Разве когда нибудь было такое что в кино не было музыки ответ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 7. Музыка кино

Мы уже не раз говорили о смелых экспериментах в искусстве XX века. В театре, живописи, музыке возникали новые направления, течения, стили…. Но самый грандиозный переворот, случившийся в культуре XX столетия, безусловно, связан с появлением кино.

Кто такой тапёр

Вы научитесь

Различать закадровую и внутрикадровую музыку

Понимать роль музыки в создании целостного образа киноофильма

Разобраться в эволюции киномузыки от момента её зарождения до наших дней

Увидеть разные грани творчества композиторов XX века.

Недостаток звука восполняли всеми доступными способами. Актёры энергично жестикулировали, а сюжетные кадры время от времени прерывались титрами. На этих текстовых закладках пояснялся сюжет, воспроизводились реплики персонажей…

Тапёр должен был играть во время демонстрации картины. И не просто играть, а импровизировать, передавая в музыке изменения настроений и чувств героев.

Между прочим, Дмитрий Шостакович в молодости подрабатывал в одном из кинотеатров тапёром. И весьма символично, что в дальнейшем ему суждено было стать одним из самых признанных авторов киномузыки.

Главный герой этого фильма прилетает на один день в Москву. Ранним утром на пустынном тротуаре он видит девушку, которая что-то напевает и пританцовывает. На его вопрос случайная знакомая отвечает:

- Я встречаю мужа.

- И что, у вас все хорошо?

- Да, у нас все хорошо!

- Но ведь так не бывает!

- А вот и бывает! – отвечает девушка.

В других картинах музыкальная драматургия фильма строится на контрастных образах. Между музыкальными темами происходит столкновение, столь же непримиримое, сколь жестокая борьба разворачивается между силами добра и зла на экране.

Лучшие образцы киномузыки не просто начинают жить собственной жизнью. Они становятся особыми культурными маркерами, музыкальными символами, отражающими дух своей эпохи, мысли и чувства, характер и надежды современного человека

Выполните здания и ответьте на вопросы:

Когда Великий Немой заговорил…

Александр Федоров

Михаил Жаров

Павел Григорьевич Тагер

Первая проба песенки Жигана для первого звукового фильма

Михаил Жаров в роли Жигана

С момента появления первых фильмов кино остро нуждалось в звуке. Эдисон , который стоял за изобретением кинетоскопа , хотел сразу сделать из него аппарат, записывающий не только движущиеся картинки, но и звук.

Собственно экспериментальные версии кинетоскопа могли записывать звук – но этот звук был неразличимым шумом к тому же не синхронизированным с картинкой.

Эдисон отказался от этой идеи только из-за того, что это было сложно реализовать и требовало длительных экспериментов, а ему нужно было делать деньги здесь и сейчас, не давая конкурентам возможности опередить его. В итоге, он, как и многие другие, сосредоточились на изобретении и совершенствовании киноизображения.

Экспериментальный звуковой фильм Уильяма Диксона, снятый в лаборатории Томаса Эдисона в 1913 г.

Стоит отдельно отметить, что устройства, записывающие звук были широко распространены еще до появления кинематографа. Уже знакомый нам Томас Эдисон в 1877 году изобрел фонограф – это устройство не только воспроизводило звук, как свои предшественники, но и записывало его.

Немые фильмы никогда не были немыми в полном смысле. Даже самые первые кинематографисты понимали, что одно изображение не вызывает должного увеселительного эффекта у зрителей. Звук в кино довольно быстро прошел следующий эволюционный путь:

- Сначала демонстрация кинолент сопровождалась музыкальным аккомпонентом пианиста, органиста или даже целого оркестра. Они могли импровизировать или играть в соответствии с заданной к фильму мелодией. Там, где это было неудобно или нерентабельно, стали включать запись на фонографе.

- С удлинением кинолент и соответственно усложнением сюжета появилась потребность не только создавать соответствующее "настроению" изображения музыкальное сопровождение. Появилась потребность в уточнении и комментировании происходящего. Так в кино появился не только мелодия, но и слова . Сначала роль такого комментатора взяли на себя люди, стоящие за киноаппаратом. Они крутили рукоятку аппарата и параллельно рассказывали о том, что происходит на экране (интерпретации были весьма вольными и субъективными, примерно как показано в "Мимино").

Эпизод из фильма "Мимино", 1977 г., реж. Г. Данелия

Довольно быстро кинематографисты пришли к идее вклейки в снятые сцены отдельных кадров с поясняющими надписями (intertitle). Такие внутренние титры объясняли происходящее на экране или цитировали диалоги, разыгрываемые немыми актерами (Появление таких тиров не было новинкой кинематографа, так как уже в 19 в. подобные титры использовались в театральных постановках). А к музыкальному сопровождению присоединяются и шумовые эффекты .

Фильм с использованием "intertitle" и музыкальным совпровождением, 1920 г., Бастер Китон в главной роли

Фильм с использованием "intertitle", музыкальным сопровождением и шумовыми эффектами - "Золотая Лихорадка" 1925 г., Чарли Чаплин в главной роли

Но и этого было недостаточно. Наконец, к концу 1920-ых годов появляется техническая возможность синхронно записывать не только изображение, но и соответствующий фильму звук. В кинотеатрах стали появляться короткометражные фильмы, демонстрация которых сопровождалась озвучкой. С технической стороны этот процесс представлял собой одновременное воспроизведение киноленты и граммофонной пластинки .

- Технические эксперименты продолжались вскоре появилась фотографическая (оптическая) технология записи звука . Запись звука наконец перекочевала непосредственно на пленку, на которой было записано и само изображение.

Познавательный фильм "Основы записи и воспроизведения звука в кинематографии" от Леннаучфильма, 1983 г.

Дальше технология только совершенствовалась. Разработанная в 20-х гг XX века технология записи звука на кинопленку сохранилась и по сей день. Альтернативу фотографической (оптической) запись смогли составить только цифровые технологии.Следует отметить, что для того, чтобы звук утвердил свое положение в кино потребовалась техническая эволюция трех составляющих кино:

- Камера должна была качественно записывать звук;

- Пленка должна была качественно запечатлеть звуковую дорожку, без ущерба для записи изображения;

- Проектор должен был качественно и синхронно воспроизводить записанные звуки и изображения.

Но главные изменения, зарожденные звуковым кино, относятся не столько к технике, сколько к последовавшей творческой модернизации киноискусства и экономической перестройке кинобизнеса.

Эпизод из фильма "Певец джаза", 1927 г. Реж. А. Кросленд. В фильме совмещены запись звука (звук записывался непосредственно на площадке, актер одновременно поет и играет на пианино, слышны шумы от работы кинокамеры), немое кино с фоновой музыкой и вставки "intertitle"

Для тех, у кого нет времени следить за новостями, - наша еженедельная рубрика, где мы собираем самые яркие события и громкие премьеры и перекидываем мостик к неделе следующей.

Премьера недели: "Герой"


В отсутствие высокобюджетных голливудских новинок на первый план выходит фестивальное кино. Освободив рот от попкорна, вы обретаете шанс распробовать пищу иного рода - в данном случае - с восточным ароматом. Картина "Герой" иранца Асгара Фархади ("Коммивояжёр", "Развод Надера и Симин"), взявшая в Каннах в прошлом году Гран-при, рассказывает о прижатом к стенке должнике. Заключив небольшую сделку с совестью, вопрос удается уладить, но, как в любом из тревожных психологических триллеров Фархади, моментально открываются новые уровни проблемы - социальные и экзистенциальные. Обладателя двух "Оскаров" нередко называют конформистом за его неофициальный "договор" с властями Ирана: можно снимать что пожелаешь, но не касаться политики. В неспокойную пору, когда каждый торопится дать оценку творящимся вокруг событиям, аполитичность Фархади кажется особенно мудрой и здравой. Мастер, подобно Лему в "Солярисе", словно вопрошает: может быть, прежде чем менять внешний мир, нужно разобраться со своим внутренним?

Анонс недели: "Наёмник"


Не всё потеряно и для тех, кому без знакомых лиц на экране кино не мило. Звездный десант из Криса Пайна, Бена Фостера и Кифера Сазерленда готовится высадиться в российских кинотеатрах уже на следующей неделе. Увы, внушительный актерский состав - пока единственное видимое достоинство картины Тарика Салеха - одного из режиссеров архиуспешного "Мира Дикого Запада". По сюжету ветеран спецназа вместе с лучшим другом решается на участие в сомнительной операции некой частной компании. Разумеется, всё ради семьи. Но не будем заранее расстраиваться. Даже при клишированной завязке и кондовой фабуле временами удается создать крепкие и зрелищные фильмы. На таких и зиждется мировая киноиндустрия.

Сериалы недели: "Звездный путь: Пикар" (второй сезон), "Наш флаг означает смерть"


Один из таких фильмов, точнее - сериалов - "Звездный путь: Пикар". Очевидно, легендарную франшизу будут доить, пока не умрет последний фанат оригинальной саги о похождениях бравого капитана Пикара. К счастью, за полнометражные и многосерийные ответвления от неё до сих пор не стыдно. Разве что тихо взгрустнется порой, что все мы неизбежно стареем. Даже, казалось бы, застывший в одном возрасте сэр Патрик Стюарт.


Разогнать сплин поможет новое детище Тайки Вайтити и Дэвида Дженкинса. Непостижимое умение автора "Реальных упырей" превращать трагические и даже жуткие истории в гомерический фарс когда-нибудь послужит темой какой-нибудь диссертации. Ну а пока просто наслаждайтесь вольной интерпретацией биографии Стида Боннета - реально существовавшего английского аристократа XVII века, который стал капитаном пиратского судна и ходил под флагом легендарного морского разбойника по прозвищу Черная Борода.

Трейлеры недели: "Морбиус", "Фантастические твари: Тайны Дамблдора", "Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия"


Премьеру "Морбиуса" переносили столько раз, что хотелось в сердцах бросить цветаевское "Мне тебя уже не надо". Запрос, пусть и невысказанный, был исполнен Вселенной. В России прокат картины отменили. За время, пока релиз бесконечно откладывался, вышло столько подробных роликов, что из них, кажется, можно собрать полноценный фильм. И вот - последняя деталь пазла. Финальный трейлер истории об одном из самых неоднозначных героев Marvel в исполнении Джареда Лето. Истинный антигерой. Именно на таких сейчас самый большой спрос.


Новый трейлер третьих "Фантастических тварей", напротив, умело скрывает от глаз всё самое важное, подогревая любопытство зрителей. Зато в ролике мелькнул Александр Кузнецов, исполнивший роль одного из мракоборцев. Впрочем, учитывая царящую в голливудском кинобизнесе истерию, как бы российского актера вовсе не вырезали из фильма. Звездой несравнимо большего масштаба - Джонни Деппом - в своё время студия пожертвовала без малейшего сожаления. Поэтому prognosis pessima.


Также в Сети два дня назад появился IMAX-трейлер второго "Доктора Стрэнджа". Когда мы его увидим в этом формате - и увидим ли вообще - неизвестно, на Западе же премьера состоится 4 мая.

Демарш недели: отказ крупнейших студий Голливуда от проката в России


Ложка мёда недели: кинотеатрам разрешено полностью заполнять залы


Больше никакой шахматной рассадки и строгих контролеров, следящих, не нарушает ли кто социальной дистанции. То ли под воздействием внешнеполитической повестки, то ли испугавшись весеннего потепления, коронавирус отступил, позволив смягчить ограничения в том числе и в кинозалах. Кроме того, кинотеатры начнут предупреждать о продолжительности рекламы перед сеансом. Послабления и новшества придутся как нельзя кстати. Терапевтическая роль кино в непростые времена не подлежит сомнению. Эйзенштейн и Чаплин не дадут соврать.

Хитрец недели: россиянин посмотрел "Бэтмена" в Узбекистане


Настоящему фанату политизированные разборки - не помеха. Житель Екатеринбурга по имени Дмитрий специально съездил в Узбекистан, чтобы посмотреть нового "Бэтмена", чей выход в РФ отменили (вместе со всеми остальными премьерами Warner Bros.) буквально за два дня. Упорному поклоннику Тёмного рыцаря пришлось помотаться по среднеазиатской республике, чтобы найти русскоязычный сеанс, но ему это всё-таки удалось. Всё было не зря: картина Дмитрию понравилась, а Запад, по его собственному ироничному определению, был переигран.

Премия недели: награды Ассоциации голливудских кинокритиков


Пока на "Оскаре" не могут определиться с гонорарами для ведущих, номинациями и ковидными сертификатами участников, уже состоялась его "генеральная репетиция" Именно так - наравне с "Золотым глобусом" и премией Гильдии киноактеров - называют награды Ассоциации голливудских кинокритиков. В духе времени главный приз достался режиссеру-женщине. У фильма Шан Хейдер "CODA: Ребенок глухих родителей" - целых четыре статуэтки. Лучшей актрисой предсказуемо признана Кристен Стюарт за роль принцессы Дианы, а вот Эндрю Гарфилд совсем неожиданно растолкал локтями Бардема, Смита, Камбербэтча и прочих мастодонтов. Лучшим режиссером признан Дени Вильнёв, но в него эта победа не может вселить надежду на "Оскар". Экранизатора "Дюны" с огромным скандалом даже не включили в список номинантов на главную кинопремию мира.

Курьез недели: попытка актера Божанова ограбить банк


На прошедшей неделе деятели кинобизнеса по всему миру пустились во все тяжкие. Харви Вайнштейн контрабандой протаскивал в тюрьму шоколадки, а всеми (не)любимый Хоумлендер из "Пацанов" Энтони Старр покалечил собутыльника в пьяной драке. Российский актер Андрей Божанов пошел еще дальше. Вооружившись опытом съемок в "Улицах разбитых фонарей" и "Тайнах следствия", а главное - просроченным травматическим пистолетом, артист-налетчик попытался ограбить один из петербургских банков. Немолодой кассир, впрочем, проигнорировал требование Божанова, и тому пришлось с позором сбегать. При этом горе-конспиратор использовал свой личный автомобиль, по которому его и вычислила полиция. Теперь Божанову грозит срок за разбой.

Компромисс недели: Ди Маджио озвучит Бендера в новом сезоне "Футурамы"

За переговорами "голоса" самого колоритного персонажа "Футурамы" и боссов студии нервно следила вся многомиллионная армия поклонников мультсериала. В поддержку Ди Маджио даже запускали флешмоб в Twitter. Оказалось, что стороны спорили не о творческой компоненте, а банально торговались. Теперь Ди Маджио доволен гонораром - и ничто не мешает уже второму воскрешению космической многосерийной телеюморески.

Утраты недели: Андрей Нагорнов, Сергей Дьячков


На этой неделе вследствие проблем с сердцем не стало актера-харизматика Андрея Нагорнова. Он работал в московском театре "Эрмитаж". В кино в основном снимался в небольших ролях, но даже по ним запомнился миллионам зрителей. Самые известные работы в кино - в "Бригаде" и "Антикиллере". Нагорнову было 56 лет.


В лицо актера Сергея Дьячкова знали немногие. В основном он снимался в эпизодических ролях в сериалах. Зато ему можно смело присвоить статус суперзвезды дубляжа. Его голосом в российской озвучке говорили Адам Сэндлер, Венсан Кассель и, конечно, Джонни Депп. Третьего марта артист скончался из-за осложнений, которые дал на сердце коронавирус. Ему было 50 лет.

Читайте также: