Разработайте один из школьных проектов с учетом содержания программы естествознания начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

В этом учебном году в лаборатории запланировано два вида работ:

1. Описание уроков (занятий)

1.1. Разработка, проведение и описание уроков (занятий) по курсу «Загадки природы".

2. Отзывы на уроки и занятия коллег из других школ

Формат отзыва:

1. Выделение, с точки зрения рецензента, эффективных форм организации работы с детьми;

2. Собственные идеи, возникшие по поводу проведенного урока [занятия];

3. Дефициты описания урока [занятия];

4. Яркие впечатления от работы детей

(отзывы можно публиковать отдельными файлами, либо как ответ на публикацию коллег)

Цель лаборатории: объединение усилий учителей по разработке учебных ситуаций, позволяющих младшим школьникам освоить позицию исследователей в области естествознания.

Решаемые задачи:
– обновление УМК для урочной и внеурочной деятельности по естествознанию;
– проектирование, проведение, общественная экспертиза уроков, занятий на материале естествознания в логике деятельностного подхода.

Участники лаборатории: Учителя начальной школы, методисты.

Основные продукты деятельности:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна- а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редисок, помидоров, морковок.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него- оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит -глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что не обхватишь.[1]

Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? Это почва. Почему только в почве могут вырасти растения? И почему сейчас так много говорят о том, что ее нужно сберечь?

Мы поставили перед собой цель исследований:

Изучить происхождение, состав и свойства почвы.

Доказать необходимость её охраны.

Задачи :1.Изучить теорию вопроса в литературных источниках.

2.Провести эксперименты, доказывающие происхождение, состав и свойства почвы.

3.Изучить особенности почв Казахстана.

4.Рассмотреть вопросы охраны почв. Предложить меры по восстановлению почв.

5.Сформулировать выводы. Оформить презентацию проекта.

Методы : 1. Анализ литературы

Объект исследований : почва

Предмет исследований : состав и свойства почвы.

Гипотеза : Почва- уникальное природное богатство, необходимое всем живым организмам. Она обладает множеством удивительных свойств.

Учёные утверждают, что горные породы постоянно разрушаются. Этот процесс называется выветриванием или эрозией. При разрушении горных пород образуются более мелкие: щебень, песок, глина. Почему камни разрушаются? Ведь они такие крепкие? [2]

Чтобы понять этот процесс проведём несколько экспериментов.

Возьмём монету. Проведём её через самодельные ворота, размер которых равен её диаметру. Монета свободно движется. А теперь её нагреем в пламени и снова пропустим через ворота. Не проходит! (рис. 1)

Рис.1 Опыт с монетой

Вывод : твёрдые тела при нагревании расширяются.

Далее наблюдаем- монета остыла и снова стала проходить между гвоздиками.

Вывод : при охлаждении твёрдые тела сжимаются. Вот так и в природе.

Камни- это твёрдые тела. В природе в тёплые солнечные дни камни, скалы нагреваются, а по ночам остывают. При этом они то расширяются, то остывают. При этом они то расширяются, то сжимаются. Причём в одних местах они нагреваются больше, а в других- меньше. Значит, расширяются и сжимаются камни неравномерно. Поэтому постепенно в них образуются трещины. [3]

Убедимся в этом!

hello_html_m259372ff.jpg
hello_html_64a75222.jpg
hello_html_m503bf2f3.jpg

Рис. 2 Разрушение гранита

Вывод: Тепло солнца, неодинаковый нагрев- причина процесса выветривания.

Возникли трещины. А дальше? В трещины попадает вода. Что с ней происходит зимой? Она замерзает и расширяется. [5]

Чтобы в этом убедиться,мы наполнили стеклянную бутылку водой и поместили в морозилку. Вода замерзла и разломила стекло, ей стало тесно.(рис.3)

hello_html_fb02f4d.jpg

Рис.3 Сильная вода

Значит и в природе лёд с огромной силой давит на стенки трещин, ещё больше раздвигает их.

Посмотрим на горы. Что мы видим? На них растут растения. А как они там оказались? В трещины скал ветер заносит семена растений. В результате среди камней вырастают пучки трав, кусты и даже деревья. Корни их, разрастаясь ещё больше расширяют трещины, тем самым разрушают камни. Сильный ветер тоже помогает разрушать камни.

Потоки воды после дождя, при таянии снега подхватывают камни и камешки, перекатывают их, переносят их с одного места на другое, перетирают друг о друга, измельчают. И постепенно превращаются в песок и глину.[6]

В пойме реки Громотуха таким образом появились огромные валуны (крупные округлые камни), галька, песок и глина.(рис.4)

hello_html_2c0fd1f5.jpg

Рис.4 Река Громотуха

Измельченная горная порода – это начало образования почвы. А дальше?

Ученые говорят, что основная роль в образовании почв принадлежит растениям. Отмершие части растений под действием микроорганизмов превращаются в перегной –гумус.Немалую роль играет и животный мир: дождевыечерви, личинки, насекомые, кроты и другие… Они рыхлят почву и тем самым создают возможность для проникновения воздуха, воды.[8]

Итак, мы выяснили, что почва состоит из минеральных частиц, воды, воздуха и перегноя(гумуса).

Мы провели ряд экспериментов для изучения состава и свойств почв.

Результаты наших исследований:

Почва между 2-мя листами фильтровальной

На бумаге осталось влажное пятно

hello_html_m2e40f0b4.jpg

В почве есть вода

В стакан с водой разбавим почву и размешаем

На дне осадок-песок и глина, на поверхности-остатки растений и животных

hello_html_2632772.jpg

В почве есть песок и глина, остатки растений и животных

Из стакана с водой, где долго находилась почва возьмем воду и нагреем

hello_html_m6564405.jpg

В почве есть соли. Они образуются под действием микробов.

Мы заинтересовались, как много может находиться соли в почве? Не вредит ли это растениям? Есть ли такая проблема в Казахстане?

Из литературных источников мы узнали, что в Казахстане почвы разные: чернозёмные, каштановые, бурые, серо-бурые, серые лесные.[9]

Самыми плодородными почвами являются черноземные, в них много гумуса.

Но есть большая проблема: почти половина почв непригодны для использования. В почвах пустынь мало перегноя и много солей. Такие почвы безжизненны, и только некоторые виды растений приспособлены к обитанию на засоленных почвах. Это растения – галофиты. (Рис.4) [5]

hello_html_6c6a64e9.jpg
hello_html_309b2f9c.jpg

Ежовник членистыйШведка (сведа) египетская

hello_html_m6c9f03c2.jpg
hello_html_461716fb.jpg

Cолянкадеревцевидная (боялычдеревцевидный) Солерос

Они способны регулировать содержание солей и выделять соль через листья и стебли.

Ученые уверены, что выращивание таких растений спасет почвы от засоления. А на смену им придут другие виды, которые улучшат состояние почв.

Возможен ли сад на засоленном участке почвы?

Мы предлагаем свое маленькое решение проблемы.

hello_html_m5c91bcff.jpg

Вывод: подобная технология: верхний плодородный слой, надёжный дренаж и обильный полив помогут вырастить сад в пустыне.

Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает её мёртвой. Даже вы не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры. Тревожные факты: за год в наших лесах нарастает слой почвы всего в 2-3 мм. А сгорает он за несколько минут. Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу- за 226 тысяч лет, а там, где нет растений – за 15лет. Сильные ветры способны унести слой почвы, толщиной 15 см. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до тысячи лет.[11]

Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден заботится о ней. Что делают люди?

Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает её, вносит удобрения, поливает ( а где необходимо – осушает). Для того, чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.

Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Данный проект посвящен раскрытию вопроса в сфере охраны и восстановления водных ресурсов, решению сохранения водного биоразнообразия сельских водоемов, исследование корреляций водных факторов. В данной работе представлена исследовательская и практическая деятельность учащихся, направленная на обустройство и очистку водоемов, развитие социальной активности, воспитание ответственности за экологическое благополучие окружающей среды. Проект может быть полезен всем, кто заинтересован в защите окружающей среды своего села.


Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.ФГОС нового поколения требует использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа.А данной программе для 1 класса образовательной школы реализованы актуальные подходы:компетентностный,личностно-ориентированный и деятельностный.Мы пытались создать условия для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности, получение социального опыта.Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического.

Содержимое разработки

тематическая программа внеурочной деятельности

Конкурсная работа

ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возрастная группа : 1 класс общеобразовательной школы

Выполнила: учитель начальных классов

МОУ СОШ № 20 г.Твери

Луценко Марина Евгеньевна

ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пояснительная записка.

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса на 1 год. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации образовательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.

Задачи программы:

Формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения;

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать решения;

Формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.

1. Знакомство обучающихся с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить детям широкий их выбор, но и подсказать, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч.

Возможные экскурсии: экскурсии в музеи, на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека.

При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого.

Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в первом классе состоит из 5 модулей, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.

Этапы работы над проектом

Характеристика видов деятельности

Моделирование искомой ситуации

Анализ имеющейся информации

Определение и анализ проблем

Определение потребности в информации

Сбор и изучение информации

Постановка цели проекта

Определение способа разрешения проблемы

Составление плана реализации проекта

Сбор и изучение информации

Выполнение плана работ

Предварительная оценка продукта

Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

Анализ результатов выполнения проекта

Структура курса состоит из двух блоков: теоретического и практического. При изучении первого блока обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в первом классе включает в себя 5 разделов: 5 проектов.

Читайте также: