Работа над социально педагогическим проектом позволяет сформировать у учащихся современной школы

Обновлено: 02.07.2024

Обсуждая на методическом
совете школы те вопросы, которые заслуживают внимания для рассмотрения
их методическими объединениями школы, педагогическим советом, мы пришли
к выводу, что проблема внедрения социальных проектов в обучение –
актуальна и важна для рассмотрения. Это подтвердили и результаты
анкеты, проведенной накануне педсовета.

А. Сухомлинский:
«Проблема творчества – один из участков педагогической целины

Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся
мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к
самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством
ответственности за свою судьбу и судьбу страны. Королева И.Б.
2. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время. Шекурина Н.Г.
3. Психолог рекомендует. Лобочкина Е.Н.

1. Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё
чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не
работают. Навыки исследовательской и проектной работы, приобретенные в
школе, помогут выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

2.
Высшее образование испытывает потребность в абитуриентах, способных к
самостоятельной проектной деятельности, которые будут развивать
отечественную науку. Вузы страны организуют университетские классы, где
ведется отбор талантливой молодежи. Как правило, это те учащиеся,
которые много времени посвящают самообразованию, чей уровень знания
предметов выходит за пределы школьной программы.

3.
Государственная политика в области образования нацелена на поддержание
инновационных программ, реализуемых школой. Заявлено о поддержке
одаренных, мотивированных детей, школ, внедряющих инновационные
программы и передовые технологии, о предоставлении грандов школам для
реализации проектов.

4. В последние годы вновь наблюдается
массовое увлечение школьников исследованиями и возобновление в связи с
этим деятельности научных обществ, их популяризация среди учащихся. Об
этом свидетельствуют многочисленные публикации в печати практических
материалов из опыта работы всевозможных творческих объединений учащихся
и, как подведение итогов их деятельности, проведение ежегодных
конкурсов, конференций различного уровня и профиля по защите
исследовательских работ учащимися (победители наиболее престижных из
них принимаются в некоторые вузы без экзаменов).

5. В нашем
районе действуют научные общества учащихся, ежегодно организуются
конкурсы научно-исследовательских работ, лучшие из которых выходят на
общероссийский уровень. С каждым годом увеличивается число секций, на
которых может быть представлена исследовательская работа учащихся.

6. Однако, наша школа представляет либо немногочисленные работы, либо
не соответствующие требованиям, предъявляемым к учебному исследованию.

7. Проектная деятельность учащихся не носит системного характера.
Представляемые на научные-практические конференции работы учащихся –
результат только подвижничества отдельных учителей.

8.
Рейтинговая карта ОУ показывает, что перед школой ещё стоит задача
войти в число ведущих ОУ, серьезно и широко заявивших о себе на
олимпиадах, конкурсах, в проектах районного, городского и областного
уровнях (зачитать приложения из рейтинговой карты).

9. Вместе с
тем в школе есть условия для внедрения проектного и исследовательского
метода в обучение: профессионализм педагогов.

Среди форм организации
практической деятельности учащихся в контексте компетентностного
образования существенное место принадлежит технологиям
компетентностно-ориентированного обучения, среди которых выделим
технологию социального проектирования. Её позитивной чертой является
универсальность, так как деятельность уч-ся может реализовываться как в
рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе.
Социальные
проекты дают возможность уч-ся связать теоретические знания и
практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь,
которую можно сделать лучше собственными усилиями. Социальный проект
является первым знакомством уч-ся с элементами гражданского общества.
Он имеет минимальные ресурсные затраты, и вместе с тем позволяет детям
проявить самостоятельность, организаторские способности, умения
работать в команде.
Работа над социальным проектом проходит 8 стадий:
1. подготовка уч-ся к работе над проектом.
2. выбор проблемы.
3. сбор и анализ информации (исследование проблемы).
4. реализация плана действий.
5. Составление портфолио,
6. Презентация.
7. Рефлексия.
На первой стадии в ходе беседы с учащимися актуализиру¬ются их знания о
структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ
ситуации, рассматриваются вопросы влияния общественности на политику
администрации (городской, районной).
На второй стадии, перебирая
актуальные проблемы местного сообщества, учащиеся делают выбор
проблемы, решение которой они будут искать в процессе выполнения
проекта.
На третьей стадии главной задачей выступает сбор
исчерпывающей информации. В силу того что она может быть
разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на группы, каждая из
которых будет собирать информацию из определенного источника: из СМИ,
сайтов Интернета, библиотек, органов законодательной и исполнительной
власти.
Четвертый этап проводится для обработки и систематизации
полученного материала. Учащиеся под руководством координатора проекта
компонуют все материалы по разделам:
- актуальность и важность данной проблемы;
- информация о различных подходах к ее решению;
- программа действий, разработанная данной командой;
- разработка варианта реализации своей программы.
Пятая стадия предполагает, что учащиеся сделают попытку реализовать на
практике полностью или частично свой вариант решения выбранной
проблемы.
На шестой стадии учащиеся готовят портфолио, для чего
группируют весь материал в два блока: демонстрационный и
документальный. Демонстрационный блок - это раздвижные стенды или
компьютерная презентация с фотографиями, рисунками, плакатами и
схемами, отражающими ход работы над проектом. Документальный блок дает
обзор информационных ресурсов исследуемой проблемы: выдержки из
нормативных документов, данные социологических опросов, резюме
материалов СМИ, результаты запросов в официальные органы, комментарии
экспертов. Далее описывается ход действий по реализации проекта.
Седьмая стадия - это публичная презентация проекта, которая предусматривает 4 главных цели:
- представить аудитории информацию о важности проблемы;
— объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы;
- объяснить эффективность выбранной формы решения проблемы;
— показать результативность своей работы.

Главная задача восьмой стадии - анализ самими учащимися стадий
подготовки проекта и его представления. При таком подходе изменяется и
роль самого учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя
информации, сообщающего ученикам то, что они должны знать, пассивно
усвоив, учитель превращается в организатора деятельности,
консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию
необходимых знании и информации из различных (может, и нетрадиционных)
источников. Учителю придется сдерживать себя в желании первым
высказать свое мнение (это может подавить инициативу ученика),
преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях:
прежде чем излагать содержание изучаемой темы, поинтересоваться, что
знают об этом ученики.
Работа над учебным проектом помогает
выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать
вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной
принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Специфика проекта как формы учебной и воспитательной деятельности:

Цельная
работа Сложная
работа Реальная практическая деятельность Работа с первичной информацией Активное использование
Работу нельзя закончить, остановиться посредине, оценивается конечный
результат, т. е. новое знание или опыт Разные виды деятельности:
-составление плана;
-работа с информацией;
-работа с людьми;
-анализ материалов;
-составление рекомендаций Практика является системообразующим
компонентом. Информация не существует до работы, получив её, учащийся
реально учится делать умозаключения Игровой компонент помогает усилить
мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации
Центральный принцип проектной работы Совместная работа учителя и учащихся

Характерная особенность метода проектов

Концептуальность
(опора на систему философских и психолого-педагогических концепций) Системность
(этапы выполнения учебного исследования функции ученика и учителя, критерии оценки результатов работы) Воспроизводимость
(применение на различных этапах обучения, к разным возрастным группам учащихся, материала любой сложности)

Целеполагание – создание условий для развития естественной
познавательной активности ученика и его самореализации через
совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта.

План действий по реализации проекта
Организационно-содержательная работа Механизм реализации Планируемый результат
1. Определение общественно значимой проблемы.
2. Сбор информации по данной проблеме. 1. Анкетирование.
2. Социологический опрос.
3. Изучение различных источников по обозначенной проблеме 1. Банк данных
2. Сформированное представление о работе над проектом
3. Создание микрогрупп.
4. Достаточно объективная информация по данной проблеме
Разработка собственного варианта решения проблемы 1. Определение целей, задач проекта.
2. Составление предложений по проекту.
3. Определение содержания проекта.
4. Составление плана работы.
5. Распределение обязанностей.
6. Анализ и систематизация полученного материала и распределение его по соответственным разделам:
-актуальность и практическая значимость проекта для школы, города, области;
-информация о различных подходах к решению данной проблемы;
-программа действий, которую избрали исследовательские группы Банк данных

Достаточная информация по данной проблеме.

Технологическая карта
Реализация действий исследовательских групп.
Проведение плановых мероприятий Изучение и анализ собранных материалов:
1. Исторический экскурс:
-местное самоуправление за рубежом;
-органы местного самоуправления в России;
-органы местного самоуправления в городе, районе.
2. Повседневная практика местной власти в России.
3. Современное самоуправление области Работа с необходимыми информационными источниками

№ п/п Тип проекта Выполнение и оформление проекта Результат проектной
деятельности Защита проекта
1 Прикладной -Четкость формулировки проблемы, актуальности, темы, цель и задачи проекта.
-Соответствие цели и задач проекта рассматриваемой проблеме и сформулированной теме.
-Соответствие содержания и структуры проекта выбранному типу.
-Качество оформления пояснительной записки к проекту: соответствие
стандартным требованиям, рубрицирование и структурирование текста,
качество эскизов, схем, рисунков, чертежей, наличие необходимых
приложений.
-Самоорганизация деятельности. -Уровень сложности разработки.
-Завершенность разработки.
-Рациональный подбор материалов, оборудования, инструментов.
-Рациональность запланированных технологических операций. Соблюдение правил ТБ.
-Экономический расчет.
-Экологическое обоснование. Качество выполнения изделия.

Практическая значимость изделия. Качество доклада: отражение основных
позиций проекта, владение терминологией по теме проекта, грамотность,
объем и глубина знаний по теме.
Умение держаться перед аудиторией, культура и убедительность речи.
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность.
Выбор средств представления проекта (плакаты, презентация, видеоматериалы и т. д.).
Качество представленных материалов (наглядность, соответствие
требованиям эргономики и психологии восприятия информации человеком).
2 Информационный -Полнота собранной информации по теме проекта.
-Правильность выбора способов обработки собранной информации.
-Качество структурирования и организации информации.
-Правильность выбора формы представления проекта. Правильность выбора средств реализации результата проекта.
Полнота содержания.
Корректность текста: отсутствие ошибок, использование научной терминологии, актуальность информации.
Дизайн (в зависимости от вида): цвет, текст, фон, композиция, навигация.
3 Исследовательский -Оригинальность и ценность собранной информации.
-Глубина и качество изучения специальной литературы.
-Умение формулировать гипотезу.
-Выбор методов, адекватных задачам исследования.
-Качество ведения документации по экспериментальной части проекта (дневник наблюдений, результаты опросов и т.д.).
-Планирование исследовательской работы (логика проведения исследований, экспериментов).
-Язык и стиль изложения. Четкость обоснования выводов по результатам исследования.
Значимость проводимого исследования.
4 Творческий -Адекватность выбранных средств реализации проекта поставленным целям.
-Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, предлагаемых решений. -Уровень творческого подхода к реализации проекта.
-Возможность использования результатов проекта в других случаях.
-Реальность и практическая ценность.


Основная задача деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения — формирование гармонически развитой, социально активной личности, способной к самоорганизации, умению отстаивать свои права. Средством, способствующим решению этой задачи можно считать участие в социально значимой общественной деятельности, создании общественных объединений и т. п. Почему именно социальное проектирование? Это объясняется рядом причин:

Во-первых, в подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и, прежде всего, мышления. Возникает полноценное теоретическое мышление, совершенствуется мышление практическое (предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи), приобретаются умения и навыки, от которых зависит профессиональная деятельность учащегося в будущем.

Во-вторых, современному обществу необходима новая личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая. Для того, чтобы такая личность воспитывалась, следует создавать условия, необходимые для ее развития. Наряду с этим, необходимо помнить о том, что вне реального коллектива полноценная личность сформироваться не может.

В-третьих, воспитание во многом означает изменение социальных установок человека: знаний, эмоций и действий. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим действия в связи с объектом установки).

Известно, что организация проектной деятельности учащихся имеет не только образовательный и развивающий потенциал, что участие в проекте можно эффективно использовать в целях воспитания самосознания обучающихся, поэтому, знакомившись с основными характеристиками работы над социальным проектом, выделили следующие моменты:

Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью.

В проекте обязательна работа не одного, а целой команды.

Участие в проекте способствует социализации и социальному творчеству детей и юношества, включает в коллективно-полезное дело, развивает позитивное отношение к начатому делу.

Роль педагога становится координирующей (консультант — советник).

Информационная — анализ и обобщение информации и предоставление для широкой аудитории.

Исследовательская — решение исследовательской задачи, с наличием основных этапов.

Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих приемов.

Формирование сильного актива класса.

Качественное изменение личностных характеристик лидеров класса.

Положительная динамика изменения общей психологической атмосферы, улучшение взаимоотношений, четкая организация повседневной жизни.

Происходит смена внутренней позиции учащихся.

Мониторинг использования классными руководителями проектного подхода показывает, что 29 из31 (90 %) работают по инновационной технологии в 2011–2012 учебном году.

Мудрик, А. В. Что такое социализация? /А. В. Мудрик //Классный руководитель.- 2009.-№ 8.-С.29–34

Созонов, В. П. Становление личности в единстве процессов социализации, воспитания и самовоспитания /В. П. Созонов //Классный руководитель.-2009.-№ 8.-С.35–46

Основные термины (генерируются автоматически): социальное проектирование, проектная деятельность, педагогический коллектив, проект, участие, формирование.

Похожие статьи

Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике.

Проектная деятельность педагога. Авторы: Закиева Лариса Рамилевна, Хадиева Фарида Ильдусовна.

Проект (от лат. рrojectus) — 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо.

Социальное проектирование в условиях общеобразовательной.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное проектирование, метод проектов, проект, проектная деятельность

Развитие личности учащегося посредством проектной. формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся.

Социально-педагогическое проектирование как технология.

проектная деятельность, детский сад, образовательный процесс, педагогическое проектирование, проектный совет, метод проектов, проект

Ключевые слова: проект, проектирование, социализация, социально-педагогическое проектирование, исследование.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся и прогнозирование ее результатов. С какой целью преподаватель создает проект?

Социальное проектирование как средство формирования.

Библиографическое описание: Бобылева М. Н. Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале. – презентация. В начальной школе можно выделить следующие виды проектов.

Особенности профессионального развития педагогов в процессе.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональное развитие, педагогическая компетентность, инновационные технологии, воспитательно-образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение.

Анализ деятельности и развитие команды проекта в проектной.

Организация проектного обучения предполагает формирование и развитие команды учебного проекта.

сетевой проект, проект, проектная деятельность, команда, сайт, VIII, COOGL, предварительная работа, безопасная работа, опыт участия.

Социальное проектирование как средство профессионального.

Социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых

Одним из педагогических условий формирования готовности обучающихся к

профессиональное самоопределение, проектная технология, социальное проектирование.

Значение проектной деятельности при организации.

проектная деятельность, детский сад, образовательный процесс, педагогическое проектирование, проектный совет, метод проектов, проект, воспитательно-образовательный процесс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальное проектирование как эффективное средство формирования
гражданских компетенций российских школьников.

Приложение 1.
Анкета родителя.
№ Вопрос да нет
1 Всегда ли Ваш ребенок получает учебники в хорошем состоянии?
2 Зависит ли успеваемость ученика от состояния учебника?
3 Приобретаете ли Вы новые учебники, если в школе ребенку выдали потрепанный учебник?
4 Всегда ли Ваш ребенок сдает учебники в таком же состоянии, в каком он получил их на начало учебного года?

Анкета учащегося.
№ Вопрос да нет
1 Огорчаешься ли ты, если получаешь учебник в не очень хорошем состоянии?
2 Стремишься ли ты сохранить учебник в хорошем состоянии?
3 Пишешь ли ты иногда в учебнике?
4 Терял ли ты учебники?
5 Реставрируешь ли ты учебники?

Анкета учителя.
№ Вопрос да нет
1 Всегда ли Ваши ученики получают учебники в хорошем состоянии
2 Зависит ли успеваемость ученика от состояния учебника?
3 Существует ли прямая связь между пользователями и состоянием учебной книги?
4 Всегда ли Ваши ученики сдают учебники в таком же состоянии, в каком они получили их на начало учебного года?

Таким образом, в результате реализации данного проекта, можно проследить процесс формирования социальных умений и навыков, сознательного отношения и активной гражданской позиции учащихся.

В современных условиях, когда происходит активное реформирование общеобразовательного и дополнительного образования, педагогов насущно интересует вопрос реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. В стандартах второго поколения предусмотрены не только показатели качества освоения учебных предметов, основной акцент делается на сформированности у обучающихся межпредметных универсальных учебных действий и личностных качеств. На первый план выходит личность самого ребенка и то, что с ней происходит в процессе обучения и воспитания. Поэтому одним из основных направлений педагогической деятельности становится социализация – экспериментальное, деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума, формирование социальных компетенций обучающихся, умений и навыков мобилизации полученных знаний. Новые образовательные стандарты особое место отводят практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности и применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее эффективным средством стимулирования социальной активности и формой социального управления, формирования необходимых для этого компетенций и самоопределения обучающихся является использование проектного метода. На сегодняшний день проектирование − самая совершенная технология управления изменениями. Получая положительный опыт воздействия на общественно значимую проблему, решая ее, дети и подростки представляют свою локальную юношескую микромодель гражданского общества. Попутно учащиеся овладевают инструментарием изучения проблемы, методами ее анализа, осваивают процесс целеполагания, получают опыт принятия решений, анализа большого потока информации, узнают способы оценки полученных результатов и мн. др.

В процессе разработки и реализации проекта дети и подростки проявляют свои лучшие социальные качества: активность, организаторские способности, коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность, нравственность и гуманность. Учащиеся демонстрируют креативность, проявляют склонность к исследовательской и проектировочной деятельности.

Пропагандируя технологию социального проектирования, хотелось бы отойти от стереотипного восприятия соцпроекта как некого общественно значимого дела, трудовой операции. Ведь при разработке и реализации социальных проектов необходимо не только искать место применения своих сил, а проводить анализ проблем школы, прилегающего микрорайона, проживающих социальных групп, нуждающихся в поддержке и участии, и даже пытаться решить (или привлечь общественное внимание) более глобальные проблемы, характерные для многих граждан нашей страны.

При этом очень важно научить детей и подростков правильно определять предстоящую цель, выделять необходимые действия, которые помогут достигнуть ожидаемого результата, помочь им понять взаимосвязь целеполагания и событий, которые послужат индикаторами полного выполнения намеченного плана и удовлетворенности полученным результатом.

Чтобы определить техническую составляющую, предлагаю использовать современную методику анализа, пришедшую из бизнес-технологий. А именно методику SMART.

Критерии:
S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

М – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

А – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда.

R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

Т – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.

Ответив на все эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать все составляющие цепи целеполагания: цель – задачи – содержание деятельности – результат – критерии оценки достижения результата. Только научив детей и подростков всем составляющим процесса целеполагания, делая особый акцент на сравнивании намеченной цели и показателей ее достижения, мы научим их ставить и достигать цели не только в области социального проектирования, но при составлении личной образовательной траектории, а в дальнейшем и в своей жизни.

Для определения идеи социального проекта можно предложить учащимся воспользоваться методикой принудительного придумывания новых идей. В основе ее лежит заполнение таблицы и соединение параметров трех колонок в вольном порядке. В процессе выдвижения идей необходимо отказаться от их обсуждения, нужно записать как можно больше вариантов, как можно помочь нуждающимся в заботе, используя имеющиеся знания, умения и навыки. Например, заполненная таблица может выглядеть так.

Читайте также: