Расскажите об инновационной деятельности в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Развитие современного мира во многом определяет эффективность и активность инновационного процесса. Конкурентоспособность Российской экономики зависит, прежде всего, от этого фактора. В свою очередь, инновационный процесс предполагает особую роль науки, которая не только является источником инноваций и экономического роста, но и выполняет роль важнейшего фактора повышения качества жизни, а также обеспечения безопасности государства. Кроме того, она представляет собой базу для формирования научно-технологической и социально-экономической политики. В последние годы роль инновационной сферы в существенной мере возросла благодаря влиянию ряда внешних и внутренних факторов. К внешним факторам отнесём обострение глобальной конкуренции за ресурсы, политическое и экономическое переустройство мира, переход к экономике и обществу знаний, а также проблемы коэволюции человека и окружающей среды (исчерпание ресурсов, загрязнение, перенаселение и т.п.). Среди внутренних факторов выделим старение населения, ухудшение его здоровья и снижение уровня образования, острую потребность модернизации российской экономики в связи с доминированием старых технологических укладов, её сырьевую ориентацию, региональные диспропорции. К этим факторам следует отнести распространение лженаучных представлений и потерю общественного интереса к науке, преодоление которых также становится её важной задачей.


2. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина. – М.: Издательство РГАС, 2015. – 825 с.

5. Морковина С.С., Степанова Ю.Н. Развитие механизмов инвестирования малых инновационных предприятий (статья) // Социально экономические явления и процессы: международный журнал.- 2015 –Т.10, № 2. С.60-65.

6. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М.: Экономическая теория. – СПб. Питер, 2012. – 512 с.

7. Степанова Ю.Н., Авакова Н.И. Оценка деятельности инвестиционных электронных площадок по управлению инновационными проектами // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика Сборник научных трудов по материалам международной заочной научнопрактической конференции 2015 г. № 3 (14) (Volume 3, issue 3), С.285-289.

10. Bezrukova T.L., Stepanova Yu.N., Shanin I.I., Busarina Yu.V., Nesterov S.Yu. Aspect -oriented key-index based regional business entities evaluation framework / European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 3B. С. 183-192.

Современный мир в наше время не стоит на месте, он постоянно развивается. Сегодня человечеству трудно представить свою жизнь без телефона, компьютера, машины, бытовых приборов, а именно без инноваций, которые для нас стали уже привычными. Инновации являются основной движущей силой экономического и социального развития [9].

Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития. Инновационные процессы берут начало в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные изменения. В наше время инновации — это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания. Внедрение инновации часто означает для индивида необходимость отказа от старого и привычного, но появление новой идеи иногда приводит к обесцениванию труда [1]. Также причиной конфликта бывает преданность прежним ценностям, консерватизм. Плюсами инновации являются новые интеллектуальные рабочие места, появление новых профессий, интеллектуализация условий труда, повышение уровня образованности и культуры, а к минусам можно отнести разрушение такого источника экономического роста, как полная занятость. Необходимость инновационного развития общества предъявляет новые требования не только к управленческой деятельности на предприятии, ее содержанию и организации, но и формам и методам [2].

Для управления процессами обновления всех элементов производственных систем формируется инновационный менеджмент. Развитие инновационной экономики выдвигает новые требования к управлению кадрами. Увеличивается роль профессиональной подготовки работников, креативности и гибкости их мышления, умение сотрудника находить верные решения в нестандартных ситуациях и разрабатывать алгоритмы их реализации [8]. Успешное развитие инновационных процессов зависит не от технических достижений отдельных изобретателей, а от политико-экономической системы, гарантирующей равные права собственности на основе власти закона [4].

Выделим наиболее основные пункты влияния инноваций:

  1. Воздействие на качество продукции - появление совершенно новых продуктов, способных полностью удовлетворить потребностям человека.
  2. Способствуют экономическому росту - создаются новые отрасли экономики, единый рынок.
  3. Увеличение количества компетентных специалистов.
  4. Влияние инноваций на уровень жизни людей - улучшают условия жизни человека.
  5. Снижаются издержки производства, увеличивается прибыль. Создаются новые технологии, позволяющие уменьшить объемы расходования электроэнергии, воды и т. д.
  6. Влияет на конкурентоспособность отдельного человека или организации. Фирма, обладающая инновацией, будет пользоваться спросом на рынке, пока не создадутся новые инновации, имеющие большие преимущества.
  7. Укреплению обороноспособности страны, ее экономической, продовольственной безопасности и т.д.
  8. Влияет на развитие и совершенствование законодательной базы в области защиты интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации путем разработки новых документов.
  9. Развитию человека как личности при введении инновации приводит его к осознанию своей полезности для общества, что способствует повышению самооценки.

В связи с этим необходимо выделить основные статьи расходов, связанные с инновационным путем развития:

  1. Затраты на научные разработки различного рода.
  2. Внутренние затраты на исследования и разработки.

Но все-таки вложение денежных средств в инновационную деятельность в России остается на низком уровне, хотя большинство понимает значимость развития данного направления работы всех предприятий [3].

Для перехода России на опережающий инновационный путь развития, государству необходимо создать условия, при которых:

- любое предприятие, которое осваивает новые технологии на направление экономического роста, могло бы взять дешевый долгосрочный кредит;

- научно-исследовательский коллектив, который создает новые технологии, могли бы получить денежную поддержку на реализацию своих проектов и внедрение полученных результатов в производство;

- ученные, работающие в основных направлениях становления нового технологического уклада, и вузы, подготавливающие специалистов соответствующего профиля, получили бы необходимое финансирование для реализации своего творческого и образовательного потенциала;

- каждая фирма, осваивающая новые технологии, может получить доступ к кредитам на проведение нужных НИОКР и регулируемым государством рынков сбыта своей продукции;

- необходимо заинтересованность потребителей в приобретении высокотехнологической продукции российского производства;

Системные меры государственной политики в области поддержания научно – технического прогресса России отражены на рисунке 1.


Рисунок 1 – Системные меры государственной политики в области поддержания научно-технического прогресса в России

Таким образом, нужны системные меры государственной политики, которые смогут повлиять на сохранившийся научно-технический потенциал, вовремя провести структурную перестройку российской экономики на передовой технологической основе, полностью повысить ее конкурентоспособность и кардинально изменить отношение общества к инновациям. Также, важной проблемой является низкий спрос на инновации в российской экономике и его недейственная структура: предприятиям выгоднее приобретать готовое оборудование за рубежом, чем заниматься собственной инновационной деятельностью. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют необходимой заинтересованности во внедрении инноваций, поэтому производство падает в связи с устареванием технологий и процессов, оборудования. Таким образом, мы получаем застой экономики из-за неготовности руководителей к инновационной деятельности [10].

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что инновации в жизни общества имеют значимое влияние на экономику. Роль инноваций в современном обществе трудно переоценить [7]. Инновации выполняют экономическую и социальную функции, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы, несут положительные эффекты и заставляют общество менять образ жизни.

Эта задача становится актуальна вследствие недавних событий в стране, а именно, вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию. Данное событие, безусловно, должно стимулировать российские предприятия к инновационным преобразованиям.

Так как уровень экономического развития страны, прежде всего, определяется конкурентоспособностью ее предприятий на мировом рынке, развитие инновационной деятельности становится целью не только в отдельности самих предприятий, но задачей государственного уровня.

На основании оценки факторов конкурентоспособности выделяют три стадии развития страны:

1. страны ресурсного

2. страны роста эффективности

3. страны инновационного развития

Рис 1. Совокупный уровень инновационной активности организаций в 2011 году, проценты.[1]

В десятку стран-лидеров по уровню инновационного развития, согласно данного рейтинга, входят Сингапур, Гонконг, Швеция, Швейцария, Финляндия, Великобритания, Нидерланды, Дания, Ирландия и США. На 50-м месте в рейтинге, т.е. на позицию выше России, находится Молдавия, а на позицию ниже Румыния.

Несмотря на то что удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в РФ в общем числе организаций с 8,6% в 2006г. увеличился до 8,9% в 2011г, значительное отставание от более развитых стран очевидно. (рис.2).

Рис 2. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в 2011 г., проценты.[2]

Одновременно с низким показателем инновационной активности российских предприятий возрастает интенсивность затрат на технологические инновации с 1,28% в 2006г. до 2,20% в 2011г. Количество организаций, осуществляющих технологические инновации, растет значительно меньшими темпами чем затраты на осуществление данных инноваций. Это свидетельствует либо о неэффективном инвестировании средств, либо о том, что денежные средства инвестируются в уже существующие организации, не стимулируя создания новых предприятий.

Доля инновационно-активных предприятий России относительно стабильна на протяжении последних лет и составляет 9,9% (табл.1)

Таблица 1. Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций) по субъектам Российской Федерации.[3]

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Северная Осетия - Алания

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Таблица наглядно иллюстрирует положительную динамику развития инновационной деятельности. В период с 2009 по 2012 гг. удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность в России, увеличился на 1%, что свидетельствует о недостаточно быстром темпе развития. По сравнению с 2009 годом в 2012 году по Центральному федеральному округу удельный вес числа предприятий занимающихся научно – исследовательскими разработками увеличился на 2,1.% В Северо-Западном федеральном округе тоже наблюдается рост данного показателя на 1,5.% В Южном федеральном округе тоже есть незначительное увеличение с 7,2 % до 7,4% , то есть на 0,2%, в Уральском на 0,4%, в Сибирском - 1,2%, в Дальневосточном на 2,5%. В Приволжском федеральном округе аналогичный показатель уменьшился на 0,9%. Самая проблематичная ситуация в Северо-Кавказском федеральном округе, показатель на 2012 год составил лишь 6,4%, а удельный вес инновационной активности некоторых субъектов округа ничтожно мал или вовсе отсутствует.

Судя по предоставленным данным, можно констатировать, что инновационная деятельность в настоящее время не протекает успешно даже в наиболее развитых регионах, имеющих крупный промышленный потенциал.

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов между государственным и частным капиталом. Однако, в РФ картина выглядит иначе (рис.3,4)

Рис.3. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования. Добывающие, обрабатывающие производства и распределение электроэнергии, газа и воды (2010год)[4]

Рис.8.Затраты на технологические инновации по источникам финансирования. Связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий. (2010 год).[5]

Инновационная деятельность российских предприятий осуществляется в основном за счет собственных средств. Средства федерального бюджета, бюджета субъектов федерации и местных бюджетов в деятельности предприятий невелики и составляют лишь 5% общей суммы. Поддержка внебюджетных фондов сведена к минимуму – 0%. Для иностранных инвесторов деятельность российских организаций в целом непривлекательна. В среднем удельный вес инвестиций составляет 1,5%.

На сегодняшний день общее состояние инновационных процессов в экономике РФ не является удовлетворительным. Тенденции развития инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. Основополагающие методологические и методические вопросы недостаточно разработаны и не способствуют развитию инновационной сферы. Не в полной мере используется научно-технический и образовательный потенциал России. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития.

Задача становления в России инновационной экономики является одной из важнейших концепций долгосрочного развития РФ до 2020 года. Переход к третьей стадии развития экономики предполагается осуществить посредством повышения эффективности российской экономики, а именно, повышением качества образования, ростом эффективности рынков и производительности труда, развитием финансовых рынков, технологического оснащения и открытости. Первостепенное значение должны иметь уровень развития бизнес - моделей компаний и использование инноваций.

Мы считаем, что существует необходимость кардинального изменения уровня оплаты и оснащения инновационной деятельности, а также изменения сложившегося общественного сознания, что повлечет за собой переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении.

Необходимо создать инновационные сферы, соответствующие национальным интересам, которые позволят, быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Государство со своей стороны должно предоставлять налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3 лет). Это позволит с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решить вопросы национальной безопасности и роста благосостояния, воздействовать гармоническому развитию общества, заботится об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии.

Одним из важнейших вопросов, возникающих при рассмотрении источников финансирования инновационной деятельности, является принцип распределения инвестиций между центром и регионами, а также внутри регионов. Для инвестиционного процесса в экономике России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления имеет исключительное значение. Именно в регионах реализуется большинство инновационных программ, но не все из них в состоянии самостоятельно покрыть расходы, связанные с инновационной деятельностью.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от вложений.

Список использованной литературы:

1) Статистический сборник "Индикаторы инновационной деятельности: 2013"

2) Статистический сборник "Индикаторы инновационной деятельности: 2013"

3) Инновационный менеджмент. Фатхутинов Р.А. 6-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2008;

4) Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития. М.: Дело, 2006.

5) Российский статистический ежегодник 2010. C. 586.

6) Россия в цифрах. 2011:Крат.стат.сб.Росстат. M., 2011.С. 400.

[1] Индикаторы инновационной деятельности: 2013: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2013. Наука. Инновации. Информационное общество: 2012: краткий стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

[2] Индикаторы инновационной деятельности: 2013: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2013. Наука. Инновации. Информационное общество: 2012: краткий стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

[4] Индикаторы инновационной деятельности: 2013: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2013. Наука. Инновации. Информационное общество: 2012: краткий стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

[5] Индикаторы инновационной деятельности: 2013: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2013. Наука. Инновации. Информационное общество: 2012: краткий стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

Российскую модель организации инновационной деятельности отличает та особенность, что инновационный импульс изначально исходит от государственных структур. Это связано, в первую очередь, с историческими особенностями. До начала реформ 1980-1990-х годов роль нормативно-финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники. Реформы 1990-х годов негативно отразились на состоянии научно-инновационной сферы: число организаций, выполнявших исследования и разработки, за 10 лет снизилось почти на 15 %. Особенно сильные потери понесли организации по практической реализации научных разработок. Резко сократилось финансирование науки из государственного бюджета. Попытки государства возложить финансирование инновационной деятельности на предпринимателей, а также повысить инновационную активность промышленных предприятий не увенчались успехом. По-прежнему очень слабой остается ориентация инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.

Единственно возможным выходом из сложившейся ситуации видится всестороннее вмешательство государства в процессы организации, правового обеспечения, создания социокультурных оснований для инновационной деятельности.

В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов – научными знаниями и идеями. Организации и компании весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. Поэтому основная поддержка научной деятельности – это в большей степени забота государства. Именно поэтому в официальных документах ведущих стран научно-технический прогресс рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки – инновационный бизнес - использование.

Почему инновационную деятельность необходимо регулировать и стимулировать?Потому, что, с одной стороны, возросло значение инноваций для стабилизации социально-экономического развития общества и укрепления национальной безопасности, с другой стороны, в связи с ограниченностью рыночных механизмов в области получения и внедрения научно-технических результатов. Кроме того,

- в России сейчас наблюдаются кризисные тенденции в науке, производстве, России необходимо выходить из экономической депрессии, значит необходимо стимулировать нововведения,

- частный сектор не в состоянии взять на себя функцию финансирования науки в полном объеме (возрастают издержки производства - уменьшается прибыль).

Значит, именно государство регулирует большинство расходов на науку, притом не только на фундаментальные исследования, но и те НИОКР, результаты которых по различным причинам не могут найти в ближайшее время широкого применения в коммерческом секторе.

Кроме того, пока идея не продается покупателю, невозможно определить прибыль от нее. Но покупатель по различным причинам может отказаться от ее приобретения. Тогда продавец и прибыли не получит, и все ознакомятся с идеей, которую можно будет скопировать. Это может снизить активность генераторов идей.

Существуют также чисто российские особенности, которые вызывают необходимость стимулирования нововведений со стороны государства:

- слаборазвитый рынок капитала,

- пассивность частного сектора в отношении инвестирования инноваций,

- низкий спрос на наукоемкую технологическую продукцию,

- дефицит реальных инвестиций в финансировании нововведений,

- капиталоемкий характер большинства необходимых для производственной модернизации высоких технологий при недостаточной мощности накопления частных капиталов,

- связь технологического старения и деградации с депрессией производства и инфляцией издержек в процессе развития стагфляции,

- требования технологической конкурентоспособности производств со стороны международных рынков.

В этих условиях государственное стимулирование выступает на первый план. Чтобы решить существующие проблемы, необходимо вмешательство государства в инновационную деятельность частного сектора. Основные инструменты такого вмешательства:

- установление прав на интеллектуальную собственность (патентное и лицензионное право),

- прямое и косвенное стимулирование инновационной активности фирм.

В инновационном процессе выделяют 3 вида научной деятельности:

Затраты на финансирование по фундаментальным исследованиям должны полностью лежать на плечах государства, т.к. проведение таких исследований не представляет практического интереса для коммерсанта. В отношении прикладных исследований роль государства может несколько сокращаться, т.к. такие исследования проводятся уже для достижения конкретно поставленных научных целей или решения определенных практических проблем, а результаты уже имеют коммерческое значение. В рамках третьего вида инновационной деятельности – опытно-конструкторских разработок – государственное стимулирование и финансирование должно занимать самую малую долю, т.к. эти разработки уже направлены только на практическое использование результатов прикладных исследований и знаний для создания новых машин, приборов, материалов, устройств, изделий, систем, процессов или для их принципиального усовершенствования, на получение максимальной эффективности от использования результатов исследований на практике.

Можно выделить три главные задачи, стоящие перед государством:

1. Создание благоприятной инновационной среды, что включает в себя сохранение наследия прошлого, развитие фундаментального образования и фундаментальной науки, стимулирование работы наукоемких производств, формирование инновационной рыночной инфраструктуры.

2. Демонстрация возможностей инновационных технологий, что включает в себя определение перспективных направлений инновационной деятельности, а также поддержку наиболее значимых технологических проектов, особенно на этапе их старта.

3. Выбор приоритетов, поскольку реализация инноваций сразу по всем направлениям современной России не под силу. Помимо выбора приоритетных направлений, перед государством стоит задача создавать механизм их реализации. Здесь госструктуры могут разделить и обязанности и ответственность с бизнесом и наукой. В частности, на бизнес возлагается поиск максимально эффективных путей реализации проектов, государство осуществляет комплексную задачу перераспределения ресурсов в соответствии с выбранными приоритетами, а наука обосновывает выбор приоритетов в соответствии со стратегией социально-экономического развития.

Проблема выделения приоритетных направлений науки и технологий в России приобрела особую актуальность в связи с сокращением бюджетного финансирования этой сферы.

Государственная инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

Основной задачей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. «Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационной деятельности.

Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности – руководство формированием федеральных целевых программ. Разработка ведется в рамках государственных научно-технических программ.

В дынный период развития России, страна как никогда ставит самые амбициозные и в принципе сложные цели, нo они не так уж и не достижимы на долгий период времени. Такие как: установление и поддержания высокого уровня жизни населения, закрепление позиции России на мировой арене в списках ведущих стран. И конечно, что единственным возможным действием по достижению поставленных целей это развитиe российской экономики в инновационном ключе развития страны.

Пo сути инновационное развитие – это есть продолжение научнo-технической революции в нoвoм этапе развития. Первоначально это страна вышедшая из состава СССР. И у нее осталось то, чего нет у других стран это научно технические работы, которые достались ей почти бесплатно и которые актуальны и сейчас. Причем актуальны не только публицистические работы, а и фундаментальные, что немаловажно. Научно-технические работы — это достояние фундаментальной науки. Но полезны ли они без применения на практике, в повседневной жизни? Конечно нет.

Но правильно воспользоваться и внедрить разработку тоже дело не 5 минут.

Например, в СССР время внедрения разработок порой составляло 10 и более лет, в свое время в Японии средний срок внедрения разработок находился на отметке от 2 до 5 лет. Соответственно, Россия первоначально стоит на этапе отставания от ведущих инновационных стран.

При этом самая активная политика по инновационнoму развитию страны началась в период со второго президентского срокa В.В. Путина и, конечно, это полный первый срок Д.А. Медведева.

Уже в 2009 году ГосДумой РФ приняла ФЗ № 217-ФЗ. Утверждения данного закона позволило научным и образовательным учреждениям, финансирующийся за счет государственного бюджета, со учреждать хозучреждения в целях применения на практике интеллектуальнoй дeятельности и их результатов и вносить в качестве вклада в УК объекты собственной интеллектуальной собственности.

И данный закон не прошел зря.

Пo состоянию на июль 2013 бюджетными научными и oбразовательными учреждениями РФ было со учреждено более 523 малых инновационных предприятий.

Это лишь небольшой пример того, что делает наше государство для прихода инноваций в страну. Помимо данных принимаемых мер в центральном федеральном округе, так же большой толчок к развитию дается и отдаленным федеральным округам. Например, создание научно отраслевых центров в Новосибирске, Екатеринбурге и других городах помогает малому и среднему бизнесу реализовывать свои разработки на практике.

Конечно, большую роль играют вложенные инвестиции не только от государства, но и от частных инвесторов, которые также заинтересованы в создании конкурентоспособных продуктов для реализации как на внутреннем, так и за рубежом.

Новые научные открытия в области фундаментальных исследований проводимых различного рода НИИ дают толчок к инновационному развитию того или иного региона. Так же научные разработки осуществляемые за счет частных инвестиций способствуют развитию инновационного пространства в России, и мы с вами можем уже понемногу замечать их в нашей повседневной жизни, что немаловажно.

Еще один важный шаг - это создание все возможных технопарков, инновационных институтов, которые занимаются созданием, ведением и последующим патентованием разработок. Последнее стало очень актуальным, ведь при использовании чужого патента необходимо отдавать часть прибыли за его использование.

В России к сожалению заинтересованность частного сектора в инновациях остается на низком уровне по сравнению с развитыми странами. К примеру по данным на 2009 год всего 9,4 % от общего числа российских предприятий занимается инновационной деятельностью.

Выделены значимые этапы отечественной истории инноваций. Исследованы основные закономерности развития инновационной деятельности в России на протяжении двух последних десятилетий. В рамках указанного периода проанализирована динамика нескольких базовых показателей национальной инновационной сферы (например, отношение внутренних затрат на исследования и разработки к ВВП). Отмечено, что низкий уровень коммерциализации и недостаточный уровень финансирования не способствуют созданию прочной базы для всестороннего развития научной деятельности в нашей стране.

инновации, менеджмент, инновационная деятельность, финансирование, конкурентоспособность, инновационная сфера, инновационная экономика, знания, затраты на исследования и разработки, рыночные аспекты, частные и бюджетные компоненты

Гретченко А.А., Манахов С.В. Инновации в России: история, современность и перспективы // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 3. – С. 76-83.
Gretchenko, A.A., & Manakhov, S.V. (2011) Innovation in Russia: history, modern time and prospects. Kreativnaya ekonomika, 5(3), 76-83. (in Russian)

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

Читайте также: