Радио как сми кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности радио как средство массовой информации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть функции современного радиовещания;
2. раскрыть специфику радиокоммуникации;
3. исследовать принцип формата в современном радиовещании.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая радиореклама.doc

Введение

Радиовещание, передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и др. звуковых эффектов; одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды, просвещения населения. В странах развитого радиовещания радиопередачи слушает 90% населения (1,5—2 ч в сут). Как форма организации досуга радиовещание уступает только телевидению.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что лучшие традиции государственного радио весьма ценны, ибо связаны с именами блестящих мастеров - репортеров и публицистов, актеров и режиссеров, музыкантов и поэтов, с великой литературой, замечательными театральными спектаклями, умными и добрыми передачами для детей.

Тема актуальна, так как в структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

Объектом данной курсовой работы является радиовещание.

Предметом курсовой работы является особенности рекламы на радио.

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности радио как средство массовой информации.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть функции современного радиовещания;

2. раскрыть специфику радиокоммуникации;

3. исследовать принцип формата в современном радиовещании.


I. Радио: понятие, характеристика, особенности

1.1. Радио как средство массовой коммуникации

Радио прочно вошло в наш быт. Оно опережает все другие средства массовой информации по охвату населения. Радио, как и телевидение очень популярно у населения и относится к эфирным медиа, где эфир используется для передачи информации, которая практически мгновенно воспринимается слушателем.

Радио реклама строится в развлекательной или познавательной ненавязчивой форме, в манере дружественного и естественного разговора. Если газетные и журнальные рекламные объявления носят, в основном, формальный и сдержанный характер, то реклама на радио, как правило, искренняя, непринужденная, с большой долей импровизации.

Такое мнение распространилось в среде специалистов, наблюдавших взаимоотношения средств массовой информации и культуры сквозь призму жестокой конкурентной борьбы. Это касалось развития СМИ в любых социально-политических условиях, даже в том случае, когда государство стремилось максимально регулировать эти взаимоотношения, как это было у нас в стране. Но и при диктатуре КПСС, когда планы работы всех СМИ заранее утверждались в одном и том же здании, одними и теми же начальниками, даже при таких условиях реальная конкуренция существовала, ибо ежедневно и ежечасно у аудитории возникала проблема выбора: смотреть или только слушать, что само по себе стимулировало соперничество в стремлении привлечь внимание населения.

Через несколько лет возникла следующая ситуация, изумив и специалистов, и широкую публику: к 1976 году в США работало 8120 радиовещательных станций различной мощности при 1016 телевизионных студиях; соотношение – 1:8 против 1:4 восемнадцать лет назад. В отдельных штатах и городах еще более выразительные показатели свидетельствовали о том, что радио не теряет аудитории и телевидению в своем рекламном воздействии на население не уступает: Нью-Йорк – 344 радиовещательные станции и 42 телевизионные; Пенсильвания – соответственно 344 и 34 и т.п. Заметим, что приведенная здесь статистика учитывает лишь станции с регулярным и постоянным вещанием в несколько часов, одноразовые или нерегулярные радиоакции рекламного характера не учитывались.

К началу 70-х годов наиболее дальновидные специалисты в разных странах, главным образом там, где телевидение удовлетворяло интерес публики, пришли к выводу: распространение телепередач не является причиной значительного снижения интереса к радиопрограммам.

На рубеже 80-х годов социологи публикуют результаты исследований, из которых следует, что в некоторых полностью телефи-цированных районах СССР почти 90% жителей при обращении к тому или иному средству массовой информации предпочитают радио (второе место после газет по популярности).

Можно вспомнить и такой – не единственный в своем роде – курьез: в одной из европейских стран газета, печатавшая телевизионные программы, объявила в качестве приза 750-тысячному подписчику цветной телевизор новой модели, но по просьбе читателей он был заменен на стереофонический радиоприемник.

Этот прогноз был сделан немецкими учеными в ситуации, когда большинство их коллег пророчили если не полное, то, по крайней мере, глобальное сокращение радиовещания вообще. Как показала жизнь, они ошибались, в то время как прогноз X. Байнхауэра и Э. Шмакке оправдался полностью. Объем радиовещания в принципе увеличивался параллельно с ростом телевидения, а вот его структура менялась резко, о чем особенно ярко свидетельствует эволюция радиопрограмм в отечественном эфире: строго дифференцированные по содержательным и адресным критериям коммерческие радиостанции значительно превышают по объему вещания параметры бывшего Всесоюзного радио, предоставляя слушателям столь же выросшую, но принципиально изменившуюся тематическую палитру передач.

Каким же образом радио удается сохранить свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь правомерно выделить три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность.

1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И. П. Павловым. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

Радио высвобождает воображение и определенным образом компенсирует тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки автоматизма в поведении и реакциях, которые выработаны привычным жизненным опытом.

К этому следует добавить и повторяемость всевозможных стрессов, которые человек получает на работе, в быту, в обстоятельствах жизни большого города. Эти стрессы, как утверждают психологи, также полностью подчиняют себе мышление и эмоции.

Что же происходит с индивидуумом?

Радио – это разновидность беспроводной передачи информации, где в качестве носителя данных используются радиоволны, которые свободно распространяются в пространстве.

Радио как самое доступное СМИ

До настоящего времени радио остается самым доступным и дешевым средством массовой информации в мире. Радиоволны могут достичь практически любой точки. Вероятно, с этим связана такая распространенность радиостанций, число которых достигает 35000. В любом современном доме можно встретить радио в различных устройствах, например, в телевизорах, будильниках, мобильных телефонах и т.д. Большая часть радио приходится на автомобили. Радиоустройства отличаются своей миниатюрностью от компьютеров и телевизоров, потребляют небольшое количество энергии. Радиоиндустрия достигла такого уровня развития, что сегодня можно встретить радиоприемники, работающие на механически полученной энергии, т.е. заводное радио. Такие приемники не требуют электрической сети, батареек, а заводятся как механические будильники.

Эволюция радио достаточно сложна. Его стратегия сформировалась в 1920-х годах, когда радио превратилось в способ организации коллективного и семейного досуга. Однако, данная стратегия была перехвачена телевидением в середине 20-го века. Поэтому радиовещание вынуждено было искать новые рыночные стратегии для противостояния конкуренции. Такой стратегией стала стратегия узких форматов.

В современном мире радио – это одно из самых популярных СМИ, которое стало неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Такой популярности способствуют и экономические особенности радио: низкие входные барьеры в отрасль, небольшие издержки, четкая дифференциация аудитории.

Преимущества и недостатки радио

Развитие современного радио имеет тесную связь с социальными преобразованиями в обществе. Размытость классовой структуры, возникновение новых социальных групп, имеющих общие ценности, социальную идентичность и культуру, стали причиной расширения культурного многообразия внутри отдельных государств. Поэтому СМИ сразу же реагировали на такие изменения путем предложения нового содержания. Наиболее гибкой реакцией на стратификацию общества отличалось радио, которое предлагало музыкальные подборки для каждого вкуса и стиля жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Практическая деятельность развитых радиорынков показывает, что основу деятельности большинства коммерческих радиостанций составляют не более 20 главных форматов.

Средства массовой информации играют первостепенную роль в жизни современного человека, что объясняется оперативностью распространения значимой информации, возможностью охвата большой аудитории, возможностью влияния на общественное мнение.

Радио находится на втором месте по времени возникновения в системе СМИ. С момента своего появления радио не утратило популярности, что объясняется несколькими особенностями:

Несмотря на все достоинства, радио имеет и свои недостатки:

  • Высокая оперативность не позволяет сохранять информацию без специальных усилий;
  • Отсутствие видеоряда ограничивает возможность показа развлекательных программ, способствует быстрому отвлечению внимания.

Тенденции развития радиоиндустрии

Радио является одним из самых влиятельных и охватных СМИ, отдельные радиостанции имеют высокую продолжительность прослушивания в день. Еженедельная аудитория радио в России насчитывает около 54 млн. жителей. Объемы радиорекламы составляют 16,9 млрд. руб. в год.

В ближайшие годы намечается тенденция к снижению доли радио в рекламных расходах. Поэтому первостепенной задачей, стоящей перед отраслью, является сохранение доли радио на прежнем уровне. Реклама на радио должна стать консолидированным интересным продуктом.

Также индустрия радио должна учитывать и использования цифровые технологии. Приоритетным направлением на сегодня является разработка универсального индустриального агрегатора, т.е. радиоплеера, а также внедрение лицензированных вещателей в развлекательные системы автомобилей.

Главным в автомобиле после его водителя должно оставаться радио. В этом не последнюю роль может сыграть онлайн-плеер, консолидирующий все радиопотоки и дающий возможность официальной установки в развлекательные системы авто. Автомобилисты в будущем смогут слушать радио при помощи единой, легальной интернет-платформы.

Средство распространения информации до рассеянной, большой аудиторией принято называть СМИ. Радио – один из компонентов масс-медиа и СМК. Существует несколько каналов передачи информации: печатный (газеты и журналы), звуковой (радио), электронные СМИ (телевидение и интернет).

В курсовой работе мы рассмотрим только радио (на примере Иркутского городского радио) как СМИ, его основные особенности и отличия от других каналов СМК. На сегодняшний день существует два вида радиовещания: эфирное и проводное. Различия этих видов в распространении волн, возможностях проведения в дома, офисы и времени создания, усовершенствования радио.

В 1906 году канадец Реджинальд Фессенден осуществил первую трансляцию радиопрограммы, в которой лично играл на скрипке и прочел небольшой текст из Библии. С того времени голосовое радиовещание стало развиваться с каждым годом все больше и больше. Появлялись новые развлекательные радиопередачи, вещание производилось на широкую аудиторию.

В 1918 году Эдвин Армстронг представил супергетеродин, способствующий улучшению чувствительности радиоприемных устройств в широком диапазоне частот. Спустя более 15 лет появилось FM-радио, которое способно использовать частотную модуляцию, позволяющую уменьшить помехи в эфире.

Человек живет в мире звуков и зрительных образов, поэтому аудиовизуальное восприятие наиболее точечно влияет на слушателя.

Можно выделить преимущества и недостатки радио:

2. Активизация воображения слушателя;

3. Возможность передачи информации непосредственно с места, где находится репортер, оперативность и интенсивность;

4. Бесплатное получение информации;

5. Возможность прослушивания практически в любом месте;

6. Маленькие размеры радиостанций.

Понятие, задачи и функции радиовещания

Радио, как СМИ, было создано для выполнения ряда задач и оснащено определенными функциями. Без них человек потеряет необходимость использовать этот канал коммуникации.

Радио также является психологическим инструментом. В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

Кроме явных положительных сторон радиовещания, существуют три основные функции радио, как СМИ.

Обеспечивающие социальное управление обществом:интегративная функция; функция выражения и формирования общественного мнения, общения; воспитательная; агитационно-пропагандистская; организаторская. Регулярное получение социальной информации стало для людей необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Жизнедеятельность любого средства массовой информации, в том числе и радиовещания, никогда и нигде не существует вне определенных агитационно-пропагандистских тенденций и тем более не свободна от них.

Культурно-просветительские:эстетическая, просветительская, функция развлечения (рекреативная). Например, водитель в дороге, выберет музыкальную или юмористическую передачу, а не информационную, чтобы избавиться от перенапряжения мозга и глаз за рулем.

Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач.

3. Специфика музыкального радиовещания в РК

. Музыкальное радиовещание.
Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное время отдано музыке. Данный тип вещания превалирует в деятельности подавляющего большинства казахстанских радиоканалов. Следует отметить, что предпочтение отдается исключительно поп-музыке. Авангард, классика, джаз представлены слабо, либо не представлены вовсе. Популярный казахстанский композитор Тлеухан Б. планирует создать радио, которое бы занималось исключительно классической музыкой, по типу "Франс мьюзик" во Франции и "Радио-3" в Англии.

Современные деятели радио определяют формат как "музыкальную политику, преимущество музыкальных стилей и направлений, которые звучат в эфире конкретной радиостанции", " стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы своей целевой аудитории". Вместе с тем отождествлять принцип формата исключительно с музыкальными приоритетами не совсем верно. Как же тогда охарактеризовать новостные, разговорные, развлекательные форматы?

В Казахстане сегодня можно отметить радиостанции, работающие в музыкально-информационном формате: преобладающее время предоставлено музыке и меньше - информации. Наряду с этим прослеживается разделение на субформаты, ориентированные на ту или иную аудиторию, что выражается в подборе специализированной информации и тематических программ.

4. Информационные жанры. Радиоинтервью

Специфика радиоинтервью заключается в том, что корреспондент записывает материал на пленку или передает его сразу в эфир. Это живой, звучащий разговор. Если для газеты журналист заранее пишет текст, литературно обрабатывает материал, может уплотнять, сжимать фразы, сказанные собеседником, выражать его мысль более четко, может переписать, изменить форму своих вопросов, то радиоинтервью рождается во время проведения разговора. Техническая запись в таком случае становится творческим процессом, дающим конечный результат. Позже, если беседа идет в эфир не сразу, журналист может смонтировать ее, убрав второстепенное, некоторые длинноты, но изменить сам процесс разговора, характер беседы он не может.

Интервью, передающее живые голоса участников разговора, более документально и более эмоционально. Журналист в нем – посредник между носителем информации и аудиторией, и посредник активный, творческий. Работа над интервью требует от него большой подготовки и профессионального мастерства, особенно если передача идет в прямом эфире.

Структура радиоинтервью: 1) небольшое вступление; 2) основная часть; 3) заключение.
Во вступлении слушатели вводятся в тему, представляется собеседник, при этом важно подчеркнуть, почему журналист обратился именно к этому человеку, ссылаясь на его авторитет и компетентность.

Нередко вступление бывает затянутым, интервью в таком случае перегружается текстом корреспондента. Или, наоборот, – отсутствует концовка. В заключение обязательно нужно повторить фамилию собеседника. Если интервью звучит более 10 минут, собеседника следует еще раз представить в середине разговора. Если читатель газеты всегда знает, с кем проводится интервью, то на радио слушатель может подключиться к передаче не с самого ее начала и не знать, кто у микрофона. На телевидении эта проблема решается бегущей строкой.

Часто интервью ошибочно принимают за беседу, однако это разные жанры. Они различаются ролью, какая отведена в них журналисту. В интервью журналист только задает вопросы, в беседе же он равноправный участник диалога: может высказывать свою точку зрения, проиллюстрировать мнение собеседника, спорить с ним. Беседа, как правило, жанр аналитический.

Наиболее распространенный объем интервью – от 2 до 8 минут. Оптимальное интервью содержит 5–6 вопросов.

Существует и проблемное интервью – с элементами анализа, оценкой ситуации. Интервью-портрет дает более полное представление о человеке, оно может звучать до 20 минут и содержать вопросы, направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие внутреннего мира героя. В таком интервью журналист помогает своему собеседнику проявить себя в полной мере.

Читайте также: