Пути и средства вовлечения подростка в экстремистскую деятельность кратко

Обновлено: 02.07.2024

Одной из острейших социальных проблем современности является распространение экстремизма. Особую обеспокоенность вызывают проявления экстремизма в подростковой среде, поскольку представители этой возрастной группы наиболее подвержены негативному информационно-психологическому воздействию со стороны лиц и группировок экстремистской направленности.

Деятельности по профилактике подросткового экстремизма придается важнейшее значение.

Экстремизм (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов.

Уголовный кодекс Российской Федерации под преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Что относится к экстремистским действиям

насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;

публичное оправдание террористических актов;

пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;

распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;

нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;

препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;

воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;

пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;

массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов;

публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;

публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;

финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

Факторы молодежного экстремизма

Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с подростками и молодежью как с наиболее уязвимыми категориями граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;

влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;

влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);

стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;

собственные представления и моральные установки;

личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);

Основные черты современного молодёжного экстремизма:

возрастающая организованность, сплочённость группировок;

формирование в группировках идеологических, аналитических и боевых структур;

усиление мер конспирации;

использование для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий.

Основные направления профилактической работы

На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:

тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;

повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;

включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;

внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);

непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;

анализ процессов, происходящих в подростковой среде, а также их философский и социокультурный аспекты;

обеспечение доступности культурных благ для подростков и молодежи;

реализация потребности в самореализации и самовыражении;

организация досуга обучающихся (волонтерских проектов, социальных программ).

Деятельность с разными группами подростков и молодежи

Профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться с учетом ее неоднородности. Можно выделить два основных направления работы:

с группами, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности; такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений; задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений;

с группами, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения; такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.

Несмотря на то, что профилактическая деятельность должна проводиться среди всех подростков, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Можно выделить такие группы риска:

дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованности, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);

так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;

подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;

представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;

члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений могут проводить опасную для общества деятельность.

Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:

применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;

формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;

донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;

формирование в сознании молодежи уверенности в неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;

выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

В образовательных организациях рекомендованы следующие действия:

установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних; ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях;

регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться вопросы воспитания законопослушных граждан;

выработка системы, в соответствии с которой обучающиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются;

организации занятости обучающихся;

развитие различных форм урочной и внеурочной деятельности, реализующих этнокультурное содержание образования;

создание в образовательной организации атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и понимания среди обучающихся.

Работа с родителями

Основные нравственные качества детей и подростков формируются в семье, на примере отношений родственников, их мировоззрения и позиции. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в образовательных организациях должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация:

специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность;

степень ответственности родителей за преступления несовершеннолетних детей;

формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков;

механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность;

определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания;

специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков;

необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.

Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм. Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния:

унижение человеческой чести и достоинства;

возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;

организация сообществ экстремистского характера;

организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.

Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность.

Тем не менее, в определенных законом случаях даже несовершеннолетние лица привлекаются к ответственности за экстремизм. Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему.

Статьи 243-244 подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.

Противодействие и самооборона

Безусловно, теоретическая основа важна. Тем не менее, важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность в России. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:

по возможности запишите разговор на цифровой носитель или же сделайте пометки на бумаге;

не прикасайтесь ни к каким подозрительным предметам, вызовите правоохранительные органы в случае их обнаружения;

покиньте здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов;

подойдите к двери и проверьте ее температуру — если она горячая, открывать нельзя, а потому следует искать другие пути эвакуации;

обезопасьте дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска);

если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками;

обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет;

внимательно отнеситесь к звуковому фону, это может оказаться полезным при определении его местонахождения;

Профилактика экстремизма в образовательных организациях должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у подростков. Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

Экстремизм многолик и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Различают этнический, политический, религиозный, экономический, сексуальный, межличностный и иные виды экстремизма, которые могут проявляться на уровне личности, группы, государства (общества).

В основе экстремизма лежит агрессия. Однако это неравнозначные понятия, так как по своей сути любой экстремизм агрессивен, но далеко не каждый случай агрессии равнозначен экстремизму.

Что можно считать экстремистскими действиями?

- хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, публичное разжигание национальной или расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.

Ответственность за экстремистскую деятельность

Нужно знать и помнить! За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Терроризм - это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан. Это последняя стадия человеческого безумия, первым зернышком которого является экстремизм, т.е. провокация беспорядка, гражданское неповиновение и многое другое.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. И частью террористической тактики, направленной на вызов паники, страха у населения является теракт. Ни для кого не секрет, что проблема распространения экстремизма и терроризма в российском обществе является фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности всего государства.

Как может выглядеть экстремист, либо террорист?

Чаще это молодые люди от 14 до 22. Агрессивные, жестокие, предпочитают силовые варианты при решении жизненных задач, стремятся идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов, нечувствительны к чужой боли, страданиям и потерям, лишены родительской заботы, познали раннее унижение. Им присуще: низкий уровень образования и общей культуры, стереотипное мышление, искаженное представление об историческом прошлом.

Почему же именно молодые люди чаще становятся экстремистами?

Как не стать жертвой

В экстремистские и террористические организации подростков вербуют через Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Наиболее легко вербовке поддаются одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.

Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки в экстремистскую группу, вербовщики могут исследовать странички в соцсетях — это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей (в соцсетях — таких великое множество)…

Что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов:

· В первую очередь, ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!

· Не вступайте в непонятные, подозрительные группы! Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней!

· Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: "Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай. "

· Будьте внимательны, когда к вам "стучится" новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы!

· Не верьте простым и ярким обещаниям.

· Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов!

Помните! От экстремизма и насилия нас защищает полиция, но никто не защитит нас лучше, чем мы сами!

Терроризм — это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения различными органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Это одно из наиболее тяжких преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, вооружённое нападение, нападение на компьютерные сети и др.).

    Терроризм влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.

Террористы в нашей стране никогда не остаются безнаказанными. Они либо бывают ликвидированы во время контртеррористических операций, либо наказываются в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. (О том, какие наказания за террористическую деятельность предусмотрены в российском законодательстве, мы подробно рассматривали в 5 классе.)

Так, ликвидирован руководитель теракта в Будённовске в 1995 г. Руководитель рейда боевиков на Кизляр (Дагестан) в 1995 г., арестован спустя пять лет и приговорён к пожизненному заключению. До сих пор органы правопорядка находят участников захвата больницы в Будённовске и исполнителей других террористических актов и осуждают их на различные сроки. Ликвидированы в ходе боевых действий или осуждены на длительные сроки заключения исполнители взрывов двух жилых домов в Москве в 1999 г. Уничтожены почти все исполнители захвата школы в Беслане в 2004 г. и один приговорён к пожизненному заключению.


Этой юной заложнице чудом удалось вырваться из-под обстрела террористов. 3 сентября 2004 г.

Неоднократно для тех боевиков, кто добровольно сложит оружие, объявлялась амнистия. Те из них, кто отказались это сделать, будут и дальше разыскиваться спецслужбами и органами правопорядка, чтобы никто из террористов не ушёл от ответственности перед законом.

В России о терроризме начали говорить, начиная со второй половины XIX в., когда некоторые политические организации пытались использовать его как средство борьбы с властью.

Главная цель современного терроризма: захват власти.

Современный терроризм возник в начале 60-х гг. прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй. Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий. Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения и в политическом, и в военном отношении. К концу XX в. террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей.

Значительно изменились характер и тактика террористической деятельности. Террористы стали чаще прибегать к тактике совершения взрывов, похищений людей и убийств государственных деятелей, захватов воздушных судов.

Облик современного терроризма чрезвычайно многообразен. Современные эксперты выделяют около 200 видов современной террористической деятельности. Все виды терроризма носят политический характер, т. е. служат в первую очередь политическим целям террористов. В настоящее время не существует принятой всеми специалистами классификации видов терроризма. Но можно их выделить по характеру общественного проявления и формам технического осуществления.

Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране.

Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях социально-политической изоляции он обречён на поражение. При этом терорристы основную ставку делают на прессу.


Момент контртеррористической операции в Мумбаи (Индия). Террористы захватили заложников в гостиницах в центре города. При освобождении заложников погибло 166 человек. Ноябрь 2008 г.

Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений. Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения религии.

Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций.

Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками и т. п.

Специалисты отмечают, что сегодня политический терроризм всё больше сливается с уголовной преступностью. Их можно различить лишь по целям и мотивам, а методы и формы идентичны. Они взаимодействуют и оказывают друг другу поддержку. Нередко террористические организации политического толка для получения финансовых и материальных ресурсов используют уголовные методы, прибегая к контрабанде, незаконной торговле оружием и наркотиками. Бывает сложно разобраться, какой характер — политический или уголовный — носит ряд криминальных акций, таких, как убийство крупных деятелей бизнеса, захват заложников, угон самолётов и т. д. Очевидно одно — бесчеловечная и преступная сущность этих деяний.

Националистический терроризм основывается на национальных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего собственного националистического государственного образования.

Пример: многолетняя деятельность Ирландской республиканской армии с целью отколоть Северную Ирландию от Великобритании.

Технологический терроризм заключается в применении или в угрозе применения ядерного, химического или бактериологического оружия, радиактивных и высокотоксичных химических, биологических веществ, а также в угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

По степени разрушительности выделяется ядерный терроризм, состоящий в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появление недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверхопасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Такие действия проводятся в интересах достижения политических, военных, экономических, социальных и других целей террористов.

Отмечается рост опасности кибертерроризма, заключающийся в действиях по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или наступления иных общественно опасных последствий.

Основной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющие информационной структуры, что позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена, осуществлять иные деструктивные воздействия.

Наиболее опасны атаки на объекты энергетики, телекоммуникации, авиационные диспетчерские системы, финансовые электронные системы, правительственные информационные системы, а также автоматизированные системы управления войсками и стратегическим оружием.

    Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности, и его подавление является общим делом всего международного сообщества. Терроризм несёт угрозу национальной безопасности России, и противодействовать ему в полной мере должны государство, общество и каждый здравомыслящий человек.

При этом отметим необходимость противостоять вовлечению в террористическую деятельность, так как существует опасность оказаться в сетях террористической организации, попав под влияние идеологии насилия и экстремистского мышления.

  • рост неудовлетворённости в обществе, прежде всего из-за большого разрыва в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными;
  • снижение уровня защищённости жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз, снижение уровня жизни населения, безработица, — всё это способствует формированию в обществе настроений социальной отчуждённости, усилению эгоизма, апатии и иждивенчества со стороны значительной части населения;
  • влияние организованной преступности на обострение и углубление противоречий в обществе, постепенное втягивание определённой части населения в криминальные отношения;
  • упадок духовной жизни общества, разрушение исторических и культурных традиций народов России, утверждение культа индивидуализма, эгоизма и насилия, формирование в обществе неверия в способность государства защитить своих граждан, снижение значимости таких понятий, как долг, достоинство, честь и верность Отечеству;
  • расширение возможностей по пропаганде идей терроризма с использованием современных средств коммуникаций, распространение технологических приемов организации и проведения террористических актов через СМИ и Интернет.

Потом в местах, за которыми наблюдали и куда что-то передавали, могут прогреметь выстрелы, взрывы, погибнуть люди.

Ваше поведение во многом обусловлено, с одной стороны, внешними факторами — социальной средой, т. е. вашим окружением, системой ценностей, принятых в обществе; с другой стороны — внутренними факторами — жизненным опытом, приобретённым в семье, школе, в процессе общения с друзьями, некоторыми врожденными качествами, такими как ваш темперамент. Выделяют четыре типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Отметим наиболее характерные черты поведения человека по типам темперамента.

Сангвиник — человек, отличающийся быстрой возбудимостью, ярким внешним выражением своих эмоций и лёгкой их сменяемостью. Как правило, это весёлые, подвижные, горячие, энергичные, впечатлительные, любящие поговорить люди.

Холерик — сильный, но неуравновешенный, легко раздражающийся и не очень-то быстро успокаивающийся человек. Чаще всего он вспыльчив и прямолинеен.

Меланхолик — слабый, быстро истощающийся и медленно восстанавливающийся человек.

Флегматик — сильный, уравновешенный тип человека. Он спокоен, ровен, готов нести на своих плечах любую ношу. Его деловые качества — устойчивость и упорство в труде.

Принято считать, что тип темперамента зависит от типа, ритма и интенсивности основных психических процессов. При этом считается, что в чистом виде представители того или иного темперамента встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной ситуации могут проявиться черты, присущие разным темпераментам.

Таким образом, человек при желании и в определенных условиях может изменить свое поведение.

Так, сангвиник способен достичь больших результатов, если будет меньше переживать, а больше действовать, целенаправленно доводить до конца задуманное.


Психологическая неуравновешенность может привести к конфликту

Меланхолику можно посоветовать научиться более оперативно переключать внимание с одного вида деятельности на другой и быть готовым прийти на помощь окружающим в соответствующих ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

Флегматик должен не останавливаться на достигнутом, постоянно ставить перед собой повышенные, но выполнимые задачи и добиваться их выполнения.

Телефонные террористы

Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению, общее количество данных преступлений всё ещё велико.


Оказаться за этой дверью проще простого, а чтобы вернуться в нормальную жизнь, могут потребоваться долгие годы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.

Задачи:

Воспитательная задача: сформировать у воспитанников отрицательное отношение к экстремизму, терроризму; воспитывать чувство ответственности воспитанников за судьбу человечества; сформировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения.

Образовательная задача: дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме, объяснить сущности терроризма, его типы и цели;

Развивающая задача: развивать у учащихся навыки ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; умения делать выводы; развивать самостоятельность суждений учащихся; формировать умение работать в группах.

Оборудование:

Презентация (сопровождает все занятие) (прилагается)

Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.

Воспитательная задача: сформировать у воспитанников отрицательное отношение к экстремизму, терроризму; воспитывать чувство ответственности воспитанников за судьбу человечества; сформировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения.

Образовательная задача: дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме, объяснить сущности терроризма, его типы и цели;

Развивающая задача: развивать у учащихся навыки ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; умения делать выводы; развивать самостоятельность суждений учащихся; формировать умение работать в группах.

Оборудование:

Презентация (сопровождает все занятие) (прилагается)

Ход беседы (15 мин.)

Вступительное слово

Но прежде, чем начать наш правовой батл, давайте немного поиграем.

- Кто любит рисовать?

- Кто любит танцевать?

- Кто любит петь?

- Кто любит мороженое?

- У кого дома есть кошка?

- Кто любит красный цвет?

- Кто любит заниматься спортом?

- Кто любит купаться в реке?

- Кто сегодня приехал с хорошим настроением?

Экстремизм – это приверженность отдельных людей или групп к крайним взглядам и поступкам, которые направлены против законных политических прав и свобод граждан.

Прикрываясь патриотическими идеями, экстремисты разжигают вражду между людьми разных национальностей, религий или какой-либо социальной группы. И конечно же в основе экстремизма лежит агрессия.

Ребята, а что, по-вашему мнению, можно считать экстремистскими действиями? (Карточки, написать возможные ответы правильные и неправильные варианты ответа)

Возможные ответы: хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, разжигание расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.

(Слайд 4) Нужно помнить, что за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Скажите пожалуйста, а подростки могут быть наказаны за экстремистские деяния? (Ответы детей)

(Слайд 6) Терроризм

Терроризм - это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Ни для кого не секрет, что проблема распространения экстремизма и терроризма в российском обществе является фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности всего государства.

(Слайд 8) Практическая работа

Портрет экстремиста - террориста

А сейчас давайте попробуем представить портрет экстремиста - террориста.

молодые люди от 14 до 22 лет

предпочитают силовые варианты при решении жизненных задач;

стремятся идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов;

нечувствительны к чужой боли, страданиям и потерям;

лишены родительской заботы;

познали раннее унижение;

низкий уровень образования и общей культуры;

искаженное представление об историческом прошлом.

(Работа в группах (2 группы) Каждой группе даю список. Ребята обсуждают и записывают определения на листок.

(Слайд 9) После обсуждения каждая группа представляет свой портрет.

Хочу обратить ваше внимание на возраст террористов. В последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской деятельности. Молодежный экстремизм – это чуть ли не самая страшная проблема современности.

(Слайд 10) Способы вербовки и как не стать жертвой

А как, по-вашему, вербуют в экстремистские и террористические организации?

Мини лекции: Самый легкий и популярный путь через Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к людям, обеспечение анонимности, слабое контролирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Наверное, вы слышали о Варваре Карауловой, которая со своими вербовщиками познакомилась через мессенджер WhatsApp и втайне от родителей пыталась сбежать в Сирию. Она была задержана сотрудниками ФСБ и приговорена к трём годам лишения свободы.

И что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов?

Итак, давайте закрепим полученную информацию. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать Да или Нет. Вопрос и ответ Да или НЕТ

Нужно ли ограничить доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам с помощью соответствующих настроек в соцсетях? Да

Может ли вербовщик вычислить свою жертву путем анализа переписки в различных группах: мусульманских группах, группах знакомств, группах по интересам, например, среди поклонников компьютерных стрелялок и даже на популярных городских форумах? Да

Нужно ли откровенничать в общедоступных группах и на форумах? Нет

Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: "Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай. "

Нужно ли быть внимательным, когда к вам "стучится" новый знакомый? Да

Можно ли принимать в друзья всех подряд? Нет

Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы! Ведь это может быть бот или вербовщик!

(Слайд 11) Подведение итогов. Вывод

Мне бы хотелось сказать вам самое главное… У экстремизма нет лица, нет религии, нет нации. Это то, что толкает тебя на плохие поступки. Помните! От экстремизма и насилия нас защищают полиция и ФСБ, но никто не защитит нас лучше, чем мы сами!

И в завершении нашей беседы я бы хотела продемонстрировать вам следующий видеоролик (просмотр видеоролика)

Читайте также: