Рабочая тетрадь как средство обучения в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Изменение целей образования влечет за собой преобразование содержания, средств и методов обучения, требует пересмотра всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в его состав рабочих тетрадей для школьников.
Рабочая тетрадь является специфическим средством развития познавательной активности учащихся, позволяющим индивидуализировать процесс познания младших школьников.
Современные исследователи, изучая проблему создания и использования рабочей тетради на уроках выделили следующие условия: специфическое воздействие рабочей тетради на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, базирование разработки системы заданий рабочей тетради на комплексном рассмотрении особенностей развития младших школьников, включая параметры развития мышления младших школьников характеризующиеся
сочетанием наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Основные дидактические функции рабочих тетрадей заключаются в следующем: повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся.
Созданием рабочих тетрадей по математике для начальной школы в разное время занимались многие педагоги, методисты, авторы-составители учебных программ и учебников. В последнее время количество издаваемых рабочих тетрадей по математике для начальной школы заметно увеличилось. Большинство из них предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся с целью закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий, для совершенствования умений и формирования прочных вычислительных навыков.
Младший школьный возраст это сенситивный период, когда интенсивно формируются свойства личности, закладываются основы для развития его познавательных способностей, субъектного опыта. С началом школьной жизни у детей усиливается внутренняя потребность в самостоятельной познавательной деятельности (Д. Б. Эльконин).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО 2009 г.) ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательность, владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать. Формирование такой личности предполагает наличие у неё познавательной самостоятельности.
Как же помочь ребенку младшего школьного возраста в развитии познавательной самостоятельности?
Развитие познавательной самостоятельности может осуществляться преимущественно в рамках обучения конкретному предмету. Среди предметов школьной программы, изучаемых в младших классах, изучение математики, по нашему мнению, наиболее благоприятствует развитию познавательной самостоятельности, так как поиск решения математических задач требует, прежде всего, самостоятельной мыслительной деятельности для построения плана решения, самопроверки полученного результата, умений самостоятельно пользоваться правилами и алгоритмами, а также умений применять систему обобщенных знаний. Математическая деятельность при изучении математики в начальной школе заключается, прежде всего, в создании детьми моделей наблюдаемых фрагментов реальности. Обучение построению математических моделей реальных, доступных наблюдению детей явлений обеспечивает понимание сложных взаимосвязей математического знания, его содержательных аспектов.
При обучении математике младших школьников целесообразно использовать рабочую тетрадь, в которой способы предъявления математических заданий, отвечают следующим условиям:
• направленность на самостоятельный поиск решения задачи;
• опора на наглядно-образное представление математической информации;
• использование моделей рассматриваемых ситуаций разного уровня обобщенности;
• задания каждого листа рабочей тетради структурированы так, что ведут к разрешению одной проблемной ситуации.
Приведем пример такой тетради. Познавательная деятельность младшего школьника на уроке математики строится поэтапно. Этапы отражены в заданиях рабочей тетради. Учитель организует диалог, направляет и корректирует поиск решения заданий.
Познавательная задача, включающая цель и условия, в которых она должна быть решена, ставится перед ребенком в доступной форме для того, чтобы ученик принял задачу и начал ее решать.
Проблемная ситуация представлена в рабочей тетради в виде серии сюжетных картинок. Во фронтальной беседе учитель ставит вопросы, направляя мысль ребенка. Ученики в ходе работы рассматривают картинки, уточняют детали, анализируют их, создают вербальную модель ситуации. Каждый ребенок имеет возможность составить свою задачу по картинкам, предложить свой вариант сюжета, т. е. задания предполагают активизацию творческого начала ребенка. Сюжеты, используемые на уроке, являются понятными, близкими детям, что способствует развитию мотивационного компонента познавательной самостоятельности. На основе имеющегося жизненного опыта ребенку легко представить объекты, о которых идет речь, и осознать их количественные характеристики, что способствует развитию содержательно-операционного компонента.
После сюжетных картинок проводится работа со схемой, отражающей отношений между величинами. Таким образом осуществляется переход от конкретного сюжета к схеме, в которой отражены количественные характеристики ситуации и содержательные связи между ними.
Работа со схемой предполагает активную самостоятельную деятельность ученика, так как в заданиях требуется дополнить схему, дорисовать ее, вписать недостающие данные, сравнить две схемы, выбрать подходящую схему к картинкам, составить задачу по схеме. Увеличение уровня сложности способствует развитию содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности. Проверку правильности выполнения задания учитель организовывает как фронтально, так и при работе в группах. При работе над задачей от ученика требуется проявление умственных усилий, что способствует развитию волевого компонента.
От схемы ученики переходят к знаковой математической модели задачи. На листе рабочей тетради для этого предусмотрено специальное поле в клеточку. Ученик самостоятельно записывает решение. В течение работы на уроке ученики осуществляют переход от одной модели задачи к другой, отличающейся от предыдущей большей степенью обобщенности. В то же время все модели рассматриваемой ситуации представлены перед ребенком, он имеет возможность вернуться к предыдущему этапу, уточнить неясные моменты, проверить свою работу, успешно решить задачу. Ситуации успеха, удовлетворение от результатов своего труда стимулируют положительную мотивацию к познанию. Успешное выполнение заданий стимулирует развитие мотивационного компонента познавательной самостоятельности.
Предложенные способы предъявления заданий в рабочей тетради, способствуют тому, что в процессе выполнения заданий ученик постоянно осуществляет переход от одной модели задачи к другой, от сюжетной картинки к вербальной модели, затем к графической модели и к знаковой; ребенок самостоятельно приобретает знания, а не получает их в готовом виде.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Какая польза от рабочих тетрадей на печатной основе для вашего ребёнка? Зачем рекомендуют использовать в начальной школе дополнительные учебные пособия и учебные материалы, и по какой причине сейчас тетрадь входит в рекомендованный набор ученика? Давайте разберемся в этих вопросах.

Что такое рабочая тетрадь?

Какие рабочие тетради бывают?

Различают несколько видов рабочих тетрадей:

Информационная. Такая тетрадь содержит только информацию, без заданий. Используется довольно редко на базовых предметах курса начальной школы, так как основная её цель – задать правильный ориентир изучения основной темы учебника. Более широко информационная тетрадь используется в профильных классах средней и старшей школы.

Контролирующая. Содержит задания для проверки знаний ребёнка во время занятия или после него. Проверяя эти тетради, преподаватель может определить, в какой момент обучения ученики совершают ошибки, и корректирует акценты преподавания с учётом допущенных ошибок – например, если какая-то тема вызвала затруднения, к ней стоит вернуться.

Смешанная. Самый распространённый вид рабочих тетрадей. В такой тетради два блока – общий информационный и контролирующий. В информационный блок включаются новые учебные материалы, а в контролирующем можно найти задания и тесты, которые позволят проконтролировать полученные знания и умения. Также во втором блоке можно найти задания для самостоятельной работы вне школы.

Какие навыки развивают рабочие тетради в начальной школе?

Первый и самый главный навык – это концентрация внимания . К моменту поступления в школу ребёнок, как правило, способен удерживать свое внимание на выполнении задания 10-15 минут, затем нужна передышка и переключение на другой вид деятельности. Такая особенность обязательно учитывается распорядком внутри самого урока, желательно следовать ему и при выполнении заданий дома.

Согласно недавним опросам ВЦИОМ, всё больше родителей учащихся начальных классов положительно отзываются об опыте использования рабочих тетрадей.

Успешное обучение – это прежде всего отличное усвоение материала, интерес к новым знаниям, мотивация, обретение новых навыков. Хорошо, когда всё это присутствует в учебном процессе ученика младших классов. Рабочие тетради помогают решать сразу несколько важных задач образовательного процесса.

О том, какие еще навыки развивают рабочие тетради, более подробно читайте в статье на нашем сайте.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рабочая тетрадь и учебная деятельность младших школьников

В последние годы существенно измени- лись приоритеты начального образования. На первый план выдвинулись цели разви- тия личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности — основной формы жизнеде- ятельности, характерной для данного воз- раста.

В арсенале средств, используемых сов- ременным учителем в своей работе, все ча- ще стала появляться рабочая тетрадь — учебно-методическое пособие, дополняю- щее учебник и побуждающее учащегося к

активной самостоятельной деятельности. Однако часто введение в учебный процесс рабочих тетрадей вызывает у младших школьников дополнительные трудности, связанные прежде всего с тем, что дети не умеют работать с заданиями тетрадей. Не- редко рабочие тетради вызывают затруд- нения и у родителей, которые не владеют педагогическими методиками и не могут помочь своим детям разобраться с зада- ниями.

Универсальной концепцией построения заданий рабочей тетради является ориента-

В соответствии с тремя функциями, присущими учебной деятельности: инфор- мационно-ориентировочной, операционно- исполнительской и контрольно-коррекци- онной, — в качестве главных приоритетных выделяются три блока умений. Первый блок составляют умения воспринимать учебный материал: наблюдение, слушание, чтение, — которые обеспечивают понима- ние материала в соотнесении с заложенны- ми в нем учебными задачами и целями (ин- формационно-ориентировочные умения). Второй блок — умения классификации и обобщения (операционно-исполнитель- ские умения). Третий блок — умение само- контроля (контрольно-коррекционное уме- ние) (см.: Чутко Н.Я. Чтобы не дремали мысли. М., 2001).

Задания рабочих тетрадей, направлен- ные на формирование и развитие обще- учебных интеллектуальных умений у млад- ших школьников, фактически являются промежуточным звеном при переходе уча- щихся от игровой деятельности (характер- ной для дошкольного детства) к учебной (основной для всего периода обучения в школе) и помогают младшим школьникам овладеть технологией работы с учебными пособиями.

На основе вышесказанного была разрабо- тана система заданий рабочей тетради для младших школьников (на материале учебни- ка по чтению: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. Кн. 1. М., 1998). Этот учебник по чтению был выбран не слу- чайно, а как наиболее часто используемый в педагогической практике в обычных общеоб- разовательных классах и в классах системы коррекционно-развивающего образования.

В рабочую тетрадь вошли следующие виды заданий:

I. Задания на формирование обще- учебных умений — наблюдения, класси- фикации, обобщения, самоконтроля.

Приме р. Рассмотрите рисунки. Разде- лите на группы то, что на них изображено. Рисунки, входящие в одну группу, подчерк- ните одним цветом карандаша (ручки, фло- мастера).

2) Задание на формирование общеу- чебных интеллектуальных умений — наб- людения, классификации (по заданному основанию), самоконтроля (с учетом раз- вития наглядно-образного и словесно-ло- гического мышления и развития системы

Приме р. Рассмотрите рисунки. Объе- дините в одну группу только те рисунки,

которые относятся к чаепитию. Подчеркни- те их одним цветом.

II. Задания на формирование обще- учебных умений — слушания, классифи- кации, обобщения, самоконтроля.

Приме р. Прослушайте названия зна- комых вам произведений. Вспомните, о чем они. Разделите названия произведений на

группы. Запишите каждую выделенную ва- ми группу в отдельный столбик.

Тут Федорины коты Расфуфырили хвосты.

«Эй, вы, глупые тарелки, Что вы скачете, как белки? Вам ли бегать за воротами

3) Задание на формирование общеучеб- ных интеллектуальных умений — слуша- ния, обобщения, самоконтроля (с учетом развития наглядно-образного и словесно- логического мышления и развития системы

Приме р. Прослушайте текст и дайте ему свое название. Запишите его.

— Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть какая горькая. А ты грызешь ее и даже не жмуришься!

— А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе — прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще меда пока- жется!

III. Задания на формирование обще- учебных умений — чтения, классифика- ции, обобщения, самоконтроля.

отнести к одной группе, подчеркните одним цветом.

Текст задания: Петушок, хозяйка, куроч- ка, коровушка, кузнец, хозяин.

При выполнении данного типа заданий возможна верная классификация по само- стоятельно выделенным, но второстепен- ным признакам.

2) Задание на формирование общеучеб- ных интеллектуальных умений — чтения, классификации (по заданному основанию), самоконтроля (с учетом развития словесно- логического мышления и развития системы

Текст задания: Деревья, сова, волк, мо- тылек, травы, крот, цветок.

Вдруг стало темно, пошел дождь и загре- мело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне больно стало, и я зажмурился.

Кроме представленных выше заданий, в рабочей тетради были использованы синте- зированные задания, объединяющие в себе сразу несколько видов заданий.

Примеры синтезированных заданий.

Приме р. Рассмотрите рисунки. Разде- лите на группы то, что на них изображено. Рисунки, входящие в одну группу, подчерк- ните одним цветом карандаша (ручки, фло- мастера). Дайте название каждой выделен- ной вами группе.

2) Задание на формирование общеучеб- ных интеллектуальных умений — слуша- ния, классификации (по заданному основа- нию), обобщения и самоконтроля (с учетом развития наглядно-образного и словесно- логического мышления и развития системы

Целый день ребята трудились — строи- ли снежную горку во дворе. Сгребали лопа- тами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ре- бята полили её водой и побежали домой обе- дать.

Выберите из слов горка, строительство, двор, обед, вода те, которые больше всего подходят для названия этого отрывка, и за- пишите их.

А как бы вы сами назвали этот отрывок?

Запишите свое название.

4) Задание на формирование общеучеб- ных умений — слушания, наблюдения, классификации (по заданному основанию), обобщения, самоконтроля (с учетом разви- тия наглядно-образного и словесно-логи- ческого мышления и развития системы

6) Задание на формирование общеучеб- ных интеллектуальных умений — слуша-

А вы знаете, что СО? А вы знаете, что БА? А вы знаете, что КИ?

Что собаки-пустолайки Научилися летать?

Научились, точно птицы, — Не как звери,

Точно ястребы летать!

А теперь прочитайте слова ерунда, прав- да, небылицы, собаки. Выберите и запишите то слово, которое больше всего подходит для названия этого стихотворения. Приду- майте и запишите свое название к этому от- рывку.

Выполнение заданий оценивалось в че- тырехуровневом диапазоне.

Для заданий, направленных на форми- рование умения классифицировать мате- риал.

1- й уровень. Правильное выполнение

задания, представленное в словесно-логи- ческой форме. Учащиеся самостоятельно находят основание деления наглядного или словесного материала и верно его класси- фицируют или правильно выполняют клас- сификацию наглядного или словесного ма- териала по заданному основанию. Само- контроль произведен.

2- й уровень. Правильное, но не полное

выполнение задания, представленное в сло- весно-логической и описательной нагляд- но-образной форме (ближе к правильному, чем к неправильному). Учащиеся самостоя- тельно находят основание деления нагляд- ного или словесного материала, правильно делят наглядный или словесный материал на заданные группы, но при классификации допускают одну логическую ошибку. Само- контроль произведен, ошибка не выявлена. 3-й уровень. Правильное выполнение задания сочетается с фактическими или ло- гическими ошибками с опорой на наглядно- образное мышление (ближе к неправильно-

му, чем к правильному). Учащиеся самосто- ятельно находят основание деления нагляд- ного или словесного материала, правильно делят наглядный или словесный материал на заданные группы, но при классификации допускают две логические ошибки. Само- контроль не произведен.

4-й уровень. Задания не выполняются,

классификация и самоконтроль не произ- ведены.

Для заданий, направленных на форми- рование умения обобщать материал.

1- й уровень. Правильное (полное и точ-

ное) обобщение наглядного или словесного материала, осуществленное на обобщенном словесно-логическом уровне. Самокон- троль произведен.

2- й уровень. Правильное обобщение

наглядного или словесного материала осу- ществлено на описательном наглядно-об- разном уровне. Самоконтроль произведен, ошибка не выявлена.

3- й уровень. В обобщении наглядного

или словесного материала имеет место ошибка эмпиризма или схематизма. Само- контроль не произведен.

4- й уровень. Задания не выполняются,

обобщение и самоконтроль не произве- дены.

Перед началом работы с заданиями ра- бочей тетради учащимся было предложено несколько заданий, направленных на выяв- ление уровня сформированности обще- учебных интеллектуальных умений.

Задание № 1. Наблюдение, классифи- кация, самоконтроль.

Назначение задания. Выявить умение классификации наглядного материала (по самостоятельно найденному основанию).

Объект классификации. Рисунки раз-

— Ребята, у каждого из вас на столе ле- жит карточка. Внимательно рассмотрите рисунки и разделите их на три разные груп- пы. В каждой группе должны быть рисунки, которые можно объединить, соединить. Ри- сунки, которые вы отнесете к одной группе, нужно отметить точкой одного цвета. Цвет карандашей для разных групп каждый вы- бирает сам. Повторяю еще раз. Будьте вни- мательны, проверяйте себя.

Карточка задания. На карточке изобра- жены: арбуз, барабан, волк, дом, елка, еж, зонт, иголка, кукла, лиса, мышь.

Оценка выполнения задания.

1- й уровень. Правильная классифика- ция рисунков — по трем существенным признакам (растения, животные, неодушев- ленные предметы); точками одного цвета отмечены арбуз, елка; другого цвета — волк, еж, лиса, мышь; третьего цвета — барабан, зонт, кукла, иголка, дом. Самоконтроль оче- виден.

2- й уровень. Неправильная классифика-

3- й уровень. Неправильная классифика-

ция, с двумя логическими ошибками. Нап- ример: елка, арбуз; иголка, еж, зонт; волк, лиса, барабан, дом, кукла, мышь (Поли- на С.). Самоконтроль не наблюдается.

4- й уровень. Задание не выполняется —

рисунки отмечены бессмысленно, хаоти- чески.

Задание № 2. Наблюдение, обобще- ние, самоконтроль.

Назначение задания. Выявить умение обобщения наглядного материала.

Объект обобщения. Группы рисунков,

выделенные учащимися в задании № 1.

— Еще раз посмотрите на карточку с ри- сунками. Вы уже разделили то, что на ней изображено, на группы. Теперь назовите каждую выделенную вами группу одним словом. Запишите название каждой группы тем цветом, каким вы ее отметили.

Оценка выполнения задания.

2- й уровень. Неполное обобщение, осу-

3- й уровень. Неправильное обобщение,

с ошибками эмпиризма или схематизма. Например: «То, что относится к животным;

4- й уровень. Задание не выполняется.

Задание № 3. Слушание, классифика- ция, самоконтроль.

Назначение задания. Выявить умения слушать и логически осмысливать учеб- ный текст — классифицировать содержа- щиеся в нем сведения по заданному приз- наку.

Объект классификации. Герои стихот-

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва за решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы. Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил.

А теперь посмотрите на рисунок на кар- точке и обведите главного героя стихотво- рения.

Карточка задания. На карточке изобра-

жены: воробей, журавль, слон, крокодил, лев, лиса, морж.

Оценка выполнения задания.

1- й уровень. Правильная классифика- ция героев стихотворения — в качестве главного героя выделен воробей. Самокон- троль очевиден.

2- й уровень. Неправильная классифи-

3- й уровень. Неправильная классифи-

4- й уровень. Задание не выполняется.

Задание № 4. Слушание, обобщение, самоконтроль.

Назначение задания. Выявление степе- ни сформированности умений слушания и обобщения с последующим самоконтролем. Объект обобщения. Герои стихотворе-

Оценка выполнения задания.

1- й уровень. Правильное обобщение — каждая группа героев стихотворения назва- на обобщающими словами. Например:

2- й уровень. Неполное обобщение,

3- й уровень. Неправильное обобщение,

4- й уровень. Задание не выполняется.

Задание № 5. Чтение, классификация, самоконтроль.

Назначение задания. Выявить умение читать и логически перерабатывать учебный текст; классифицировать содержащиеся в нем сведения по заданному основанию.

Объект классификации. Текст на учеб-

— Прочитайте текст на ваших карточ- ках. Подчеркните слова, которые говорят о характере кошек. Проверьте себя.

Оценка выполнения задания.

1- й уровень. Правильная классифика- ция — подчеркнуты слова: кошки хитры. Самоконтроль очевиден.

4- й уровень. Задание не выполняется —

слова подчеркнуты бессмысленно, хаоти- чески.

Задание № 6. Чтение, обобщение, са- моконтроль.

Назначение задания. Выявить уровень сформированности умений читать и обоб- щать текстовую информацию.

Объект обобщения. Текст карточки за-

— Прочитайте еще раз текст на карточке

№ 5. Озаглавьте его.

Оценка выполнения задания.

2- й уровень. Неполное обобщение, осу-

3- й уровень. Неправильное обобщение,

4- й уровень. Задание не выполняется.

По такой же схеме уровень сформиро- ванности общеучебных интеллектуальных умений проверялся у младших школьников и после окончания работы с заданиями ра- бочей тетради.

Внедрение в учебный процесс рассмот- ренных выше заданий рабочей тетради по- казало, что в начале обучения первокласс- ники в большинстве своем справляются с наглядно-образным уровнем классифика- ции с одной или несколькими логическими ошибками.

Обобщение материала чаще происходит с ошибками эмпиризма и схематизма. При- чем подобный уровень классификации и обобщения характерен как для учащихся общеобразовательных (но не лицейских) классов, так и для классов коррекционно- развивающего образования. Разница же в результатах выполнения заданий происте- кает из-за разной степени развития умений наблюдения, слушания, чтения.

К концу учебного года во всех классах, обучающихся по заданиям данной рабочей тетради, наметилась явная положительная динамика в их выполнении. Так, у всех уче- ников исчез 4-й (самый низкий) уровень выполнения заданий. Одновременно уве- личилось число учащихся, выполняющих задания на 1-м (высоком) уровне.

Значительная часть учащихся проде- монстрировала переход от наглядно-образ- ной классификации к словесно-логической форме выполнения заданий.

Обобщение стало более точным, выпол- няемым как на наглядно-образном, так и на словесно-логических уровнях; ошибки эм- пиризма и схематизма значительно сокра- тились.

Кроме этого произошло заметное сок- ращение (а в отдельных заданиях и вырав- нивание) разрыва в результатах выполне- ния заданий у учеников коррекционно- развивающих и общеобразовательных классов.

В ходе работы с заданиями рабочей тетра- ди выявилась степень общей успешности младших школьников в овладении сочетани- ями общеучебных интеллектуальных уме- ний (лишь в своей совокупности и единстве обеспечивающих успешность учащихся в ов- ладении учебной деятельностью).

Наибольшую успешность младшие школьники продемонстрировали в овладе- нии сочетаниями умений: наблюдения, обобщения, самоконтроля; слушания, клас- сификации, самоконтроля; чтения, класси- фикации, самоконтроля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постоянное развитие общественных потребностей и реформа образования побуждают авторов учебников искать новые пути для реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. Новых способов построения и форм подачи материала требует и ориентация на интеграцию гуманитарного знания и создание интегрированных курсов. Не следует забывать также о необходимости снижения нагрузки на учащихся. Все это побуждает постоянно обращаться к обновлению, как теоретического содержания учебной литературы, так и практики ее издания. Весьма актуальными стали требования доступности, увлекательности и компактности учебника.

Важной задачей для теоретиков и практиков стал поиск интегративной модели учебного предмета и ее реализация в различных составных частях учебно-методического комплекса.

При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно значимой, наиболее актуальной становится задача овладения учащимися способами самостоятельного добывания и активного усвоения знания. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у школьников навыков учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету. Изменение целей учебно-воспитательного процесса влечет за собой преобразование содержания образования, средств и методов обучения, требует пересмотра всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в его состав рабочих тетрадей для школьников.

Педагогический опыт показывает, что при самостоятельном чтении учебника школьники часто скользят по тексту, не замечая многих важных положений. В то же время, видя, что в учебнике содержатся все основные сведения, ребята зачастую не ведут записей по ходу урока. Следует учитывать текстовую и логическую сложность учебников, а также уровни восприятия и понимания смысла текста учащимися. Учитель же, привыкший большую часть урока использовать для передачи информации, нередко испытывает трудности в организации работы ребят. Помочь в преодолении этих затруднений, почти неизбежно возникающих при переходе к новой учебной литературе, призваны рабочие тетради на печатной основе. Использование рабочих тетрадей по истории и географии положительно влияет на процесс узнавания предметов, цвета, общую обработку информации; развивает образное мышление, кратковременную, непроизвольную память, активизирует логическое и абстрактное мышление, развитие речи, письменных навыков, развитие долговременной, логической памяти. Они развивают межполушарное взаимодействие, что является одним из требований здоровье сберегающей технологии.

Благодаря этому дети учатся находить фактический материал (например, даты, имена), выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет. Использование тетрадей избавляет учащихся от большого объема механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время емкие ответы, помогают найти правильные ответы. Целиком заполненная рабочая тетрадь, в которую своевременно внесены необходимые уточнения и исправления, в последствии может стать отличным конспектом для повторения пройденного материала – тем более полезным, что он в значительной степени готовится самим учеником.

«Использование тетради облегчает учителю планирование урока, позволяет сочетать устную и письменную работу, выделить вопросы для коллективного обсуждения и для индивидуальных размышлений. При этом учителю не надо придумывать вопросы и задания. Иными словами, тетради облегчают решение одной из самых сложных проблем в организации урока истории – привлечь весь класс к активной познавательной деятельности. Таким образом, современная рабочая тетрадь – это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. Рабочая тетрадь способствует дифференциации и индивидуализации процесса обучения, так как в ее основе лежат теории о межполушарной асимметрии головного мозга, учения о деятельности ведущей репрезентативной системы.

Доклад на тему:

Постоянное развитие общественных потребностей и реформа образования побуждают авторов учебников искать новые пути для реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. Новых способов построения и форм подачи материала требует и ориентация на интеграцию гуманитарного знания и создание интегрированных курсов. Не следует забывать также о необходимости снижения нагрузки на учащихся. Все это побуждает постоянно обращаться к обновлению, как теоретического содержания учебной литературы, так и практики ее издания. Весьма актуальными стали требования доступности, увлекательности и компактности учебника.

Важной задачей для теоретиков и практиков стал поиск интегративной модели учебного предмета и ее реализация в различных составных частях учебно-методического комплекса.

При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно значимой, наиболее актуальной становится задача овладения учащимися способами самостоятельного добывания и активного усвоения знания. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у школьников навыков учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету. Изменение целей учебно-воспитательного процесса влечет за собой преобразование содержания образования, средств и методов обучения, требует пересмотра всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в его состав рабочих тетрадей для школьников.

Педагогический опыт показывает, что при самостоятельном чтении учебника школьники часто скользят по тексту, не замечая многих важных положений. В то же время, видя, что в учебнике содержатся все основные сведения, ребята зачастую не ведут записей по ходу урока. Следует учитывать текстовую и логическую сложность учебников, а также уровни восприятия и понимания смысла текста учащимися. Учитель же, привыкший большую часть урока использовать для передачи информации, нередко испытывает трудности в организации работы ребят. Помочь в преодолении этих затруднений, почти неизбежно возникающих при переходе к новой учебной литературе, призваны рабочие тетради на печатной основе. Использование рабочих тетрадей по истории и географии положительно влияет на процесс узнавания предметов, цвета, общую обработку информации; развивает образное мышление, кратковременную, непроизвольную память, активизирует логическое и абстрактное мышление, развитие речи, письменных навыков, развитие долговременной, логической памяти. Они развивают межполушарное взаимодействие, что является одним из требований здоровье сберегающей технологии.

Благодаря этому дети учатся находить фактический материал (например, даты, имена), выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет. Использование тетрадей избавляет учащихся от большого объема механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время емкие ответы, помогают найти правильные ответы. Целиком заполненная рабочая тетрадь, в которую своевременно внесены необходимые уточнения и исправления, в последствии может стать отличным конспектом для повторения пройденного материала – тем более полезным, что он в значительной степени готовится самим учеником.

«Использование тетради облегчает учителю планирование урока, позволяет сочетать устную и письменную работу, выделить вопросы для коллективного обсуждения и для индивидуальных размышлений. При этом учителю не надо придумывать вопросы и задания. Иными словами, тетради облегчают решение одной из самых сложных проблем в организации урока истории – привлечь весь класс к активной познавательной деятельности. Таким образом, современная рабочая тетрадь – это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. Рабочая тетрадь способствует дифференциации и индивидуализации процесса обучения, так как в ее основе лежат теории о межполушарной асимметрии головного мозга, учения о деятельности ведущей репрезентативной системы.

Читайте также: