Расскажите о детстве петра 1 какие события отразились на его личности взглядах убеждениях кратко

Обновлено: 30.06.2024

За время тысячелетней истории Российского государства на престоле сменилось сотни правителей. Все они отличались манерой правления и не всегда были успешными. Кто-то являлся сильным полководцем, некоторым удавались внутренние политические реформы, а кому-то были присущи блестящие дипломатические качества. Только Петр Великий воплотил в себе лидерские способности во всех сферах государственной жизни. Благодаря ему Россия стала великой Империей.

Детство

Петр Романов родился 30 мая 1672 года в царской семье. Отец Алексей Михайлович с детства приучал сына к военным наукам, задаривая его игрушечными пистолетами и оловянными солдатиками. В трехлетнем возрасте к мальчику, в качестве наставника был приставлен полковник Менезиус. Благодаря полководцу будущий царь начал обучаться военному делу раньше, чем грамоте.

Когда царевичу исполнилось 4 года, умер отец. На престол взошел Федор Алексеевич, брат покойного. Он позаботился о том, чтобы Петр получил хорошее образование и нанял ему учителей сложных наук. С 5 лет мальчика обучали чтению и письму, с 10 лет точным наукам и военному делу.

Учителями царевича были иностранные ученые:

  • Голландец Тиммерман – математика, геометрия.
  • Голландец Брант – морское дело.
  • Шотландец Гордон и француз Лефорт – военное ремесло.

Преподаватели с детства прививали царевичу интерес к европейской культуре и создали особый эмоциональный фон, направленный на развитие политической деятельности.

Петр 1 в молодости

Стрелецкий бунт

Серьезное влияние на становление личности Петра 1 оказали мятежи 1682 и 1698 годов. Первый бунт случился после смерти Федора Алексеевича. На тот момент Петру было всего 10 лет. Когда вооруженные мятежники подошли к Кремлю, на лице мальчика не отразилось ни одной эмоции. Тем не менее, страх за свою жизнь и жизнь матери навсегда отпечатался в памяти царевича. Именно это потрясение стало причиной нервозности и быстрой раздражительности Петра в будущем. Второе Восстание московских стрелецких полков произошло во время пребывания молодого императора в Великом посольстве. Исследователи выдвигают несколько причин мятежа:

  • Незадолго до события, Петр вернулся из-за границы и приступил в политической деятельности. Сестра Софья, являющаяся продолжительное время регентом и не имеющая формальных полномочий, решила свергнуть брата и вернуть себе власть.
  • Более года Софья не платила зарплату служащим стрелецкого полка, в связи с чем, перед государственной армией возник огромный долг.

Восстание быстро подавили. Более 2 тыс.мятежников были казнены на Красной площади. Доказать причастность сестры к восстанию император не смог, но все же отдалил ее от власти, заключив в Новодевичий монастырь. Победа Петра окончательно укрепила его власть в стране.

Путешествие по Европе

Серьёзный отпечаток на мировоззрение царя Петра оказали его путешествия по западноевропейским странам. Уезжая за границу с Великим посольством, 26-летний юноша вернулся в Россию лишь спустя 2 года. С точки зрения родственников и близких подданных это был совсем другой человек. Петр видел отставание своего государства от запада: отсутствие цивилизации, слабое развитие ремесел и торговли, острая потребность в образованных людях. Он сразу же приступает к всеобъемлющим реформам, название которым – европеизация. Благодаря предвидению императора, некогда отсталая Россия не только догнала, но и превзошла большинство стран мира.

2. Какую роль в период двоецарствия играла царевна Софья? Каково ваше мнение о её деятельности на посту правительницы?

3. Какой образ жизни вёл Пётр в Преображенском? Чем его занятия отличались от обычных занятий царских детей?

4. Как началось самостоятельное правление Петра?

Самостоятельное правление Петра началось в 1689 году. Петр получил известие о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Софьи. Он покинул Преображение и выехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. К лавре потянулись бояре, дворяне, военные, прибыл и патриарх Иоаким. В сентябре Петр вступил в Москву и, объявив о прекращении правления Софьи, заточил ее в Новодевичий монастырь. Его брат Иван до самой своей смерти в 1696 г. не вмешивался в государственные дела.

5. Какой опыт извлёк Пётр из Азовских походов? Для чего было организовано Великое посольство? Почему царь отправился в Европу инкогнито?

Азовские походы показали Петру I необходимость создания флота, мощной артиллерии, а также убедили Петра I в необходимости поиска союзников для закрепления России на южных рубежах. Таким образом, главной целью Великого посольства была организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции. Отправляясь инкогнито, Петр I сохранял в тайне истинное значение Великого посольства, а также это исключало возможность нападения Турции на Россию, которая оставалась без царя.

6. Каков был главный итог деятельности Великого посольства? Совпадал ли он с намеченными целями?

Главной целью Великого посольства была организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции. Но в Европе главной задачей было остановить Францию. И ради этого Австрия и ее союзники спешили заключить с Турцией мир. Однако Великое посольство дало понять Петру, что главным направлением внешней политики его царствования станет западное. Вместо союзников в войне с Турцией Петр нашел союзников для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю.

Стр. 24

Работаем с картой

1. Используя карту, докажите, что направление Азовских походов Петра I было для России с военной точки зрения более выгодным, чем направление Крымских походов В. В. Голицына.

Направление Азовских походов Петра I было выгодным с военной точки зрения, так как походы шли через опорные пункты, тогда как Крымские походы В. В. Голицына проходили через степи, где армия не имела пунктов снабжения, подвергалась нападениям. К тому же Азовские походы позволяли использовать флотилию, которая двигалась по Дону.

2. Найдите на современной политической карте страны и города, которые посетило Великое посольство.


Великое посольство посетило Латвию (Рига, Елгава, Лиепая), Россия (Калининград), Германия (Бранденбург, Ганновер), далее Голландия (Амстердам), Англия (Лондон), Германия (Лейпциг, Дрезден), Чехия (Прага), Австрия (Вена), Польша (Краков).

Стр. 24.

ИЗ ПИСЬМА ПЕТРА I ЦАРЕВНЕ НАТАЛЬЕ АЛЕКСЕЕВНЕ

1. Где и когда (примерно) было написано письмо?

Данное письмо примерно было написано в 1696 г. во время второго Азовского похода.

2. Что нового вы узнали из письма об осаде Азова и о личности Петра?

Петр I лично участвовал в сражениях, не боясь пушечных ядер и пуль. К Азову на помощь подошли турецкие войска, но не стремились нападать на русские войска.

3. Согласны ли вы, что в выделенном предложении Пётр пишет о возможном перемирии с неприятелем? Обоснуйте своё мнение.

Я не согласен с этим утверждением. На мой взгляд, в выделенном предложении Петр указывает на то, что турки желают перемирия. Сам Петр не планировал этого делать.

ИСТОРИК С. М. СОЛОВЬЕВ О ПЕТРЕ I

1. Как автор документа относится к Петру I? Почему вы так решили?

С. М. Соловьев положительно оценивает личность Петра I, называя его олицетворением всего русского народа в эпоху преобразований, царем-работником с мозольными руками.

2. Можно ли и других российских царей назвать работниками, подобными Петру Великому? Своё мнение аргументируйте.

Я считаю, что среди русских царей работником можно назвать только Петра I, так как он своими руками добился выполнения многих задач. Он лично обучался новым навыкам, которые в дальнейшем применял на практике; владел несколькими десятками профессий, что было несвойственно ни одному из русских царей.

Пётр был очень смышлёным мальчиком. Много времени он проводил за играми.
Для этого был создан "потешный" полк из детей придворных и простых людей.
Пётр много трудился как простой мастеровой, много учился, мог своими руками
построить корабль.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Пётр Первый появился на свет в 1672 году 30 мая, но был крещён только спустя месяц – 29 июня. Почему мальчику дали такое имя - не известно. Да и где он родился, тоже остаётся загадкой. По народным сведениям – в селе Коломенское. А вот учёные считают совсем иначе, что в Теремном дворце.

Ранние годы

Пётр был 14-м ребёнком от Алексея Михайловича, отца мальчика, и 1-ым от жены Нарышкиной. Вместе с маленьким мальчиком в тот же день родился и Фёдор – будущий наследник.

Ходить Пётр Первый научился в 6 месяцев. Когда царевичу исполнилось ровно год, его отстранили от родной матери и наняли нянек. С самого детства увлекался военными игрушками – танками, пистолетами, луками и стрелами.

Образование Петра

Пётр учился дома. Знал четыре иностранных языка. Но имел малый запас русских слов, до самой смерти писал с ошибками, не знал грамматики. Так и не получил хорошее образование от своих учителей.

Восхождение на престол

Когда Петру исполнилось 4 года, умер Алексей Михайлович – отец маленького царевича. Теперь стал вопрос, кто взойдет на престол.

Изначально думали поставить на престол Ивана Третьего, но из-за своей болезни он так и не смог занять должность царя. Тогда решили короновать четырёхлетнего Петра. Но, как оказалось, такая затея многим не понравилась.

15 мая, 1682 года войска (в основном – стрельцы) устраивают заговор и идут к Кремлю. Сам Пётр Первый и Иван не пострадали, их вовремя спрятали на Красное крыльцо, но бунт не остановился. Буквально за считанные минуты были убиты многие бояре и два родных дяди будущего императора. Далее пострадали и другие сторонники Натальи.

Спустя 12 дней, стрельцы захватывают дворец и заявляют, чтобы Ивана признали первым царём, а Петра Первого – вторым. Придворные и служащие поразмышляли и неохотно кивнули в знак согласия. Через месяц состоялось венчание двух царевичей.

Но, из-за малолетства, стрельцы настояли на том, чтобы государством управляла Софья Алексеева, а Пётр со своей матерью убрались в Преображенное.

В Кремле хранился двухместный маленький трон для юных неопытных царей. В нём находилось незаметное отверстие. Через него придворные и бояре подсказывали, что говорить Петру на серьёзных или важных церемониях.

Забавы Петра Первого

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Читайте также: