Расскажите о деятельности российских педагогов кратко

Обновлено: 07.07.2024

Их немало – интересных, творческих, с искрой. Тех, кто по-настоящему любит детей и умеет их заинтересовать в предмете так, что дети сами просят: ну, расскажите, что там дальше-то?!

Почему они умудрялись настолько заинтересовать, или, говоря современным языком, мотивировать? А потому, что это были Учителя с большой буквы.

Давайте перечислим хотя бы нескольких из них (назвать тут всех просто места не хватит – для этого нужны целые тома́, а не маленький пост).

1. Константин Ушинский (1823–1870)

Константина Дмитриевича признают родоначальником русской научной педагогики.

Он одним из первых стал акцентироваться на нравственном просвещении. Словами простых людей его систему можно было бы очень условно передать так: что естественно, то и важно.

Также он начал учить детей на русском языке, а не на французском, как было принято в то время во многих европейских странах, включая нашу. В результате его ученики умели хорошо говорить на родном языке, в отличие от многих своих соотечественников.

Вспомните хотя бы Татьяну Ларину. При всей своей любви к родине Александр Пушкин описал героиню как типичную женщину тех лет, которой легче было изъясняться по-французски, чем по-русски.

2. Лев Толстой (1828–1910)

Граф был не только великим Писателем, но и великим Учителем. Он воспитывал и обучал как своих детей (которых у него было немало), так и деревенских ребятишек, организовав им для этого школу в Ясной Поляне и во всем Крапивенском уезде.

Точное число детей Толстого до сих пор неизвестно. Но конкретно в браке с Софьей Андреевной у него было 9 сыновей и 4 дочки, из них 5 детей yмepли в детстве.

Это был замечательный и необычный эксперимент:

Эксперимент был очень удачным.

В честь Дня учителя мы решили вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.

Константин Дмитриевич Ушинский

(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Лев Семенович Выготский

(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

"Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности. ".

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

Антон Семенович Макаренко

(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)


Василий Александрович Сухомлинский

(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)

"В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка".


Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Симон Львович Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

"Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел".

Иван Каиров



Иван Каиров способствовал созданию средних и высших сельхозшкол / Фото: Public Domain

Без плодотворной работы советского ученого-педагога Ивана Каирова в СССР не появились бы средние и высшие сельхозшколы. Он окончил в 1917 году физико-математический факультет Московского университета и после этого занялся обучением детей и взрослых сельскохозяйственным знаниям.

Известно, что Иван Каиров на общественных началах занимался классным руководством и директорствовал в одной из школ. Кроме того, за время своей деятельности написал труды о том, как организовать школу крестьянкой молодежи, создал педагогическую энциклопедию и множество учебников для университетов.

Антон Макаренко



Макаренко создал собственную систему преподавания / Фото: Public Domain

В первое пятнадцатилетие послереволюционного времени Антон Макаренко создал собственную систему преподавания, которую успешно опробовал в Колонии им. М. Горького. Она сочетает в себе обычаи и приемы народной педагогики, укрепления коллектива, самоуправления, дисциплины и глубокой веры в человека. Благодаря его авторской методике беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями.

Согласно позиции ЮНЕСКО, Макаренко отнесен к четырем педагогам, определившим способ педагогического мышления в XX веке.

Константин Циолковский



Циолковский преподавал в уездном училище / Фото: Public Domain

Многие не знают, что Константин Циолковский известен своей научной деятельностью не только в космонавтике, но также и в преподавании. Из-за плохого слуха он не получил среднего и высшего образования, но сдал экзамены на право преподавания в уездном училище. Циолковский очень нестандартно обучал арифметике, геометрии и физике, придумывал увлекательные задачи и ставил удивительные опыты.

Надежда Крупская



Надежда Крупская была главным идеологом советского образования / Фото: Public Domain

Надежда Крупская известна как главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. Окончив гимназию, она работала домашней учительницей математики, а после преподавала в вечерней школе для рабочих, где активно пропагандировала марксизм. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко.

Педагог, по ее мнению, должен знать свой предмет, каждого ученика, основы научной организации труда, владеть методикой обучения, уметь сочетать учебную работу с работой воспитательной, пользоваться авторитетом, будить самодеятельность обучающихся.

Станислав Шацкий



Станислав Шацкий организовал новую воспитательную систему / Фото: Public Domain

Константин Станиславский



5 октября - День учителя.

Сильвестр

Поп Сильвестр обучал молодого Ивана Грозного и стал редактором


Василий Жуковский

Жуковский долгое время был придворным учителем.

Василий Жуковский известен не только как великий поэт и друг Пушкина, но и как домашний педагог царской семьи. Он был учителем наследника престола Александра Николаевича – будущего императора Александра II. Жуковский лично разработал 12-летний план обучения, куда входили уроки по русскому языку, истории, географии, нравственности и другим дисциплинам. В образовании великого князя поэт добился больших успехов и был щедро награжден за свои труды.

В 1841 году Жуковским перестал быть придворным учителем и занялся образованием собственных детей – Александры и Павла.

Константин Ушинский

Ушинский разработал основы научной педагогики.

На Руси процесс обучения сильно отличался от современного.

В своих публикациях Ушинский выступал за демократизацию народного образования. Особое внимание педагог уделял начальному образованию. Ушинский считал, что в процессе обучения должен быть элемент игры, а самим преподавателям нужно не зацикливаться на своих предметах, а заниматься еще и воспитанием детей. Урок, писал Ушинский, это главная форма единства воспитания, образования и развития. Он разработал целый ряд методик – повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядного материала и развития у детей мышления и речи. Некоторые консерваторы называли педагога вольнодумцем, однако Ушинский не прекращал развивать свою теорию о том, что воспитанием школьников должны не только родители, но и учителя.

Лев Толстой

Толстой открыл школу для крестьянский детей.

Писателя Льва Толстого всегда волновали проблемы воспитания и образования детей. В 1859 он открыл в Ясной поляне собственную школу для крестьянских детей. Она располагалась во флигеле рядом с домом Толстого.


Надежда Крупская

Крупская была домашней учительницей.

Перед тем, как стать верной соратницей и женой Владимира Ленина, Крупская занималась преподавательской деятельностью. После окончания гимназии она получила звание домашней учительницы и давала уроки математики. Позже, когда Крупская изучила марксистские идеи и прониклась их духом, она перешла на работу в вечернюю школу для рабочих. Там Крупская учила пролетариат считать и писать, а также активно пропагандировала марксизм среди трудящихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_70211b43.jpg

Николай Иванович Пирогов: (1810г.) - русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук. Ключевые составляющие педагогического наследия Н.И. Пирогова: во-первых, это чёткая, ясно выраженная гуманистическая позиция как педагога-администратора, во-вторых – стремление организовать образовательный процесс на научной основе, в-третьих – стимулирование педагогического творчества, организация методической помощи учителям при разработке и создании в школах лабораторий, классов, учебных кабинетов.

hello_html_m5b9e57d7.jpg

hello_html_m12a2e63e.jpg

Лев Николаевич Толстой: (1828г.) - был не только великим русским писателем, но и великим русским педагогом, теоретиком и практиком школьного, в особенности начального, образования, создателем знаменитой Яснополянской школы для крестьянских детей, редактором и главным автором одного из первых в России общественно-педагогического журнала "Ясная Поляна". Его главная идея - не нужно развивать ребенка: ему "нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне", т.е. школа, образование способствуют саморазвитию ребенка. Все образование, по Толстому, должно быть подчинено идее гуманизации научного знания и формированию самосознания и самоопределения личности ребенка. Главная задача образования - способствовать самостоятельному творческому мышлению учащихся.

hello_html_1142b412.jpg

hello_html_eb6a497.jpg

hello_html_1f3dc124.jpg

Надежда Константиновна Крупская: (1869г.) - советский партийный и общественный деятель. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года Крупская являлась членом Государственной комиссии по просвещению. Выступая в печати по вопросам образования и воспитания, Надежда Константиновна раскрыла сословно-классовую сущность школы царской России, буржуазно-помещичью идеологическую направленность воспитания в ней и наметила пути развития новой школы, школы, которую следует создать после победы пролетарской революции, разъясняла ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека — активного строителя социализма и коммунизма.

hello_html_856a277.jpg

hello_html_b012f75.jpg

Василий Александрович Сухомлинский: (1918) - педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка: материальные потребности, потребность в познании, потребность в человеке как в носителе духовных ценностей.

Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность. Опыт павлышского учителя, многим сегодня кажущийся устаревшим, всегда будет востребован. Ибо воспитание, как таковое, никто и никогда не сможет упразднить, какими бы знаниями ни обладали современные учителя.

Леонид Владимирович Занков : (1901г.) В конце 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения, о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. Л.В.Занкова мы относим к числу самых блестящих продолжателей и последователей направления Л.В.Выготского, основателем экспериментальной школы исследований высших психических функций. Л.В.Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи детей.

Автор монографии "Обучение и развитие" осуществил прорыв в методологии исследования проблемы обучения и развития, предложил способы взаимодействия слова и наглядности.

Задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Обучение ведет учащихся к овладению нормами знаний, мышления, поведения, но при этом обеспечиваются условия и для полноценного, счастливого проживания школьниками своего детства.

Учитель должен обладать большим искусством, дидактической системой, которая направлена на раскрытие возможности такого сочетания и в которой огромное значение имеют не только прямые, но и косвенные пути влияния на учащихся. Система Занкова глубоко гуманна, поскольку, подготавливая школьников к выполнению требуемых жизнью видов деятельности, создает условия для их психического и физического благополучия в процессе обучения.

Читайте также: