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время и может проиграть.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

Из вышеизложенного материала мы можем сделать вывод, что участие инструктора по ФК в образовательных маршрутах, а так же тесная взаимосвязь инструктора с педагогами направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей, повышает эмоциональный фон в образовательном процессе. Включение подвижных игр и физических упражнений в маршрут способствует повышению двигательной активности детей на прогулке, а так же дает возможность инструктору решать свои поставленные задачи, закреплять умения и навыки детей в рамках терренкура.


В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности.

Постановка проблемы: Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование двигательной культуры дошкольников. Использование на физкультурной непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности.

Подготовка к обучению в школе требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физическойподготовленности, развития основных физических качеств, воспитаниеличностныхсвойств у старших дошкольников [1, с. 24].

В периоддошкольногодетства происходит быстрое изменение строения и функций организма,психомоторики, активно развиваются физические способности, среди которых ведущее место занимает координация движений.

Учитывая состояние проблемы, а также то, чтодвигательнаякоординация являются важным компонентом физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, возникла необходимость более глубокого и детального изучения данного вопроса, а также разработки программы физкультурных занятий и методики, направленных на преимущественное развитие двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста.

В современных условиях реформирования системы образования, к дошкольному воспитанию предъявляются новые, более высокие требования, связанные с организацией воспитательно-образовательного процесса, при которой эффективно решались бы образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательный процесс в дошкольном учреждении требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физической подготовленности, развития основных физических качеств, воспитание личностных свойств у старших дошкольников [3, с. 67].

Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия [2, с. 16].

Проблемой развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники: В. И. Лях; Н. Панфилова; Н. А. Берштейн; А. В. Курганский; Л. Д. Назаренко.

С точки зрения В. И. Ляха, координация движений — это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. Чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности.

По определению Л. А. Орбели координация движения — точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего тела, согласование, ведущее к тому, что все наши движения становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих антагонистических мышц.

По мнению В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько, координация — это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи [1, с. 28].

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Еще Т. Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал, как важно уметь изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, а также преодолевать их с возможно большей ловкостью. Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей [4, с. 56].

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.

Как считает Е. Н. Вавилова и Э. С. Вильчковский, в старшем дошкольном возрасте начинают активно проявляется координационные способности. Но для их совершенствования важно вводить в содержание двигательной деятельности детей упражнения, сложные сочетания движений и необычные условия их проявления.

Развитие координационных способностей осуществляется в нескольких направлениях:

  1. Широкое использование любых упражнений, содержащих элементы новизны;
  2. Постепенное увеличение координационной сложности упражнений, повышение требований к точности и согласованности мышлений.
  3. Совершенствование способности поддерживать равновесие тела.

Рекомендуются следующие методические приемы, повышающие проявление двигательной координации:

1) Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).

2) Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

3) Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.

4) Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.

5) Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки) [3, с. 69].

Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений, а также на её дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.

Развитие координации движений ребенка есть чрезвычайно важный фактор его развития в целом. Координация движений имеет важное значение для всех видов трудовой деятельности, способствует выработке гибкости, точности и плавности движений, развитию глазомера, формирует правильную осанку, вырабатывает чувство равновесия. (Вавилова Е.Н, Викулов А. Д., Бутин И.М) [5, с. 32].

Таким образом, можно сказать, что развитие координации движений ребенка есть чрезвычайно важный фактор его развития в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, движение, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие, развитие координации движений ребенка.

Ключевые слова

Похожие статьи

Условия развития координации у детей дошкольного возраста.

старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие.

Формирование координационных способностей детей.

Таким образом, координация — умение согласовывать движения различных частей тела.

Значимость воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста объясняется четырьмя основными причинами

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития.

Работу по формированию координации движений у детей старшего дошкольного возраста, проводится в 3 этапа.

Развитие музыкальных способностей детей старшего. ребенок, старший дошкольный возраст, способность, пение, игра, музыкальная способность детей.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные.

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста.

Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения.

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей.

Также им присуще и определенное отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

Здоровьесберегающие технологии как основное средство.

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ).

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных.

Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия.

1. Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

Воспитательные:

1. Воспитывать самосознание, самодисциплину, творческую активность.

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность, инновационная значимость проекта

Новизна проекта

Внедрение в практику вариативных форм, побуждающих детей к новым разнообразным видам двигательной активности.

2. Цели и задачи проекта

Цель Способствовать активному физическому развитию дошкольника, формировать устойчивые навыки владения своим телом, увеличивать возможности своего организма.

Задачи

Оздоровительная:

1. Целенаправленно развивать гибкость и координацию движений на основе принципа гармонического развития, чтобы обеспечивать комплексное воспитание всех физических способностей.

2. Тренировать вестибулярный аппарат, дыхательную систему;

Образовательная:

1. Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

Воспитательные:

1. Воспитывать самосознание, самодисциплину, творческую активность.

Условия для реализации проекта

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретические основы проекта

2. Нормативно — правовая база проекта

3. Стратегия и механизм достижения поставленной цели

Проект :

По классу — монопроект;

По типу — социальный;

По виду — оздоровительный;

Продолжительность проекта: долгосрочный, реализуется в течение учебного года.

Участники проекта: Инструктор по физической культуре, медицинская сестра, дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели групп.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная вариативная модель способствует активному развитию физических качеств, увеличивает возможности детского организма, обеспечить такую степень развития гибкости и координации движений, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности.

Содержание и этапы реализации проекта

Работа по развитию комплексных физических способностей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно — аналитический, 1–3 неделя сентября)

Воспитанники: Познакомить с направлениями деятельности по реализации проекта:

а) Способствовать развитию познавательной активности в области специфичного вида спорта — гимнастики, включающий элементы танца, балета, упрощенной акробатики. (Приложение1)

2. Обследовать уровень развития физических качеств дошкольников, степень развития гибкости, подвижности в суставах, а также координации, определить при помощи акробатических и статических упражнений с учетом индивидуальных особенностей и состояния опорно-двигательного аппарата детей. (Приложение2)

2 этап — основной (практический, 4 неделя сентября — апрель)

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический — май)

Воспитанники: Для достижения основной цели проекта и маскимальной эффективности факультативной деятельности систематически (2 раза в год) проводится обследование уровней развития физических качеств дошкольников. Степень развития гибкости, подвижности в суставах, а также координацию движений определяется при помощи акробатических и статических упражнений с учетом индивидуальных особенностей и состояния опорно-двигательного аппарата детей.

Подведение итогов и оценку качества выполнения двигательных действий; анализ эффективности коррекционной работы с детьми в процессе организации занятий-тренировок.

4.Формы и методы проекта

Проект условно разделен на три блока:

Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня, в течение 20-30 минут. Первое занятие недели проводится по плану-конспекту, во втором занятии рекомендуется заменить часть двигательных действий на другие, хорошо знакомые детям, или взятые с прошедшего занятия, но усложненные. В процессе занятия вносятся коррективы в зависимости от физической подготовленности и самочувствия ребенка.

Во второй блок входят перечень и методика выполнения акробатических упражнений и асан хатха-йоги, входящие в основную и заключительную часть занятий-тренировок, развивающие гибкость и подвижность в суставах, укрепляющие мышечный корсет и тем самым формирующие правильную осанку. Цель этого блока обеспечить такую степень развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные качества.

Поэтому первое полугодие посвящено развитию всех физических качеств, чтобы на базе общей физической подготовленности развивать координацию и гибкость во втором полугодии. Для того, чтобы интерес детей к занятиям не ослабевал и тренировки проходят весело и эмоционально, большая часть занятия (вводная часть, заключительная часть, ОРУ) проходит с музыкальным сопровождением.

Все сложные двигательные задания дети выполняют с обязательной индивидуальной страховкой, задания для самостоятельного выполнения воспитанники проводят методом круговой тренировки. Занятия проходят с высокой моторной плотностью (не менее 65%), осуществляется контроль за утомляемостью детей, нагрузка варьируется в течение каждого занятия для каждого ребенка.

Кроме того, в проекте используется обязательная форма работы, такая как игра. Игры в делятся на малоподвижные и подвижные. Во время игр используется сопровождение музыкой, это создает положительный фон , помогает детям запомнить движения и правила игры, выразительно передать характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы популярных детских песен, современные популярные хиты, классическая музыка. (Приложение 6,7)

Физическое развитие детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. В работе с родителями по физическому воспитанию детей были использованы как традиционные формы, так и нетрадиционные:

— Анкетирование, проведение опросов с целью выявления компетентности в вопросе физического развития..

— Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (спортивные викторины, бюро педагогических услуг, прямой телефон, Приложение 8), консультации и выставки соответствующие целям и задачам направленности проекта .

— Совместные досуги, праздники, игры-развлечения, викторины и т. д.

— Самостоятельное участие в викторинах, проводимых по средствам интернет ресурсов; участие в творческих конкурсах по теме ЗОЖ;

— Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на территории ДОУ в зимний период, по созданию снежных построек способствующих физической активности детей.

Возможные риски:

— Низкий процент посещаемости ДОУ, в связи с заболеваемостью.

Методы устранения:

— Памятка о методах закаливания для профилактики заболеваемости и укрепления организма.

4. Мониторинг

С целью определения результативности и повышения эффективности работы по проекту, в конце учебного года проводится обследование уровней развития физических качеств детей, посещающих факультатив (по диагностике Л.В.Яковлевой, Р.А.Юдиной (Приложение 9).). Степень развития гибкости, подвижности в суставах, а также координации движений определяется при помощи акробатических и статических упражнений с учетом индивидуальных особенностей и состоянию опорно-двигательного аппарата детей. Результат оценивается на высокий уровень, в случае если перевыполнены программные нормативы самостоятельно, с хорошей техникой, с соблюдением правил; средний — если выполнены программные нормативы самостоятельно или с помощью взрослого, с хорошей техникой; низкий — не выполнены движения даже с помощью взрослого.

5.Ожидаемые результаты

Реализация проекта предполагает получение следующих результатов.

Эффективность результатов

Для детейДля родителей
Положительная динамика комплексного физического развития;Вариативный подход к процессу физического развития дошкольников, обеспечивающий целостное развитие личности.

11. Перспектива

— Диссеминация опыта работы среди педагогов, инструкторов по физической культуре ДОУ п. Пангоды и Надымского района, на сайте ДОУ и на мини-сайте ссылка

— Трансляция опыта работы с применением обсуждения видеозанятий в рамках клуба молодого педагога, семинаров-практикумов.

— Пропаганда значимости физической культуры и спорта посредствам участия в спортивных соревнованиях и слетах на институциональном и муниципальном уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Оценка эффективности работы с детьми.

В процессе апробации проекта по физическому развитию дошкольника и формированию навыков владения своим телом, на протяжении 2-х лет была отмечена положительная динамика комплексного физического развития; Сформирован навык эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ, умение активно, самостоятельно приобретать двигательный опыт и осваивать просторы спорта.

По данным мониторинга были выявлены следующие результаты.: у детей гибкость и подвижность в суставах увеличилась на 30%, а координация движений на 36%, кроме того, имелась динамика роста всех остальных физических качеств (силы — на 16%, выносливости — на 22%, быстроты — на 25%). Дошкольники активно посещают спортивные кружки и секции (фигурное катание, хоккей, танцы, футбол, карате).

2. Выводы.

Данный проект разрабатывался в процессе поиска решений проблем недостаточной двигательной активности, нарушения координации движений, которые выражаются в скованности, закрепощенности движений, неумении ребенка скоординировать свои действия и выполнять упражнения с полной амплитудой.

В проекте изложен теоретический и практический материал по использованию системы, направленных на формирование таких физических качеств, как гибкость, координация и умение поддерживать статическое и динамическое равновесие, что приводит к улучшению общей работоспособности и недостаточному развитию физических качеств. Проект успешно реализовался в работе с детьми в 2013-2014 учебном году и дал положительные результаты. Диагностика, проводимая в мае месяце, показала, что дети активно развиваются физически, стараются увеличить возможности своего организма, успешно овладевают основными жизненно важными двигательными действиями с высокой результативностью. У детей сформированы основные двигательные качества и устойчивый интерес к физическим упражнениям.

В целом же апробация проекта показала его эффективность в совершенствовании двигательных качеств, способствовала повышению результативности развития гибкости, подвижности в суставах, а также состоянию опорно-двигательного аппарата детей.

Список литературы

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в.

детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.— 244 с.— СП6.: Детство-Пресс, 2004

4. Дошкольное образование России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. — М., 2001.

7. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду.— 3-е изд., перераб.— М.: Просвещение,2008

8. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей — СПб.: Речь,2009

9. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного

10. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2005

11. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2005

13. Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений : в З ч. /Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Зачем работать над координацией движений?

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за короткий срок — на это уход не один год, поскольку в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.
Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.

На занятиях физкультурой в детских садах и школах детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Впрочем, каждый ребенок с легкостью может выполнять их дома или на детской площадке под присмотром родителей.

Требования к упражнениям и техника безопасности

Все упражнения для развития координации можно разделить на статистические и динамические. Первые учат малышей сохранять равновесие в заданной позе, например, стоять на одной ноге или удерживать легкий груз на голове. Вторые упражнения — это ходьба по скамейке, изменение направления при беге и т. д. Хотя развитию координации также прекрасно способствуют командные подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол), катание на коньках, лыжах и велосипеде, теннис.

Главный принцип выполнения упражнений — давать нагрузку, посильную ребенку и соответствующую его возрасту. При статистических упражнениях желательно, чтобы родители подстраховывали малыша, исключая возможность падения. Если ребенок еще дошкольного возраста, лучше давать ему упражнения в игровой форме. Используйте мячи, шары, скакалку — все, что сделает занятие веселее в глазах крохи.


Развитие координации движений в раннем возрасте

Для детей 2-3 лет

Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:

  • обычная ходьба (пусть ходит самостоятельно, согласовывая движения рук и ног);
  • ходьба с препятствием (перешагивайте бордюры, песочницы и т. п.)
  • наклоны и приседания (например, за игрушками);
  • повышайте сложность выполнения, выполняя ходьбу по брёвнам, скамейкам, бордюрам и т. п.

Ходьба по скамейкам

Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:

  • научите малыша спрыгивать с бревна (скамьи), а затем сходить сначала одной ногой, затем другой;
  • ходьба по ровной линии с поднятыми руками (спина ровная, руки подняты в сторону и удерживаются в таком положении, делается несколько шагов, затем руки поднимаются вверх, ходьба продолжается и т. д.)

Ходьба по ровной линии с поднятыми руками

  • удерживание груза на голове, например, книги, в положении стоя, когда будет хорошо получаться, можно добавить ходьбу по прямой.

Для детей 6-7 лет

В таком возрасте рекомендуются более сложные занятия, в том числе с различными предметами:

  • упражнения с мячом (ребёнок берёт в руки мяч, держит правильную осанку, подбрасывает мяч вверх, затем ловит);

Упражнения с мячом

  • ходьба по бревну (скамье) с поворотами, руки при этом постоянно меняют положение: в стороны, вверх, за спиной, на талию;

Ходьба по бревну (скамье)

Бег

Прыжки со скамьи

Важно!Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!

Как работать со старшими дошкольниками?

Старшие дошкольники, дети 6-7 лет, уже имеют достаточно развитые координационные способности, поэтому упражнения для них должны быть подобраны такие, которые смогут повысить четкость выполнения движений с сохранением устойчивости тела во время сложных маневров (прыжков, приседаний и пр.)

Большинство упражнений для детей в этом возрасте динамичны, выполняются с использованием бревна или скамьи. Положение рук малышей можно изменять, предлагая им попробовать варианты с руками по сторонам, на поясе или за головой. Все упражнения должны быть разнообразными и не слишком продолжительными, вызывающими у детей интерес и желание заниматься.

В таком возрасте можно приступать к выполнению комплекса для улучшения координации, который рекомендуют не только детям, но и взрослым:

  • вращение руками, согнутыми в локтях (положение стоя, руки согнуты в локтевых суставах, а пальцы дотрагиваются плеча, вращайте руками в разных направлениях)

Упражнения на развитие координации движений для детей: что нужно знать

  • рисование воображаемых фигур (руки вытянуты вперёд и одновременно описывают разные фигуры, например, левая – круг, а правая – квадрат);
  • прыжки по классикам (делаем прыжок одной ногой, затем двумя и так чередуем дальше);
  • стойка на одной ноге (положение стоя, одна нога согнута, руки в сторону и удерживаем равновесие секунд 10-15, меняем ноги);
  • стойка на одной ноге с поднятием на носок (положения стоя, руки на талии, одна нога сгибается в колене и отводится в сторону, теперь поднимитесь на носок и удерживайте равновесие, повторите в другую сторону).

Также можно делать уже знакомые упражнения на бревне, скамье, шведской стенке, кольцах, постепенно их усложняя.

Общие игры на координацию

Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:

Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.

Цель: обучение ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию.

Форма проведения: групповая.

Он плясать сейчас начнёт.

Будет Мишенька плясать,

Всех ребяток забавлять!

Миша, Миша, попляши,

Нашим деткам помаши.

Выбирай других плясать

И ребяток забавлять!

Ребёнок пляшет, дети хлопают в ладошки.

Цель: обучение ориентироваться в пространстве, развитие навыков бега на небольшие расстояния, тренировка умения быстро выполнять простейшие команды по ходу игры.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Один ребёнок сидит на стуле, к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть!

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три, четыре, пять!

Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышц стоп.

форма проведения: индивидуальная.

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на буде воронок!

Колокольчик

◈ Вы заняты или вам нечем занять ребенка?

◈ Повесьте над дверным проемом веревку, привязав к ней колокольчик. Ребенок должен ползать под ней туда — обратно, не задев колокольчика. Если колокольчик зазвенел, значит, ребенок проиграл.

◈ Можно использовать и две веревки с двумя колокольчиками, привязав их концами к спинкам стульев. Расстояние между веревками должно быть не менее 50 см. Пусть ребенок пробует перелазить между ними, стараясь, чтобы колокольчики не зазвенели.

Достань-ка

◈ Привяжите к дверному проему колокольчик, шарик или любую другую игрушку. Малыш должен подпрыгнуть и достать предмет. Дайте ему задание — дотронуться до игрушки 5 раз. Если получилось — значит, победил.

Попадай-ка

Игра учит попадать в цель с расстояния.

Необходимый инвентарь: тазик, небольшой мяч или еловые шишки, желуди.

◈ Как играем: поставьте тазик на пол. Предложите ребенку с расстояния в 20-30 см бросать туда мяч. Если попал — значит, ловкий, победил. Бросать можно и мячики, и шишки, и желуди.

◈ Закрепляем: на прогулке начертите на асфальте круг — ребенок должен бросить в него мелкий предмет, например, мячик или камушек. Можно устроить соревнование — кто больше закинет предметов в круг, тот и победитель!

Читайте также: