Разработайте план позволяющий внедрить актуальные идеи современного школьного воспитания

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Актуальные вопросы воспитания и социализации обучающихся Современные воспитательные технологии Современные воспитательные технологии Концепция духовно-нравственного." — Транскрипт:

1 Актуальные вопросы воспитания и социализации обучающихся Современные воспитательные технологии Современные воспитательные технологии Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

2 Современные воспитательные технологии Воспитательные технологии Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

3 Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: Диагностирование Целеполагание Проектирование Конструирование Организационно – деятельностный компонент Контрольно – управленческий компонент Содержательный компонент

4 Содержанием воспитательных технологий являются: Научно обоснованные социализированные требования Передача социального опыта Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Организация творческого дела Создание ситуации успеха

6 * Технология организации и проведения группового воспитательного дела (Н.Е.Щурковой); * Гуманно – личностная технология (Ш.А.Амонашвили); * Технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванова); * Технология гуманного коллективного воспитания (В.А.Сухомлинского). Традиционные технологии

18 Технология саморазвития личности Имеет принципиально новое качество, заключающееся в том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных потребностей, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: в самоутверждении (через самоуправление, свободу выбора занятия по интересам); в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление и реализация своих способностей и сил в положительной деятельности); в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность); в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

19 Три группы условий: 1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития. 2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, наличие определенного опыта успеха и достижений. 3. Адекватные целям стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

22 КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) Технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

23 Цели, достигаемые при использовании кейс- технологии: 1. Интеллектуальное развитие обучаемых. 2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций. 3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений. 4. Формирование готовности к оценке и принятию решений. 5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов. 6. Развитие коммуникативных навыков.

29 Целью воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

30 Для решения воспитательных задач школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни должны обращаться к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства и кино для детей и юношества; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий; фольклора народов России; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.

31 Ключевые идеи концепции 1. Утверждение национального воспитательного идеала в его исторической преемственности. Национальный воспитательный идеал – это образ человека, имеющий приоритетное значение для общества в конкретно- исторических социокультурных условиях.

32 Национальный воспитательный идеал задает вертикальное измерение всем педагогическим и общественным усилиям на ниве воспитания, скрепляет прошлое, настоящее и будущее российской школы. Идеал фактом своего существования напоминает, что во все времена узкий прагматизм, увлеченность сиюминутным, преходящим в ущерб вечному, непреходящему, пагубны для воспитания человека. Педагог – всегда пограничник на рубеже Современности и Вечности.

33 2. Объявление базовых национальных ценностей и источников нравственности. Если мы всерьез нацелены на сбережение народа и человека в процессе модернизации страны, о чем говорят сегодня наши национальные лидеры, то нам нужно народное, то есть человечное образование. А в нем ценности определяют цели, и никогда – наоборот. У нас же есть пагубная склонность ставить цели из необъявленных ценностей.. Ключевые идеи концепции

35 Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися 1.воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю гражданское общество поликультурный мир свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества социальная солидарность мир во всём мире многообразие и уважение культур и народов Изучение Конституции Российской Федерации, символики государства. Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина ; Знакомство с историей и культурой родного края, фольклором - беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, изучение учебных дисциплин. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников- классные часы, беседы, фильмы, праздники. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско- юношеских движений - экскурсии, встречи и беседы с представителями общественных организаций, участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско- юношескими организациями. Беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, игры военно-патриотического содержания, конкурсы и спортивные соревнования, сюжетно-ролевых игры на местности, встречи с ветеранами и военнослужащими. Организация и проведение национально-культурных праздников. Встречи и беседы с выпускниками своей школы.

36 Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися 2. воспитание социальной ответственности и компетентности Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство закон и правопорядок социальная компетентность социальная ответственность служение Отечеству ответственность за настоящее и будущее своей страны Участие в улучшении школьной среды Овладевание формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека - тренинги Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби). Приобретение опыта учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями. Участие в школьном самоуправлении Разработка и участие в социальных проектах Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.

37 Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися 3. воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Ценности: нравственный выбор жизнь и смысл жизни справедливость милосердие честь достоинство уважение родителей уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность забота о старших и младших свобода совести и вероисповедания толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека духовно-нравственное развитие личности Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, подготовка и проведение бесед Участие в общественно полезном труде Дела благотворительности, милосердия, оказании помощи нуждающимся, забота о животных, живых существах, природе Общение со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, подготовка и проведение бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье - беседы о семье, о родителях и прародителях, открытые семейные праздники, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов Знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций.

38 Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимися 4. воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Ценности: жизнь во всех её проявлениях экологическая безопасность экологическая грамотность физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье экологическая культура экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни ресурсосбережение экологическая этика экологическая ответственность социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды устойчивое развитие общества в гармонии с природой Беседы, просмотры учебных фильмов, игровые и тренинговые программы, уроки и внеурочная деятельность о здоровье, здоровом образе жизни. Пропаганда экологически сообразного здорового образа жизни беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Организация экологически безопасного уклада школьной и домашней жизни, участие в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности. Школьные спартакиады, эстафеты, экологические и туристические слёты, экологические лагеря, походы по родному краю. Краеведческая, поисковая, экологическая работа в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях. Практическая природоохранительная деятельность, деятельность школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создание и реализация коллективных природоохранных проектов. Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха. Беседы с педагогами, психологами, мед.работниками, родителями о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Профилактика вредных привычек, зависимости от ПАВ - дискуссии, тренинги, ролевые игры, обсуждения видеосюжетов и др. Участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций. Проведение школьного экологического мониторинга. Учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

41 Воспитание - Воспитание - активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (события).

43 Эффективные подходы в учебно- воспитательном процессе Новые пед. технологии (образователь- ные и воспитательные) Создание и организация условий, инициирующих детское действие

44 Реализация системно-деятельностного подхода отказ от репродуктивных методов и способов обучения воспитания, задачный принцип построения предметного содержания; организация детского самостоятельного и инициативного пробно- поискового действия в образовательном и воспитательном процессе; широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности; ритмичная организация образовательного и воспитательного процесса.

45 1.Принцип ориентации на идеал 2.Аксиологический принцип 3.Принцип следования нравственному примеру 4.Принцип диалогического общения со значимыми другими 5.Принцип идентификации 6.Принцип полисубъектности воспитания и социализации 7.Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем 8.Принцип системно-деятельностной организации воспитания

46 * создание культурно-воспитательной, социально-воспитательной, эколого- воспитательной, эстетической и школьной воспитательной среды образовательного учреждения, класса; * система работы школы с семьей; * взаимодействие школы с социальными субъектами воспитания; * взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; * установление и совершенствование системы межпредметных связей; * интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности ; * направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России; * педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.

48 Первый уровень сводится к тому, что у школьника имеются: понимание значимости получаемых знаний, обозначенных в Программе; ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества; способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.

49 Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится: проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа; оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды.

50 Третий уровень, самый высокий, свидетельствует о том, что у подростка наблюдаются: действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию; конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий; потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности; собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.

51 Самостоятель- ность и уверенность Мотивация на удачу и оптимизм Вежливость и отзывчивость Любовь к Родине, своему народу Признание ценности толерантности и уникальности каждого человека Осознание своей ответственности за результаты и последствия своего поведения Активность и скромность Самопознание и самоконтроль Настойчивость к достижению цели и стремление к улучшению результатов Самосовершенст- вование

52 Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему диагностических исследований, направленных на изучение состояния воспитания; изучение состояния воспитания; оценку состояния воспитания; оценку состояния воспитания; прогноз развития воспитания; прогноз развития воспитания; выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов. выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

53 Личность самого воспитанника Нравственный уклад школьной жизни Родительская общественность

54 изучение динамики Основной целью мониторинга является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях разработанной Программой. В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа: 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) 2. Формирующий этап исследования 2. Формирующий этап исследования 3. Интерпретационный этап исследования контрольного и интерпретационного При описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

55 Положительная динамика Положительная динамика увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования. Инертностьдинамики Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования. Устойчивость Устойчивость исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. В педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

56 Если же наблюдается инертность положительной динамики и появляется тенденция отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся, то причиной этого могут быть: несоответствие содержания методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности; -несоответствие содержания методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности; - формальное отношение со стороны преподавателей; - неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении.

57 Творческая и самостоятельная работа педагогов по разработке и реализации Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся поможет обрести каждой школе второе дыхание – интересную, насыщенную жизнь!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет из себя презентацию, в которой рассмотрены особенности составления рабочей программы воспитания.

Воспитание в современной школе: от программы к действию

Воспитание в современной школе:

от программы к действию

Цели примерной программы 1) помочь педагогам увидеть потенциал их совместной с детьми деятельности и способы его реализации 2) помочь школам создать реалистичные программы,учитывающие требования ФГОС и уникальность каждой школы 3) помочь педколлективам решать с помощью данных программ проблемы личностного развития школьников, их гармоничного вхождения в социальный мир и профилактики противоправного поведени я

Цели примерной программы

1) помочь педагогам увидеть потенциал их совместной с детьми деятельности и способы

его реализации

2) помочь школам создать реалистичные программы,учитывающие требования ФГОС и

уникальность каждой школы

3) помочь педколлективам решать с помощью данных программ проблемы личностного развития школьников, их гармоничного

вхождения в социальный мир и профилактики противоправного поведени я

Особенности примерной программы Программа-конструктор (упрощает процесс разработки школами своих программ) Одна школа – одна программа (сокращает объем и количество обязательной школьной документации) Единство цели воспитания (формулируется на основе базовых ценностей, объединяющих наше общество) Деятельностный характер программы (позволяет преодолеть мероприятийность воспитания) Модульный принцип построения программы (делает её гибкой и вариативной)

Особенности примерной программы

(упрощает процесс разработки школами своих программ)

Одна школа – одна программа

(сокращает объем и количество обязательной школьной документации)

Единство цели воспитания

(формулируется на основе базовых ценностей, объединяющих наше общество)

Деятельностный характер программы

(позволяет преодолеть мероприятийность воспитания)

Модульный принцип построения программы

(делает её гибкой и вариативной)

Программа воспитания

Единые для всех уровней общего образования разделы:

Особенные для каждого уровня общего образования приложения: календарные планы воспитательной работы

Как работает конструктор рабочих программ?

Как работает конструктор рабочих программ?

1. Выбираем способ работы с примерной программой

«Мы хотели бы

Редактируем набор и содержание

программы, исходя из специфики

идеи из примерной

Программы и пытаемся их реализовать

Добавляем новые модули, описывая содержание деятельности по

образцу примерной программы

2. Конкретизируем цели воспитания Приобретение школьниками опыта участия в социально значимых делах Развитие социально значимых отношений школьников Усвоение школьниками социально значимых знаний Цели

2. Конкретизируем цели воспитания

Приобретение школьниками опыта участия в социально значимых делах

Целью проекта является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных проектов и акций с использованием возможностей современных педагогических технологий. Проектом реализуется комплекс мероприятий, обращенных на оптимизацию социального поведения школьника через: систему социальных проб: социально значимые дела, добровольческая деятельность, детское общественное движение, развитие ученического самоуправления; работу научно-исследовательского общества и школьного пресс-центра; досуг. Выполнение программы проекта создаст благоприятную среду для реализации стратегии неадаптивной социализации - вывода детей в пространство реального социального преобразования: не только включение в разные формы социального взаимодействия, но и совершенствование социума.

ВложениеРазмер
opisanie_proekta.doc 297.5 КБ

Предварительный просмотр:

социальное развитие личности

в воспитательной системе школы

Краткая аннотация проекта

Актуальность проекта обусловлена современной стратегией обновления образования: необходимостью выполнения важной задачи образовательной системы - оказание помощи и поддержки при вхождении школьников в мир социального опыта. Целью проекта является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных проектов и акций с использованием возможностей современных педагогических технологий. Проектом реализуется комплекс мероприятий, обращенных на оптимизацию социального поведения школьника через: систему социальных проб: социально значимые дела, добровольческая деятельность, детское общественное движение, развитие ученического самоуправления; работу научно-исследовательского общества и школьного пресс-центра; досуг. Выполнение программы проекта создаст благоприятную среду для реализации стратегии неадаптивной социализации - вывода детей в пространство реального социального преобразования: не только включение в разные формы социального взаимодействия, но и совершенствование социума.

I.1. Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования : новое наполнение получает цель формирования социально активной, творческой личности, усиливается его практическая, жизненная направленность. Новое понимание социального характера образования обусловлено переосмыслением как традиционных, так и обновленных функций образования: в том числе и воспитательной, включающей становление гражданственности, готовности к конструктивному социальному действию, ответственности, нравственного самосознания.

Корректировка подходов к организации социального развития обучающихся обусловлена также необходимостью учета принципиально новых условий жизнедеятельности современного ребенка.

Не всегда позитивное воспитательное и социализирующее воздействие информационного и социального пространства: Интернета, телевидения, кино и др. нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Усиливающийся конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, культуросообразность, традиционность и т.д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.) ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Растущий человек не включается в посильное для него решение реальных проблем местного сообщества, государства, что искажает его социализацию.

Экспансия учебности и консьюмеризация образования, при котором школа наращивает досуговые, потребительские формы услуг.

Общеобразовательная школа призвана противодействовать этим негативным тенденциям.

I.3. Предпосылкой для разработки темы проекта послужили теоретические работы А. Н. Леонтьева, в которых он определяет социализацию как содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических и иных задач. В организации уклада школьной жизни методологической основой выступает системно-деятельностный подход. В структурно-методологическом плане воспитание и социализация представляют собой не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности - это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок.

Основным путём решения выявленной проблемы стала реализация стратегии неадаптивной социализации - вывод детей в пространство реального социального преобразования: не только включение в разные формы социального взаимодействия, но совершенствование социума и культурной среды. И в перспективе - переход к модели творческой транссоциализации - ребенок становится автором новых форм социальности внутри старого социума.

Продвижение проекта позволит осуществить инновационные подходы к содержанию воспитательного процесса:

Обеспечить организационные, методические, информационные, материально–технические условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к организации современного воспитательного процесса;

Осуществить системное (не эпизодическое) применение особых организационных форм - детско-взрослых социальных проектов, включение школьного сообщества в продуктивную коммуникацию с другими общественными субъектами; неимитационные социальные акции;

Содействовать развитию деятельности детских общественного и творческих объединений, ученического самоуправления.

Продвижению проекта будет способствовать позитивный педагогический опыт автора, общественное признание эффективности педагогической деятельности в развитии детского движения города, организационная и структурная стабильность, имеющийся педагогический имидж.

II. Цели и задачи проекта

Целью проекта является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных проектов и акций с использованием возможностей современных педагогических технологий.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность работы педагога-организатора по социальному развитию школьников может быть существенно повышена, если:

деятельность по социальному развитию школьников опирается на концептуальные положения, отражающие целостное представление о социальном развитии личности в системе образования;

учащимся предоставляются широкие возможности для проявления и развития социальной активности, в том числе за счет расширения направлений творческой деятельности, где человек может быть успешным (интеллектуальное, созидательное творчество, социальное лидерство и др.).

Проблема проекта, его цель, объект и предмет, а также сформулированная гипотеза обусловили постановку задач :

- проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;

- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию социальной практики обучающихся;

- разработать систему компетентностно–ориентированных и творческих воспитательных мероприятий, содействующих социальному творчеству;

- определить способы диагностики и показатели достижения результатов

Теоретико-методологические основы и источники исследования.

Психологическую основу программы проекта составили работы, развивающие теории личности: концепция целостного подхода к развитию личности (А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, М.Г.Ярошевский и др.); концепция общего психического развития личности (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); концепции социального развития личности (Г.М. Андреева, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.).

Педагогическую основу исследования составили: идеи об инновационной педагогической деятельности (И. А. Колесникова, А. Пинский и др.); представления социальной педагогики о социальном воспитании, социальном развитии и социализации личности (Б. В. Куприянов, И. А. Липский, Т.А. Ромм, и др.); концепции педагогического проектирования, моделирования и конструирования образовательной деятельности (М.М.Поташник).

Вышеназванные методологические позиции обусловили комплекс методов:

- теоретический анализ специальной литературы, обобщение опыта, систематизация и классификация, наблюдение, анализ продуктов деятельности,

- анкетирование, тестирование, беседы, интервьюирование;

- оценка эффективности системы средств, форм, приемов формирования у школьников социального опыта, анализ результатов опытной работы.

Достоверность результатов деятельности в ходе реализации проекта обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических позиций, комплексом методов, адекватных задачам, анализом результатов опытной работы на всех этапах реализации проекта.

III. Основное содержание проекта

Концептуальную основу проекта составляют следующие положения:

- Оптимизация социального поведения школьника.

- Использование эффективных инновационных технологий (проблемного, деятельностного, развивающего обучения, информационно-коммуникативных технологий), активных и интерактивных форм обучения и воспитания: игровых, проблемных, коммуникативных, их адаптация под конкретную социальную ситуацию развития и уровень подготовленности воспитанников.

- Стимулирование, воспитание у подростка веры в себя.

Стратегиями достижения определенных профессиональным проектом целей и задач являются:

Стратегия системного подхода к формированию ресурсной базы , охват инновационными процессами всех аспектов деятельности педагога-организатора: ресурсообеспеченности, функциональной оптимальности.

Стратегия использования возможностей открытого образовательного пространства: расширение связи с общественностью, организация постоянных связей с социальными партнерами.

Стратегия непрерывности роста педагогической и специальной компетентностей: курсовая переподготовка, самообразование, участие в инновационной деятельности.

Стратегия практикоориентированного, деятельностного подходов к организации воспитательного процесса, что достигается путем активизации социальной творческой работы обучающихся.

Решению поставленных цели и задач призвана способствовать деятельность, основанная на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей, в следующих направлениях:

С педагогических позиций творческая активность является высшим уровнем социальной активности . Это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества. При этом совершенствуются такие качества, которые открывают в ней созидателя: оригинальность, стремление к внесению новизны, комбинированию идей, мобилизации сил и прошлого опыта, наличие воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива.

Структура технологии развития творческого потенциала личности :

Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);

Контроль качества выполнения творческой деятельности.

Выявление соответствия полученных результатов запланированным.

Цель деятельности в рамках проектной линии: стимулирование и инициация собственного творчества школьников, предоставление им для этого многообразных форм и возможностей, расширение внутреннего партнерства.

Реализация технологий воспитывающей и развивающей деятельности;

создание отношений партнерства и сотрудничества в ходе подготовки и проведения мероприятий; поддержка творчески активных учащихся.

- создание образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию инициативной, социально-ответственной личности;

- развитие познавательной активности, творческих возможностей учащихся; организаторских и коммуникативных умений.

Содержание и формы работы - организация фестивалей и конкурсов творческой направленности:

- посвящение в старшеклассники,

- новогодний мюзикл для младших школьников,

- литературно-музыкальные композиции ко Дню защитника Отечества

Оценка результативности работы:

Уровень мотивации школьников

Вовлеченность в подготовку и проведение мероприятий. Усиление социальных мотивов и познавательного интереса

Обратная связь с участниками мероприятий. Диагностика мотивационной сферы.

Наличие ценностных ориентиров

Атмосфера в классе и школе.

Повышение культуры межличностных отношений.

Наблюдение учителей за межличностными отношениями. Анкетирование

Развитие творчес-кого потенциала

Охват детей, участвующих в творческих конкурсах, мероприятиях.

Статистический анализ результатов мероприятий.

Цель: создание условий для получения социального опыта, навыка социальной компетентности, умственного и нравственного воспитания.

Прогнозируемые результаты: организации социальной волонтерской деятельности, разработка и реализация социальных проектов.

Условия решения задачи - умелое использование мотивации, побуждающей учащихся к социальному творчеству:

Содержание и формы работы. Объектами социальной практики выступают следующие формы общественно значимой деятельности: участие в волонтерских движениях, практическая работа в общественных объединениях, участие в работе групп, занимающихся социальным проектированием.

А) организационно-деятельностные игры, акции направленные на информирование школьников о возможностях организации своей жизни в обществе (труд, карьера, толерантность, права человека, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и т.д.).

Это ряд событий, объединенных темой пропаганды привлекательности своего региона среди сверстников и совместной деятельностью детей и взрослых, направленных на участие в решении социальных проблем региона. Задания Акции пробуждают интерес к социально-значимой работе, развивают инициативу, способствуют формированию у подростков активной социальной позиции. Акция проходит в течении года и охватывает учащихся 7 - 10 классов.

Идея акции - человек начинает ценить и уважать малую Родину, когда знает ее культуру, понимает ее место и значимость в мире, знаком с достижениями жителей региона, задумывается над решением его проблем.

Содержание акции. Акция начинается с ее презентации, вручения пояснительных листовок и состоит из четырех ярких нестандартных событий.

Дело №1. Персональный письменный опрос

Участники готовят информацию о родном крае для послания в космос братьям по разуму. Задача - рассказать о нашей республике как можно интереснее, показать все своеобразие региона и ее граждан. Рассказ должен быть интересным и продемонстрировать предметы гордости своей республики .

Акция носит соревновательный характер. Каждый участник стремится набрать большее количество баллов, чтобы пройти в следующий этап. Результативность оценивается по количественным и качественным показателям, отклику педагогов, родителей. Проверка результатов осуществляется через проведение итогового тест-опроса участников.

В ходе акции ребята осваивают социально-ориентированные умения, получают возможность проявить свои лидерские способности. Содержание дел акции создает мотивацию на принятие активной социальной роли.

Данные акции явились необходимым средством освоении технологий формирования и развития социальной активности подростков, помогли разглядеть социально одаренных детей, - проявивших высокую увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности.

б) Волонтерская практика

Реализация технологии социального воспитания учащихся - социального проектирования позволила создать условия для социальных проб личности, социально-значимой деятельности. Добровольческая деятельность как форма социального служения направлена на бескорыстное оказание социально значимых услуг, способствует личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность (добровольцев).

В) Совершенствование системы школьного самоуправления

Опыт самоуправления последних лет в школе-интернате показал, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то даёт сбой, не выполняет тех функций, которые на неё возложены. На мой взгляд, проблемы заключаются в следующем: иногда педагоги оказываются не готовыми к сотрудничеству с учащимися, отсюда фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников. К организации самоуправления оказались не готовы и учащиеся, которые не спешили брать определённую ответственность.

Условия решения задачи . Самоуправление будет актуальным и важным, если школьная жизнь построена так, что замирание деятельности любого его органа сейчас же отражается на работе учреждения и ощущается коллективом как недостаток. Важно, чтобы каждое его решение было выполнено.

Содержание заключается в реализации механизма моделирования процесса развития ученического самоуправления. Мы произвели изменения в структуре и функционале школьного самоуправления.

Старая модель самоуправления

реальная включенность учащихся в осмысление своего социокультурного окружения, его преобразование;

более высокая творческая атмосфера в детском и учительском коллективах.

Г) Школьная детская газета - школа социальной активности

Условием решения задачи развития социального опыта учащихся является максимальное использование школьных СМИ: радио, газеты, стенгазет в формировании социальной активности.


-Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся МАОУ СОШ № 78.

Содействие формированию и наиболее полному развитию образованной, нравственной личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в социуме


Способствовать развитию личности школьника, с позитивным отношением к себе, способного на основе общепринятой системы ценностей вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;

Развивать систему отношений в классном коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

Создать условия для индивидуальной и коллективной созидательной деятельности и творчества как важного способа развития социолизированности учащихся;

Способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;

Расширить круг социальных партнеров для получения возможности практически осваивать действия, ведущих к овладению социальными отношениями;


1. Принцип гуманистической ориентации воспитания

2. Принцип социальной адекватности воспитания

3. Принцип интеграции и дифференциации

4. Принцип эвристической среды

5. Принцип успешности.

6. Принцип выбора.

7. Принцип доверия и поддержки.



Повышение уровня социальной комфортности в классном коллективе;

Формирование ученика нового поколения – САМОстоятельного, и САМОдеятельного, понявшего своюСАМОценность, достигшего САМОопределеня и САМОутверждения путём САМОразвития и Самореализации отвечающим требованиям времени

приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе

получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

высокая степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива у обучающихся и их родителей.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Именно на воспитание сегодня делает аспект наше государство, привлекая внимание на острейшую необходимость создания в школе таких условий, которые способствовали бы формированию жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации. Лишь при максимальной возможности самореализации в интересующих его сферах деятельности подросток сможет получить возможность раскрыть весь потенциал. И только тогда мы получим возможность воспитать современного, образованного, самодостаточного, креативного, способного к межкультурному взаимодействию, обладающего необходимыми патриотическими и духовными качествами молодого человека.

Воспитание – это наука быть взрослым. Воспитание детей – это система передачи новому, потенциально более развитому поколению устремлений к добру и поиска смысла жизни. Воспитание должно заключаться в приведении подростка, ребенка к тому, чтобы он сам, сознательно, своими силами, своим решением и свободным выбором достиг результата. Правильно построенная система воспитания должна передавать не старые, уже не работающие стереотипы поведения, а новые формы и методы. При этом она должна быть динамичной. А значит, в современных условиях, необходимо также самовоспитываться и взрослым в том числе, прежде чем браться за воспитание детей.

В последние годы акцент в воспитательной практике смещается в сторону поддержки процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития личности. Социализация ребенка – это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека. Успешность его протекания зависит от двух условий:

во-первых, от обеспечения включенности молодых людей в реальные социальные отношения;

во-вторых, самореализация детей в процессе социального взаимодействия.

В федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и процесс развития личности, принятии духовно – нравственных, социальных и семейных ценностей. Основной задачей современной школы - помочь ребёнку реализовать свои возможности, способствовать его развитию, создавать условия для его самодвижения.

Одной из значительных проблем в воспитании как педагогического компонента социализации ребенка является свобода личности в коллективе, ее самореализация и автономия. Перед педагогами возникает необходимость создания такой среды в классе, при которой бы благоприятно смогли осознать самого себя и самореализоваться каждый ребенок. Только встречая общественное признание имеющихся у него достоинств, получая поддержку своих взглядов, планов, намерений, ребенок учится отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию, получает опыт нравственных и деловых отношений, а значит проходит процесс социализации.

В своей воспитательной работе я ориентируюсь на педагогические труды ярославских и калининградских ученых – М.И.Рожкова, Л.В.Байбородова, В.Б.Успенского, которые занимались именно этим аспектом воспитания.


В настоящий момент в МАОУ СОШ № 78 г. Челябинска созданы необходимые условия по развитию самостоятельности обучающихся, развития их социальной активности и ученического самоуправления, а так же приобретение подростком качеств активной и созидательной личности. К подростковому периоду дети поднимаются на более высокую ступень физического и психологического развития. Происходят существенные изменения в познавательной деятельности, в развитии их способностей, творческой активности. Они взрослеют не только физически, но и умственно, нравственно. В связи с этим меняется и состояние нервной системы. Психологи отмечают у детей этого возраста появление желания и стремления научиться управлять собой, познать себя, у них свой подход к области человеческих отношений. Главное - это проблема самоуважения, самооценки, личностного самоопределения. Возникают новые чувства и переживания, появляются новые критерии оценки других людей. В этот период подростки сосредоточены на себе максимально.


ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Стержневая идея Программы - социализация ребенка, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в накоплении им опыта социально значимого действия и в развитии его социально значимых отношений.

Данная программа представляет собой скоординированную поэтапную программу действий, направленную на организацию такого воспитательного воздействия, которое позволит обеспечить процесс проектирования социализации отдельного учащегося, а так же эффективного использования возможностей детского коллектива на формирующуюся личность.

Как возникла идея данной программы?


С 5-го класса ведется кропотливая работа о приобщении учащихся к культуре, за счет посещения музеев, выставок, театра, библиотечных занятий, любят совместные экскурсии и поездки. Ребята и родители класса тоже понимают важность внеурочной деятельности, поэтому обучающиеся класса посещают данные мероприятия почти полным составом.

Для организации внеурочной работы были созданы органы самоуправления – мэрия города. По желанию, а также по личным качествам были выбраны активные ребята, к которым подобрались группы помощников. В классе хороший уровень самоуправления для данного возраста. Они инициативны, берутся за многие дела, хотя (в силу своего возраста) не все доводят дело до конца.


В социальном плане следует отметить, что большинство родителей в классе – это полные семьи, хотя есть и матери, которые воспитывают детей одни (3 семьи) (см. Приложение №2, с.56.). Причем несколько детей перенесли психологическую травму именно в подростковом возрасте – разводы родителей (2 человека). Данные ребята очень замкнуты, сложно идут на контакт. Это тоже наложило свой отпечаток на взаимоотношения в коллективе. Но в целом дети все яркие, эмоциональные, с которыми приятно работать. В результате возникает возможность так планировать свою работу, что каждый ребенок получает возможность развиваться в коллективе класса.

Поддержкой классному руководителю стали взаимоотношения с родителями класса. В большинстве своем родители принесли из начального звена позицию, что классный руководитель - это человек, который может дать компетентную помощь в воспитании ребенка, который всегда поддержит ребенка и поможет его саморазвитию . Поэтому взаимоотношения с классным руководителем строятся у родителей класса в рамках союзничества и партнерства. За исключением небольшого процента родителей, которые сложно идут на контакт, характеризуются гиперопекой своих детей, не давая им, таким образом, свободы развиваться как личности. В результате у детей подобных родителей очень много комплексов, они оторваны от класса.

Предлагаемая программа является практико-ориентированной. Каждый учебный год реализуется одно системообразующее направление воспитательной деятельности, которое аккумулирует все другие. Каждый ученик проходит движение по лестнице личностного развития.

Читайте также: