Развернутый план ответа на уроке

Обновлено: 17.05.2024

211. 1) Прочитайте диалог. Что можно посоветовать Кате, чтобы она
больше не попадала в подобную ситуацию?
— О членах предложения нам расскажет Катя Синицына.
— А что рассказывать?
— Разве ты не готовилась дома?
— Я всё знаю о членах предложения, но не знаю, с чего
начать. Вы мне лучше конкретные вопросы о членах предложения задавайте, я на все отвечу.
— Нет, я хотела бы услышать связный ответ по предложенной теме.

3) Как вы думаете, смогла бы Катя построить связное высказывание о членах предложения, если бы самостоятельно составила дома
план на основе вопросов или повествовательных предложений? Сделайте вывод.

План отражает последовательность изложения содержания и позволяет обобщить это содержание. План помогает
восстановить усвоенное содержание в памяти и может служить опорой для связного высказывания

Переписать в тетрадь.

Тезисный план
1. Морфемика — раздел лингвистики, изучающий морфемы — значимые части слова.
2. Корень — это главная морфема, выражающая общее
лексическое значение всех родственных слов.
3. Приставка и суффикс — это словообразовательные
морфемы, существуют и формообразующие суффиксы.
4. Окончание — формообразующая морфема, которая
служит для связи слов.

Изучите сложный план текста. Обратите внимание на графическое оформление плана.
План
I. Морфемика как раздел лингвистики.
II. Виды морфем.

1. Корень — главная часть слова.
2. Приставка и суффикс:
1) приставка и суффикс как словообразовательные
морфемы;
2) формообразующие суффиксы.
3. Окончание как формообразующая морфема.

1. Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста

2. Зачем нужен план текста?

• План
текста составляют не только в школах, но и в вузах.
Иногда составить план текста необходимо ораторам перед
выступлением, учёным, при написании тезисов статей.
Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков
прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе
учат правильно выделять в тексте главное, кратко
составлять план, поскольку это необходимо ученикам в
процессе написания изложений и сочинений. Именно с
составления плана также начинают работу над рефератом,
курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать
план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая
структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в
нём недочёты, сможете его дополнить.

3. Зачем нужен план текста?

4. Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы

• Прочитав текст, определите его основную
идею, тему. Идея, или главная мысль
определяет то, зачем текст был создан.
Тема – это то, о чём в тексте повествуется.
Запишите тему и идею. Подумайте, какие
фрагменты наиболее важны для их
раскрытия и выделите в тексте
карандашом. В дальнейшем при
составлении плана обратите особое
внимание на эти части текста.

5. Планы бывают:

7. Составьте вопросный план текста:

С большой любовью вспоминаю свое детство. И с
чувством горячей благодарности думаю, о тех, кто окружал
меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди
людей, любящих друг друга и меня. Трём людям я особенно
благодарна за своё детство.
Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему
нас в те условия, в которых вы выросли.
Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми
теми способами, которые были ей доступны.
И Ханне, нашей английской воспитательнице ,
прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько
любви, заботы и твердых нравственных основ.
Среди трех людей, занимавших главное место в моей
памяти, прошло мое детство.

• 214.
Орфографический и пунктуационный практикум.
План — это краткое отр..жение сод..ржания г..тового
или предпол..гаемого текста а также
последоват..льности распол..жения его частей. План
может быть составлен на основе тез..сов вопросов или
назывных предл..жений. Важно соблюдать
един..образие при сост..влении плана.
По структуре разл..чают простой и сложный планы.
Необходимо соблюдать культуру графического
оф..рмления сложного плана. План является важным
средством орг..низации умственного труда. Создан..е
научных трудов обычно нач..нается с сост..вления
плана.

Учимся составлять развернутый план ответа

Учимся составлять развернутый план ответа

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

2. Достоинства плана

1) Самая краткая запись. 2) Отражает последовательность изложения и обобщает. 3) Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения. 4) Восстанавливает в памяти содержание источника. 5) Заменяет конспекты и тезисы. 6) Помогает составлению записей. 7) Улучшает сделанную запись. 8) Ускоряет проработку книг. 9) Помогает при длительной работе над источником. 10) Организует самоконтроль. 11) Сосредотачивает внимание и стимулирует знания.

2. Недостатки плана

1) Не передает фактического содержания источника, а лишь скупо напоминает о нем, о схеме расположения материалов в нем. 2) Планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся текст, вскоре после составления плана.

3. Виды планов и их выполнение

Планы подразделяются на простые и сложные. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Как составлять простой план

1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Запишите план.

Как составлять сложный план

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал 2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом

1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. 3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

4. Требования к плану

1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться. 2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана. 3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут. 4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки. а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы). б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.




Развернутый ответ на уроке

Развёрнутый ответ на уроке (экзамене) — один из наиболее распространённых речевых жанров, используемых в школе. Имеет он огромное значение и в повседневной жизни человека — ведь почти всем приходится постоянно учиться и сдавать экзамены, доказывая свою профессиональную пригодность.

Устный развёрнутый ответ — это законченное связное монологическое высказывание в научном стиле речи, для которого характерны композиционная завершённость, чёткая последовательность в изложении материала. В нём выделяется тезис (то, что доказывается) и доказательства. Доказательная часть такого ответа состоит из примеров и их объяснения. Самостоятельный подбор необходимых примеров свидетельствует об осознанности усвоения изученного материала. Нужно стремиться к тому, чтобы примеры отвечали сути теоретического положения, которое выдвигается; знать, когда достаточно привести для примера (особенно при ответах на лингвистические темы) слово, словосочетание или предложение, а когда — сравнительные ряды языковых явлений.

Как и всякое высказывание, ответ на уроке (экзамене) состоит из введения, основной части и заключения. Содержание, структура, языковое оформление каждой части зависят от того, какой вид ответа используется: ответ-описание, ответ-обобщение или ответ-сравнение.

В ответах-описаниях следует указать признаки того или иного понятия. В эти ответы могут входить и логические определения понятий, комментируемые примерами, но отбор материала подчиняется определённой задаче — дать характеристику рассматриваемого явления.

Ответы-обобщения предполагают выделение каких-либо признаков, принадлежащих группе рассматриваемых явлений. Обычно в результате такого рассмотрения формулируется вывод (обобщение).

При ответе на уроке (экзамене) рекомендуется излагать материал не в очень быстром темпе, чётко выделять части высказывания, делать необходимые паузы и логические ударения.

Послушайте развёрнутый ответ на лингвистическую тему кого-нибудь из одноклассников и составьте отзыв. Обратите внимание на следующее: 1) использовал ли выступающий начальную фразу, соответствующую тому или иному типу ответа и организующую общее высказывание; 2) продумывал ли размещение отдельных его частей; 3) избегал ли ненужных слов (например, еще, ещё есть, будет, здесь, ну вот и др.); 4) использовал ли необходимые средства связи между частями высказывания, а также средства выражения сопоставительных, причинно-следственных, классификационных отношений.

Читайте также: