Пути включения речевой коррекционной работы в деятельность доу по реализации фгос до

Обновлено: 05.07.2024

Краткий комментарий к статье от Екатерины Геннадиевны:

Полезного чтения…

В настоящее время, в системе дошкольного образования очень часто происходят изменения и одним из последних, стало принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования, в котором указаны ряд требований, о том какая должная быть программа дошкольного образования.

Если рассмотреть принципы, на которых строится вся коррекционно-развивающая работа согласно ФГОС, то изменения на лицо:

  • Принцип индивидуализации: предполагает учёт особенностей каждого ребёнка, темпа усвоения знаний и скорость выполнения заданий, но при этом прислушиваться к потребностям каждого из них;
  • Принцип признания ребёнка полноправным участником образовательного процесса: ребёнок не является объектом, а становится субъектом образования и становится равноправным участником того, что происходит во время развития речевых навыков. Все воспитанники в полном объеме участвуют в жизни коллектива. В результате дети достигают наиболее полного прогресса в социальном развитии.
  • Принцип поддержки детской инициативы: не нужно оказывать ребёнку помощь при первых же его затруднениях, достаточно лишь дать совет или задать наводящий вопрос. Необходимо дать ему самостоятельность и возможность применить свои знания, тем самым вызвать гордость за свою инициативу.
  • Принцип интеграции усилий специалистов: необходимость взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения при разработке и реализации мероприятий для детей с ОВЗ.
  • Принцип конкретности и доступности учебного материала: важно учитывать реальные возможности каждого ребёнка, чтобы он не испытывал интеллектуальных и моральных перегрузок, а для этого на каждую группу детей с нарушением речи, помимо индивидуальной программы рассчитанной конкретно на данную категорию детей, определяется индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребенка.
  • Принцип взаимодействия родителей, как законных представителей ребёнка и ДУ. Родителей необходимо сделать не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.

В рамках реализации программы в соответствии с ФГОС важен личностный результат, т.е на сколько он инициативен, самостоятелен, уверен в себе, физически развит и любознателен. Кроме всего важна социализация ребёнка с ОВЗ в современном мире, поэтому ему необходимо помочь овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной устной речью и коммуникативными навыками.

Обязательным условием освоения стандарта является создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, в которых каждый ребенок сможет удовлетворить свою потребность в развитии и использование специальных методов обучения, специальных пособий и дидактических материалов, использование инновационных средств коррекционного обучения. И, конечно же, среди них хочется отметить информационно-компьютерные технологии, которые являются для ребёнка яркой, привлекательной, динамической и звуковой картинкой. Благодаря использованию данных технологий в работе с детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты:у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения.

Каждому известно, что Стандарт выделяет пять образовательных областей и в работе по коррекции нарушений речи развитие ребёнка по этим направлениям происходит параллельно, т.е ребёнок должен научиться не только правильно говорить, но и уметь договариваться, вести диалог со своим собеседником, уметь аргументировать свои выводы по каким-либо вопросам и это всё коммуникативные навыки; иметь достаточное количество знаний по различным темам это познание; если он может выразить свои мысли логично и последовательно и при этом использовать различные выразительные средства – это уже речевое развитие; ребёнок видит в окружающем мире, у него развивается чувство прекрасного красоту это предполагает художественно-эстетическое развитие; ну и конечно же физическое развитие так же присутствует во время работы при коррекции нарушений речи – это различные дыхательные гимнастики, артикуляционные, развитие мелкой и общей моторики.

Введение ФГОС ДО открывает перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы дошкольного учреждения, которые не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений , что делает этот процесс более творческим и интересным.

Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Подготовила учитель-логопед Еловикова И. Г.

Работа логопеда в дошкольном учреждении многогранна и объемна. Несмотря на то, что все часы работы логопед обязан проводить непосредственно с детьми, он еще должен спланировать свою деятельность так. чтобы учесть взаимодействие с коллегами и родителями. Представляю Вашему вниманию перечень разделов, в которых я попыталась отразить весь спектр работы логопеда на логопункте в дошкольном учреждении. В некоторых блоках отражена работа по обучению элементам грамоты - это дополнительная часть моей непосредственной деятельности, она не входит в обязанности логопеда на логопункте.

Организационный блок:

• Написание рабочей программы

• Составление учебного плана

• Оформление листа занятости (временной нагрузки)

• Оформление журнала посещения детей

• Составление годового и перспективного планов

• Составление графика работы

• Заполнение индивидуальных речевых карт

• Составление индивидуальных маршрутов коррекционного обучения

• Оформление тетради рабочих контактов с воспитателями ДОУ

• Оформление тетрадей для занятий родителей с ребенком

• Оформление журнала консультаций логопеда для родителей

Коррекционный блок:

• Коррекционно - развивающие фронтальные занятия по обучению грамоте

• Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения

• Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя речи

• Подгрупповые занятия по совершенствованию связной речи

• Подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и элементарных навыков письма и чтения

• Подготовка и проведение занятий с использованием театрализованных и социоигр

• Подготовка и проведение компьютерных игр по обучению грамоте.

Диагностический блок:

• Первичная, промежуточная диагностика речевого развития детей

• Диагностика детей подготовительных групп в конце учебного года с проведением анализа результатов диагностики за год, отчет о проделанной работе с презентацией

• Обследование детей по запросам воспитателей и родителей с целью раннего выявления детей с нарушением речи и своевременного оказания коррекционной помощи

• Составление логопедических представлений в городскую ПМПК на детей, нуждающихся в изменении образовательной программы в связи со сложными речевыми нарушениями.

• Взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ:

Консультации для воспитателей и специалистов по результатам обследования речи детей:

• Семинар-практикум по использованию кинезиологических комплексов в работе воспитателей.

Совместная оценка качества коррекционно-педагогической деятельности

• Посещение открытых занятий воспитателей;

• Участие в работе ПМПк ДОУ.

• Участие в МО педагогов ДОУ

• Участие в педгостиных, педсоветах, педагогических часах, в Школе дошкольных наук, семинарах, открытых занятиях;

• Участие в творческих группах

• Участие и выступления в заседаниях МО узких специалистов.

Работа с родителями:

Самой востребованной и актуальной формой работы с родителями всегда является консультативно - просветительская деятельность. Наибольшее число обращений было по следующим вопросам:

- что такое общее недоразвитие речи (15%,

- чем обусловлена речевая патология у дошкольников (35%,

- особенности проведения занятий дома (60%,

- готовность ребенка к школе (50%).

Данная работа позволила повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, повысить общую грамотность родителей, познакомить родителей воспитанников с особенностями развития речи детей с речевой патологией и методами коррекционного воздействия.

Индивидуальные консультации и беседы на темы:

• Индивидуальные консультации для родителей по результатам

• Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук;

• Формирование правильного речевого дыхания;

• Роль родителей в развитии речи детей;

• Развитие внимания и памяти детей;

• Игры по развитию словаря;

Рекомендации родителям на летний период.

Посещение родителями:

• индивидуальных логопедических занятий по подготовке к обучению грамоте с целью выработки единых требований

Родительский уголок:

Материалы в родительские уголки в группах (материал обновлялся поквартально):

• "Как работает логопед" (видеосюжет)

Оснащение логопедического кабинета:

• Оформлены дидактические игры по обогащению словаря, лексико-грамматическим категориям, слоговой структуре, фонематическому восприятию;

• Изготовлены пособия для дыхательной гимнастики, развития мелкой мускулатуры обеих рук.

Прикреплённые файлы:

Построение НОД по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС При построении занятий, с учётом Стандарта, по развитию речи с дошкольниками 5-7 лет я: 1. Продумываю организацию детей на занятии (чередование.

Подготовка детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Подготовка детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Федеральный государственный стандарт дошкольного образованияопределяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Они.

Предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС Вопрос организации предметно-развивающей среды дошкольного образования на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением.

Сотрудничество учителя-логопеда с семьёй в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Анализ деятельности учителя-логопеда показал, что количество детей с речевой патологией увеличилась на 10%: на начало учебного года из 100%.

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО Предметно - развивающая среда позволяет взрослому организовать образовательный процесс «с наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций:.


Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбранной темы заключается в необходимости поиска новых путей и эффективных методов организации деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС.

Цель: Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

В статье рассматривается организация коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающее всестороннее развитие и коррекцию воспитанников с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Ключевые слова: коррекционная работа, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование детей, коррекция обучающихся с ОВЗ

Keywords: remedial work, disabilities, inclusive education of children, correction of students with disabilities

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить, готовясь, в детстве не живет.

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.

Дошкольное детство проходит быстро и педагогам совместно с родителями необходимо сделать это время более счастливым и ярким.

Стандарт дошкольного образования — это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Дошкольное образование является первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников.

Стандарт ДО даёт возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок может развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом. Поэтому, стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда.

Готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений — это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда.

Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.

Введены такие понятия, как: дети с ОВЗ — это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ПМПК и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование — равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность педагогов, родителей, детей.

Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Поменялась целевая установка мониторинга. Его результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образовательного процесса (создание индивидуального маршрута ребенка);
  2. повышение эффективности коррекционной работы с детьми.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Учителю-логопеду необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.

Главная цель работы учителя — логопеда — развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

– создания развивающей образовательной среды;

– учитель-логопед должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

– непрерывность профессионального роста учителя-логопеда;

– формирование взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;

– осознание того, что игровая деятельность — ведущая в дошкольном возрасте;

– единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;

– разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

В своей профессиональной деятельности учителю — логопеду необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ.

Этот способ основан на интеграции образовательных областей.

Таким образом, работа учителя-логопеда видоизменилась, как по форме, так и по содержанию. Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное развитие личности воспитанника. С введением ФГОС свою практическую работу с детьми организую, используя деятельностный и проблемно-поисковыйподход.

Организую образовательную деятельность посредством создания разнообразных образовательных ситуаций, побуждающих детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Стараюсь не давать информацию в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети самостоятельно “открывали” новое знание, смело высказывали свои мнения или предположения. В ходе образовательной деятельности создаю ситуации выбора (практического и морального). Предоставление детям права практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для проявления ребенком активности, личного самовыражения и самостоятельности.

Такой подход обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности, воспитание активной личности.

Для создания проблемных ситуаций использую противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. В организованной образовательной деятельности создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

В созданных реально-практических ситуациях дети приобретают опыт познания мира и учатся проявлять чувства заботливого, участливого отношения друг к другу, к другим людям, бережного отношения к природе, любви и уважения к Родине.

Система воспитательной работы дает положительные результаты: приобретённые навыки дети используют в повседневной жизни — при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности, другими людьми. У воспитанников проявляются такие качества как инициативность, общительность, отзывчивость, дружелюбие, умение вести диалог. Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходил максимально успешно, учитель-логопед должен систематически повышать свой профессиональный уровень.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционная работа, дошкольное образование, ограниченная возможность здоровья, дошкольный возраст, образовательная деятельность, воспитательно-образовательный процесс, дошкольное детство, инклюзивное образование, личное самовыражение.

Автор: Шевченко Екатерина Владимировна

Организация: МАДОУ д/с №2

Населенный пункт: г. Белгород

Автор: Железниченко Юлия Игоревна

Организация: МАДОУ д/с №2

Населенный пункт: г. Белгород

Автор: Ярковская Виктория Андреевна

Организация: МАДОУ д/с №2

Населенный пункт: г. Белгород

Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:

  • коррекционная работа включается во все направления деятельности детского сада;
  • содержание коррекционной работы – это психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
  • все специалисты детского сада осуществляют коррекционную работу.

Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Содержание коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии (содержание диагностического модуля);
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (содержание коррекционно-развивающего, оздоровительно-профилактического, социально-педагогического модулей);
  • возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграции в образовательной организации (как результат коррекционной работы).

Рассмотрим механизмы реализации содержания коррекционной работы.

Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

(диагностический модуль)

Задачи диагностического модуля: выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Программы; определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Программы.

Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами.

Направления, содержание комплексного изучения ребенка, перечень специалистов, изучающих причины затруднений ребенка при освоении Программы, отражены в таблице:

Направления и содержание комплексного изучения дошкольника

Выявление состояния физического и психического здоровья, изучение медицинской документации.

Обследование актуального уровня развития ребёнка, определение зоны ближайшего развития, выявление трудностей, возникающих у ребёнка по мере освоения основной образовательной программы, причин возникновения данных трудностей.

Изучение семейных условий воспитания ребёнка.

Индивидуально ориентированная психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ

(коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули)

Задачи коррекционно-развивающего модуля:

  • определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;
  • разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении основной образовательной программы (на основе полученных диагностических данных);
  • организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в освоении основной образовательной программы.

Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.

Условия, необходимые для реализации коррекционной работы:

  • использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приёмов обучения и воспитания;
  • использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ:

  • даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;
  • раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;
  • содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:

  • диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
  • проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
  • сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
  • аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-педагогический консилиум детского сада (ППк), который решает задачу взаимодействия специалистов.

Задачи оздоровительно-профилактического модуля: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ, обеспечение их медико-педагогического сопровождения.

Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями.

Задачи социально-педагогического модуля:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
  • взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность.

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ основной образовательной программы.

Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении основной образовательной программы.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником основной образовательной программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке городской ППК, ребенку предоставляется место в специализированных группах детских садов города.

Читайте также: