Работа с детьми с тнр в детском саду с чего начинать

Обновлено: 05.07.2024

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Успех формирования правильной речи у дошкольников с ТНР специализированных МДОУ во многом зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. Логопед занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Таким образом, воспитатель, являясь помощником логопеда, активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях. (Приложение 1)

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет, как общеобразовательные, так и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта [3]. При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, и обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дельнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В процессе обучения детей этим видам деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления [6].

Для решения всех задач в комплексе воспитатель максимально использует регламентированную и нерегламентированную виды деятельности. В этом случае имеют место две формы речевого общения: речь, организованная взрослым, и речь, возникающая по инициативе детей.

Непрерывная образовательная деятельность строится с учетом лексической темы, намеченной логопедом, и ее задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Воспитатель обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, что в свою очередь предшествует логопедическим занятиям. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи [2].

Учитывая имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные особенности произвольной деятельности каждого ребенка, организованная разговорная речь во всех режимных моментах основывается на вопросах воспитателя. Педагог также поощряет и инициативную речь детей. В этом случае воспитатель не останавливает детей, не подавляет их желание высказаться, а наоборот поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, вызывает интерес к теме разговора, углубляет понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекает и других детей в беседу. Очень часто именно режимные моменты наиболее благоприятны для поддержания инициативной речи детей, чем занятия [6].

  • Логопедические пятиминутки.
  • Игры и упражнения.
  • Индивидуальная работа.

Логопедические пятиминутки используются воспитателем на любых занятиях, в разных ситуациях и видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне; соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание. Важно, не превращать пятиминутки в мини-занятия.

Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателем во второй половине дня или использоваться на занятиях во время динамических пауз.

Индивидуальную работу воспитатель проводит в первую половину дня (до завтрака) и во вторую половину дня, сразу же после дневного сна. Ежедневно воспитатель занимается с 2-3 детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Вечерняя логопедическая работа проводится в разных формах: фронтально, подгруппами и индивидуально.

  • координацию речи с движением (бодрящая гимнастика);
  • закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
  • составление описательных рассказов по мнемотаблицам;
  • закрепление или дифференциацию поставленных звуков;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • формирование речевого дыхания;
  • развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, мозаики, выкладывание фигур из счетных палочек, развязывание и завязывание шнурков и др.).

Чтобы обеспечить оптимальную эффективность коррекционной работы, воспитатель организует, параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем, остальные дети играют и выполняют задания под контролем младшего воспитателя, который оказывает необходимую помощь детям и оценивает их деятельность. Индивидуально воспитатель занимается 10-15 минут, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбираются игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.

Логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая подгрупповые и индивидуальные занятия, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Посещения педагогом занятия логопеда расширяет его представление о коррекционной работе, он овладевает приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей (речевая активность, правильное использование поставленных или исправленных звуков, усвоенных грамматических форм и т.п.) в каждом периоде коррекционного процесса является важным звеном в работе воспитателя. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать “отсроченное исправление”. Необходимо помнить, что речь воспитателя - это образец для детей с речевыми нарушениями. Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи [5].

Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения - создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Кроме того, воспитатель обращает внимание на выработку правильного поведения в коллективе, а также развитие их этических и нравственных представлений. В процессе воспитания воспитатель организует возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения [1] .

Педагогу, анализируя различные негативные проявления поведения ребенка, важно вовремя заметить признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, и в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения. Реализация указанных задач возможна на основе знаний воспитателем возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей [4].

Автор: Тузова Елена Борисовна

Организация: МАДОУ д/с №100

Населенный пункт: Тюменская область, г. Тюмень

Разобраться в причинах ТНР

ТНР – нарушение темпа и уровня развития речи ребенка, которое входит в класс нарушений психического развития и начинается в младенческом (0–1 год) или раннем возрасте (1–3 года). Под диагноз ТНР попадает множество случаев нарушений, когда речевое развитие ребенка отклоняется от нормы, препятствует речевому общению, ухудшает социализацию и не проходит самостоятельно. При этом ТНР отличаются от нарушений речи, которые возникают из-за интеллектуального или слухового дефекта. В случае ТНР основная причина – недоразвитие речи. Дополнительно могут быть проблемы с вербальной памятью. Ребенок медленно осваивает речь, имеет скудный словарный запас, ему сложно построить связное высказывание. Все это может приводить к невротизации и отсутствию нормального для возраста общения. ТНР влияют на качество образования ребенка, поскольку практически все виды образовательной деятельности предполагают речевую нагрузку.

ТНР могут появиться из-за пре- и перинатальных повреждений мозга, родовых травм, гипоксии, тяжелых соматических болезней матери во время беременности. Также среди причин – поражения речевых отделов коры головного мозга, недостаточная подвижность губ и языка, сотрясение мозга и тяжелые вирусные заболевания у детей до трех лет, нарушение иннервации речевого аппарата. ТНР могут возникать у ребенка, которого воспитывают взрослые с глухотой или серьезными нарушениями речи, а также в условиях, где все члены семьи имеют бедную и неграмотную речь.

Придерживаться основных правил в работе с детьми с ТНР

Нарушение речи, коммуникативные трудности ребенка с ТНР не должны стать поводом минимизировать общение с ним. Наоборот, важно вовлекать ребенка в совместную с остальными детьми деятельность в группе. Несложные правила помогут воспитателю наладить контакт с ребенком с ТНР и мотивировать его к речевому общению.

Правило 1. Не оставляйте без внимания трудности ребенка. ТНР не проходят сами. Рекомендуйте родителям посетить с ребенком учителя-логопеда, невролога и педагога-психолога. Заключение специалистов поможет организовать комплексную работу с ними в детском саду. Не ждите спонтанных улучшений, речь ребенка с ТНР нуждается в целенаправленной коррекции.

Правило 3. Давайте речевые образцы. Говорите с ребенком ясно, не слишком быстро, полными предложениями и не обязательно длинными. Называйте предметы и действия, которыми он занимается.

Правило 4. Играйте в звуковые игры. Давайте ребенку послушать, какие звуки издают самые разные предметы и живые существа. Просите угадать предмет или животное по звуку.

Правило 6. Развивайте мелкую моторику – тонкие движения руки ребенка. Развитие мелкой моторики стимулирует и развитие речи. Давайте игры, в которых надо шнуровать, нанизывать, раскатывать, брать и перекладывать мелкие или скользкие предметы. Например, бусины, крупинки, гидрогель. Делайте пальчиковую гимнастику. Если есть возможность, используйте игрушки типа бизиборда.

Правило 7. Помогите ребенку отрегулировать дыхание. От спокойного и управляемого дыхания речь улучшается. Предлагайте дуть на легкий бумажный мячик или комочек ваты так, чтобы он долетел до отметки. Предлагайте ребенку раскинуть руки и побегать, широко дыша.

Правило 8. Больше читайте. Используйте способность ребенка обучаться новому путем подражания и наблюдения. Прекрасные источники речевого развития ребенка – книги. Читайте вслух, рассказывайте сказки и истории, описывайте то, что с вами происходило, что вы видели.

Правило 9. Поддерживайте потребность ребенка в общении. Стимулируйте речь. Внимательно слушайте ребенка, но не угадывайте с полуслова. Старайтесь общаться так, чтобы ребенок произнес настолько сложное слово или фразу, какое может сейчас. Повторяйте сказанное им, если вы не поняли, чтобы он произнес еще раз.

Если ребенок стесняется заговаривать с другими детьми или не может это сделать, помогайте: поприветствуйте другого ребенка, покажите, что можно сделать это вместе. Чередуйте речевые игры с играми, в которых вербальное общение не очень важно: классики, снежки.

Правило 10. Не смейтесь над речью ребенка, не передразнивайте и не ругайте за то, как он говорит. Это только ухудшит его речь. Следите, чтобы этого не допускали остальные воспитанники в группе.

Подбирать игры и задания, чтобы создавать ситуацию успеха

ТНР требуют специальной и ежедневной работы. Кроме занятий с учителем-логопедом или учителем-дефектологом, важно создавать для таких воспитанников ситуации успеха в режимных моментах, играх, на занятиях в группе. Дети с ТНР часто замыкаются, обижаются, испытывают неуверенность в себе. Поэтому нужно заранее продумывать для них задания с учетом их индивидуальных особенностей.

В занятия с дошкольниками, среди которых есть дети с ТНР, включайте разные типы заданий. Например, фонетические игры помогут обогатить их фонетический опыт. Игры на оптимизацию дыхания также будут способствовать речевому прогрессу. От правильного направления воздушной струи зависит правильное произношение звуков. Помимо прочего, такие задания снижают тревогу.

В коре головного мозга центр управления мелкой моторики руки и центр речи находятся максимально близко. Когда мы стимулируем одно, то стимулируем и другое. В этом помогут игры на развитие мелкой моторики.

Ребенку с ТНР важно получать позитивный эмоциональный опыт, который связан с говорением и общением. Давайте задания, в которых ребенок и сам почувствует, что справится, – театрализованные игры. Примеры игр для детей с ТНР – ниже.

Придумывать специальные роли на утренниках

Не стоит исключать детей с ТНР из участников, например, новогодних утренников. Даже для воспитанников с ТНР 1-го уровня можно предусмотреть роли, чтобы они не чувствовали себя отвергнутыми и участвовали в празднике наравне с остальными.

Сначала можно дать ребенку роли, в которых он будет активно действовать, но ничего не говорить или говорить очень мало. Например, участвовать в танце, играть помощника главного доброго или злого героя, который его везде сопровождает, но не говорит. Если чувствуете, что можно уже дать роль с текстом, давайте максимально простой, желательно рифмованный текст.

Используйте гаджет-прием, чтобы помочь ребенку с ТНР освоить роль с текстом. Для этого запишите с помощью гаджета реплику на видео, которую он должен произносить и давайте ему просматривать этот ролик, например, во второй половине дня в ходе индивидуальной работы

Также можно дать ребенку с ТНР роли в диалогах, когда он должен отвечать короткими репликами или действиями. Используйте маски, которые закрывают лицо. Дайте ребенку посмотреть на его отражение, скажите, что его и не узнать в этой маске. С таким элементом костюма ребенок будет вести себя на утреннике более раскованно. Когда обсуждаете результаты выступления ребенка, обязательно хвалите, не говорите о недостатках.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.

К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.


Диагнозы, которые относятся к ОНР

ТНР – это не какой-то один диагноз, а собирательный термин, который включает в себя различные нарушения. Соответственно, коррекция должна основываться на конкретном дефекте, который выявлен у ребенка.

К тяжелым нарушениям речи относятся:

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых центров мозга. При этом нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

Афазия – частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон мозга. Этот диагноз ставится только детям старше 3-4 лет (т.е. речь должна быть уже сформирована).

Заикание (логоневроз)– речевое нарушение, которое в большинстве случаев возникает в раннем возрасте. Представляет собой нарушение темпо-ритмической стороны речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые запинки и т.д.

ОНР (общее недоразвитие речи). К тяжелым нарушениям речи относится первая и вторая степень ОНР. Для первой степени характерно полное отсутствие речи, поэтому ребенок изъясняется только жестами, мимикой и т.д. При второй степени ОНР речь находится в зачаточном состоянии. Ребенок использует искаженные слова, он может строить лепетные предложения.

В некоторых источниках к ТНР относят и другие нарушения:

Дисфония (нарушение высоты, силы и тембра голоса).

Тахилалия (патологически ускоренный темп речи) и брадилалия (замедленная речь).

Каждое из этих нарушений может быть разной степени тяжести. В ряде случаев расстройство настолько тяжелое, что ребенок признается комиссией ограниченным в своих возможностях. Это уже является поводом к назначению группы инвалидности.


Встатье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых дефектов. Полученные на эмпирическом этапе данные говорят за эффективность интегрированных коррекционных занятий учителя логопеда и воспитателей дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: коррекция, тяжелые нарушения речи, дошкольники, интегрированные занятия, исследование.

Введение. Одной из самых актуальных проблем XXI века стало увеличение числа детей с нарушениями в развитии когнитивной сферы. В первую очередь — это нарушения речевого развития.

Теоретические положения логопедии о характере речевого и психофизиологического развития детей с речевой патологией рассмотрены в трудах Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Т. Б. Филичевой, Ю. Я. Флоренской, Г. В. Чиркиной и др.

Научные труды, основывающиеся на коммуникативно-деятельностном подходе к коррекции речи при ее тяжелом недоразвитии, представлены Л. И. Беляковой, Т. Н. Волковской, О. Е. Грибовой, Л. В. Лопатиной и др.

Представители науки в области дефектологии наблюдают общее снижение речевых и языковых возможностей у детей. Процессы формирования речевых навыков, осознание языковой реальности, сформированность лексико-грамматической стороны речи у многих детей происходит с опозданием или оказывается нарушенными.

Е. Г. Мункуева, анализируя результаты констатирующего эксперимента, делает вывод, что большинство детей с дефектами речи имеют нарушения многих психических функций, в том числе, симультанного анализа и синтеза, сукцессивного анализа и синтеза, зрительно-пространственных функций, лексико-грамматического строя речи [2].

Cовременные учения об особенностях психического дизонтогенеза при нарушениях речевого развития отражены в научных изысканиях Т. В. Ахутиной, А. Н. Корнева, В. В. Лебединского, И. Ю. Левченко, K. Durkin, E. L. Grigorenko, C. Njiokiktjien, R.Plomin и др.

Ученые в области логопедии и дефектологии уделяют большое внимание изучению методов коррекции речевых нарушений (А. А. Алмазова, Т. Г. Богданова, Т. Н. Волковская, О. Е. Грибова, О. Б. Иншакова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, О. Г. Приходько, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.).

Изучение теоретико-методологической основы логопедической и педагогической коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников позволило сформулировать цель исследования — обоснование использования интегрированных форм коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях детского сада.

Объект исследования — речевое развитие дошкольников.

Предмет исследования — корригирующее воздействие на дошкольников с ТНР.

Гипотеза исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста с ТНР отличается рядом особенностей, характеризующих структуру и уровень сформированности основных лексико-грамматических навыков. Использование интегрированных занятий, в том числе, с использованием электронных образовательных ресурсов может быть эффективным в условиях дошкольной образовательной организации.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы с ТНР МБДОУ ЦРР — детский сад № 12 г. Россоши Воронежской области. Всего участвовало 19 дошкольников. Исследование началось в 2017 году.

Методы исследования: психологическая диагностика; логопедическая диагностика; социально-педагогическая диагностика.

При планировании коррекционных занятий обращалось внимание на клинико-педагогическую классификацию: функциональная и механическая дислалия; дисфония; брадилалия; тахилалия; логоневрозы и логофобии; ринолалия; дизартрия; алалия; афазия, дислексия.

Методы коррекции: сенсомоторная коррекция; дидактические игры; логопедические упражнения с ЭОР; физические упражнения и логопедическая ритмика [4]; сказкотерапия; песочная терапия; игровая деятельность; дыхательная гимнастика; здоровьесберегающая педагогика.

Результаты и их обсуждение

Разработанная схема коррекционных занятий выглядит следующим образом:

– подготовительный этап — формирование умения по опознанию звука в речевом потоке; формирование артикуляционных навыков; развитие диафрагмального дыхания; формирование голоса, тренировка связок;

– формирование произносительных умений — постановка и автоматизация звука; дифференциация;

– формирование навыков общения — диалогическая речь; монологическая речь; музыкальное развитие; физическое развитие.

Принципы коррекционной работы: принцип системности коррекционных задач; принцип единства диагностики и коррекции; деятельностный принцип коррекции, определяющий тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ребенка; учет индивидуальных особенностей личности ребенка; принцип динамичности восприятия; принцип продуктивной обработки информации; ринцип учета эмоциональной окрашенности логопедического и педагогического материала.

Сравнительный анализ коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях детского сада

Методы коррекции

2018г.

2019г.

2020г.

Успешность давалась с трудом. На четвертом объекте (галка) результат приблизился к Научный журнал “Молодой ученый” в социальных сетях:

Читайте также: