Расписание совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах в доу

Обновлено: 30.06.2024

В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах.

Режимные моменты - это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ.

Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности – игре.

В этой деятельности решаются такие образовательные задачи как:
• формирование общей культуры детей
• культуры поведения, общения
• питания, сна, здоровья
• безопасности жизнедеятельности
• развитие личностных и физических качеств
• предпосылок к учебной деятельности

Осуществляя образовательную деятельность в режимных моментах, я учитываю не только индивидуальные особенности детей их настроение, их предпочтение к тем или иным видам деятельности, но и стараюсь организовать режимные моменты так, чтобы в них отражались все виды направлений образовательной деятельности: речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.

Рассмотрим различные варианты современных форм обучения, которые строятся на основе детских видах деятельности в режимных моментах.

Режимные моменты планирую как в первой, так и во второй половине дня.

Прием детей. Важным условием создания хорошего настроения детей является ласковый, приветливый прием детей является. Во время утреннего приема воспитываю общую культуру поведения детей - привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаю внимание на внешний вид детей, побуждая к стремлению выглядеть опрятно. При приеме провожу индивидуальные беседы. Спрашиваю, что интересного видел ребенок по дороге в садик, обсуждаем погоду, сезонные изменения в природе.

В утренний прием детей использую экспериментальную деятельность, например, с блеском для губ, здороваясь за руку с каждым ребенком, предварительно намазав гель на ладонь, тем самым продемонстрировав, им как могут передаваться микробы и для чего надо мыть руки с мылом перед едой, после прогулки и т. д.

Детское экспериментирование позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям очень нравится проводить реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух, магнит и т. п.), что помогает им освоить существенные признаки неживой природы, растительного мира.

Стараюсь включить детей в тот вид деятельности, который наиболее интересен им в данный момент: игры с другими детьми, понравившаяся ранее игрушка, настольные игры, дидактические, вкладыши, игры по сенсорике, если ребенок выказывает желание, поручаю ему посильное трудовое поручение.

При формировании культурно-гигиенических навыков чтение стихов о воде, её пользе. В кратких беседах знакомлю детей со значением воды в жизни людей, о необходимости бережного использования водных ресурсов. В процессе умывания уточняем название умывальных принадлежностей, из какого материала они изготовлены, называем их цвет, форму, уточняем значимость совершаемых действий.

Во время прогулки я способствую тому, чтобы дети провели ее с пользой для своего физического развития. Для этого провожу подвижные игры развивающие быстроту, ловкость, выносливость, индивидуальную работу по развитию движений (равновесие, перепрыгивание, метание в цель, даль и др.)

При проведении посильного хозяйственного труда на участке обсуждаем назначение орудий труда, их безопасное использование. Способствую воспитанию уважительного отношения к труду, людям, выполняющим эту работу.

Важнейшим компонентом прогулки является наблюдение за живой и неживой природой. Чтение стихов о том, зачем наблюдаем, загадывание загадок о природных явлениях, домашних животных, знакомство с приметами, пословицами и поговорками способствует эмоциональной отзывчивости детей, расширяет их кругозор, способствует активизации и обогащению словаря детей. На прогулке широко использую разнообразные дидактические задания, тем самым предоставляю детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирую их мыслительные операции, предлагаю выполнять обследовательские действия. В ходе всей этой работы у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развиваются наблюдательность, внимание, память, разнообразные движения. Во время выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.

По возвращении с прогулки, побуждаю детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитываю стремление оказывать посильную помощь друг другу при раздевании, что способствует сближению детей, становлению дружественных взаимоотношений. Слежу за тем, чтобы дети аккуратно убирали вещи в шкаф, воспитываю бережное отношение к личным вещам, аккуратность.

Дневной сон необходим для полноценного отдыха детей. Перед сном мы проветриваем все помещения. Беседы о пользе для здоровья сна с притоком свежего воздуха, проведенные в непринужденной форме, способствуют формированию желания заботиться о своем здоровье. Рассказанная в спальне потешка, сказка, спокойным ласковым голосом вызывает у детей положительное отношение ко сну.

Поведение героев сказки, их поступки, личностные качества являются яркими примерами нравственного поведения. Эмоционально прочитанное произведение вызывает живой отклик в детях. Помогает понять и осознать красоту окружающей природы, сложность человеческих взаимоотношений, способствует пониманию добра и зла. Вместе с детьми мы рассматриваем яркие иллюстрации в книгах, обсуждаем увиденное, делимся своими впечатлениями. Активно использую игры-инсценировки - это игровые ситуации, которые побуждают детей к положительным формам общения, формируют чувства сопереживания отзывчивости, желание оказать помощь. В свободной деятельности дети используют различные виды театров: кукольный, настольный, теневой. Всё это способствует развитию связной речи, формированию у детей коммуникативных навыков (умения распределять роли, договариваться о выполнении главной роли, считаться с интересами и желаниями друг друга)

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для дальнейшей организации самостоятельной игры.

Организованная таким образом образовательная деятельность в режимных моментах способствует успешной реализации многих образовательных задач и её не следует рассматривать как дополнение к организованной образовательной деятельности. Напротив, в новых нормативных документах акцент с организованной образовательной деятельности переносится на образовательную деятельность при проведении режимных моментов.

Ситуации общения, беседы и разговоры с детьми, игровые тренинги Беседы:

Кто больше запомнит?Взрослый называет слово (например, яблоко, ребенок должен повторить это слово и назвать любое слово. Эти два слова повторяет взрослый и называет свое третье, ребенок уже повторяет три слова и называет четвертое и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок воспроизводит услышанные слова. Игру можно проводить несколько раз.

Цвета. За 2 минуты ребенок должен назвать 10 предметов какого-либо предложенного взрослым цвета (красного, зеленого, желтого и т. д.)

Задание 1. Представь, что ты мяч. Представь, что кто-то взял тебя в руки. Тебя крепко держат в ладонях. И вот тебя уже направляют другому игроку. Ты летишь. Тебя ловят. Покажи это! Общение:

«Права и обязанности детей в группе (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки)

1) Вспомни, как прыгает щенок за косточкой. Покажи!

2) Покажи машину, которая вынуждена затормозить у светофора.

3) Каким движением полицейский останавливает автомобиль? Покажи.

4) Покажи, как бабушка поправляет очки.

5) Как кошка нежится на солнышке? Покажи.

театрализованная игра, игра-драматизация,

Досуг здоровья и подвижных игр Театрализациясказки

пересказывать эпизоды сказки с опорой на иллюстрации.

выполнять движения под музыку, передавать действия персонажа.

Постройка домика из песка:применять знания о свойствах сухого и мокрого песка, вы-полнять постройки по замыслу. Демонстрировать способы обыгрывания построек.

Постройка моста:Достраивать мост в соответствии с сюжетом игры.

воспроизводить ритмический рисунок.

Игра-театрализация русской народной потешки

Настольный театр По сюжету русской народной сказке

Строим забор и ворота

Постройка башни из песка

Образовательная деятельность в режимных моментах. Картотека. Младшая группа. Образовательная деятельность в режимных моментах. МЛАДШАЯ ГРУППА Закреплять позитивное отношение к умыванию, учить воспринимать мытье рук.

Образовательная деятельность в режимных моментах (одевание на прогулку, наблюдение за трудом дворника) Цель : - активировать познавательную деятельность; - создавать условия для побуждения речевой активности; - развивать умение видеть целесообразность.

С детьми второй младшей группы с сентября по май проводится 10 занятий в неделю длительностью 15 минут. Количество занятий в учебном плане соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПин 2.4.1.3049)

В связи с требованиями к организации режима дня и учебных занятий (СанПин 2.4.1.2660-10) в середине учебного года для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы. В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другое, а также увеличить продолжительность прогулок.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. В Программе дано комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы.




Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе вторая младшая группа

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Примерное годовое планирование

Традиционные события

Календарно – тематическое планирование

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

САМООБСЛУЖИВАНИЕ ИЭЛЕМЕНТАРНЫЙ БЫТОВОЙ ТРУД

Примерная сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах

Режимные моменты Распределение времени в течение дня
Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема от 10 до 50 мин
Самостоятельные игры в 1-й половине дня (до НОД) 20 мин
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке от 60 мин до 1ч.30 мин.
Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня 40 мин
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке 40 мин
Игры перед уходом домой от 15 мин до 50 мин

С детьми второй младшей группы с сентября по май проводится 10 занятий в неделю длительностью 15 минут. Количество занятий в учебном плане соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПин 2.4.1.3049)

В связи с требованиями к организации режима дня и учебных занятий (СанПин 2.4.1.2660-10) в середине учебного года для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы. В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другое, а также увеличить продолжительность прогулок.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. В Программе дано комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы.

Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе вторая младшая группа

Важно отметить, что на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме должно отводиться не менее 3-4 часов.

Примерная сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах

Распределение времени в течении дня

Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема

От 10 до 50 минут

Самостоятельные игры в 1-й половине дня

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке

От 60 минут до 1 часа 30 минут

От 60 минут до 1 часа 40 минут

Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня

Читайте также: