Кто такой мефистофель в фаусте краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Господь и Мефистофель заключают пари на Генриха Фауста: соблазнится ли он земными удовольствиями, откажется ли ради них от научных изысканий? Доктор добился многого с божьей помощью, стал уважаемым человеком, но не удовлетворен своими достижениями. Мефистофель предстает перед ученым в образе схоласта. Они договариваются, что если Фауст пожелает остановить прекрасное мгновенье, то низвергнется в ад.

После заключения сделки оба пускаются в странствие, в ходе которого нечистый предоставил ученому власть и обширные возможности, однако это не приносит ему счастья: гибнут люди, сходит с ума возлюбленная.

Во второй части Фауст оказывается в античном мире, влюбляется в царицу Елену и работает на благо человечества. Перед лицом смерти он понимает, что главное в мире – не власть, деньги или любовь, а дело, полезное обществу.

  • Генрих Фауст – передовой человек своей эпохи, вошел в сделку с нечистым.
  • Мефистофель – искуситель, поспоривший со Всевышним на Фауста.
  • Маргарита – любовь Фауста, лишившаяся рассудка.

Посвящение

Автор с благодарностью вспоминает молодость, любимых и друзей, тех, чей круг был тесен, но с годами распался.

Театральное вступление

Оживленный разговор между Директором театра, Поэтом и Актером возник на почве обсуждения проблем творчества, значения искусства в жизни.

Пролог на небе

К Господу приходит Мефистофель и осуждает людей, которые были созданы разумными, но подвержены диким животным страстям. Господь интересуется у Мефистофеля, знает ли тот Фауста. Собеседник отвечает утвердительно и готов биться об заклад, что ввергнет его душу в пучину искушений. Господь принимает вызов, он уверен, что интуиция ученого не подведет, и тот выдержит испытания.

Часть первая

Фауст думает о том, каких высот в науке он добился. Его размышленья прерываются визитом ученика Вагнера. Они беседуют, в ходе разговора Фауст не сдерживает раздражения по поводу самонадеянности Вагнера, уверенного, что человеку все по плечу. После ухода ученика доктора осеняет мысль, что жизнь прожита напрасно. Он намеривается принять яд. Звуки набата и хоровое пение возвещают о рождении Спасителя. Тогда Фауст отказывается от самоубийства.

В толпе гуляющих Вагнера и Фауста окликает человек и благодарит доктора за содеянное добро, за то, что тот подсказал, как победить чуму. Неожиданно к наставнику и его ученику прибивается черный пудель.

Фауст решает оставить собаку у себя. Животное оборачивается Мефистофелем в образе студента. После философского разговора гость не может уйти из-за начертанной внутри жилища пентаграммы. Тогда мнимый студент усыпляет доктора и исчезает. Повторно визитер является в облачении богатого торговца, уговаривая Фауста покинуть дом и предаться различным утехам. Искуситель обещает поразить воображение Фауста. Если наслаждение захватит настолько, что захочется задержать это мгновенье, то нужно просто сказать об этом – и Фауст станет добычей дьявола. Сделка подписывается на бумаге и закрепляется кровью. Далее они отправляются летать на дьявольском плаще.

Оба странника затесываются в компанию гуляк, которым Мефистофель предлагает отведать вина. Один из них опрокидывает чашу, напиток проливается на землю и воспламеняется. Все понимают, что перед ними адское пламя и кидаются на Мефистофеля с ножами, но тот дурманит их сознание. Воспользовавшись моментом, Мефистофель и Фауст ретируются.

Путешественники попадают в логово ведьмы. Фауста не отпускают навязчивые мысли. Дьявол уверяет, что от грустных дум может отвлечь работа. По его просьбе ведьма варит для Фауста зелье, после приема которого он обретает молодость.

Фауст случайно встречает Маргариту и влюбляется в нее. Он умоляет Мефистофеля свести его с девушкой. Дьявол говорит, что она невинна, а потому у него нет над ней власти. Фауст заявляет, что если Мефистофель не устроит свидание, то он расторгнет договор.

Маргарите тоже приглянулся уличный незнакомец. Фауст и Мефистофель проникают в жилище девушки и оставляют шкатулку с драгоценностями в подарок.

Матушка Маргариты относит драгоценности в храм, поскольку догадывается об их нечистом происхождении. Фауст решает преподнести подарок Гретхен повторно.

Маргарита признается соседке Марте о новых дарах. Та рекомендует об этом не говорить матери. К Марте заявляется Мефистофель и приносит весть о смерти ее супруга. Марта требует документального подтверждения. Мефистофель заверяет, что вернется с другом, который подтвердит печальное известие. Заодно он просит Гретхен задержаться.

Наедине с Фаустом Маргарита рассказывает о себе, потом гадает на цветке. Доктор признается девушке о своих чувствах.

В дальнейшем Фауст избегает встреч с любимой. Мефистофель передает тому, как Маргарита тоскует.

Маргарита подозревает Мефистофеля в недобрых замыслах. Фауст передает Маргарите склянку со снотворным для усыпления матери, чтобы при следующей встрече им удалось бы побыть наедине подольше. От переизбытка лекарства женщина умирает.

Брат Маргариты застает влюбленных и намерен поквитаться с возлюбленным девушки, его берет досада, что та решилась на греховную связь. Во время поединка Фауст убивает соперника и покидает город.

Фауст и Мефистофель присутствуют на шабаше ведьм. Прогуливаясь среди костров и мифических персонажей, ученому привиделась тень обезглавленной Маргариты.

Фауст узнает, что Гретхен находится в тюрьме. Доктор просит Мефистофеля выручить ее. Мефистофель сначала отказывается, но затем соглашается усыпить надзирателя, а дальше Фауст должен действовать самостоятельно.

Доктор, очутившись в темнице, видит, что Маргарита как-то странно себя ведет. Он понимает, что девушка лишилась рассудка. Маргарита принимает возлюбленного за палача и просит отложить казнь до рассвета. Фауст объясняет, кто он. Девушка обрадована и одновременно бредит, прося доктора похоронить ее и погибших родственников. Перед смертью Маргарита касается в грехах, и Бог ее прощает.

Часть вторая

Акт первый

Мефистофель в личине шута предстает перед императором. Канцлер объявляет, что в казне пусто.

Дьявол помогает правителю обзавестись деньгами с помощью распространения среди подданных акций под залог золота в недрах.

Фауст в образе кудесника обещает императору показать Париса и Елену. Мефистофель передает Фаусту ключ, благодаря которому доктор может очутиться в античном мире.

Придворные ждут зрелища. Когда это происходит, Фауст влюбляется в красавицу Елену. Зрители видят сценку похищения девушки Парисом. Фауст пытается помешать этому, но духи героев исчезают.

Акт второй

Фауст находится у себя и слушает рассказ одного из студентов об успехах его научного последователя Вагнера.

Вагнер мечтает создать особого человека. Дьявол помогает Вагнеру, и из колбы зарождается Гомункул – существо с двойственной натурой.

Во время праздника Вальпургиевой ночи Фауст приходит в себя и отправляется на поиски Елены.

Акт третий

Елена узнает, что ее готовятся принести в жертву. Ключница помогает девушке, спрятав в замке Фауста.

Елену встречает сам владелец замка. Он отправляет войска на битву с царем Менелаем, а сам с Еленой скрывается в подземном мире. Через некоторое время у влюбленных появляется сын Эвфорион. Подросший мальчик одержим идеей достичь небес одним прыжком. Взобравшись на вершину скалы, Эвфорион прыгает и разбивается. Безутешная мать прощается с Фаустом и растворяется в воздухе. В руках мужчины остаются одежды Елены, которые становятся облаками, уносящими доктора прочь.

Акт четвертый

Фауст подплывает к скале и сетует на нехватку душевной чистоты. Вскоре туда же прилетает Мефистофель. Вместе они помогают императору вернуть престол, а в награду Фауст получает кусок побережья.

Акт пятый

К престарелым супругам приходит странник, которому они уже однажды помогли.

Фауст не в силах уговорить стариков покинуть берег моря, отныне принадлежащий ему одному. Мефистофель обещает решить это дело.

Дом супружеской пары сожжен, хозяева умерли, а их гость убит слугами. Фауст проклинает Мефистофеля, ведь ему хотелось все сделать по справедливости.

Мефистофель приказывает вырыть могилу для Фауста. Ослепший доктор слышит стук лопат и решает, что воплощается его мечта – ведется постройка плотины. Предвосхищая эту прекрасную картину, Фауст умирает.

Мефистофель ожидает, когда он сможет воспользоваться договором. Однако ангелы уносят бессмертную душу ученого на небо.


Место и время действия

События трагедии происходят в античности и в средневековье (XVI век) в Германии, в самых разных местах: небеса, кабинет Фауста, город, в котором живёт Фауст.

Главные герои

  • Генрих Фауст – доктор, разочаровавшийся в жизни и науке ученый. Заключил сделку с Мефистофелем.
  • Мефистофель – злой дух, дьявол, поспорил с Господом на то, что сможет заполучить душу Фауста.
  • Гретхен (Маргарита) – возлюбленная Фауста. Невинная девушка, которая из-за любви к Генриху случайно убила свою мать, а после, сойдя с ума, утопила свою дочь. Умерла в тюрьме.

Другие персонажи

  • Вагнер – ученик Фауста, создавший Гомункула.
  • Елена – древнегреческая героиня, возлюбленная Фауста, от которой у нее родился сын Эвфорион. Их брак – символ соединения античного и романтического начал.
  • Эвфорион – сын Фауста и Елены, наделенный чертами романтического, байронического героя.
  • Марта – соседка Маргариты, вдова.
  • Валентин – солдат, брат Гретхен, которого убил Фауст.
  • Директор театра, Поэт
  • Гомункул

для самых нетерпеливых -

для самых занятых -

для самых любопытных -

Краткое содержание

Посвящение

Театральное вступление

Пролог на небе

Часть первая

Тесная готическая комната. Фауст сидит без сна за книгой. Доктор размышляет:

Размышления доктора прерывает неожиданно вошедший в комнату его ученик Вагнер. Во время беседы с учеником Фауст объясняет: люди на самом деле ничего не знают о древности. Доктора возмущают самонадеянные, глупые мысли Вагнера, что человек уже дорос до того, чтобы познать все тайны мирозданья.

У ворот

Рабочая комната Фауста

Мефистофель посмеивается над человеческими слабостями, словно зная, какие мысли мучат Фауста. Вскоре дьявол собирается уйти, но его не пускает начертанная Фаустом пентаграмма. Дьявол с помощью духов усыпляет доктора и, пока тот спит, исчезает.

Второй раз Мефистофель явился к Фаусту в богатой одежде: в камзоле из карамзина, с накидкой на плечах и петушиным пером на шляпе. Дьявол уговаривает доктора покинуть стены кабинета и уйти с ним:

Фауст соглашается и подписывает договор кровью. Они отправляются в путешествие, летя прямо по воздуху на волшебном плаще дьявола.

Погреб Ауэрбаха в Лейпциге

Кухня ведьмы

Улица

Фауст, увидев на улице Маргариту (Гретхен), поражен ее красотой. Доктор просит Мефистофеля свести его с ней. Дьявол отвечает, что только что подслушал ее исповедь: она невинна, как маленький ребенок, поэтому у нечистой силы нет над ней власти. Фауст ставит условие: либо Мефистофель устраивает сегодня их свидание, либо он расторгнет их договор.

Вечер

Маргарита размышляет о том, что многое бы отдала, чтобы узнать, кем был тот встретившийся ей мужчина. Пока девушка уходит из своей комнаты, Фауст и Мефистофель оставляют ей подарок – шкатулку с драгоценностями.

На прогулке

Мать Маргариты отнесла подаренные драгоценности к священнику, так как поняла, что это подарок нечистой силы. Фауст распоряжается подарить Гретхен что-то другое.

Дом соседки

Маргарита рассказывает соседке Марте, что обнаружила у себя вторую шкатулку с драгоценностями. Соседка советует ничего не говорить о находке матери, начиная надевать украшения постепенно.

Лесная пещера

Фауст скрывается от всех. Мефистофель рассказывает доктору, что Маргарита очень сильно по нему тоскует и боится, что Генрих остыл к ней. Дьявола удивляет, что Фауст так просто решил отступиться от девушки.

Сад Марты

Фауст дает Маргарите пузырек со снотворным, чтобы она могла усыпить свою мать, и им удалось в следующий раз побыть наедине дольше.

Ночь. Улица перед домом Гретхен

Собор

Гретхен присутствует на церковной службе. Позади девушки злой дух нашептывает ей мысли о том, что Гретхен виновна в смерти матери (не проснувшейся от снотворного зелья) и брата. Кроме того, все знают, что девушка носит под сердцем ребенка. Не выдерживая навязчивых дум, Гретхен падает в обморок.

Вальпургиева ночь

Фауст и Мефистофель наблюдают за шабашем ведьм и колдунов. Прогуливаясь вдоль костров, они встречают генерала, министра, разбогатевшего дельца, писателя, ведьму-старьевщицу, Лилит, Медузу и других. Неожиданно одна из теней напоминает Фаусту Маргариту, доктору привиделось, что девушка обезглавлена.

Пасмурный день. Поле

Мефистофель рассказывает Фаусту, что Гретхен долго нищенствовала и теперь попала в тюрьму. Доктор в отчаянии, он упрекает в случившемся дьявола и требует, чтобы тот спас девушку. Мефистофель замечает, что это не он, а сам Фауст загубил Маргариту. Однако, подумав, соглашается помочь: дьявол усыпит смотрителя, а после унесет их подальше. Завладеть же ключами и вывести Маргариту из темницы придется самому Фаусту.

Тюрьма

Часть вторая

Акт первый

Императорский дворец. Маскарад

Мефистофель в образе шута предстает перед императором. В тронной зале начинается Государственный совет. Канцлер сообщает, что страна находится в упадке, у государства недостаточно денег.

Сад для гулянья

Дьявол помог государству решить проблему безденежья, провернув аферу. Мефистофель пустил в оборот ценные бумаги, залогом которых стало находящееся в недрах земли золото. Сокровище когда-то будет найдено и покроет все расходы, но пока одураченные люди расплачиваются акциями.

Темная галерея

Фауст, представший при дворе в роли кудесника, сообщает Мефистофелю, что обещал императору показать античных героев Париса и Елену. Доктор просит дьявола помочь ему. Мефистофель дает Фаусту ключ-направитель, который поможет доктору проникнуть в мир языческих богов и героев.

Рыцарский зал

Акт второй

Готическая комната

Фауст лежит в своей старой комнате без движения. Студент Фамулус рассказывает Мефистофелю, что ставший теперь известным ученым Вагнер все еще ожидает возвращения своего учителя Фауста, а сейчас находится на пороге великого открытия.

Лаборатория в средневековом духе

Гомункул советует Мефистофелю отнести Фауста на празднество Вальпургиевой ночи, а затем улетает вместе с доктором и дьяволом, покинув Вагнера.

Классическая Вальпургиева ночь

Мефистофель опускает Фауста на землю, и он, наконец, приходит в себя. Доктор отправляется на поиски Елены.

Акт третий

Перед дворцом Менелая в Спарте

Высаженная на берег Спарты Елена узнает от ключницы Форкиады, что царь Менелай (муж Елены) послал ее сюда в качестве жертвы для жертвоприношения. Ключница помогает спастись героине от смерти, помогая сбежать в соседний замок.

Внутренний двор замка

Елену приводят в замок Фауста. Он сообщает, что царице теперь принадлежит все в его замке. Фауст направляет свои войска против идущего на него с войной желающего отомстить Менелая, а сам с Еленой укрывается в подземном мире.

Акт четвертый

Горная местность

Фауст просит помощи у Мефистофеля. Неожиданно раздаются звуки войны. Дьявол объясняет, что император, которому они ранее помогли, попал в тяжелое положение после раскрытия обмана с ценными бумагами. Мефистофель советует Фаусту помочь монарху вернуться на престол, за что в награду он сможет получить берег моря. Доктор и Дьявол помогают императору одержать блестящую победу.

Акт пятый

Открытая местность

К старикам, любящей супружеской паре Бавкиде и Филемону наведывается странник. Когда-то старики ему уже помогли, за что он им очень благодарен. Бавкида и Филемон живут у моря, рядом находится колокольня и раскинулась липовая роща.

Дворец

Состарившийся Фауст возмущен – Бавкида и Филемон не соглашаются покинуть берег моря, чтобы он мог воплотить в жизнь свою идею. Их дом находится именно на том месте, которое теперь принадлежит доктору. Мефистофель обещает разобраться со стариками.

Глубокая ночь

Дом Бавкиды и Филемона, а с ним липовая роща и колокольня были сожжены. Мефистофель сообщил Фаусту, что они пытались выгнать стариков из дома, но те от испуга умерли, а гость, сопротивляясь, был убит слугами. Дом же загорелся случайно от искры. Фауст проклинает Мефистофеля и слуг за глухоту к его словам, так как он желал справедливого обмена, а не насилья и разбоя.

Большой двор перед дворцом

Мефистофель приказывает лемурам (замогильным призракам) рыть могилу для Фауста. Ослепший Фауст слышит стук лопат и решает, что это рабочие воплощают в жизнь его мечту:

Положение в гроб

Мефистофель ожидает, когда дух Фауста покинет тело, и он сможет представить ему их договор, подкрепленный кровью. Однако появляются ангелы и, оттиснув бесов от могилы доктора, уносят бессмертную сущность Фауста в небо.

И что в итоге?

Генрих Фауст — умирает в преклонном возрасте, постигнув смысл жизни; после смерти ангелы уносят его бессмертную душу на небо, оттеснив от бесов.

Мефистофель — упускает душу Фауста, посылает ангелам проклятья.

Гретхен (Маргарита) — потеряв рассудок в темнице, умирает, перед смертью просит спасения у Бога; её душа встречается с душой Фауста у небесных врат.

Вагнер — создаёт Гомункула, не верит в идеи Фауста.

Заключение

Иоганн Гёте — атеист и алхимик?

Действительно, Гёте был исключительным человеком своего времени: знатоком языков, поэтом, ученым, государственным деятелем, художником, актером и театральным режиссером, долго руководившим Веймарским театром; человеком, который одновременно со стихами, поэмами, романами, драмами, критическими статьями писал сочинения по естествознанию, искусствоведению, занимался химическими опытами, оптикой, минералогией, геологией, ботаникой, зоологией, педагогикой, вопросами организации войск, финансами, народным просвещением, горнодобывающей промышленностью и ткацким ремеслом. Он знал передовую философию своего времени, интересовался взглядами Канта, Фихте и Спинозы, чьи натурфилософские идеи были наиболее близки ему. Гёте восторгался драмами Шекспира, полотнами Леонардо да Винчи и Рафаэля, увлекался античным искусством, народной поэзией, принимал у себя французскую писательницу Анну де Сталь и русского поэта Василия Жуковского. Таким человеком был Иоганн Гёте.

Гёте сфокусировался на исключительной личности, запечатлел расцвет индивидуальности едва ли не впервые в художественной литературе.

Человек у Гёте не только осознал себя как личность, он взвалил на свои плечи все бремя нерешенных вопросов и стремится дать на них ответы. Таким образом, судьба главного героя оказывается связанной со всем человечеством.

Гёте сам придумал Фауста?

Тем самым сразу определяется отрицательное отношение к Фаусту. Таким оно остается в последующих обработках легенды, которая была очень популярна благодаря своему фантастическому характеру.

Людей эпохи Возрождения тянуло к магии, так как с ее помощью они хотели постигнуть тайны природы. Создатели первых легенд о Фаусте рассказывали о богоотступнике для устрашения, ни в коем случае не стремясь вызвать сочувствие к человеку, вступившему в союз с нечистой силой.

Гёте же в корне изменил образ доктора. Из скучающего богоотступника он превратился в страдающую, ищущую и вдохновенную натуру, вобравшую в себя общечеловеческие черты.

Как Бог и Мефистофель в книге относятся к Фаусту?

Мефистофель сосредотачивает свое внимание на Земле и ее жителях. Жизнь людей — каждодневная суета и мучение – так определяет Мефистофель человеческое бытие. Причина этого, по его мнению, в природе человека. Мефистофель презирает людей и не считает человеческий разум искрой божественного духа, которая заложена в человеке. Как считает черт, люди в силу своей дурной природы, сами портят жизнь, и нечистому даже нет необходимости творить зло на земле. Господь видит в речах Мефистофеля свойственный ему дух полного отрицания. Бог спрашивает, знает ли он Фауста:

Для Мефистофеля Фауст – обычный человек. Когда Бог называет его своим рабом, Он тем самым опровергает мнение Мефистофеля об абсолютном ничтожестве человека. В нем есть божественное начало – вот почему для Бога он не просто доктор, а существо, не чуждое Ему самому.

У Мефистофеля же свое мнение о Фаусте и его возвышенных стремлениях:

Мефистофелю Фауст кажется безумным мечтателем, желающим невозможного. Богу же известны и неудовлетворенность Фауста, и его искания, и Он знает, что они принесут свои плоды. Бог защищает Фауста:

Мефистофель уверен в противоположном: ничего у Фауста не выйдет. Его легко сбить с пути, отвлечь от возвышенных устремлений. Дьявол предлагает Богу пари:

В речах Мефистофеля и Бога сталкиваются два противоположных мнения о человеке. Нечистый полагает, что человеческая жизнь — суета, не меняющая ничего ни в его существовании, ни в самом человеке. В словах Бога выражено убеждение, что поиски обязательно приведут к совершенствованию человека. Так считал сам Гёте. Для него было несомненно, что рост, возвышение, развитие составляет закон жизни, сущность человека. Для Господа в произведении этот спор даже не имеет смысла, так как Он заранее убежден в победе. Но Мефистофелю позволено совратить человека с пути искания истины не для того, чтобы доставить удовольствие черту, а потому, что так нужно для самого человека. Бог уверен в том, что положительные качества Фауста сильнее любых пошлых и дурных соблазнов. Таким образом, Фауст подвергается испытанию как представитель всего человеческого рода. На нем и будет проверяться человечество.

Фауст — богоотступник, пожелавший исполнения всех своих желаний за договор с чертом?

Фауст находит в себе силы пробудиться к новой жизни:

Договор между Фаустом и Мефистофелем у Гёте отличается от легенды о Фаусте, где речь шла о том, что Фауст отдает свою душу, а Мефистофель обязуется исполнять все его желания. Таким образом, Фаусту ничего не надо делать самому. Ему предоставляется возможность желать, а все необходимые действия для удовлетворения этих желаний совершает черт. У Гёте Фауст не мог бы согласиться с таким порядком вещей. Это противоречило бы его деятельной натуре и жизненному принципу, что суть бытия — в деянии. Вот почему, когда Мефистофель сулит ему никем не изведанные радости, Фауст с презрением возражает:

Не покоя и удовольствий желает герой. Фауст пришел к мысли, что, только окунувшись с головой в жизнь можно что-то узнать о ней. Он объясняет Мефистофелю:

Мефистофель многого не понимает в Фаусте. Не понимает он, например, того, что Фауст думает не только о себе. Знание, которого он добивается, нужно ему для того, чтобы помочь людям. И сейчас, когда он собирается ринуться в гущу жизни, то опять не ради своего счастья, а для того, чтобы испытать всю полноту человеческого бытия, все, что выпадает на долю разных людей. Он хочет прожить больше, чем обыкновенную человеческую жизнь. Фауст у Гёте не ищет удовольствий, не ради них он продает ушу, а ради познания смысла жизни. Поэтому Фауст предлагает дьяволу необычное условие: когда он испытает полное удовлетворение, лишь тогда дьявол может забрать его душу:

Фауст хочет испытать всю меру радостей и страданий человечества. Он личность с возвышенными и благородными стремлениями и готов последовать за Мефистофелем, но не собирается подчиняться его воле. Желание Фауста изведать жизнь во всей полноте Мефистофель собирается извратить и причинить ущерб герою:

Каждое требование Фауста Мефистофель намерен использовать так, чтобы развенчать его стремления и идеалы.

Кто же такой Мефистофель?


Увертюра Рихарда Вагнера "Фауст"

Мефистофель — значительная, но не грандиозная фигура. Гёте лишил дьявола героического величия. Он не восстает против Бога. У Гёте Мефистофель — проницательный черт, знаток слабостей человека. Несмотря на это, образ противоречив, так как в нем дурное уживается со здравым началом. В его оценках звучит голос рассудка, но не разума с его стремлением дойти до корня вещей. Мефистофель выглядит как светский человек XVIII века и ведет себя по отношению к Фаусту как опытный, знающий мир спутник в путешествии, устроитель развлечений, как слуга, устраивающий все для своего господина.

У Мефистофеля есть сверхзадача: доказать Богу ничтожество человека. Для этого ему и надо вовлечь Фауста в круговорот жизни.

Получилось ли у Мефистофеля совратить Фауста с истинного пути?

Нет, несмотря на отчаянные попытки. В винном погребке Ауэрбаха (который, кстати, существует на самом деле и в который заглядывал молодой Гете, когда учился в Лейпцигском университете) Мефистофель тщетно пытается замарать Фауста житейской грязью, приведя его в компанию грубых и развязных пьянствующих студентов. Также не получается у черта погрузить Фауста в омут развратных наслаждений на шабаше ведьм и колдунов на горе Броккен в Вальпургиеву ночь. Кстати, путешествуя в горах Гарца (горный массив в центральной части Германии), в декабре 1777 года сам Гёте совершил восхождение на Броккен и узнал легенду о том, что именно на этой горе ведьмы устраивают шабаши. Гёте воспользовался народным поверьем, вольно обработал его и придал ему символический характер. Здесь Фауст видит все злое и дурное, что есть в человеческой природе. Однако Фауст и тут выглядит чужаком, не поддается вихрю сладострастия и порока.

Несмотря на проявленные порой слабости, Фауст всегда возвращается на избранный им путь искания истины и постижения жизни во всей ее полноте. Образ Фауста обретает полновесную человечность. Больше всего Мефистофель надеялся, что Фауст забудет о своих высоких стремлениях под влиянием любовного чувства. Этого не произошло, потому что трагическая любовь Фауста к набожной девушке Маргарите оказалась в итоге не только выше чувственных наслаждений, но и выше смерти.

Становится ясно, почему Мефистофель терпит поражение и голос свыше возвещает, что Маргарита спасена, почему ей, страдалице, грешной, преступнице, дано прощение. Она любила. И сама Любовь прощает ее.

Иллюстрация на превью: Франц Ксавер Симм. "Фауст". Обложка. 19 век

иллюстрация к

Первая, изданная в 1808 году, представляет собой классическую трагедию. В ее основе лежит европейская легенда о докторе Фаусте, продавшем свою душу ради познания и наслаждений.

Вторая, увидевшая свет в 1832 году, после смерти Гёте, — аллегорическая поэма, состоящая из пяти актов, каждый из которых обладает самостоятельной фабулой.

Действие поэмы происходит в античности и средневековье. Предлагаем ознакомиться с ее кратким пересказом:

  • Первый посвящен друзьям молодости.
  • Второй представляет собой спор о театре, который ведут Режиссер и Актер с Поэтом. Первый надеется на постановке заработать, порадовав зрителя. Актер мечтает о славе, а Поэт — о том, что создаст значимое для искусства произведение.

Режиссер предлагает немедля приступать к делу и проводит параллель между театром и мирозданием. По его словам, театр позволяет сойти с небес, спуститься на землю и дальше в ад.

  • Третий представляет собой фантазию на тему библейской истории о праведнике Иове, который стал предметом спора между Богом и Сатаной. В интерпретации Гёте пари заключают на душу доктора Фауста. Так Мефистофель получает право подвергнуть доктора любым возможным испытаниям.

Фауст у себя в кабинете размышляет о том, что отдал много лет постижению наук, но не чувствует себя удовлетворенным. Похвалы помощника Вагнера его лишь раздражают, и после ухода последнего Фауст посматривает на яды, размышляя о самоубийстве. От мрачных мыслей его спасает звон колоколов. Начинается Пасха.

Утром Фауст с помощником выходит в город. Его почитают за то, что он лечил от многих болезней, не страшился эпидемий и помогал людям. Но признание не воодушевляет доктора. За ним увязывается пудель черного цвета. Придя в лабораторию, Фауст переводит Новый Завет. От занятия его отвлекает пес, который становится Мефистофелем.

Маргарита, или Гретхен, — невинная девушка из небольшого городка. Ей пошел 15-й год. Она росла без отца, а недавно похоронила младшую сестру. Простолюдинка влечет героя, и Мефистофель делает так, чтобы Фауст и Маргарита воспылали друг к другу чувствами.

  • Мефистофель и Маргарита вызывают друг у друга неприятие. Девушке не по душе спутник Фауста. Мефистофеля же раздражает то, что он оставил перед порогом Маргариты драгоценности, а она пожертвовала их церкви.
  • Чтобы свидание состоялось, Фауст убеждает девушку дать матери снотворное. Та соглашается. Позже оказалось, что доза была смертельной и мать не проснулась.
  • Брат Маргариты Валентин застал возле окна сестры Фауста и Мефистофеля. Погнался за ними, и в завязавшейся драке Фауст убил брата девушки. Умирая, тот проклял сестру. В ужасе от того, что произошло, герой спешно покинул город.
  • Маргарита забеременела. Родившегося ребенка утопила в реке, за что была арестована и ожидала казни.
  • В разгар Вальпургиевой ночи Фауст видит тень девушки и узнает о судьбе Маргариты. Он бросается ее спасать.
  • В заключении Маргарита сошла с ума. Когда Фауст явился за ней в камеру тюрьмы, она отказалась уйти с ним и попросила похоронить ее вместе с матерью и братом. Отказавшись от помощи нечистой силы, она смогла спасти свою бессмертную душу.

Казна опустела, и правитель не знает, как ее пополнить. Мефистофель, который прикидывался шутом, советует выпустить ценные бумаги. Их залогом будут служить недра. Мефистофель уверяет, что в земле много золота. Когда оно будет найдено, вложения себя окупят. Население покупает ценные бумаги, а Фауста и Мефистофеля чтят как чародеев.

Присутствующие критикуют недостатки внешности Елены, но для Фауста она является воплощением самой красоты. Он не в силах удержать ее образ, но становится одержим идеей отыскать Елену, пройдя сквозь эпохи.

Фауст ненадолго возвращается в собственную лабораторию, где Вагнер создал существо, называемое Гомункулом. Ученый уверен, что это лучший способ воспроизводства людей, но существо страдает от двойственности своей природы.

Герой находит Елену, и от их связи рождается Эвфорион — гениальный ребенок, который не хочет оставаться на земле и быть зрителем, а намерен бороться со стихиями и растворяется в воздухе. Вскоре исчезает и Елена.

Фауст получает возможность построить плотину. Но на пути его замыслов оказывается хижина стариков, которые наотрез отказываются переселяться в другое место. Фауст просит помощи у спутника. Мефистофель убил гостя, который пришел к старикам. Потрясенные, они умирают, а дом горит. Фауст проклинает их за упорство.

Герой стареет и слепнет. Он уже не способен видеть света, но слышит звуки лопат. Они предают ему энергию, и он требует от рабочих энергичнее строить плотину. Фауст не знает, что это не рабочие, а духи роют для него могилу по приказу Мефистофеля.

Фауст умирает, но его душа не достается Мефистофелю. Ее на небо забирают ангелы, где проводником героя в рай становится Маргарита.

Вот на какие моменты при анализе произведения обращают внимание специалисты:

Известно, что первый вариант произведения Гёте написал в первой половине 1770-х годов. Он содержал 1441 рифмованную строку. Оригинал не сохранился, но в 1886 году была найдена копия. Первый фрагмент произведения был опубликован в 1790-м по предложению Шиллера.

Первая часть труда появилась в начале 1800-х, а вторую Гёте закончил в 1831 году, незадолго до смерти. В завещании писатель указал, что произведение должно быть издано, когда его не станет. Поэтому вторая часть трагедии вышла в 1832 году.

Она раскрывается через сюжеты об искушении дьяволом, убийстве ребенка, создании искусственного человека, преступлении и расплате за него, злодействе, сделанном ради общего блага.

Герой одержим идеей абсолютного знания, поэтому еще одной важной темой произведения является цена, которую ученый платит за исследования. Фауст ради знания готов продать душу.

Первая часть написана как классическая трагедия. В практике театральных постановок сложилась традиция, что актеры, играющие в прологе, исполняют ключевые роли и в пьесе. Так перед зрителем предстают: Режиссер — он же Бог, Актер — Мефистофель и Поэт — Фауст.

В первой части есть все элементы трагедии:

  1. Искушение дьяволом.
  2. Соблазнение невинной девицы.
  3. Убийства ее матери, брата и ребенка.
  4. Расплата за содеянное.

Вторая часть имеет более сложную композицию. Акты представляют собой набор аллегорий и загадок, оставляющих пространство для интерпретации. Действие в ней развивается нелинейно, герои попадают из средневековья в античность и обратно.

Главным героем произведения является Фауст, о чем свидетельствует название и содержание. В европейской культуре легенда о Фаусте существовала задолго до Гёте, но благодаря его пьесе обрела новое звучание. В ранних источниках участь героя печальна. Дьявол его уносил в ад.

В начале произведения персонаж не ценит того, что уже имеет. Он уважаемый врач, которого почитают за заслуги перед людьми. Он занимается любимым делом, но все равно недоволен жизнью, чувствует ее неполноценность. Фауст переводит Новый Завет, но не осознает ценности веры. От самоубийства его спасает колокольный звон, затем он становится свидетелем того, как раскаяние спасло душу Маргариты, и сам оказывается спасенным, несмотря на контракт с Мефистофелем.

Первый смог добиться расположения Фауста, явившись в образе студента и показав, что интеллектом он не уступает герою. А затем появился в образе богатого господина, предложив земные удовольствия, которыми Фауст пренебрегал в обычной жизни.

В первой части герой совершает злодеяние — соблазняет девушку, становится причиной смерти ее матери и брата. Поступок Маргариты впечатляет его, но во второй части он продолжает свои поиски, совершая новые преступления. Ради строительства плотины губит жизни двух стариков. В его представлении общее благо важнее отдельных жизней.

Спасение души Фауста в конце является одним из наиболее спорных моментов произведения. Оно порождает множество споров о фигуре героя. Но это и делает произведение интересным.

Читайте также: