Распространение собственного педагогического опыта в школьных методических мероприятиях

Обновлено: 07.07.2024

В своей книге “Управление качеством образования” М.М. Поташник формулирует главное условие (изначальное), при котором образование может дать высокое качество – совпадение усилий педагогов с собственными усилиями ребёнка (ребёнок должен хотеть быть обучаемым, воспитуемым) – явление “педагогического резонанса”. И только тогда исходным в учреждении становится понятие не образования вообще, а образование личности как процесс и результат личной заботы, личных заслуг и неудач, т.е. деятельности по сотворению собственной личности.

Более 300 лет назад Я.А.Каменский предложил субъект-объектную педагогику (классно-урочную систему обучения). Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку, как субъекту учебной деятельности. Идеология ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) подразумевает, в том числе, субъект-субъектные отношения в процессе обучения.

В 2004 году нашей школе присвоен статус “Федеральная экспериментальная площадка” для реализации проекта “Формирование здоровья и развитие личности детей и подростков в процессе физического воспитания познавательно-развивающей направленности в образовательных учреждениях юга Кузбасса”. В 2006 году - статус “Областная экспериментальная площадка” по отработке и реализации здоровьесберегающего направления в ПНП “Образование” по теме “Формирование здоровья и развитие личности обучающихся и воспитанников в системе непрерывного физического образования”. Активно и успешно школа осуществляла инновационную деятельность по разработке и внедрению здоровьесберегающих технологий под руководством к.п.н. Н.В.Коваленко.

Возглавляя работу методического совета школы, я отчётливо понимала значимость поставленной перед педагогическим коллективом и мной лично цели. Непростая работа – работа в эксперименте. Были наблюдатели, были жёсткие оппоненты и даже откровенные циники. Но единомышленников становилось всё больше! Я поняла простую, но основополагающую истину, нельзя быть урокодателем! Сама атмосфера эксперимента обязывала искать свой почерк работы с учениками!

В 2006 году наша школа (первая в городе!) стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и получила грант 1 млн. рублей. И я безмерно счастлива, осознавая свой вклад в такое великое дело!

Я убеждена, каждый учитель имеет свою собственную методическую систему. По-своему, опираясь на знания и опыт, решает непростые задачи современного образования. Дело лишь в том, что не каждый педагог осознаёт это. Поэтому очень часто учителя-таланты говорят такую фразу “. я работаю по традиционной методике. ”. Естественно, они имеют в виду традиционную парадигму образования.

Являясь членом городской проблемной группы по обобщению и распространению педагогического опыта, я имела счастливую возможность неоднократно убеждаться в необычайных педагогических способностях моих коллег. Вместе с тем я ещё раз убедилась в необходимости помогать, учителю делиться опытом своей работы, поддерживать его при демонстрации педагогических достижений и находок.

Хочу поделиться опытом работы методического совета нашей школы по обобщению и распространению педагогического опыта.

Приступая к выполнению любого дела (мероприятия, программы, обобщению своего опыта или опыта коллег и т.д.), проведите

Анкету для себя.

1. Что это дело дает мне?

2. Что я смогу дать делу? Или: что я могу сделать для наиболее оптимального выполнения данной работы с наименьшими затратами сил (физических и психологических) своих и тех, с которыми и для которых я буду работать.

Искренние ответы на вопросы этой анкеты определят план ваших дальнейших действий.

По результатам такого анкетирования методический совет школы разработал:

Схему самообразования учителя (приложение 1).

Схему подготовки и проведения научно-практической конференции учителей (приложение 2).

План мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта учителей (приложение 3). Хочу отметить существенные пояснения к этому плану (приложение 4).

Таблицу, содержащую информацию об учителях, чей опыт изучается, обобщается и распространяется в конкретном учебном году (приложение 5).

Тематический педсовет “Педагогический опыт – крупицы творчества” (приложение 6).

  • разработали систему мероприятий по мотивации учителей на самообразование;
  • разработали и провели консультации для учителей по анализу и самооанализу урока с позиций реализации здоровьесберегающих технологий;
  • заметно продвинулся процесс распространения педагогического опыта учителей по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
  • разработали подпрограммы Программы развития школы: “Научно-методическое обеспечение здоровьесберегающего урока”, “Сохранение и укрепление здоровья учителя”.

Мы логически включаем в повестки других педагогических советов вопросы по обобщению и распространению педагогического опыта учителей.

В результате творческой работы методического совета школы сформировалась оптимальная для нашего педагогического коллектива система работы по обобщению и распространению педагогического опыта

I. Выявление педагогического опыта (ПО)

КЕМ ГДЕ КОГДА
Методические объединения и сообщества

II. Утверждение кандидатур учителей для изучения их ПО по представлению на методсовете школы.

  1. Работа администрации школы с учителями по мотивации их на эту работу. Когда эта работа будет успешной, то 80% дела сделано. Здесь обязательна анкета для себя, о которой я упоминала выше.
  2. Где изучается ПО: уроки, семинары, внеклассные мероприятия. Здесь опять же очень активно работает администрация школы и руководители МО.
  3. Контрольно-аналитическая деятельность администрации школы (срезы, тесты, проверочные контрольные и самостоятельные работы, результативность участия обучающихся в различных конкурсах, НПК).
  4. Работа методсовета школы по результатам изучения ПО.

У учителя должна быть возможность (обязательная!) периодически представлять свой опыт. Сегодня такая возможность ЕСТЬ! Главный девиз: не ленись! Никто лучше тебя самого не сможет презентовать твой опыт!

  • открытые уроки;
  • индивидуальные консультации для коллег и родителей;
  • семинары;
  • мастер-классы;
  • выставки педагогических достижений;
  • конкурсы педагогического мастерства;
  • размещение своих статей, разработок уроков и внеклассных мероприятий в газетах и журналах.

Вместо заключения

Очень существенные примечания:

Обратимся к новому Положению об аттестации педагогических работников. Приложение №1 к приказу департамента образования и науки Кемеровской области “Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории. по должности “учитель”. Пункт II “Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания”, подпункт 1 “Наличие целостного обобщенного педагогического опыта”. И многие учителя, имея богатейший педагогический опыт, могли бы его представить.

  • Должен быть документ, который бы четко определял, в каком случае педагогический опыт учителя считается распространенным (печатное издание? участие в конкурсах, выставках, НПК? урок? или что?).
  • Необходимо, наконец, разработать единые требования к оформлению работы для обобщения ПО (удобно, например, по теме самообразования учителя)

К обсуждению таких важных вопросов можно и нужно привлекать учителей.

Методическим службам различного уровня необходимо создавать творческие группы по вопросам обобщения и распространения ПО. Работа, на первый взгляд, рутинная. А на самом деле очень интересная и НУЖНАЯ! Стереотип мышления учителя в отношении презентации собственных достижений и побед почти не изменился за последние 3-5 лет. Поэтому учителю нужно помогать. С желанием и заинтересованностью!

Городское методическое объединение руководителей ШМО
Колова Л.В.

Формы распространения педагогического передового и положительного опыта.

Распространение опыта работы - комплекс мероприятий достаточных по объему и содержанию, обеспечивающих преемственность инновационного и передового педагогического опыта, его внедрение в массовую практику.

Распространение опыта может проводиться в различных формах: устная;
практическая;
печатная;
наглядная.

Устная форма представления опыта осуществляется путем организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об опыте. Это может сделать методист городского управления образования, руководитель школы, руководитель МО, сам учитель, опыт которого обобщен. Выступления организуются на педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.

Практическая форма представления опыта – это демонстрация опыта во время открытого урока, внеклассного мероприятия, мастер – класса и т. д. Его эффективность как средства распространения опыта будет выше, если целевая установка четко сформулирована (показ идеи обобщенного опыта, ее пропаганда) и будет заранее доведена до сведения учителей. Именно эти идеи и должны потом стать предметом коллективного обсуждения педагогов.

Печатная форма. Опыт учителя может быть описан в стенной газете, методическом бюллетене, статьях городских газет, научных работах; возможно издание в школе рукописных сборников из опыта работы учителя, интернет сайтах.

Формы распространения передового педагогического опыта

Открытый урок для представителей экспертной комиссии по аттестации, проведенном на базе Давликеевской основной общеобразовательной школы Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Яңа ел кичәсе “Кыш бабай могҗизалары”1-9 класс

на базе Давлекеевской основной общеобразовательной школы Апастовского муниципального района РТ

8 март- Халыкара хатын-кызлар көне 7 класс

на базе Давлекеевской основной общеобразовательной школы Апастовского муниципального района РТ

“Материки” 5 класс

Открытый урок с применением элементов Сингапурской методики для представителей РОО, проведенном на базе Давликеевской основной общеобразовательной школы Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Открытый классный час, проведенном на базе Давлекеевской основной общеобразовательной школы Апастовского муниципального района РТ

Открытый классный час по информатике, проведенном на базе Давлекеевской основной общеобразовательной школы Апастовского муниципального района РТ

Открытый классный час по информатике, проведенном на базе Давлекеевской основной общеобразовательной школы Апастовского муниципального района РТ

Выпуск стенд газету, на базе Давлекеевской основной общеобразовательной школы Апастовского муниципального района РТ

Участие в семинарах

Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения

Учебно-методический комплекс "Сферы. Биологи (5-9)" как инструмент организации требований ФГОС ООО.

Участия и выступления на конференциях

Тема конференции, кем организована,для каких категорий работников образования проведена, место проведения

Московской Ассоциацией предпринимателей Оргкомитета Международного Слета учителей РФ, г.Москва

Всероссийская научно-практическая конференция «Современный урок-проблемы, подходы,

Тема (название),вид публикации, количество страниц

Программа по предпрофильной подготовке обучающихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека", электронное издание,

Социальная сеть работников образования.

Открытый урок по биологии (на татарском языке) "Зрительный анализатор", электронное издание, 25 страниц

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества.

Социальная сеть работников образования.

публикация авторского материала “Программа по предпрофильной подготовки”

публикация авторского материала “Суша земли . Материки”

Результаты участия в конкурсах

Всероссийский Интернет-конкурс педагогического творчества.

Вид, тема (название или описание) мероприятия

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. Диплом участника.

Учитель и ученик растут вместе… Значит, современной школе нужны учителя, уделяющие внимание самообразованию и саморазвитию. В своей работе стараюсь непрерывно проводить профессиональное образование и заниматься саморазвитием.

Форма профессионального развития

Благодарственное письмо МБОУ "Давликеевской основной общеобразовательной школы" Апастовского муниципального района РТ за добросовестный труд, высокое педагогическое мастерство, значительный вклад в развитии сферы образования, плодотворную работу по итогам 2012-2013 учебного года.

Диплом за организацию сверхпрограммного конкурса Альбус, объявленного Институтом Развития Школьного Образования

Диплом за организацию сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады Олимпус Осенняя Сессия.

Почетная Грамота Муниципальное казенное учреждение "Отдел образования Исполнительного комитета Апастовского муниципального района Республики Татарстан" за I место в личном зачете на Районной зимней Спартакиаде работников образования Апастовского муниципального района РТ по виду "Шорт-Трек"

Почетная Грамота Муниципальное казенное учреждение "Отдел образования Исполнительного комитета Апастовского муниципального района Республики Татарстан".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обощение и распространение собственного педагогического опыта.

Данная презентация содержит материал о ситемно-деятельностном подходе в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения. Представлена на РМО учителей биологии.

Распространение собственного педагогического опыта

1)Во вложенном файле представлен перечень методических публикаций преподавателя Мищенко М.В.1) Сб.


Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на разных уровнях


Публикации по обобщению и распространению собственного педагогического опыта как учителя предметника


Публикаций по обобщению и распространению собственного педагогического опыта как учителя предметника


Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учител.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Учитель рассказывает о своей педагогической деятельности, делится опытом работы, о своем участии вразных мероприятиях.

1. Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным требованиям, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам образец педагогической деятельности, который приносит лучшие по сравнению с массовой практикой результаты; высокое мастерство, итог личного, локального эксперимента педагога.

Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является важной частью методической работы ДОО.

Роль старшего воспитателя в обобщении опыта работы очень велика, так как именно он должен увидеть ППО в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами, с помощью каких методов и приемов достигаются высокие результаты.

Распространение педагогического опыта – процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления или результаты опыта инновационной педагогической деятельности до целевой аудитории, апробирование данного опыта другими педагогами и внесение в него необходимых корректив.

· Распространение передового педагогического опыта

После обобщения педагогом положительных результатов по одному из направлений профессиональной деятельности, ему следует помочь определить пути распространения собственного опыта.

Распространение опыта должно последовательно осуществляться на различных уровнях: локальном (внутри ДОО, муниципальном, республиканском (региональным, федеральном и т. д.

Внедрение - наиболее важный и наименее изученный этап в системе распространения передового опыта.

Можно хорошо изучить и обобщить, даже успешно пропагандировать и в приказном порядке заставлять его применять, и все же успеха не достичь. Внедрение нелегко дается воспитателю ДО, он требует творческих усилий, способности к трансформации и преодоления трудностей, большого желания и силы воли, настойчивости и умения анализировать свои ошибки и неудачи. Неудачи в начале, даже при самой тщательной подготовке, неизбежны. Нужны навыки, приспособления, отработки приема с учетом своих индивидуальных данных.

Внедрение передового педагогического опыта

может быть организовано в каждой образовательной организации независимо от качественного состава кадров. В связи с этим старшему воспитателю необходимо периодически оформлять в методическом кабинете выставки имеющегося отечественного и зарубежного передового опыта работы, с аннотацией и рекомендациями по его внедрению.

ППО коллег помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует разработке собственного опыта, совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

С педагогами, которые будут внедрять опыт, составляется перспективный план работы, включающий изучение теории вопроса и определение форм и видов работы, которые будут внедряться.

Общая технология внедрения передового педагогического опыта в практику может быть кратко выражена в следующей последовательности:

- Ознакомление педагогов с передовым опытом, разъяснение его преимуществ по сравнению с традиционными методами;

- Создание благоприятных условий для развития творчества педагогов, показ приемов работы на практике;

- Организация практической работы с применением интерактивных методик;

- Организация педагогического направления введенных рациональных методов работы;

- Моральное и материальное поощрение носителя передового педагогического опыта.

2. Распространение опыта может проводиться в различных формах:

Устная форма представления опыта осуществляется путем организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об опыте. Это может сделать педагог дошкольного образования, руководитель ДОУ, опыт которого обобщен. Выступления организуются на педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.

Практическая форма представления опыта – это демонстрация опыта во время открытого занятия, мероприятия, мастер – класса и т. д. Его эффективность как средства распространения опыта будет выше, если целевая установка четко сформулирована (показ идеи обобщенного опыта, ее пропаганда) и будет заранее доведена до сведения воспитателей. Именно эти идеи и должны потом стать предметом коллективного обсуждения педагогов.

Печатная форма. Опыт педагога может быть описан в стенной газете, методическом бюллетене, статьях городских газет, научных работах; возможно издание в ДОО рукописных сборников из опыта работы воспитателя, интернет сайтах.

Существуют следующие основные формы обобщения опыта : открытые педагогические мероприятия, рассказ, описание (доклад).

При организации открытого показа педагогам предлагается просмотреть отдельные приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов. Данное мероприятие предполагает определенную подготовку, которая поможет интересно организовать обсуждение увиденного.

Рассказ используется при организации выступления на педсовете, семинаре, консультации и других формах методической работы, где непосредственно в живом изложении педагог поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это описание собственного опыта работы.

Описание (доклад) предполагает более глубокий аналитический уровень обобщения опыта, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Роль старшего воспитателя на данном этапе работы предполагает оказание помощи педагогу в анализе и формулировке результатов, подборе наиболее эффективных материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и др.).

Для учета ППО в ДОО следует ежегодно заполнять (пополнять) соответствующую информационную карту учета передового педагогического опыта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разнообразные формы распространения педагогического опыта. Для аттестации учителей.

Формы распространения передового педагогического опыта:

педагогические советы, совещания по проблемам педагогики;

научно-методическая и научно-практическая конференции;

творческий отчет и публичные доклады;

открытый урок (показ приемов и методов работы);

семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы);

конкурсы профессионального мастерства;

фестивали педагогического творчества;

методический плакат (анализ результатов работы);

панорама педагогических достижений;

защита авторского проекта;

картотека приемов педагогической техники;

работа тьютеров на тематических заседаниях МО;

творческая лаборатория (тренинги и практические занятия);

педагогический марафон творчески работающих учителей;

издательская деятельность (публикации в специализированных изданиях, методических журналах, сборниках на образовательных сайтах);

работа на Интернет-сайте;

дистанционный сетевой семинар;

участие в работе экспертных групп;

тематические круглые столы;

апробация программно-методических комплексов, методик, дидактических средств новаторского типа;

Читайте также: