Расскажите о религии древних персов чем она отличалась от верований других народов востока кратко

Обновлено: 07.07.2024

Зороастр учил, что всё доброе в мире создал Ахурамазда ( Ормузд ), а всё злое — Ариман . С тех пор в мире постоянно идёт борьба Добра и Зла, Света и Тьмы. Задача человека на земле — участвовать в этой борьбе на стороне сил Добра. Для этого люди должны совершать благие поступки, говорить благие слова и думать благие мысли. Когда Добро окончательно вытеснит зло, все люди воскреснут, чтобы пройти последнее испытание. Добрым людям оно покажется купанием в молоке, а злые люди сгорят в огне. После этого мир вернётся к состоянию первоначального совершенства.

Согласно зороастризму свет является зримым воплощением Ахурамазды. Поэтому зороастрийцы молятся огню и солнечному свету . В их храмах постоянно горит огонь, а жрецы-маги постоянно наблюдают за тем, чтобы он не погас.

Ключевые слова конспекта: маздеизм — древняя религия персов, Ахура-Мазда, зороастризм, Зороастр (Заратуштра), государственная религия персов,

Генетически древнеиранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов, принадлежавших к иной языковой семье и культурной традиции. Две линии ариев — иранские и гангские — имели одинаковый пантеон, но боги у них имели разные моральные оценки. Оба народа были знакомы с двумя противостоявшими друг другу классами божественных сил: у иранцев это были ахура и дэвы, у индоариев — дева и асуры. При этом весьма показательно, что первая группа божеств считалась благой, а вторая вредоносной. Главой группы дэвов (дева) был один и тот же Индра. Но у индоариев он был великим и почитаемым богом, а у иранцев — злокозненным демоном. В древнем Иране именно это жесткое противостояние стало основой основ всех генеральных религиозных конструкций. Картина мира здесь строилась на фоне противопоставления сил Света, воплощенных в этическом законе Арта и олицетворенных великим Ахура-Маздой (греч. Ормузд); и сил Тьмы и Зла, воплощенных в лжи и олицетворенных Ангро-Майнью (Ариманом). Именно такой тип противостояния будет свойственен затем иудео-христианству.

Маздеизм

У Ахура-Мазды был посредник в общении с людьми — Митра, бог-просветитель, он организовал людей в государство. Позже его стали называть богом согласия и договора, богом солнца и покровителем воинов. Третьей в верховной первоначальной триаде древнеиранских богов была Ардвисура Анахита, богиня воды и плодородия, воспринимавшаяся в качестве дочери Ахура-Мазды.

Глава мира дэвов Ариман был вначале, видимо, сравнительно мало значившей фигурой маздеистского пантеона. Тем более, что с миром дэвов, как упоминалось, ассоциировалась индоарийская ветвь ариев, уже оторвавшаяся от иранцев.

Маздеизм был жреческой религией. Но персы не строили храмов и не воздвигали статуи богам. Они сооружали алтари на возвышении или на холмах и на них совершали жертвоприношения.

Зороастризм

Реформы Зороастра состояли в резком возвеличении Ахура-Мазды за счет всех остальных почитаемых богов и резком противопоставлении ему злобного Ангро-Майнью. Всем древним божественным силам придавался явственный этический акцент вплоть до превращения их в некую абстракцию, символизирующую тот или иной аспект великого блага, абсолютного Добра или соответственно Зла.

В трактовке Зороастра сама этика была превращена в религию. Перенос акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной апелляцией пророка к человеку. Мир осмыслялся сквозь призму кардинальных этических категорий, за которыми явственно проглядывала личность самого пророка — человека, мощного духом, признанного вероучителя, одного из первых в истории харизматических лидеров. В этом смысле зороастризм — это первая доктрина, принадлежащая к принципиально новому типу религий — к религиям основателя, пророка. Такими религиями затем выступят все авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам.

Древняя религия персов. Фаравахар

Зороастра учил: все сущее делится на мир света и добра и царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая основу мирового процесса как на земле, так и вне ее. Он обращался к человеку с призывами помочь благородным небесным силам в их непримиримой борьбе, став с этой целью лучше, честнее, чище и сосредоточив все свои старания и чаяния на том, чтобы одолеть мир зла, покончить со всякой нечистью. Далеко не случайно в гимнах восхвалялись честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступление. При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что все зависит от самих людей; которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы. Принципиально важно отметить, что в этом наблюдается зарождение нового отношения к миру — зависимость спасения от собственных усилий человека. У древних народов бытовала уверенность, что судьба человека была предопределена ему до рождения; это неумолимая воля богов. Так, у фаталистичных греков — мойры, названные римлянами парками, ткут судьбу смертных.

Зороастризм стал государственной религией персов при Гистаспе (Виштаспа), отце Дария I.

Ныне зороастризм придает большое значение ритуалам и церемониям. Главная цель обрядов — борьба со всякой нечистотой, материальной и духовной. В некоторых ритуалах очищения могут участвовать собаки и птицы. Считается, что эти животные обладают способностью своим присутствием и взглядом изгонять злых духов. Священный огонь играет исключительно важную роль в зороастризме, так как огонь — образ бога на земле.

Исконный дуализм, свойственный всякой примитивной религии, принимает в связи с этим учением резко выраженную форму. Если верховный бог Ахурамазда (по-гречески — Ормузд) считается благим богом света и добра, то противоположным ему началом мрака, смерти и зла считается Анхра-Майнью (по-гречески — Ариман). С этим религиозным дуализмом тесно связана и соответствующая этика, требующая от человека выполнения всех обязанностей честного, скромного и правдивого земледельца.

Глава 19. Что представляла собой религия древних руссов?

Глава 19. Что представляла собой религия древних руссов? Религиозной жизни древних руссов не было уделено достаточно внимания: её мы плохо знаем. А то, что мы знаем, не приведено в должный порядок и недостаточно осмыслено. Это пренебрежение необоснованно. Религия в жизни

Глава 19. Что представляла собой религия древних руссов?

Глава 19. Что представляла собой религия древних руссов? Религиозной жизни древних руссов не было уделено достаточно внимания: ее мы плохо знаем. А то, что мы знаем, не приведено в должный порядок и недостаточно осмыслено.Это пренебрежение необоснованно. Религия в жизни

Цивилизация древних тюрков: Великая степь. Кочевое скотоводство. Люди. Война. Социальная жизнь. Культура. Религия

Цивилизация древних тюрков: Великая степь. Кочевое скотоводство. Люди. Война. Социальная жизнь. Культура. Религия Внимательнее присмотримся к тюркам, поскольку их деяния уже ко второй половине VI в. обеспечили им всемирную славу.Сначала обратимся к месту обитания древних

§ 32. Религия древних греков

§ 32. Религия древних греков Обожествление явлений природыГреки обожествляли явления природы и населяли окружающий мир множеством богов. Они верили, что в лесных рощах обитают мелкие божества, оберегающие деревья, животных и птиц. Их называли сатирами и изображали в виде

Религия древних шумеров

Религия древних шумеров Наряду с Египтом, родиной еще одной древнейшей цивилизации стало нижнее течение двух больших рек – Тигра и Евфрата. Эту область назвали Междуречье (по-гречески Месопотамия), или Двуречье. Условия исторического развития народов Месопотамии были

Раздел III Религия древних славян

Раздел III Религия древних славян В начале новой эры славянские племена расселились по обширной территории на востоке Европы: от побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Дуная на западе до бассейна Днепра и дальше на восток до Оки.К славянским народам

Раздел V Религия древних кельтов

Раздел V Религия древних кельтов Первое столкновение кельтов с Римской империей произошло в I в. до н. э. Более древняя история этого народа практически неизвестна, такой же таинственностью покрыта и их религия. В более же поздний период верования кельтов подверглись

Древняя Персия

В середине VI века до н. е. на историческую арену вышло дотоле малоизвестное племя – персы, которым волей судьбы вскоре удалось создать величайшую на то время империю, могучее государство, простиравшееся от Египта и Ливии до границ Индии. В своих завоеваниях персы были активными и ненасытными, и лишь мужеству да отваге древних греков во время греко-персидских войн удалось остановить их дальнейшую экспансию в Европу. Но кем были древние персы, какова их история, культура? Обо всем этом читайте далее в нашей статье.

Где находится Персия

Но сперва ответим на вопрос, где находится древняя Персия, точнее, где находилась. Территория Персии в момент ее высочайшего расцвета простиралась от границ Индии на Востоке до современной Ливии в Северной Африке и части материковой Греции на Западе (тех земель, которым персам удалось не недолгое время завоевать у греков).

Карта Персии

Так выглядит древняя Персия на карте.

История

История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому Вавилону, бывшему на то время величайшей державой древности.

И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.

персидский царь

Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).

Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.

Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.

С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.

греко-персидские войны

Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека – македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.

Сасанидское государство и Сасанидское возрождение

Сасанидские правители стремились возродить былое величие древней Персии, которая на тот момент стала уже полулегендарной державой. И именно при них наступил новый расцвет иранской, персидской культуры, которая повсеместно вытесняет культуру греческую. Активно строятся храмы, новые дворцы в персидском стиле, ведутся войны с соседями, но уже не так успешно как в былые времена. Территория нового Сасанидского государства в разы меньше размеров былой Персии, она находится лишь на месте современного Ирана, собственно прародины персов и также охватывает часть территории современного Ирака, Азербайджана и Армении. Просуществовало Сасанидское государство более четырех веков, пока истощенное непрерывными войнами не было окончательно завоевано арабами, несшими знамя новой религии – Ислама.

Культура

Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

монеты Персии

Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время финикийцами. Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

Искусство

Искусство древней Персии представлено тамошней скульптурой и архитектурой. Например, до наших дней сохранились искусно вырезанные в камне барельефы персидских царей.

Искусство Персии

Персидские дворцы и храмы славились своим роскошным убранством.

Персидский храм

Тут изображение персидского мастера.

Изображение персидского мастера

Другие формы древнеперсидского искусства до нас, к сожалению, не дошли.

Религия

Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:

  • Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
  • Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
  • Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
  • Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.

Зороастрийский храм

Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.

Видео

Когда спрашивают, какая вера у персов, обычно имеют в виду Исламскую Республику Иран, ведь именно так сейчас называется это государство.

Представители этого древнейшего народа много веков исповедовали древнейшую в мире религию — зороастризм. Зороастрийцами были персидские цари вплоть до VII века, когда арабы завоевали Иран и принесли с собой в страну ислам.

В настоящее время подавляющее большинство иранцев мусульмане, но огнепоклонники и их храмы есть и в современном Иране: например, в Йезде можно увидеть священное пламя, которое не гаснет уже более 7 веков.

Более 90% иранцев — это мусульмане-шииты

Отвечая на вопрос: какая религия у персов, необходимо помнить, что подавляющее большинство жителей Ирана исповедуют ислам.

Согласно Всемирной книге фактов ЦРУ, 90-95 % населения составляют шииты, 5-10 % — сунниты, оставшиеся 0,6 % — религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других.

Таким образом, официальная религия Исламской Республики Иран — это ислам.

Так как Иран — это исламская республика, то это положение закреплено в Конституции государства, при этом ислам в стране шиитский джафаритского толка.

Шииты признают Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Муххамеда, а джафаризм — это школа исламского права (фикха).

При этом уважение оказывается и другим школам ислама, и их последователи могут действовать согласно своим обычаям.

В Иране кроме ислама признаются только зороастризм, иудаизм и христианство, как религиозные меньшинства. Конституция Исламской республики говорит об этом так:

Положение даже представителей признаваемых немусульманских религий в Иране напоминает гетто. Вот несколько примеров:

  • в Исламской Республике Иран все вступающие в брак должны принадлежать к одной религии;
  • если межконфессиональный брак заключен в другой стране, а иранское законодательство признает такие браки, то рожденный ребенок, если один из родителей принадлежит к исламу, считается иранским государством мусульманином;
  • граждане Ирана, а также иностранцы — представители немусульманской религии в Иране должны придерживаться исламской формы одежды (в частности, женщины должны носить на публике платок, вид удлиненного пальто, под ним брюки).

Зафиксированы случаи гонений на христиан, в основном протестантов, и последователей бахаизма. Иранский посол в Москве Резе Саджади в 2011 году на вопрос, почему запрещена религия бахаев, ответил следующим образом:

Древняя религия Ирана — это зороастризм

Религия древних жителей Ирана (Персии) — зороастризм. Это первая монотеистическая религия, которая господствовала в стране до завоевания её арабами. Основал ее проповедник Заратустра около 600 года до н.э.

Эта религия древних персов провозглашало непримиримую борьбу между злым духом Ариманом и богом Ахурой Маздой. Согласно зороастризму, человек принимает решения, находясь между этими двумя силами. Заратустра отрицал древние персидские культы.

Несмотря на то, что в наше время государственной религией Ирана признан ислам, последователи Заратустры считаются в стране официально признанной религиозной группой.

Зороастризм был государственной религией Ирана при династии Сасанидов до момента, когда Иран оккупировали арабские завоеватели, принесшие в страну ислам. В 651 году они захватили Иран и зороастрийских текстов, а также многие святилища этой религии были разрушены.

В наше время приверженцев зороастризма в стране насчитывается не более 60 000 человек. Они преимущественно проживают в городах Тегеран, Керман, Йезд, Шираз, Исфахан, Захедан и Ахваз.

Депутату от еврейской общины в Иране запрещено упоминать государство Израиль

В исламской Республике Иран иудаизм признан одной из трех официальных религий. Его исповедует примерно 35 000 человек.

Все они компактно проживают в крупных городах страны, таких, как Тегеран, Исфахан и Шираз. При этом в Иране иудеев больше чем в других мусульманских странах.

В Иране достаточно мягкое отношение к евреям сформировалось тогда, когда персидский царь Кир Великий освободил их из Вавилонского плена.

Положение евреев в стране менялось на протяжении всей ее истории. Они до сих пор помнят, что именно персидский царь Кир освободил их общину от вавилонского пленения и позволил вернуться в Израиль.

При монголах положение евреев в Иране на некоторое время стало почти равным с мусульманами, но при тюркской династии Сефевидов (правила в 1501-1722 гг.) иудеев стали насильно обращать в ислам.

После обострения ирано-израильских отношений в Новое Время в период с 1949 по 1979 гг. из Ирана уехало около 60000 евреев, а с 1979 года, после исламской революции, из Ирана уехало еще 50000 человек.

Отношение в Иране к представителям иудаизма достаточно терпимое, так, например, им разрешено пить вино и соблюдать субботу, но еврейские женщины должны ходить на улице в платке, как это принято у мусульманок Ирана, а мужчины без западных галстуков.

Кроме того, депутату от еврейской общине в Меджлисе запрещено упоминать Государство Израиль, так как оно враждебно Исламской Республике Иран.

Христиане в Иране признаны религиозным меньшинством

Она дала свои плоды и уже к IV веку в столице Древнего Ирана Ктесиыоне появляется собственный епископ. Первоначально местная знать, исповедавшая зороастризм, относилась к христианам недоверчиво и начала гонения на них.

В V веке персидские христиане приняли сторону патриарха Нестория, поддержав его в расколе.

Именно поэтому несторианство стало поддерживаться династией Санасидских шахов. Кроме того, в Ктесифоне образовалась независимая Церковь Востока, в которой объединилось большинство иранских христиан.

Большинство из них было сирийцами, поэтому сирийский язык стал официальным языком этой церкви. После арабского завоевания несторианская церковь сохранилась и продолжила свою деятельность, но численность несториан неуклонно снижалась на протяжении Средних веков.

Когда во времена правления Сефеидов территория современной империи вошла в состав Персии, в Иране появляется большое количество последователей Армянской апостольской церкви.

Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией.

Неэтнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями как вероотступники.

Этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т. д. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана.

На 2006 год в Иране насчитывалось 109 415 христиан (0,155 % населения).

Христианство исповедуется представителями национальных меньшинств — армянами, грузинами и ассирийцами. Численность католиков в Иране составляет около 21.400 человек (латинского обряда — около 10.000 человек, армянского обряда — около 8.000 человек и халдейского обряда — около 3.400 человек).

В стране проживают также индийские католики из Гоа и Мангалора, которые не имеют собственных церковных структур. В настоящее время в Иране существуют 4 архиепархии и 2 епархии различных католических церквей.

Община РПЦ в Иране не превышает 100 человек

На территории Ирана восточное христианство исповедуют представители национальных меньшинств: часть армян, грузины, ассирийцы. Территория страны входит в Тегеранскую, Антропатенскую и Исфаханскую епархии ААЦ.

Также на территории страны находится епархия Ирана Ассирийской церкви Востока.

Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Он высказал её в своем послании к персидскому шаху Солтану Хусейну.

В настоящее время в Иране действуют три храма — Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году.

В городе Бушере — в поселке российских специалистов, строящих АЭС, — действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Современная тегеранская община РПЦ не превышает численности 100 человек. В основном она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов.

Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам — этого требует закон страны

Московский Патриархат ведет диалог с шиитским духовенством, начиная с 1995 года. Именно тогда будущий Патриарх Московский и Всея Руси впервые посетил Тегеран. Это было связанно с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране из ведения РПЦЗ в ведение РПЦ.

При этом власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата.

Притеснения христиан в Иране связанно с поведением протестантов

Кроме того, иранские спецслужбы утверждают, что христианские миссии занимаются подрывной деятельностью в пользу западных держав. Кроме того, иранские законодатели также готовятся ввести смертную казнь за попытки перейти из ислама в христианство.

В большей степени подозрения в сотрудничестве с западными спецслужбами со стороны иранских властей справедливы по отношению к протестантским деноминациям. Именно с их представителями происходит наибольшее число скандалов.

Согласно конституции, все граждане Ирана равны перед законом, и все в одинаковой степени защищаются законом. Тем не менее, власти Ирана зачастую подвергают христиан ограничениям в таких социальных сферах, как образование, трудоустройство и правовая защита.

Иранские работодатели всегда требуют у соискателей указывать принадлежность к религии. Существует ограничение на занятие ряда государственных должностей.

Читайте также: