Расцвет дрг деятельность владимира 1 и ярослава мудрого кратко

Обновлено: 06.07.2024

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов — Русская Правда. По смерти его правят его сыновья Изя-слав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.

Владимир Великий (980-1015рр.)-Один из самых ярких политических деятелей европейского масштаба. Он, использовав междоусобную борьбу за власть двух своих братьев - Олега и Ярополка, заручившись поддержкой варяжской дружины, в 980 г. стал великим киевским князем. Княжение Владимир начал с того, что посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русской земли. Он завершил длительный процесс формирования территории Киевского государства: в 982 г. - покорил окончательно вятичей, в 984 г. - радимичей, походом 981 г. вернул Перемышль и Червенские города, восстановил западные границы Руси. В 988 г. Владимир провел административную реформу, по которой вождей племенных объединений заменили в разных городах государства сыновья Великого князя. Этим самым были уничтожены сепаратизм племенной верхушки и обеспечено единство Руси. В результате реформы окрепла система государственной власти на местах. При Владимире завершился процесс формирования государственной территории. Киевская Русь превратилась в крупнейшую европейскую державу, которая протянулась от Карпат до Волги, от Балтики до Черного и Азовского морей. Большое внимание князь Владимир уделял защите рубежей государства от нападения степных кочевников, особенно печенегов с юга. Он начал строить новые города (пограничные) и заселять их сильными и ловкими воинами. В конце Х в. создал огромную и сложную систему валов, крепостей, укрепленных городов, должна была защитить Русь от врагов.
Христианство стало официальной государственной религией на Руси с 988 г. после крещения Владимира Великого, которое состоялось в Херсонесе. Христианство, во-первых, укрепило международный авторитет Киевской Руси, во-вторых, вывело Русь в число передовых европейских стран, в-третьих, способствовало расширению экономических и культурных связей, в-четвертых, стимулировало развитие письменности, литературы, архитектуры, искусства, в-пятых, способствовало объединению населения Киевской Руси под руководством единого князя, наместника Бога на земле.
Ярослав Мудрый (1019-1054). После смерти Владимира между его сыновьями началась жестокая борьба за власть. Старший сын Владимира Святополк убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Решающая битва между двумя претендентами на киевский престол Святополком и Ярославом состоялась весной 1019 г. на реке Альте, она закончилась победой Ярослава. С братом Мстиславом, который княжил в Тмутаракани, вопрос о разделе сфер влияния Ярослав решил мирным путем, предложив ему земли днепровского левобережья с Черниговом. После смерти Мстислава 1036 г. Ярослав окончательно объединил Русь.
Первоочередной задачей Ярослава Владимировича, так же, как и его отца, была защита родной земли от печенегов. Он продолжил дело фортификування южных рубежей государства, строил новые города (Юрьев, Корсунь и др.). В 1036 г., когда огромная орда печенегов прорвала укрепления и окружила Киев, Ярослав собрал большое войско и наголову разгромил врага, отогнав его навсегда от рубежей Русской земли. Одновременно Ярославу Мудрому пришлось заботиться о защите западных границ: отвоевывать у польских феодалов земли, захваченные Болеславом Храбрым 1018 г., освободить от поляков волынский город Белз, вместе с Мстиславом отвоевать и воссоединить с Древнерусского государства / 1031 / всю Июнь Русь.
Во внешней политике Ярослав Мудрый предпочитал методам дипломатических связей, подкрепляя их династическими браками. Сам князь был женат на дочери шведского короля Ингигердой, его дочь Анна была женой французского короля Генриха I, Елизавета - норвежского короля Геральда Смелого, Анастасия - венгерского короля Андрея. Сыновья Ярослава Мудрого Изьяслав, Святослав и Всеволод благодаря бракам скрепили дружеские отношения Киевской Руси с Польшей, Германией и Византией.

Социально-экономический и политический строй Киевской Руси

Киевская Русь - это было раннефеодальное государство. Просу­ществовало с конца IX до начала XII века (примерно 250 лет).

Главой государства был великий князь – высший военачаль­ник, судья, законодатель, адресат дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир, назначал чиновников. Его власть ограничивалась:

Советом при князе: военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.).

Вече - народным собранием: все свободные. Обсуждались любые вопросы.

Удельными князьями - местной родовой знатью.

Первые правители К. Р.: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга - жена Игоря (945-964).

Главным содержанием их деятельности было:

Объединение всех восточнославянских и части финских племен.

Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей.

Защита границ русской земли.

Источник доходов князя и дружины - дань, вы­плачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги - князь Святослав совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава - Владимире Святом в 988 г. было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй:

Гл. отрасль хозяйства - пашенное земледелие, скотоводство. Доп. отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной горо­дов (более 300) - в XII веке.

Общество в Киевской Руси делилось на

- свободных (знать, дружинники, духовенство, купцы, ре­месленники, своб.крестьяне)

- полусвободных (закупы, рядовичи)

- зависимых (рабы: холопы и челядь)

Основной ячейкой феод. хозяйства была вотчина. Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зави­симых от нее общин-вервей. Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. Во главе вотчинной администрации стоял огнешанин.

14. Период феодальной раздробленности Киевской Руси, начавшись в 30-е годы 12 столетия, продлился до самого конца 15 века. Однако многие его признаки вполне отчетливо обозначились уже во второй половине 11 века. Среди причин феодальной раздробленности на Руси историки отмечают такие явления, как: развитие укрепление русских городов, происходившее наравне с развитием Киева; вотчины князей были вполне самостоятельны благодаря ведению натурального хозяйства; многодетность большинства русских князей; традиции престолонаследия.

Русь в период феодальной раздробленности представляла собой множество отдельных княжеств. И, если первоначально Киевское княжество фактически являлось сильнейшим, то с течением времени его лидерство стало формальным в силу экономического ослабления.

Последствия раздробленности на Руси и непрекращающихся княжеских усобиц скоро дали о себе знать. Мелкие княжества не представляли серьезной угрозы для появившихся на границах кочевников. Русские князья, озабоченные проблемами захвата и удержания власти не смогли договориться и дать отпор татаро-монгольским ордам. Но, с другой стороны, современные историки считают период раздробленности естественной частью истории каждого государства.

Владимир ВсеволодовичМономах родился 26 мая 1052 г. Он был сыном Всеволода Ярославича и Анны, дочери императора Византии, Константина 9. С 1067 г. княжил в Смоленске, а с 1078 – в Чернигове. Позднее, до 1125 г, был Великим Киевским князем. Впрочем, известен этот талантливый правитель и как писатель, оставивший после себя литературные труды, дошедшие и до нашей эпохи.

Как ни стремился князь Владимир Мономах к миру, но, часто, именно его попытки замирить враждующих удельных князей приводили его на ратное поле. В 1077 г. произошло первое значительное военное столкновение в биографии Владимира Мономаха. Он, повинуясь приказу Великого Киевского князя Изяслава, выступил против половцев. Через год Великое Киевское княжение досталось отцу Мономаха. В 1078 Владимир получает княжество Черниговское. Но, после того как в 1094 г. под стены выстроенного им замка пришел Олег Святославич и потребовал отдать ему земли отца, будущий Киевский князь, не желая сражаться, просто ушел с дружиной в Переяславль.

Позднее, будучи князем Смоленска, Владимир Мономах активно помогал соседним князьям в борьбе с врагами. В 1097 и 1100 годах – выступал одним из инициаторов съездов удельных князей (соответственно в Любече и Уветичах).

После смерти Всеволода Ярославича Владимир Мономах не стал претендовать на Великий Киевский престол и передал его Святополку 2 Изяславичу, несмотря на завещание отца. По мере сил он оказывал новому Великому князю помощь в военных походах. Правление Владимира Мономаха в качестве Киевского князя началось только в 1113 г. На княжение его призвала знать Киева, испуганная восстанием народа против ростовщиков. Мономах восстание подавил, а так же, выяснил причины его возникновения. Желая предотвратить подобное в будущем, он серьезно способствовал установлению норм долгового права. Устав Владимира Мономаха значительно облегчил участь закупов (должников и наемных работников).

Правление Мономаха ознаменовалась и борьбой с кочевниками – половцами. Князь Владимир не только помогал другим русским властителям в борьбе с ними. Он два десятка раз сам заключал мир с половцами. Был сторонником организации рейдов вглубь половецкой территории и привлечения народного ополчения. Нужно отмерить, что подобная политика сделала Мономаха популярным в народе (в мирные периоды). Отмечены годы правления Владимира Мономаха и войной против Византийской империи. В 1116 году он оказывал военную помощь императору Диогену, который был женат на Марии (дочери Мономаха). Этот конфликт прекратился вскоре после гибели Диогена. А в 1120 г. с земель Руси были изгнаны печенеги.

Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50. Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п.

Наиболее крупными были княжества: Киевское (Киев); Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский); Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский); Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме); Новгородская земля (Великий Новгород). Но определялись три основных политических центра: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля.

Галицко-Волынское княжество возникло на территории Галицких и Волынских земель и было крупнейшим на юге Руси. Здесь возникли крупные боярские вотчины. Благоприятный климат, природные почвы, степные пространства создавали условия для пашенного земледелия и скотоводства. Развитие ремесел способствовало возникновению городов (XII в. — более 80). Среди них — Перемышль, Галич. Холм, Луцк, Берестье, Владимир-Волынский — центры княжеств, ремесла и торговли. Через Галицкую и Волынскую земли проходили многочисленные горные и сухопутные торговые пути. Здесь правили потомки Ростислава и Мономаха. В 1153 г. галицким князем стал воинственный Ярослав Осмомысл (Мудрый). При нем Галицкое княжество достигло своего расцвета, славилось богатством. В последние годы правления между Ярославом и боярством часто возникали конфликты. Его сын Владимир тоже боролся с боярскими кланами Галиции, а также с волынским князем Романом Мстиславичем, который пытался захватить Галич. В 1199 г. ему это удалось, и Романом Волынским было образовано Галицко-Волынское княжество, а в дальнейшем он стал великим киевским князем (1203). После смерти Романа Галицко-Волынское княжество распалось. Галицкое боярство начало длительную феодальную войну. Бояре заключили договор с венгерскими и польскими феодалами, венгры захватили Галицкое княжество и часть Волыни. Началась национально-освободительная борьба против захватчиков. Она позволила сыну Романа Даниилу укрепиться на Волыни, в 1238 г. взять Галич и вновь объединить Юго-Западную Русь в единое княжество, которое в 1240 г. включало и территорию Киевского княжества. Но экономический и культурный подъем был прерван нашествием Батыя. После разгрома монголо-татарами Галиции и Волыни эти земли были захвачены Литвой и Польшей.

Владимиро-Суздальское княжество. В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной, которую восточные славяне заселили относительно поздно. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озер создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Здесь сложились крупные городские центры — Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль. В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха — Юрий Долгорукий (1125—1157). Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва (Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава к себе в Москов 4 апреля 1147 г. – эту дату принято считать годом основания Москвы). В 1157 г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть перешла к Андрею Боголюбскому: расширение Ростово-Суздальского княжества, воевал с Новгородом, Волжской Булгарией, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боярам в своем княжестве: жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Он перенес столицу из Ростова в молодой торгово-промышленный город Владимир. Под Владимиром в Боголюбове устроил свою резиденцию. Заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея. 29 июня 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия — Михаила и Всеволода. В 1176 г. князем стал Всеволод Большое Гнездо. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он первым среди князей Северо-Востока принял титул великого князя. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в XIV в. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель.

После гибели Святослава на территории Руси возникли, по сути три независимых княжения во главе с его сыновьями:

В 977 – 980 гг. между братьями начинается междоусобная война. Победу в ней одержал Владимир, который в 980 г. стал киевским князем. Князь восстановил политическое единство Руси и приступил к расширению границ своего государства.

· 992 г. – удачный поход против печенегов.

· Строительство оборонительной линии на южных рубежах Руси.

· 984 – 985 гг. – удачные походы в земли вятичей, радимичей и Волжской Булгарии, в результате которых племенные княжения окончательно вошли в состав Руси, а Волжская Булгария подписала выгодный для Киева торговый договор.

Будучи незаурядным государственным деятелем, Владимир стал искать не только силовые, но и иные способы скрепления неустойчивого объединения различных племён в рамках его огромного государства. В целях обеспечения идейного единства русских земель, в 983 г. Владимир попытался провести языческую религиозную реформу. В результате этой реформы был определён единый общегосударственный пантеон из шести языческих богов (Перуна, Стрибога, Дажьбога, Хорса, Симаргла, Мокоши). Таким образом, вокруг верховного божества Перуна – громовержца объединялись пять самых значимых языческих богов, почитаемых у разных этносов, входивших в состав Древнерусского государства. Однако обязательное поклонение Перуну и человеческие жертвоприношения привели к конфликту между христианской и языческой общинами в Киеве и стали причиной краха реформы. Это обстоятельство побудило Владимира искать иную веру, которая могла бы сгладить идейные противоречия внутри страны.

Крещение Руси. Предпосылки принятия христианства.

1) Принятия монотеистической религии требовали интересы развивающегося государства – оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от европейского сообщества.

2) Новая монотеистическая религия соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. Великий князь становился представителем бога на земле, что легитимизировало власть князя, укрепляло его роль. Христианизация являлась способом укрепления государственности, формирования единого народа, скреплённого общей идеей.

3) Вызревание на Руси новых общественных отношений, быстрое социальное расслоение требовало новой идеологии. Язычество с равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение неравенства. В христианстве же смысл жизни определяется не богатством, а способностью души совершать добро, нравственно совершенствоваться.

Особенностью византийской церковной организации было то, что во главе стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской власти – император, которому подчинялся патриарх. Эта традиция была перенесена на Русь.

В 988 г. Владимир и дружина принимают крещение в Херсонесе, где состоялся брак князя с византийской принцессой Анной (до этого у Владимира было около пяти жён и тысяча наложниц). Сначала крещение приняло население Киева. На месте капища была сооружена церковь Святого Василия. Позже был построен храм Пресвятой Богородицы (Десятинный храм), т.к. было установлено, что 1/10 часть государственных доходов отдавалась в пользу церкви. Утверждение христианства на Руси заняло несколько десятилетий и сопровождалось большой кровью. С трудом христианство утверждалось на севере и в сельских районах, где язычество долгое время сохраняло свои позиции.

Итоги принятия христианства.

1) На Руси возникло двоеверие: сочетание христианских догматов и традиций славяно-русского язычества. Это обусловило светлый и оптимистический характер древнерусского христианства, не знавшего крайностей религиозного аскетизма и мистицизма, воинственного настроя по отношению к инаковерующим. Русское православие не знало ни военно-рыцарских орденов, силой обращавших язычников в истинную веру, ни костров инквизиции.

2) Происходит укоренение на русской почве церкви, которая стала оказывать всестороннее влияние на русскую жизнь – экономическую, политическую, духовную, культурную. (В дальнейшем церковь получила обширные земли, на которых стала вести хозяйство, используя труд зависимых людей. Укрепившись экономически и воспитав высокообразованные кадры, церковь стала участвовать в политической борьбе). В целом церковь выступала за единство Руси, за прекращение усобиц. Церковные деятели выполняли миссии миротворцев, возглавляли общерусские патриотические движения, обличали князей за политическую ограниченность, эгоизм, трусость. Церковь работала на укрепление семьи, общества, государства.

3) С принятием христианства начинают воздвигаться храмы, привозятся священные книги, иконы, приходит грамотность, при церквях и монастырях начинают создаваться первые школы. Монахи и церковные деятели являлись создателями летописей, светских и церковных сочинений, философских трактатов.

4) Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль и гуманность. Приобщение к христианству вело к развитию культуры и духовной жизни.

5) Помогая экономическому и культурному сближению с Византией и православными странами, церковь боролась с латинством (1054 г. – окончательный раскол западной и восточной церквей), что способствовало изоляции Руси от духовных процессов, протекавших на Западе.

В 992 г. началась Великая русско-печенежская война, которая перманентно продолжалась до самой смерти Владимира и была отмечена рядом крупных столкновений.

Междоусобица сыновей Владимира (1015 – 1019 гг.)

Заключительный этап междоусобной войны приходится на противостояние Святополка и Ярослава. В 1019 г. объединённое войско новгородского князя Ярослава, заключившего союз со шведским королём, вышло в поход против Святополка и союзных ему печенегов. На реке Альте Святополк был разбит. Потерпев сокрушительное поражение, Святополк бежал в Польшу, далее следы его теряются. Ярослав же вернул себе отцовский престол и титул Великого киевского князя.

Правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.)

Особое место в истории правления Ярослава Мудрого занимала законодательная деятельность. В 1019 г. появляется Правда Ярослава (впоследствии она вошла в 1-ю часть Русской Правды – кодекса норм государственного права Древней Руси).

Правда Ярослава состояла из 18 статей, которые можно разделить на 3 части: узаконения об убийствах, узаконения о личных оскорблениях, узаконения о делах по нарушению собственности.

ü В делах о личных оскорблениях (побоях) действовало право частной мести. Побитый мог либо отомстить обидчику, либо взыскать с него вознаграждение (синяки руками – 3 гривны, удар мечом по руке или ноге – 40 гривен, за каждый отрубленный палец – 3 гривны, за вырывание бороды или уса – 12 гривен). В этих делах вводились судебные доказательства (знамение – след от побоев, видаки – свидетели). Нормы повышенной уголовной ответственности предусматривались за убийство представителя правящего класса (80 гривен).

ü Достоинство личности охранялось выше любой собственности (например, за кражу боевого коня сумма штрафа составляла 3 гривны (стоимость коня), в то время, как за нанесение побоев штрафы были в 4 раза больше.

· 1036 г. – разгром печенегов на р. Альте, после чего этот кочевой этнос исчез с южных рубежей Руси. На месте победы началось строительство Софийского собора. При соборе возникает книжная мастерская, где книги переводились на старославянский язык, а также школа для мальчиков. (Сын Ярослава Всеволод знал 5 иностранных языков, а внучка Ярослава Янка организовала при монастыре первую в Средневековой Европе школу для девочек).

· 1038 – 1043 гг. – Великий Западный поход Ярослава, в результате которого под полный контроль было взято междуречье Немана и Западной Двины, игравших исключительную роль в торговых связях Южной Прибалтики с Западной и Северной Европой.

· 1043 г. – последний поход русских дружин на Византию. Историки теряются в догадках относительно целей этого похода. Во время продвижения княжеской дружины во главе с сыном Ярослава Владимиром к Константинополю их ладьи были частично сожжены греками, а частично затонули во время шторма на Чёрном море.

· Обладая незаурядным дипломатическим даром, Ярослав преуспел в заключении династических браков (брак Анны Ярославны и французского короля Генриха I, после его смерти Анна являлась регентом при их сыне Филиппе I; брак Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха Марии; брак Изяслава и сестры польского короля Казимира I Гертруде; брак Елизаветы и норвежского короля Харальда III Сурового, брак Анастасии и венгерского короля Андраша I). Отнюдь не сам Ярослав направлял свои посольства в Европу, а сами европейские монархи засылали своих сватов в Киев, желая породниться с влиятельной великокняжеской семьёй.

В 1052 г. Ярослав распределил княжеские столы по старшинству между пятью сыновьями. При этом старшему сыну Изяславу Ярослав завещал стольный град Киев, наказав другим сыновьям слушаться старшего брата. В 1054 г. князь скончался.

Черникова Татьяна Васильевна — кандидат исторических наук, доцент Кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений (МГИМО (У) МИД России).

План лекции

1. Междоусобие сыновей князя Святослава. 2. Героический век Древней Руси – княжение Владимира I. 3. Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром. 4. Постепенное ослабление центральной государственной власти во второй половине XI – начале XII в. Ярославичи. 5. Междоусобные войны и натиск половцев. 6. Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий.

Аннотация

Поднят вопрос о причинах и значении крещения Руси и развитии новой христианской культуры древнерусского народа.

Анализируются отношения Руси с Великой Степью.

Даны характеристики ряда древнерусских князей, в особенности — Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.

Вопросы по теме лекции

1. На какие этапы можно разбить древнерусскую историю с 972 по 1132 г.? 2. Как историки подходят к проблеме периодизации древнерусской истории этого времени? 3. В чем Вы видите причины междоусобных войн сыновей Святослава и Владимира? 4. Чем эти войны отличались от княжеских междоусобий второй половины XI – начала XII вв.? 5. Каковы основные внутренние свершения Владимира I? 6. Чем характерна внешняя политика Владимира I? 7. Почему именно этот князь стал прототипом одного их центральных персонажей былинного эпоса – Ласкового князя Владимира Красное Солнышко? 8. Чем Ярослав Мудрый отличался от своего отца князя Владимира I как государственный деятель и человек? 9. Каковы характерные черты эпохи Ярославичей? 10. Перечислите этапы развития правовой системы Древней Руси. 11. В чем состояли причины упадка центральной власти со второй половины XI в.? 12. Дайте характеристику деятельности Владимира Мономаха.

Литература

1. Повесть Временных лет (ПВЛ) - Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. - Повесть временных лет. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996. СПб., 1999 (по списку Лаврентьевской летописи). - Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку / ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Т. I. - Повесть временных лет по Ипатьевскому списку /ПСРЛ. Т. II. 2. Первая Новгородская летопись / ПСРЛ. Т. III.

1. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г и др. М.: Проспект, 2012. 2. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т.1: С древнейших времён до XVII века / сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. — М.: МИРОС — Международные отношения, 1994. 3. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т.I-V. / под ред. А.В. Подосинова. М., 2009.

1. История России. Учебное пособие в 3-х т. М.: МГИМО, 2012: Черникова Т.В. Ч.1.: История России с древнейших времен — до эпохи Екатерины II. 2. Кириллов В.В. История России. М.: Юрайт, 2014. 3. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Фёдоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014.

1. Древняя Русь: очерки политического и социального строя / Горский А.А., Кучкин В.А., 2. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Предисловие — Е.А. Мельникова. Часть I — А.В. Подосинов. Часть II — М.В. Бибиков. Часть III — И.Г. Коновалова. Часть IV — А.В. Назаренко. Часть V — Г.В. Глазырина Т.Н. Джаксон Б.А. Мельникова. М., 1999. 3. Лукин П.В., Стефанович П.С. / Отв. ред. А.А.Горский, В.А.Кучкин. М., 2008. 4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) М., 1998. 5. Древняя Русь. IX-XIII века. Родина. 2002. №11-12. 6. Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004. 7. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 2006. 8. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. 9. Черная Л.А. История культуры Древней Руси. М., 2007. 10. Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб., 2010. 11. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. 12. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964. 13. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

Читайте также: