Растения парков и скверов план урока 1 класс

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Разнообразие родного края. Что растёт в нашем парке? Я буду загадывать загадки а вы отгадывать Какие же деревья в нашем парке?" — Транскрипт:

1 Разнообразие родного края

2 Что растёт в нашем парке? Я буду загадывать загадки а вы отгадывать Какие же деревья в нашем парке?

3 Зелена, а не луг, Бела, а не снег. Кудрява, а не голова..

5 Листик на ладонь похож, осенью красив, пригож. Каждый в дерево влюблён, потому что это.

7 Все в покое, замер ветер И деревья все молчат. Нет, не все еще - у этих Листья тихо шелестят.

9 2 это кустарники

10 Ягода полезная, Каротином ценная, В сентябре срывают, Колючки избегают!

12 Возле дома куст растёт, Белым цветом он цветёт – Будут ягоды на нём, Осенью их соберём. Хоть на вкус и не малина, А полезная.

15 Весной я солнечный цветок Горит в траве мой огонек, А летом шарик я пушистый Лишь только дунет ветерок- пускаю вдаль парашютистов, Оставив голый стебелек.

17 Белые горошки на зелёной ножке

18 Ландыш, который занесён в красную книгу Ландыш, который занесён в красную книгу

19 Как прекрасна королева – королева всех цветов! Но на стебле справа, слева – ну, везде полно шипов! Наклонять цветок не буду – полюбуюсь им отсюда!

20 чайная роза чайная роза

21 Лёг пластом у дороги, Разметал руки, ноги; Его бьют сапогом, Его мнут колесом – Ему нипочём.

23 Кто же водится в парке?

24 Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы?

26 Очень мирные мы змеи, Любим жить в лесах у рек. Яда вовсе не имеем И не знались с ним во век.

28 Не селёдка, не верёвка, По воде плывёт же ловко. Хоть без ног, и по земле Проскользнёт, шипя во мгле

30 А кто водиться в реке Пьяна? А кто водиться в реке Пьяна?

31 Сейчас узнаем по загадкам

32 Любим жить в прозрачных водах, Каждый день в урочный час Возле берега охотно Рыбоводы кормят нас.

ЦЕЛИ:

  • дать обучающимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширять знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц;
  • показать их связь с неживой природой;обобщить знания детей о характерных признаках осени;
  • формировать элементарную эрудицию ребёнка, его общую культуру, нравственные эстетические чувства;
  • развивать речь, внимание, память, наблюдательность, сообразительность;
  • воспитывать эмоционально положительный взгляд на мир, любовь к природе,бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Введение в тему. Актуализация знаний.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы. Слайд №2,3

Вы прослушали музыку композитора Вивальди, стихотворение. Какое настроение у вас вызвало это музыкальное произведение? Почему?

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать по лесу вместе с самым красивым временем года. А какое это время года?

Об осени писали поэты, сочиняли музыку композиторы, а художники рисовали картины Слайд №4, 5,6

3. Работа по теме урока.

Назовите признаки осени. Вспомните, как называются осенние месяцы?

- В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берёз и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась опускается на землю.

По утрам стелются по лесным полянам и речным лугам белые влажные туманы.

В сентябре нередки дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

Что происходит с жизнью растений, животных, мы с вами понаблюдаем в парке. Мы будем не просто путешествовать по этому дому, а будем наблюдать за осенними изменениями в природе Но прежде, чем мы отправимся, познакомимся с планом экскурсии и правилами поведения.

4. Экскурсия в парк.

а) Осенние изменения в жизни растений.

Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют окраску и опадают)

- Остановитесь на минутку, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в парке. Слышите шорох, - это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.

И.Бунин, наблюдая осенний лес, был поражён его красотою. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.

- С чем сравнивает лес И.Бунин? Почему?

Посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие самые последние? Какие деревья не сбрасывают листву?

Вывод: С понижением температуры воздуха изменение окраски деревьев идёт всё интенсивнее. Быстрее идёт и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

- Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?(ответы детей)

Вывод: Сбрасывая листву, растения спасаются от физиологической засухи, т.к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с тем и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий: ветви бы ломались от снега.

- Какие лиственные деревья вы видите в парке? (Ответы детей)

- Назовите хвойные деревья .Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год? (Ответы детей)

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных растений. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз (Рассматривают на деревьях). Поэтому даже небольшие массы снега легко соскальзывают.

Кто знает, почему это дерево назвали лиственницей?( Хвоинки дерева желтеют и опадают осенью точно так же как листья берёзы, клёна, и других деревьев.)

б) Исследовательская работа. Сбор листьев для гербария.

(Класс делится на группы. Каждой группе – карточка с а сама заданием.)

1) Собрать опавшие листья растений – берёзы, дуба, липы, клёна.

Определить их окраску.

2) Пронаблюдать, как изменился внешний вид деревьев, кустарников и травянистых растений.

3) Установить, с каких деревьев и кустарников начали опадать листья.

4) Определить, вид каких деревьев и кустарников не изменился по сравнению с летом?

5) Установить, на каких деревьях, кустарниках, травах созрели плоды и семена. Установить, на каких растениях плодов уже нет.

6) Найти в окраске листьев сходство и различие. Отложить отдельно: зелёные листья, красные, жёлтые. Назвать растения, с которых они опали.

г) Осенние изменения в жизни животных.

- Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?

- А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

У насекомых температура тела не постоянная. Она изменяется в соответствии с изменением её окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинок или куколки.

- Обратите внимание, много ли в парке птиц? Чем питаются птицы?

Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях становится мало плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм.

- Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут?

Синицы, воробьи, вороны перебираются поближе к жилью человека, т.к. здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Для птиц, оставшихся на зиму, уже сейчас надо делать кормушки, готовить корм.

5. Итог экскурсии.

- Что нового вы узнали на экскурсии?

- Понравилась ли вам экскурсия? Чем именно?

В заключение мне хочется сказать об охране лесов. Каждую минуту на Земле люди вырубают примерно 20 га леса. Может случиться так, что в недалёком будущем на Земле совсем не останется лесов. Поэтому давайте будем охранять леса.

-Оцените свою работу на уроке. (Рефлексия “Смайлик”)

-Урок окончен. До свидания!

1. Учебник А.А. Плешаков Окружающий мир 1 класс Школа России. Москва. Просвещение. 2016.

2. Рабочая тетрадь А.А. Плешаков Окружающий мир 1 класс Школа России. Москва. Просвещение. 2016.

3.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать представления о разнообразии животных парка

Личностные: замечать и ценить природу; осознавать любовь к родному городу, желание сохранить его красоту.

Регулятивные: осуществлять оценку результатов деятельности, постановку учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном.

Познавательные: ознакомление с животными парка; анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением отличительных признаков, определение, что природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

Коммуникативные: уметь соблюдать правила поведения в парках и скверах города, чтобы не нарушить жизнь животных; принимать инициативное сотрудничество во взаимодействии с партнером

- Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2011 (ТПО)

- Приложения 1, 2, 3.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(метапредметные)

Мотивация к учебной деятельности

(3 минуты)

Актуализация знаний

( 5 мин)

Ребята, а кто из вас любит ходить на экскурсию?

А кто из вас может объяснить значение слова экскурсия?

Слайд 2 В Толковом словаре Ожегова значение слова истолковано так - коллективная поездка (прежде также индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.

На прошлом уроке мы с вами побывали в ботаническом саду. Так как у нас в городе нет ботанического сада, мы с вами совершили заочную экскурсию. О каком растении вы узнали и готовы рассказать об этом в классе?

Заслушиваются рассказы детей (если не готовы, то, что запомнилось наиболее)

Рефлексия результатов деятельности (Познавательные УУД).

Создание учебной ситуации

( 7 минут)

Сегодня на уроке мы отправимся на заочную экскурсию в одно интересное место. Хотите узнать куда? Тогда я предлагаю вам расшифровать слово. Задание на слайде №3

17, 1, 18, 12 (Код – русский алфавит)

- А кто из вас знает, что такое парк?

Слайд 4.

_ - Парк - участок земли для прогулок, отдыха, игр

с естественной или посаженной растительностью, аллеями, водоемами. (на слайде несколько фото парков)

- А у нас в городе есть парк?

Слайд 5.

Открытие нового знания

( 10 минут)

Слайд 6.

- Что можно увидеть в парке?

- А как вы думаете, может ли в парке кто-нибудь жить? Обсудите свои предположения в паре.

- Какая же цель нашего урока?

Тему урока я пишу на доске. Кто живет в парке.

Что вы выяснили, поработав в паре?

Я ваши ответы записываю на доске в столбик.

На какие группы можно записать все перечисленное? (Если дети не называют рыб, то говорю, что же они пропустили и объясняю, что в парках могут быть пруды, водоемы, маленькие речки)

Я ваши ответы записываю во второй столбик. А теперь проведите классификацию к каждой группе при помощи стрелок. Приглашаю 4 учеников к доске.

Слайд 7.

Назовите основные признаки каждой группы животных: насекомые — имеют 6 ног; рыбы — чешую; птицы — перья; звери — шерсть.)

Ответы детей (деревья, дорожки, люди, качели и.т.д.)

Узнать, кто живет в парке

(птицы, пчелы и т.д.)

Насекомые, птицы, звери, рыбы

Выдвигать гипотезы и их обосновывать (Познавательные УУД).

Классификация, анализ с целью выделения существенных признаков

Применение нового знания

(10 минут)

- Физминутка. (Слайд 8) Сейчас я вам буду загадывать загадки. Если это птица – то вы будете показывать как она летает, если насекомое – то как жужжит, если рыба- -то как плавает, если зверь, то как прыгает. Итак, встали. Будьте внимательны!

1. Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

2. Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)

3. С хвостом, а не зверь,
с перьями, а не птица. (Рыба)

4. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

5. Я по дереву стучу,
червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой! (Дятел)

Ход подземный строит

Роет, строит ловко

Спальню и кладовку (Крот)

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)

7. Всю ночь летает
- мышей добывает.
А станет светло
- спать летит в дупло. (Сова)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Прочитайте задание № 1 на с. 18. Каких насекомых вы ещё знаете?

- Каких других насекомых вы знаете?

Выполните задание № 2 на с. 18.

Каких птиц вы видели? А каких на рисунке нет?

- А кому из вас нравиться бывать в нашем парке?

- Что нужно делать, чтобы в парке было красиво?

- Правильно, нужно соблюдать правила поведения. Какие правила знаете вы? Как вы сможете сохранить красоту парка? (можно использовать Приложение 1) (Слайд 9)

Вот мы с вами правила назвали, а их можно нарисовать. Ребята из другого класса нарисовали вот такие плакаты. Что они обозначают? (Приложение 2) (Слайд 10)

Дома, кто хочет, тоже нарисуйте плакаты, а мы их на следующем уроке разберем.

(Слайд 11)

2015 год в Республике Татарстан объявлен Годом парков и Скверов. Давайте и мы с вами тоже примем активное участие. (Вывешивается эмблема. Приложение 3)

- Можно отдыхать, играть и т.д.

Ответы детей ( Не кричать. Не мусорить и т.д.)

Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном (Регулятивные УУД).

ценить природу; осознавать любовь к родному городу, желание сохранить его красоту (Личностные УУД):

Уметь соблюдать правила поведения в парках и скверах города, чтобы не нарушить жизнь животных (Коммуникативные УУД)

Рефлексия

(5 минут)

- Какова была цель нашего урока?

- Мы узнали, кто живет в парке?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Какое задание вызвало затруднение?

(Слайд 13)

- Узнать, кто живет в парке

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Приложение 1

Правила поведения в парке

1. В парке ходи по тропинкам и дорожкам. Помни: в траве и в подстилке обитает много маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того, от ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие растения.

2. Не шуми. Крик и громкая музыка пугают лесных обитателей, и они могут покинуть свои жилища.

3. Не рви цветы. Сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян — не будет и цветущих растений.

4. Не лови бабочек. Они украшают природу и опыляют растения. Помни: бабочку погубить легко, достаточно подержать ее в руке, и с ее крылышек опадут чешуйки, она не сможет больше летать.

5. Не разрушай муравейники. Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи — са­нитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вре­дителям.

6. Не трогай птичьи гнезда. Если увидел гнездо с яйцами или птенца­ми, то постарайся тихо уйти. Помни: потревоженные птицы могут покинуть гнездо, а примятая трава или сломанная ветка сделают его заметным для хищников.

7. Не рви паутину, лучше понаблюдай, как паук охотится.

8. Не разжигай костер. Пожар в считанные часы может все погу­бить.

9. Не оставляй мусор. Помни: это дом для животных, в нем должно быть чисто.

10. Будем стараться узнавать названия животных, наблюдать за ними, замечать их повадки, чтобы заботиться о животных.

Педагогические цели: способствовать формированию у учащихся общего представления о парке; содействовать формированию представлений о разнообразии растений и животных парка, некоторых признаках их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи; создать условия поведения в парке; содействовать развитию чувства прекрасного.

Оценить 654 0

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Солигаличского муниципального района Костромской области

Урок окружающего мира во 2 классе

Федорова Светлана Викторовна

учитель начальных классов

Педагогические цели: способствовать формированию у учащихся общего представления о парке; содействовать формированию представлений о разнообразии растений и животных парка, некоторых признаках их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи; создать условия поведения в парке; содействовать развитию чувства прекрасного.

Планируемые результаты образования:

Предметные: проводят самостоятельные наблюдения в природе; дают характеристику погоды по результатам наблюдений; приводят примеры растений и животных парка; выполняют правила поведения в природе; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.

Личностные: оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; оценивают красоту окружающей природы.

Метапредметные:

Регулятивные: следуют при выполнении заданий инструкциям учителя, проводят наблюдения по предложенному плану; развивают и тренируют свою наблюдательность; фиксируют результаты наблюдений.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.

Мотивирование к учебной деятельности.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии.

- Вспомните правила поведения на экскурсии.

3. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы отправимся на экскурсию в парк, чтобы ознакомиться с разнообразием растений и животных парка, признаками их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.

4. Открытие нового знания.

а) Исследовательская деятельность в группах.

1-я группа. Наблюдение за неживой природой по плану:

а) характеристика погодных условий:

- тепло сегодня или холодно;

- есть ли ветер, осадки.

б) характеристика общего вида парка

- очертания вершин деревьев.

в) характеристика условий жизни в парке.

- количество света, тепла, влаги в сравнении с открытой местностью.

2-я группа. Наблюдение за растениями парка по плану.

Дерево, кустарник или травянистое растение?

Как выглядит стебель? Какой он на ощупь?

Какой размер, окраску имеют листья?

Есть ли у растения цветки? Каковы их размер, форма и окраска? Имеют ли цветки запах?

Есть ли у растений плоды? Как они выглядят?

3-я группа. Наблюдение за животными парка по плану.

К какой группе относится?

Какой размер, форму и окраску имеет животное? Чем покрыто его тело?

Как передвигается животное? Что помогает ему передвигаться?

Чем питается животное? Как оно добывает пищу?

Издает ли животное звуки? Какие?

б) Отчет групп.

5. Первичное закрепление.

* Беседа о преобладающих видах растений в парке.

- Все растения так или иначе влияют на окружающую среду. Самое большое воздействие на неё оказывают деревья. Они создают определенный световой режим, влияют на температуру воздуха и влажность почвы. Так, кроны сосен хорошо пропускают свет, поэтому летом в сосновом парке много света, достаточно сухо и тепло. Ель же наоборот, создает сильное затенение, поэтому в еловом парке света мало, прохладно и влажно. Разным растениям для жизни требуется разное количество света, тепла и влаги. Одни из них светолюбивые, то есть хорошо растут, когда много света. При этом они обычно не нуждаются в большом количестве влаги, часто даже являются засухоустойчивыми. Другие, наоборот хорошо растут в тени, а оказавшись на открытых участках, например из-за вырубки леса, могут погибнуть. Самыми теневыносливыми являются травянистые растения еловых парков. Они же требуют больше влаги, чем многие другие. Есть в парках растения, которые нуждаются в большом количестве тепла, поэтому хорошо растут, когда окружены другими растениями.

* Беседа о тесной связи животных с растениями.

- Среди растений, животные добывают пищу, скрываются от врагов, устраивают жилище, выращивают потомство.

* Беседа о грибах и правилах их сбора.

* Беседа об охране природы.

6. Самостоятельная работа.

Сбор природных материалов (листья, плоды)

- Плоды и листья каких деревьев вы собрали?

7. Включение нового знания в систему знаний.

Подведение итогов экскурсии.

8. Рефлексия.

- Какую задачу ставили на урок?

- Удалось ли её решить?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо работать?

Домашнее задание: Обвести контуры собранных листьев, раскрасить их и подписать название деревьев или кустарников, с которых они собраны.

Читайте также: