Значение психических процессов для трудовой деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Личностный уровень анализа проблем, возникающих в организации трудовой деятельности.

. Прежде всего здесь следует отметить исследования, касающиеся мотивации трудовой деятельности, самореализации человека в труде. Важным моментом является анализ способностей, интересов личности, способов информационного обмена, проблем творчества и т.д.

Шадриков среди ряда уровней выделяет

Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость…и
Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или не достижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и т.п.

Влияние производственных условий на физиологические процессы и работоспособность человека (терморегуляция, влияние атмосферного давления, влажности и движения воздуха, излучения, воздушная среда, восприятие звука и шума, свет, цвет и освещение). Психофизиологический уровень анализа проблем, возникающих в организации трудовой деятельности.

Несмотря на огромную роль человека в осуществлении производственного процесса, влияние его ограничивается психофизиологическими возможностями организма.

В основе исследования психофизиологических факторов, определяющих возможности организма, лежит понятие работоспособности человека - функционального свойства организма человека, необходимого для выполнения конкретной работы.

С физической точки зрения, это означает, что человеческий организм должен выдерживать определенные нагрузки - физическую, нервно-психическую и эмоциональную, повышать и сохранять на определенном уровне интенсивность физиологических процессов в двигательном аппарате, нервной системе, органах кровообращения, дыхательных органах и тем самым обеспечивать нормальное течение трудовой деятельности.

Функционирование организма требует протекания в нем химических и биохимических процессов в достаточно строгих температурных пределах. Для температуры тела это интервал находится в пределах 36,5--37,0° С.

В процессе взаимодействия человека с окружающей средой температура тела может значительно изменяться, что связано с температурой, влажностью и подвижностью воздуха в окружающей среде, а также тепловой радиацией от различных видов оборудования, используемых в производственной среде. Приспособление организма человека к изменениям параметров состояния окружающей среды выражается в способности протекания в нем процессов терморегуляции.

Терморегуляция - совокупность физиологических и химических процессов в организме человека, направленных на поддержание постоянства температуры тела Терморегуляция, таким образом, обеспечивает равновесие между количеством тепла, непрерывно образующимся в организме и излишком тепла, непрерывно отдаваемым в окружающую среду, т.е. сохраняет тепловой баланс организма.

На производстве различают четыре уровня воздействия факторов условий труда на человека:

- комфортные условия труда обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья;

- относительно дискомфортные условия труда при воздействии в течение определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;

- экстремальные условия труда приводят к снижению работоспособности человека, не вызывают функциональные изменения, выводящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям;

- сверхэкстремальные условия труда приводят к возникновению в организме человека патологических изменений и к потере трудоспособности.

В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомляемости, улучшению настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда. Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается путем эстетического оформления интерьера, использования удобной мебели, позволяющей находиться в удобной расслабленной позе, трансляции специально подобранных музыкальных произведений, насыщения воздуха благотворно действующими отрицательными ионами, приема тонизирующих напитков, имитации в помещении естественно-природного окружения и воспроизведения звуков леса, морского прибоя и др. Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением. Этот метод позволяет нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции. Как показывает опыт, пребывание рабочих в комнатах психологической разгрузки способствует снижению утомляемости, появлению бодрости, хорошего настроения и улучшения самочувствия.

Основными элементами трудового процесса, оказывающими влияние на функции систем человека и его здоровье, являются:

· стереотипно повторяющаяся мышечная работа,

· вынужденная рабочая поза;

· повышенные нагрузки на зрительную систему;

· нервное и психоэмоциональное напряжение;

· монотонность (однообразие) рабочих действий;

Совокупность элементов трудового процесса определяет характер трудовой нагрузки и, следовательно, уровень физиологического напряжения работающего человека. Величина трудовой нагрузки зависит не только от характера трудового процесса, но и от организации его ритмичности, режима труда и отдыха работающего (внутрисменные перерывы и их заполнение, одно- двух-, трехсменная работа, вахтовая организация труда), влияние неблагоприятных факторов производственной среды (температура, давление и влажность воздуха; шум и вибрация; плохая освещенность; действие вредных химических веществ), необходимости использования средств индивидуальной защиты 4 .

Трудовая нагрузка может адресоваться к различным физиологическим системам, значительно повышая уровень их функциональной активности. В зависимости от степени вовлечения в процесс трудовой деятельности нервно-мышечного аппарата или нервно-психических функций нагрузки подразделяют на физические и нервно-психические 5 .

Любой труд протекает в конкретной реальной среде. Поэтому широкое распространение получило представление об условиях труда. Существуют разные определения понятия, но чаще всего под условиями труда понимаются все факторы, от которых зависит работоспособность человека и его здоровье. Этих факторов много. Для удобства их делят на четыре основные группы 13 .

Санитарно-гигиенические факторы: микроклимат (температура, влажность воздуха, скорость движения воздушного потока), освещенность рабочего места, уровень шума, интенсивность загрязнения воздуха пылевыми частицами (запыленность), химическими компонентами (загазованность), наличие в зоне выполнения работы ультразвука, УВЧ, радиационных источников и т. п. Гигиена труда подробно рассматривает эту группу факторов и разрабатывает нормативы предельно допустимых уровней соответствующих показателей, а также разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с существующим неблагоприятным фактором внешней среды.

Психофизиологические факторы — это большая группа факторов, включающая характер режима труда и отдыха, тяжесть и напряженность труда, рабочие позы, величину нагрузки на скелетную мускулатуру, на ЦНС, на высшие отделы мозга, интенсивность загрузки мозга поступающей информацией, характер принятия решений, степень риска:

Социально-экономические факторы — это группа факторов, включающая социальную защищенность работающего, его заработную плату, покупательские способности, обеспеченность домами отдыха, детскими садами, школами, длительность отпуска и т. д.

Эстетические факторы — интерьер рабочего помещения, форма, цвет изделия, с которым приходится работать, форма, цвет, фасон рабочей одежды и т. п. 14

В основе различных видов трудовой деятельности лежит установка, на базе которой в центральной нервной системе (ЦНС) создается определенная программа действий, реализующаяся в целенаправленной деятельности человека, ориентированной на достижение конкретной цели. В процессе трудового действия в центральную нервную систему постоянно поступает информация о ходе выполнения программы, на основании которой возможны текущие поправки действий (сенсорные коррекции). Точность программирования и успешность осуществления программы действия зависят от опыта работающего, количества предшествующих повторений этого действия, степени автоматизма, состояния физиологических систем человека в момент работы, гигиенических условий окружающей среды 15 .

Улучшения умственной деятельности можно достигнуть не только в процессе и в результате самой деятельности, но и под влиянием ряда внешних эмоциогенных или стрессорных разжителей — шума, гравитационного стресса, охлаждения, показа картин, кинофильмов, вызывающих отрицательные или положительные эмоции. Улучшение функций ЦНС отмечено и у животных под влиянием таких неблагоприятных (в общем) воздействий, как охлаждение, ограничение подвижности 26 .

Сведения об условиях труда позволяют определить уровень психологической нагрузки на работника. Условия труда составляют производственную среду. Производственная среда - совокупность всех физических, социально-психологических и технических факторов внешней среды, воздействующих на работника.

Труд выступает в 3-х аспектах:

.Предметно-действенном (использование материальных средств и объектов труда).

.Физиологическом (активизация физиологических сил и функций человеческого организма).

.Психологическом (осознание цели, проявления воли, внимания, интеллектуальных способностей субъектом труда).

Основные причины аварийности и травматизма распределяются по следующим группам. 1.Напряженность труда, нетипичность ситуации, особенности технического обеспечения. 2.Отрицательное воздействие санитарно-гигиенических условий. 3. Социально-психологические условия.

Психологический анализ направлен на изучение причин, связанных с человеческим фактором. Это совокупность причин, которые сами по себе не провоцируют аварийной ситуации, но влияют на поведение работника таким образом, что он сам создает аварийные ситуации. Например, плохая организация работы, плохое освещение, противоречивость инструкций, введение новых обозначений сигналов, шум от скопления народа в помещении и т.п. могут вызвать ошибки в работе человека и спровоцировать аварийную ситуацию.

В числе факторов окружающей среды, оказывающих воздействие на работоспособность людей, можно назвать:

· общее состояние производственных помещений;

· метеорологические условия (температура, влажность воздуха, степень его подвижности, уровень атмосферного давления);

· освещенность производственных помещений и особенно рабочих мест;

· цветовое оформление интерьера производственных помещений;

· ультрафиолетовое, электромагнитное и ионизирующее излучение.

Совершенствование условий труда на предприятиях осуществляется в двух направлениях:

· путем устранения неблагоприятных и вредных факторов внешней среды;

· путем проведения ряда мероприятий, позволяющих защитить рабочего от влияний неблагоприятных и вредных факторов (или уменьшить степень их воздействия).

В качестве частных показателей условий труда принимаются: освещенность, чистота воздуха, его влажность, шум, вибрация и другие санитарно – гигиенические показатели, поддающиеся определению.Создание условий для сохранения и поддержания на достаточно высоком уровне работоспособности людей в процессе их трудовой деятельности – одна из важнейших задач организации труда.

Психофизиологический уровень анализа деятельности означает изучение физиологических систем, участвующих в деятельности.

3.1 Психофизиология работоспособности

Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров ее эффективности и затрат психофизиологических ресурсов человека определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. Для оценки такого сложного многопланового явления, как работоспособность, применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным система: эффективности, или продуктивности, деятельности, самочувствия человека, и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности. В качестве психофизиологических показателей используются преимущественно ЧСС, ЭПГ, ЭМГ, ЭОГ, КГР и др.[2,С.45-46].

3.2 Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности

В настоящее время основными направлениями в изучении адаптации к экстремальным и напряженным условиям профессиональной деятельности стали определение этапов становления психофизиологической системы адаптации, критериев ее сформированности, выделение компонентов структуры этого феномена, стратегий развития его составляющих во времени и определение детерминант этого развития.

На основе системного подхода в психологической системе адаптации наряду с когнитивным и мотивационно-полвевым компонентами исследователи выделяют активационный компонент, который связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъектам целее, с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей, - с другой.

Феноменально регулирующая роль механизмов активизации, преобразования и распределения психофизиологических ресурсов проявляется в изменении ЧСС, частоты дыхания и особенно ярко в индивидуальном паттерне фоновой ЭЭГ-активности, повышении/снижении общего уровня активации в процессе адаптации и в динамике ЭЭГ на микроинтервалах времени.

На основе анализа динамики взаимосвязи ЭЭГ-показателей активационного и продуктивных параметров деятельностных компонентов адаптации в операторской деятельности нами были выделены стратегии адаптации, определяющие динамику эффективности деятельности и характер распределения физиологических ресурсов. Показано, что гибкая и мобилизационная стратегии адаптации реализуются преимущественно при большом объеме ресурсов, а стратегии компенсации и угадывания - при дефиците ресурсов.

Психофизиологические данные помогают на практике различать состояние психической адаптации и дезадаптации, выявлять динамику и формы процесса адаптации, уровни и варианты формирующихся адаптационных система, а также определять группы факторов, влияющих на процесс адаптации, которые усиливают или уменьшают компенсаторные возможности и ресурсы человека.

3.3 Психофизиологические функциональные состояния

Актуальность изучения ПФС определяется их вкладом в обеспечение эффективности деятельности и надежности человека, а также увеличением количества профессий и изменением условий труда, когда психофизиологические возможности человека становятся определяющими в развитии тех или иных ПФС. Именно данные психофизиологических исследований в сочетании с психологическими методами обусловили исследования ПФС, выделив их в отдельный предмет изучения.

В русле этих исследований ПФС понимается как системная реакция (от организменного до личностно-психологического уровня), обеспечивающая необходимый уровень ресурсного обеспечения деятельности и компенсации возникающих затруднений. Поскольку основным критерием изменения состояния выступает изменение характера ресурсного обеспечения, именно этот аспект является базовым в исследованиях ПФС и обусловливает применение электрофизиологических металлов для их объективной оценки (полиэффекторный метод).

Накоплено большое количество эмпирических данных о различных типах ПФС, а также разработаны методы и критерии их диагностики [4,с.60]. Определены и типичные для профессиональной деятельности состояния: монотония, утомление, напряженность и стресс. Характер функционирования обеспечивающих деятельность физиологических и психологических систем организма позволил выделить системные основания для дифференциации различных состояний. Преобладание когнитивного или эмоционально-активационного компонентов в состоянии человека означает развитие у него эмоциональной или операциональной напряженности. Определение психофизиологической цены деятельности позволило разработать конкретные методики оценки состояний функционального комфорта, продуктивной и непродуктивной напряженности. Обобщенный и количественный показатель цены деятельности, включающий психофизиологические параметры ПФС человека, в настоящее время широко используется в эргономических исследованиях для оптимизации условий, содержания и режимов трудовой деятельности, оценки и прогнозирования работоспособности.

В отличие от тех, кто фактически отождествляет ПФС человека с ФС мозга, представители субъектно-деятельностного направления при анализе ПФС основываются на психологических традициях, выдвигая на первый план активность субъекта труда, и рассматривают физиологические изменения в ПФС как вторичные по отношению к мотивам и целям деятельности.

Еще одним направлениям в исследовании ПФС человека, имеющим практическое значение, является анализ факторов и механизмов, определяющих эффективность процессов саморегуляции состояний, основная цель которой - гармонизация взаимоотношений с окружающим миром и с самим собой. Для повышения эффективности процессов саморегуляции состояния в профессиональной деятельности человека разрабатываются методики активизации механизмов непроизвольной и произвольной саморегуляции, в процессе профессиональной подготовки включаются методы, обучающие человека способам и приемам произвольной и эмоциональной саморегуляции, в том числе аутотренинга, йога и др.

Психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает рассмотрение ее как сложно, многомерного и многоуровневого, динамического и развивающегося явления, и поэтому исследование деятельности не должно ограничиваться анализом только психологических составляющих и их социальной обусловленности - необходимо изучение физиологического обеспечения деятельности и разработка концепций, анализирующих физиологические процессы, ее реализующие. Именно поэтому психофизиологический анализ деятельности - изучение ее структуры и физиологических составляющих и их взаимоотношений с психологическими составляющими - стал существенным направлением в совершенствовании трудовой деятельности человека, возникновение которой связано с исследованием рабочих движений, проведенным еще И.М.Сеченовым.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профессия – это род зαнятий, любимое дело, труд всей жизни.

Α потому любимое дело выбирαется рαз и нα всю жизнь.

Но кαк бывαет тяжело выбрαть. Ведь и врαчом хочется стαть, и водителем, космонαвтом и водолαзом, учителем и αртистом. Вот поэтому уже сейчαс вαм нужно готовиться к серьезному выбору.

Действительно для овлαдения той или иной профессией нужны знαния, умения и нαвыки. Но достαточно ли этого для выборα профессии.

Этα темα рαссмαтривαет тαкие способности человекα кαк:

- восприятие и ощущение, предстαвление, вообрαжение, пαмять, внимαние и мышление.

Все эти процессы позволяют нαмечαть цели, плαны и содержαние предстоящей деятельности, предвидеть результαты своих действий и упрαвлять деятельностью по мере ее выполнения.

Чем лучше рαзвиты психические процессы, тем поле способным является человек, тем большими возможностями он облαдαет.

Рαссмотрим кαждый из этих процессов.

Ощущение и восприятие обрαзуют первую (чувствительную) ступень познαния человекα об окружαющем мире.

Ощущение – это отрαжение отдельных свойств предметов, воздействующих нα оргαны чувств.

В профессионαльной деятельности человекα ощущения и восприятия игрαют немαловαжную роль.

Перечислим нαиболее вαжные ощущения, которые помогαют человеку ориентировαться в мире:

Зрительный – цвет, величинα, рαсположение в прострαнстве;

Слуховые – речь, звук;

Вкусовые – слαдкое, горькое, кислое;

Кожное – прикосновение, темперαтурα, боль;

Кинетическое – координαция и контроль движения;

Вибрαционное – колебαние упругой среды;

Стαтистическое – положения телα в прострαнстве.

Восприятие – это отрαжение предметов и явлений в совокупности их свойств и чαстей при непосредственном воздействии их нα оргαны чувств.
Зрительное;
Слуховое;
Осязαтельное;
Вкусовое;
Обонятельное.

Предстαвление – нαглядный обрαз предметα или явления, возникαющий нα основе прошлого опытα путем его воспроизведения.

Можно выделить следующие виды предстαвлений:
- Временные;
- Прострαнственные;
- Визуαльные;
- Αбстрαктно-логические.

Вообрαжение – психический процесс создαния новых обрαзцов нα основе мαтериαлα ощущений и предстαвлений (фαнтαзии).

Пαмять – способность к зαкреплению, сохрαнению последующему воспроизведению.

У кαждого человекα свой вид пαмяти хαрαктерный для него.

Виды пαмяти можно рαзделить нα: произвольнαя, непроизвольнαя, оперαтивнαя, долговременнαя, слуховαя, тαктильнαя (осязαтельнαя), зрительнαя, эмоционαльнαя, двигαтельнαя, словеснαя, обрαзнαя.

Внимαние – нαпрαвленность и сосредоточение нα определенном объекте .

По степени αктивности человекα в оргαнизαции внимαния рαзличαют:

Проявляя внимαние, человек вырαбαтывαет в себе вαжное кαчество – внимαтельность, которую можно и нужно рαзвивαть.

Мышление – процесс отрαжения действительности, высшαя формα творческой αктивности человекα.

Мышление всегдα имеет целенαпрαвленный хαрαктер, тαк кαк любой αкт мышления нαпрαвлен нα решение определенной мыслительной зαдαчи, нαхождения ответα нα вопрос возникший в сознαнии. По хαрαктеру решαемых зαдαч выделяют мышление прαктическое (совершαющееся в ходе прαктической деятельности) и теоретическое (нαпрαвленное нα решение теоретических зαдαч, нαпрямую не связαнных с прαктикой)


Домашнее задание:

Переписать в тетрадь всё, что выделено, синим цветом.

Пройти опросник письменно в тетради.

Особым видом деятельности мозга, заключающейся в отражении реального мира, являетсяпсихикачеловека. Психика есть функция мозга, форма отражения внешнего мира. Поэтому психика человека зависит от строения, развития и состояния мозга в данный момент, а психология неразрывно связана с физиологией высшей нервной деятельности.

Рассматривая психику как функцию мозга, следует подчеркнуть ее особенности:

1. Отражение человеком окружающего мира происходит в процессе активной деятельности, прежде всего, в труде, в процессе производства материальных благ. При этом человек воздействует на окружающий мир, видоизменяет его, а вместе с тем изменяется и сам.

2. Психическая деятельность представляет собой сложный процесс познания материального мира, восхождение от неполного знания к более полному и точному.

3. Психика – это такое отражение объективной реальности, при котором внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся индивидуальные особенности человека и зависит от его знаний и жизненного опыта.

Психическая деятельность человека весьма многообразна. В трудовой деятельности она проявляется в виде психических процессов, состояний и свойств личности (рис. 1).

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.д. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Психические процессы – это такие кратковременные психические явления, которые протекают в виде реакции, имеют начало, развитие и конец, но в то же время непрерывны в связи со взаимопереходами. Они представляют собой динамичное отражение действительности. К ним относятся: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение, воля, внимание.

Психические свойства личности – это сложные образования, которые определяют уровень деятельности и поведения каждого отдельного человека. Они характеризуются направленностью (интересы, убеждения, идеалы), способностями, характером и темпераментом. Эти свойства наиболее стойки, но и они изменяются от детства к старости, могут меняться в результате заболевания, но больше всего на них влияют социальные условия, обучение, воспитание.

Психические состояния характеризуют сложившийся к данному моменту уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Они достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут быстро изменяться.


Рис. 1. Основные формы психики и их взаимосвязь

К психологическим состояниям относятся состояние творческого вдохновения, утомления, работоспособности, уверенности в своих силах, сомнения, тревожности, фрустрации (дезорганизация сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми и неоправданными препятствиями к желанной цели), эйфории (повышенная и неадекватная веселость и снижение критичности мышления).

Психические свойства и процессы тесно взаимосвязаны и могут переходить одно в другое. Так, свойства темперамента и психические процессы предопределяют то или иное эмоциональное состояние, которое, часто проявляясь, может стать чертой характера. Состояние бодрости и активности обостряет внимание и ощущения, а подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятием, затрудняют мышление, вызывают преждевременную усталость.

Все формы психического отражения составляют единое целое. Этой высшей в эволюции формой отражения является сознание, которое представляет собой единство всех форм познания, переживаний человека и его отношение к тому, что он переживает.

Человек рождается, не обладая сознанием, но уже имея индивидуальные особенности своей психики. Психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна. В процессе общения человека с другими людьми и его деятельности психика развивается и обогащается сознанием. Обязательным условием формирования и развития сознания является язык. В результате использования устной и письменной речи происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают. Человек, единственный среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя.

Каждый вид труда предъявляет определенные требования к психическим функциям человека. В свою очередь, люди различаются особенностями развития психических процессов, свойствами личности, что требует индивидуального подхода к каждому человеку в процессе труда в целях обеспечения наиболее эффективного его применения и появления творческих способностей. В современных условиях рационализация труда на психологической основе рассматривается в качестве одного из важнейших факторов повышения эффективности всего общественного производства.

На главную Профориентация старшеклассников Просвещение педагогов по вопросам профориентации Основные психофизиологические процессы, управляющие трудовой деятельностью человека

Основные психофизиологические процессы, управляющие трудовой деятельностью человека
Профориентация школьников - Просвещение педагогов по вопросам профориентации

1.1. Основные психофизиологические процессы

В основе любого поведенческого акта, в том числе и трудовой деятельности, лежат психофизиологические процессы. Они выступают в качестве регуляторов поведения человека, на их основе и с учетом их особенностей формируются знания и опыт человека, развиваются навыки и умения.

1.1.1. Ощущения и восприятие

Ощущения - это отражение в сознании объективных свойств предметов при их воздействии на органы чувств и двигательные анализаторы.
Ощущения могут быть зрительными, слуховыми, осязательными и т. д.
Восприятие - это целый комплекс, включающий в себя различные психические процессы: связанные друг с другом зрительные, слуховые и осязательные ощущения, прежний опыт человека, знание и т. д.


Физиологической основой ощущения и восприятия является работа анализаторов, воспринимающих, анализирующих поступающую извне информацию и формирующих ответ на внешнее воздействие. Ощущения и восприятия - это основа всех психофизиологических процессов человека, участвующих в приёме информации. Сам приём информации включает в себя несколько стадий:
1. Обнаружение - человек выделяет объект из фона, но ещё не может судить о его размере и форме.
2. Различение - на этой стадии человек может различать два объекта, находящихся рядом, может различать детали объекта.
3. Опознание - выделение существенных признаков объекта, отнесение его к определённому классу.
Длительность всех этих стадий зависит, прежде всего, от сложности воспринимаемого объекта.
Восприятие классифицируется на звуковое, зрительное, вкусовое, обонятельное, тактильное.
Восприятие как основа процесса приёма информации обладает некоторыми свойствами:
1. Целостность — в процессе восприятия объект оценивается как комплекс раздражителей, он объективен и не зависит от характеристик субъекта.
2. Осмысленность - отнесение объекта к определённой категории, классу.
3. Избирательность - отдельный объект оценивается в сравнении с другими. Избирательность - это выражение определённого отношения человека к воздействию на него предметов и явлений окружающей среды. Восприятие зависит от индивидуальных потребностей человека.
4. Константность - объекты воспринимаются постоянными при изменении условий среды.
Все эти свойства восприятия не являются изначальными, а формируются в процессе трудовой деятельности. Они имеют большое значение для правильного построения и конструирования средств отображения информации, которыми пользуется человек на рабочем месте (пульт управления, приборы, датчики) и для профессионального отбора.

1.1.2. Внимание

1.1.3. Память

1.1.4. Узнавание и воспроизведение

Узнавание - это процесс опознания объекта как такового, который уже известен по прошлому опыту. Этот процесс основан на сравнении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые оставил объект.
Узнавание может быть индивидуальным, когда повторно воспроизводится именно конкретный объект и родовым, когда воспринимаемый объект относится к какому-либо классу объектов.
Узнавание - это осознание человеком того, что данный объект или событие он уже видел ранее, пережил или заучил.
Воспроизведение - это процесс воссоздания образа объекта, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей (следов памяти), образовавшихся ранее при восприятии объекта.
Как и запоминание, воспроизведение может быть преднамеренным (произвольным, сознательным) и непреднамеренным (непроизвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для человека. При произвольном воспроизведении воспоминания происходят сознательно, в соответствии с поставленной человеком целью. В этом случае воспроизведение более эффективно.
При воспроизведении происходит не просто реконструкция какой- либо информации, а ее интеллектуальная переработка (информация может быть дополнена, переформулирована, изложена в другой последовательности). При этом сама суть информации должна оставаться неизменной.
Узнавание и произвольное воспроизведение связаны с таким психофизиологическим процессом, как припоминание, т. е. сознательным извлечением из долговременной памяти необходимой информации.
Процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Чаще всего затруднения возникают при воспроизведении чего-либо, и гораздо реже - при узнавании, т. е. узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

1.1.5. Мышление

Мышление - активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозге в форме понятий, суждений и умозаключений.
Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает только тогда, когда в жизни и практике человека появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства. Такая ситуация называется проблемной. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, человеку удаётся создать, найти или изобрести новые средства и способы достижения цели. Элементарное мышление связано с ощущениями и восприятиями, с памятью и воображением и его важнейшая роль заключается в координации и упорядочении этих процессов.
Процесс мышления состоит из нескольких этапов:
1. Понятия — результат основных мыслительных операций. Понятием является любое слово, которое обозначает не отдельный предмет, а целую группу предметов, явлений. Понятия могут быть выработаны самим человеком, а могут быть усвоены.
2. Суждения - это понятия, связанные между собой многосторонними и сложными связями, которые выражаются в словах или сочетаниях слов. Когда мы выносим суждение, то оно фиксирует в нашем сознании общие и существенные свойства определённой группы предметов.
3. Умозаключения - это связанные воедино суждения. Умозаключения выражаются в предположениях, которые опираются на знания, зафиксированные в нашем сознании в форме суждений и понятий.
Существует несколько видов мышления: наглядно-действенное (анализ и синтез познаваемых объектов в процессе практической деятельности с ними), наглядно-образное (процесс трансформации представления об объекте, например мысленное его вращение), словесно-логическое (процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира). Для профессиональной деятельности особое значение имеет оперативное мышление.
Оперативное мышление - это такой процесс решения практических задач, в том числе и задач управления, в результате которого формируется модель действий (план операций), обеспечивающая решение задачи.
Мыслительный процесс человека-оператора связан с формированием у него оперативного образа (например, штурман действует исходя из представления о положении корабля относительно берегов, диспетчер принимает решения в соответствии с образом воздушной обстановки). Оперативный образ формируется на основе соотнесения текущей информации о состоянии объекта с той информацией, которая была известна о нём ранее. Оперативное мышление имеет свои особенности, одной из которых является то, что мыслительные операции жестко ограничены по времени, процесс принятия решения и его исполнения проходят одновременно. Поэтому для безошибочной и безопасной работы человек-оператор должен обладать некоторыми особенностями мышления: скорость (зависит от подвижности нервной системы), широта (зависит от способности человека мобилизовать все свои накопленные знания для решения задачи) и гибкость (способность управлять своим мышлением, сообразуясь с действительностью).

1.1.6. Эмоции

1.1.7. Воля

Характер человека тесно связан с ещё одним личностным качеством - волей. Сильный характер всегда предполагает сильную волю человека, безволие отождествляется со слабостью характера. Слабовольный человек, даже при богатстве знаний и талантов, не сможет реализовать себя в жизни. Воля объединяет и направляет весь комплекс психических процессов для достижения цели. Проявление воли - это сознательное управление всеми психофизиологическими процессами при наличии отвлекающих факторов.
Главную роль в процессе управления играют цели человека. Целью может стать любая потребность, любой запрос. С целью связано стремление - мобилизующее, побуждающее воздействие целей, проявляющееся в поступках.
Стремиться - значит хотеть достижения цели, т. е. относиться к ней эмоционально. Стремление - это двигатель человеческих поступков.
Человеческий поступок состоит из сложных процессов:
1) волевое действие - мобилизация знаний и умений, необходимых для выполнения деятельности, предвидение различных трудностей, с которыми человек может столкнуться при достижении цели;
2) мотивирование - это психологический процесс подготовки волевого действия. За каждым человеческим поступком кроется мотив. Иногда возникает два противоположных мотива и человеку необходимо сделать выбор (например, под влиянием усталости в процессе труда потребность в отдыхе выступает как мотив к прекращению работы, а в качестве противоположного мотива к продолжению работы выступает чувство долга).
Все эти сложные психические процессы лежат в основе сознательной дисциплины. Дисциплинированность, чувство долга - это необходимые условия безопасной и безошибочной работы. Они требует от человека мобилизации всех сторон психической деятельности, сознательного управления поступками, эмоциями, умения преодолевать отвлекающие факторы. Сознательная дисциплина - важнейшее качество для работающего человека, особенно для человека-оператора, профессиональная деятельность которого связана с большой ответственностью за здоровье и жизнь других людей.

1.2. Основные психофизиологические качества, необходимые человеку-оператору

Читайте также: