Кто такой орфей краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Чудесная история любви Орфея и Эвридики — один из самых красивых и трогательных мифов Древней Греции. Познакомившись с ним, вы точно поверите в вечную любовь.
Счастливая пара и ужасная трагедия
Красавица Эвридика была дриадой, нимфой лесов. Ее возлюбленный Орфей — певцом и музыкантом, чей голос и умение играть на лире завораживали окружающих.
Однажды Эвридика гуляла по лесу, собирала цветы. Вдруг ей показалось, что ветки хрустнули и кто-то за ней бежит (по другой версии ее на самом деле преследовал Аристей). Дриада в панике бросилась убегать, не разбирая дороги.
Испугавшись, она не заметила, как наступила на ядовитую змею. Та укусила ее, и Эвридика умерла. Орфей был в отчаянии. Он не знал, как жить без любимой, и решил вернуть ее любой ценой.
Орфей в царстве мертвых
Влюбленный отправился прямиком в царство мертвых, чтобы вернуть себе Эвридику. На входе его ждал ужасный трехглавый пес Цербер, который впускал в ворота только души мертвых. Музыкант достал свою лиру и начал играть прекрасную мелодию. Чудовище заслушалось и уснуло, а Орфей прошел мимо него.
Харон перевозил души мертвых через реку Стикс, но живого музыканта он отказался брать в свою лодку. Снова Орфей достал свою лиру и заиграл. Зачарованный музыкой Харон пустил его в лодку и доставил на другой берег.
Так Орфей достиг дворца грозного хозяина загробного царства Аида и его прекрасной жены Персефоны. Оказавшись перед ними, он начал петь печальную песню о своей любви к Эвридике, о том, что она слишком рано ушла из жизни.
Весь ад замер, слушая певца: Сизиф не толкал в гору свой камень, Тантал перестал тянуться за водой, которую не мог выпить, даже демонические фурии плакали, скорбя о любви Орфея.
Аид спросил, чего же хочет певец. Храбрый Орфей сказал ему, что все люди смертны, рано или поздно Эвридика отправится в царство мертвых, но сейчас она так молода. Музыкант попросил вернуть любимую в мир живых.
Аид согласился дать дриаде шанс, но при одном условии: на обратном пути из загробного мира Орфей должен идти не оглядываясь.
Если музыкант не выдержит и обернется проверить, идет ли за ним любимая, Эвридика останется навсегда в царстве мертвых.
Орфей начал свой путь. С каждым шагом он волновался все сильнее: шагов возлюбленной не было слышно. Идет ли за ним Эвридика?
Уже в конце своего пути музыкант не выдержал искушения и поддался соблазну оглянуться назад. Его любимую тут же отправили в царство Аида, а ему самому запретили повторно проникать в загробный мир.
Может быть, этим древние греки хотели подчеркнуть, что в любви важно доверять и быть верным до конца? Или хотели показать, как искушения и соблазны приводят к потере любимых?
Воссоединение возлюбленных
Потерпев неудачу, Орфей поклялся, что больше никогда не полюбит ни одну женщину. Он сочинял новые печальные песни о любви, так родился жанр поэмы.
Орфей и Эвридика — персонажи древнегреческого мифа, муж и жена. Орфей великолепно играл на кифаре и пел, пленяя своей музыкой все живое и неживое. Красавица-нимфа Эвридика была его горячо любимой супругой.
Когда Эвридика умерла, безутешный Орфей спустился за ней в царство мертвых. Там он своим пением и музыкой тронул подземных богов Аида и Персефону, и те согласились отпустить его любимую обратно в мир живых.
Лишь одно условие поставили боги Орфею — не смотреть на жену, покуда они не покинут подземного царства. Но это условие муж нарушил: не слыша ее шагов за спиной, он обернулся. Эвридике пришлось вернуться в Аид.
Эдвард Пойнтер. Орфей и Эвридика
Миф об Орфее и Эвридике – краткое содержание
Фракиец по имени Орфей был любимцем бога Аполлона, покровителя искусств, и тот научил его играть на кифаре лучше любого из смертных. Даже деревья и камни не могли устоять перед его музыкой.
Орфей влюбился в прекрасную Эвридику. Они поженились, хотя бог брака Гименей предсказал, что их счастье будет недолгим. И действительно, вскоре Эвридику в лесу укусила змея, и девушка умерла.
Якопо дель Селлайо. Орфей и Эвридика
Орфей сложил печальную песню, которая тронула и людей, и природу, и богов. А затем вдовец спустился в подземное царство Аида, в мир мертвых, чтобы найти свою возлюбленную. Он сумел преодолеть реку Стикс, разжалобив своей музыкой перевозчика Харона, и даже грозный трехголовый пес Цербер не тронул певца.
Орфей предстал перед владыками подземного мира — Аидом и Персефоной. Играя на кифаре, он сумел тронуть даже мрачного Аида. Внимая песне Орфея, Тантал на время забыл терзающие его голод и жажду, Сизиф прекратил бесконечно вкатывать на гору свой камень и глубоко задумался, а Данаиды перестали наполнять данный им в наказание бездонный сосуд.
Властитель мира мертвых согласился отпустить Эвридику на землю, дав Орфею в проводники бога Гермеса. Но поставил одно условие: Орфей не должен смотреть на жену до тех пор, пока не выйдет из подземного мира, иначе потеряет ее навеки.
Камиль Коро. Орфей, ведущий Эвридику из царства теней
Благодарный Орфей пустился в обратный путь. Но он не слышал позади шагов Эвридики — тень ступала бесшумно. Испугавшись, что рядом никого нет, за несколько шагов до выхода на землю Орфей обернулся. Так он нарушил запрет Аида, и душа Эвридики вернулась в царство мертвых.
Мишель-Мартен Дроллинг. Орфей и Эвридика
Орфей бросился обратно к Стиксу, но в этот раз Харон остался глух к его мольбам. Семь дней и ночей просидел вдовец на берегу реки мертвых, а после вернулся во Фракию.
Что было после. Смерть Орфея
Еще четыре года прожил Орфей после смерти Эвридики. Он не смотрел на женщин, которые добивались его внимания, а привечал лишь юношей, пишет Овидий:
Однажды весной Орфей, взяв в руки кифару, сидел на холме и пел чудесную песню. Ему внимала вся природа, и даже деревья сдвинулись с места и окружили его.
Голову и кифару Орфея они бросили в реку. Воды понесли их к берегам острова Лесбос, где с тех пор слышны звуки дивных песен Орфея.
Джон Уотерхаус. Нимфы, нашедшие голову Орфея
За это злодеяние Дионис превратил убийц в дубы. Золотую кифару олимпийские боги поместили на небе среди созвездий. А останки певца собрали и похоронили музы.
Душа Орфея отлетела в царство Аида, где вновь соединилась с духом Эвридики. Так и блуждают они вместе по сумрачным полям подземного мира. Но теперь уже Орфей не боится обернуться и не увидеть любимую.
Либретто создал изначально на итальянском языке Раньери де Кальцабиджи. Партию Орфея должен был исполнять певец-кастрат (такие исполнители обладали высоким голосом, недоступным обычным мужчинам). С исчезновением подобных певцов оперу пришлось переделать: главную партию стал исполнять тенор, а Гектор Берлиоз спустя сто лет и вовсе сделал партию Орфея женской.
В первом действии Орфей, потерявший Эвридику, решает спуститься за ней в царство мертвых. Бог любви Амур подсказывает, как это можно сделать, и предупреждает, что на пути из царства Аида нельзя будет оборачиваться и смотреть на возлюбленную.
Второе действие происходит в подземном мире, где Орфей побеждает фурий, а затем Блаженные тени отпускают с ним Эвридику. Муж и жена отправляются в мир людей.
Орфей пытается убить себя, но его останавливает Амур. Боги, пораженные его любовью, воскрешают Эвридику. Опера завершается праздником в храме Амура.
Главные герои
- Орфей – талантливый музыкант, певец, любящий, бесстрашный, решительный юноша.
- Эвридика – жена Орфея, красивая, нежная девушка.
Другие персонажи
- Харон – мрачный перевозчик умерших в царство мёртвых.
- Аид – повелитель царства мёртвых, который пожалел Орфея и Эвридику.
Краткое содержание
Грозный Аид подозвал к себе Орфея, и тот без лишних слов запел о своей сильной любви к Эвридике. Своим талантом и проникновенным исполнением Орфей покорил правителя царства мёртвых, и тот пообещал выполнить любую его просьбу. Певец принялся умолять Аида вернуть его возлюбленную, и тот согласился, но с одним условием: во время возвращения на землю Орфей ни в коем случае не должен оглядываться назад, иначе он навеки потеряет Эвридику.
Заключение
Древнегреческий миф об Орфее и Эвридике доказывает, что настоящая любовь обладает великой силой. Она способна преодолеть все преграды, жить вечно в сердцах любящих людей.
Орфе́й (др.-греч. Ὀρφεύς ) — персонаж древнегреческой мифологии [1] , певец и музыкант. Из сохранившихся авторов впервые упомянут у Алкея [2] и Ивика [3] . Образ Орфея присутствует в значительном количестве произведений искусства.
Содержание
Происхождение
По наиболее распространенному варианту, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы (а Эагр был потомком Атланта в пятом колене через Алкиону, одну из дочерей его), муж нимфы Эвридики. По другим версиям, сын Эагра и либо Полигимнии, либо Клио, либо Мениппы; либо Аполлона (у Пиндара) и Каллиопы [4] .
Согласно лексикону Суды, родился за 11 поколений до Троянской войны и прожил 9 или 11 поколений [5] . Согласно Геродору, было два Орфея, позднейший из которых был аргонавтом [6] . Ученик Лина или Мусея, либо сын Мусея [7] , либо учитель Мусея.
Фракиец, из области киконов [8] . Жил в селении Пимплея у Олимпа [9] .
Довёл количество струн на лире до десяти [12] . Победил в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию [13] .
Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Пел команду гребцам [14] .
Отправился в Египет и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым в теологии, обрядах, поэзии и музыке [15] . Запрещал пролитие крови [16] .
Не почитал Диониса, а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу [12] . Был посвящён в Самофракийские мистерии [17] . По другому рассказу, открыл тайные обряды Диониса [18] , установил их на горе, названной от его кифары Кифероном [19] . Построил храм Коры Сотеры в Спарте [20] . Деревянная статуя Орфея находилась в храме Деметры Элевсинской в Лаконике [21] .
Орфей и Эвридика
После смерти жены спускался за ней в подземное царство. Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю Эвридику, но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из подземного царства. Согласно Овидию, после окончательной потери Эвридики разочаровался в женской любви и научил фракийцев любви к юношам [22] .
Гибель
Существует несколько рассказов о его смерти. По Овидию, был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные притязания [23] . По Конону, фракийские и македонские женщины убили Орфея за то, что он (будучи жрецом местного храма Диониса) не допустил их к мистериям [24] . Либо был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, превращён в созвездие Коленопреклоненного [25] . Либо за то, что в песне восхвалил богов, но пропустил Диониса [26] . Убит фракийскими женщинами в городе Дие (Македония), урну показывали у реки Геликон в Македонии. По версии Павсания, был поражён молнией [27] .
Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в дубы [28] . В отместку за Орфея фракийцы татуировали своих жен [29] . Музы собрали вместе его растерзанное на куски тело и похоронили его тело в Либетрах, а лиру Зевс поместил среди созвездий [12] . Гимны Орфея пели Ликомиды при совершении таинств [30] . Голова и лира плыли по Гебру и выброшены на Лесбос у Мефимны (или только голова) [31] , лиру поместили в святилище Аполлона. На Лесбосе было святилище, где пророчествовала его голова [32] . По одному из древнегреческих мифов, после смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя, недалеко от Лиры. После смерти его душа выбрала жизнь лебедя из-за ненависти к женщинам [33] .
Философское значение
Образ в искусстве
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.262-264, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.503; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека, I 3, 2 далее.
- ↑ Алкей, фр. 80 Дильс конъектура // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.37
- ↑ Ивик, фр. 27 Дильс // Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.3. С.569
- ↑ Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 23; Евстафий. К Илиаде X 442; Цец. Хилиады I 12 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23
- ↑ Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.36
- ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23.
- ↑ Платон. Государство II 363с
- ↑Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 3
- ↑ Страбон. География VII, фр.18
- ↑ Псевдо-Климент Римский. Гомилии V 15 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.431; Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С.397
- ↑ Эсхил. Агамемнон, 1629—1630. Фрагменты ранних греческих философов. Под ред. А. В. Лебедева. М., 1989.; Клавдиан. Похищение Прозерпины II Вступ. 15-28
- ↑ 123 Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 24
- ↑ Гигин. Мифы 273
- ↑ Пиндар. Пифийские песни IV 175; Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 24-34; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Валерий Флакк. Аргонавтика I 470; Гигин. Мифы 14 (с.23)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 3
- ↑ Аристофан. Лягушки 1032, реплика Эсхила; Гораций. Наука поэзии 392
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 43, 1
- ↑ Дамагет. Эпиграмма 2 Пейдж
- ↑ Лактанций. Божественные установления I 22, 15
- ↑ Павсаний. Описание Эллады III 13, 2
- ↑ Павсаний. Описание Эллады III 20, 5
- ↑ Овидий. Метаморфозы X 79-85; Гигин. Астрономия II 7, 3
- ↑ Овидий. Метаморфозы XI 1-41
- ↑ Фотий. Библиотека, 186.
- ↑ Гигин. Астрономия II 6, 3
- ↑ Гигин. Астрономия II 7, 1
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 30, 5.7; Диоген Лаэртский I 5
- ↑ Овидий. Метаморфозы XI 67-84
- ↑ Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 12
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 30, 12
- ↑ Фанокл. Любовные страсти; Вергилий. Георгики IV 523—527; Овидий. Метаморфозы XI 51-55; Лукиан. Неучу, который покупал много книг 11; О пляске 51
- ↑ Филострат. Жизнь Аполлония Тианского IV 14
- ↑ Платон. Государство X 620а
Ссылки
Философы / Античные философы / Досократики | |
---|---|
Предфилософская традиция |